Научная статья на тему 'Методика оценки потенциала образовательной среды вуза в формировании языковой компетенции студентов'

Методика оценки потенциала образовательной среды вуза в формировании языковой компетенции студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / LINGUISTIC COMPETENCE / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SOCIO-CULTURAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стрижакова Наталья Евгеньевна, Романов Дмитрий Александрович

В статье представлен авторский подход к решению проблемы поиска параметров, объективно отражающих потенциал образовательной среды в формировании языковой компетенции студента. Показано, что языковая компетенция является структурным элементом социально-профессиональной компетентности будущего специалиста. Выделенные параметры образовательной среды детерминируют процесс формирования языковой компетенции студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стрижакова Наталья Евгеньевна, Романов Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodology of assessment of higher school educational environment resources in the development of students'' linguistic competence

The authors present an original approach to the search of parameters that objectively reflect the educational environment resources in the development of students' linguistic competence. It is shown that the linguistic competence is a structural element of social and professional competence of a future expert. Selected parameters of the educational environment determine the process of students' linguistic competence development.

Текст научной работы на тему «Методика оценки потенциала образовательной среды вуза в формировании языковой компетенции студентов»

УДК 378.147:378.018.43 Стрижакова Наталья Евгеньевна

кандидат философских наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Невинномысского государственного гуманитарно-технического института

Strizhakova Natalia Evgenyevna

PhD in Philosophy, Professor, Department for the Humanities, Nevinnomyssk State Humanitarian Technical Institute

Романов Дмитрий Александрович

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных систем и программирования Кубанского государственного технологического университета

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

Romanov Dmitry Aleksandrovich

PhD in Education Science, Assistant Professor, Information Systems and Programming Department, Kuban State Technological University

THE METHODOLOGY OF ASSESSMENT OF HIGHER SCHOOL EDUCATIONAL ENVIRONMENT RESOURCES IN THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' LINGUISTIC COMPETENCE

Аннотация:

В статье представлен авторский подход к решению проблемы поиска параметров, объективно отражающих потенциал образовательной среды в формировании языковой компетенции студента. Показано, что языковая компетенция является структурным элементом социально-профессиональной компетентности будущего специалиста. Выделенные параметры образовательной среды детерминируют процесс формирования языковой компетенции студентов.

Ключевые слова:

языковая компетенция, образовательная среда, социокультурный потенциал.

Summary:

The authors present an original approach to the search of parameters that objectively reflect the educational environment resources in the development of students' linguistic competence. It is shown that the linguistic competence is a structural element of social and professional competence of a future expert. Selected parameters of the educational environment determine the process of students' linguistic competence development.

Keywords:

linguistic competence, educational environment, socio-cultural potential.

В условиях глобализации и расширения международных связей одним из важнейших целевых ориентиров личностно-профессионального развития обучающегося является становление языковой компетенции, интегрирующей знание иностранного языка, мотивы к его применению в жизни и профессиональной деятельности и опыт такого применения [1].

Согласно сложившимся в акмеологии представлениям, эффективность личностно-профес-сионального развития обучающегося во многом детерминируется средой, в которой осуществляется образовательный процесс, поскольку образовательная среда выступает ведущим фактором развития личности и фактором регулирования поведения человека. Потенциал образовательной среды вуза рассматривается как система возможностей для личностно-профессионального развития обучающегося [2; 3].

Анализ научной литературы показал, что значительное количество современных исследований посвящено проблеме формирования языковой компетенции и связанных с ней составляющих социально-профессиональной компетентности (например, межкультурной компетентности) [4]. В мировой образовательной практике во многом благодаря усилиям Совета Европы разработан аппарат для диагностики языковой компетенции индивида, включающий в себя критерии оценки, уровни и показатели сформированности.

Несмотря на представленность широкого спектра работ по проблемам формирования языковой компетенции обучающихся, а также проектирования, моделирования, прогнозирования и экспертизы образовательной среды, недостаточно полно представлены исследования, посвященные адаптации иностранных студентов и студентов-мигрантов в российских вузах [5]. В настоящее время слабо изучены возможности среды в формировании языковой и межкультурной компетенции обучающихся.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 10)

В нашей статье представлен авторский подход к решению проблемы поиска параметров, объективно отражающих потенциал образовательной среды в формировании языковой компетенции студента. Для ее решения нами была разработана и апробирована в 2010-2015 гг. на базе Невинномысского социально-гуманитарного института и Армавирского института социального образования методика оценки потенциала образовательной среды для формирования языковой компетенции студентов.

С точки зрения авторов, потенциал образовательной среды вуза является многопараметрической конструкцией. В качестве параметров, отражающих потенциал образовательной среды вуза и обеспечивающих полноценное формирование языковой компетенции студентов, выделяются следующие базовые параметры.

Параметр П1 - удельный вес студентов с высшими уровнями знания иностранного языка:

П =

N + 0.5 • N + 0.25 • N

1 N

Здесь: N - число студентов в образовательной среде, N1 - число носителей языка (иностранные студенты из страны осваиваемого языка), N2 - число владеющих языком на уровне совершенства, N3 - профессионального владения.

Параметр П2 - абсолютный лингвокультурный потенциал среды:

П2 = N + 0.875 • N + 0.75 • N + 0.625 • N4 + 0.5 • N5 + 0.375 • N6 + 0.25 • N7 + 0.125 • Ns

Здесь: N4 - число обучающихся, владеющих иностранным языком на пороговом продвинутом уровне, N5 - пороговом, N6 - предпороговом, N7 - выживания, Ne - начинающем.

Параметр Пз - психологический климат в студенческом коллективе, позитивность, интенсивность и устойчивость межличностных отношений. Данный показатель оценивают по общеизвестным психологическим методикам [6]. Использование студентом потенциала образовательной среды для личностно-профессионального развития возможно в случае позитивного взаимодействия с ней. К сожалению, в российских вузах в ряде случаев наблюдаются негативные межличностные отношения в студенческих коллективах, неуважительное отношение иностранных студентов к российской культуре или, наоборот, интолерантное отношение к иностранным студентам. Улучшение указанного показателя связано с гуманизацией образования, воспитанием толерантности и других нравственных качеств студентов.

Параметр П4 - групповая вариативность (негэнтропия) владения иностранным языком. Обозначим: zi - словарный запас i-го студента, si - множество речевых клише (коллоквиализмов),

N N

усвоенных тогда Z = U z,- , 5 = у ^ . Здесь: и - символ объединения lym^CT^ Z

1=1 1=1

и S - соответственно множество освоенных средой (коллективом) слов и речевых клише. Тогда П4 = P(Z)+P(s), где Р - мощность множества. Потенциал среды для i-го обучающегося будет индивидуальным (для носителей языка - иностранных студентов - среда вообще не будет потенциалом для освоения родного для них языка):

П ' =—Пл_,

P(z, ) + P{st )

более точно:

П« = P(Z - z, )+P(s - s, ) P(Z ) + P(s, )

Следующая группа показателей отражает внешние (по отношению к студенческому коллективу) факторы становления языковой личности.

Параметр П5 - степень доступности информационных ресурсов для формирования языковой компетенции. Это связано с использованием сетевых и телекоммуникационных технологий (обучающимся должен быть доступен быстрый и качественный Интернет с возможностью выхода на соответствующие сайты), с учебно-методическим и иным обеспечением образовательного процесса, содействующего формированию языковой компетенции. К последнему следует относить не только методические разработки для освоения студентами иностранного языка, но и иноязычную литературу в областях знания (экономике, социологии, специальных дисциплинах и т. д.), освоение которых необходимо для становления иных компетенций студентов. В условиях информатизации образования расширяется спектр возможностей для изучения различных предметных областей, в том числе иностранного языка. Это компьютерные системы учебного назна-

чения (электронные и технологические учебники, учебно-информационные комплексы, сайты дистанционного обучения, веб-учебники, словари on-line и т. д.), языковые социальные сети, межкультурные форумы, оп-Ппе-уроки, видеоконференции с участием носителей иностранного языка, иноязычные сайты, видео- и аудиофайлы, учебные исследовательские проекты на иностранных языках, веб-квесты, позволяющие осуществлять действия в инокультурной действительности, виртуальные библиотеки и т. д. Очевидно, что

Здесь: W - число возможных ресурсов, w¡,j - степень доступности ¡-го ресурса для ]-го студента, ^ - потенциальный поток иноязычной информации. Если ресурс является не разделяемым, а общедоступным (например, электронный учебник на компакт-диске), то степень его доступности равна 1,0 (например, в отличие от времени, отводимого в библиотеке за ЭВМ).

Параметр Пб - социально-экономические возможности для формирования языковой компетенции студентов. Это обеспеченность образовательной среды возможностями для дополнительного освоения иностранного языка (помимо обязательных учебных занятий), возможность проходить стажировку в организациях, требующих знания иностранного языка и т. д. Данный параметр оценивают следующим образом:

Здесь: Р - число различных видов возможностей (мероприятий), 11 - число студентов, которых можно охватить ¡-м мероприятием. Например, стажировку в иностранном вузе может пройти весьма ограниченное число студентов.

Отметим, что выделенные параметры актуальны для микросреды (академической группы либо потока), в которой тесны и устойчивы межличностные связи. При оценке потенциала мезо-среды (например, факультета) или макросреды (например, вуза) необходимо учитывать множество дополнительных параметров (например, межгрупповую толерантность и т. д.).

Предложенный подход может стать основой для выявления тенденций синергичного распространения знаний иностранного языка в студенческой среде, а также проектирования образовательной среды, способствующей взаимосвязанному формированию языковой компетенции и иных составляющих социально-профессиональной компетентности студентов.

1. Мизюрова И.Ю. Формирование иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 3 (121). С. 73-77.

2. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. 365 с.

3. Хлопова Т.П., Романова М.Л., Шапошникова Т.Л. Мониторинг качества образования в современных условиях. Краснодар, 2013. 166 с.

4. Петьков В.А., Филоненко В.А. Мониторинг развития компетенций будущих специалистов в процессе реализации образовательных программ иноязычной подготовки // Вестник Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ. 2014. С. 101-104.

5. Петьков В.А., Пилюгина Е.И. Социально-психологическая адаптация студентов-мигрантов : монография. Армавир, 2015. 192 с.

6. Там же.

п =

N

¥

Ссылки:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.