Научная статья на тему 'Методика развития ритма двигательных действий у детей 6-7 лет с задержкой психического развития'

Методика развития ритма двигательных действий у детей 6-7 лет с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
845
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ РИТМА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT / ADAPTIVE PHYSICAL TRAINING / RHYTHM DEVELOPMENT / MOTOR ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кошелева Мария Викторовна, Максимова Светлана Юрьевна

В тексте статьи представлена методика адаптивного физического воспитания, направленная на развитие ритма двигательных действий у дошкольников с задержкой психического развития. Разработана структурная модель методики адаптивного физического воспитания дошкольников с ЗПР на основе двигательных ритмических способностей. Положительный эффект применения авторской методики подтвержден педагогическим экспериментом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кошелева Мария Викторовна, Максимова Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of the development of rhythm of motor actions among the children aged 6-7 years old with delay in mental development

The article presents the methodology of adaptive physical training directed on development of the rhythm of motor actions among the preschool children with delay of mental development. The structural methodology model of adaptive physical training for the preschool children with delay of mental development based on the motor rhythmic abilities has been developed. The positive effect of application of author's methods is confirmed by pedagogical experiment.

Текст научной работы на тему «Методика развития ритма двигательных действий у детей 6-7 лет с задержкой психического развития»

7. Секреты настоящей женщины : популярная женская энциклопедия : в 2 т. Т. 1

- СПб. : ИГ «Весь», 2006. - 720 с.

8. Тиунова, О.В. Методические особенности физкультурно-оздоровительной работы с людьми пожилого возраста : метод. рекомендации / О.В. Тиунова ; Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - М. : [б.и.], 2003. - 107 с.

Контактная информация: kea-vm@mail.ru

УДК 796.015

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РИТМА ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Мария Викторовна Кошелева, соискатель,

Светлана Юрьевна Максимова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)

Аннотация

В тексте статьи представлена методика адаптивного физического воспитания, направленная на развитие ритма двигательных действий у дошкольников с задержкой психического развития. Разработана структурная модель методики адаптивного физического воспитания дошкольников с ЗПР на основе двигательных ритмических способностей. Положительный эффект применения авторской методики подтвержден педагогическим экспериментом.

Ключевые слова: задержка психического развития, адаптивное физическое воспитание, развитие ритма, двигательные действия.

METHODOLOGY OF THE DEVELOPMENT OF RHYTHM OF MOTOR ACTIONS AMONG THE CHILDREN AGED 6-7 YEARS OLD WITH DELAY IN MENTAL

DEVELOPMENT

Maria Viktorovna Kosheleva, the competitor,

Svetlana Jurevna Maksimova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Volgograd State Academy of Physical Training

Annotation

The article presents the methodology of adaptive physical training directed on development of the rhythm of motor actions among the preschool children with delay of mental development. The structural methodology model of adaptive physical training for the preschool children with delay of mental development based on the motor rhythmic abilities has been developed. The positive effect of application of author's methods is confirmed by pedagogical experiment.

Keywords: delay of mental development, adaptive physical training, rhythm development, motor

actions.

ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия XX века особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. Одним из таких нарушений является «задержка психического развития» (ЗПР). Психологи отмечают характерные для этих детей слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность [2-4].

В научной литературе по адаптивной физической культуре накоплен достаточный материал, позволяющий оптимизировать коррекционно-оздоровительную работу с данной категорией детей [1,5]. И вместе с тем, проблемы научного обоснования наиболее рациональных технологий, обеспечивающих решение вопросов коррекции недостатков развития дошкольников с ЗПР, по-прежнему актуальны.

Одновременно авторы отмечают, что большой коррекционный потенциал несёт в себе использование координационных упражнений, направленное использование кото-

рых в дошкольном возрасте обеспечивает формирование базы движений, а так же коррекцию нарушений развития. Однако, имеются немногочисленные данные, характеризующие влияние различных видов координационных способностей на развитие детей с ЗПР, в частности недостаточно данных о воздействии ритмичности на параметры онтогенеза дошкольников данной группы.

Ритм имеет большое значение в жизни человека, так как он способствует правильному распределению силы, напряжение чередуется с расслаблением, развиваются способности к овладению рациональной техникой физических упражнений. Посредством выбора нужного ритма можно передать настроение, переживания, чувства, формировать ощущение красоты движений, достигнуть гармонии, чего так не хватает детям с задержкой психического развития. Вместе с тем, вопросы влияния ритма на развитие дошкольников с ЗПР не нашли должного отражения в исследованиях и выяснены недостаточно.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись МДОУ №180 «Чародейка» (комбинированного вида) (экспериментальная группа дети с ЗПР) и МДОУ №120 «Сказочный» (комбинированного вида) (контрольная группа, дети с ЗПР и не имеющие отклонений в развитии) г. Тольятти. В эксперименте участвовали дети старших и подготовительных к школе групп (возраст старшего дошкольного возраста) в количестве 80 человек: 60 детей составили контрольные группы, из которых 40 - это дети из массового детского сада и 20 детей с ЗПР, в экспериментальную группу (ЗПР) входило также 20 детей.

В период с 2007-2008 г.г., проводился основной педагогический эксперимент, направленный на апробацию в адаптивном физическом воспитании дошкольников с ЗПР методики развития ритма двигательных действий, выявлению эффективности её использования.

Разработке методики предшествовал этап выявления особенностей развития дошкольников с ЗПР и определение корреляционной взаимосвязи между изучаемыми группами. Анализ последней выявил наиболее значимые зависимости между ритмическими способностями двигательной деятельности и эмоционально-волевой сферой (г=0,992), а также ритмическими и психомоторными способностями (г=0,791), что и обусловило содержание и направленность экспериментальной методики.

Её основу составило единство таких её компонентов как: цель, задачи, средства, методы, принципы построения коррекционно-педагогической работы (рис 1).

В качестве приоритетных коррекционных задач были выдвинуты следующие:

1. развитие и коррекция основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений;

2. развитие индивидуального, коллективного ритма;

3. развитие и коррекция психических функций и психомоторики;

4. развитие способности ориентироваться в пространстве;

5. развитие эмоциональной сферы.

Основные средства экспериментальной методики составили:

Физические упражнения:

1. Разновидности ходьбы и бега с изменением темпа.

2. Построения, перестроения.

3. ОРУ под счет, с определенным темпом, под музыку.

4. Специальные игровые задания с определенным ритмическим рисунком.

5. Танцевальные движения с изменением темпа.

6. Подвижные и музыкальные игры с ориентиром на музыкальный ритм.

7. Упражнения с мячом.

8. Дыхательные упражнения.

9. Упражнения на расслабление.

Психогигиенические факторы: общий режим занятий, отдыха, питания, сна, гигиены одежды, физкультурного оборудования, помещения, площадки. Эколого-природные факторы: солнце, воздух, вода.

Рис. 1. Структурная модель методики адаптивного физического воспитания дошкольников с ЗПР на основе двигательно-ритмических способностей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

Разработанная методика адаптивного физического воспитания для старших дошкольников с ЗПР, направленная на развитие ритма двигательных действий, оказала положительное влияние на динамику показателей:

- морфофункционального развития - результаты антропометрии, функциональных возможностей детей соответствуют возрастной норме (Р>0,05);

- двигательной подготовленности - результаты силы, гибкости, быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств, координационных способностей приблизились к уровню возрастной нормы (Р>0,05);

- психомоторного развития, за исключением тестов, связанных с проявлением реакции, что связано со стабилизацией эмоциональной сферы (Р<0,05);

- ритма двигательных действий - результаты в тестах, характеризующих способность детей с ЗПР определять и воспроизводить ритм, темп движений, приблизились результатам детей массовых дошкольных учреждений (Р>0,05). Самый высокий рост среднегруппового показателя в ЭГ (ЗПР) произошёл в развитии ритма двигательных действий, причём, по всем исследуемым показателям (табл. 1);

- эмоциоанально-волевой сферы - произошло статистически достоверное улучшение показателей (Р<0,05) (табл. 2).

Таким образом, исследование доказало положительное влияние методики развития ритма двигательных действий на физическое, морфофункциональное и психическое развитие.

Таблица 1

Динамика показателей развития ритма двигательных действий дошкольников 6-7 _________________________лет в ходе эксперимента (баллы)_________________________

№ п/п Тестовые показатели Статистические показатели (Х±5) Достоверность различии конечного уровня (Р)

КГ (ЗПР) ЭГ (ЗПР) КГ (Н)

Исход- ный Конеч- ный Исход- ный Конеч- ный Исход- ный Конеч- ный КГ- ЭГ КГ-Н ЭГ-Н

1. Хлопки в ладони 1,9±0,7 2,5±0,1 1,9±0,5 3,9±0,3 3,9±0,5 4,3±0,1 <0,05 <0,05 >0,05

2. Притопы правой или левой ногой 2,0±0,5 2,6±0,2 1,9±0,4 4,0±0,1 3,9±0,4 4,4±0,21 <0,05 <0,05 >0,05

3. Удары волейбольного мяча об пол 2,0±0,5 2,4±0,4 1,7±0,5 3,7±0,2 3,9±0,4 4,2±0,4 <0,05 < 0,05 <0,05

4. Ходьба на месте с хлопками в ладони 1,8±0,5 2,3±0,3 1,7±0,4 3,3±0,3 3,8±0,4 4,1±0,4 <0,05 <0,05 <0,05

5. Асимметрические постукивания 2,6±0,7 3,5±0,1 2,2±0,4 4,2±0,1 4,5±0,5 4,9±0,1 >0,05 <0,05 <0,05

Таблица 2

Динамика показателей развития эмоционально - волевой сферы дошкольников 6-7 _________________________лет в ходе эксперимента (баллы)_________________________

№ п/п Тестовые показатели Статистические показатели (Х±5) Достоверность различий конечного уровня (Р)

КГ (ЗПР) ЭГ (ЗПР) КГ (Н)

Исход- ный Конеч- ный Исход- ный Конеч- ный Исход- ный Конеч- ный КГ- ЭГ КГ-Н ЭГ-Н

1. Оценка реакции на ситуацию, баллы 1,5±0,3 1,9±0,3 1,6±0,2 3,2±0,5 2,9±0,4 4,1±0,4 <0,05 <0,05 <0,05

2. Уровень эмоционального развития, баллы 16,7±0,6 21,3±0,7 16,4±0,4 29,5±0,8 31,6±0,4 39,6±0,4 <0,05 <0,05 <0,05

ЛИТЕРАТУРА

1. Коровина, И. А. Методика коррекции основных видов движений у дошкольников с задержкой психического развтиия : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Коровина И. А. ; Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград, 2010. - 25 с.

2. Лебединская, К. С. Основные вопросы клиники и систематики // Актуальные проблемы диагностики ЗПР. - М., 1982. - С. 56-59.

3. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии : ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. - М. : Просвещение, 1992. - 95 с.

4. Сиротюк, А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью : диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам / А. Л. Сиротюк. - М. : ТЦ Сфера, 2002. - 128 с.

5. Стеблий, Т.В. Физическое воспитание детей 5-6 лет в условиях функциональной интеграции (на примере интеграции детей с задержкой психического развития) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Стеблий Т.В. ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб., 2008. - 21 с.

Контактная информация: mal-msy@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.