Научная статья на тему 'Методика повышения долговечности опор качения двигателя внутреннего сгорания электрохимикомеханической обработкой'

Методика повышения долговечности опор качения двигателя внутреннего сгорания электрохимикомеханической обработкой Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
276
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / НАДЕЖНОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ / ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ (ПК) / ИЗНОС / ЭЛЕКТРОХИМИКОМЕХАНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА (ЭХМО) / A TECHNIQUE / RELIABILITY / AN INTERNAL COMBUSTION ENGINE (ICE) / A ROLLING BEARING (RB) / WEAR / ELECTROCHEMICAL AND MECHANICAL PROCESSING (ECMP)

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Шаргаёв Алексей Александрович, Макаренко Николай Григорьевич, Мамей Сергей Александрович, Шитаков Евгений Николаевич

В статье предложена методика повышения долговечности опор качения электрохимикомеханической обработкой с бесконтактным электрическим компонентом. Анализ надежности опор качения двигателей внутреннего сгорания (ДВС) показал, что при наработке 75-80 % ресурса радиальный зазор в сопряжении ролик-опора превышает допустимые значения, в результате чего снижается долговечность двигателя. Цель работы увеличение ресурса опор качения путем нанесения защитных покрытий на рабочие поверхности, которое позволяет уменьшить зазор в сопряжении ролик-опора. Выполнена обработка подшипников качения, представлены результаты, подтверждающие увеличение ресурса. Данная методика может быть использована для повышения долговечности подшипников качения в ДВС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Шаргаёв Алексей Александрович, Макаренко Николай Григорьевич, Мамей Сергей Александрович, Шитаков Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article suggests a technique for increasing the durability of rolling bearings with electrochemical-mechanical treatment with a non-contact electrical component. The analysis of the reliability of rolling bearings of internal combustion engines (ICE) has shown that when 75 to 80 % of the service life is reached, the radial clearance in the roller-support interface exceeds the permissible values, resulting in reduced engine life. The purpose of the work is to increase the life of rolling bearings, by applying protective coatings on the working surfaces, which makes it possible to reduce the gap in the roller-bearing connection. The processing of rolling bearings is performed, the results confirming the increase in the resource are presented. This technique can be used to improve the durability of rolling bearings in internal combustion engines.

Текст научной работы на тему «Методика повышения долговечности опор качения двигателя внутреннего сгорания электрохимикомеханической обработкой»

УДК 621822 А. А. шАрГАЁВ

н. г. макаренко

с. А. МАМЕй

е. н. шитаков

Омский автобронетанковый инженерный институт, г. Омск

Тюменское высшее военно-инженерное командное училище, г. Тюмень

Войсковая часть 72154, г. Юрга

методика повышения долговечности опор качения двигателя внутреннего сгорания электрохимикомеханической обработкой

В статье предложена методика повышения долговечности опор качения электрохимикомеханической обработкой с бесконтактным электрическим компонентом. Анализ надежности опор качения двигателей внутреннего сгорания (ДВС) показал, что при наработке 75—80 % ресурса радиальный зазор в сопряжении ролик—опора превышает допустимые значения, в результате чего снижается долговечность двигателя. Цель работы — увеличение ресурса опор качения путем нанесения защитных покрытий на рабочие поверхности, которое позволяет уменьшить зазор в сопряжении ролик—опора. Выполнена обработка подшипников качения, представлены результаты, подтверждающие увеличение ресурса. Данная методика может быть использована для повышения долговечности подшипников качения в ДВС.

Ключевые слова: методика, надежность, двигатель внутреннего сгорания, подшипник качения (ПК), износ, электрохимикомеханическая обработка (ЭХМО).

Транспортные средства специального назначения (ТССН) являются наиболее массовым видом техники Сухопутных войск и в силу своей универсальности определяют боевой потенциал Вооруженных сил страны. В настоящее время накоплен большой опыт эксплуатации данных образцов их узлов и агрегатов, который позволяет выполнять доработки и модернизацию ресурсоопределяющих деталей, главным образом — подшипников коленчатого вала ДВС. Подшипники коленчатого вала значительным образом определяют надежность всего двигателя.

Анализ эксплуатации ТССН показывает, что основная нагрузка на технику приходится, как правило, весной и осенью в сезонную распутицу. Данная техника используется, как правило, 10 месяцев в году, за исключением 2-х месяцев подготовительного периода и времени на сезонное обслуживание.

Проведенные исследования ТССН позволяют выявить, что наибольшее количество отказов приходится на двигатель. Отказы двигателя могут возникать из-за отказа обслуживающих его систем или нарушения условий эксплуатации, несовершенства конструкции и различных видов изнашивания. Изнашивание происходит в основном в период обкатки (приработки) дизеля, пуска — остановки,

в холодное время года, при обводнении, загрязнении абразивом смазки, а также окислительного изнашивания, которое возникает при взаимодействии картерных газов со смазкой и топливом и ряда других причин. Износ поверхностей подшипников коленчатого вала оказывает решающее влияние на долговечность двигателя [1, 2].

На ТССН широко применяется дизельный двигатель, УТД-20, конструктивной особенностью которого является установка коленчатого вала на роликовых подшипниках качения (рис. 1) [3].

Коленчатый вал 4 изготавливается из высококачественной легированной стали 18Х2Н4МА-Ш методом горячей штамповки. Так как коленчатый вал сопряжен с подшипниками качения, твердость, точность и расчетные нагрузки коренных шеек коленчатого вала, которые являются дорожками качения, должны быть такими же, как и у подшипниковых колец. Согласно требованиям ГОСТ 5377 — 79, твердость дорожки качения вала должна быть в пределах 59 — 65 ИЯС, параметр шероховатости Яа дорожки качения вала должен быть не более 0,32 мкм.

В качестве опор шеек коленчатого вала применяют подшипники качения двух типов 292228МТ, 30-92224ЛМТ, 6-го класса точности производства

Рис. 1. коленчатый вал:

1 — вал уравновешивающего механизма; 2 — противовес коленчатого вала; 3 — коленчатый вал; 4 — стакан упорного роликоподшипника; 5 — упорный роликоподшипник; 6 — роликоподшипник; 9 — шестерня привода; 10 — кольца стопорные

ОАО «ЕПК Самара». Материал для изготовления подшипников качения — сталь ШХ15 [4].

Основными видами изнашивания опор качения в двигателе УТД-20 является: абразивное, усталостное, окислительное и др. [1, 2].

Работа опор качения в кривошипно-шатунном механизме данного двигателя характеризуется большими динамическими нагрузками 12—14 МПа, при высоких частотах вращения 700 — 2800 мин-1, в условиях граничной или смешанной смазок и присутствии механических примесей в моторном масле. При воздействии данных факторов на сопряженные поверхности опор качения происходит деформирование и пластические сдвиги поверхностного слоя, которые приводят к изменению его триботехнических свойств и образованию частиц износа. Вследствие изменения структуры поверхностного слоя подшипников его механические свойства, микротвердость, шероховатость, и др. изменяются, что приводит к увеличению радиального зазора в сопряжении ролик-опора. При увеличении зазоров в сопряжении подшипников качения выше допустимых на высоких частотах вращения коленчатого вала возникают ударные нагрузки, которые могут привести к разрушению деталей двигателя, его дорогостоящему ремонту и простоям машин. Предельно допустимый зазор в сопряжении ролик — опора не более 0,2 мм.

Проведенные исследования ТССН в сложных условиях эксплуатации показали, что при наработке двигателей 75 — 80 % ресурса до капитального ремонта радиальный зазор в сопряжении ролик — опора коленчатого вала составляет 0,22 — 0,24 мм, что превышает допустимые требования и снижает долговечность ДВС. Повышение износной долговечности опор качения коленчатого вала путем нанесения защитных покрытий на рабочие поверхности позволит уменьшить зазор в сопряжении ролик — опора снизить нагрузки и увеличить ресурс.

Анализ методов повышения долговечности показал, что традиционные методы повышения безотказности работы подшипников качения сводятся к разработке новых конструкционных материалов,

процессов их термообработки, к оптимизации конструктивных форм деталей, к выбору числа тел качения, конструкции сепараторов, величины посадок, к снижению волнистости и шероховатости контактирующих поверхностей, а также разнораз-мерности тел качения, использованию эффективных смазочных материалов, различных способов разгрузки подшипников, способов уплотнения и т.п.

Наиболее прогрессивными являются методы, в которых совмещены несколько способов, позволяющие повысить эффективность процесса механического взаимодействия трущихся поверхностей за счет воздействия электрической, химической и других энергий. Одним из таких является метод электрохимикомеханической обработки. Преимущества электрохимико-механического воздействия для выравнивания поверхностей сопряженных деталей широко используется в США и Китае [5 — 7]. Применение совмещённых процессов позволяет получать высокоточные профили поверхностей на твердосплавных деталях или там, где требуется высокая точность геометрической формы. Разработке и изучению ЭХМО посвящены работы отечественных и зарубежных ученых (И. А. Кравец, Т. Н. Замота, А. Н. Деркач, Н. Г Макаренко и др.). Ими установлено, что применение ЭХМО эффективно для приработки различных сопряжений деталей машин, для нанесения на трущиеся сопряжения пластичных металлов с целью упрочнения, компенсации износа и реализации избирательного переноса.

Принцип предлагаемой обработки заключается в следующем: деталь или подшипник качения, имеющий перемещение относительно инструмента — анода, подключена к «минусу» источника постоянного тока, а инструмент — анод — к «плюсу». Во время обработки в зону трения подается ионо-образующая жидкость (ИОЖ)-электролит, содержащая необходимые компоненты, и обеспечивается необходимое усилие контакта анода и детали или усилия на подшипнике (рис. 2).

Наиболее важными факторами, оказывающими влияние на качество обработки поверхности, явля-

о

го >

1 2 3 4 5 6 7 3 9

Рис. 3. схема устройства для электрохимикомеханической обработки подшипника качения: 1 — токарно-винторезный станок; 2 — трехкулачковый патрон; 3 — нагрузочный вал устройства; 4 — манжета; 5 — корпус устройства; 6 — испытываемый подшипник качения — образец; 7 — крышка устройства; 8 — шпиндель задней бабки; 9 — задняя бабка; 10 — сменный анод; 11 — резцодержатель; 12 — пружинящая державка; 13, 14 — трубопроводы подачи электролита (РЖ); 15 — бак с насосом для подачи электролита; 16 — источник постоянного тока

ются состояние детали для обработки, геометрическая характеристика поверхности; материал анода, усилие на подшипнике, состав ИОЖ, плотность тока, время обработки.

Основу процесса составляет электрохимическое растворение металла анода и осаждение ионов на поверхности детали с одновременным механическим воздействием на обрабатываемую поверхность, в результате чего микронеровности заполняются материалом анода и компонентами рабочей жидкости, повышающими триботехнические показатели детали.

Для проведения электрохимикомеханической обработки с бесконтактным электрическим компонентом подшипников качения в лабораторных условиях была разработана методика и изготовлено экспериментальное устройство.

Электрохимикомеханическая обработка с бесконтактным электрическим компонентом подшипников качения проводилась на дооборудованном токарно-винторезном станка ИТ-1М. Устройство

(рис. 3) состоит из корпуса 5, крышки 7, нагрузочного вала 3, испытываемого подшипника (радиального подшипника качения) — образца 6, станка 1, патрона 2, трубопроводов 13, 14, подачи электролита, сменного анода 10, источника постоянного тока 16, бака с насосом для подачи электролита 15, пружинящей державки 12, шпинделя и задней бабки 8, 9. На установке обрабатываются поверхности дорожек качения подшипника — образца 6, наружное кольцо которого запрессовано в корпус устройства 5, а внутреннее кольцо запрессовано на нагрузочный вал 3 устройства.

Радиальную нагрузку подшипнику 6 через корпус 5 устанавливают пружинящей державкой 12 суппортом поперечной подачи станка. Бак с насосом 15 прокачивает электролит (РЖ) по трубопроводам 13, 14, через полости устройства. Анод 10 через изолятор болтом с гайкой закреплен в крышке 7 устройства. Источник тока 16 подключен минусом к корпусу устройства, а плюсом — через болт с гайкой к аноду 10.

Рис. 4. Шлиф поверхностного слоя образцов, обработанных ЭХМО (анод — медь), увеличение слева х50, справа х200

02 0.4 0.6 0.S

~Т7ШШТТГТПТГй

Parameters calculated on the profile Shlif_13-07-

17 > ... > Form removed : Polynomial of order 15

* Parameters calculated by mean of all the

sampling lengthes.

* A microroughness filtering is used, with a

cutof£ of 2.5 pm.

Roughness parameters, Gaussian filter, 0.8 mm

Ra = 0.119 1

Rq = 0.1S2 1

Rp = 0.449 pm

Rv = 0.388 pm

Rt = 0.994 pm

Rsk = -0.136

Rku = 3.39

Rz = 0.837 pa

RTp (1 pm under the highest

peak)

RHTp = 0.243 pm (204-80%)

Рис. 5. Профилографирование поверхностного слоя образцов, обработанных ЭХМО (анод — медь)

Перед работой на установке проводят тарировку нагрузки, которую прикладывают к устройству 5 с помощью динамометра ДОСМ-3-0,2. Для этого динамометр устанавливают между устройством 5 и пружинящей державкой 12. Нагрузку на динамометр устанавливают рукояткой поперечного перемещения суппорта станка. После этого строят тари-ровочные графики.

Аноды 10, которые устанавливались в крышке устройства 7 (рис. 3), изготавливались из различных материалов, таких как цинк, медь, олово.

В качестве объекта исследований был выбран радиальный однорядный с короткими цилиндрическими роликами подшипник № 30-92224ЛМТ по ГОСТ 8328-75.

Методика электрохимикомеханической обработки подшипников качения — образцов с бесконтактным электрическим компонентом включает следующие операции (рис. 3): 1) подшипник качения — образец 6, напрессовать нагрузочный вал 3 и в корпус 5; 2) установить анод 10 в крышку устройства 7; 3) установить и прикрутить крышку 7 на корпус устройства 5; 4) установить устройство 5 на станину станка, нагрузочный вал 3 зажать в патроне 2, а шпиндель 8 задней бабки 9 упереть

в крышку устройства 7 и зафиксировать, подключить провода источника питания 16 к корпусу и аноду 10; 5) подключить трубопроводы 13,14 к устройству 5; 6) включить насос подачи электролита 15 и установить расчетную радиальную нагрузку; 7) включить привод станка и источником питания 16 установить расчетный ток в цепи анода 10; 8) выдержать необходимую расчетную продолжительность обработки; 9) перед окончанием обработки отключить источник тока 16, привод станка и насос подачи электролита 15; 10) снять радиальную нагрузку, создаваемую пружинящей державкой 12; 11) отключить провода питания, трубопроводы 13, 14, снять устройство 5 и слить электролит (РЖ); 12) разобрать устройство 5, снять крышку 7, снять обработанный подшипник качения — образец 6.

Технологические параметры электрохимикоме-ханической обработки с бесконтактным электрическим компонентом: материал анода — медь; рабочая жидкость — ПГВ, с добавлением присадки в виде серпентина дисперсностью 10-40 мкм концентрацией 20 г/л, ток в цепи — 0,5-1 А, г — 60-80 °С,

1 ' 1 ' ' иож '

частота вращения — 500 об/мин, радиальная нагрузка — 250 Н. Время обработки 2,5 часа.

о

го >

Рис. 6. Оже-спектрометрия поверхностного слоя образцов, обработанных ЭХМО (анод — медь)

Нагрузку и частоту вращения устанавливают согласно ориентировочным расчетным параметрам статической грузоподъемности и предельной частоты вращения п мин-1 на жидком смазочном материале, подшипников качения из справочника [8]. Нагрузка может составлять Р = С0(0,05...0,8), частота вращения п = (0,01...0,07)п , время обработки составляет 2 — 4 часа в зависимости от размера и типа подшипника.

Оценка ресурса и свойств, обработанных и серийных подшипников, проводилась следующими диагностическими методами: анализа спектра огибающей сигнала виброускорения; трехмерной бесконтактной профилометрии; оже-спектрометрии.

Вибродиагностирование групп подшипников проводили на стенде вибрационного контроля подшипников качения СВК-А. Результаты вибродиагностирования представлены в работе [9]. Трехмерную бесконтактную профилометрию образцов выполняли прибором «МГСЯОМЕАБиКЕ 3Б81аИоп». Оже-спектрометрию образцов выполняли прибором «Шхуна-2».

Для исследования геометрических характеристик покрытия на образце в обработанной поверхности качения выполнялся сферический шлиф, изображение которого представлено на рис. 4.

Проведенные исследования на профилографе подтверждают улучшение шероховатости поверхностного слоя с исходного Яа = 0,32 до полученного в результате обработки Яа = 0,12, а также позволил получить результаты геометрических характеристик нанесенного антифрикционного слоя, толщина которого от 4 до 5 мкм. Результаты представлены на рис. 5.

В результате проведенного анализа оже-спек-трометрии было установлено, что глубина диффузии меди составила 4 — 5 мкм, а концентрация на глубине от 2 до 5 мкм составляет 25 — 30 %. Результаты оже-спектрометрии представлены на рис. 6.

Разработанная методика и устройство электро-химикомеханической обработки с бесконтактным электрическим компонентом обеспечивает насыщение медью поверхностного слоя подшипника, позволяет реализовать избирательный перенос, который уменьшает момент трения, температуру трения, компенсирует износ, повышает износостойкость и увеличивает ресурс.

Библиографический список

1. Исаков П. П. Теория и конструкция танка. М.: Машиностроение, 1985. 267 с.

2. Буров С. С. Конструкция и расчет танков. М.: Академия БТ войск, 1973. 602 с.

3. Боевая машина пехоты БМП-2. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. В 2 ч. М.: Военное издательство, 1988. Ч. 2. 325 с.

4. ГОСТ 520 — 2011. Подшипники качения. Общие технические условия. Введ. 2012 — 07 — 01. М.: Стандартинформ, 2012. 65 с.

5. Макаренко Н. Г. Электрохимическое упрочнение и восстановление деталей трибосистем. Омск: Омск. науч. вестник,

2004. 248 с. ISBN 5-8149-0201-9.

6. Brown A. S. Flat, Cheap, and Under Control [Electrochemical Mechanical Planarization] // IEEE Spectrum. Vol. 42, Issue 1.

2005. P. 40-45. DOI: 10.1109/MSPEC.2005.1377874.

7. Wu Yu.-F., Tsai T.-H. Effect of Organic Acids on Copper Chemical Mechanical Polishing // Microelectronic Engineering. 2007. P. 1-9. DOI: 10.1016/j.mee.2007.01.123.

8. Череменский О. Н., Федотов Н. Н. Подшипники качения: справ.-каталог. М.: Машиностроение, 2003. 576 с.

9. Шаргаёв А. А., Макаренко Н. Г. Электрохимикомехани-ческое упрочнение дорожек качения подшипника // Омский научный вестник. 2017. № 1 (151). С. 40-44.

ШАРГАЁВ Алексей Александрович, адъюнкт кафедры эксплуатации (бронетанковой и автомобильной техники) Омского автобронетанкового инженерного института.

МАКАРЕНКО Николай Григорьевич, кандидат технических наук, доцент (Россия), профессор кафедры эксплуатации (бронетанковой и автомобильной техники) Омского автобронетанкового инженерного института.

МАМЕй Сергей Александрович, начальник службы отдела материально-технического обеспечения Тюменского высшего военно-инженерного командного училища.

ШИТАКОВ Евгений Николаевич, начальник оперативного отдела войсковой части 72154, г. Юрга. Адрес для переписки: al.shargaev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.11.2017 г. © А. А. Шаргаёв, Н. Г. Макаренко, С. А. Мамей, Е. Н. Шитаков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.