Научная статья на тему 'Методика педагогического контроля уровня общей и специальной физической подготовленности курсантов вузов МВД России - сотрудников специальных подразделений'

Методика педагогического контроля уровня общей и специальной физической подготовленности курсантов вузов МВД России - сотрудников специальных подразделений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
103
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / PEDAGOGICAL CONTROL / ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / GENERAL AND SPECIAL PHYSICAL READINESS / ИНФОРМАТИВНОСТЬ / INFORMATIVENESS / НАДЕЖНОСТЬ / ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ ТЕСТОВ / EQUIVALENCE OF TESTS / ИНТЕГРАЛЬНЫЕ И СУММАРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / INTEGRAL AND TOTAL DATA / SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ганченко И.О., Ахметов Р.С.

В статье представлены данные многолетних исследований по проблеме разработки и обоснования эффективности методики педагогического контроля уровня общей и специальной физической подготовленности курсантов вузов МВД России будущих сотрудников специальных подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ганченко И.О., Ахметов Р.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF PEDAGOGICAL CONTROL OF THE LEVEL OF THE GENERAL AND SPECIAL PHYSICAL READINESS OF CADETS STUDYING IN HIGH EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIAN FEDERATION - EMPLOYEES OF SPECIAL DIVISIONS

The data of long standing investigations on the problem of working out and substantiation of effectiveness of methods of pedagogical control of the level of the general and special physical readiness of cadets studying in high educational institutions of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation future employees of special divisions.

Текст научной работы на тему «Методика педагогического контроля уровня общей и специальной физической подготовленности курсантов вузов МВД России - сотрудников специальных подразделений»

УДК 796.07

МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ -СОТРУДНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Доктор педагогических наук, профессор И. О. Ганченко, аспирант Р. С. Ахметов,

Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации. Контактная информация для переписки: 350005, г. Краснодар, ул. Ярославская, 128.

В статье представлены данные многолетних исследований по проблеме разработки и обоснования эффективности методики педагогического контроля уровня общей и специальной физической подготовленности курсантов вузов МВД России - будущих сотрудников специальных подразделений.

Ключевые слова: педагогический контроль; общая и специальная физическая подготовленность; информативность; надежность; эквивалентность тестов; интегральные и суммарные показатели.

Важнейшим критерием профессиональной пригодности сотрудников специальных подразделений МВД России является оптимальный уровень их общей и специальной физической подготовленности, во многом определяющий качество выполнения должностных обязанностей (Ю. Н. Тапунов, О. Ю. Давыдов, 2011).

Результаты анализа научно-методической литературы свидетельствуют о том, что в практике оценивания уровня развития общей и специальной физической подготовленности курсантов вузов МВД России используется большое количество тестовых процедур (контрольных упражнений), предназначенных для осуществления педагогического контроля этой личностной характеристики обучающихся. При этом ни в одном из изученных литературных источников не указывается на применение математико-статистических подходов, обосновывающих соответствие предложенных контрольных упражнений требованиям теории тестирования состояний человека.

В связи с вышеизложенным в данной статье пред-

ставлены результаты исследований по разработке методики педагогического контроля общей и специальной физической подготовленности курсантов 1-3 курсов вузов МВД России.

Выбор контрольных упражнений осуществлялся на основе выявления их соответствия критериям информативности, надежности и эквивалентности (В. М. Зациорский, 1978; В. Е. Гмурман, 2007).

Информативность контрольных упражнений определялась на основе расчета коэффициентов корреляции между результатами тестирования и критериями информативности, в качестве которых использовались:

- составной критерий, рассчитанный как сумма рангов за достижения курсантов 1-3 курсов в контрольных упражнениях (Ю. К. Чернышенко, 1982; А. И. Плотников, 2011);

- оценка за прохождение обучающимися 3 курса производственной практики, завершающей базовый этап профессиональной подготовки.

Контрольные упражнения считались информативными, если были существенно взаимосвязаны хотя бы с одним из вышеперечисленных критериев. При этом в соответствии с рекомендациями ряда исследователей (В. А. Баландин, 2001; В. Х. Ланда, 2005; Ю. М. Валкин, С. Н. Ключникова, 2008) все изучаемые тесты были классифицированы на 3 основные группы:

а) высокоинформативные, взаимосвязанные с одним из критериев на уровне Р<0,01;

б) контрольные упражнения со средней информативностью, взаимосвязанные с критериями информативности на уровне Р<0,05;

в) не информативные тесты, не взаимосвязанные на

Таблица 1

Информативность контрольных упражнений для оценки силовой подготовленности курсантов

№ п/п Контрольные упражнения Курсы

1 (п=26) 2 (п=24) 3 (п=20)

Сумма рный показатель Практика

1 Сгибание и разгибание рук в висе на перекладине (кол-во) 0,724 0,705 0,683 0,784

2 Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (кол-во) 0,748 0,732 0,677 0,763

3 Подъем переворотом на перекладине (кол-во) 0,607 0,534 0,563 0,490

4 Подъем переворотом на перекладине за 1 минуту (кол-во) 0,582 0,540 0,473 0,398

5 Из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены, поднимание туловища в положение сидя (кол-во) 0,562 0,497 0,470 0,624

6 Поднимание ног до 90° из виса на гимнастической стенке (кол-во) 0,424 0,473 0,481 0,382

7 Сидя на коне продольно руки за головой, ноги закреплены, разгибание и сгибание в тазобедренных суставах (кол-во) 0,412 0,454 0,397 0,420

8 Лежа на животе на гимнастическом коне разгибание в тазобедренных суставах (кол-во) 0,343 0,419 0,430 0,472

9 Из положения лежа лицом вниз с опорой бедрами о коня, ноги закреплены, руки за головой, сгибание и разгибание в тазобедренных суставах (кол-во) 0,397 0,462 0,407

10 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во)

11 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, ноги на гимнастической скамейке (кол-во) 0,340 0,412 0,453

12 Угол в висе (с)

13 Угол в упоре на брусьях (с) 0,420 0,443 0,460

14 Кистевая динамометрия (кг) 0,447 0,425 0,458 0,493

15 Становая динамометрия (кг) 0,461 0,438 0,397 0,379

16 Силовой индекс (%) 0,705 0,683 0,630 0,762

17 Комплексное силовое упражнение (кол-во циклов) 0,645 0,704 0,727 0,707

Примечание: 1. В таблице представлены только достоверные значения коэффициентов корреляции. 2. Подчеркнуты коэффициенты корреляции, уровень достоверности которых Р<0,01.

Таблица 2

Надежность тестов контрольных упражнений скоростно-силовой подготовленности курсантов

№ Контрольные упражнения Курсы

п/п 1 2 3

1 Бег 100 м (с) 0,945 0,952 0,955

2 Прыжок в длину с места с взмахом руками (см) 0,921 0,952 0,967

3 Прыжок вверх с взмахом руками (см) 0,917 0,934 0,950

4 Прыжки на возвышенность 30 см 15 раз (с) 0,922 0,940 0,927

5 Метание мяча массой 1 кг правой и левой рукой (средний показатель) (м) 0,920 0,932 0,957

6 Челночный бег 4х20 м (с) 0,947 0,954 0,966

7 Из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены, поднимание туловища в положение сидя 10 раз (с) 0,950 0,967 0,974

8 Сидя на коне продольно, руки за головой, ноги закреплены, разгибание и сгибание в тазобедренных суставах 10 раз (с) 0,916 0,930 0,944

9 Лежа на животе на гимнастическом коне разгибание в тазобедренных суставах 10 раз (с) 0,908 0,921 0,954

10 Из положения лежа лицом вниз с опорой бедрами о коня, ноги закреплены, руки за головой, сгибание и разгибание в тазобедренных суставах 10 раз (с) 0,920 0,937 0,961

Примечание: В таблице представлены данные о надежности только информативных контрольных упражнений.

достоверном уровне ни с одним из критериев информативности.

В таблице 1 в качестве примера представлены данные, характеризующие информативность тестов для оценки силовой подготовленности курсантов 1-3 курсов.

Надежность тестов определялась на основе метода повторного тестирования (В. М. Зациорский, 1978).

В таблице 2 в качестве примера представлены данные, характеризующие надежность контрольных упражнений, для оценки общей и специальной физической подготовленности обучающихся 1-3 курсов.

Результаты статистической обработки позволяют констатировать высокую степень надежности (Р<0,01) всех информативных упражнений для оценки общей и специальной физической подготовленности обучающихся.

Эквивалентность тестов определялась на основе расчета коэффициентов корреляции между результатами курсантов в контрольных упражнениях, характеризующих уровень развития одних и тех же групп мышц. Если два или несколько контрольных упражнений оказывались эквивалентными, то выбор останавливался на тесте, имеющем более высокую степень информативности.

В таблице 3 в качестве примера приведены данные, характеризующие эквивалентность контрольных упражнений для оценки общей и специальной физической подготовленности обучающихся.

Полученные результаты позволили сформировать

комплексы тестов, адекватно отражающих уровень общей и специальной физической подготовленности курсантов.

Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что интегральные и суммарные показатели физической подготовленности обладают существенно более высокой информативностью, чем результаты, показанные в отдельных тестах.

В этой связи в ходе предварительных исследований определялась информативность интегральных и суммарных показателей физической подготовленности обучающихся 1-3 курсов по следующему алгоритму:

1. Разработка шкал относительной оценки результатов тестирования курсантов в отдельных тестах, характеризующих уровень развития физических качеств. В исследовании использовались пропорциональные шкалы, предполагающие начисление одинакового количества баллов за равнозначный прирост результатов обучающихся.

2. Расчет значений интегральных показателей на основе перевода результатов курсантов в отдельных тестах, характеризующих уровень развития отдельного физического качества и их суммирования.

3. Расчет значений суммарного показателя как суммы баллов, полученных обучающимися за интегральные показатели физической культуры.

4. Расчет коэффициентов корреляции между значениями интегральных и суммарных показателей физической подготовленности курсантов и критериями информативности, в качестве которых использовались

Таблица 3

Эквивалентность контрольных упражнений, оценивающих координационную подготовленность

курсантов

Контрольные упражнения Курс Контрольные упражнения

1 2 3 4 5

Равновесие на бруске на одной ноге (с) 1 + 007 095 126 652

2 + 049 111 207 743

3 + 102 163 184 695

Воспроизведение 50% от максимального усилия кистевой динамометрии (кг) 1 + 346 243 408

2 + 438 272 490

3 + 424 169 473

Воспроизведение 50% от максимального усилия становой динамометрии (кг) 1 + 106 504

2 + 126 528

3 + 215 474

Минимальные прибавления результатов в прыжках в длину с места в диапазоне от 50% до 75% от максимально возможного (кол-во) 1 + 574

2 + 626

3 + 420

Единая полоса препятствий (мин, с) 1 +

2 +

3 +

Примечание: 1. Ноли перед коэффициентами корреляции опущены. 2. Подчеркнуты одной чертой достоверные коэффициенты корреляции Р<0,05; двумя чертами - Р<0,01.

Таблица 4

Информативность интегральных и суммарных показателей общей и специальной подготовленности

курсантов

Интегральные и суммарные показатели Курсы

1 2 3

Составной критерий Практика

Силовые способности 0,873 0,834 0,777 0,843

Скоростно-силовые способности 0,624 0,772 0,734 0,809

Выносливость 0,798 0,726 0,695 0,840

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Координационные способности 0,719 0,834 0,805 0,864

Гибкость 0,684 0,720 0,749 0,655

Физико-тактическая подготовленность 0,598 0,674 0,551 0,798

Суммарный показатель 0,814 0,865 0,890 0,901

Таблица 5

Уровень развития интегральных и суммарных показателей общей и специальной физической

подготовленности курсантов

Интегральные и суммарный показатели (балл) Курс Уровнень

низкий ниже среднего средний выше среднего высокий

Силовые способности 1 <3,1 3,2-3,8 3,9-5,3 5,4-6,0 >6,1

2 <3,6 3,7-4,5 4,6-6,4 6,5-7,3 >7,4

3 <4,6 4,7-5,6 5,7-7,7 7,8-8,7 >8,8

Скоростно-силовые способности 1 <3,7 3,8-4,5 4,6-6,2 6,3-7,0 >7,1

2 <4,2 4,3-5,2 5,3-7,3 7,4-8,3 >8,4

3 <4,9 5,0-5,9 6,0-8,0 8,1-9,0 >9,1

Выносливость 1 <3,5 3,6-4,1 4,2-5,4 5,5-6,0 >6,1

2 <3,9 4,0-4,8 4,9-6,7 6,8-7,6 >7,7

3 <4,7 4,8-5,7 5,8-7,8 7,9-8,8 >8,9

Координационные способности 1 <2,8 2,9-3,3 3,4-4,4 4,5-4,9 >5,0

2 <3,6 3,7-4,4 4,5-6,1 6,2-6,9 >7,0

3 <4,7 4,8-5,6 5,7-7,5 7,6-8,4 >8,5

Гибкость 1 <3,3 3,4-4,1 4,2-5,8 5,9-6,6 >6,7

2 <2,6 2,7-3,2 3,3-4,5 4,6-5,1 >5,2

3 <1,8 1,9-2,3 2,4-3,4 3,5-3,9 >4,0

Физико-тактическая подготовленность 1 <4,0 4,1-4,9 5,0-6,8 6,9-7,7 >7,8

2 <4,6 4,7-5,6 5,7-7,7 7,8-8,7 >8,9

3 <5,9 6,0-6,8 6,9-8,7 8,8-9,6 >9,7

Суммарный показатель 1 <23,3 23,4-26,4 26,5-32,7 32,8-35,8 >35,9

2 <26,6 26,7-30,0 30,1-36,9 37,0-40,3 >40,4

3 <31,3 31,4-34,5 34,6-41,0 41,1-44,2 >44,3

составной критерий (1-3 курсы) и оценки обучающихся за производственную практику (3 курс).

Данные, характеризующие информативность интегральных и суммарных показателей физической подготовленности курсантов 1-3 курсов, представлены в таблице 4.

Результаты проведенного математико-статистического анализа свидетельствуют о том, что:

1. Абсолютное большинство интегральных показателей физической подготовленности обучающихся 1-3

курсов более информативны, чем их результаты в отдельных тестах.

2. Суммарные показатели у обучающихся всех курсов более информативны, чем интегральные показатели, что позволяет рекомендовать их в качестве основных критериев контроля уровня физической подготовленности обучающихся.

Система педагогического контроля состояния физической подготовленности индивида предполагает определение уровня ее развития.

В таблице 5 представлены граничные значения пяти уровней развития интегральных и суммарных показателей физической подготовленности курсантов 1-3 курсов.

Таким образом, в ходе многолетних исследований разработана методика педагогического контроля уровня физической подготовленности курсантов 1-3 курсов - будущих сотрудников специальных подразделений МВД России.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Баландин, В. А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / В. А. Баландин. - Краснодар, 2001. - 50 с.

2. Валкин, Ю. М. Контроль динамики точности движений у юношей-бадминтонистов 17-19 лет / Ю. М. Валкин, С. Н. Ключникова // Теория и практика физ. культуры: тренер: журнал в журнале. - 2008. - № 2. - С. 47-48.

3. Гмурман, В. Е. Теория вероятности и математическая статистика: учебное пособие для высших учебных заведений

физической культуры / В. Е. Гмурман. - М.: Высшее образование, 2007. - 478 с.

4. Зациорский, В. М. Спортивная метрология. Педагогический контроль в тренировочном процессе (основы теории тестов и оценок): учеб. пособие для студ. ин-тов физкультуры / В. М. Зациорский. - М.: ГЦОЛИФК, 1978. - 49 с.

5. Ланда, Б. Х. Тестирование в физическом воспитании / Б. Х. Ланда // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 2. - С. 26.

6. Плотников, А. И. Сравнительная характеристика информативности различных показателей физической подготовленности юных батутистов / А. И. Плотников // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2011. - № 1. - С. 25-27.

7. Тапунов, Ю. Н. Мотивация курсанток к личностно-ориентированной физической подготовке с учетом будущей профессиональной деятельности в органах внутренних дел / Ю. Н. Тапунов, О. Ю. Давыдов // Физическая культура, спорт -наука и практика. - 2011. - № 1. - С. 60-64.

8. Чернышенко, Ю. К. Методы отбора юных гимнасток 7-10 лет на основе оценки двигательной подготовленности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / / Ю. К. Чернышенко. - М., 1982. - 24 с.

METHODS OF PEDAGOGICAL CONTROL OF THE LEVEL OF THE GENERAL AND SPECIAL PHYSICAL READINESS OF CADETS STUDYING IN HIGH EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIAN FEDERATION - EMPLOYEES OF SPECIAL DIVISIONS

O. Ganchenko, Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, R. Akhmetov, Postgraduate student,

Krasnodar university of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation. Contact information: 350005, Krasnodar city, Yaroslavskaya str., 128.

The data of long standing investigations on the problem of working out and substantiation of effectiveness of methods of pedagogical control of the level of the general and special physical readiness of cadets studying in high educational institutions of Ministry of Internal Affairs

of Russian Federation - future employees of special divisions.

Key words: pedagogical control, general and special physical readiness, informativeness, safety, equivalence of tests, integral and total data.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.