Научная статья на тему 'Методика оценки эффективности применения специальных упрощенных таможенных процедур и перспективных таможенных технологий для участников внешнеэкономической деятельности'

Методика оценки эффективности применения специальных упрощенных таможенных процедур и перспективных таможенных технологий для участников внешнеэкономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3721
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖНЯ / СИСТЕМА / ОРГАН / ПРОЦЕДУРА / ТЕХНОЛОГИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева М.В., Кутырев Е.А.

В статье предлагается методика оценки эффективность применения специальных упрощенных таможенных процедур и перспективных таможенных технологий для участников внешнеэкономической деятельности, проведена ее апробация на примере деятельности Федеральной таможенной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика оценки эффективности применения специальных упрощенных таможенных процедур и перспективных таможенных технологий для участников внешнеэкономической деятельности»

m&MO-tyefrfrux nfecMjeffyfe

УДК 336.02

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРОЩЕННЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР И ПЕРСПЕКТИВНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

М. В. ВАСИЛЬЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения

E-mail: Volgograd-sience@rambler.ru Волгоградский государственный университет

Е. А. КУТЫРЕВ,

аспирант кафедры предпринимательства и таможенного дела

E-mail: eakutyrev@rambler.ru Тюменский государственный университет

В статье предлагается методика оценки эффективности применения специальныхупрощенных таможенных процедур и перспективных таможенных технологий для участников внешнеэкономической деятельности, проведена ее апробация на примере деятельности Федеральной таможенной службы.

Ключевые слова: таможня, система, орган, процедура, технология, эффективность, качество.

Актуальность внедрения новых прогрессивных технологий таможенного администрирования, оптимизация таможенных процедур, повыше-

ние уровня их транспарентности, расширение практики информирования и консультирования участников внешнеэкономической деятельности, а также развитие таможенной инфраструктуры и ее технической оснащенности, увеличение пропускной способности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации обусловлена необходимостью формирования благоприятных условий внешнеэкономической деятельности, повышения качества предоставления таможенных услуг юридическим и физическим лицам, снижения избыточных административных барьеров, роста благосостояния населения и пози-

тивного влияния на темпы роста экономического развития и активности в сфере бизнеса.

Определение таможенных процедур содержится в ст. 4 Таможенного кодекса таможенного союза [5]. Под таможенными процедурами понимается совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.

На стадии осуществления таможенная процедура — это целенаправленный упорядоченный процесс, включающий логическую последовательность действий в отношении товаров и транспортных средств, осуществляемых участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и таможенными органами, завершаемый юридически значимым событием (определением статусатоваров и транспортных средств для таможенных целей) [2].

Основным показателем эффективности таможенного дела является степень полноты передачи регулирующего воздействия на потоки экспортно-импортных операций. Однако возможно и некоторое повышение барьера для экспортно-импортных операций, который напрямую не задан государством, а возникает в результате необходимости совершения усилий как со стороны таможенных органов, так и со стороны участников внешнеэкономической деятельности, выражающихся в осуществлении таможенных операций и таможенных процедур, требующих определенных затрат финансовых, людских и временных ресурсов [3]. Процесс развития таможенных процедур, независимо от предлагаемых концепций и моделей такого развития, направлен на поиск разумного баланса между снижением затрат на осуществление таможенных процедур и повышением или сохранением на том же уровне показателей их надежности.

Излишние с точки зрения участников ВЭД требования таможенных органов при осуществлении таможенных процедур трактуются как дополнительные нетарифные барьеры. Такие барьеры, хотя и повышают цену товаров на внутреннем рынке, но не носят регулирующего характера, так как применяются не избирательно. Негативная оценка таких барьеров со стороны участников ВЭД связана с уменьшением их прибыли от внешнеторговых операций в связи с прямыми затратами на осуществление сложных таможенных процедур, а также со значительным снижением оборачиваемости поставок. При этом компенсировать снижение прибыли участники ВЭД могут за счет повышения цен на свой товар на рынке страны-импортера. И хотя это

повлечет некоторое снижение спроса и поставок товаров в страну, платить за дополнительные барьеры придется покупателю. А в условиях того, что барьеры не носят избирательного регулирующего воздействия (например, не применяются только к «чувствительным» товарам) и дополнительные средства, затраченные на преодоление барьеров, в отличие от таможенных пошлин не идут в доход государства, налицо негативная оценка таких барьеров и государством, и обществом. Поэтому именно государство и участники ВЭД заинтересованы в снижении таких барьеров. Но интересы их несколько различаются. Участникам ВЭД важно, чтобы барьеры снижались, несмотря на степень надежности таможенных процедур в части обеспечения применения мер регулирования при условии, что такое снижение барьеров будет применено равно ко всем участникам внешнеэкономической деятельности, иначе будет создана предпосылка недобросовестной конкуренции. Государству же важно, чтобы при снижении барьеров надежность таможенных процедур осталась как минимум на том же уровне, а в лучшем случае — повысилась, и при этом затраты на такие реформы не должны превышать их полезные результаты. Причем эффективность таможенных процедур определяется государством с позиций собственных интересов с учетом интересов участников ВЭД.

К основным негативным показателям применения новых таможенных процедур, расцениваемым участниками ВЭД при их увеличении как дополнительный нетарифный барьер, относятся:

- время таможенного оформления партии товаров, перемещаемых через таможенную границу;

- таможенные сборы, если они значительно выше стоимости оказанных услуг по таможенному оформлению, таможенному сопровождению ит. п.;

- необходимость помещения и продолжительность нахождения товаров на складе временного хранения при высоких ставках тарифов за хранение;

- трудоемкость документооборота и количество документов, необходимых для таможенного оформления;

- доля досмотров (Россия стремится к 2012 г. снизить ее с помощью системы управления рисками до 8 % при ввозе и 6 % при вывозе. В развитых странах этот показатель очень низкий). Снижение любого из негативных показателей

в процессе совершенствования таможенных процедур при условии, что положительные показатели не

снизятся, рассматривается как повышение эффективности применения таможенных процедур.

При реализации международного опыта успешного совершенствования таможенных процедур нужно проанализировать особенности, факторы и условия, присущие данной стране, и степень их отличия от уровня тех же факторов страны или группы стран, успешно применяющих усовершенствованные таможенные процедуры. Существенные различия могут вызвать снижение эффективности реформируемых таможенных процедур. Когда таможенные процедуры стран Европейского Союза обладают свойствами экономичности (и по времени, и по затратам) и при этом практически полностью соблюдается таможенное законодательство этих стран, другие страны стремятся применить такие таможенные процедуры в своей таможенной практике. Однако наделе получается, что при значительном ускорении и сокращении затрат на осуществление таможенных процедур значительно падает и их надежность, что влечет за собой снижение защитной и фискальной функций таможенных органов. В итоге проигрыш страны несоизмерим с экономией средств таможенных органов и участников ВЭД при облегчении международной торговли. Рациональность совершенствования таможенных процедур в отдельно взятой стране должна заключаться в опоре на оценку особенностей экономики, практики внешнеторговой деятельности страны и иных тесно связанных с таможенной деятельностью факторов.

К факторам развития таможенных процедур, по мнению авторов, необходимо относить:

- усложнение практики внешнеэкономической деятельности, появление принципиально новых видов коммерческих и логистических операций, которые не охвачены действующими таможенными процедурами;

- глобализацию международной торговли, упрощение и повышение прозрачности документооборота внутри транснациональных корпораций, что не требует применения слишком сложных таможенных процедур;

- стремление при применении таможенных процедур к полноте соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности;

- стремление снизить дополнительный барьер, возникающий в результате совершения усилий по осуществлению таможенных процедур;

- развитие информационных технологий и электронного обменаданными;

- интеграциютаможенныхслужбразличныхстран, требующую согласования технологий деятельности, форматов документов и данных, обращающихся в сфере международной торговли;

- политические решения руководства страны (например, присоединение к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур).

К факторам, ограничивающим развитие таможенных процедур, следует относить следующие:

- излишнее упрощение таможенных процедур, которое может повлечь снижение их результативности, т.е. степени соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности;

- ускорение и упрощение таможенных процедур в пользу участников ВЭД, которые могут повлечь неоправданные расходы для таможенных органов;

- развитие таможенных процедур, которое может потребовать значительных затрат на переоборудование, обучение персонала, реорганизацию подразделений таможенных органов;

- использование информационных технологий и электронного обмена данными, которое сопряжено с необходимостью повышения отказоустойчивости информационных систем и защиты информации;

- политические решения, которые не всегда могут быть взвешены на предмет возможности их выполнения (однако при государственной поддержке или поддержке международных организаций такие возможности появляются). Эффективность применения специальных упрощенных таможенных процедур и перспективных таможенных технологий для участников внешнеэкономической деятельности определена авторами как достижение максимально возможного снижения использования временных, материальных, трудовых и других ресурсов при неизменном качестве услуг, предоставляемых таможенными органами. Необходимо отметить, что она имеет некое различие в зависимости от субъекта данных взаимоотношений. Поэтому целесообразно рассматривать эффективность таможенных услуг как с позиции декларанта (участников внешнеторговой деятельности), так и с позиции таможенного органа [1].

Эффективность таможенных услуг с позиции таможенного органа заключается в минимизации совершения обоснованных действий или таможенных операций при предоставлении услуг, которые позволят минимизировать использование времен-

ных, материальных, трудовых и других ресурсов при неизменном качестве услуг и в конечном итоге обеспечить рост эффективности деятельности таможенного органа. Основой эффективности таможенных услуг для участника внешнеторговой деятельности выступает сокращение времени предоставления таможенных услуг как результата минимизации обоснованных действий или таможенных операций таможенными органами, что выражается в сокращении логистических издержек при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу (см. рисунок).

Анализируя конкретные пути совершенствования таможенных процедур, необходимо взвесить и сопоставить положительные и отрицательные эффекты, которые могут возникнуть в результате такого совершенствования. При этом эффективность как соотношение положительных и отрицательных эффектов оценивается по-разному — с позиций государства и с позиций предпринимательского сообщества. Важно также оценить, как в результате развития таможенных процедур изменится соотношение затрат и результатов текущей деятельности таможенных органов, будут ли оправданы затраты на сам процесс развития таможенных процедур.

Целесообразно определять эффективность следующих таможенных услуг [6]:

- принятие и изменение предварительных решений о стране происхождения товаров;

- принятие предварительных решений о классификации товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза;

Число респондентов, оценивающих деятельность таможенной службы с точки зрения

государственных интересов безусловно положительно - 295 (21%)

- подтверждение фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории таможенного союза;

- установление специальных упрощенных процедур таможенного оформления;

- хранение товаров на складах временного хранения и таможенных складах, владельцами которых являются таможенные органы;

- изменение срока уплаты таможенных пошлин и налогов;

- выдача разрешений на совершение таможенных операций;

- информирование о правовых актах в области таможенного дела;

- консультирование по вопросам таможенного делай иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов;

- включение в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

- выдача квалификационных аттестатов специалистам по таможенному оформлению. Повышение качества предоставления услуг

таможенными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем, можно достигнуть посредством реализации следующих тактических задач.

Это, во-первых, упрощение таможенных процедур и ускорение таможенных операций при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров. Решение этой задачи предполагает организацию и проведение мер, направленных на расширение применения таможенными органами Российской Федерации специальных упрощенных процедур та-

Число респондентов, оценивающих деятельность таможенной службы при экспортных

операциях безусловно положительно - 455 (31%)

Число респондентов, оценивающих деятельность таможенной службы в целом безусловно положительно - 318 (22%)

Число респондентов, оценивающих деятельность таможенной службы при импортных операциях безусловно положительно - 367 (26%)

Доля участников ВЭД, положительно оценивающих работу таможенных органов [4]

моженного оформления, использование прогрессивных таможенных технологий; разработку ивнедрение автоматизированных информационных технологий таможенного оформления и таможенного контроля; совершенствование структуры таможенных органов и оптимизацию расположения пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Во-вторых, повышение информатизации и информационной прозрачности деятельности таможенных органов. Решение этой задачи предполагает организацию и проведение мер, направленных на:

- обеспечение информационной безопасности таможенных органов;

- совершенствование информационно-технического и программного обеспечения таможенных органов;

- расширение применения электронного декларирования товаров и транспортных средств. В-третьих, создание благоприятных условий для

осуществления транзита товаров через территорию Российской Федерации. Решение этой задачи предполагает организацию и проведение работ по внедрению в таможенных органах автоматизированной системы контроля за таможенным транзитом с учетом взаимодействия с системой МСТ8, применяемой в странах Евросоюза (АСКТТ-2).

В-четвертых, внедрение выборочных методов таможенного контроля на основе применения системы управления рисками, уменьшение субъективизма при принятии решений о выпуске товаров. Решение этой задачи предполагает организацию и проведение мер, направленных на:

- внедрение полнофункциональной модели системы управления рисками (СУР) в ФТС России с созданием комплекса автоматизированных информационно-аналитических систем и организационной СУР;

- обеспечение автоматизированного и автоматического выявления при таможенном оформлении и таможенном контроле изданных ФТС России профилей рисков в электронном виде. В-пятых, смещение таможенного контроля

товаров с этапа основного таможенного оформления на этап, предшествующий прибытию товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также на этап после выпуска товаров в свободное обращение. Решение этой задачи предполагает организацию и проведение мер, направленных на инициирование процесса заключения соглашений об информационном обмене с таможенными органами иностранных государств и организацию проведения таможенного контроля после выпуска

товаров подразделениями таможенной инспекции таможенных органов.

В-шестых, противодействие коррупционным проявлениям и должностным правонарушениям в таможенных органах. Решение этой задачи предполагает организацию и проведение мер, направленных на выявление, пресечение и раскрытие преступлений коррупционной направленности, преступлений против интересов службы в таможенных органах, совершенных должностными лицами таможенных органов при исполнении ими служебных обязанностей, а также преступлений, направленных на вовлечение должностных лиц таможенных органов в преступную деятельность.

Выявление и пресечение контрабанды оружия, наркотиков, контрафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, а также товаров, предметов и ценностей, вывоз которых за границу Российской Федерации запрещен, достигается решением следующих задач:

- обеспечением полного контроля за перемещением запрещенных и ограниченных к ввозу товаров. Решение этой задачи предполагает повышение эффективности контроля за соблюдением законодательно установленных запретов и ограничений в отношении лицензируемых товаров и товаров, подпадающих под действие разрешительной системы, перемещаемых через государственную границу Российской Федерации, а также оснащение пунктов пропуска автоматизированными стационарными средствами технического контроля для повышения эффективности выявления запрещенных и ограниченных к ввозу товаров;

- укрепление взаимодействия с российскими, зарубежными и международными органами и организациями в борьбе с терроризмом, контрабандой оружия, наркотиков, контрафактной продукцией и другими правонарушениями в таможенной сфере. Решение этой задачи предполагает укрепление двустороннего сотрудничества с таможенными службами зарубежных стран и расширение сети представительств ФТС России за рубежом для обеспечения соблюдения международных интересов, а также обеспечение реализации положений соглашений о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти и ФТС России, реализацию мероприятий плана оперативно-служебной деятельности.

Для оценки эффективности решения этих задач в табл. 1 приведен алгоритм расчета показа-

Таблица 1

Методика оценки эффективности применения специальных упрощенных таможенных процедур и перспективных таможенных технологий для участников внешнеэкономической деятельности [4]

Показатель Алгоритм расчета Обоснование целевого значения показателя

Время проведения тамо-женныхпроцедур, необходимое для выпуска товаров при таможенном оформлении в месте их декларирования, ч Среднее значение показателя в расчете на одну таможенную декларацию определяется по формуле: X т N 100, V где Т— время проведения таможенных процедур, необ-ходимыхдля выпуска товаров при таможенном оформлении в месте ихдекларирования; V— общее количество таможенныхдеклараций, оформленных за отчетный период, отобранныхдлярасчета показателя Планируется сокращение значения до уровня не более 22 ч за счет дальнейшего упрощения и ускорения проведения таможенных процедур путем активизации работы по внедрению электронного декларирования, предварительного информирования, постаудита, системы управления рисками и современных технических средств таможенного контроля

Время на выполнение таможенных процедур в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, мин Значение показателя определяется по формуле: Г, = Т. + Г,+ т,+ т., общ 1 2 3 4' где Т1 — время, затрачиваемое на регистрацию прибытия товаров и грузовых транспортных средств на таможенную территорию; Т2 — время, затрачиваемое на проверку наличия документов и сведений в них; Тг — время, затрачиваемое на контроль соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита; ТА — время, затрачиваемое на выдачу разрешения на таможенный транзит Планируется сокращение значения показателя до уровня не более 19 мин за счет совершенствования организации таможенного оформления и таможенного контроля в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства пунктов пропуска и оптимизации их размещения

Доля государственных услуг и функций, предоставляемых и исполняемых ФТС России в соответствии с административными регламентами, в общем объеме государственных услуг и функций ФТС России, % Значение показателя рассчитывается по формуле: У = —100, в где А — количество действующих в отчетном периоде административных регламентов ФТС России; В — количество государственных услуг и функций, предоставляемых и исполняемых ФТС России и непосредственно затрагивающих конституционные права и свободы граждан, а также оказывающих существенное влияние на деятельность юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Планируется увеличение значения показателя до 100 % за счет увеличения количества планируемых к разработке административных регламентов ФТС России

Доля участников ВЭД, положительно оценивающих работу таможенных органов, в общем числе опрошенных, % Значение показателя рассчитывается по формуле: V (п. + п2 + п3 + п.) Д = ^ 1 2 3 47100, N где и1 — число респондентов, оценивающихдеятель-ность таможенной службы при экспортных операциях безусловно положительно; я2 — число респондентов, оценивающихдеятельность таможенной службы при импортных операциях безусловно положительно; я3 — число респондентов, оценивающихдеятельность таможенной службы в целом безусловно положительно; я4 — число респондентов, оценивающихдеятельность таможенной службы с точки зрения государственных интересов безусловно положительно; # — общее число респондентов, оценивающих различные аспекты деятельности таможенных органов Планируется увеличение значения показателя до31 %за счет оптимизации деятельности таможенных органов с учетом недостатков их работы, выявленных в ходе опроса

Продолжение табл. 1

Показатель Алгоритм расчета Обоснование целевого значения показателя

Доля таможенных деклараций, срок выпуска по которым необоснованно составляет более одних суток в общем количестве таможенных деклараций, оформленных в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления и экспорта, % Значение показателя рассчитывается по формуле: Д = Кв-° 100, к Л общ где К_ао— количество таможенных деклараций, оформленных в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления и экспорта, срок выпуска по которым необоснованно составляет более одних суток; Кобщ — общее количество таможенных деклараций, оформленных в процедуре выпуска для внутреннего потребления и экспорта Планируется снижение значения показателя до уровня не более 0,009 % за счет дальнейшего внедрения в работу таможенных органов электронного декларирования, предварительного информирования и полнофункциональной модели системы управления рисками

Доля аэропортов, портов (морских, речных, озерных и т.д.), в которых при перемещении через таможенную границу Российской Федерации ручной клади и сопровождаемого багажа пассажиров применяется «зеленый коридор», % Значение показателя определяется по формуле: К К = зк 100, К общ где Кзк-количество аэропортов, портов, в которых при перемещении через таможенную границу Российской Федерации ручной клади и сопровождаемого багажа пассажиров применяется «зеленый коридор»; Кобщ — общее количество аэропортов, портов Планируется увеличение значения показателя до 13 %за счет ожидаемого роста пассажиропотоков и наметившихся тенденций по укрупнению аэропортов и портов

Пропускная способность вводимых в эксплуатацию автомобильных пунктов пропуска (АПП), автомобилей/сутки Показатель рассчитывается как сумма пропускной способности ПС вновь введенных (в соответствии с действующими нормативными документами — актами ввода в эксплуатацию) автомобильных пунктов пропуска: ПС = 2 п\, 1=1 где п — число вновь введенных в эксплуатацию АПП; — пропускная способность /-го АПП, вновь введенного в эксплуатацию Планируется увеличить пропускную способность до 30 710 автомобилей/сутки за счет увеличения количества введенных в эксплуатацию АПП и повышения их технической оснащенности

Количество таможенных органов, имеющихдо-статочную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования Значение показателя определяется по формуле: К1=К1-1 + К1 вы ~К1шск> где К1_1 — количество таможенных органов, включенных в перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования (далее — перечень), на начало отчетного периода; К^ — количество таможенных органов, включенных в перечень в отчетном периоде; ^.иск — количество таможенных органов, исключенных из перечня в отчетном периоде Планируется увеличение значения показателя до 493 таможенных органов путем обеспечения таможенных органов необходимыми техническими средствами для применения электронной формы декларирования

Коэффициент охвата объектов таможенной инфраструктуры ведомственной интегрированной телекоммуникационной сетью (ВИТС) ФТС России, % Значение показателя определяется нарастающим итогом по формуле: к = (к+к + км 1100, 1 к ] где Кн— количество таможенных органов, включенных в ВИТС ФТС России, на начало отчетного периода; Ку— количество таможенных органов, вновь включенных в ВИТС ФТС России, за отчетный период; Ки — количество таможенных органов, телекоммуникационные узлы которых были модернизированы в отчетном периоде; К5 — общее количество таможенных органов Планируется увеличение значения показателя до 100 % за счет включения телекоммуникационных узлов таможенных органов в ВИТС ФТС России с учетом имеющихся материально-технических и финансовых возможностей

Продолжение табл. 1

Показатель Алгоритм расчета Обоснование целевого значения показателя

Время на выполнение таможенных процедур в отношении транзитных товаров в АПП через государственную границу, мин Значение показателя определяется по формуле: Т =Т+Т+Т+Т где Т1 — время, затрачиваемое на регистрацию прибытия товаров и грузовых транспортных средств на таможенную территорию; Т2 — время, затрачиваемое на проверку наличия документов и указанных в них сведений; Тъ — время, затрачиваемое на контроль соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита; Т4 — время, затрачиваемое на выдачу разрешения на таможенный транзит Планируется сокращение значения показателя до уровня не более 19 мин за счет совершенствования организации таможенного оформления и таможенного контроля в АПП через государственную границу Российской Федерации, обустройства пунктов пропуска и оптимизации их размещения

Доля таможенных партий ввозимых/вывозимых товаров, досматриваемых таможенными органами в рамках применения системы управления рисками при осуществлении таможенных процедур в общем количестве товарных партий, % Значение показателя рассчитывается по формуле: ФЗП = ^ 100, ктп где КД— общее количество партий ввозимых/вывозимых товаров, в отношении которых применялась мера по минимизации рисков «Таможенный досмотр товаров»; КТП— общее количество таможенных партий ввози-мых/вывозимыхтоваров, оформленныхв отчетном периоде Планируется снижение значения показателя до уровня не более 14,4 % за счет проведения таможенных досмотров товаров и транспортных средств, исходя из принципа выборочности в условиях применения современных методов анализа и управления рисками

Доля таможенных партий товаров, подвергнутых выборочному таможенному досмотру, в результате которого были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской Федерации, либо выпуск товаров был запрещен, в общем объеме досматриваемых партий товаров, % Значение показателя рассчитывается по формуле: Nv к = 100 , N где — число партий товаров, в отношении которых на основании профилей рисков были проведены эффективные таможенные досмотры; — общее число партий товаров, досмотренных таможенными органами на основании профилей рисков Планируется увеличение значения показателя до уровня не ниже 4,5 %за счет внедрения полнофункциональной модели системы управления рисками и системы предварительного информирования для эффективного перераспределения ресурсов таможенной службы на проведение таможенного контроля и повышения его эффективности, а также на основании опыта зарубежных таможенных служб

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество стран — торговых партнеров России, с которыми заключены соглашения о предварительном информировании таможенных органов, о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах Значение показателя рассчитывается по формуле: КС = £ [КД, + КД2), 1=1 где п — количество стран — торговых партнеров России, с которыми заключены соглашения; КДХ — количество заключенных соглашений о предварительном информировании таможенных органов; КД2 — количество заключенных соглашений о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах Планируется увеличение значения показателя до уровня не менее 12 за счет активизации переговорного процесса с крупнейшими странами — торговыми партнерами Российской Федерации

Количество проведенных проверок после выпуска товаров и транспортных средств Значение показателя рассчитывается по формуле: к=к1 + к2+ к3+к4+к5+ к6+ к1+к8+ к9, где К1 - количество завершенных выездных таможенных проверок; К2 - количество завершенных камеральных таможенных проверок; Къ - количество завершенных проверок документов и сведений; КА - количество проведенных осмотров помещений и территорий для таможенного контроля; К5 - количество проведенных проверок маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; Планируется увеличение значения показателя до уровня не менее 11135 проверок за счет реализации комплекса мер по проведению таможенного контроля после выпуска товаров на фоне ожидаемого роста внешнеторгового оборота

Продолжение табл. 1

Показатель Алгоритм расчета Обоснование целевого значения показателя

К6 - количество полученных объяснений; К1 - количество проведенных таможенных осмотров товаров и транспортных средств; - количество проведенныхтаможенныхдосмотров товаров и транспортных средств; К^ - количество проведенных таможенных наблюдений

Доля результативных таможенных проверок, проверокдокументов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств в общем количестве завершенных проверочных мероприятий в данных формах таможенного контроля, % Значение показателя рассчитывается по формуле: к = к„ + к2„ + кз, 100, к + к 2 + к где К1р, К1р, К^ — количество результативных соответственно выездных таможенных проверок, камеральных таможенных проверок и проверокдокументов и сведений, проведенных подразделениями таможенной инспекции; К1, К2, Къ — количество завершенных соответственно выездных таможенных проверок, камеральных таможенных проверок и проверокдокументов и сведений, проведенных подразделениями таможенной инспекции Планируется увеличение значения показателя до уровня не менее 56 % за счет повышения качества работы подразделений таможенной инспекции

Количество принятых предварительных решений о классификации товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) Значение показателя определяется по формуле: К = КХ-(К2 + Кг), где К1 — количество поступивших запросов заинтересованных лиц о принятии предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС с учетом количества товаров в каждом запросе (при упоминании в одном запросе нескольких наименований товаров учет количества поступивших запросов ведется исходя из количества наименований товаров); К2 — количество отказов в рассмотрении запросов заинтересованных лиц о принятии предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС; Къ — количество отклонений запросов заинтересованных лиц о принятии предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС Планируется увеличение значения показателя до 2 400 решений за счет широкого информирования участников ВЭД о практике применения процедуры принятия предварительных решений о классификации и происхождении товаров

Доля уголовных дел коррупционной направленности, возбужденных по материалам подразделений собственной безопасности таможенных органов в общем количестве коррупционных уголовных дел, возбужденных всеми правоохранительными органами Российской Федерации в отношении должностных лиц таможенных органов, % Значение показателя определяется по формуле: а Д =--100, а + Ь где а — количество уголовных дел коррупционной направленности, возбужденных по материалам подразделений собственной безопасности таможенных органов; Ь — количество уголовных дел коррупционной направленности, возбужденных иными правоохранительными органами Российской Федерации в отношении должностных лиц таможенных органов Планируется стабилизация указанного показателя на уровне не менее 77 % за счет повышения эффективности борьбы с коррупцией и организованной преступностью, уровня взаимодействия с другими правоохранительными органами, а также совершенствования форм и методов оперативно-розыскной и профилактической работы

Доля ввезенных на таможенную территорию таможенного союза товаров, по которым таможенными органами приняты меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в общем количестве ввезенных товаров, % Значение показателя определяется по формуле: Д = С' + С2 + С3 + С4 100, С5 где С1 — общая стоимость задержанных (изъятых) товаров в ходе осуществления правоохранительной деятельности таможенных органов, млн долл.; С2— стоимость товаров в результате ее корректировок, млн долл.; Планируется увеличение значения показателя до уровня не менее 1,615 %за счет проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение латентной преступности в таможенной сфере деятельности

Продолжение табл. 1

Показатель Алгоритм расчета Обоснование целевого значения показателя

С3 — стоимость товаров, устанавливаемая в результате проведения мероприятий по контролю за правильностью определения страны происхождения товаров, классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС, за соблюдением запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, и за защитой интеллектуальной собственности, млндолл.; С4 — общая стоимость товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушениями требований валютного законодательства Российской Федерации, млндолл.; С5 — общая стоимость товаров, оформленных в процедуре выпуска для внутреннего потребления, млн долл.

Доля уголовных дел, возбужденных таможенными органами, в общем объеме зарегистрированных преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, % Показатель определяют по формуле: УД Д = 100 , УД общ, где УДТ — количество уголовныхдел, возбужденных таможенными органами; УДобщ-общее количество зарегистрированных преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов Планируется увеличение значения показателя до уровня не менее 57,3 % за счет повышения качества предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия правонарушений в таможенном деле и производства по уголовным делам таможенными органами по преступлениям, отнесенным к их компетенции

Доля выявленных случаев несоблюдения ограничений, установленных законодательством Российской Федерации в отношении лицензируемых товаров и товаров, подпадающих под действие разрешительной системы, перемещаемых через государственную границу Российской Федерации, в общем количестве случаев таких нарушений, выявленных всеми контролирующими органами, % Значение показателя определяется по формуле: д -- А с, А + В где А — количество нарушений, выявленных таможенными органами; В — количество нарушений, выявленных иными контролирующими органами; С — показатель обеспечения соблюдения запретов и ограничений Планируется увеличение значения показателя до уровня не менее 83 % за счет эффективного применения мер по соблюдению ограничений, установленных законодательством Российской Федерации в отношении лицензируемых товаров и товаров, подпадающих под действие разрешительной системы, улучшения взаимодействия таможенных органов с представителями федеральных органов исполнительной власти в сфере осуществления контроля в отношении таких товаров для обеспечения безопасности для жизни и здоровья человека

Доля пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, оснащенных автоматизированными стационарными средствами таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами (ТКДРМ), в их общем количестве, подлежащих оснащению, % Значение показателя определяется по формуле: Д = Ка 100 , к Ло6щ где Кп — количество пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, оснащенных автоматизированными стационарными средствами ТКДРМ; Кобщ-общее количество пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, подлежащих оснащению Планируется увеличение значения показателя до 100 % за счет увеличения оснащенности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации средствами таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами

Количество инспекцион-но-досмотровых комплексов (ИДК), установленных в пунктах пропуска через Значение показателя определяется по формуле: общ л м' где Ко6щ — общее количество ИДК, поставленных в таможенные органы на начало отчетного периода; Планируется увеличение значения показателя до 77 ед. за счет увеличения оснащенности пунктов пропуска через госу-

Окончание табл. 1

Показатель Алгоритм расчета Обоснование целевого значения показателя

государственную границу Российской Федерации — количество легковозводимых ИДК, поставленных в таможенные органы за отчетный период; ЪК^ — количество мобильных ИДК, поставленных в таможенные органы за отчетный период дарственную границу Российской Федерации ИДК

Количество проведенных совместных специальных операций, в том числе международных, направленных на пресечение нарушений таможенного законодательства Российской Федерации Значение показателя определяется по фактам проведения совместных специальных операций Планируется увеличение значения показателя до восьми операций за счет повышения активности таможенных органов в подготовке и проведении мероприятий по укреплению международного и межведомственного сотрудничества в правоохранительной сфере

Количество случаев направления в иностранные и международные органы и организации информации о возможной или выявленной контрабанде оружия, наркотиков, контрафактной продукции Значение показателя определяется по фактам направления в иностранные и международные органы и организации информации о возможной или выявленной контрабанде оружия, наркотиков, контрафактной продукции и других особо опасных видов контрабанды исходя из практики деятельности за предыдущие годы с учетом возможных изменений во внешнеполитической обстановке Планируется увеличение значения показателя до 3 900 за счет достижения новых и дальнейшего совершенствования межправительственных и межведомс-твенныхдоговоренностей по обмену информацией правоохранительного характера между ФТС России и таможенными (и иными правоохранительными) органами и международного сотрудничества, совершенствования форм и методов правоохранительной деятельности и развития оснащенности таможенных органов в области информационных технологий

телей эффективности применения специальных упрощенных таможенных процедур и перспективных таможенных технологий для участников внешнеэкономической деятельности.

Целевые значения показателей определяются на основе анализа результатов работы таможенных органов в отчетном периоде с учетом дальнейшего совершенствования таможенных технологий, организации таможенного оформления и таможенного контроля, обустройства и повышения технической

Оценка эффективности деятельности ФТС России за

оснащенности, атакже соблюдения установленных требований законодательства Российской Федерации (табл. 2).

Высокий уровень качества указанных таможен-ныхпроцедур будет обеспечен благодаря применению системы управления качеством каждой отдельной таможенной операции. Проведение и внедрение результатов научно-исследовательских работ, экс-пертно-исследовательских технологий в практику таможенного оформления и таможенного контроля

Таблица 2

2004—2010гг. и за плановый период 2011—2012гг. [4]

Показатель Отчетный период Плановый период Целевое значение планового периода

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Время проведения таможенных процедур, необходимоедля выпускатоваров при таможенном оформлении в месте ихдекларирования, ч 72 48 24 24 Не более 24 Не более 23 Не более 22 Не более 22 Не более 22

Время на выполнение таможенных процедур в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, мин 28 23 20,2 20,3 Не более 20 Не более 19 Не более 19 Не более 19 Не более 19

Продолжение табл. 2

Показатель Отчетный период Плановый период Целевое значение планового периода

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Доля государственных услуг и функций, предоставляемых и исполняемых ФТС России в соответствии с административными регламентами, в общем объеме государственных услуг и функций ФТС России, % 14,2 47,6 Не менее 52,4 Не менее 75,0 Не менее 75 Не менее 75 Не менее 100

Доля участников ВЭД, положительно оценивающих работу таможенных органов, в общем числе опрошенных (дополнительный показатель), % Не менее 29 Не менее 29 Не менее 30 Не менее 31 Не менее 31

Долятаможенныхдеклараций, срок выпуска по которым необоснованно составляет более одних суток в общем количестве таможенных деклараций, оформленных в процедуре выпуска для внутреннего потребления и экспорта, % 1,2 0,02 0,011 Не более 0,011 Не более 0,01 Не более 0,01 Не более 0,009 Не более 0,009

Доля аэропортов, портов (морских, речных, озерных и т.д.), в которых при перемещении через таможенную границу Российской Федерации ручной клади и сопровождаемого багажа пассажиров применяется «зеленый коридор», в их общем числе, % 7,7 9,4 11 Не менее 11,5 Не менее 12 Не менее 12,5 Не менее 13 Не менее 13

Пропускная способность вводимых в эксплуатацию автомобильных пунктов пропуска, автомобилей/сутки 6 450 4 470 1 500 4 600 Не менее 8 700 Не менее 450 Не менее 30 710

Количество таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования 15 86 161 214 276 Не менее 313 Не менее 373 Не менее 433 Не менее 493 Не менее 493

Коэффициент охвата объектов таможенной инфраструктуры ведомственной интегрированной телекоммуникационной сетью ФТС России, % 44 72 92 99 Не менее 100 100

Время на выполнение таможенных процедур в отношении транзитных товаров в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, мин 28 23 19,7 20,3 Не более 20 Не более 19 Не более 19 Не более 19 Не более 19

Доля таможенных партий ввозимых/ вывозимых товаров, досматриваемых таможенными органами в рамках применения системы управления рисками при осуществлении таможенных процедур, в общем количестве товарных партий, % 58/28 23/12 10/3 18/7 Не более 17/7 Не более 16/6 Не более 15/5 Не более 14/4 Не более 14/4

Доля таможенных партий товаров, подвергнутых выборочному таможенному досмотру, в результате которого были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской Федерации, либо выпуск товаров был запрещен, в общем объеме досматриваемых партий товаров, % 3,4 2,3 Не менее 3 Не менее 3,5 Не менее 4,5 Не менее 4,5 Не менее 4,5

Продолжение табл. 2

Показатель Отчетный период Плановый период Целевое значение планового периода

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Количество стран — торговых партнеров России, с которыми заключены соглашения о предварительном информировании таможенных органов, о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах 2 5 8 Не менее 9 Не менее 10 Не менее 11 Не менее 12 Не менее 12

Количество проведенных проверок после выпуска товаров и транспортных средств 5 487 10 677 12 357 10 470 10 756 Не менее 11 135

Доля результативных таможенных проверок, проверокдокументов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств в общем количестве завершенных проверочных мероприятий в данных формах таможенного контроля, % Не менее 52 Не менее 54 Не менее 56 Не менее 56

Количество принятых предварительных решений о классификации товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности 1 ООО 1 ООО 1 100 2 623 3 105 Не менее 2 250 Не менее 2 300 Не менее 2 350 Не менее 2 400 Не менее 2 400

Доля уголовных дел коррупционной направленности, возбужденных по материалам подразделений собственной безопасности таможенных органов в общем количестве коррупционных уголовных дел, возбужденных всеми правоохранительными органами Российской Федерации в отношении должностных лиц таможенных органов, % 83 92 Не менее 77 Не менее 77 Не менее 77 Не менее 77 Не менее 77

Доля ввезенных на таможенную территорию товаров, по которым таможенными органами приняты меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в общем количестве ввезенных товаров, % 1,4 1,93 1,73 Не менее 1,55 Не менее 1,6 Не менее 1,61 Не менее 1,615 Не менее 1,615

Доля уголовных дел, возбужденных таможенными органами, в общем объеме зарегистрированных преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, % 58 60,9 59,1 Не менее 57 Не менее 57,1 Не менее 57,2 Не менее 57,3 Не менее 57,3

Доля выявленных случаев несоблюдения ограничений, установленных законодательством Российской Федерации в отношении лицензируемых товаров и товаров, подпадающих под действие разрешительной системы, перемещаемых через государственную границу Российской Федерации, в общем количестве случаев таких нарушений, выявленных всеми контролирующими органами, % 78 85 93,7 Не менее 81 Не менее 82 Не менее 83 Не менее 83 Не менее 83

Окончание табл. 2

Показатель Отчетный период Плановый период Целевое значение планового периода

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Доля пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, оснащенных автоматизированными стационарными средствами таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами, в их общем количестве, подлежащих оснащению, % 47 55 62 72 81 Не менее 89 Не менее 97 Не менее 100 Не менее 100

Количество инспекционно-досмот-ровых комплексов, установленных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации 3 47 50 Не менее 67 Не менее 77 Не менее 77

Количество проведенных совместных специальных операций, в том числе международных, направленных на пресечение нарушений таможенного законодательства Российской Федерации 22 19 Не менее 6 Не менее 7 Не менее 8 Не менее 8 Не менее 8

Количество случаев направления в иностранные и международные органы и организации информации о возможной или выявленной контрабанде оружия, наркотиков, контрафактной продукции 2 497 2 965 2 988 3 396 3 474 Не менее 3 600 Не менее 3 800 Не менее 3 900 Не менее 3 900 Не менее 3 900

будет способствовать развитию научно-технического потенциала таможенных органов и позволит оказывать услуги на более качественном уровне.

Комплексная реализация направлений развития таможенных органов России позволит сформировать современную систему обеспечения

Список литературы

интересов государства в сфере таможенного дела, оказывать эффективное противодействие угрозам безопасности страны, решать социально-экономические задачи, создавать благоприятные условия для деятельности торговых сообществ, физических и юридических лиц.

1. Ершов А. Д., Черных В. А. Таможенный менеджмент: модели и информационное обеспечение: учеб. пособие. М.: РТА, 2009.

2. Концепция развития таможенных органов Российской Федерации: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 2225-р.

3. Косенко В. П., Опошнян Л. И. Основы теории эффективности таможенного дела. М.: РТА, 2010.

4. Официальный сайт Федеральной таможенной службы — http://www. customs, ru.

5. Таможенный кодекс таможенного союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органатаможенного союза) науровне глав государств от27.11.2009 № 17.

6. Федеральная таможенная служба на новом рубеже: наука и практика, проблемы и перспективы: сб. м-лов всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. В. С. Чечеватова. М.: РТА, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.