Научная статья на тему 'Методика проведения занятий по физической подготовке с военнослужащими водолазно-спасательных подразделений'

Методика проведения занятий по физической подготовке с военнослужащими водолазно-спасательных подразделений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
727
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВОДОЛАЗНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ГИПЕРБАРИЯ / THE PHYSICAL TRAINING / THE MILITARY DIVING DIVISIONS / THE HYPERBOLISM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ченцов Дмитрий Николаевич

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке методики проведения занятий по физической подготовке с военнослужащими водолазно-спасательных подразделений. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ченцов Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study presents the results of research on working out the methodology of physical training lessons with military diving divisions` employees. The high efficiency of developed methodology is experimentally proved by the author.

Текст научной работы на тему «Методика проведения занятий по физической подготовке с военнослужащими водолазно-спасательных подразделений»

вом физической формы, стремлением к успеху, оптимальным эмоциональным состоянием перед соревнованием. Стабильность результата обеспечивается мотивационными и волевыми характеристиками, отношением к соперникам в структуре общей готовности, регуляторными и эмоциональными характеристиками специальной готовности метателей. Основными характеристиками, влияющими на успешность и стабильность результата в метании снаряда, выступают стремление к достижениям в сочетании с самообладанием и выдержкой.

Таким образом, характеристики общей и специальной психологической готовности метателей к соревнованию существенно влияют на объективные и субъективные характеристики соревновательной успешности. На объективный результат и его стабильность оказывают влияние мотивационные и волевые свойства личности, двигательная, мотивационная, интеллектуальная, регуляторная и эмоциональная готовность к выступлению на конкретном соревновании. На субъективную успешность влияют волевые качества, связанные с достижением целей, межличностные отношения спортсменов, направленность на процесс занятий спортом и самосовершенствование, позитивный фон настроения и эмоциональная стабильность перед стартом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вяткин, Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности / Б.А. Вяткин. -М. : Физкультура и спорт, 1978. - 134 с.

2. Николаев, А.Н. Методики изучения личности и деятельности тренера : учеб.-метод. пособие / А.Н. Николаев ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2003. - 70 с.

3. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология : учеб. пособие для студ. и аспирантов психолог. фак. / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - СПб. : Питер, 1999. -416 с. : ил. - (Мастера психологии).

4. Рейнвальд, Н.И. Личность и характер : учебное пособие / Н.И. Рейнвальд. -М. : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1992. - 88 с.

Контактная информация: chistiakov52@mail.ru

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ВОДОЛАЗНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Дмитрий Николаевич Ченцов, соискатель,

Военный институт физической культуры,

Санкт-Петербург

Аннотация

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке методики проведения занятий по физической подготовке с военнослужащими водолазно-спасательных подразделений. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной методики.

Ключевые слова: физическая подготовка; водолазно-спасательные подразделения; гипербария.

THE METHODOLOGY OF CARRYING OUT THE LESSONS OF PHYSICAL TRAINING WITH EMPLOYEES OF MILITARY DIVING DIVISIONS

Dmitry Nikolaevich Chentsov, the competitor,

Military Institute of Physical Educations and Sports,

Saint-Petersburg

Annotation

The study presents the results of research on working out the methodology of physical training lessons with military diving divisions' employees. The high efficiency of developed methodology is experimentally proved by the author.

Keywords: the physical training; the military diving divisions; the hyperbolism.

Проблема обеспечения безаварийности плавания, борьба за живучесть кораблей и технических средств Военно-морского флота России по-прежнему остается острой. Огромная роль в спасении личного состава надводных кораблей, подводных лодок и технических средств принадлежит подразделениям водолазно-спасательной службы. Опыт применения специальных подразделений во время проведения спасательных операций подтвердил, что, несмотря на возрастание технической оснащенности данных подразделений новыми спасательными средствами, решающая роль в выполнении боевых задач принадлежит человеку. Большие сложности при проведении спасательных операций создает водная среда и другие неблагоприятные условия, поскольку действия в водной среде требуют включения специальных механизмов приспособительных реакций у военнослужащих, проводящих спасательные операции.

До определенного предела адаптивные реакции носят, несомненно, положительный характер, формируя все виды гомеостаза организма на новом уровне функционирования. Однако при экстремальных и сверхэкстремальных воздействиях, какими являются спасательные работы на воде и под водой, формирование гомеостаза наталкивается на явный дефицит субстратов приспособительных реакций.

Физическая и профессиональная готовность военнослужащих водолазноспасательных подразделений, отвечающих за проведение спасательных операций на воде и под водой, достигается регулярной целенаправленной физической подготовкой.

В ходе исследований было установлено, что лица, имеющие высокие показатели функционального состояния, особенно в развитии кардиореспираторной системы, быстрее и лучше адаптировались к факторам гипербарии (табл. 1).

Таблица 1

Показатели состояния кардиореспираторной системы у водолазов-спасателей, имеющих противоположный уровень ее развития, под различными давлениями

кислородно-азотно-гелиевой среды («лучшие» - п=12; «худшие» - п=11)

№ п/п Показатели Группы Значения показателей в зависимости от величины давления (кг/см2) и соответствующими плотностями дыхательной газовой среды (г/л)

1,0 (1,30) 6,0 (3,84) 9,0 (4,02) 11 (4,18)

1. ЧСС, уд/мин «лучшие» 62,7±1,7 58,7±1,3 59,1±2,1 59,3±2,7

«худшие» 73,1±2,8 78,3±3,1 79,5±3,4 81,7±3,3

2. МОК, л/мин «лучшие» 5,72±0,27 5,83±0,31 6,03±0,37 6,12±0,41

«худшие» 4,37±0,43 4,81±0,49 4,72±0,62 4,53±0,72

3. МПК, мл/кг/мин «лучшие» 44,2±0,3 46,7±0,29 47,5±0,4 48,2±0,9

«худшие» 35,7±0,4 37,1±0,28 36,9±0,9 37,1±0,7

4. МОД, л/мин «лучшие» 12,51±0,42 13,72±0,51 13,87±0,39 14,02±0,31

«худшие» 11,27±0,57 11,91±0,44 12,21±0,38 12,19±0,35

5. ЧД, кол-во вдохов/мин «лучшие» 11,7±0,41 14,3±0,5 15,7±0,7 16,1±0,7

«худшие» 12,9±0,52 17,2±0,7 19,3±0,8 19,5±0,9

6. УОК, мл «лучшие» 81,8±3,2 102,5±8,3 108,3±9,1 112,4±12,7

«худшие» 70,2±3,4 81,7±7,2 82,1±8,5 83,7±11,5

7. ЖЕЛ, л «лучшие» 5,61±0,21 5,57±0,28 5,47±0,19 5,43±0,12

«худшие» 4,92±0,38 4,77±0,27 4,53±0,12 4,31±0,10

Исследования показали, что реакция организма водолаза-спасателя на действие факторов гипербарии имеет фазный характер и включает в себя: фазу начальной неполной компенсации; фазу относительно устойчивой компенсации и фазу истощения. Продолжительность начальной фазы и ее сроки зависят от величины давления и функционального состояния организма водолаза-спасателя. Чем выше давление и скорость компрессии, а также хуже исходное функциональное состояние организма, тем продолжительнее начальная фаза неполной компенсации, заметнее физиологические

сдвиги и короче фаза устойчивой стабилизации.

При продолжительном и интенсивном действии гипербарических факторов в организме водолазов-спасателей возможно формирование системного функционального, а затем и структурного «следового эффекта». Его величина определяется индивидуальными особенностями организма, состоянием кардиореспираторной системы и конкретным набором действующих гипербарических факторов. Сформировавшийся «след» не только увеличивает возможности физиологической системы, ответственной за компенсацию, но и делает ее функционирование относительно экономичным, а это, в свою очередь, приводит к уменьшению стрессорных повреждений.

Так, было установлено, что военнослужащие с высокими показателями в развитии кардиореспираторной системы на 25,7% быстрее адаптировались к неблагоприятным факторам военно-профессиональной деятельности водолаза-спасателя, по сравнению с испытуемыми, имеющими низкие показатели развития кардиореспираторной системы.

В результате дальнейшего исследования были установлены факторы, определяющие высокую эффективность военно-профессиональной деятельности военнослужащих водолазно-спасательных подразделений (табл. 2).

Таблица 2

Ранговая структура факторов, определяющих высокую эффективность военно-

профессиональной деятельности военнослужащих водолазно-спасательных подразделений (п=78)

Значимость (ранговое место) Факторы Ранговый показатель (%)

1 Профессиональная подготовленность к действиям в водной среде 19,7

2 Оснащенность современным водолазным снаряжением и новейшей аварийно-спасательной техникой 17,3

3 Хорошее функциональное состояние кардиореспираторной системы организма 15,5

4 Высокий уровень развития силы и выносливости для действий в водной среде 14,2

5 Хорошо развитые навыки в нырянии на дальность и в глубину 10,8

6 Умение действовать хладнокровно в экстремальной ситуации 9,5

7 Предельная сосредоточенность при выполнении профессиональных действий на глубине под водой 7,7

8 Высокий уровень сформированности личностных качеств (мужества, смелости, решительности, самоотверженности) 5,3

Нами установлено, что содержание, направленность и методика проведения физической подготовки военнослужащих водолазно-спасательных подразделений в непривычных условиях водной среды должны: отражать конкретную направленность и характер решения специальных задач; обеспечивать эффективное развитие профессионально важных качеств и формирование прикладных навыков, необходимых для спасения людей.

Основываясь на данных теоретических положениях, была разработана методика проведения занятий по физической подготовке с военнослужащими водолазноспасательных подразделений (рис. 1).

Эффективность разработанной методики проверялась в процессе педагогического эксперимента, который показал, что военнослужащие водолазно-спасательных подразделений с высоким уровнем развития общей и силовой выносливости более успешно адаптируются к условиям проведения спасательных операций в водной среде.

Предварительная физическая тренировка, направленная на развитие общей и силовой выносливости, а также на выработку устойчивости организма к экстремальным факторам водной среды, значительно улучшает военно-профессиональную рабо-

тоспособность водолазов-спасателей.

Рис. 1. Методика проведения занятий по физической подготовке с военнослужащими водолазно-спасательных подразделений

Общая и силовая выносливость, а также устойчивость организма к экстремальным действиям в водной среде более эффективно формируются у военнослужащих водолазно-спасательных подразделений в процессе проведения комплексных занятий по физической подготовке с использованием равномерного и переменного методов тренировки и специальных «гипоксических» упражнений (приседания с задержкой дыхания, бег в респираторах и противогазах, ныряние в длину и глубину).

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной методики проведения занятий по физической подготовке с военнослужащими водолазно-спасательных подразделений.

По окончании педагогического эксперимента показатели физической подготовленности у испытуемых ЭГ были достоверно выше, чем у испытуемых КГ. Особенно значительная разница отмечена в результатах бега на 3 км и ныряния на дальность.

Показатели профессиональной подготовленности к проведению спасательных операций у испытуемых ЭГ также были достоверно выше, чем у испытуемых КГ. Так, результаты в быстроте погружения на глубину 50 м у испытуемых ЭГ составили 1,47±0,14 мин, а у испытуемых КГ - 2,38±0,11 мин; в преодолении преград под водой в ЭГ - 1,18±0,27 м ин, а в КГ - 1,45±0,34 мин (табл. 3).

Таблица 3

Показатели профессиональной подготовленности испытуемых контрольной (п=18) и экспериментальной (п=17) групп в ходе педагогического эксперимента

(x ±т)

№ п/п Контрольные упражнения Группа До эксперимента В конце эксперимента Р

1. Быстрота погружения на глубину 50 КГ 2,52±0,14 2,38±0,11 > 0,05

м (мин, с) ЭГ 2,53±0,12 1,47±0,14 < 0,05

2. Контрольное упражнение по спасению людей (мин) КГ ЭГ 5,46±0,72 5,49±0,78 5,12±0,59 5,03±0,44 > 0,05 > 0,05

3. Преодоление водной преграды под водой (мин) КГ ЭГ 1,52±0,37 1,54±0,39 1,45±0,34 1,18±0,27 > 0,05 < 0,05

4. Поиск объекта под водой (мин) КГ ЭГ 23,28±1,48 23,35±1,43 20,57±0,95 19,28±0,87 < 0,05 < 0,05

Результаты выполнения контрольного упражнения по поиску объекта под водой у испытуемых экспериментальной группы также были достоверно выше, чем у испытуемых контрольной.

ВЫВОД

Проведенное исследование свидетельствует о высокой эффективности разработанной методики проведения занятий с военнослужащими водолазно-спасательных подразделений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богдан, О.Н. Обучение боевых пловцов транспортировке грузов под водой : учеб.-метод. пособие / О.Н. Богдан ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 1994. -94 с.

2. Дмитрук, А.И. Подготовка водолазов к деятельности в условиях гипербарии : монография / А.И. Дмитрук ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2004. - 287 с.

3. Новосельцев, О.В. Плавание : учебник для вузов / О.В.Новосельцев. - Л. : ВИФК, 1990. - 427 с.

Контактная информация: а bolotin@mail.ru

НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЛИМПИЙСКОЙ ПОДГОТОВКИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР, СТРУКТУРА И ХАРАКТЕРИСТИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Александр Витальевич Черкашин, соискатель,

Петр Витальевич Черкашин, кандидат педагогических наук,

Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)

Аннотация

Предложено авторское толкование положений, характеризующих национальные системы олимпийской подготовки.

Ключевые слова: олимпийская подготовка, национальная система, структура, функционирование, характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.