Научная статья на тему 'Методика обучения учителей изобразительного искусства основам компьютерного моделирования как средство развития их профессиональной компетентности (в системе повышения квалификации)'

Методика обучения учителей изобразительного искусства основам компьютерного моделирования как средство развития их профессиональной компетентности (в системе повышения квалификации) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
503
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / СРЕДОВОЙ ДИЗАЙН / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / TRAINING TECHNIQUES / COMPETENCE / COMPUTER MODELING / FINE ARTS / ENVIRONMENTAL DESIGN / ADVANCED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мокроусов Сергей Иванович

Статья посвящена описанию методики обучения учителей изобразительного искусства основам компьютерного моделирования объектов средового дизайна, которая способствует развитию их профессиональной компетентности и адаптирована к особенностям подготовки в системе повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мокроусов Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fine Arts Teachers' Computer Modeling Fundamentals Training Techniques as a Means of Their Professional Competence Development (In the System of Their Advanced Training)

The article is devoted to the fine arts teachers' training techniques description for the fundamentals bases of the computer modeling of the object environmental design, which promote development of teachers' professional competence and are adapted to the specific features of training in the system of advanced training.

Текст научной работы на тему «Методика обучения учителей изобразительного искусства основам компьютерного моделирования как средство развития их профессиональной компетентности (в системе повышения квалификации)»

УДК 372.016:741 ББК 4426.64

Мокроусов Сергей Иванович

преподаватель кафедра изобразительного искусства Институт Психологии и Педагогики Социального Управления Тюменский государственный университет г. Тюмень Mokrousov Sergey Ivanovich Lecturer Chair of Fine Arts Institute of Psychology and Pedagogics of Social Management Tyumen State University Tyumen

Методика обучения учителей изобразительного искусства основам

компьютерного моделирования как средство развития их профессиональной компетентности (в системе

повышения квалификации)

Fine Arts Teachers’ Computer Modeling Fundamentals Training Techniques as a Means of Their Professional Competence Development (In the System of Their Advanced Training)

Статья посвящена описанию методики обучения учителей изобразительного искусства основам компьютерного моделирования объектов средового дизайна, которая способствует развитию их профессиональной компетентности и адаптирована к особенностям подготовки в системе повышения квалификации.

The article is devoted to the fine arts teachers’ training techniques description for the fundamentals bases of the computer modeling of the object environmental design, which promote development of teachers’ professional competence and are adapted to the specific features of training in the system of advanced training.

Ключевые слова: методика, компетентность, компьютерное

моделирование, изобразительное искусство, средовой дизайн, повышение квалификации.

Key words: training techniques, competence, computer modeling, fine arts, environmental design, advanced training.

Свободный рынок образовательных услуг и ориентация на построение модели «новой школы» [2] ставят перед системой образования задачу подготовки специалистов нового качественного уровня. Так, для учителя

изобразительного искусства актуальными становятся задачи овладения широким диапазоном профессиональных компетенций в области художественной и педагогической деятельности, которые предполагают: владение всем арсеналом современных средств и методов создания визуальных сообщений (включая средства компьютерных технологий и дизайна); владение методиками, которые могут обеспечить процесс эффективного взаимодействия между учащимися и учителем; решение не только учебных, но и художественно-проектных задач школы - оформление интерьера, досуговых и ландшафтных зон, детских игровых площадок, разработка дизайн-концепций школьных мероприятий и т. д.

Практическая реализация этих задач требует пересмотра, углубления и развития содержания базовых профессионально-педагогических компетенций учителя изобразительного искусства, а система повышения квалификации может стать тем структурным образованием, которое позволит осуществить этот процесс оперативно и эффективно.

Вопросы развития компетентности и реализации компетентностного подхода в отечественном образовании с разных позиций, исследовали

О. А. Артемьева, А. В. Болотов, А. А. Вербицкий, И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, Д. А. Иванов, М. Н. Макеева, Р. П. Мильруд, В. А. Сластенин, В. В. Сериков,

Э. Э. Сыманюк, М. А. Холодная, А. В. Хуторской и др. Так А. В. Хуторской компетенцию рассматривает как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним, а компетентность определяет как владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [4]. Эти формулировки позволяют выявить ключевые отличия в трактовке этих понятий: компетенция - совокупность качеств, которыми человек должен обладать для успешного выполнения определенного вида

деятельности; компетентность - совокупность качеств, которыми он в действительности обладает.

Успех и эффективность выполнения определенного вида профессиональной деятельности предполагает наличие специфических компетенций, которые предопределяют требования к содержанию и уровню профессиональной компетентности специалистов.

Профессиональная компетентность педагога - это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, которая проявляется в профессионализме. Содержание профессиональной компетентности педагога включает: знания

(общекультурные, общепрофессиональные, предметные); умения: теоретические (аналичтические, прогностические, проективные,

рефлексивные), практические (организаторские, прикладные,

коммуникативные); навыки [3; 72].

С. Н. Дорошенко, в ряду наиболее значимых профессиональных компетентностей учителя изобразительного искусства, выделяет: общепрофессиональные (личностная, информационная, коммуникативная, общекультурная, организаторская, прогностическая, гностическая) и специальные (педагогическая, аналитическая, изобразительная, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное и творческое развитие). В основе профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства находится личностная компетентность, а через специальную компетентность преломляются все остальные компетентности [1; 141]. Только единый комплекс общепрофессональных (педагогических) и специальных профессиональных компетенций обеспечивает формирование и становление профессиональнокомпетентного специалиста.

Однако, научно-технический прогресс, развитие общественных отношений, изобразительных средств, интеграционные процессы в различных сферах изобразительной деятельности, ориентация государственной политики в области образования на «информатизацию», а так же изменение запросов

рынка труда и потребностей субъектов образовательного процесса требуют постоянного мониторинга, пересмотра и развития содержания профессиональных компетентностей и учителей изобразительного искусства. В этой связи, обучения компьютерному моделированию объектов средового дизайна учителя изобразительного искусства, может являться одним из возможных средств реализации этих задач.

Развитие профессиональной компетентности в области компьютерного моделирования у учителя изобразительного искусства предполагает владение базовыми специальными профессиональными знаниями, умениями и навыками в области рисунка, живописи, композиции, скульптуры, ДПИ, художественного оформления в школе, художественной обработки материалов, керамики, бумажной пластики, работы с природными материалами, компьютерной графики, дизайна и т.д.

Компетентность учителя изобразительного искусства в области компьютерного моделирования раскрывается через: 1) аналитическую

компетентность - умение анализировать форму реальных объектов и моделей в виртуальном пространстве сцены, обобщенно и целостно ее воспринимать, умение представлять на основе конструктивной (каркасной) структуры объекта и виртуального прототипа (модели) объемную форму реального объекта, с учетом целостного и обобщенного восприятия формы в пространстве; 2) изобразительную компетентность - умение моделировать в виртуальном пространстве псевдообъемную форму прототипа (модели) на основе плоскостного изображения и «реального» трехмерного объекта, умение создавать композиционный и пластический замысел, применять выразительные средства: живописи (тональные отношения виртуальных объектов сцены и единство цветовой гаммы); рисунка (умение выполнять предварительное эскизирование создаваемых моделей, применять виртуальную кривую «Bezie» в процессе моделирования, правильно определять пропорциональные отношения объектов сцены); композиции (гармоничная организация виртуальных объектов в пространстве сцены на основе композиционных

законов ритма, доминанты, равновесия и т.д.); творчески решать художественно-образные задачи на компьютере; 3) проектировочную, прогностическую компетентность - умение правильно ставить текущие и перспективные цели и определять мотив обучения компьютерному моделированию, проектировать и прогнозировать свое дальнейшее творческое и профессиональное развитие с учетом приобретенных компетентностей в области компьютерного моделирования и дизайна; 4) педагогическую компетентность - умение анализировать этапы, последовательность ведения работы и применяемые технологии (педагогические, компьютерные, дизайн) в процессе обучения компьютерному моделированию, умение грамотно объяснять этапы ведения работы, выявлять и аргументированно обосновывать недостатки моделирования в своих работах, работах учащихся и указывать пути их коррекции; 5) информационно-техническую компетентность - умение эффективно работать с интерфейсом и инструментарием векторноориентированных программ (программы 3D Max), создавать, сохранять и обрабатывать информацию на компьютере. 6) гностическую компетентность - потребность в расширении и углублении знаний в смежных областях изобразительной деятельности: дизайн, архитектура, компьютерные

технологии, керамика и т.д., умение самостоятельно добывать необходимые знания и применять в процессе художественно-педагогической деятельности.

Процесс развития и становления профессиональной компетентности не определен во времени и не ограничивается рамками обучения в образовательном учреждении. Функции обеспечения мониторинга и построение программ углубления и развития профессиональной компетентности учителей возложены на систему повышения квалификации.

Анализ учебных программ подготовки учителей изобразительного искусства ряда российских учреждений системы повышения квалификации г. Томск (ТОПКРО), Ленинградская область (ЛОИРО), Новосибирск (НИПКИПРО), Иркутск (ИПКРО), Москва (МИОО), Самара (СИПКРО), Магнитогорск (МаГУ), Курган (ИПКРО), Тюмень (ТОГИРРО), Свердловской

области (ИРРО), САХА Якутия (ИПКРО РСЯ), позволил выявить ряд недостатков в их содержании:

1. Образовательные программы курсов повышения квалификации (КПК), в основном, ориентированы на углубление существующих, а не на развитие новых компетентностей учителей изобразительного искусства (исключения составляют программы крупных центров: Ленинградская область, Москва, Самара, Свердловская область, САХА Якутия).

2. В содержании ряда программ в недостаточной мере учитывается современный уровень развития изобразительных средств, что создает затруднения в обеспечении необходимого уровня компетентности учителя (в большинстве программ КПК, не предусмотрено изучение компьютерных векторно-ориентированных (термин В.Д. Курушина) и 3D-программ как средства создания визуальных сообщений, а рассматриваются только растровые графические редакторы AdobePhotoshop и программы для мультимедийных технологий).

3. Расширение и развитие художественно-профессиональных компетентностей учителей изобразительного искусства происходит, в основном, за счет углубления навыков работы с традиционными инструментами, технологиями и изобразительными средствами (бумажная пластика, народные промыслы, ДПИ), что ведет к одностороннему развитию компетентности специалистов.

4. В недостаточной мере прослеживается интеграция со смежными арт-номическими профессиями (дизайн, архитектура, скульптура и т.д.), что не обеспечивает широты кругозора, необходимого для осмысления современного уровня развития изобразительной деятельности.

5. Недостаточное количество эффективных программ обучения информационным технологиям, ориентированных на представителей художественно-педагогического направления в образовании.

6. В недостаточной мере предусмотрена возможность индивидуального выбора образовательных программ для развития профессиональной компетентности.

Одним из возможных средств преодоления выявленных затруднений и реализации задачи развития профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства, может являться включение в систему повышения квалификации методики обучения учителей изобразительного искусства компьютерному моделированию объектов средового дизайна, которая опирается на интеграционные взаимосвязи в содержании подготовки специалистов по арт-номическим профессиям, доминанту художественного (образного) мышления, которая характерна для представителей этих профессий, адаптирована к особенностям восприятия представителей художественно-педагогического направления в образовании, учитывает содержание базового образования и особенности требований к профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства.

В основу методики обучения учителей изобразительного искусства компьютерному моделированию объектов средового дизайна положены принципы: единства художественного и технического, связи теории с

практикой, доступности, наглядности, научности в обучении, прочности знаний. Применяются методы: визуализации, проектов, моделирования

ситуаций будущей профессиональной деятельности.

Методика реализуется поэтапно. На начальном этапе реализации методики у обучающихся происходит формирование представлений о единстве базовых компетенции у учителя изобразительного искусства и представителей смежных арт-номических профессий. Сквозной формой организации учебных занятий на протяжении всех этапов реализации методики является деловая игра «Моя профессия», цель которой - выявление единства компетенций в смежных областях знания (дизайн, изобразительное искусство, компьютерная графика). Группа обучающихся делится на команды «Дизайнеров», «Художников-педагогов», «3D конструкторов-визуализаторов» (на каждом последующем

этапе реализации методики происходит смена ролей). В ходе проблемной лекции формулируются основные компетенции выбранной профессии, определяются смежные области, которые делают возможным синтез данных направлений деятельности, раскрывают функции и единство этих направлений. Обучающиеся анализируют печатную, полиграфическую продукцию (студентов ВУЗов, учителей, профессиональных 3D конструкторов-визуализаторов) на предмет композиционной организации листа и особенностей дизайн-проекта.

На содержательно-процессуальном этапе реализации методики осуществляется углубление и расширение теоретических и практических знаний, умений и навыков слушателей КПК в области дизайна, изобразительного искусства и компьютерного моделирования. В ходе информационной лекции, лекции-визуализации изучаются способы создания составных объектов и комплексные подходы к моделированию в программе 3D Мах, осваиваются явления синтеза физического конструктивного рисования и виртуального моделирования. В продолжение деловой игры «Моя профессия» слушатели КПК знакомятся с приемами и особенностями работы 3D конструктора-визуализатора. В качестве объектов для моделирования и анализа используются конструктивные рисунки, которые слушатели КПК предварительно выполняют с реальных объектов (самовар, чайник, предметы быта и т.д.). На данном этапе у слушателей закрепляется представление о единстве в последовательности и процессе создания изображения у «3D конструктора-визуализатора» и «Художника-педагога» (идея, образное представление, конструктивный анализ формы, выполнение эскиза, выбор виртуального или физического инструментария для реализации и выполнения в материале), а также происходит формирование умения использовать плоскостные и объемные объекты для анализа формы и компьютерного моделирования.

Формирующий этап реализации методики предполагает формирование у слушателей КПК комплекса компетенций в области компьютерного моделирования, дизайна, расширение и развитие компетенций в области

изобразительного искусства. Осуществляется переход от моделирования объектов, рассматриваемых в курсе изучения дизайна и изобразительного искусства, к моделированию объектов средового дизайна. В процессе деловой игры слушатели КПК переходят из студии «3D конструктора-визуализатора» в конструкторское бюро «Дизайнера». В процессе информационной лекции происходит знакомство с проектом, его составом, методической последовательностью виртуального моделирования проекта, чтение и анализ чертежей. На данном этапе вся практическая деятельность слушателей КПК приобретает параметрический характер (опирается на ГОСТы). Слушатели изучают ключевые положения антропометрии и эргономики, готовят доклады-презентации с привлечением мультимедиа оборудования на темы «Структура дизайн-проекта», «Стили», «Основы зонирования» и т. д, виртуально моделируют свою квартиру с учетом выбранной стилистики и реальных параметров и заполняют интерьер необходимыми элементами. Композиционные задачи в моделировании усложняются (размещение объектов сцены с учетом требований глубинно-пространственной композиции). Изучают способы моделирования поверхностями (NURBS), и сетками патчей (Patch Grids).

На обобщающем этапе реализации методики осуществляется процесс обобщения у слушателей КПК представлений об особенностях и единстве компетенций в арт-номических профессиях, выявляются их интеграционные взаимосвязи, обобщаются навыки теоретического и практического моделирования, выявляется уровень их сформированности у слушателей КПК. Реализуя метод проектов, представителям различных профессий (групп слушателей КПК) «Дизайнер», «Художник-педагог», «3D конструктор-визуализатор», предлагается выполнить и защитить коллективную творческую работу на тему «Дизайн интерьера» (выбирается конкретная аудитория). «Дизайнерам» - проект на планшетах с необходимым количеством чертежей и физической моделью интерьера, «художникам-педагогам» - методическую разработку ведения работы над графическим решением этого интерьера, «3D конструкторам-визуализаторам» - виртуальное решение концепции интерьера,

которую предложили «Дизайнеры» (возможны свои варианты). В итоге получается полный дизайн-проект, путем коллективного обсуждения выявляются наиболее удачные варианты и выносится предложение руководству учебного центра по внедрению проекта. На данном этапе используется как групповая, так и коллективная работа. Уровень теоретических навыков у слушателей КПК выявляется при помощи тестирования. В качестве контроля используется анализ результатов деятельности слушателей КПК.

Данная методика прошла апробацию в ряде учреждений системы повышения квалификации: Тюменском областном государственном институте развития регионального образования, на факультете повышения квалификации и переподготовки специалистов при Магнитогорском государственном университете, Курганском областном институте повышения квалификации работников образования, а также на кафедре изобразительного искусства Института Педагогики, Психологии, и Социального Управления Тюменского госуниверситета, где совместно с департаментом образования Тюменской области, в рамках реализации приоритетных задач образования, создана экспериментальная площадка для апробации модели повышения квалификации учителей изобразительного искусства в условиях университета.

Успех реформ образования во-многом зависит от средств, которые будут применяться в процессе их практической реализации. В этой связи, разработка методики обучения учителей изобразительного искусства, которая ориентирована на развитие их компетенций в области компьютерного моделирования и учитывает содержание базового образования по художественно-педагогическим специальностям, потребности рынка труда и запросы субъектов образовательного процесса (школа, учитель, ученик), является одним из возможных средств эффективного реформирования системы высшего профессионального образования по художественно-педагогическим специальностям.

Библиографический список

1. Дорошенко, С. Н. Формирование профессиональной компетентности учителя

изобразительного искусства [Текст] / С. Н. Дорошенко // Искусстве и образовании. -2009. - № 4(60). - С.139-150.

2. Президент России [Электронный ресурс] : официальный сайт. - Режим доступа :

http://www.kremlin.ru/transcripts/5979.

3. Резниченко, М. Г. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студ.

факульт. нач. образования [Текст] / М. Г. Резниченко. - Самара: Издательство СГПУ, 2003. - 132 с.

4. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Текст] /А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - М. , 2002. - 23 апреля. - Режим доступа : http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

Bibliography

1. Doroshenko, S. N. Fine Arts Teacher’s Professional Competence Forming [Text] / S. N. Doroshenko // Art and Education. - 2009. - № 4 (60). - P. 139-150.

2. Khutorskoy, A. V. Key Competence and Educational Standards [Electronic Resource] / А. V. Khutorskoy // Internet - Magazine "Eidos". - М., 2002. - April, 23. - Access Mode: <http: // eidos.ru/journal/2002/0423.htm>.

3. Reznichenko, M. G. Introduction into Pedagogical Activity: Manual for Students of Promary Education Faculties [Text] / M. G. Reznichenko. - Samara: Publishing House of SSPU, 2003. -132 p.

4. The President of Russia: Official Site [Electronic Resource]. - Access Mode: <http: // www.kremlin.ru/transcripts/5979>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.