Научная статья на тему 'Методика разработки индивидуального тренировочного плана подготовки спортсменов высокой квалификации'

Методика разработки индивидуального тренировочного плана подготовки спортсменов высокой квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2058
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ / СПОРТСМЕНЫ ВЫСОКОГО КЛАССА / КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ / ATHLETE PREPARATION PLANNING / HIGH-CLASS ATHLETES / ATHLETE'S COMPREHENSIVE MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мякинченко Е.Б., Абалян А.Г., Лебедев М.М., Шестаков М.П., Фомиченко Т.Г.

В статье описана методика разработки индивидуального плана подготовки спортсменов высокой квалификации на основе анализа данных комплексного контроля и использования стандартизированных форм плановой документации. Опыт применения данной методики в сборных командах России по зимним видам спорта показал ее эффективность и возможность использования в методическом сопровождении других видов спорта, а также в качестве современного контента курсов повышения квалификации и переподготовки тренеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мякинченко Е.Б., Абалян А.Г., Лебедев М.М., Шестаков М.П., Фомиченко Т.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The method of developing the individual training plan for the training of elite athletes

The article describes the methodology (algorithm) for writing an individual plan for the training of high-class athletes based on the analysis of athlete’s comprehensive (complex) monitoring data and on the use of standardized forms of planning documentation. The experience of using this method in the Russian national teams for winter sports showed its effectiveness and the possibility of using other kinds of sports as a methodological accompaniment, as well as modern content for refresher courses and retraining of trainers.

Текст научной работы на тему «Методика разработки индивидуального тренировочного плана подготовки спортсменов высокой квалификации»

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ПЛАНА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Е.Б. МЯКИНЧЕНКО, М.М. ЛЕБЕДЕВ, М.П. ШЕСТАКОВ,

ФГБУ ЦСП, Москва, Россия;

А.Г. АБАЛЯН, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, Москва, Россия;

Т.Г. ФОМИЧЕНКО, Минспорт России

Аннотация

В статье описана методика разработки индивидуального плана подготовки спортсменов высокой квалификации на основе анализа данных комплексного контроля и использования стандартизированных форм плановой документации. Опыт применения данной методики в сборных командах России по зимним видам спорта показал ее эффективность и возможность использования в методическом сопровождении других видов спорта, а также в качестве современного контента курсов повышения квалификации и переподготовки тренеров.

Ключевые слова: планирование подготовки, спортсмены высокого класса, комплексный контроль.

THE METHOD OF DEVELOPING THE INDIVIDUAL TRAINING PLAN FOR THE TRAINING OF ELITE ATHLETES

E.B. MYAKINCHENKO, M.M. LEBEDEV, M.P. SHESTAKOV,

FSBI CSP, Moscow, Russia;

A.G. ABALYAN, FSBI FSC VNIIFK, Moscow, Russia;

T.G. FOMICHENKO, Russian Ministry of Sport

Abstract

The article describes the methodology (algorithm) for writing an individual plan for the training of high-class athletes based on the analysis of athlete's comprehensive (complex) monitoring data and on the use of standardized forms of planning documentation. The experience of using this method in the Russian national teams for winter sports showed its effectiveness and the possibility of using other kinds of sports as a methodological accompaniment, as well as modern content for refresher

courses and retraining of trainers.

Keywords: athlete preparation planning, high-class athletes, athlete's comprehensive monitoring.

Введение

Обязательным условием эффективного управления тренировочным процессом спортсменов высокой квалификации является своевременная подготовка документации планирования и контроля тренировочного процесса, в частности, разработка индивидуального плана подготовки спортсмена (ИПП) на сезон или макроцикл.

Анализ научной и методической литературы по вопросам планирования подготовки спортсменов высокой квалификации [1-5] показал значительное число работ, посвященных организации тренировочных нагрузок в рамках различных циклов, выбору адекватных средств и методов и т.п. Часть работ касается комплексного и педагогического контроля в спорте [6-9]. Однако практически отсутствуют работы по технологии или методике разработки ИПП на основе использования объективной информации, получаемой в процессе комплексного педагогического контроля (КПК).

Кроме того, разработка плановой документации на уровне сборных команд требует решения ряда других

задач, таких как: обеспечение преемственности в планировании многолетней подготовки (с учетом мобильности спортсменов, участвующих в тренировочных мероприятиях) и создание условий для независимого анализа планов; использование накопленной информации в целях формирования базы методических материалов для тренеров и специалистов спортивной федерации, в научных и образовательных целях и др. В противном случае бесценный опыт лучших тренеров страны, а также иностранных специалистов, работающих с ведущими российскими спортсменами, как положительный, так и отрицательный, может быть утрачен вместе со сменой тренерского штаба.

Методы и организация исследования

Для решения перечисленных задач были проведены: анализ литературных и других источников информации, педагогические наблюдения, включенное исследование эффективности применения разработанных предложений в практике подготовки сборных команд к крупным международным соревнованиям.

Были разработаны:

- системы КПК, включающие стандартные технологии проведения текущего (ТК), этапного контроля (ЭК) и обследования соревновательной деятельности (ОСД), учета тренировочных нагрузок;

- стандартные формы плановой документации и учета нагрузок [методический план, программа научно-методического обеспечения (НМО), организационный план], реализованные в виде электронных таблиц с облегченными алгоритмами заполнения, обработки данных и их представления тренерам;

в) методика разработки ИПП на основе использования информации, предоставляемой в ходе КПК, основанной на технологии программирования подготовки спортсменов [2].

Предлагался следующий алгоритм [2]:

• определить величину прироста спортивного результата и сроки его достижения;

• определить сдвиги в уровне специальной физической подготовленности и технико-тактического мастерства спортсмена, необходимые для обеспечения заданного прироста спортивного результата;

• разработать количественную модель динамики состояния спортсмена в годичном цикле;

• определить состав средств и методов, способных обеспечить требуемый прирост в уровне специальной физической подготовленности и технико-тактического мастерства спортсмена;

• определить годовой объем нагрузки по всем средствам подготовки;

• выделить в годичном цикле большие этапы, определяющие структуру и стратегические задачи периодизации тренировки;

• распределить в годичном цикле подготовки объем тренировочной нагрузки с использованием основных средств и методов подготовки на основе учета долговременного отставленного тренировочного эффекта силовых нагрузок и формы организации нагрузок различной преимущественной направленности.

Методика разработки ИПП в течение ряда лет апробировалась в подготовке сборных команд России по зимним видам спорта.

Результаты исследования

Традиционно разработка тренировочного плана осуществляется на основе опыта и знаний тренера, однако этот процесс может быть выстроен в определенной логической последовательности.

В результате исследований были обоснованы основные разделы и этапы работы по созданию ИПП.

Раздел I. Анализ предшествующих периодов

подготовки

Шаг I. Анализ соревновательной деятельности

в прошедшем сезоне

План подготовки направлен на систематизацию мероприятий тренировочного процесса с целью достижения спортивного результата, превышающего результат предыдущего сезона. Результат складывается из конкретных

характеристик (компонентов) соревновательного упражнения (СУ) и соревновательной деятельности (СД). Для улучшения спортивного результата необходимо изменить определенные параметры СУ и СД данного спортсмена. Следовательно, ИПП разрабатывается для изменения выбранных компонентов СУ и СД с учетом индивидуальных особенностей спортсмена.

Анализ предполагает сравнение показателей спортсмена с эталоном (моделью) [8]. Поэтому в первую очередь необходимо собрать и проанализировать следующую информацию:

а) усредненную многолетнюю (возрастную) динамику спортивного результата лучших спортсменов мира в этой дисциплине, которая и послужит моделью для динамики результативности данного спортсмена;

б) динамику результатов спортсмена в прошедшем сезоне относительно динамики спортивных результатов, которая планировалась в прошлом году;

в) биомеханические параметры СУ, от которых непосредственно зависит результат (например, длина и частота шагов, раскладка по дистанции, объем технико-тактических действий (ТТД), очки за компоненты СУ/ СД и т.п.). Здесь модельными значениями СУ могут выступать плановые показатели прошлого года или «модель чемпиона».

Анализ вышеуказанной информации - это основа для разработки ИПП, так как по его результатам формулируются задачи подготовки на предстоящий период. При этом тренер должен четко понимать: как решение именно этих тренировочных задач в итоге изменит компоненты СД, какие параметры СУ и СД и на какую величину должны (и могут) быть изменены для достижения запланированного результата.

Шаг II. Анализ выполнения методического плана

(плана тренировочных нагрузок)

Анализ выполненных тренировочных нагрузок необходим для выяснения причин успеха или не успеха в прошедшем сезоне. Можно использовать три подхода:

1. Сравнить план тренировочных нагрузок прошлого года с его выполнением. Оценить, по каким параметрам есть существенные отклонения, и понять, как это отразилось на компонентах СД.

2. Сравнить нагрузки, выполненные в прошедшем году, с теми, которые выполнялись в предшествующие годы, для установления причинно-следственной связи направленности изменения нагрузок и компонентов СД.

3. Сравнить выполнение плана подготовки с динамикой показателей контроля и спортивного результата в течение макроцикла, выявив влияние конкретных нагрузок или схемы построения занятий и циклов подготовки на сдвиги в отдельных компонентах состояния и подготовленности спортсмена в течение сезона.

Последний пункт является ключевым, поскольку важна точность прогноза влияния нагрузок разной величины и структуры организации тренировочного процесса на текущее состояние спортсмена и компоненты подготовленности, которые в свою очередь изменят компоненты СД и спортивный результат.

Шаг III. Анализ оптимальности организационного плана прошлого сезона

Здесь анализируется влияние внешних условий в местах проведения спортивных мероприятий (СМ) на текущее состояние и компоненты подготовленности спортсмена. То есть необходимо оценить, в какой степени организация тренировочного процесса была оптимальна для решения этапных задач подготовки. Особое внимание уделяется высотной акклиматизации и реакклиматиза-ции, состоянию спортсменов при смене часовых поясов, условиям самостоятельного выполнения тренировочных нагрузок дома между СМ, наличию необходимого инвентаря, рельефа местности и т.п.

Шаг IV. Анализ оптимальности программы КПК Программа КПК как раздел НМО - это программа контрольных мероприятий, которая должна обеспечить тренера и спортсмена объективной информацией о выполненных тренировочных нагрузках, их влиянии на текущее состояние спортсмена (переносимость нагрузок), сдвигах в компонентах физической/технической подготовленности спортсмена в сезоне, а также компонентах и динамике СД.

При анализе программы КПК оценивается качество и полнота полученной в прошлом сезоне информации с позиции ее достаточности для оценки степени решения/ не решения этапных задач подготовки. Программа КПК, являющаяся обязательным компонентом плановой документации, скорректируется с учетом такого анализа. Раздел II. Разработка индивидуального плана подготовки на новый сезон Шаг V. Определить цели подготовки На данном этапе необходимо обосновать планируемый спортивный результат в главном старте (стартах) сезона как цель подготовки, а также обосновать план динамики результатов во время соревновательного периода (ов) в качестве визуализации стратегии достижения «пика формы» в период главного старта.

Шаг VI. Разработать стратегию и задачи подготовки В письменном виде формулируются: а) стратегия построения тренировочного процесса: в какие сроки и какие акценты (для достижений целей подготовки, см. шаг V) будут сделаны; б) задачи по изменению параметров соревновательного упражнения: что именно надо изменить в СУ и в СД (дистанционную скорость, объем ТТД, длину и/или частоту шагов, скорость стартового разгона, дальность прыжка, очки за технику исполнения и т.п.), чтобы достичь запланированного результата; в) задачи по компонентам физической (ФП) и технической (ТП) подготовленности.

В идеальном случае запланированные задачи также должны быть выражены в цифрах, которые: 1) описывают модель соревновательной готовности спортсмена на предстоящий сезон. То есть планируются не только результаты на каждый старт, но и компоненты СД, за счет которых этот результат должен быть достигнут; 2) описываются модели ФП и ТП спортсмена на новый сезон. Например, каких показателей спортсмен должен достичь к концу предсоревновательного этапа.

Шаг VII. Разработать модель динамики

подготовленности и этапные задачи подготовки

С целью достижения запланированных параметров СУ и СД в требуемые сроки необходимо обеспечить формирование определенных параметров ТП и ФП путем корректной постановки этапных задач подготовки [2]. В этапных задачах фактически отражается планируемое сочетание и последовательность тренировочных воздействий на организм спортсмена с целью достижения требуемых параметров ФП, ТП и СД.

Задачи должны быть четко, корректно и конкретно сформулированы для адекватного подбора тренировочных средств и методов (см. шаг IX).

Графическим выражением этапных задач подготовки является помесячная динамика показателей ФП и ТП [2]. Кроме этого, важно запланировать динамику ключевых характеристик целостного соревновательного упражнения в течение всего года. Это будет отражением плана по реализации изменений в ФП и ТП в соревновательном упражнении не в форме нагрузок, а в форме желаемого результата применения этих нагрузок. Это - принципиальная смена парадигмы планирования, согласно которой сначала планируется желаемый эффект нагрузок, а потом подбираются нагрузки, чтобы его достичь.

Шаг VIII. Разработать биологическую модель

подготовки

К одному из наиболее сложных этапов методической работы можно отнести разработку биологической модели воздействия на организм спортсмена. Модель разрабатывается для каждой спортивной дисциплины и представляется в графическом виде, например, в форме 10-15-недельных номограмм. Форма каждой номограммы отражает планируемую величину тренировочного воздействия на важнейшие морфоструктуры или функциональные системы организма в течение всего макроцикла. Например, моделируется воздействие тренировочных нагрузок, приводящих к изменению плотности капилляров или митохондрий, ударного объема или минутного объема сердца, мощности быстрых мышечных волокон, буферной или кислородной емкости крови, моторной программы соревновательной связки/композиции и т.п. При этом одновременно создается классификация наиболее эффективных средств и методов воздействия на перечисляемые морфоструктуры или на мощность (или эффективность) соревновательной функциональной системы.

Создание такой модели и ее возрастная и гендерная дифференциация - сложная задача, решение которой возможно при совместной работе ученых, специалистов и ведущих тренеров. Обсуждение и уточнение модели в контексте успешности или неуспешности прошедшего сезона может стать ключевым предметом обсуждения в методической части ежегодной тренерской конференции.

Шаг IX. Подбор оптимальных средств и методов

ИПП создается в форме распределения объемов тренировочных нагрузок, которые задаются применением определенных тренировочных средств и/или методов.

Следовательно, перед началом планирования нагрузок необходимо разработать информативную структуру (список) средств и методов, которые будут использоваться для решения этапных задач (см. шаг VII). Этот перечень уже должен быть разработан на стадии шага VIII. Опытные тренеры включают в план в среднем 3050 показателей. План, состоящий из 7-10 параметров, является недостаточно детализированным.

Шаг X. Разработка «стандартных тренировочных блоков» под тренировочные задачи

Путь разработки набора типовых тренировочных мик-ро/мезоциклов, а также всего макроцикла «под задачи», включая этап подготовки к главному старту, является более продуктивным относительно ежегодного формирования новых сочетаний тренировочных средств и методов для решения конкретных тренировочных задач.

Такие типовые блоки являются третьим разделом биологической модели (1-й - распределение воздействия; 2-й - средства воздействия, см. шаг VIII).

Шаг XI. Распределение тренировочных нагрузок

Если предыдущие шаги были тщательно проработаны, то разработка методического плана (таблицы распределения нагрузок по выбранным средствам) является относительно простой задачей. Методический план разрабатывается на ежедневной, еженедельной или месячной основе в зависимости от длины макроцикла. Чем выше детализация, тем более продуманным формируется план.

Разработанная нами форма тренировочного плана оформляется в электронном виде в таблицах Excel с возможностью оперативной математической обработки, графического представления, копирования разделов, коррекции и т.п.

Шаг XII. Разработка организационного плана

подготовки

Разработке организационного плана в обязательном порядке должна предшествовать разработка методического плана подготовки и только потом планируются места и условия, где он может быть оптимально реализован.

Выводы

Индивидуальный план подготовки спортсмена высокой квалификации должен быть разработан на основе использования объективной информации, полученной в ходе комплексного педагогического контроля. Алгоритм создания ИПП включает в себя последовательность нескольких операций: анализ данных предшествующего сезона, выявление проблем в состоянии здоровья спортсмена, постановка целей и задач на планируемый период, разработка модели динамики изменения состояния спортсмена, выбор необходимых тренировочных средств и методов, распределение тренировочных нагрузок, опре-

Литература

1. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки: учебное пособие для ин-тов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 271 с.

2. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. -М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.

3. Бондарчук, А.П. Тренировка легкоатлета / А.П. Бондарчук. - Киев, 1986. - 157 с.

4. Иссурин В.Б. Подготовка спортсменов XXI века. Научные основы и построение тренировки / перевод с англ. Шаробайко И.В. - М.: Спорт, 2016. - 464 с.

5. Бомпа Т. Периодизация спортивной тренировки / Т. Бомпа, К. Буццичелли. - М.: Спорт, 2016. - 384 с.

6. Запорожанов, В.А. Комплексный контроль как аппарат управления тренировочным процессом / В.А. Запо-рожанов // Основы управления тренировочным процессом спортсменов. - Киев, 1982. - С. 113-122.

7. Булкин, В.А. Педагогическая диагностика как фактор управления двигательной деятельностью спортсменов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.А. Булкин. - М., 1987. - 44 с.

8. Шустин, Б.Н. Моделирование в спорте (теоретические основы и практические рекомендации): дис. ... докт. пед. наук / Б.Н. Шустин. - М., 1995. - 382 с.

9. McGuigan, M. Monitoring training and performance in athletes Champaign. - IL: Human Kinetics. - 2017. - 254 p.

деление необходимых организационных условий тренировочного процесса. Следование предложенной логике создания ИПП позволяет избежать грубых методических ошибок, создает методическую базу федерации по виду спорта (или команды), служит средством повышения квалификации тренеров. Кроме этого, и это очень важно, - совместно с системой КПК позволяет получать уникальные данные о подготовке спортсменов (включая лидеров), являющихся основой для разработки новых, современных, конкурентоспособных технологий подготовки спортсменов, включая спортивный резерв.

References

1. Matveev, L.P. (1977), Basics of sports training: ucheb-noe posobie dlya institutov fizicheskoy kul'turi, Мoscow: Fizkul'tura i Sport, 271 p.

2. Verhoshanskiy, U.V. (1985), Programming and organization of the training process, Мoscow: Fizkul'tura i Sport, 176 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Bondarchuk, A.P. (1986), Training of athlete, Kiev, 157 p.

4. Issurin, V.B. (2016), Training athletes in the XXI century. Scientific foundations and building of training, Мoscow: Sport, 464 p.

5. Bompa T. and Buzzichelli K. (2016), Periodization of sports training, Мoscow: Sport, 384 p.

6. Zaporozhanov, V.A. (1982), Comprehensive monitoring as a management apparatus for the training process. In: Osnovi upravleniya trenirovochnim prozessom sportsmenov, Kiev, pp. 113-122.

7. Bulkin, V.A. (1987), Pedagogical diagnostics as a factor in controlling the motor activity of athletes: Avtore-ferat dissertacii doctora pedagogicheskich nauk V.A. Bulkin, Мoscow, 44 p.

8. Shustin, B.N. (1995), Modeling in sports (theoretical bases and practical recommendations): Dissertaciya doctora pedagogicheskich nauk B.N. Shustin, Мoscow, 382 p.

9. McGuigan, M. (2017), Monitoring training and performance in athletes Champaign. Il: Human Kinetics, 254 p.

e*)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.