Научная статья на тему 'Методика обучения гимнастическим упражнениям студентов физкультурных вузов с учетом постепенного повышения их сложности и уровней физической подготовленности'

Методика обучения гимнастическим упражнениям студентов физкультурных вузов с учетом постепенного повышения их сложности и уровней физической подготовленности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1763
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / TRAINING / PHYSICAL FITNESS / GYMNASTICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Цильке Наталья Григорьевна, Пшеничникова Галина Николаевна

Применение разработанных нами специальных упражнений позволяет сократить сроки обучения и достоверно повысить качество выполнения элементов гимнастического многоборья у студентов физкультурных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Цильке Наталья Григорьевна, Пшеничникова Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of teaching of gymnastic exercises of students of physical education universities with the gradual increase of their complexity and the level of physical fitness

Application of special exercises can reduce training time and significantly improve the quality of implementation of gymnastics all-around elements for students of physical education colleges.

Текст научной работы на тему «Методика обучения гимнастическим упражнениям студентов физкультурных вузов с учетом постепенного повышения их сложности и уровней физической подготовленности»

УДК 796.41

Н. Г. ЦИЛЬКЕ Г. Н. ПШЕНИЧНИКОВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ С УЧЕТОМ ПОСТЕПЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ ИХ СЛОЖНОСТИ И УРОВНЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ____________________________________

Применение разработанных нами специальных упражнений позволяет сократить сроки обучения и достоверно повысить качество выполнения элементов гимнастического многоборья у студентов физкультурных вузов.

Ключевые слова: обучение, физическая подготовленность, гимнастические упражнения.

В последнее время в методике обучения гимнастическим упражнениям появились новые направления, основанные на предварительном формировании техники выполнения частей двигательных действий у спортсменов [1—3]. С целью углубления знаний и уточнения некоторых параметров техники авторами рекомендуется применять расчлененный метод обучения, используя метод решения частных двигательных задач и вычленяя отдельные характеристики действия внутри фаз изучаемого упражнения

[1, 4].

В современном представлении по методике обучения освоение сложных элементов в спортивной гимнастике необходимо начинать с базовых упражнений, так как они доступны большинству занимающихся. Понятие «базовое упражнение» определяется как упражнение простое, первое относящееся к определенной структурной подгруппе движений, являющееся самостоятельным, прогрессирующим и образующее конкретную серию упражнений [1, 2, 5]. Доступность базовых движений объясняется тем, что они получены путём «сжатия» упражнения до основного звена техники и являются несложными [1]. Последующее изменение базовых движений осуществляется за счёт наращивания амплитуды, интенсивности движения и соединения их друг с другом. В конечном итоге, из элемента с уменьшенной амплитудой, почти не меняя структуру, «выращивается» новое целостное упражнение [3].

Недостаточно высокий уровень выполнения сравнительно простых, но базовых движений, является одной из причин большинства технических ошибок, допускаемых занимающимися [1, 2]. Умение выполнять на хорошем качественном уровне базовые упражнения является одним из показателей высокой технической подготовленности спортсмена. В результате успешного выполнения базовых упражнений происходит формирование основ гимнасти-

ческой техники и овладение базовыми элементами на видах многоборья [1, 2, 6].

Однако при обучении гимнастическим упражнениям студентов физкультурных вузов отсутствует убедительное научное обоснование по применению специальных упражнений для освоения гимнастической «школы» движений и формирования элементарных базовых навыков. При обучении в различных областях педагогических дисциплин применятся «сквозной» метод, структурной особенностью которого является «сквозное» планирование, основанное на применении серий специальных упражнений [3]. В доступной литературе по физической культуре и спорту нами не выявлено методики, в основу которой было бы положено последовательное применение элементарных движений, которые постепенно усложняются различными средствами гимнастики. Это явилось проблемой данного исследования.

Цель нашего исследования — разработать и экспериментально обосновать методику применения специальных упражнений «сквозным» методом, создающую предпосылки для качественного обучения элементам гимнастического многоборья студентов физкультурных вузов. Мы предположили, что для эффективного обучения элементам гимнастического многоборья необходимо изменение структуры построения учебных занятий по дисциплине гимнастика, содержания и последовательности применения специальных упражнений. Такое построение занятий должно базироваться на сочетании с другими разделами программного материала (строевые, общеразвивающие упражнения и т.д.). «Сквозной» метод обучения может лечь в основу последовательности освоения элементарных двигательных действий и элементов гимнастического многоборья.

В исследовании мы учитывали методику, предложенную Ю. К. Гавердовским [1], которая направлена на предварительное изучение простейших действий

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

Рис. 1. Структура базовой подготовки студентов физкультурного вуза элементам гимнастического многоборья

и движении, своего рода «двигательных заготовок», являющихся частями более сложных элементов спортивной гимнастики, и позволяет, в дальнейшем, «по кирпичику» сложить технически правильное выполнение элементов многоборья. Исследования проводились в период 2006 — 2009 гг., в которых приняли участие студенты 1-го курса (110 чел.).

С учетом закономерностей усложнения движений выделена структура базовой технической подготовки, которая имеет направленное применение в порядке повышающейся сложности: элементы «школы» движений, части двигательного действия, базовые и профилирующие упражнения (рис. 1).

Последовательные шаги обучения базовым гимнастическим упражнениям, обоснованные Ю. К. Га-вердовским [1], В. А. Солодянниковым [3, 6], на примере спортивной гимнастики способствуют ускорению темпов освоения сложно-координационных элементов и повышению качества их выполнения.

Согласно концепции базовой подготовки [1—3], выбор упражнений осуществлялся с учетом технических характеристик базового действия, путем постепенного спуска по «лестнице» сложности. Обучение движениям было направлено на постепенное и последовательное включение в работу тех звеньев тела и двигательных механизмов, которые ложатся в основу будущих упражнений на видах гимнастического многоборья [2]. Кроме того, по данным ряда авторов [1, 2, 7], локальные движения частями тела, комбинированные движения частями тела, целостные движения всего тела, формируются при выполнении лазания, ходьбы, равновесия, бега, прыжков, поз и осваивались при выполнении строевых, общеразвивающих и прикладных упражнений.

Перечисленные выше группы основных гимнастических движений легли в основу применения специальных упражнений «сквозным» методом, формируя основы «школы» движений и базовые навыки во всех частях урока (рис. 2).

При обучении элементам гимнастического многоборья «сквозным» методом специальные упражнения осваивались в каждой части занятия (табл. 1).

В начале обучения уделялось внимание освоению «школы» движений, развитию умений выполнять части двигательных действий входящих в основу базовой начальной технической подготовки в гимнастике. Формирование многоборных навыков в основном проходило в первом полугодии и на основании этих навыков во втором полугодии проходило формирование видовых навыков при непосредственном выполнении элементов гимнастического многоборья. При начальном разучивании, упражнения выполнялись на невысоких амплитудах, чтобы не искажать «школу» движений и технику элемента, что согласу-

У"

Базовые

П

О

Л

У

г

о

Д

и

Е

^ комбинации г ^

(Строевые / 'Прикладные \

упражнения упражнения

ОРУ

У'

/ / Строевые упражнения

Базовые

элементы

ОРУ

\ / \ Прикладные 1 упражнения

Рис. 2. Содержание и последовательность применения специальных упражнений «сквозным» методом

ется с мнениями ведущих специалистов в области гимнастики [1, 6].

Каждый комплекс специальных упражнений осваивался в течение трех недель и фиксировалась степень освоения двигательных действий. Начало каждой новой серии упражнений совпадало с окончанием предыдущей. Такой подход был выбран в связи с различным уровнем физической подготовленности студентов в группе и неравномерным формированием многоборных и видовых навыков. На каждом занятии внимание студентов экспериментальной группы обращалось на качество выполнения и назначение специальных упражнений.

Так, например, в начале подготовительной части занятия, при выполнении строевых приемов, от студентов требовалось сохранение выпрямленного положения тела, за счет удержания в напряжении различных групп мышц. Так как при локальных воздействиях на отдельные мышечные группы можно добиться правильного ощущения режима работы мышц задействованных в движении [1, 3].

Применение специальных упражнений при освоении элементов гимнастического многоборья

Части занятия Подготовительная Основная З аключительная

1-е полугодие Освоение «школы» движений и формирование элементарных базовых навыков при обучении строевым и общеразвивающим упражнениям Освоение «школы» движений и формирование элементарных базовых навыков при обучении общеразвивающим и прикладным упражнениям Упражнения на формирование правильной осанки

2-е полугодие Освоение «школы» движений и формирование элементарных базовых навыков Выполнение частей двигательных действий. Выполнение элементов гимнастического многоборья Упражнения на формирование правильной осанки

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

1 2 3 4 5 б 7

тест тест тест тест тест тест тест □ низкий уровень Ш средний уровень □ высокий уровень |

Рис. 3. Показатели физической подготовленности студентов до начала педагогического эксперимента

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

количество

□ низкий уровень ■ средний уровень □ высокий уровень

Рис. 4. Показатели физической подготовленности студентов после окончания педагогического эксперимента

По результатам множественного регрессионного анализа нами выделены наиболее информативные тесты физической подготовленности студентов: тест 1 — сед углом из положения лёжа на спине (кол-во раз); тест 2 — сгибание и разгибание рук, в упоре на гимнастических брусьях; тест 3 — подъем переворотом (кол-во раз); тест 4 — лежа на спине согнувшись, из положения, лёжа на спине (кол-во раз\30 с); тест 5 — в висе на перекладине, поднимание прямых ног до касания; тест 6 — прыжки на горку матов высотой 60 см (кол-во раз\15 с); тест 7 — прыжок в длину с места (см).

Анализ полученных данных показал, что значение большинства показателей физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп, до начала эксперимента, соответствует среднему уровню (рис. 3), также по нескольким показателям отмечен высокий уровень подготовленности студентов.

Сравнение показателей технической подготовленности студентов контрольной и экспериментальной

групп до эксперимента свидетельствует об отсутствии достоверных различий (Р >0,05). Значение показателей технической подготовленности при выполнении отдельных элементов гимнастического многоборья студентами обеих групп в начале учебного года, свидетельствуют о низком уровне технической подготовленности. Расчеты коэффициентов регрессии показали, что уровень физической подготовленности позволяет студентам выполнить упражнения на видах многоборья на среднем уровне (на оценку 7,7±0,61 балла), а фактическое выполнение предложенных упражнений находилось на низком уровне (5,5±0,93 балла) (табл. 2). Уравнение регрессии показало, что физическая подготовленность студентов достаточна для выполнения элементов гимнастического многоборья на оценку от 7,0 до 8,1 балла в экспериментальной группе и на оценку от 7,1 до 8,3 балла в контрольной группе.

Сравнение показателей физической подготовленности студентов контрольной и экспериментальной групп после эксперимента свидетельствует

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

Сравнение результатов выполнения элементов гимнастического многоборья до эксперимента

Фактические значения (Хср±а) Эмпирические значения (Хср±о) Достоверность

Вольные упражнения Опорный прыжок Перекладина Брусья Средняя по видам многоборья Средняя по видам многоборья Р0

ЭГ 5,6±1,0 5,8 ±1,0 5,5±0,8 5,1 ±0,9 5,4±0,93 7,5±0,51 Р<0,05

КГ 5,6±1,0 5,4 ±1,1 5,5±0,9 5,6±0,8 5,5±0,93 7,7±0,61 Р<0,05

Таблица 3

Сравнение результатов выполнения элементов гимнастического многоборья после педагогического эксперимента

Фактические значения (Хср±о) Эмпирические значения (Хср±о) Достоверность

Вольные упражнения Опорный прыжок Перекладина Брусья Средняя по видам многоборья Средняя по видам многоборья Р0

ЭГ 8,9±0,4 8,6±0,5 8,7±0,4 8,6 ±0,7 8,7±0,4 8,1 ±0,5 Р<0,05

КГ 8,1 ±0,4 7,9 ±0,4 8,1 ±0,4 7,9±0,5 7,8 ±0,5 8,0±0,4 Р>0,05

о достоверном различии по большинству показателей (Р<0,05). Отмечено отсутствие достоверных различий по физической подготовленности до начала и после окончания педагогического эксперимента, в контрольной группе (Р >0,05). В экспериментальной группе произошли достоверные (Р<0,05) изменения по большинству показателей (рис. 4).

Теоретические расчеты в конце педагогического эксперимента показали, что студенты контрольной группы по уровню физической подготовленности готовы выполнить элементы на видах многоборья на среднем уровне на оценку 8,0±0,4 балла и этот результат не имеет достоверных различий с фактическим выполнением предложенных элементов на оценку 7,8±0,5 балла (табл. 3). В экспериментальной группе произошли достоверные изменения показателей физической подготовленности. Уровень физической подготовленности позволяет выполнить изучаемые упражнения на оценку 8,1±0,5 балла, что достоверно различается от фактического результата 8,7±0,4 балла, показанного студентами.

Анализ динамики показателей технической подготовленности, при выполнении элементов на видах многоборья показал достоверное повышение показателей (Р<0,05) в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой уже в конце второго месяца обучения. В контрольной группе средний уровень технической подготовленности был достигнут к концу третьего месяца занятий. После четырех месяцев занятий гимнастикой в экспериментальной группе выявлено достоверное (Р<0,05) улучшение показателей техники выполнения упражнений гимнастического многоборья по сравнению с контрольной группой. В конце педагогического эксперимента показатели технической подготовленности студентов экспериментальной группы достоверно (Р<0,05) превышают показатели подготовленности в контрольной группе.

Выводы.

1. По результатам множественного регрессионного анализа нами выделены наиболее значимые факторы физической подготовленности студентов: сила мышц верхних конечностей, сила мышц нижних конечностей, сила мышц брюшного пресса и сгибателей бедра.

2. По результатам однофакторного дисперсионного анализа было определено, что влияние величины амплитуд движений на качество выполнения элементов гимнастического многоборья составило 23 % при Р<0,01. Выявлено, что студенты не реализуют амплитуды движений в соответствии с качественными характеристиками (выполнение фиксированной формы амплитуды движений) по требованиям правил соревнований к элементам многоборья.

3. Установлено достоверное влияние величин амплитуды и типичных ошибок, а также их совместное влияние на качество выполнения студентами элементов гимнастического многоборья. По результатам двухфакторного дисперсионного анализа было определено, что доля влияния уровня физической подготовленности составило от 8,2 до 12 % Р<0,01, доля влияния величины амплитуд движений от 18 до 18,8 % Р<0,01, доля влияния типичных ошибок от 23 до 28,6 % при Р<0,01.

4. Использование различных вспомогательных средств гимнастики (палки, мячи, скамейки и др.), служащих одновременно дополнительной опорой, ориентиром, отягощением при выполнении специальных упражнений сквозным методом, позволило создать у студентов представление о технике отдельных частей двигательных действий и оказало сопряженное воздействие на развитие необходимых физические качеств.

5. В ходе сравнительного эксперимента студенты экспериментальной группы достоверно (Р<0,05) в среднем на один месяц быстрее освоили вольные упражнения и упражнения на гимнастических снарядах, по сравнению со студентами контрольной группы.

Библиографический список

1. Гавердовский, Ю. К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика : моногр. / Ю. К. Гавердовский. — М. : Физкультура и спорт, 2007. — 912 с.

2. Кравчук, А. И. Прогрессирующий перенос безупречных базовых и профилирующих упражнений на качество программных основных движений / А. И. Кравчук, Л. Ю. Дмитриева // Дети и здоровье : сб. материалов науч.-практ. конф. по пробл. дошк. физ. воспитания. — Омск, 1993. — С. 19 — 22.

3. Солодянников, В. А. Система подготовки юных гимнастов / В. А. Солодянников // Гимнастический мир Санкт-Петербурга. - СПб., 2005. - № 7. - С. 13-15.

4. Менхин, Ю. В. К проблеме понимания и формирования двигательного навыка / Ю. В. Менхин // Теория и практика физ. культуры. - 2007. - № 2. - С. 12-17.

5. Менхин, Ю. В. Состояние и пути совершенствования гимнастики в системе базового образования в физкультурном вузе / Ю. В. Менхин, Е. Е. Биндусов, Н. В. Коньков // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 12. - С.29-31.

6. Солодянников, В. А. Технология обучения гимнастическим упражнениям / В. А. Солодянников // Теория и практика физ. культуры. - 1996. - № 12. - С. 41-44.

7. Сквозная программа раннего обучения английскому языку детей в детском саду и 1-м классе начальной школы / Под ред. Н. Д. Епанчинцевой, О. А. Моисеенко. - Белгород : ПОЛИТЕРРА 2008. - 90 с.

ЦИЛЬКЕ Наталья Григорьевна, преподаватель кафедры теории и методики гимнастики. ПШЕНИЧНИКОВА Галина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гимнастики.

Адрес для переписки: natalikac@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.02.2013 г.

© Н. Г. Цильке, Г. Н. Пшеничникова

УДК 796.41 Т. И. ЭПП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г. Н. ПШЕНИЧНИКОВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

СОГЛАСОВАННОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В КОМАНДНЫХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЯХ В ЧЕРЛИДИНГЕ

В статье изложены результаты исследования согласованности двигательных действий в командных соревновательных композициях в черлидинге. Определены количественные и эстетические показатели содержания командой композиции. Выявлены информативные показатели индивидуальной и командной музыкально-ритмической и координационной подготовленности спортсменок, влияющие на соревновательный результат.

Ключевые слова: черлидинг, команда, музыкально-ритмическая подготовка, координационная подготовка.

Спортивные виды гимнастики характеризуются высокой сложностью структуры двигательных действий, поэтому в ходе тренировочного процесса предъявляются высокие требования к развитию и совершенствованию координационных способностей [1].

Специфическими координационными способностями для «гимнастических» видов спорта, по мнению ряда авторов, являются: дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движения [2], ориентирование в пространстве [3], сохранение равновесия [4], чувство ритма и статокинетическая устойчивость [5].

Исполнение гимнастических упражнений под музыкальное сопровождение предполагает высокий уровень музыкально-ритмической подготовленности, которая влияет как на эстетический, так и на технический компонент исполнительского мастерства. Именно поэтому в технико-эстетических видах спорта музыкально-ритмическая подготовленность занимает важное место и является одним из компонентов технической подготовки. С целью воспитания у занимающихся чувства ритма, музыкальности, пластичности и выразительности движений применяются специальные упражнения и задания [6, 7].

Многочисленные исследования в технико-эстетических видах спорта подтверждают огромную роль

специальной координационной и музыкально-ритмической подготовленности гимнастов. Парные и групповые композиции, по сравнению с индивидуальными выступлениями, предъявляют еще большие требования к уровню такой подготовленности, так как синхронность исполнения оценивается по правилам соревнований.

Черлидинг — новое для России «гимнастическое» направление, которое включает в себя как физкультурно-показательные выступления, так и спортивные соревнования команд численностью от 8 до 24 спортсменов. Такие выступления предполагают не только высокий уровень индивидуальной технической подготовленности у каждого спортсмена в команде, но и высокий уровень специальной двигательной групповой подготовленности.

При исследовании исполнительского мастерства групповых выступлений в технико-эстетических видах спорта многие авторы [8—10] определяют следующие наиболее важные факторы, такие как:

— уровень индивидуальной координационной и музыкально-ритмической подготовленности гимнастов;

— уровень специальной двигательной групповой подготовленности, включающей умение двигательной и музыкально-ритмической синхронизации исполнения;

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.