Научная статья на тему 'Методика поддержания физических кондиций морских специалистов в условиях рейса'

Методика поддержания физических кондиций морских специалистов в условиях рейса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
морские специалисты / гиподинамия / силовые качества / тренировка в ограниченном пространстве / marine specialists / physical inactivity / strength qualities / training in confined space

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Зайцев, О.Н. Косенков, Р.Р. Магомедов

Предложен способ снижения влияния гиподинамии на организм морских специалистов в условиях рейса на основе тренировки силовых качеств в огра ниченном пространстве. Основой комплексов силовых упражнений являются упражнения с собственным весом. Ведущими силовыми качествами являются силовая выносливость и максимальная сила. Предложены организационные условия самостоятельных занятий силовыми упражнениями. Построение методики поддержания физических кондиций в условиях ограниченного пространства основывается на использовании силовых упражнений с собственным весом. Авторы делают вывод о том, что поддержание физических кондиций морских специалистов в рейсе в условиях ограниченного пространства должно осуществляться на основе самостоятельных занятий силовыми упражнениями, направленными на развитие максимальной силы, силовой выносливости и скоростно-силовых качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.А. Зайцев, О.Н. Косенков, Р.Р. Магомедов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAINTAINING THE PHYSICAL CONDITION OF MARINE SPECIALISTS DURING VOYAGES

A method for reducing the influence of physical inactivity on the body of marine specialists in a cruise based on training of strength qualities in a limited space is proposed. Bodyweight exercises are the basis of strength training complexes. The leading strength qualities are strength endurance and maximum strength. Organizational conditions for independent strength exercises are proposed. The construction of the method of maintaining physical conditioning in the limited space is based on the use of strength exercises with their own weight. The authors conclude that the maintenance of the physical condition of marine specialists on their trip in the limited space should be carried out on the basis of independent exercises of force exercises aimed at the development of maximum strength, strength endurance and speed-strength qualities.

Текст научной работы на тему «Методика поддержания физических кондиций морских специалистов в условиях рейса»

ресурса, компетенций, знаний, умений, навыков, самообладания, смелости и т.п.).

ИОС ОВП в ВУЦ - совокупность реализуемых в педагогическом процессе инновационных, организационно-дидактических и военно-политических условий и факторов, а также межличностных «субъект-субъектных» отношений (между ППС и студентами), оказывающих влияние на формирование личности с заданными качествами офицера-профессионала, об-

Библиографический список

ладающего высоким уровнем общевоенной подготовленности. ИОС в ВУЦ призвана обеспечить государственно-патриотическую направленность и соответствующие «инновационные компоненты» военно-специальных, организационно-педагогических и информационно-коммуникативных условий совершенствования ОВП студентов, моделирующей сущностные аспекты их будущей военно-служебной офицерской деятельности в войсках.

1. Aбрамов A.H, Ротков Л.Ю. и др. Инновационная модель подготовки офицеров в гражданском вузе. Высшее образование в России. 2016; № 7 (203): 17 - 24.

2. Aлеxин ИА, Федак Е.И., Денисов A.E. Историко-педагогический анализ становления и развития системы военной подготовки в гражданских вузах в период с XVII века по настоящее время. Право и образование. 2018; № 5: 109 - 122.

3. Гожиков В.Я., Казакова Л.П., Караяни A.r и др. Психолого-педагогические условия формирования военно-профессиональной идентичности будущих офицеров в военном вузе: монография. Москва: ВУ 2018.

4. Добровольский B.C. Шпаков Г.Г Инновационный подход к повышению качества военного обучения студентов. Высшее образование в России. 2018; Т. 27, № 5: 141 - 151.

5. Еробкин РП. Подготовка курсантов в инновационной образовательной среде вуза МВД России. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2015.

6. Кязимов К.Г Инновационная образовательная среда вуза как условие подготовки квалифицированных кадров. Профессиональное образование в современном мире. 2015; № 5: 976 - 984.

7. Микрюков В.Ю. Общевоенная подготовка. Москва, 2017.

8. О мерах по реализации отдельных положений статьи S1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в РФ». Приказ Министра Обороны РФ 2014 г № 670, с изменениями и дополнениями, введёнными в действие Приказом Министра Обороны РФ № 626 от 10 октября 2019 г Available at: http://docs.cntd. ru/document/420223915

9. Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017 - 2030 гг. Москва, 2017.

10. Савинкин A.E. Российская наука побеждать: Сирийский опыт. Военно-академический журнал. 2018; № 2 (18): 5 - 27.

11. Шмелева E.A. Инновационная образовательная среда вуза: пространство развития. Научный поиск. 2012; № 1 (3): 14 - 17.

12. Aлеxин ИА, Титова М.Ю. Педагогические условия формирования и развития авторитета офицера в воинском коллективе. Мир образования - образование в мире. 2009; № 4 (36): 118 - 122.

13. Aлеxин ИА, Низиков МА Духовность и нравственность русского офицера: история и современность. Мир образования - образование в мире. 2013; № 4 (52): 16 - 24.

14. Aлеxин ИА, Aчкасов Н.Б., Башкирцев В.П. и др. Военная педагогика: Учебник для военных вузов. Санкт-Петербург, 2017.

References

1. Abramov A.N, Rotkov L.Yu. i dr. Innovacionnaya model' podgotovki oficerav v grazhdanskom vuze. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2016; № 7 (203): 17 - 24.

2. Alehin I.A., Fedak E.I., Denisov A.E. Istoriko-pedagogicheskij analiz stanovleniya i razvitiya sistemy voennoj podgotovki v grazhdanskih vuzah v period s XVII veka po nastoyaschee vremya. Pravo i obrazovanie. 2018; № 5: 109 - 122.

3. Gozhikov V.Ya., Kazakova L.P., Karayani A.G. i dr. Psihologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya voenno-professional'noj identichnosti buduschih oficerov v voennom vuze: monografiya. Moskva: VU, 2018.

4. Dobrovol'skij V.S. Shpakov G.G. Innovacionnyj podhod k povysheniyu kachestva voennogo obucheniya studentov. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2018; T. 27, № 5: 141 - 151.

5. Erabkin R.P Podgotovka kursantov vinnovacionnojobrazovatel'nojsrede vuza MVD Rossii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2015.

6. Kyazimov K.G. Innovacionnaya obrazovatel'naya sreda vuza kak uslovie podgotovki kvalificirovannyh kadrav. Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2015; № 5: 976 - 984.

7. Mikryukov V.Yu. Obschevoennaya podgotovka. Moskva, 2017.

8. O merah po realizacii otdel'nyh polozhenij stat'i S1 Federal'nogo zakona ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v RF». Prikaz Ministra Oborony RF 2014 g. № 670, s izmeneniyami i dopolneniyami, vvedennymi v dejstvie Prikazom Ministra Oborany RF № 626 ot 10 oktyabrya 2019 g. Available at: http://docs.cntd.rn/ document/420223915

9. Strategiya razvitiya informacionnogo obschestva v RF na 2017 - 2030 gg. Moskva, 2017.

10. Savinkin A.E. Rossijskaya nauka pobezhdat': Sirijskij opyt. Voenno-akademicheskijzhurnal. 2018; № 2 (18): 5 - 27.

11. Shmeleva E.A. Innovacionnaya obrazovatel'naya sreda vuza: prostranstvo razvitiya. Nauchnyjpoisk. 2012; № 1 (3): 14 - 17.

12. Alehin I.A., Titova M.Yu. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya i razvitiya avtoriteta oficera v voinskom kollektive. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2009; № 4 (36): 118 - 122.

13. Alehin I.A., Nizikov M.A. Duhovnost' i nravstvennost' russkogo oficera: istoriya i sovremennost'. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2013; № 4 (52): 16 - 24.

14. Alehin I.A., Achkasov N.B., Bashkircev V.P. i dr. Voennayapedagogika: Uchebnik dlya voennyh vuzov. Sankt-Peterburg, 2017.

Статья поступила в редакцию 27.07.20

УДК 378

Zaytsev A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Kaliningrad State Technical University (Kaliningrad Russia), E-mail: aaz39@rambler.ru

Kosenkov O.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kaliningrad State Technical University (Kaliningrad Russia), E-mail: aaz39@rambler.ru

Magomedov R.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: marus-stv@yandex.ru

MAINTAINING THE PHYSICAL CONDITION OF MARINE SPECIALISTS DURING VOYAGES. A method for reducing the influence of physical inactivity on the body of marine specialists in a cruise based on training of strength qualities in a limited space is proposed. Bodyweight exercises are the basis of strength training complexes. The leading strength qualities are strength endurance and maximum strength. Organizational conditions for independent strength exercises are proposed. The construction of the method of maintaining physical conditioning in the limited space is based on the use of strength exercises with their own weight. The authors conclude that the maintenance of the physical condition of marine specialists on their trip in the limited space should be carried out on the basis of independent exercises of force exercises aimed at the development of maximum strength, strength endurance and speed-strength qualities.

Key words: marine specialists, physical inactivity, strength qualities, training in confined space.

А.А. Зайцев, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет», г. Калининград,

E-mail: aaz39@rambler.ru

О.Н. Коеенкое, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет», г. Калининград,

E-mail: kosenkov.oleg@gmail.com

Р.Р. Магомедов, д-р пед. наук, проф., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,

E-mail: marus-stv@yandex.ru

МЕТОДИКА ПОДДЕРЖАНИЯ

ФИЗИЧЕСКИХ КОНДИЦИЙ МОРСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В УСЛОВИЯХ РЕЙСА

Предложен способ снижения влияния гиподинамии на организм морских специалистов в условиях рейса на основе тренировки силовых качеств в ограниченном пространстве. Основой комплексов силовых упражнений являются упражнения с собственным весом. Ведущими силовыми качествами являются силовая выносливость и максимальная сила. Предложены организационные условия самостоятельных занятий силовыми упражнениями. Построение методики поддержания физических кондиций в условиях ограниченного пространства основывается на использовании силовых упражнений с собственным весом. Авторы делают вывод о том, что поддержание физических кондиций морских специалистов в рейсе в условиях ограниченного пространства должно осуществляться на основе самостоятельных занятий силовыми упражнениями, направленными на развитие максимальной силы, силовой выносливости и скоростно-силовых качеств.

Ключевые слова: морские специалисты, гиподинамия, силовые качества, тренировка в ограниченном пространстве.

Значительную часть своей жизни моряк проводит в море. Работа на флоте в дальних рейсах специфична. Резко изменились условия и напряженность труда плавсостава, встали на повестку дня вопросы активной адаптации к различным факторам окружающей среды. Если проанализировать заболеваемость моряков торгового флота, работников рыбопромысловых судов, на первом месте оказываются болезни сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта, вызванные в первую очередь нервными перенапряжениями, сниженной двигательной активностью, неблагоприятными производственными факторами. Предотвратить болезнь, сохранить здоровье людей, работающих в море, создать положительные мотивы их профессиональной деятельности, снять перенапряжение - вот задача, которую нужно решать средствами профилактики как на борту судна, так и на берегу. Практические средства укрепления защитных свойств организма зачастую просты, не требуют сложной аппаратуры, но должны осуществляться систематически и последовательно.

Целью настоящего исследования стала разработка способа поддержания физических кондиций морских специалистов в условиях рейса. Данная методика реализуется при подготовке курсантов морского вуза.

В качестве методов изучения заявленной проблемы выбраны теоретический анализ и обобщение исследований по физической тренировке в условиях ограниченного пространства, педагогический эксперимент и контрольные испытания. Исследования проводились с курсантами морского вуза, проходивших практику на паруснике «Крузенштерн» в течение 1,5 месяцев.

Большинство судовых профессий связаны с выполнением большого количества стереотипно повторяющихся мышечных напряжений небольшой интенсивности, длительным поддержанием вынужденных рабочих поз, преодолением монотонии, существенным напряжением зрения. Трудовая деятельность включает в себя трудовую нагрузку, определяемую ее характером и особенностями условий производственной среды, а также функциональным напряжением организма как ответ на эту нагрузку [1 - 5]. Статистическими исследованиями Всемирной организаций здравоохранения (ВОЗ) выявлено, что более 50% зарегистрированных случаев профессиональных заболеваний вызвано условиями и характером труда, связанными с нерациональной организацией рабочего места, напряженной рабочей позой, сниженной двигательной активностью - гиподинамией. Особо следует остановиться на последнем факторе. Объем двигательной активности на борту судна составляет в среднем около 60% того количества движений, которое человек выполняет на берегу. Это вызывает ослабление мускулатуры, вялость связочного аппарата, ведет к искривлению позвоночника, сутулости, появлению болей в шее и пояснице, пониженной переносимости физической нагрузки. Наиболее разрушительное действие гиподинамия оказывает на сердечно-сосудистую систему, способствуя раннему возникновению таких заболеваний, как гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца. Естественно, указанные изменения в организме снижают работоспособность моряков.

Согласно представлениям медиков и физиологов, если человек находится в хорошей кондиции, то он физически здоров и психически уравновешен. В спортивной физиологии понятие «кондиция» означает функциональное состояние тренированности органов, ведающих транспортом кислорода, т.е. имеется в виду состояние кардиореспираторной системы, включая газообмен [5, с. 75].

В экспериментах, проведенных на добровольцах (хорошо тренированных здоровых студентах), которые были подвергнуты постельному режиму в течение шести недель, было отмечено уменьшение мышечной массы, обеднение костей скелета кальцием, уменьшение объема циркулирующей крови, снижение силы сердечной мышцы, замедление реакции. Кондиции испытуемых резко снизились. Если до эксперимента они выполняли стандартную работу на велоэргометре на пульсе 120 уд/ мин, то после эксперимента пульс составил 170 уд/мин. На восстанов-

ление кондиций потребовалось два месяца тренировок. Учитывая, что морские специалисты находятся в условиях замкнутого ограниченного пространства, рекомендации, связанные с использованием циклических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.), вряд ли могут быть реализованы в условиях судна. Поэтому для выработки рекомендаций следует обратиться к методикам, внедряемым для различных контин-гентов лиц, вынужденно находящихся в ограниченном пространстве [2; 3]. В табл. 1 представлены наиболее распространенные способы повышения физических кондиций с использованием силовых упражнений. Кроссфит - суть тренировочного занятия заключается в том, что упражнения выполняются в форме круговой тренировки, то есть занимающийся делает упражнения одно за другим с минимальным отдыхом между ними или без него. Упражнения носят как аэробный, так анаэробный характер. Упражнения выполняются как с собственным весом, так и со свободными отягощениями (штанга, гири). Так как в тренировках по кроссфиту используется множество разнообразных и многосуставных упражнений, достигается эффект всестороннего развития мышечно-связочного аппарата человека и его функциональных систем.

Методика Пола Уайда и Чарльза Бронсона [1; 4] - систематизированная тренировка заключенных в камере. Тренировочные занятия проходят в камере заключения с использование подручных средств (стул, стол, полотенце), с весом собственного тела, при возможности используется вес тела сокамерника. Упражнения выполняются как в динамическом, так и статическом режимах. Предлагаются комплексы упражнений для занимающихся от начального до высокого уровня физической подготовленности. Калистеника - упражнения с весом собственного тела. Преобладание упражнений силового характера, выполняемых с весом собственного тела с использованием гимнастической перекладины (турника).

Таким образом, теоретический анализ популярных методик тренировки в ограниченном пространстве позволяет сделать утверждение о том, что ведущим качеством для поддержания физических кондиций является сила мышц рук, ног, туловища в различных ее проявлениях. Следовательно, построение методики поддержания физических кондиций в условиях ограниченного пространства может осуществляться на использовании силовых упражнений с собственным весом. Исходя из данного заключения, предлагается способ подбора комплексов силовых упражнений, учитывающих индивидуальные особенности и предпочтения занимающегося. Для этого была составлена табл. 2. При составлении комплекса самостоятельного тренировочного занятия в условиях ограниченного пространства необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

- выбрать из табл. 2 одно упражнение для каждой группы мышц;

- на первой стадии тренировочного процесса выполнять по одному подходу к каждому выбранному упражнению;

- для следующего тренировочного занятия выбираются упражнения, которые не были включены в предыдущее занятие;

- в процессе тренировки наступит момент, когда после выполнения всего комплекса появится чувство, что еще «остались силы», в этом случае следует повторить упражнения в той же дозировке;

- продолжительность занятия от 20 - 30 минут до одного часа;

- частота занятий в неделю зависит от особенностей восстановления. Как правило, для организма взрослого человека рекомендуется чередовать нагрузку и отдых следующим образом: один день - тренировочное занятие и один день отдыха;

- после выполнения комплекса силовых упражнений необходимо выполнить упражнения на гибкость.

Разработанная методика была апробирована в педагогическом эксперименте. В начале и конце эксперимента курсанты сдавали контрольные нормативы по физической подготовке, предусмотренные программой по физической культуре: бег 100 м, бег 3000 м, подтягивание на перекладине. Было установлено, что курсанты (48 чел.), поддерживающие свои фи-

Таблица 1

Характеристика методик повышения физических кондиций в условиях ограниченного пространства

Методика Достоинства Недостатки

1. Кроссфит - всестороннее развитие мышц и связок; - развитие выносливости, силовой выносливости, взрывной силы, гибкости; - укрепление функциональных систем организма человека - необходимость в использовании специальной тренировочной площадки; - необходимость в использовании свободных отягощений (штанга, гири): - нужны навыки выполнения тяжелоатлетических упражнений, выполняемых со штангой, таких как рывок, толчок, протяжка штанги, приседания и становая тяга штанги

2. Тренировка по способу Пола Уайда и Чарльза Бронсона - для тренировки не требуется специального оборудования; - всестороннее развитие всех групп мышц и связочного аппарата - много времени уделяется изометрическим упражнениям

3. Калистеника - гармоничное развитие максимальной силы и силовой выносливости; - развитие гибкости в суставах рук - необходимость в использовании турника в тренировочном процессе; - преобладающее развитие мышц плечевого пояса и спины над мышцами ног

Таблица 2

Упражнения для поддержания физических кондиций в условиях ограниченного пространства

Группа мышц Упражнения

I II III IV V VI VII

1. Мышцы бедра Приседания, руки за головой Приседания в выпаде вперед Приседания на одной ноге Выпады вперед Подъем на стул одной ногой Приседания на стуле стоя на одной ноге выпрыгивания в высоту с места

2. Мышцы груди, трехглавые мышцы плеча (трицепсы), дельтовидные мышцы Сгибание - разгибание рук в упоре лежа Сгибание - разгибание руки в упоре на одной руке Сгибание -разгибание рук в упоре лежа с хлопком ладонями Обратные сгибания - разгибания рук в упоре от стула Глубокие сгибания - разгибания рук в упоре лежа от пола Сгибания - разгибания рук в упоре лежа, ноги выше головы Сгибание - разгибание рук в стойке на руках у стенки

3. Мышцы спины Наклоны туловища вперед, прогнувшись Из положения лежа на животе, ноги закреплены, подъемы туловища, руки произвольно «Мост», лежа на спине Стойка «Смирно» у стены Руки перед грудью с полотенцем, растягивание в стороны Руки с полотенцем вверху, опускание рук через стороны

4. Мышцы брюшного пресса Подъем туловища из положения лежа на спине Подъем ног из положения лежа на спине Подъем туловища, лежа на боку Подъем ног, сидя на стуле «Маятник» ногами в стороны, лежа на спине «Планка» на полу в упоре на локтях Подъем ног лежа на спине, в стойку на лопатках

5. Мышцы голени Прыжки на скакалке Подъемы на носки, стоя Подъем на носки в положении сидя на стуле Подъем на носки в положении упор в наклоне вперед Подъем носков, стоя на пятках Прыжки вверх на носках

зические кондиции согласно предложенным рекомендациям, справились с зачетными нормативами и их физические кондиции не снизились. Курсанты, проигнорировавшие рекомендации руководителя практики, резко снизили свои физические кондиции, особенно в тестах в беге на выносливость и подтягивании на перекладине.

Таким образом, успешное решение проблемы путем внедрения методики поддержания физических кондиций морских специалистов в условиях рейса возможно при соблюдении следующих рекомендаций:

1. Поддержание физических кондиций морских специалистов в рейсе в условиях ограниченного пространства должно осуществляться на основе самостоятельных занятий силовыми упражнениями, направленными на

развитие максимальной силы, силовой выносливости и скоростно-силовых качеств.

2. Объем упражнений на отдельном тренировочном занятии должен распределяться в следующей пропорции: 65% - упражнения для развития силовой выносливости; 25% - упражнения для развития максимальной силы; 10% -упражнения для развития скоростной силы.

3. Организационными условиями самостоятельных занятий силовыми упражнениями в условиях ограниченного пространства являются: продолжительность одного занятия - от 20 - 30 мин до одного часа; частота занятий - через день; темп выполнения - средний, время выполнения - до снижения темпа, набор упражнений в комплексе - по одному для каждой группы мышц.

Библиографический список

1. Бронсон Ч. Фитнес в одиночной камере. Available at: http://zhimlezha.ru/wp-content/uploads/CHarlz-Bronson.-Fitnes-v-odinochnoy-kamere.-2007.pdf

2. Зайцев А.А., Ковалев А.А. Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: сборник материалов XIX Международной научно-практической конференции: в 2 т. Иркутск, 2017; Т. 1: 117 - 120.

3. Силкин Н.Н., Косицкая С.Ю. Кроссфит в системе МВД. Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы XVII Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2015: 153 - 156.

4. Уайд П. Тренировочная зона 2. Продвинутые техники физических тренировок. Санкт-Петербург 2015.

5. Хедман Р Спортивная физиология. Перевод со шведского; предисловие Л.А. Иоффе. Москва, 1980.

References

1. Bronson Ch. Fitnes vodinochnojkamere. Available at: http://zhimlezha.ru/wp-content/uploads/CHarlz-Bronson.-Fitnes-v-odinochnoy-kamere.-2007.pdf

2. Zajcev A.A., Kovalev A.A. Sovershenstvovanie professional'noj i fizicheskojpodgotovkikursantov, slushatelej obrazovatel'nyh organizaciji sotrudnikov silovyh vedomstv: sbornik materialov XIX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 t. Irkutsk, 2017; T. 1: 117 - 120.

3. Silkin N.N., Kosickaya S.Yu. Krossfit v sisteme MVD. Sovershenstvovanie professional'noj i fizicheskoj podgotovki kursantov, slushatelej obrazovatel'nyh organizacij i sotrudnikov silovyh vedomstv: materialy XVII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Irkutsk, 2015: 153 156.

4. Uajd P. Trenirovochnaya zona 2. Prodvinutye tehniki fizicheskih trenirovok. Sankt-Peterburg, 2015. http://www.ozon.ru/context/detail/id/26010951/

5. Hedman R. Sportivnaya fiziologiya. Perevod so shvedskogo; predislovie L.A. Ioffe. Moskva, 1980.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 29.07.20

УДК 37.018

Petrova T.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia),

E-mail: maxksu@rambler.ru

Petrov S.S., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia),

E-mail: sspet11-59@yandex.ru

ROLE OF EXCURSIONS IN ECOLOGICAL EDUCATION OF ELEMENTARY STUDENTS. The article examines the theoretical issues of environmental education in primary school and the methodology for studying the environment using one of the forms of the educational process - a natural history excursion. It is recommended that teachers of general education organizations educate primary schoolchildren ecologically using the example of local, natural landscapes. To get acquainted with the diverse natural world of the Republic of Bashkortostan, learn how to navigate in it, conduct independent observations and apply available measures for environmental protection - all this will ensure the correct conduct of ecological excursions. During excursions, it is necessary to introduce students to the various ecosystems located within the settlement: parks, forests, meadows, rivers, lakes, etc.

Key words: environmental education, environment, environmental excursion, teacher, elementary school, elementary school students.

Т.И. Петрова, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак,

E-mail: maxksu@rambler.ru

С.С. Петров, канд. биол. наук, доц., Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак,

E-mail: sspet11-59@yandex.ru

РОЛЬ ЭКСКУРСИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В данной статье рассматриваются теоретические вопросы экологического образования в начальной школе и методика изучения окружающей среды с использованием одной из форм образовательного процесса - природоведческой экскурсии. Педагогам общеобразовательных организаций рекомендуется экологически образовывать младших школьников на примере местных, естественных ландшафтов. Экологическая экскурсия позволяет изучить многообразие растительного и животного мира природной среды родного края, познакомиться с явлениями неживой природы, научиться проведению наблюдений и исследований, формировать правильное, уважительное отношение к родной природе. В период проведения экскурсий необходимо представлять учащимся различные экосистемы, расположенные в пределах населенного пункта: парки, леса, луга, реки, озёра и т.д.

Ключевые слова: экологическое образование, окружающая среда, экологическая экскурсия, педагог, начальная школа, младшие школьники.

На современном этапе развития человечества в теоретических вопросах образования и педагогической практике отражается одно из важных направлений - формирование у подрастающего поколения правильного, ответственного отношения к природным богатствам родного края, уважительного отношения к растениям и животным, чувства защиты, охраны и восполнения запасов окружающей природной среды. Для решения этих вопросов необходимо воспитывать ответственность за состояние природы, изучать правила поведения в природе, начиная с детского возраста, чтобы эти правила сформировались в норму поведения каждого человека.

В непрерывном процессе экологического образования одно из главных мест принадлежит начальной школе, в которой младшие школьники обогащаются знаниями о природной и социальной среде, познают целостную картину мира,

у них формируется исследовательское, нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.

Сензитивным периодом для продуктивного обучения, воспитания и развития является младший школьный возраст. В этот период развития дети проходят процесс социализации, у них формируются отношения между сверстниками и взрослыми, активно проявляется интерес к общественным явлениям, мотивам поведения, рефлексии. Особенно ярко в этот период развития у учащихся начальных классов проявляется творческая активность. Личность ребёнка получает новый статус, новую социальную роль - школьник, то есть участник общественно значимой педагогической деятельности - образовательной, которая требует немалого приложения усилий. Педагогам и родителям необходимо учитывать, что дети младшего школьного возраста отличаются такими психолого-пе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.