Научная статья на тему 'Методика проведения аудита расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль'

Методика проведения аудита расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6882
715
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / АУДИТ / РАСЧЕТЫ С БЮДЖЕТОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Растегаева Ф.С., Зимина Г.А., Шашкова Т.Н.

В статье рассмотрена методика проведения аудита расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль. Определены цель и задачи аудита, этапы проведения аудита, оценка возможных последствий обнаружения ошибок по исчислению и уплате налогов. Предложенная методика проведения аудита расчетов с бюджетом может быть применена в работе аудиторов, налоговых консультантов, внутренних контролеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика проведения аудита расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль»

оформленных заявок за всю историю, до проведения маркетинговых акций в торговых точках.

• Процессы взаимоотношения с Заказчиками реализованы в Microsoft Dynamics CRM+ система Галактика ERP: Заявки от магазинов (веб-интерфейс в Microsoft Dynamics CRM) собирают:

• Торговые представители, лично посещая торговую точку, проверяя остатки продукции и оформляя новую заявку по шаблону в нет-буке, подключенным к единой базе данных Microsoft Dynamics CRM через 3G-модем.

• Мерчендайзеры (этот функционал разрабатывается и будет включать фотоотчет о посещении торговой точки).

• Операторы торгового зала, к которым поступают устные просьбы/заявки от магазинов (т.е. магазины, которые не посещают ни торговые представители, не мерчендайзеры).

• В полную силу работает Тюменский филиал - около 1500 заявок в день.

• На основании заявок магазинов (и дозаявок, оформляемых торговым залом), созданных в Microsoft Dynamics CRM в 16-00 формируются накладные на реализацию для каждого магазина в системе Галактика ERP (более 1500 накладных, в перспективе -до 5000 будет).

• На основании заявок магазинов формируется заявка производству в Microsoft Dynamics CRM, планируется передавать заявку сразу в систему Галактика ERP.

• Microsoft Dynamics CRM и система Галактика ERP интегрированы в части справочников: контрагенты, ТМЦ, прайс-листы.

Таким образом, проведенное нами исследование (на основе данных АО «Золотые луга»), доказывает, что применение особо тщательного подхода к вопросам логистики, постоянное совершенствование процессов управления, внедрение систем автоматизации с целью итоговой централизации всех процессов способствует повышению эффективности деятельности молокоперерабатывающих предприятий. Список использованной литературы:

1. Ворожейкина Т.М. Логистика в АПК / Т.М. Ворожейкина, В.Д. Игнатов. - М.:КолосС, 2007. - 184 с.

2. http://biofile.ru/bio/33951.html

3. http://zolotie-luga.ru/company/

© Прасолова Л.В., 2015

УДК 330.1

Ф.С. Растегаева,

д-р экон. наук, профессор кафедры «Бухгалтерский учет, аудит, статистика» Финансовый Университет при Правительстве РФ, Уфимский филиал

Г.А. Зимина,

канд. техн. наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, аудит, статистика» Финансовый Университет при Правительстве РФ, Уфимский филиал

Т.Н. Шашкова

канд. экон. наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, аудит, статистика» Финансовый Университет

при Правительстве РФ, Уфимский филиал

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

Аннотация

В статье рассмотрена методика проведения аудита расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль. Определены цель и задачи аудита, этапы проведения аудита, оценка

возможных последствий обнаружения ошибок по исчислению и уплате налогов. Предложенная методика проведения аудита расчетов с бюджетом может быть применена в работе аудиторов, налоговых консультантов, внутренних контролеров.

Ключевые слова

Методика, аудит, расчеты с бюджетом.

Налоги - значимый источник формирования доходной части государственного бюджета. Из общей суммы налоговых платежей, поступающих в федеральный бюджет РФ, на долю двух налогов - налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость - приходится более половины всех налоговых платежей. Поэтому так важен контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты именно этих налогов как государству, так и самой организации. Государство осуществляет контроль посредством проведения камеральных и выездных проверок, организации - путем проведения налогового аудита.

Налоговый аудит является добровольной процедурой, проводимой исключительно при желании клиента. Внутренний налоговый аудит, в основном позволяет доказать или квалифицировать информацию, предоставленную в налоговой декларации.

Цель аудита - проверка:

- степени соответствия требований, установленных законодательством, и системы налогового учёта;

- состояния выплат на отчетную дату;

- правомерности установления налоговых льгот;

- правильности исчисления организацией налогов;

- грамотности составления деклараций по налогам.

- возможности (или обязанности) использования специальных налоговых режимов (УСН, ЕНВД и пр.).

Следует отметить, что меняющееся налоговое законодательство и противоречия отдельных положений

нормативных актов обусловливают возможность случайных ошибок в расчетах по налогам. При проведении проверки задолженности по налогам могут быть выявлены следующие ошибки:

- неправильное использование принципов бухгалтерского учета, законодательных актов и инструкций при расчете налогов;

- неправильное определение налогооблагаемой базы;

- применение неверной ставки налога;

- ошибочное применение предусмотренных льгот;

- неточный учет пеней и штрафов.

Налоговый аудит не только выявляет все недочёты, но и позволяет провести анализ и составить комплекс мер, который позволит исправить допущенные ошибки.

Если налоговый аудит проводится как регулярное мероприятие - это позволяет исключать какие-либо налоговые недоплаты.

Качество проведения аудита во многом зависти от методики его проведения.

Методика налогового аудита - это внутренний документ аудиторской организации (индивидуального аудитора), регламентирующий порядок проведения аудита.

Целью методики является определение способов практического выполнения специального аудиторского задания по выражению мнения о соответствии порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов.

Для обеспечения эффективности аудита расчетов с бюджетом необходимо соблюдать следующие этапы:

- планирование аудита;

- получение аудиторских доказательств;

- документирование аудита;

- обобщение выводов.

Аудиторская организация в процессе предварительного планирования обязана оценивать существенность и ее взаимосвязь с аудиторским риском. Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятых на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности. Существенность зависит от величины показателя финансовой (бухгалтерской) отчетности и (или) ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения.

В соответствии с Правилом (Стандартом) аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск», аудиторский риск состоит из трех компонентов:

- внутрихозяйственный риск,

- риск средств контроля и

- риск необнаружения.

Вероятностью аудиторского риска будет вероятность сложного события, заключающегося в одновременном осуществлении трех простых событий: есть существенные искажения в отчетности, система контроля их не заметила, аудиторская организация их также не обнаружила.

Совместное появление нескольких случайных событий может быть представлено в виде произведения их вероятностей [1]:

Ра = Рв * Рк * Рн, (1)

где Ра - приемлемый аудиторский риск, 0 < Ра < 1;

Рв - внутрихозяйственный риск, 0 < Рв < 1;

Рк - риск средств контроля, 0 < Рк < 1;

Рн - риск необнаружения, 0 < Рн < 1.

Величина приемлемого аудиторского риска определяется до начала аудиторской проверки. Правилами аудиторской организации утверждается величина приемлемого аудиторского риска. В большинстве случаев величина приемлемого аудиторского риска составляет 0,05 (5 %).

Внутрихозяйственный риск определяют исходя из степени доверия к системе учета и внутреннего контроля аудируемого лица. Для расчета данного показателя могут быть использованы следующие факторы приемлемого риска (таблица 1) [2].

Таблица 1

Оценка надежности системы бухгалтерского учета организации

№ п/п Факторы риска Характеристика (варианты ответа) Степень надежности Баллы

1 2 3 4 5

1 Наличие учетной политики для целей бухгалтерского учета В наличии, учетная политика разработана детально по каждому вопросу

2 Наличие учетной политики для целей налогового учета В наличии, учетная политика разработана детально по каждому вопросу

3 Наличие рабочего плана счетов Разработан самостоятельно на основе типового плана счетов

4 Наличие графика документооборота Имеется качественно разработанный график

5 Наличие графика инвентаризации Инвентаризация проводится ежегодно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности и при смене материально ответственных лиц

6 Наличие аудита налогообложения Проводится по необходимости

7 Наличие стандартных проводок Все операции в бухгалтерском учете отражаются при помощи стандартных проводок

8 Наличие бухгалтерской службы Имеется отдельно выделенная бухгалтерская служба

Продолжение таблицы 1

9 Наличие должностных инструкций В наличии

10 Система внутреннего контроля Отсутствует служба внутреннего контроля, контроль осуществляется на местах

11 Автоматизация учета Учет автоматизирован полностью

12 Применение налоговых льгот Отсутствуют

13 Положение о бухгалтерском учете Положение о бухгалтерском учете разработано в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами РФ

14 Организация системы хранения документов Документы хранятся в специальном архиве, текущие документа при необходимости в специальных шкафах, все документы хранятся в папках

ИТОГО

При осуществлении оценки аудиторского риска внутрифирменными стандартами аудиторской фирмы может быть установлена следующая шкала оценки: низкая, средняя и высокая надежность.

По итогам данных таблицы 1 рассчитывается Рв (вероятность внутрихозяйственного риска с учетом фактического и максимального количества баллов теста учетной системы).

Внутрихозяйственный риск определяют, исходя из оценки аудитором эффективности системы внутрихозяйственного контроля аудируемого лица в отношении ее способности предотвращать или обнаруживать ошибки. Для расчета данного показателя могут быть использованы следующие факторы чистого риска (таблица 2).

Таблица 2

Оценка средств внутреннего контроля организации

№ п/п Факторы риска Характеристика (варианты ответа) Степень надежности Баллы

1 Наличие службы внутреннего контроля Отсутствует

2 Наличие полномочий и возможностей для выполнения контрольных обязанностей Полномочиями на местах для выполнения контрольных обязанностей наделены все сотрудники

3 Независимость должностных лиц, ответственных за проведение внутреннего контроля Степень независимости средняя

4 Достаточность количества должностных лиц, ответственных за проведение внутреннего контроля, предварительная оценка их профессионального уровня Имеются должностные лица в количестве двух человек профессиональный уровень достаточный

5 Осуществление постоянного контроля за отражением в учете нетипичных операций Контроль осуществляется постоянно

6 Наличие документального оформления планирования и выполнения контрольных процедур Планирование осуществляется только на долгосрочную перспективу

7 Регулярность и детальность составления отчетов по выявленным нарушениям Отчеты составляются по мере необходимости

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Оценка действий руководства по исправлению обнаруженных недостатков Обнаруженные недостатки анализируются и своевременно исправляются

9 Оценка взаимодействия с внешними аудиторами Организация хорошо взаимодействует с внешними аудиторами

ИТОГО

По итогам данных таблицы 2 рассчитывается Рк (вероятность риска средств контроля с учетом фактического и максимального количества баллов теста надежности средств внутреннего контроля), после

чего исчисляется Рн (риск необнаружения ошибки) по следующей формуле:

Рн = Ра/(Рв + Рк), (2)

Допустимая вероятность риска необнаружения является одним из основных факторов при планировании объема, времени проведения и характера аудиторских процедур.

При планировании аудита налогообложения после определения приемлемого аудиторского риска, определяется уровень существенности.

Существенность - это вероятность того, что применяемые аудиторские и иные, в том числе юридические, экспертные и т. д., процедуры позволяют определить наличие ошибки в отчетности экономического субъекта и оценить их влияние на принятие соответствующих решений ее пользователям.

Уровень существенности является предельным значением ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большей степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

Для расчета уровня существенности внутрифирменными стандартами аудиторской организации (индивидуального аудитора) устанавливаются система базовых показателей.

Проверка федеральных налогов, а именно налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, осуществляется на соответствие следующим основным нормативным и регулирующим документам:

- Конституция Российской Федерации;

- Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая); -Налоговый Кодекс РФ (части первая, вторая);

- Федеральный Закон РФ от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности»;

- Федеральный Закон РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

- Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности и федеральные стандарты аудиторской деятельности;

- Положения по бухгалтерскому учету;

- Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг. Одобрено Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол № 25 от 22 апреля 2004 г. и т. д.

При проведении аудита налогообложения нужно учитывать, что система законодательства налогообложения в Российской Федерации не является стабильной. Поэтому следует постоянно отслеживать изменения, вносимые в нормативные акты. Этот вид аудита также подвержен высокому уровню риска по причине большего количества допускаемых организациями нарушений и злоупотреблений в налоговой сфере.

При составлении программы аудита необходимо также учитывать особенности системы налогообложения аудируемого лица. С целью получения наиболее достоверных доказательств и снижения риска необнаружения ошибки при проведении аудита перечень процедур рекомендуется подобрать отдельно для каждого вида налогов.

Планирование аудиторской проверки учета расчетов с бюджетом осуществляется на основе общего плана (рис.1) и программы аудита.

Общий план аудита расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость

и налогу на прибыль

Аудируемая организация Период аудита Количество человеко-часов Руководитель аудиторской группы Состав аудиторской группы Приемлемый аудиторский риск Единый уровень существенности

№ п/п Планируемые виды работ Период проведения Исполнитель Примечания

1 Аудит расчетов по налогу на добавленную стоимость Согласно сводному общему плану аудита экономического субъекта

2 Аудит расчетов по налогу на прибыль

Руководитель аудиторской организации_

(подпись)

Руководитель аудиторской группы_

(подпись)

Рисунок 1 - Общий план аудита

На основе плана (стратегии) разрабатывается программа (детализация стратегии) аудита учета расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль (таблица 3).

Таблица 3

Программа аудита учета расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль

№ п/п Перечень аудиторских процедур Период проведения Исполнитель Рабочие документы

1 2 3 4 5

1 Установление лица, ответственного за ведение учета и отчетности по налогам Приказы директора.

2 Проверка наличия учетной политики в целях налогообложения и информации в ней о порядке расчета налоговой базы и расчетов по налогам Учетная политика в целях налогообложения и приказ об ее утверждении.

3 Определение формы и способов ведения налогового учета Учетная политика в целях налогообложения.

I Аудит начисления и уплаты налога на добавленную стоимость

1 Проверка субъекта налогообложения Учетная политика

2 Проверка объектов налогообложения Учетная политика

3 Проверка соблюдения положений учетной политики Учетная политика Регистры бухгалтерского и налогового учета, бухгалтерская отчетность.

4 Проверка сопоставимости данных налоговой отчетности, бухгалтерского учета и книги продаж Декларации по налогу, регистры бухгалтерского и налогового учета, книга продаж

5 Проверка ведения журнала учета выставленных счетов-фактур и книги продаж, своевременности выставления и правильности оформления счетов-фактур Журнал учета выставленных счетов-фактур, книга продаж, счета-фактуры

6 Проверка правильности определения налоговой базы Регистры бухгалтерского и налогового учета Журнал учета выставленных/полученных счетов-фактур, книга продаж/покупок, счета-фактуры

7 Проверка налогового периода Декларации по налогу

8 Проверка правильности применения налоговых ставок, льгот Декларации по налогу, регистры бухгалтерского и налогового учета

9 Проверка соблюдения порядка исчисления Декларации по налогу, регистры бухгалтерского и налогового учета

Продолжение таблицы 3

10 Проверка соблюдения порядка и сроков уплаты Платежные документы, выписка банка

11 Проверка своевременности сдачи налоговой декларации в налоговый орган Декларации по налогу

II. Аудит начисления и уплаты налога на прибыль

1 Определение правильности исчисления валовой прибыли Регистры бухгалтерского и налогового учета, бухгалтерская отчетность.

1.1. Проверка правильности исчисления финансового результата от основного вида деятельности. Регистры бухгалтерского и налогового учета, бухгалтерская отчетность.

1.2. Проверка правильности исчисления прочих доходов и расходов. Регистры бухгалтерского и налогового учета, бухгалтерская отчетность.

2 Проверка правильности расчета налогооблагаемой прибыли в целях бухгалтерского учета. Регистры бухгалтерского и налогового учета, бухгалтерская отчетность.

3 Проверка наличия раздельного ведения бухгалтерского и налогового учета Регистры бухгалтерского и налогового учета.

4 Проверка наличия льгот по налогу на прибыль и правомерности их применения Учетная политика в целях налогообложения.

5 Проверка правильности исчисления суммы налога на прибыль и правильности определения налога на прибыль в разрезе отчислений в бюджеты различных уровней. Регистры налогового учета, расчеты, декларация по налогу на прибыль.

6 Проверка своевременности расчета налога на прибыль. Регистры налогового учета, расчеты, декларация по налогу на прибыль.

7 Проверка правильности заполнения декларации по налогу на прибыль. Регистры налогового учета, расчеты, декларация по налогу на прибыль.

8 Проверка своевременности сдачи налоговой декларации в налоговый орган Декларация по налогу на прибыль.

9 Проверка своевременности уплаты налога на прибыль. Платежные документы.

Для проведения аудита учета расчетов с бюджетом рекомендуем использовать одновременно два подхода: бухгалтерский и юридический.

Методика осуществления аудита налогообложения может быть различной, однако в ее состав должны быть включены процедуры и методы, предусмотренные Федеральным правилом (стандартом) № 20 «Аналитические процедуры».

Рассмотрим эти процедуры более подробно применительно к налоговому аудиту.

Аудит документальной обоснованности.

Проведение аудита документальной обоснованности можно разделить на следующие этапы [2].

1 этап. Осуществляется проверка наличия разработанной учетной политики для целей налогового учета, порядок раскрытия в ней особенностей учета налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, а также наличия регистров налогового учета.

2 этап. Перед проведением аудита правильности исчисления налогов и сборов формируется информация о возможных льготах или пониженных ставках, применяемых налогоплательщиком, проверяется законность их применения.

3 этап. При аудите документальной обоснованности исчисления налогов все первичные документы, а также документы, предусмотренные Налоговым Кодексом РФ (далее НК РФ), должны быть в обязательном порядке подвергнуты формальной проверке, а также осуществлен контроль соответствия между конкретной

хозяйственной операцией и наличием полного перечня сопутствующих ей документов.

То есть организуется проверка наличия:

- договоров о поставке или реализации товаров (услуг), их соответствие нормам Гражданского Кодекса РФ (далее ГК РФ);

- товарно-транспортных накладных;

- актов выполненных работ (услуг);

- авансовых отчетов;

- актов переоценки имущества и обязательств;

- приходных и расходных кассовых ордеров;

- наличия счетов-фактур и соответствие их требованиям ст. 169 НК РФ;

- наличия журнала регистрации выставленных и принятых счетов-фактур, книги покупок и книги продаж и соответствие их заполнения Правилам и т. д.

Далее проводится инспектирование и арифметическая проверка по первичным документам. На этом этапе осуществляется контроль наличия заполняемых регистров налогового учета, которые также будут подвергнуты арифметической проверке.

При выявлении фактов наличия хозяйственных операций, принятых к учету без первичных документов или документов, несоответствующих требованиям законодательства, будет осуществлен контроль последующего включения данных операций в расчет налоговой базы по налогам.

При выявлении фактов учета документально неподтвержденных операций при исчислении налогов и сборов будет произведен пересчет сумм налогов и даны рекомендации по сдаче уточненных деклараций.

4 этап. На этом этапе применяется метод сопоставления документов:

- сопоставляются данные расчетов налогов с данными регистров налогового учета и сведениями, отраженными на счетах бухгалтерского учета;

- сопоставляются счета-фактуры и соответствующие им товарно-транспортные накладные, а также суммы и сведения, отраженные по выпискам с расчетных счетов организации;

- счета-фактуры сопоставляются с записями в журнале регистрации выставленных и принятых счетов-фактур, книги покупок и книги продаж;

- сопоставляются сведения о суммах входящего и исходящего НДС из книги покупок и книги продаж и сведения, отраженных в карточках бухгалтерских счетов;

- сверяются суммы, полученные при ведении налогового и бухгалтерского учета с суммами, отраженными в сданных декларациях по налогам за проверяемый период;

- сопоставляются данные бухгалтерской и налоговой отчетности.

Аудит полноты и достоверности отражения сумм в налоговой декларации.

При контроле полноты и достоверности отражения сумм в декларации по НДС осуществляется сопоставление данных, отраженных в таблице 4.

Таблица 4

Сопоставление данных при проверке налога на добавленную стоимость

Показатель декларации Источник информации Данные бухгалтерского учета

Реализация товаров (налоговая база) Книга продаж, журнал учета выданных счетов-фактур По кредиту субсчета 90-1 «Выручка» и дебету субсчета 90-3 «Налог на добавленную стоимость»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация товаров (работ, услуг) (сумма налога) Книга продаж, журнал учета выданных счетов-фактур По кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Налог на добавленную стоимость» в корреспонденции со счетом 90-3 «Налог на добавленную стоимость»

Суммы полученной частичной оплаты Книга продаж (детализация -авансы полученные), журнал учета выданных счетов-фактур По кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Налог на добавленную стоимость» в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и/или счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Авансы полученные»

Продолжение таблицы 4

Сумма налога, предъявленная при приобретении Книга покупок (детализация -авансы полученные), журнал учета полученных счетов-фактур По кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Налог на добавленную стоимость» в корреспонденции со счетом 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

Сумма налога частичной оплаты Книга покупок (детализация -авансы выданные), журнал учета полученных счетов-фактур По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Налог на добавленную стоимость» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и/или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Авансы выданные»

Осуществление контроля достоверности и полноты отражения сумм по налогу на прибыль в условиях применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» предусматривает сопоставление данных,

представленные в таблице 5.

Таблица 5

Сопоставление данных расчета по налогу на прибыль организации

Показатель отчетности Форма отчетности Источник информации

Прибыль, исчисленная по правилам бухгалтерского учета Отчет о финансовых результатах Регистры бухгалтерского учета

Прибыль, исчисленная по правилам налогового законодательства Декларация по налогу на прибыль Регистры налогового учета

Расчет текущего расхода по налогу на прибыль Отчет о финансовых результатах, декларация по налогу на прибыль Регистры налогового учета

Текущее обязательство по налогу на прибыль Баланс, декларация по налогу на прибыль Регистры бухгалтерского учета

Отложенное налоговое обязательство или актив Баланс Регистры налогового и бухгалтерского учета

На заключительном этапе аудита расчетов с бюджетом определяется перечень недостатков и нарушений, а также разрабатываются предложения по их устранению.

Отметим, что в случае своевременного исправления ошибок, выявленных при проведении аудита учета расчетов с бюджетом может быть достигнут следующий эффект:

- организация избежит возможного штрафа по налогу на добавленную стоимость;

- организация избежит возможного штрафа по налогу на прибыль.

Кроме количественного, будет достигнут и качественный эффект: при представлении уточненного расчета по инициативе самого налогоплательщика у налогового органа будут отсутствовать основания для проведения более детальных проверок, кроме камеральной проверки. Также снизится вероятность судебных разбирательств и как следствие возникновения судебных издержек.

Как показывает опыт проведения налогового аудита, одной из причин некачественного учета расчетов с бюджетом является недостаточный уровень состояния внутреннего контроля. Поэтому аудитором может быть дана рекомендация по совершенствованию системы внутреннего контроля и создания отдела внутреннего аудита (последнее, если это целесообразно с точки зрения масштабов деятельности). При принятии организацией такой рекомендации будет максимально исключена вероятность принятия к учету первичных документов без заполнения обязательных реквизитов или будет возможно своевременное исправление подобных нарушений.

В данном случае вероятность потерь денежных сумм в виде возмещения НДС будет практически отсутствовать (снизится). Также повысится уровень качества формируемой налоговой и бухгалтерской отчетности, что позволит не направлять дополнительные расчеты в налоговый орган и подготавливать какие-либо дополнительные документы для разъяснения допущенных ошибок.

Создание отдела внутреннего аудита в данных условиях позволит получить более высокий эффект от деятельности, чем отсутствие такой внутренней структуры.

Таким образом, использование предложенной методики проведения аудита расчетов с бюджетом в деятельности организаций позволит избежать возможных ошибок, повысить качество расчетов и формируемой бухгалтерской и налоговой отчетности. Список использованной литературы:

1. Бублик Н.Д., Зимина Г.А., Растегаева Ф.С., Шашкова Т.Н. Оценка рисков в бухгалтерском учете, аудите, анализе: монография. - Уфа: Ватанг, 2012. - 159 с.

2. Каширина М. Налог на прибыль: типичные ошибки// «Аудит и налогообложение» №8 - 2009.

3. Кузьмич Т. Л. Расчеты и планы: Методика расчета аудиторских рисков// Журнал «Главный Бухгалтер. ГБ» № 46 - 2006.

© Растегаева Ф.С., Зимина Г.А., Шашкова Т.Н., 2015

УДК 338

Н.А.Ромакина

аспирантка кафедры государственного регулирования экономики Института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте РФ тел. 8(916)136-39-43 Romakinan@gmail .com

РЫНОК РОССИЙСКИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И ИЗМЕНЕНИЯ В НЕМ В РАЗРЕЗЕ СМЕРТНОСТИ ОТ БОЛЕЗНЕЙ КРОВООБРАЩЕНИЯ

Аннотация

Статья рассматривает изменения на рынке лекарственных средств в 2014 и 2015 гг., позицию на рынке различных лекарственных средств, а также возможность населения приобретать лекарства разного ценового диапазона. Рассматривается топ-3 лекарственных средств и их связь с заболеваниями и смертностью населения в 2015 г., отставание России по жизненно важной проблеме уменьшения смертности от болезней кровообращения. Даётся сравнительный анализ динамики этих причин смертности за длительный период в сравнении с развитыми странами Европы. Рассмотрена динамика коммерческого рынка лекарственных средств и последних шагов государственных структур по изменению ситуации на рынке лекарственных средств.

Ключевые слова

Здравоохранение, лекарственные средства, дженерики, коммерческий рынок лекарственных средств, смертность населения, ценовые сегменты рынка лекарственных препаратов.

The article examines changes in the market of drugs in 2014 and 2015; position in the market of various drugs, and the ability of the population to buy medicines of different price range. The paper considers the top three drugs and their relations to morbidity and mortality of the population in 2015, the liability of Russia in the vital problem of reducing deaths from circulatory diseases. The article provides a comparative analysis of these causes of death dynamics for a long period in comparison with the developed countries of Europe. The dynamics of the commercial drug market and recent steps government agencies could to change the situation on the market of medicines.

Key words

The health care system, drugs, generic drugs, commercial market drugs, vital and essential medicines, the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.