Научная статья на тему 'Методика разработка стратегии развития муниципального бюджетного учреждения культуры'

Методика разработка стратегии развития муниципального бюджетного учреждения культуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2813
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
муниципальное бюджетное учреждение культуры / сфера культуры / муниципальный заказ / стратегия фокусирования / услуги культуры / качество услуг / municipal budgetary institution of culture / sphere of culture / municipal order / strategy of focusing / services of culture / quality of services

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В. В. Щеглов

Создание услуг культуры является важнейшим условием духовного, нравственного развития современного общества. В условиях сокращения населения территории сельские клубы и библиотеки стали социально-культурным институтом и подтвердили свой авторитет в обществе. В малых селах учреждения культуры являются единственным местом для проведения мероприятий, организации встреч населения и власти. Развитие общества формирует новые требования к составу услуг, формам их предоставления. В этой связи эффективное выполнение сферой культуры своих общественных функций требует определения и реализации стратегических решений совершенствования своей деятельности. Необходимость решений данных задач определила актуальность выбранной темы исследования и ее практическую значимость. Целью исследования является разработка стратегии развития муниципального бюджетного учреждения культуры (МБУ) «Тюхтетская централизованная клубная система». Объект исследования: финансово-хозяйственная деятельность развития МБУ культуры «Тюхтетская централизованная клубная система», протекающая в условиях реформирования сферы культуры России, Красноярского края. На первом этапе были систематизированы и изучены теоретические и методические аспекты разработки стратегии развития учреждения культуры. В результате была предложена методика стратегического планирования МБУ культуры. Далее было проведено исследование предпосылок разработки стратегии развития МБУ «Тюхтетская централизованная клубная система». На завершающем этапе была апробирована методика разработки стратегии развития на примере муниципального бюджетного учреждения культуры «Тюхтетская централизованная клубная система».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF THE DEVELOPMENT STRATEGY MUNICIPAL BUDGETARY CULTURAL INSTITUTION

The creation of cultural services is an important condition for the spiritual and moral development of modern society. In the context of population decline, rural clubs and libraries have become a social and cultural institution and have confirmed their authority in society. In small villages, cultural institutions are the only place for events, meetings of the population and the authorities. The development of the company creates new requirements for the composition of services, forms of their provision. In this regard, the effective implementation of the sphere of culture of its social functions requires the definition and implementation of strategic decisions to improve their activities. The need to solve these problems determined the relevance of the chosen research topic and its practical significance. The aim of the study is to develop a strategy for the development of the municipal budget institution of culture “Tyukhtet centralized club system”. The object of the research: the financial-economic activity of the development of the municipal budget institution of culture “Tyukhtet centralized club system”, occurring in the conditions of reforming of the sphere of culture of Russia, Krasnoyarsk region. At the first stage, the theoretical and methodological aspects of the development strategy of cultural institutions were systematized and studied. As a result, the method of strategic planning of the municipal budget institution of culture was proposed. Further, a study was conducted of the prerequisites of strategy development development of municipal budgetary cultural institution (MBUK) “Tyukhtet centralized club system”. At the final stage, the methodology for developing a development strategy was tested on the example of the municipal budget institution of culture “Tyukhtet centralized club system”.

Текст научной работы на тему «Методика разработка стратегии развития муниципального бюджетного учреждения культуры»

УДК 338.33

Для цитирования: Щеглов В. В. Методика разработка стратегии развития муниципального бюджетного учреждения культуры // Менеджмент социальных и экономических систем. 2017. № 3. С. 20-33.

For citations: Shcheglov V. V. Methodology of the development strategy municipal budgetary cultural institution // Social and economic systems management. 2017. No. 3. Рр. 20-33. (In Russ., abstr. in Engl.)

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

В. В. Щеглов

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Тюхтетская централизованная клубная система»

Российская Федерация, 662010, Красноярский край, Тюхтетский район, с. Тюхтет, ул. Советская, 12

E-mail: shcheglov33@mail.ru

Создание услуг культуры является важнейшим условием духовного, нравственного развития современного общества. В условиях сокращения населения территории сельские клубы и библиотеки стали социально-культурным институтом и подтвердили свой авторитет в обществе. В малых селах учреждения культуры являются единственным местом для проведения мероприятий, организации встреч населения и власти. Развитие общества формирует новые требования к составу услуг, формам их предоставления. В этой связи эффективное выполнение сферой культуры своих общественных функций требует определения и реализации стратегических решений совершенствования своей деятельности. Необходимость решений данных задач определила актуальность выбранной темы исследования и ее практическую значимость.

Целью исследования является разработка стратегии развития муниципального бюджетного учреждения культуры (МБУ) «Тюхтетская централизованная клубная система». Объект исследования: финансово-хозяйственная деятельность развития МБУ культуры «Тюхтетская централизованная клубная система», протекающая в условиях реформирования сферы культуры России, Красноярского края.

На первом этапе были систематизированы и изучены теоретические и методические аспекты разработки стратегии развития учреждения культуры. В результате была предложена методика стратегического планирования МБУ культуры. Далее было проведено исследование предпосылок разработки стратегии развития МБУ «Тюхтетская централизованная клубная система». На завершающем этапе была апробирована методика разработки стратегии развития на примере муниципального бюджетного учреждения культуры «Тюхтетская централизованная клубная система».

Ключевые слова: муниципальное бюджетное учреждение культуры, сфера культуры, муниципальный заказ, стратегия фокусирования, услуги культуры, качество услуг.

METHODOLOGY OF THE DEVELOPMENT STRATEGY MUNICIPAL BUDGETARY CULTURAL INSTITUTION

V. V. Shcheglov

Municipal budgetary institution of culture "Tyukhtet centralized club system" 12, Sovetskaya Str., Tyukhtet village, Tyukhtet district, Krasnoyarsk Krai, 662010, Russian Federation

E-mail: shcheglov33@mail.ru

The creation of cultural services is an important condition for the spiritual and moral development of modern society. In the context of population decline, rural clubs and libraries have become a social and cultural institution and have confirmed their authority in society. In small villages, cultural institutions are the only place for events, meetings of the population and the authorities. The development of the company creates new requirements for the composition of services, forms of their provision. In this regard, the effective implementation of the sphere of culture of its social functions requires the definition and implementation of strategic decisions to improve their activities. The need to solve these problems determined the relevance of the chosen research topic and its practical significance.

The aim of the study is to develop a strategy for the development of the municipal budget institution of culture "Tyukhtet centralized club system". The object of the research: the financial-economic activity of the development of the municipal budget institution of culture "Tyukhtet centralized club system ", occurring in the conditions of reforming of the sphere of culture of Russia, Krasnoyarsk region.

At the first stage, the theoretical and methodological aspects of the development strategy of cultural institutions were systematized and studied. As a result, the method of strategic planning of the municipal budget institution of culture was proposed. Further, a study was conducted of the prerequisites of strategy development development of municipal budgetary cultural institution (MBUK) "Tyukhtet centralized club system". At the final stage, the methodology for developing a development strategy was tested on the example of the municipal budget institution of culture "Tyukhtet centralized club system".

Keywords: municipal budgetary institution of culture, sphere of culture, municipal order, strategy offocusing, services of culture, quality of services.

Введение. Повышение эффективности культурной деятельности является одной из приоритетных задач развития муниципальных образований Красноярского края. Утрата культурных ценностей неизбежно отражается на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, ведет к духовному оскудению общества, возникновению разного рода социальных проблем семьи, комплексного развития личности. Противодействию возникновению данных проблем должно служить повсеместное развитие учреждений культуры и, в особенности, в сельской местности. По этой причине выбранная тема исследования представляется актуальной и практически значимой.

Этапы методики разработки стратегии развития учреждения культуры. Исходной основой разработки методики стратегического планирования развития МБУ послужили концептуальные документы развития сферы культуры России, Красноярского края, Тюхтетского района [1; 2; 6-12; 16; 17], а также результаты исследования инструментов стратегического планирования авторов А. В. Цветцых, Ю. В. Ерыгина [4], учет особенностей их практического применения [13-15]. Характеристика предлагаемых основных этапов разработки стратегии развития МБУ представлена в табл. 1.

Разработка стратегии развития муниципального бюджетного учреждения культуры «Тюхтетская

централизованная клубная система». В соответствии с предлагаемой методикой стратегического планирования муниципального бюджетного учреждения культуры на первом этапе исследования проведем анализ динамики и структуры финансирования учреждения культуры. К поступлениям финансовых средств муниципального бюджетного учреждения культуры «Тюхтетская централизованная клубная система» относят доходы и поступления в форме ассигнований Тюхтетского муниципального района, поступлений из бюджета Красноярского края, поступления от предпринимательской и другой деятельности, приносящей доход. Сбор и анализ информации, характеризующей размер, динамику и структуру поступления финансовых средств (табл. 2) выявил следующие результаты исследования:

- произошел общий рост финансирования учредителем и другими уровнями бюджетной системы деятельности муниципального бюджетного учреждения (с 9 731 тыс. руб. в 2015 г. до 26 742 тыс. руб. в 2017 г.);

- в структуре финансовых поступлений преобладают бюджетные ассигнования Тюхтетского района (76,96 % по состоянию на 2017 г.);

- резервным фактором увеличения финансовых поступлений является привлечение благотворительных и спонсорских вкладов.

Таблица 1

Основные этапы разработки стратегии развития учреждения культуры

Наименование этапа Используемые методы и инструменты Цель этапа

Исследование сильных и слабых сторон торговой организации SWOT-анализ Соизмерение плюсов и минусов организации с рыночными возможностями и угрозами. Оценка финансовой устойчивости и потенциала роста

Выявление перспективных видов деятельности Опрос экспертов, мозговой штурм, статистический анализ Оценка потенциала роста новых видов деятельности, оценка инвестиционного климата

Анализ нового вида деятельности Конкурентный анализ Оценка уровня конкуренции, предпочтения потребителей, тенденций рынка

Оценка корпоративного портфеля Модель БСО. Модель четырех портфелей К. Кларка, К. Бреннана, прогноз финансовых результатов Оценка взаимосвязей между бизнесами, оценка финансово-экономической эффективности

Используя отчетную информацию объекта исследования, проведем оценку уровня достаточности финансовых поступлений для финансирования расходов муниципального учреждения. Для решения данной задачи соотнесем размеры поступления и расходования средств, определим вклад предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход в формирование источников средств. Результаты представим в табл. 3.

Анализ хозяйственной деятельности учреждения культуры. Для достижения цели выпускной квалификационной работы необходимым этапом является анализ хозяйственной деятельности бюджетного учреждения культуры «Тюхтетская централизованная клубная система». Анализ хозяйст-

венной деятельности учреждения культуры проведем на основе исследования динамики и структуры посещаемости культурно-досуговых формирований, культурно-массовых мероприятий и фондов музеев, музейной деятельности. Решение данной задачи позволит выявить структуру предпочтений населения, спрос на определенные виды культурно-досуговых формирований, культурно-массовых мероприятий, определить перспективные направления развития учреждения культуры, обосновать изменения в структуре муниципального заказа на услуги учреждения.

Показатели наполняемости культурно-досуго-вых формирований приведены в табл. 4.

Таблица 2

Размер и динамика доходов МБУ культуры «Тюхтетская централизованная

клубная система»

Источники доходов и поступлений 2015 г. 2016 г. 2017 г. Изменение

2016/2015 гг. 2017/2016 гг.

Ассигнования учредителя 7 496 23 878 20 583 +16 382 -3 295

Поступления из бюджетов других уровней 2 024 102 5 807 -1 922 +5 705

Поступления от предпринимательской и другой доход деятельности 211 437 352 +226 -85

Благотворительные и спонсорские вклады 0 0 0 0 0

Всего поступило средств 9 731 24 417 26 742 14 686 2 325

Таблица 3

Показатели эффективности финансовой деятельности МБУ культуры «Тюхтетская централизованная клубная система»

Показатели финансовой деятельности 2015 г. 2016 г. 2017 г. Изменение

2016/2015 гг. 2017/2016 гг.

Процент освоения финансовых средств, % 96,45 96,96 99,99 +0,51 +3,03

Доля от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, % 2,17 1,79 1,32 -0,38 -0,47

Доля собственных средств в финансировании расходов учреждения, % 2,16 1,63 1,30 -0,53 -0,33

Таблица 4

Посещаемость культурно-досуговых формирований

Культурно-досуговые формирования 2015 г. 2016 г. 2017 г. Изменение

2016/2015 гг. 2017/2016 гг.

Любительские объединения, группы, клубы по интересам 151 169 182 +18 +13

Инклюзивные, включающие в состав инвалидов и лиц с ОВЗ 0 0 28 0 +28

Прочие клубные формирования, в том числе: 138 588 598 +450 +10

клубные формирования самодеятельного народного творчества, в том числе: 138 588 598 +450 +10

- хоровые; - хореографические; - театральные; - фольклорные; 18 27 19 23 77 95 87 23 71 106 84 29 +59 +68 +68 0 +6 +11 -3 +6

- декоративно-прикладного искусства; - кино-фото-любителей 29 10 96 10 87 10 +67 0 -9 0

Таким образом, систематизация информации, характеризующей посещаемость культурно-досуго-вых формирований, ее представление в графической форме позволяет сделать следующие выводы:

- за последние 2 года выросло количество участников культурно-досуговых формирований;

- наибольший рост участников произошел в хореографических и театральных формированиях;

- произошло изменение в возрастной структуре участников культурно-досуговых формирований, в группе детей до 14 лет количество участников на выросло на 592 %, в группе молодежь от 15 до 24 лет.

Показатели посещаемости платных культурно-массовых мероприятий приведены в табл. 5.

Графическая иллюстрация динамики посещаемости платных культурно-массовых мероприятий представлена на рис. 1.

Замедление роста числа культурно-массовых мероприятий объясняется сокращением численности населения в Тухтетском районе и финансирования из муниципального бюджета на проведение мероприятий. На рис. 2 отражены изменения динамике и в структуре платных услуг.

Как следует из представленной на рис. 16 информации, за период 2015-2017 гг. произошел общий рост числа платных мероприятий. При этом в

2015 г. доля платных мероприятий составила 87,88. В 2016 г. доля бесплатных мероприятий составила 33,52 % или 1 340 мероприятий (доля платных мероприятий соответственно 66,48 % или 2 657 мероприятий). В 2017 г. доля бесплатных мероприятий 33,95 % или 1 313 мероприятий. Таким образом, за исследуемый период времени существенную долю в структуре выполненных мероприятий отводится платным.

Выбор направлений стратегического развития зависит не только от востребованности оказываемых услуг, но и от состояния кадрового и материально-технического потенциала учреждения культуры. В этой связи систематизируем информацию, характеризующую кадровый и материально-технический потенциал учреждения в табличной (табл. 6).

Представленная в таблице информация, характеризующая состояние кадрового потенциала позволяет сформулировать следующие выводы:

- произошла стабилизация численности сотрудники учреждения, вместе с тем, снизился уровень кадрового потенциала, что выражено в сокращении количества персонала, имеющего высшее образование;

- произошло выравнивание количества персонала по стажу работы в профильных организациях.

Таблица 5

Показатели посещаемости платных культурно-массовых мероприятий

Культурно-массовые мероприятия 2015 г. 2016 г. 2017 г. Изменение

2016/2015 гг. 2017/2016 гг.

Культурно-досуговые мероприятия, чел., 33 917 42 752 42 207 +8 835 -545

в том числе:

- танцевальные вечера/ дискотеки; 18 112 23 362 20 020 +5 250 -3 342

- кино-, видеосеансы 2 157 2 673 3 030 +516 +357

Культурно-массовые мероприятия, чел., 34 487 43 140 42 443 +8 653 -697

в том числе:

- информационно-просветительские меро- 570 388 236 -182 -152

приятия;

- с участием инвалидов и лиц с ОВЗ; 0 0 0 0 0

- доступные для восприятия инвалидами и 0 0 0 0 0

лицами с ОВЗ

Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г. Изменение

2016/2015 гг. 2017/2017 гг.

Штатный персонал организации, всего, чел.: - основной персонал, имеющий высшее 32 112 57 +80 -55

3 4 2 +1 -2

образование;

- основной персонал, имеющий среднее 10 27 19 17 -8

профессиональное образование

Материально-техническая база, число 21 19 17 -2 -2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

здании:

- требуют капитального ремонта; 5 6 7 +1 +1

- аварийные 1 0 0 -1 0

Таблица 6

Материально-технический и кадровый потенциал бюджетного учреждения культуры

На завершающем этапе анализа хозяйственной деятельности учреждения проведем расчет и анализ специальных показателей, характеризующих эффективность функционирования МБУ культуры «Тюхтетская централизованная клубная система». В табл. 7 систематизированы результаты оценки показателей эффективности функционирования учреждения культуры, на рисунке дана графическая иллюстрация динамики некоторых показателей деятельности учреждения культуры.

Результаты расчета показателей (табл. 6) позволяет сделать следующие выводы:

- уровень освоения бюджетных средств вырос, повысилась эффективность их использования, на

что указывает показатель числа проведенных мероприятий, который вырос в 2017 г. по сравнению с 2015 г. на 3 545 проведенных мероприятий;

- вырос объем культурной деятельности, так выросло количество культурно-досуговых формирований с 19 в 2015 г. до 79 единиц в 2017 г.;

- учреждение развивает деятельность, приносящей доход, доля средств предпринимательской и иной приносящей доход деятельности выросла с 1,12 до 1,79 %;

- повысилась эффективность использования персонала, производительность труда выросла с 10 до 68 единиц проведенных мероприятий на одного сотрудника.

Рис. 1. Посещаемость платных культурно-массовых мероприятий учреждения культуры, чел.

5000 4000 3000 2000 1000 0

1340 1313

2657 2554

39

2015 2016 2017

Количество платных мероприятий ■ Количество безплатных мероприятий

Рис. 2. Динамика и структура проведенных мероприятий

Таблица 7

Показатели эффективности функционирования МБУ культуры «Тюхтетская централизованная клубная система»

Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г. Изменение

2016/2015 гг. 2017/2016 гг.

Процент освоения финансовых средств, % 96,45 96,96 99,99 +0,51 +3,03

Доля платных услуг, % 66,89 66,47 66,04 -0,42 -0,43

Доля средств предпринимательской и иной 1,12 1,32 1,79 +0,2 +0,47

приносящей доход деятельности, %

Количество проведенных культурно- 322 3 997 3 867 +3 675 -130

массовых мероприятий, ед.

Число существующих культурно-досуговых формирований, ед. 19 74 79 +55 +5

Производительность труда, количество 10 35 68 +3 +33

мероприятий на 1 чел.

Фондоотдача, руб./руб. 0,79 0,80 0,82 +0,01 +0,02

Использую статистическую информацию по элементам микроокружения, выделим и оценим факторы микросреды по степени их важности для объекта исследования (табл. 8). Оценки производятся на основе опроса экспертов, работающих в профильных учреждениях культуры (1-3 балла).

В табл. 8 эксперты произвели оценку факторов групп внешнего воздействия на МБУ культуры по степени важности для культурной деятельности (1 - менее важно, 3 - очень важно), по силе воздействия на МБУ культуры (1 - низкое воздействие, 3 - сильное воздействие). Используя ключевые

факторы по данным табл. 4, выделим группы потенциальных угроз для учреждения культуры, и имеющихся возможностей с учетом влияния микросреды внешнего окружения (табл. 9).

На следующем этапе исследования проведем анализ компонентов производственного и финансового потенциала, составляющие внутреннюю среду учреждения культуры:

- технологии культурной деятельности;

- культурная деятельность; маркетинг;

- финансовая деятельность; организация и управление.

Оценка важности факторов микросреды учреждения культуры

Таблица 8

Группа факторов Фактор Важность для сферы культуры Сила воздействия на учреждение Степень важности

Потребители Изменение потребностей и предпочтений населения 2 2 4

Уровень доходов населения 3 2 3

Численность населения Тюхтетского района 2 3 6

Учредитель, формирующий муниципальный заказ Уровень финансирования программ модернизации и капитального ремонта 3 3 9

Уровень финансирования разработки и реализации социокультурных проектов 2 3 6

Уровень финансового обеспечения выплат зарплаты и социальной защищенности работников 3 3 9

Конкуренты Уровень используемых социокультурных технологий 3 2 6

Финансовые возможности по реализации социокультурных проектов 3 3 9

Таблица 9

Итоги анализа факторов непосредственного окружения

Ключевые факторы Наименование возможности для учреждения культуры Наименование угрозы для учреждения культуры

Потребители 1. Изменение предпочтений, численность потребителей услуг. 2. Чувствительность к стоимости культурных услуг 1. Разработка и реализация новых культурных проектов 1. Сокращение потребителей культурных услуг в Тюхтетском районе

Учредитель, формирующий муниципальный заказ 1. Уровень финансирования куль-турно-досуговых формирований и культурно-массовых мероприятий. 2. Условия финансирования культурных проектов. 3. Наличие альтернативных источников финансирования 1. Модернизация технических средств. 2. Улучшения уровня оплаты труда и социальной защищенности работников учреждения. 3. Привлечение спонсорской помощи и пожертвований для реализации культурных проектов 1. Снижение финансирования из краевого и федерального источников. 2. Сокращение числа культурно-досуговых формирований. 3. Сокращение числа культурно-массовых мероприятий

Конкуренты 1. Уровень используемых социокультурных технологий. 2. Уровень муниципального, краевого и федерального финансирования программы развития 1. Увеличение доли культурно-досуговых и культурно-массовых мероприятий в культурной жизни населения Тюхтетского района 1. Сокращение потребителей культур-но-досуговых и культурно-массовых мероприятий в Тюхтетском районе

Анализ преимуществ и недостатков предприятия с ближайшим конкурентом в Тюхтетском районе (МБУ культуры Межпоселенческая библиотечная система) показал, что наиболее сильное отставание от ближайшего конкурента связано с дефицитов квалифицированных специалистов и руководителей, преимущество - большое количество крупномасштабных культурных ежегодных мероприятий. Проведенный анализ внутренней среды позволил выделить сильные и слабые стороны учреждения культуры, которые отражены в табл. 10.

Основываясь на результатах экспертизы конкурентных преимуществ и слабостей предприятия (см. табл. 9, 10) можно выделить следующие ключевые факторы успеха (КФУ) муниципального бюджетного учреждения культуры «Тюхтетская централизованная клубная система» в долгосрочной перспективе:

- улучшение оснащения специализированной техникой;

- улучшение материально-технической базы;

- большое количество востребованных куль-турно-досуговых формирований и проводимых культурно-массовых мероприятий;

- высокая посещаемость культурно-досуговых формирований и культурно-массовых мероприятий.

Далее, используя методику SWOT-анализа определим перспективные стратегии развития с учетом выделенных ключевых факторов успеха (сильных сторон), а также слабых сторон МБУ культуры «Тюхтетская централизованная клубная система», для этого построим специальную матрицу SWOT-анализа в форме табл. 11.

Таким образом, основными стратегическими задачами развития МБУ культуры «Тюхтетская централизованная клубная система» должны стать следующие:

- обеспечение максимальной доступности культурных ценностей для населения района, повышение качества и разнообразия культурных услуг, в том числе: создание открытого культурного пространства района (развитие гастрольной, выставочной, фестивальной деятельности и др.);

- создание благоприятных условий для творческой самореализации граждан, получения художественного образования и приобщения к культуре и искусству всех групп населения;

- активизация просветительской деятельности учреждений культуры (гражданско-патриотическое просвещение, культурно-историческое и художественно-эстетическое воспитание, повышение правовой культуры, популяризация научной и инновационной деятельности и др.);

- повышение социального статуса работников культуры, в том числе путём повышения уровня оплаты их труда; формирование нормативно-

правовой базы культурной политики района, обеспечивающей рост и развитие отрасли;

- инновационное развитие учреждений культуры и образовательного учреждения в области культуры, в том числе путем внедрения информационных и телекоммуникационных технологий, использования новых форм организации культурной деятельности;

- возрождение и развитие народных художественных ремесел, декоративно-прикладного творчества;

- создание устойчивого культурного образа Тюхтетского района как территории культурных традиций и творческих инноваций, интеграция в общекраевой культурный процесс;

- продвижение культуры района за его пределами в форме участия в конкурсах, выставках и фестивалях на краевом и всероссийском уровнях.

Для обоснования перспективных сегментов культурной деятельности МБУ культуры «Тюхтетская централизованная клубная система» проведем анализ привлекательности сегментов культурной деятельности и конкурентной позиции учреждения в Тюхтетском районе. Для решения данной задачи используем методику исследований Mckinsey/ General Electric (GE) [3; 5].

В соответствии с данной методикой [3; 5] на первом этапе исследования выделим критерии привлекательности сегментов культурной деятельности в Тюхтетском районе, определим их относительную важность, так чтобы в сумме относительные веса каждого критерия (фактора) были равны 100 %. Результаты оценки относительной важности критериев (факторов) привлекательности сегментов культурной деятельности представим в табл. 12.

Результаты оценки относительной важности критериев (факторов) конкурентоспособности услуг муниципального бюджетного учреждения культуры «Тюхтетская централизованная клубная система» представлены в табл. 13.

Далее, следуя алгоритму модели исследования Mckinsey/ General Electric [3; 5], проведем оценку сегментов культурной деятельности по критериям привлекательности сегментов культурной деятельности (табл. 12) и (факторам) конкурентоспособности услуг (табл. 13). Основными исследуемыми сегментами деятельности муниципального бюджетного учреждения культуры «Тюхтетская централизованная клубная система» стали: культурно-досуговые формирования (КДФ); культурно-массовые мероприятия (КММ); фонды музеев, музейная деятельность (ФММД).

При решении задачи оценки сегментов культурной деятельности по критериям привлекательности используем статистическую информацию по состоянию сферы культуры Тюхтетского района.

Таблица 10

Итоги анализа сильных и слабых сторон МБУ культуры «Тюхтетская централизованная клубная система»

Составляющая потенциала Сильная сторона учреждения культуры Слабая сторона учреждения культуры

1. Персонал и технологии культурной деятельности Создание условий для комфортного, безопасного пребывания посетителей; обмен опытом, участие в краевых фестивалях и конкурсах Недостаточная информационно-коммуникационная инфраструктура

2. Культурная деятельность Современное оснащение специализированной техникой у 50 % учреждений, входящих в МБУ культуры; организация выездных мероприятий Отсутствие профессионального образования у 50 % специалистов учреждения; более 60 % специалистов клубного учреждения в возрасте старше 40 лет

3. Маркетинг Большое количество крупномасштабных культурных мероприятий; высокая посещаемость и востребованность услуг учреждения культуры; расширение спектра культурных проектов Слабое налаживание партнерства с бизнесом; слабый учет актуальных социально-культурных процессов, досуговых предпочтений и ценностных ориентаций различных категорий населения

4. Финансирование Рост расходов консолидированного бюджета муниципального образования на культуру Низкая заработная плата и социальная незащищенность работников учреждения; высокая зависимость от бюджетного финансирования; низкая доля доходов от предпринимательской деятельности

5. Организация и управление Широкая структура учреждения Отсутствие профессионального образования у 50 % руководителей учреждения

Таблица 11

SWOT-анализ муниципального бюджетного учреждения культуры «Тюхтетская централизованная клубная система»

Внутренняя среда учреждения

Сильные стороны учреждения Слабые стороны учреждения

Современное оснащение специализированной техникой Дефицит квалифицированных специалистов

Улучшенная материально-технической база Высокая доля морально устаревшей и ветхой литературы в библиотечных фондах

Возможности учреждения

Рост расходов консолидированного бюджета на культуру Организация выездных мероприятий в районе Обмен опытом, участие в краевых фестивалях и конкурсах

Слабый учет учреждениями культуры актуальных социально-культурных процессов, досуговых предпочтений и ценностных ори-ентаций населения Разработка и реализация новых социокультурных проектов Внедрение медиа-информационных технологий в культурную деятельность

Угрозы учреждения

Снижения численности и старение населения Тюхтетского района Совершенствование портфеля социокультурных услуг

Низкая заработная плата и социальная незащищенность работников культуры Повышение уровня материального стимулирования труда Участие в программах привлечения молодых специалистов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 12

Критерии (факторы) привлекательности сегментов культурной деятельности муниципального бюджетного учреждения культуры

Критерии (факторы) привлекательности сегментов культурной деятельности Вес критерия (фактора), %

100

Уровень бюджетных ассигнований услуг учредителем, руб. 18

Уровень финансирования услуг из бюджетов других уровней, руб. 16

Посещаемость культурно-досуговых формирований (культурно-массовых мероприятий/ музейных фондов), чел. 23

Окончание табл. 12

Критерии (факторы) привлекательности сегментов культурной деятельности Вес критерия (фактора), %

Степень значимости услуг для культурного развития потребителей (патриотического воспитания/ сохранения культурных и нравственных ценностей, традиций/ духовного развития), чел. 19

Привлечения благотворительных и спонсорских вкладов для финансирования культурных проектов, руб. 11

Возможность предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, руб. 13

Таблица 13 Критерии (факторы) конкурентоспособности услуг муниципального бюджетного учреждения культуры

Критерии (факторы) конкурентоспособности учреждения Вес критерия (фактора), % 100

Степень удовлетворенности потребностей населения целевого сегмента услуг качеством услуг 26

Разнообразие культурно-досуговых формирований (культурно-массовых мероприятий/ музейной деятельности) 19

Степень соответствия культурно-досуговых формирований (культурно-массовых мероприятий/ фондов музеев) требованиям муниципального заказа 23

Уровень и качество материально-технического и кадрового обеспечения культурно-досуговых формирований (культурно-массовых мероприятий/ фондов музеев) 20

Уровень конкуренции в целевых сегментах услуг учреждения культуры 11

Таблица 14

Оценка критериев (факторов) привлекательности сегментов культурной деятельности муниципального бюджетного учреждения культуры «Тюхтетская централизованная клубная система»

Критерии (факторы) привлекательности сегментов культурной деятельности Вес критерия (фактора), % Оценка выраженности критерия (фактора) Итоговая оценка сегмента КДФ Итоговая оценка сегмента КММ Итоговая оценка сегмента ФММД

КДФ КММ ФММД

Уровень бюджетных ассигнований услуг учредителем, руб. 18 5 4 1 0,9 0,72 0,18

Уровень финансирования услуг из бюджетов других уровней, руб. 16 5 4 0 0,8 0,64 0

Посещаемость культурно-досуговых формирований (культурно-массовых мероприятий/ музейных фондов), чел. 23 4 5 1 0,92 1,15 0,23

Степень значимости услуг для культурного развития потребителей (патриотического воспитания/ сохранения культурных и нравственных ценностей, традиций/ духовного развития), чел. 19 5 4 2 0,95 0,76 0,38

Привлечения благотворительных и спонсорских вкладов для финансирования культурных проектов, руб. 11 5 4 0 0,55 0,44 0

Возможность предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, руб. 13 5 2 2 0,65 0,26 0,26

Итого 100 29 25 6 5 3,97 1,05

Оценка выраженности критериям (факторам) привлекательности сегментов культурной деятельности проводилась от 0 до 5 экспертным путем, но на основе количественных и качественных исследований по сегменту.

Таким образом, расчеты показали, что наибольшей привлекательностью обладает сегмент «Куль-турно-досуговые формирования: декоративно-прикладное искусство, фольклорные» (4 баллов), наименьшей сегмент «Фонды музеев, музейная деятельность» (1,05 баллов). Средним уровнем привлекательности обладает сегмент «Культурно-массовые мероприятия: культурно-досуговые, танцевальные вечера», получивший 3,97 баллов. Сегмент «Культурно-досуговые формирования: декоративно-прикладное искусство, фольклорные» обладает потенциалом предпринимательской деятельности, приносящей доход, поэтому развитие данного сегмента может создать финансовую базу для укрепления собственных источников финансирования реализации культурных проектов.

Таблица 15

Оценка критериев (факторов) конкурентоспособности услуг МБУ культуры «Тюхтетская централизованная клубная система»

Критерии (факторы) привлекательности сегментов культурной деятельности Вес критерия (фактора), % Оценка выраженности критерия (фактора) Итоговая оценка сегмента кдф Итоговая оценка сегмента КММ Итоговая оценка сегмента ФММД

КДФ КММ ФММД

Степень удовлетворенности потребностей населения целевого сегмента услуг качеством услуг 26 5 3 1 1,3 0,78 0,26

Разнообразие культурно-досуговых формирований (культурно-массовых мероприятий/ музейной деятельности) 19 4 5 0 0,76 0,95 0

Степень соответствия культурно-досуговых формирований (культурно-массовых мероприятий/ фондов музеев) требованиям муниципального заказа 23 5 5 5 1,15 1,15 1,15

Уровень и качество материально-технического и кадрового обеспечения культурно-досуговых формирований (культурно-массовых мероприятий/ фондов музеев) 20 5 4 0 1 0,8 0

Уровень конкуренции в целевых сегментах услуг учреждения культуры 11 5 3 0 0,55 0,33 0

Итого 100 24 20 6 5 4,01 1,41

Следующей задачей определения портфеля перспективных сегментов развития муниципального бюджетного учреждения культуры «Тюхтетская централизованная клубная система» является оценка (факторам) конкурентоспособности услуг по критериям, представленным в табл. 15.

Результаты оценки конкурентоспособности учреждения по сегментам услуг приведем по горизонтали матрицы Mckinsey/ General Electric (GE), представленной в форме табл. 16. Наилучшие показатели по конкурентоспособности получил сегмент «Культурно-досуговые формирования: декоративно-прикладное искусство, фольклорные» (4 баллов), наименьшей сегмент «Фонды музеев, музейная деятельность» (1,05 баллов). По результатам расчетов по критерию привлекательности сегмента и критерию конкурентоспособности учреждения в сегменте были получены итоговые баллы. Поэтому, далее, перейдем к формированию матрицы Mckinsey/ General Electric (GE) в форме табл. 16.

Таблица 16

Оценка сегментов портфеля услуг муниципального бюджетного учреждения культуры «Тюхтетская централизованная клубная система»

Привлекательность сферы культуры (сегментов) Конкурентная позиция учреждения

Низкая (0-2 балла) Средняя (3-4 балла) Высокая (5-6 баллов)

Низкая (0-2 балла) Фонды музеев, музейная деятельность

Средняя (3-4 балла)

Высокая (5-6 баллов) Культурно-массовые мероприятия: куль-турно-досуговые, танцевальные вечера Культурно-досуговые формирования : декоративно-прикладное искусство, фольклорные

Содержание функциональных мероприятий стратегии развития учреждения и прогноз их экономической эффективности. Сложная социально-экономическая ситуация в Тюхтетском районе привела к росту правонарушений, особенно в социально-незащищенных слоях населения, в частности, среди детей, подростков и молодежи. Особо проблемными являются такие негативные явления как наркомания и пьянство. По статистическим данным на территории Тюхтета проживает 1 356 детей, подростков и молодежи в возрасте от 10 до 18 лет, из общего числа 139 - оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе 37 состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. В Тюхтете районный Дом культуры является центром досуговой деятельности, позволяющий реализовать разносторонние творческие интересы и способности детей, подростков и молодежи. И каждый, посещая очаг культуры, ждет от этого посещения чего-то неординарного: ярких и красочно оформленных мероприятий, разнообразных клубов по интересам и кружков, где бы они могли удовлетворить свои разносторонние интересы и воплотить в жизнь творческие замыслы.

Теоретической основой разработки стратегии развития послужили результаты исследования внешней среды, потенциала самого учреждения. Важным элементов исследования внешней среды стали результаты социологического опроса среди детей и молодежи. В ходе данных исследований было установлено, что, что большинство респондентов предложили создать при Доме культуры досуговый центр, где бы они могли отдохнуть, посещая кружки, чему-то научиться и показать свои творческие способности.

Но современная действительность такова, что Дом культуры не может полностью и качественно удовлетворить потребности этой социальной группы по причине недостаточной материально-технической базы: отсутствует достаточное количество акустической и светомузыкальной аппаратуры, пришли в негодность уличные аттракционы

для детей, отсутствует компьютерная техника, организация новых кружков затруднена отсутствием финансирования на приобретение необходимых материалов.

В табл. 17 систематизированы функциональные мероприятия предложенной стратегии фокусирования, ориентированной на повышение качества и доступности культурных услуги, путем создания благоприятных условий для выявления и реализации творческих потребностей детей и молодежи, в том числе и оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Таким образом, в таблице представлена декомпозиция стратегических мероприятий по функционалу в учреждении. То есть, какие мероприятия должно выполнить каждое служебное подразделение для достижения поставленной стратегии. Управленческие мероприятия по контролю за реализацией стратегии включают декомпозицию мероприятий по реализации стратегии и построение системы показателей мониторинга для осуществления контроля за ходом реализации стратегии (табл. 18).

Структурная декомпозиция мероприятий программы - полный перечень мероприятий по реализации стратегии до степени детализации, необходимой для эффективного планирования и контроля.

Важнейшими задачами реализации стратегии фокусирования должны стать:

- модернизация и улучшение материально-технического обеспечения учреждения культуры;

- создание условий для комфортного, безопасного пребывания посетителей учреждения культуры;

- обеспечение культурной услугой жителей отдаленных сел и деревень, через нестационарное обслуживание.

Поставленные стратегические цели имеют количественные ориентиры, что позволит в ходе реализации планируемых мероприятий проводить мониторинг эффективности использования ресурсов, давать оценку результативности мероприятий.

Таблица 17

Стратегические функциональные мероприятия муниципального бюджетного учреждения культуры

«Тюхтетская централизованная клубная система»

Стратегические проекты Наименование функций Функциональное стратегическое мероприятие

Создание кружка резьбы по дереву «Чудо - дерево» Маркетинг Организация более 7 выставок в детском доме, общеобразовательных школах района

Персонал и технологии культурной деятельности Повышение квалификации сотрудников. Изготовление работ, которые должны соответствовать требованиям художественного уровня. Выставка работ кружка резьбы по дереву «Деревянные узоры».

Культурная деятельность Изготовление и передача работ детскому дому, социально-реабилитационному центру для детей и подростков, дому-интернату для пожилых

Финансирование Приобретение оборудования для изготовления резных работ по дереву

Развитие этнокультурного клуба «Родо-вод» Маркетинг Создание банка данных детей, подростков и молодежи, находящихся в социально-опасном положении

Персонал и технологии культурной деятельности Повышение квалификации сотрудников. Создание стационарной экспозиции деревенского быта «Сибирский быт переселенцев запада России», через организацию этнографической экспедиции по селам района. Выпуск буклета о создании экспозиции «Сибирский быт переселенцев западной России»

Культурная деятельность Организация этнографических экспедиций по 20 селам Тюхтет-ского района. Формирование коллекции из 150 предметов старинной домашней утвари. Организация и проведение экспозиции «Сибирский быт переселенцев западной России»

Финансирование Приобретение материалов и оборудования

Создание детского кукольного театра «Теремок» Маркетинг Разработка анкет на тему «Твое свободное время» для 200 респондентов, их распространение

Персонал и технологии культурной деятельности Повышение квалификации сотрудников. Знакомство детей с основными этапами истории возникновения кукол и искусством кукольного театра

Культурная деятельность Выездные спектакли по селам района. Мероприятий по профилактике асоциального поведения

Финансирование Приобретение комплекта кукол для постановки спектакля

Таблица 18

Система показателей оценки реализации стратегии муниципального бюджетного учреждения культуры

«Тюхтетская централизованная клубная система»

Стратегическая цель объекта исследования: повышение качества и доступности культурных услуги, путем создания благоприятных условий для выявления и реализации творческих потребностей детей и молодежи, в том числе и оказавшиеся в трудной жизненной ситуации

Стратегические цели Показатель Целевые показатели

Маркетинг

Повышение качества услуг культуры Количество правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, число Снижение существующих показателей

Привлечение детей и молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, к культурной жизни Процент детей и молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, участвующей в культурной жизни, % 100 % или 139 чел.

Увеличение охвата населения района услугами учреждения Количества населенных пунктов, учреждений, в которых проведены мероприятия культуры, число 20 населенных пунктов

Численность детей и молодежи, участвующей в культурной жизни, чел. 1 356 чел.

Окончание табл. 18

Стратегические цели Показатель Целевые показатели

Персонал и технологии культурной деятельности

Повышение квалификации творческого коллектива Количество сотрудников с высшим образованием, чел. 10 чел.

Освоение современных технологий социокультурной деятельности Количество мероприятий с использованием новых технологий социокультурной деятельности, число 3 867 мероприятий

Культурная деятельность

Улучшение материально -технической базы Процент материально-технической оснащенности, % 100 %

Формирование у детей и молодежи разносторонних жизненных ориентиров Количество детей, освоивших жизненно важные компетенции, чел. 25 чел.

Заключение. Таким образом, выбранная стратегия фокусирования в развитии учреждения культуры определила перечень важнейших стратегических проектов: создание кружка резьбы по дереву «Чудо - дерево», развитие этнокультурного клуба «Родовод», создание детского кукольного театра «Теремок».

Декомпозиция стратегических мероприятий по функционалу в учреждении позволила установить специальные функции перед каждым служебным подразделением для достижения поставленной цели стратегии фокусирования. Декомпозиция мероприятий по реализации стратегии и построение системы показателей мониторинга создаст предпосылки для эффективного контроля за ходом реализации стратегии. Планируется, что реализация предлагаемой стратегии фокусирования позволит улучшить состояние материально-технической базы учреждения, будет способствовать расширению познавательного и культурного кругозора детей и молодежи, снижению количества правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в Тюх-тетском районе.

Библиографические ссылки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. О культуре : закон Красноярского края от 28.06.2007 № 2-190. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре : федер. закон от 09.10.1992 № 3612-1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Используем матрицу Mckinsey/ General Electric (GE) на практике [Электронный ресурс] // Академия безопасности бизнеса. URL: https:// ukcabb.info/a168796-ispolzuem-matritsu-mckinsey.html (дата обращения: 11.05.2017).

4. Ерыгин Ю. В., Цветцых А. В. Инструменты стратегического планирования инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса : монография ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2009.

5. Матрица «Дженерал Электрик - МакКинзи» [Электронный ресурс]. URL: http://www.stplan.ru/ articles/ theory/mckincey.htm (дата обращения: 06.05.2017).

6. Муниципальное задание на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов муниципального бюджетного учреждения культуры «Тюхтет-ская централизованная клубная система» [Электронный ресурс]. URL: https://tuhtet-adm.ru/. Загл. с экрана (дата обращения: 02.05.2017).

7. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2018 годы (утв. Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. О внесении изменений в постановление администрации Тюхтетского района от 14.10.2013 № 364-п «Об утверждении муниципальной программы Тюхтетского района «Развитие культуры Тюхтетского района». [Электронный ресурс]. URL: https://tuhtet-adm.ru/. Загл. с экрана (дата обращения: 02.05.2017).

9. Основы государственной культурной политики (утв. Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Основные направления стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020 годы (утв. Постановлением Правительства Красноярского края от 20.01.2009 № 24-п). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11. План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры Красноярского края» (утв. Распоряжением Губернатора Красноярского края от 25.02.2013 № 58-рг). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2606-р). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива : пер. с франц. СПб. : Наука, 1996.

14. Лукьянова Н. А. Конкурентные стратегии в менеджменте : учеб. пособие. Томск : Изд-во Томск. политех. ун-та, 2011.

15. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость : учеб. пособие. М. : Альпина Бизнес Букс, 2008.

16. Стратегия государственной политики на период до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерацией от 29.02.2016 г. № 326-р). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

17. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 № 1120-р). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

References

1. On culture : Law of Krasnoyarsk region of 28.06.2007 № 2-190. Access from help.-legal system "ConsultantPlus".

2. Fundamentals of the legislation of the Russian Federation on culture : The law of the Russian Federation of 09.10.1992 № 3612-1. Access from help.-legal system "ConsultantPlus".

3. Using the matrix Mckincey/ General Electric (GE) in practice [Electronic resource] // Academy of business security. Available at: https://ukcabb.info/ a168796-ispolzuem-matritsu-mckinsey.html (accessed: 11.05.2017). (In Russ.)

4. Erygin Yu., Tsvettsykh A. V. Strategic planning of innovation development of enterprises of the military-industrial complex : monograph ; Siberian State Aerospace University. Krasnoyarsk, 2009.

5. Matrix "General electric - McKinsey" [Electronic resource]. Available at: http://www.stplan. ru/articles/theory/mckincey.htm (accessed: 06.05.2017).

6. Municipal job in 2018 and the planning period of 2019 and 2020 municipal budgetary institution of culture "Tyukhtet centralized club system" [Electronic resource]. Available at: https://tuhtet-adm.ru/. Tit. from the screen (accessed: 02.05.2017).

7. National strategy of action for children for 2012-2018 (approved by the decree of the President of

the Russian Federation from 01.06.2012 № 761). Access from help.-legal system "ConsultantPlus".

8. On amendments to the decree of the administration of Tyukhtet district from 14.10.2013. № 364-p "On approval of the municipal program Tyukhtet district "The Development of culture Tyukhtet district" [Electronic resource]. Available at: https://tuhtet-adm.ru/. Tit. from the screen (accessed: 02.05.2017).

9. Fundamentals of state cultural policy approved by the decree of the President of the Russian Federation dated 24.12.2014 № 808. Access from help.-legal system "ConsultantPlus".

10. The main directions of the strategy of cultural policy of the Krasnoyarsk territory for 2009-2020 (approved by the government of the Krasnoyarsk region from 20.01.2009 № 24-p). Access from help.-legal system "ConsultantPlus".

11. The action plan ("road map") "Changes in the social sphere, aimed at improving the efficiency of the cultural sphere of the Krasnoyarsk territory" (approved by the order Of the Governor of the Krasnoyarsk region from 25.02.2013 № 58-RG). Access from help.-legal system "ConsultantPlus".

12. The action plan ("road map") "Changes in the social sphere, aimed at improving the efficiency of the cultural sphere" (approved by the government of the Russian Federation from 28.12.2012 № 2606-p). Access from help.-legal system "ConsultantPlus".

13. Lamben Zh.-Zh. Strategic marketing. European perspective : Per. FR. SPb. : Science, 1996.

14. Lukyanova N. A. Competitive strategy in management : textbook. Tomsk : Publishing house of Tomsk Polytechnic University, 2011.

15. Porter M. Competitive advantage: How to achieve high results and ensure its sustainability : textbook. manual. M. : Alpina Business books, 2008.

16. Strategy of state policy for the period up to 2030 (approved by the decree of the Government of the Russian Federation of 29.02.2016, № 326-p). Access from help.-legal system "ConsultantPlus".

17. Strategy for socio-economic development of Siberia up to 2020 (approved by the decree of the Government of the Russian Federation of 05.07.2010 № 1120-R). Access from help.-legal system "ConsultantPlus".

© Щеглов В. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.