Научная статья на тему 'Методика рейтинговой оценки предприятий'

Методика рейтинговой оценки предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26146
4037
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика рейтинговой оценки предприятий»

Методика рейтинговой оценки предприятий

А.В. Постюшков

заведующий кафедрой «Финансы и кредит» Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова, кандидат экономических наук

В современных условиях становление рыночной экономики зависит от эффективности реализации экономических реформ в регионах и на конкретных предприятиях. В процессе реформирования предприятий на региональном уровне возникают многочисленные задачи, решение которых требует соответствующего учетно-аналитического и методического обеспечения.

В условиях рынка все субъекты рыночных отношений заинтересованы в оценке конкурентоспособности и надежности своих партнеров.

Экономика Саратовской области столкнулась с проблемой ранжирования предприятий с точки зрения их инвестиционной привлекательности и финансовой устойчивости. В связи с этим Министерством экономики, инвестиционной политики и межрегиональных связей правительства Саратовской области, Центром экономических реформ и научными работниками разработана «Методика рейтинговой оценки организаций» (далее - Методика).

Методика позволяет выявить жизнеспособные предприятия путем их сравнения как во времени, так и в пространстве. Использование этой Методики позволит более обоснованно подходить к процессу реформирования, реструктуризации предприятий области. В связи с этим возникает необходимость создания рейтингового агентства на территории области.

В общем случае рейтинг - это оценка анализируемого объекта по шкале показателей. Рейтинг является индикатором деловой активности, достаточно адекватно отражает коньюктурную ситуацию и позволяет сделать довольно точный прогноз, происходящих в ней изменений. Рейтинг - это мнение экспертов, оценка предприятия на

основе количественного (коэффициентного и на соответствие нормативам) и качественного анализов.

Различают рейтинги ценных бумаг на основе фондовых индексов и рейтинги финансового состояния. В Методике приведены рейтинги, оценивающие финансовое состояние с помощью системы экономических показателей. При этом рейтинг выступает своеобразным «клеймом качества» предприятия.

Применение «Методики рейтинговой оценки организаций» позволит в наиболее обобщенном виде представить деятельность предприятий на рынке, определить наиболее эффективные способы инвестирования капитала и тем повысить эффективность производства.

Методика носит системный комплексный характер и основана на различных аналитических подходах к ранжированию организаций. Несмотря на то, что Методика носит универсальный характер, она может учитывать отраслевые особенности исследуемых предприятий. Рейтинговая оценка предприятий может быть произведена как по каждому из рассматриваемых методов в отдельности, так и с использованием всех методов одновременно.

Метод создания рейтинга с помощью ряда показателей

Метод создания рейтинга с помощью ряда показателей относительно прост и основан на ранжировании предприятий в соответствии со значениями отобранных для анализа ключевых показателей. Этот метод использовался в Волгоградской области при создании рейтинга «ФВ-40» на основе четырех показателей - выручка, чистая

прибыль, капитализация, совокупный доход инвестора. Однако следует отметить, что отобранные показатели не полностью характеризуют финансовое состояние предприятия, а такие показатели, как капитализация и совокупный доход инвестора, являются в большей мере показателями для рейтинговой оценки ценных бумаг на основе фондовых индексов. Более обоснованным является системный комплексный подход к оценке финансового состояния, позволяющий дать всестороннюю оценку деятельности организации.

Метод кластерного анализа

Метод кластерного анализа в экономике позволяет разбить по определенным критериям изучаемую совокупность предприятий на группы, называемые кластерами. Способы кластеризации (иерархической группировки) могут быть аглломеративными (объединительными) и дивизивными.

В первом случае вначале выбираются элементарные кластеры, а затем происходит их объединение в один совмещенный кластер. Во втором случае предприятия разбиваются на кластеры непосредственно. В настоящей Методике использован первый подход. Графическое изображение процесса объединения кластеров называется дендрограммой - графиком дерева объединения кластеров.

Кластерный анализ как многомерная статистическая процедура упорядочивания исходных данных (объектов) в сравни-

тельно однородные группы включает: отбор исходных информационных данных для кластеризации; определение системы показателей, по которым будут оцениваться предприятия; формирование исходных кластеров и итогового кластера; проверку достоверности результатов кластерного решения.

Для формирования рейтинга финансового состояния предприятий методом кластерного анализа рекомендуется использовать следующие показатели: коэффициент текущей ликвидности (либо коэффициент покрытия), коэффициент обеспеченности собственными средствами, коэффициент оборачиваемости, коэффициент рентабельности производства. Результаты кластерного анализа представлены в таблице 1.

Кластеры 1-4 соответствуют отобранным показателям. Если предприятие занимает по критерию максимизации соответствующего показателя 1-е место в кластере, то ему присваивается 1 балл, если 2-е место -2 балла и т. д. В совмещенном итоговом кластере предприятия располагаются по принципу минимума набранных баллов. Итоговый кластер представляет собой рейтинговую оценку финансового состояния предприятий.

При этом возможны различные варианты расположения предприятий в кластерах. Предприятие может занимать лидирующие позиции в кластерах 1-4, но не попасть в лидеры в совмещенном кластере. Или наоборот, предприятие, не входящее по кластерам 1-4 в лидирующую группу, может по

Таблица 1

Результаты кластерного анализа

Кластеры

Предприятия 1 2 3 4 Совмещенный (итоговый) кластер

А X X X X X

Б X X X X X

В X X X X X

Г X X X X X

д ит. д. X X X X X

совокупности показателей занимать стабильные лидирующие позиции в совмещенном кластере.

Таким образом, стабильно высокие значения показателей кластерного анализа предопределяют высокий рейтинг предприятия.

Матричный метод анализа

Матричный метод анализа используется для обобщающей оценки эффективности деятельности предприятия. В основе матричного метода лежит концепция представления производственного процесса как вход-выход в виде матричной модели. На входе потребляются ресурсы и формируются затраты, а на выходе происходит поступление и сбыт готовой продукции и определяются результаты деятельности в стоимостной форме.

Матричный метод ориентирован, прежде всего, на оценку финансового результата (прибыли) и является достаточно универсальным инструментом для оперативного проведения в компьютерном режиме укрупненных расчетов по оценке эффективности деятельности предприятий и его структурных подразделений.

Конечная цель анализа предприятия состоит в оценке его экономического положения в сопоставлении с ресурсами и затратами, которое имеет решающее значение для возможностей его развития в будущем. В проведении такого анализа и его результатах должен быть заинтересован прежде всего руководитель (менеджер) предприятия. Предметом анализа может быть деятельность как всего предприятия, так и его структурных подразделений.

Процесс проведения матричного анализа включает следующие этапы: определение цели/целей анализа, получение информации (данных об анализируемых свойствах или аспектах предприятия), оценка полученных данных и интерпретация результатов. Для проведения такого анализа необходимо сопоставить экономические результаты хозяйственной деятельности с ресурсами и затратами, потребовавшимися для достижения этих результатов.

Исходной информацией для анализа являются экономические показатели, определяемые по данным бухгалтерского и статистического учета и отчетности.

В качестве исходных исследуются следующие показатели: прибыль, выручка от реализации продукции, ее себестоимость, материальные затраты, основные фонды, фонд оплаты труда, численность персонала.

За основу матричной модели экономического анализа берется квадратная таблица - матрица.

Элементы матрицы отражают специфическое экономическое содержание, из которого следует их каждое отдельное название. Одни из них достаточно известны, другие до сих пор остаются без должного внимания и не имеют точных наименований (например, соотношение производственных фондов и материальных затрат и другие взаимосвязи). Но они характеризуют ту или иную сторону деятельности предприятия и рассматриваются как экономические коэффициенты.

Число показателей в матрице может быть различным. С помощью системы отобранных показателей деятельности предприятия можно своевременно выявлять его проблемы и внутрипроизводственные резервы. Это своего рода диагноз предприятия, без которого трудно выработать финансовую стратегию его развития.

Приведенная матрица показателей эффективности хозяйственной деятельности состоит из парных локальных показателей эффективности. В каждой паре (например, рентабельность затрат и затратоемкость прибыли) один показатель (прямой показатель эффективности) должен расти при повышении эффективности, а другой (обратный показатель) - уменьшаться. Матрицу показателей эффективности можно сравнить с инструментарием производственной функции, которая позволяет изучать экономическую и техническую сторону производства на основе взаимосвязи затрат, ресурсов и результатов.

Очередность исходных показателей в матричной модели рекомендуется соблюдать так, чтобы те элементы матрицы, рост которых считается положительным явлени-

ем с экономической точки зрения, остались по одну сторону диагонали, например под диагональю. Такое конструирование матричной модели называется ее упорядочением, а соответствующая матрица - упорядоченной.

Матричная модель оценки хозяйственной деятельности предприятия представлена в таблице 2.

По индексам относительных показателей, находящихся под диагональю матрицы (по формуле средней арифметической), определяется значение рейтингового числа:

p = + 7р2 +... + уРп

п ,

где Тр1, Тр2, ... Трп - индексы (темпы роста) элементов матричной модели;

п - количество элементов.

Матричный метод позволяет провести сравнительный анализ деятельности предприятия в динамике за ряд отчетных периодов и определить значение обобщающего показателя эффективности его деятельности. Если значение обобщающего показателя больше 1, то эффективность возросла, в

противном случае - уменьшилась. Этот метод дает не только обобщающую характеристику состояния предприятия и динамику его развития, но и позволяет определить изменения в ходе и результатах работы и выявлять резервы повышения эффективности производства.

Метод балльных оценок

Этот метод относительно прост и основан на мнении ведущих специалистов - экспертов. Рейтинг устанавливается по системе показателей как сумме баллов. Все показатели подразделяются на классы:

• 1-й класс - значения показателей превышают установленные или теоретически обоснованные нормативы;

• 2-й класс - значения показателей находятся на нормативном уровне;

• 3-й класс - значения показателей меньше нормативного уровня.

Система показателей состоит из коэффициентов ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности.

При расчете рейтинга возможны различные варианты отнесения показателей к то-

Таблица 2

Матричная модель оценки хозяйственной деятельности предприятия

Числитель Знаменатель \ч Результаты Затраты Ресурсы

Прибыль Выручка Себестоимость Материалы Основные фонды Фонд оплаты труда Численность персонала

Прибыль 1

Выручка 1

Себестоимость 1

Материалы 1

Основные фонды 1

Фонд оплаты труда 1

Численность персонала 1

му или иному классу. Показатель в первом классе оценивается в 3 балла, во втором -в 2 балла, в третьем - в 1 балл. Результаты анализа по методу балльных оценок представлены в таблице 3.

Критерием формирования рейтинга выступает максимум суммы баллов по всем показателям.

Метод сравнительной рейтинговой оценки

В основе метода сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния предприятия лежит теория и практика финансового анализа в условиях рыночных отношений.

В процедуре реализации метода комплексной сравнительной оценки финансового состояния предприятия выделяются следующие этапы: сбор и аналитическая оценка исходной информации за оцениваемый период времени; обоснование системы показателей, используемых для рейтинговой оценки финансового состояния и их классификация; расчет итоговых показателей рейтинговой оценки; классификация (ранжирование) предприятий по рейтингу.

Итоговая рейтинговая оценка должна учитывать все важнейшие параметры (показатели) финансово-хозяйственной и производственной деятельности предприятия. При ее построении используются данные о рыночном потенциале предприятия, рентабельности его продукции, эффективности использования ресурсов и другие показате-

ли. Выбор и обоснование исходных показателей финансово-хозяйственной деятельности должны осуществляться в соответствии с теорией финансового анализа, исходить из целей оценки, потребностей субъектов управления в аналитической оценке.

Система исходных показателей для рейтинговой оценки по данным публичной отчетности включает такие показатели, как оценки ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности.

Эта система показателей базируется на данных публичной отчетности предприятий, что позволяет контролировать изменения в финансовом состоянии предприятия всеми участниками экономического процесса, а также оценить результативность и объективность самого метода комплексной оценки.

В основе итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение предприятий по каждому показателю финансового состояния с условным эталонным предприятием, имеющим наилучшие результаты в ряду всех сравниваемых предприятий. Таким образом, базой отсчета для рейтинговой оценки состояния дел предприятия являются не субъективные предположения экспертов, а полученные в условиях реальной рыночной конкуренции наиболее высокие результаты из всей совокупности сравниваемых объектов. Эталоном сравнения является самый удачливый конкурент, у которого все показатели принимают оптимальные значения.

Таблица 3

Результаты анализа по методу балльных оценок

Предприятие Группы показателей Итого сумма баллов

1 класс/балл 2 класс/балл 3 класс/балл 4 класс/балл

А X X X X X

Б X X X X X

В X X X X X

Г X X X X X

д X X X X X

ит. д.

Такой подход соответствует практике рыночной конкуренции, где каждый самостоятельный товаропроизводитель стремится к тому, чтобы по всем показателям деятельности выглядеть лучше своего конкурента.

В общем виде метод сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния предприятия может быть представлен в виде последовательности следующих действий:

1) исходные данные представляются в виде матрицы (Ау), т. е. таблицы, в которой по строкам записаны номера показателей (/ =1, 2, 3,. п), а по столбцам - номера предприятий (у = 1 ... т);

2) по каждому показателю находится максимальное значение и заносится в столбец условного эталонного предприятия (т + 1);

3) исходные матрицы предприятия (Ау) стандартизируются в отношении соответствующего показателя эталонного предприятия по формуле:

А„

где X - стандартизированные показатели состояния у-го предприятия;

4) для каждого анализируемого предприятия значение его рейтинговой оценки определяется по формуле:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р = д/(1- Х1у )2 + ... + (1- хщ)2 ,

(1)

Особенностью системы показателей является то, что почти все они имеют одинаковую направленность. Это означает, что чем выше уровень показателя или чем выше темп его роста, тем лучше финансовое состояние оцениваемого предприятия. Поэтому при решении предполагаемой системы за счет включения в нее новых показателей необходимо следить, чтобы это требование не нарушалось.

Итог получения рейтинговой оценки также может быть модифицирован:

где Ру - рейтинговая оценка / -го предприятия;

х1у ... хпу- стандартизированные показатели /-го предприятия.

5) предприятия упорядочиваются (ранжируются) в порядке убывания рейтинговой оценки.

Наивысший рейтинг имеет предприятие с минимальными значениями сравнительной оценки.

Возможно включение в состав исходных данных как моментных, так и темповых показателей одновременно, что позволяет получить обобщенную рейтинговую оценку, характеризующую состояние и динамику финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

р = ^(Ду)2 + ... + (Апу)2 , (2)

Р2, = Л/(к1А1у.)2 +... + (кАу)2 , (3)

Р3/ = ^1(1- Х1У)2 + ... + кп(1- Хпу)2 , (4)

где к1. кп - весовые коэффициенты показателей, назначаемых экспертом.

Формула (2) определяет рейтинговую оценку для -го анализируемого предприятия по максимальному удалению от начала координат, а не по минимальному отклонению от предприятия-эталона. В упрощенном понимании это значит, что наивысший рейтинг имеет то предприятие, у которого суммарный результат по всем однонаправленным показателям выше, чем у остальных.

Формула (3) является модификацией формулы (2). Она учитывает значимость показателей, определяемую экспертным путем. Необходимость введения весовых коэффициентов для отдельных показателей появляется при дифференцировании оценки в соответствии с потребностями пользователей.

Формула (4) является соответствующей модификацией формулы (1) и учитывает значимость отдельных показателей при расчете рейтинговой оценки по отношению к предприятию-эталону.

Рассмотренный метод комплексной оценки финансового состояния имеет следующие достоинства: во-первых, он базируется на комплексном многомерном подходе к оценке такого сложного явления, как финансовая деятельность предприятия; во-

вторых, рейтинговая оценка финансовой деятельности предприятия осуществляется на основе данных публичной отчетности предприятия, для получения которой используются важнейшие показатели финансовой деятельности, применяемые на практике в условиях рыночной экономики; в-третьих, рейтинговая оценка является сравнительной, она учитывает реальные достижения всех конкурентов; в-четвертых, для получения рейтинговой оценки используется гибкий вычислительный алгоритм, реализующий возможности математической модели сравнительной комплексной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Таким образом, этот метод делает количественно измеримой оценку надежности делового партнера по результатам его текущей и предшествующей деятельности.

Метод рейтингового финансового анализа

Финансовое состояние предприятия является важнейшей характеристикой его деятельности.

Финансовое состояние предприятия определяется размещением и использованием средств и источников их формирования. Критериями оценки служат финансовые коэффициенты.

Финансовые коэффициенты группируются по следующим основным направлениям: оценке ликвидности; финансовой устойчивости; деловой активности; рентабельности.

Этот метод позволяет оценить финансовое состояние будущего партнера не с точки зрения близости к эталонному, а с точки зрения отдаленности от критического. Поэтому при выборе базы отсчета рейтинговой оценки возникает необходимость введения понятия «условное удовлетворительное предприятие». Будем считать, что условное удовлетворительное предприятие имеет финансовые показатели, соответствующие нормативным минимальным значениям, определенным исходя из критериев эффективности хозяйственной деятельности и организации финансов предприятия.

Система финансовых коэффициентов рейтинговой оценки финансового состояния предприятия должна удовлетворять следующим основным требованиям:

1) финансовые коэффициентов должны быть максимально информативными, непротиворечивыми и давать целостную картину устойчивости финансового состояния предприятия;

2) в экономическом смысле финансовые коэффициенты должны иметь одинаковую направленность (положительную корреляцию, т. е. рост коэффициента означает улучшение финансового состояния);

3) для всех показателей должны быть указаны числовые нормативы минимального удовлетворительного уровня или диапазона изменений;

4) финансовые коэффициенты должны рассчитываться только по данным публичной бухгалтерской отчетности предприятий;

5) финансовые коэффициенты должны давать возможность проводить рейтинговую оценку предприятия как в пространстве (т. е. в сравнении с другими предприятиями), так и во времени (за ряд периодов).

На основании этих требований разработаны система показателей и методика рейтинговой экспресс-оценки финансового состояния предприятия.

Рейтинговое число (Р) определяется по формуле:

L 1

Р = £—К

1=1 LNj / ,

где L - число показателей, используемых для рейтинговой оценки;

N - нормативные требования для /-го коэффициента;

1

— - весовой индекс /-го коэффициента;

К - /-й коэффициент.

При полном соответствии значений финансовых коэффициентов К^.-К их нормативным минимальным уровням рейтинг предприятия будет равен 1, выбранной в качестве рейтинга условного удовлетворительного предприятия. Финансовое состоя-

ние предприятий с рейтинговой оценкой менее 1 характеризуется как неудовлетворительное.

Для рейтингования предприятий предлагается использовать четыре показателя, наиболее часто применяемых и характеризующих финансовое состояние коэффициентов: текущей ликвидности (норматив 2); обеспеченности собственными средствами (норматив 0,1); оборачиваемости (норматив 6); рентабельности производства (норматив 20% или 0,2).

В этом случае выражение для рейтингового числа, определяемого на основе этих четырех показателей, будет выглядеть следующим образом:

Р = 0,125КЛ + 2,5К0 + 0,04Коб+ 1,25Кр ,

где Кл - коэффициент текущей ликвидности;

К0 - коэффициент обеспеченности собственными средствами;

Коб - коэффициент оборачиваемости;

Кр - коэффициент рентабельности производства.

Таким образом, вычислив значение финансовых показателей и подставив их в выражение оценки рейтингового числа, определяем рейтинговую экспресс-оценку финансового состояния предприятия (табл. 4).

Если рейтинговое число Р увеличивается в динамике и принимает значение больше 1, то это свидетельствует об улучшении

финансового состояния предприятия и наоборот.

Интегральная рейтинговая оценка организации (Ри) определяется по следующей формуле:

Ри = а1Р 1 + а2Р2 + азР3 + а4Р4 + а5Р5 + а6Р6,

где Р1 - рейтинговое число, определенное по методу создания рейтинга с помощью ряда показателей;

Р2 - определенное по методу кластерного анализа;

Р3 - определенное по матричному методу анализа;

Р4 - определенное по методу балльных оценок;

Р5 - определенное по методу сравнительной рейтинговой оценки;

Р6 - определенное по методу рейтингового финансового анализа;

а1, а2, а3, а4, а5, а6 - удельные веса соответствующих слагаемых, определяемые экспертом-аналитиком.

Варианты согласования, полученных различными методами результатов, можно осуществлять способом среднеарифметической величины, математическим способом взвешивания результатов оценки, способом субъективного взвешивания результатов оценки, комбинированным способом. Более надежные результаты интегральной рейтинговой оценки достигаются при использовании комбинированного способа.

Таблица 4

Изменение финансового состояния предприятия

Показатель Нормативное значение На начало отчетного периода На конец отчетного периода Изменения, %

кл 2,0 X X X

к0 0,1 X X X

К06 6,0 X X X

Кр 0,2 X X X

р 1 X X X

Методика рейтинговой оценки промышленных предприятий носит комплексный системный характер и основана на различных аналитических подходах к их ранжированию. Такими подходами являются следующие: метод создания рейтинга с помощью ряда показателей, метод кластерного анализа, матричный метод анализа, метод балльных оценок, метод сравнительной рейтинговой оценки и метод рейтингового

финансового анализа. Проведенная по рассмотренной Методике интегральная рейтинговая оценка основных предприятий промышленности Саратовской области по итогам их деятельности за 2001 год представлена в таблице 5.

Итоговая рейтинговая оценка предприятий может быть произведена как по каждому из указанных методов в отдельности, так и с использованием всех методов одновременно.

Таблица 5

Интегральная рейтинговая оценка промышленных предприятий Саратовской области по итогам их деятельности в 2001 году

№№ п/п Наименование предприятия Рейтинговая оценка

1 ОАО «Саратовэнерго» 1,4

2 ОАО «Литий-Элемент» 1,5

3 ОАО «Саратовнефтегаз» 1,8

4 ОАО «Саратоврезинотехника» 0,7

5 ОАО «Балаковорезинотехника» 1,9

6 ОАО «Балаковские волокна» 1,6

7 ОАО «КРИЗ» 1,2

8 ОАО «Энергомаш» 1,1

9 ОАО «Волгодизельаппарат» 1,6

10 ОАО «Завод автотракторных запальных свечей» 1,7

11 ОАО «Рефлектор» 1,2

12 ОАО «ЭЛМАШ» 0,9

13 ОАО «Тантал» 1,3

14 ОАО «Саратовстекло» 1,7

15 ОАО Мясоконсервный комбинат «Балашовский» 1,2

16 ОАО «Саратовский молкомбинат» 1,3

17 ОАО «Жировой комбинат» 1,5

18 ОАО «Янтарное» 0,9

19 ОАО «Саратовская макаронная фабрика» 1,1

20 ОАО «Балтекс» 1,3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.