Научная статья на тему 'Методика организации игровой деятельности в нравственном воспитании и развитии младших школьников'

Методика организации игровой деятельности в нравственном воспитании и развитии младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2130
473
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика организации игровой деятельности в нравственном воспитании и развитии младших школьников»

УДК 371.38 (035.32)

Г. М. Алиева

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Одним из важнейших принципов отечественной педагогики начальной школы является воспитание ребенка в различных видах деятельности - игровой, трудовой, учебной и др. Особо важное значение для всестороннего воспитания, прежде всего, нравственного, придается игровой деятельности, в процессе которой ребенок активно познает окружающую действительность и овладевает общественным опытом, нормами поведения, общечеловеческими ценностями, накопленными предшествующими поколениями.

Проблема игры как специфической детской формы деятельности всегда была актуальной. Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств развития и воспитания детей.

В практике начальной школы распространены различные виды игр - игры подвижные, ролевые, строительные, дидактические и др. Им уделяется значительное внимание в педагогической и психологической литературе [1,2].

Использование игровой деятельности как средства нравственного развития младшего школьника в доступной нам литературе как отдельная проблема, по нашему мнению, представлено недостаточно полно.

В настоящее время педагогика и психология располагают богатым арсеналом точных средств воздействия на детей с конкретной воспитательной направленностью. Но из множества разработок учителю начальной школы трудно найти хотя бы несколько возможных методик для использования в работе. Практические психологи и педагоги вынуждены использовать имеющийся арсенал дидактических и коррекционных методик разного рода, внося в них модификации, подсказываемые собственным опытом профессиональной деятельности. Поэтому необходима система поэтапного использования различных видов игр в начальной школе: в упражнениях, игровых заданиях, цель которых - физическое, психическое и нравственное развитие младших школьников.

Решение этих задач и применение игр в практике школьных образовательных учреждений различного вида выводит на новые сложности, которые связаны с организацией, методикой проведения и руководством играми параллельно с учением.

Следовательно, актуальность предпринятою нами исследования обусловлена необходимостью разработки системы использования упражнений, игр и игровых заданий, г. е. игровой деятельности как средства нравственного развития младших школьников.

Нами в исследовании использована модифицированная система категорий, представляющая новую иерархическую систему социальной ориентации [3].

Для исследования уровней формирования нравственного опыта в игровой деятельности мы разработали методику выявления и фиксации этих уровней в специальных протоколах (матрицах) на основе системы тестов: тест мнения (отношения испытуемого другим лицам, нормам поведения и морали, поступкам и взглядам детей в игре и т. п.); ситуативные тесты (они предполагали создание определенной ситуации, например, одно и то же игровое задание выполняется в одиночестве и перед всей группой); объективные тесты (для изучений игровых объединений, конфликтных ситуаций, возникающих в игре и т. п.).

Для исследования игровых общений младших школьников в различных видах самостоятельных игр была использована экспериментальная методика, разработанная Т. А. Репиной [4] и модифицированная методика Д. М. Маллаевой [3]. Методика срезов позволила получить данные о поведении детей, нравственной «окраске» поступков и их оценке со стороны других играющих. Срезы проводились, как правило, на протяжении трехпяти дней через каждые 5-10 минут в одних и тех же условиях во внеклассное время. Оптимальное количество срезов - ЗО^Ю, минимальное - 20. Для изучения избирательных отношений в начальных классах использовалась экспериментальная игра «Секрет», в основу которой положена социометрическая методика «выбор в действии».

Методика проведения данной игры заключалась в том, чтобы выбрать трех учащихся из класса и положить на их имя (заранее написанные имена учащихся) картинки. Наряду с этим задавались вопросы: «С кем ты хотел бы играть?», «С кем ты хотел бы сидеть за партой?» и т. п.

В результате этого были получены как положительные, так и отрицательные выборы (критерии), которые помогли нам четко выявить неприязненное отношение младших школьников к некоторым своим сверстникам-од-ноклассникам с тем, чтобы в дальнейшем это отношение изменить.

Все учащиеся должны были сделать одинаковое число выборов одно-классников-партнеров, оптимальным мы считали три выбора. Это позволило более четко и достоверно подвергнуть их анализу и математической обработке.

Для анализа полученных данных использовались традиционные социометрические методы обработки. Кроме того, фиксировался индекс социометрического статуса ученика в классе - маргинальное значение полученного количества баллов. Маргинальное значение высчитывалось по формуле

р= т в(п + 2)’

где т - суммарная оценка полученных выборов;

п - число детей в классе.

Для определения маргинального значения по полу в формулу вместо т -суммарной оценки всех выборов - подставлялась дифференцированная оценка выборов, полученных от детей своего или противоположного пола, а вместо О - общего количества учеников класса - соответственно число мальчиков или число девочек в классе.

Для выявления существующей у младших школьников пристрастности в оценках нами были введены дополнительные показатели: средний оценочный балл, который приходился на сверстника своего пола, противоположного пола и на учащегося, к которому испытуемый питал особую симпатию.

Сумма полученных положительных и отрицательных оценок, которую давал каждый школьник всем остальным ученикам своего класса, являлась определенной личностной характеристикой и для него самого - в ней выражалась степень его доброжелательности в отношении к одноклассникам.

Сопоставление показателей статуса младшего школьника в эволюционно-личностных отношениях, выявленных с помощью социометрического эксперимента, его оценочного индекса, а также показателей благополучия в реальном игровом общении со сверстниками свидетельствовало об истинном положении учащегося начальной школы.

С целью изучения сформированности нравственных представлений у младших школьников в игровой деятельности нами моделировались ситуации, в которых школьник действовал на основе своего социального опыта, отражая различные отношения, возникающие между людьми. Это были отношения сотрудничества, взаимной помощи, заботы и внимания друг к другу, но также и отношения властвования, даже враждебности, агрессивности, грубости, эгоизма и т. д. В основном это зависело от социальных условий жизни конкретного школьника в семье, коллектива образовательного учреждения.

Использование метода моделирования помогло выявить уровень сформированности нравственных представлений, уровни владения игровыми действиями и их взаимосвязи с ролевыми действиями и поведением.

Обработка и анализ результатов анкетирования, проведенного среди практических работников (учителей, воспитателей, завучей начальной школы), показали ряд проблемных аспектов в состоянии игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Как показывают результаты анкетирования, игровая деятельность в начальной школе требует серьезного методического обеспечения, так как, по нашему мнению, при переходе от дошкольного образования к начальному наблюдается отход от игровой деятельности и больше внимания уделяется учению, и в результате этого у школьников 3^4-х классов падаег интерес к школе.

В ходе совместной игровой деятельности нами были вскрыты различные социальные типы нравственного поведения школьника. Они представляли собой последовательность иерархии развития социальных, нравственных отношений и нравственного поведения младших школьников, образующих систему уровней поведения младших школьников в игре:

1. Уровень 1 (низкий) - выражается в основном в одиночной игре отдельных детей, отсутствии коммуникаций, общения и взаимодействия.

2. Уровень 2 (средний) - детей связывали определенные данные, правила, сюжеты игры, ситуации.

3. Уровень 3 (высший) - свойственно длительное взаимодействие с партнером, дети оказывали друг другу помощь, внимание, приходили к общему согласию.

Результаты экспериментальных данных показывают, что все уровни развития взаимодействия в сюжетно-ролевых, дидактических играх практически согласуются с данными, полученными в исследованиях Р. А. Ивановой и С. Р. Ковалевской, но у школьников с объединенным социальным опытом они не имеют определенной статистики. Встречаются школьники, данные которых соотносятся как с низшим, средним, так и с высшим уровнями развития взаимоотношений в игре.

Прекрасным средством воспитания стали народные игры, игровые ситуации, близкие детям из их практики жизни, они давали нравственные характеристики персонажам и их действиям. В бессюжетных играх содержалась много познавательного материала, способствующего развитию полисенсорной сферы мышления, внимания, ориентировки, например, игры «Перебежки», «Догони мяч», «Прокатывание мячей » и др.

С младшими школьниками проводились три сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Школа», «Больница». Во всех играх педагоги предлагали каждому школьнику поочередно сыграть роль, наполняя ее нравственным содержанием.

В ходе эксперимента мы выяснили отношения школьников к ролям в каждой сюжетно-ролевой игре.

Поскольку 'В сюжетно-ролевых играх проявляются и, как мы считали, формируются нравственные представления школьников, то наш анализ в основном сосредоточен на изменениях, касающихся именно этой стороны нравственной нормы.

В результате целенаправленной организации сюжетно-ролевых отношений у части школьников произошли явные изменения в уровне их нравственных представлений: младшие школьники стали самостоятельно выделять нравственную сторону своих взаимоотношений со сверстниками.

Исследование игровой деятельности позволило нам выявить, что создание модели руководства игрой, т. е. специальной методики, способствует формированию нравственных представлений и норм в

начальной школе, что обеспечивает условия для нравственного развития младших школьников через систему специально подобранных игр (сюжетноролевых, подвижных, игр-эстафет, народных, дидактических).

Для исследования у младших школьников уровня сформированности нравственных норм было проведено исследование, задачей которого стали выяснение взаимодействия детей в игре:

1) сюжетно-ролевые отношения;

2) реальные отношения по поводу игры.

Исследование выявило недостаточно эффективное использование игровой деятельности в режиме дня начальной школы и увлечение голым дидактизмом, хотя младший школьник еще живет игрой, он хочет играть.

На основе психолого-педагогического исследования игровой деятельности и разработанной нами методики руководства игрой младших школьников в результате системного, целостного и дидактического подходов был рассмотрен широкий круг вопросов нравственной регуляции поведения ребенка.

После первого года обучения игре по нашей методике показатель нравственного развития в качественном проявлении улучшился на 59,8%. Анализ результатов экспериментов показал, что подавляющее большинство школьников перешли на более высокий уровень выполнения нравственной нормы.

Библиографический список

1. Былеева, Л. В. Подвижные игры / Л. В. Былеева, И. М. Коротков. - М.: ФИС, 1982.-224 с.

2. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1996. - № 6. - С. 62-76.

3. Маллаева, Д. М. Теоретические проблемы игровой деятельности / Д. М. Маллаева // Вестник ДГПУ. - 1999. - № 1. - С. 16-25.

4. Репина, Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского возраста / Т. А. Репина. - М.: Просвещение, 1992. - 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.