Научная статья на тему 'Методика разрешения трудных ситуаций и профилактика делинквентного поведения подростков'

Методика разрешения трудных ситуаций и профилактика делинквентного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1335
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика разрешения трудных ситуаций и профилактика делинквентного поведения подростков»

МЕТОДИКА РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДНЫХ СИТУАЦИЙ И ПРОФИЛАКТИКА ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Доктор мед. наук, профессор Н.А. Сирота, ст. преподаватель В.Л.Цветков

Московская академия МВД России

Для формирования у подростков поведения, способствующего их адаптации в социальной среде, умения правильно с точки зрения норм морали и права выходить из проблемных ситуаций, сотрудник милиции, занимающийся профилактикой, должен обладать необходимыми практическими навыками. Такой подход может быть объяснен с позиций концептуальной теории социального научения А.Бандуры, согласно которой дети усваивают модели поведения взрослых и сверстников, находящихся в их непосредственном окружении.

Исходя из опыта организации обучения в США, для реализации программ первичной профилактики и компетентной профессиональной деятельности в области ранней профилактики делинквентного поведения, в том числе подростков, не достигших возраста уголовной ответственности, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних, а также других служб, занятые работой с данной категорией, нуждаются в выработке навыков, связанных с их специализацией. Главным в такой подготовке является возможность предоставления сотрудникам пройти через фазу личностно-профессионального роста и почувствовать на себе, как она действует. Это помогает увидеть и собственные проблемы. С точки зрения профилактики основным является признание важности психосоциальных факторов.

Психологические, социальные факторы и внешняя среда влияют на поведение, поэтому использование активных методов обучения — деловых игр, тренингов и моделирования разрешения проблемных ситуаций — позволяет тем, кто работает с трудными детьми, не только углубить свои знания, но и усовершенствовать профессиональные навыки на основе активности в процессе обучения, анализа проблемных ситуаций и способов их решения. Опыт проводимых в США, Германии и Англии реформ показал, что перспективным направлением является введение программ тренингов, направленных на развитие “функционального поведения сотрудников”, и “расширение их профессионального репертуара”, что служит необходимым условием обеспечения профилактики делинквентного поведения у подростков. В этой связи актуальна разработка концептуально и теоретически обоснованной программы подготовки заинтересованных сотрудников, реализуемой в профессиональной деятельности с целью действенного предупреждения делинквентного поведения у подростков, не достигших возраста уголовной ответственности, так как программы, составленные на основе концептуальной модели, более последовательны и лучше организованы, чем те, которые не опираются на модели.

Одним из возможных подходов к разработке программы личностно-профессиональной подготовки сотрудников милиции, работающих с подростками в области превенции отклоняющегося поведения, может стать модель первичной профилактики аддиктивного поведения

Н.А.Сироты и В.М.Ялтонского. Они рассматривают преодоление проблемных ситуаций как деятельность личности, направленную на поддержание или сохранение равновесия между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям. По мнению авторов, взаимодействие личности и среды регулируется двумя процессами: когнитивной оценкой и

копингом1 (5, 149). Авторы выделяют два вида оценочной когнитивной активности — первичную и вторичную оценки. Первичная связана с информацией о том, что произошло и как влияет произошедшее изменение на благополучие индивида, и характеризует три вида стресса: 1) вред (ущерб), отражающий связь с предшествующим опытом; 2) угрозу, отражающую предполагаемый ущерб; 3) вызов, обращенный к потенциальным ресурсам личности. Первичная оценка определяется степенью воспринимаемой угрозы, свойствами стрессора, психологической конституцией индивида и позволяет сделать выводы об оценке ситуации как угрожающей или как ситуации изменения, не несущей угрозы благополучию. Вторичная оценка дополняет первичную и определяет, какими методами возможно оказать влияние на негативные события и их исходы, т.е. определяет процесс выбора механизмов и ресурсов преодоления стресса.

Стратегия преодоления трудностей2 выполняет две функции: регуляцию эмоций и управление проблемами, вызывающими дистресс (5, 150-158). Обе эти функции используются в стрессовых ситуациях, и соотношение каждой изменяется в зависимости от оценки стрессовой ситуации. Стратегия преодоления трудностей, направленная на эмоции, определяется как когнитивные, эмоциональные и поведенческие усилия, при помощи которых личность редуцирует эмоциональное напряжение и эмоциональный компонент дистресса. Действия, при которых личность пытается устранить угрозу (влияние стрессора), определяется как стратегия, направленная на проблему. Эффективная стратегия приводит к получению желаемого результата, который подкрепляется чувством компетентности и способствует поощрению попыток преодоления стресса, а неэффективная стратегия разрешения трудных ситуаций вызывает чаще всего дополнительный стресс, приводящий к чувству неудовлетворенности.

Целенаправленное поведение личности по устранению или уменьшению интенсивности воздействия стрессора на личность называют активной стратегией разрешения трудных ситуаций. Преобладание интрапсихических форм преодоления стресса, предназначенных для снижения эмоционального напряжения раньше, чем изменится ситуация, рассматривается как пассивная стратегия разрешения трудных ситуаций. Указанная стратегия регулируется посредством применения стратегий на основе личностных и средовых стратегий-ресурсов.

Стратегии разрешения трудных ситуаций являются актуальными ответами личности на воспринимаемую угрозу как способ совладания со стрессом, а относительно стабильные характеристики личности и среды, с которой они взаимодействуют, определяются как стратегии-ресурсы. Они обеспечивают психологический фон для преодоления стресса и способствуют выбору стратегии разрешения трудной ситуации.

К личностным стратегиям-ресурсам относятся Я-концепция, локус контроля, восприятие социальной поддержки, эмпатия (5, 463), аффи-лиация, мораль и другие психологические конструкты личности3 (4, 475). Важной средовой стратегией-ресурсом является социальная поддержка, характеризуемая как обмен ресурсами по крайней мере между двумя индивидуумами, один из которых является поставщиком социальной поддержки (например, сотрудник подразделения по делам несовершеннолетних), а другой (непосредственно сам несовершеннолетний) — получателем с целью повышения своего благополучия.

Теоретическим подходом к разработке программы подготовки сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, а также сотрудников других служб, занимающихся проблемами подростков, не достигших возраста уголовной ответственности, к проведению первичной профилактики делинквентного поведе-

1 Под английским термином coping мы понимаем “процесс конструктивного приспособления”, в результате которого лицо оказывается в состоянии справиться с предъявленными требованиями таким образом, что трудности преодолеваются и возникает чувство роста собственных возможностей, а это, в свою очередь, ведет к положительной самооценке.

2 Стратегия преодоления трудностей необходима при столкновении с новыми требованиями, с которыми нельзя справиться при помощи ранее усвоенных и привычных форм поведения. Решение подобных проблем, по мнению Х.Рем-шмидта, требует формирования новых подходов в виде конструктивных догадок, развития способностей или открытия не известных ранее возможностей.

3 Под Я-концепцией в нашей методике мы понимаем относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознанную, переживаемую как неповторимую систему представлений индивида о себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе; эмпатия — постижение эмоционального состояния, про-никновение-вчувствование в переживания другого человека.

Локус контроля — качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам либо собственным способностям и усилиям. Мы имеем в виду, что обладающие внутренним локусом контроля более уверены в себе, последовательны в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы. Склонность к внешнему локусу контроля, напротив, проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность (5, 197).

ния у несовершеннолетних может стать рассмотрение стратегии разрешения трудных ситуаций и профессионально значимых качеств (личнос-тно-средовых стратегий ресурсов сотрудников различных служб ОВД) в рамках модели первичной копинг-профилактики аддиктивного поведения Н.А.Сироты и В.М.Ялтонского. Ее цель заключается в формировании активного, функционального адаптивного поведения, направленного на профилактику делинквентного поведения подростков, не достигших возраста уголовной ответственности.

Основным способом реализации стратегии разрешения трудных ситуаций с подростками-делинквентами является, прежде всего, по нашему мнению, обучение сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних социальным навыкам и умениям преодоления стрессовых и проблемных ситуаций, а также оказания несовершеннолетним исследуемой категории социальной поддержки.

На основе методик Н. А. Сироты и В.М.Ялтонского и совместно с ними автором разработана и адаптирована для ОВД программа социально-психологической подготовки сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, сотрудников других служб, занимающихся проблемами трудных подростков, к проведению профилактики психогенных расстройств у несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности. Она направлена на развитие личностно-средовых стратегий-ресурсов сотрудников: личностной и профессиональной самооценки, локуса контроля, эмпатии, аффилиации восприятия (4, 35) и оказания социальной поддержки и высокофункциональных стратегий преодоления проблемных и эмоционально-стрессовых ситуаций.

Программа социально-психологической подготовки сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, психологов ОВД и сотрудников других служб к проведению профилактической работы по разрешению трудных ситуаций с подростками-делинквентами, не достигшими возраста уголовной ответственности, предполагает проведение семинара, включающего в себя 11 занятий (11 академических часов) по следующей тематике:

1. Вводное занятие.

2. Изучение возрастных особенностей подростков 7-14 лет.

3. Построение (развитие) личностной и профессиональной самооценки.

4. Развитие коммуникативных стратегий-ресурсов эмпатии и аффилиации.

5. Развитие личностного контроля над ситуацией.

6. Стратегии и навыки преодоления стрессовых ситуаций.

7. Тренинг разрешения проблем принятия решения.

8. Тренинг способности принимать решения.

9. Тренинг стратегии поиска и оказания социальной поддержки.

10. Стратегия избегания.

11. Подведение итогов.

Сотрудники, прошедшие обучение, способствующее развитию ресурсов преодолевающего поведения, и развившие их, будут развивать их и у несовершеннолетних, с которыми они работают, передавая им полученные знания и поведенческие навыки, являющиеся альтернативой психогенных расстройств. Оказывая социальную, эмоциональную и эмпатическую поддержку в преодолении проблемных и стрессовых ситуаций, связанных с подростковым возрастом, общением, они тем самым смогут способствовать ранней профилактике делинквентного поведения подростков, не достигших возраста уголовной ответственности.

Несколько слов о результатах апробации программы. Апробация проводилась на базе факультета повышения квалификации Московской академии МВД России в группах, составляющихся из начальников и инспекторов ИПППН ГУВД г.Москвы, имеющих различный стаж и опыт практической работы.

В период проведения семинара на вводном занятии, проведенном для ознакомления с ее целями, выявлено недостаточное понимание (даже незнание частью сотрудников, особенно начальников и инспекторов, стаж работы в практических органах которых превышает 10 лет) зависимости между авторитарным стилем педагогического взаимодействия с подростками и развитием у них психогенных расстройств* в виде плохой учебы в школе, конфликтных взаимоотношений дома, в школе и в антиобщественном поведении.

На занятии, посвященном развитию личности подростка в возрасте от 7 до 14 лет, сотрудники часто высказывали мнение о том, что только семья и социальная нестабильность в обществе в большей степени влияют на формирование у детей нарушенных форм поведения. Они не придавали значения влиянию личностных особенностей тех людей, которые работают с подростками, на развитие проблем-преодолева-ющего поведения у них.

В ходе занятий, направленных на развитие личностных ресурсов, социально-поддержива-ющего и проблем-преодолевающего поведения сотрудники ИППН не только знакомились с их

4 В нашем исследовании мы понимаем под психогенными расстройствами прежде всего расстройства, связанные и возникающие под интенсивным воздействием психотравмирующей ситуации.

86

ролью и особенностями формирования, но и участвовали в тренингах, выполняли специальные упражнения, обсуждали различные проблемные ситуации, предлагали варианты их преодоления, высказывали мнения по поводу их эффективности.

При обсуждении эмоционально-стрессовых и проблемных ситуаций, особенностей социальной поддержки сотрудники часто отвлекались от темы, переводили направление на обсуждение личностных и семейных проблем. Во время таких обсуждений часть участников семинара проявляли недостаточное внимание и эмпатий-ное участие по отношению к своим коллегам. В выполнении тренинговых занятий, направленных на развитие у участников программы эмпатии, аффилиации, восприятия и оказания социальной поддержки, проблем-преодолевающе-го поведения выявлена “скованность” в проявлении эмоций и ограничение репертуара поведения. Особое внимание обращает на себя тот факт, что на занятии, посвященном развитию Я-концепции, у большей части сотрудников, являющейся профессиональной группой специалистов, занимающихся воспитанием несовершеннолетних, обнаружено незнание или схематичное представление о развитии личности детей в разные возрастные периоды. Однако в процессе проведения занятий сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних высказывали свое мнение о том, что получаемые знания и участие в тренингах позволяют им лучше разбираться в проблемных ситуациях, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни и в общении с трудными подростками. Это способствует лучшему пониманию окружающих и выбору адекватных ситуации стратегий разрешения проблем.

Литература

1. Беличева С.А., Подольская Т.А. Деловые игры как активный метод обучения социальных работников // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — М., 1995. — №1. — С. 3-17.

2. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами и борьба с ними / Под ред. М.Гос-соп и М.Грант. — Женева, 1993. — С. 232.

3. Попов В.А. Предмет и задачи превентивной педагогики // Сов. педагогика. — М., 1990. — №9. — С.53-57.

4. Психология: Словарь. - М., 1990.

5. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. — М., 1994.

6. Реньге В. Психологическая подготовка учителей за рубежом (Обзор литературы США 60-70-х годов). — М., 1993. — С. 131-158.

7. Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Дис. докт. мед. наук. — СПб., 1994. — 283 с.

8. Спиркина Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) // Психологический журнал. — 1994. — № 6. — С. 121-127.

9. Ялтонский В.М. Копинг-поведение здоровых и больных наркоманией: Дис. докт. мед. наук. — СПб., 1995. — 396 с.

10. Bandura A. Social Learning Theority. — Englewood Clift, N.-Y. Prentice — Hall, 1977. — Р. 1-66.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ,

СПОСОБСТВУЮЩИЕ

ОРГАНИЗОВАННОМУ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМ

ОРГАНАМ

Канд. юрид. наук Н.В.Яджин

Тюменский юридический институт МВД России

Активное навязывание, под предлогом развития демократии, западных ценностей жизни, имеющих основой индивидуализм, романтизация социально негативных норм, обычаев и традиций преступного мира послужили социальнокриминальной основой формирования преступного поведения значительной части населения России. В криминальные отношения все чаще стали вступать лица тех слоев общества, которые традиционно считались благополучными и на помощь которых в борьбе с преступностью могли рассчитывать сотрудники правоохранительных органов.

В последние годы отчетливо обозначились отрицательные тенденции к обогащению любым, в том числе и преступным, путем. Вызывает тревогу то обстоятельство, что совершение преступлений значительной частью населения перестало осуждаться, и правонарушитель нередко продолжает оставаться уважаемым членом общества. Более того, все чаще преступник вызывает зависть окружающих как удачливый бизнесмен, умеющий найти способ эффективно обойти или нарушить закон и получить при этом высокую прибыль.

В значительной мере тенденция обогащения нашла отражение и в подростково-молодежной психологии. Среди школьников, студентов происходит расслоение, сопряженное со статусом родителей и их материальными возможностями. Проведенный нами социологический опрос студентов показал, что 75% опрошенных ждут от своих родителей не столько моральной, сколько материальной поддержки.

Молодежь обольщается “преступной романтикой”, “красивой жизнью”, свободой от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.