Научная статья на тему 'Методика обучения энергосбережению в АПК'

Методика обучения энергосбережению в АПК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
АгроЭкоИнженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ И НАВЫКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эрк А.Ф., Дуленкова E.А., Судаченко В.Н.

В работе показано, что обучение ответственных за энергосбережение, электротехнического и электротехнологического персонала сельскохозяйственных предприятий является одним из самых эффективных методов энергосбережения и повышения энергоэффективности сельскохозяйственного производства. На основе обобщения опыта проведения семинаров и курсов повышения квалификации специалистов АПК по энергосбережению в период с 2003 по 2012 годы и с учетом опыта отечественных энергокомпаний, изложена методика обучения энергосбережению в АПК. При этом уделено особое внимание разработке обучающих программ. В программах должна быть отражена цель обучения. Так же должны быть учтены особенности проведения работ по энергосбережению и повышению энергоэффективности на сельскохозяйственных объектах разных по виду и характеру деятельности. Обширная тематика и необходимость профессионального обучения вопросам энергосбережения учтены в особенностях преподавания учебных программ. Особое внимание уделено анализу целевой аудитории. Степень детальности этого анализа зависит от конкретного случая, а его результатом является профессиональный портрет потенциального слушателя, на которого рассчитана учебная программа. Учить взрослого человека, имеющего специальность всему и понемногу не продуктивно. Получаемые знания должны соответствовать решаемым рабочим задачам, чтобы на этапе обучения слушатель понимал, как применить их на своем рабочем месте. С учетом опыта психологов и педагогов, изучающих особенности обучения взрослых людей, отмечено значение мотиваций к приобретению новых профессиональных знаний, умений и навыков, а так же к карьерному росту специалистов АПК. Мотивационный фактор определяет наличие или отсутствие целевой направленности специалистов АПК профессиональному развитию. Рассмотрены существующие формы обучения, методы, средства. С учетом непрерывности производства на крупных сельскохозяйственных объектах отражены особенности и перспективы дистанционного обучения ряда специалистов АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эрк А.Ф., Дуленкова E.А., Судаченко В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF TEACHING ENERGY SAVING IN AGRICULTURE

It is shown that the training of personnel responsible for energy saving, electrical technologies and electrical equipment in agricultural enterprises is one of the most effective methods of energy saving and increasing the energy efficiency of agricultural production. The paper presents the training methods in energy saving in agro-industrial complex. They were developed with due account of the previous experience of the Institute to organize seminars and qualification upgrading courses related to energy saving issues for the agricultural specialists within the period from 2003 to 2012 as well as the experience of national energy companies. Special attention is given to the development of training programs. These programs should reflect the purpose of learning and take into account the specific features of energy saving and energy efficiency improvement measures on agricultural facilities, which differ in type and activity. Broad scope and mandatory character of professional training in energy saving is reflected in peculiar properties of teaching the educational programmes. Special attention is paid to the target audience analysis. The level of detail of such analysis depends on each case and its result is the professional portrait of a potential trainee, for whom the programme is designed. To train an adult, who already has a specialty, in a little of everything is counterproductive. The resulting knowledge should correspond to the addressed problems so that at the stage of training a trainee could understand how to apply it in his workplace. Based on the experience of psychologists and teachers, specializing in peculiarities of teaching adults, the importance to motivate the agricultural specialists to acquire new professional knowledge and skills and to develop their professional career is considered. The motivational factor determines the presence or absence of commitment of agribusiness specialists to their professional development. The paper describes the existing training forms, methods, and tools. Taking into account the continuous production process in large-scale agricultural facilities the characteristics and prospects of distance learning of a number of agribusiness professionals are specified.

Текст научной работы на тему «Методика обучения энергосбережению в АПК»

Технологии и технические средства механизированного производства продукции растениеводства и животноводства

РАЗДЕЛ I ЭНЕРГЕТИКА, ЭЛЕКТРО И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УДК 377.4

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ В АПК

А.Ф. ЭРК, канд. техн. наук; EA. ДУЛЕНКОВА1, канд. психол. наук; В Н. СУДАЧЕНКО, канд. техн. наук

1ФГАОУ ДПО «Петербургский энергетический институт повышения квалификации»

В работе показано, что обучение ответственных за энергосбережение, электротехнического и электротехнологического персонала сельскохозяйственных предприятий является одним из самых эффективных методов энергосбережения и повышения энергоэффективности сельскохозяйственного производства. На основе обобщения опыта проведения семинаров и курсов повышения квалификации специалистов АПК по энергосбережению в период с 2003 по 2012 годы и с учетом опыта отечественных энергокомпаний, изложена методика обучения энергосбережению в АПК. При этом уделено особое внимание разработке обучающих программ. В программах должна быть отражена цель обучения. Так же должны быть учтены особенности проведения работ по энергосбережению и повышению энергоэффективности на сельскохозяйственных объектах разных по виду и характеру деятельности. Обширная тематика и необходимость профессионального обучения вопросам энергосбережения учтены в особенностях преподавания учебных программ. Особое внимание уделено анализу целевой аудитории. Степень детальности этого анализа зависит от конкретного случая, а его результатом является профессиональный портрет потенциального слушателя, на которого рассчитана учебная программа.

Учить взрослого человека, имеющего специальность всему и понемногу не продуктивно. Получаемые знания должны соответствовать решаемым рабочим задачам, чтобы на этапе обучения слушатель понимал, как применить их на своем рабочем месте. С учетом опыта психологов и педагогов, изучающих особенности обучения взрослых людей, отмечено значение мотиваций к приобретению новых профессиональных знаний, умений и навыков, а так же к карьерному росту специалистов АПК. Мотивационный фактор определяет наличие или отсутствие целевой направленности специалистов АПК профессиональному развитию. Рассмотрены существующие формы обучения, методы, средства. С учетом непрерывности производства на крупных сельскохозяйственных объектах отражены особенности и перспективы дистанционного обучения ряда специалистов АПК.

Ключевые слова: энергосбережение; энергоэффективность; повышение квалификации; дистанционное обучение; мотивация обучения; профессиональные знания, умения и навыки; психологический портрет.

METHODS OF TEACHING ENERGY SAVING IN AGRICULTURE

A.F. ERK, Cand. Sc. (Eng); E.A. DULENKOVA1, Cand. Sc. ( Psychology); V.N. SUDACHENKO, Cand. Sc. (Eng)

1FSAEI APE «Saint Petersburg Power Engineering Institute of Advanced Training»

It is shown that the training of personnel responsible for energy saving, electrical technologies and electrical equipment in agricultural enterprises is one of the most effective methods of energy saving and

5

increasing the energy efficiency of agricultural production. The paper presents the training methods in energy saving in agro-industrial complex. They were developed with due account of the previous experience of the Institute to organize seminars and qualification upgrading courses related to energy saving issues for the agricultural specialists within the period from 2003 to 2012 as well as the experience of national energy companies.

Special attention is given to the development of training programs. These programs should reflect the purpose of learning and take into account the specific features of energy saving and energy efficiency improvement measures on agricultural facilities, which differ in type and activity. Broad scope and mandatory character of professional training in energy saving is reflected in peculiar properties of teaching the educational programmes. Special attention is paid to the target audience analysis. The level of detail of such analysis depends on each case and its result is the professional portrait of a potential trainee, for whom the programme is designed.

To train an adult, who already has a specialty, in a little of everything is counterproductive. The resulting knowledge should correspond to the addressed problems so that at the stage of training a trainee could understand how to apply it in his workplace. Based on the experience of psychologists and teachers, specializing in peculiarities of teaching adults, the importance to motivate the agricultural specialists to acquire new professional knowledge and skills and to develop their professional career is considered. The motivational factor determines the presence or absence of commitment of agribusiness specialists to their professional development. The paper describes the existing training forms, methods, and tools. Taking into account the continuous production process in large-scale agricultural facilities the characteristics and prospects of distance learning of a number of agribusiness professionals are specified.

Key words: energy saving; energy efficiency; professional development; distance learning; learning motivation; professional knowledge and skills; psychological portrait.

ВВЕДЕНИЕ

По результатам энергетических обследований, проведенных в хозяйствах Ленинградской области с 2003 по 2012 годы [1;2;3], были обоснованы основные мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности сельскохозяйственного производства, организовано и проведено ряд семинаров и курсов повышения квалификации электротехнического персонала сельхозпредприятий. Проведены маркетинговые исследования востребованности мероприятий по энергосбережению, определены приоритеты их использования. Установлен экономический эффект от внедрения мероприятий по энергосбережению и рассчитаны сроки окупаемости по специальной программе для заполнения энергопаспортов, разработанной саморегулируемой организацией (СРО) «Энергоаудит-31» в соответствии с методическими указаниями Минэнерго России. Условно мероприятия можно классифицировать на организационно-экономические, технические и структурно-энергетические. К организационно-экономическим мероприятиям относиться обучение персонала, ответственного за повышение энергоэффективности производства, а также обучение остального персонала основам энергосбережения. Кроме того, к организационно-экономическим мероприятиям относятся плановые осмотры зданий и оборудования, проведение тепловизионных обследований и энергоаудита, проверка приборов учета энергоресурсов, выполнение ремонтных работ в соответствии с требованиями энергоэффективности. Важными экономическими способами энергосбережения являются внедрение системы мотивации и стимулирования экономии энергоресурсов, а также принятие управленческих решений в области энергосбережения.

Организационно-экономические мероприятия осуществляются с привлечением минимальных ресурсов (людских, финансовых, технических и др.) и имеют большое значение в повышении энергоэффективности сельскохозяйственного производства.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Цель обучения состоит в формировании необходимого уровня профессиональных знаний для планирования и реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности производства. Целевая аудитория включает руководителей и инженерно-технический персонал предприятий агропромышленного комплекса (АПК).

В настоящее время обучение проводится по программе, разработанной на основе базовой учебной программы утвержденной приказом Минэнерго России № 148 от 7 апреля .2010 г. Обучающая программа позволяет учитывать особенности проведения работ по энергосбережению и повышению энергоэффективности на сельскохозяйственных объектах разных по виду и характеру деятельности.

В процессе обучения слушатели изучают нормативную и законодательную базу по вопросам энергосбережения: Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 29 декабря 2014 года)», Федеральный закон № 35-ФЗ «Об электроэнергетике (с изменениями на 29 декабря 2014 года)», Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 466-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законнодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года № 1715-р. Специальная часть программы посвящена изучению структуры и содержания энергопаспорта, регистрации его в СРО и Минэнерго, тепловизионному обследованию сельскохозяйственного предприятия, оценки качества электрической энергии, системе взаимодействия с организациями-поставщиками энергоресурсов.

Важный раздел обучения представляет знакомство с мероприятиями по энергосбережению и повышению энергоэффективности, изучение нового энергосберегающего оборудования и технологий[4], автоматизированных систем управления (АСУ) технологическими процессами [5]; освоение методов расчета освещенности помещений и выбора оптимальных светильников с энергосберегающими лампами; управление электроприводами при помощи частотных регуляторов, выбор вида частотного регулирования. Интерес для слушателей представляет знакомство с возобновляемыми источниками энергии - солнечными и ветровыми электрическими станциями, расчеты эффективности их применения в сельскохозяйственном производстве [6]. Проводится изучение энергосервиса, как инструмента финансирования мероприятий по энергосбережению. Слушатели знакомятся с моделями энергосервисной деятельности, энергосервисными договорами, современными средствами контроля расхода энергоресурсов.

Обширная тематика и обязательность профессионального обучения вопросам энергосбережения побуждает обратить особое внимание на преподавание соответствующих

учебных программ. Методическое описание любого учебного процесса всегда начинается с ответов на три ключевых вопроса: 1) кого будем учить, 2) чему будем учить и 3) как будем учить. Эти ответы тесно взаимосвязаны между собой и задают своеобразную «координатную плоскость» учебного процесса. Ответ на первый вопрос (кого учить?) предполагает анализ целевой аудитории. Степень детальности этого анализа зависит от конкретного случая, а его результатом является профессиональный и психологический портрет потенциального слушателя, на которого рассчитана учебная программа. Ответ на второй вопрос (чему учить?) есть по сути содержание обучения, то есть перечень дисциплин и тематик, которые планируется освещать в рамках учебной программы. Ответ на третий вопрос (как учить?) подразумевает определенный набор методов и средств обучения, а также форм учебных занятий.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Как уже отмечалось выше, в нашем случае целевую аудиторию представляют руководители и инженерно-технический персонал предприятий АПК. Однако для того, чтобы подобрать наиболее оптимальную учебную программу для конкретного сотрудника-слушателя, этих общих сведений о целевой аудитории недостаточно. Оптимальной учебной программой для конкретного слушателя является та программа, тематика и уровень сложности курсов которой максимально соответствуют должностным обязанностям этого сотрудника, имеющейся у него профессиональной квалификации, а также накопленному отраслевому опыту. При выборе учебных курсов следует учитывать, для кого именно предназначается обучающая программа: для специалистов или руководителей; для новичков или более опытных работников; для сотрудников, специализирующихся на вопросах энергоэффективности и энергосбережении, или для коллег из смежных областей; для работников, имеющих высшее инженерное образование, или для тех, у кого среднее специальное образование; для сотрудников, регулярно повышающих свою профессиональную квалификацию и осведомленных о последних достижениях в отрасли, или для «нуждающихся в азах и ликбезе». Все эти профессионально-квалификационные особенности обязательно должны учитываться при выборе траектории профессионального развития в целом и повышения квалификации в частности. Сформулировав общую цель обучения, состоящую в «формировании необходимого уровня профессиональных знаний для планирования и реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности производства», мы для более эффективного обучения должны в каждом отдельном случае точно определиться, какой уровень знаний необходим конкретному работнику для решения задач по энергосбережению, стоящих именно перед ним. Подобная конкретизация обеспечивает индивидуальный подход в образовании, который за последние десятилетия успешно зарекомендовал себя и продолжает собирать аргументы в свою пользу, особенно в профессиональном обучении взрослых работающих людей, уже имеющих основную специальность [7]. В этом случае «учить всему и понемногу» уже непродуктивно: получаемые знания должны максимально соответствовать решаемым рабочим задачам, чтобы уже на этапе обучения сотрудник-слушатель ясно понимал, как применить их в своем труде.

Психологи и педагоги, изучающие особенности обучения взрослых людей, давно установили определяющее значение мотивации к приобретению новых профессиональных

знаний, умений и навыков, а также к карьерному развитию. Известно, что у взрослых людей мотивация к обучению сохраняется на высоком уровне только тогда, когда они видят ближайшую перспективу применения новых знаний на практике: отсроченный или тем более неочевидный и субъективно непонятный результат прилагаемых усилий, как правило, рано или поздно становится для них сильным демотиватором. В этом случае обучение может восприниматься «очередной сомнительной затеей», а столь нежелательная установка нередко очень быстро распространяется внутри целого коллектива. Во избежание этого с каждым сотрудником, направляемым на обучение, следует провести специальную, в том числе и психодиагностическую, работу по выявлению индивидуальных профессиональных целей, достичь которых планируется за счет дополнительной профессиональной подготовки. Обычно профессионально-психологическая диагностика проводится сотрудниками отдела кадров или службы по работе с персоналом. На сегодняшний день подобные подразделения присутствуют в большинстве крупных сельскохозяйственных предприятий. Задача специалистов по работе с персоналом сельскохозяйственных предприятий состоит в формировании и систематичном поддержании у сотрудников целого ряда осознанных и устойчивых установок, примеры которых приводятся ниже.

1. «Энергосбережение - это общая корпоративная миссия, объединяющая весь коллектив и отличающая современное сельскохозяйственное предприятие, на котором хочется и дальше продолжать работать».

2. «Энергоэффективность - это не просто слоган, а часть корпоративной культуры организации, её значимая характеристика, отличающая успешное предприятие от неуспешного».

3. «Направление на повышение квалификации от предприятия - это инвестиция в профессионализм и будущий карьерный рост сотрудника, «знак доверия» работодателя».

4. «Новые знания и обучение - это большая ценность сама по себе, это то, что делает человека лучше день ото дня».

Перечисленные установки призваны «найти отклик» у работников с разными ключевыми мотивами. Тем, у кого ведущим является стремление к повышению уровня благосостояния (материальные мотивы), возможность пройти обучение следует представить, как выгодную инвестицию в себя и свой профессионализм, как обязательное условие попадания в кадровый резерв на вышестоящую должность с желанной заработной платой. Те, для какого большое значение имеет мотив принадлежности к группе (в данном случае - к трудовому коллективу), обучение - это, прежде всего, способ приобщения к корпоративной культуре. Сотрудники с выраженной потребностью в уважении и признании, скорее всего, воспримут обучение как заслуженную награду, как поощрение руководства. Актуализированный мотив самосовершенствования - это всегда благоприятный фактор, побуждающий человека развиваться личностно и профессионально. Таким образом, значимой чертой психологического портрета сотрудника-слушателя становится мотивационный профиль, проясняющий отношение к обучению, а, следовательно, дающий организаторам возможность прогнозировать заинтересовать к той или иной учебной программе и успешность её освоения. Изучение ключевых мотиваторов потенциальной целевой аудитории позволяет руководству точно сформулировать и поставить сотрудникам субъективно актуальные именно для них цели, к достижению которых им следует стремиться, в том числе и посредством своевременного повышения квалификации. Очень

вероятно (и, на самом деле, желательно), что в каждом конкретном случае набор целей будет индивидуальным. В этом и состоит поиск ответа на вопрос «кого учить?», который проводится с целью повысить интерес и мотивацию отдельно взятого сотрудника к прохождению обучения. Подытоживая отметим, что мотивационный фактор определяет наличие или отсутствие целевой направленности работника к профессиональному развитию [8].

Еще один фактор, требующий особого внимания при планировании обучения, -квалификационный, поскольку он напрямую отражается на выборе двух основных характеристик содержания (контента) обучения - тематике и уровне сложности учебных курсов. Эти характеристики составляют ответ на вопрос «чему учить?» [8].. Квалификационный профиль сотрудника-слушателя складывается из сведений о его специальности и специализации; имеющемся уровне подготовки; приобретенных профессиональных знаниях, умениях и навыках (профессиональных компетенциях); накопленном опыте работы на разных должностях; послужном списке и особых достижениях; требованиях, предъявляемых профессиональным стандартом к ныне занимаемой должности; перспективах дальнейшего карьерного продвижения в сельскохозяйственном предприятии. Учет перечисленных характеристик при составлении и выборе обучающей программы делает её более адресной и целенаправленной, а, значит, повышает потенциальную эффективность обучения: очевидно, что перед сотрудниками с разными квалификационными профилями ставятся разные цели и задачи, и профессиональное обучение должно максимально точно им соответствовать.

И последний фактор, отвечающий на вопрос «как учить?», - организационно-технический. Этот фактор предполагает подробное описание форм, методов и средств обучения. На сегодняшний день всё большую популярность приобретает дистанционная форма обучения, ставшая особенно актуальной при регулярном и обязательном повышении квалификации тех категорий персонала предприятий, для которых невозможен длительный отрыв от производства. Такие категории персонала имеются и в современных крупных сельхозпредприятиях. В этих случаях удаленное обучение - несомненное преимущество перед традиционной (очной) формой. Однако следует иметь в виду, что дистанционная форма обучения, реализуемая посредством информационно-коммуникационных (компьютерных) технологий, требует длительной, заблаговременной, достаточно дорогостоящей и детальной проработки электронных образовательных маршрутов и обязательного учета целого ряда психологических особенностей потенциальных слушателей. Так в исследовании, посвященном дистанционному профессиональному обучению мастеров электрических сетей[8], был выявлен перечень психологических качеств, обязательных для учета при планировании дистанционного обучения именно для данной категории сотрудников. К этим качествам относятся выраженность вербальных и пространственно-математических способностей; характеристики познавательного стиля (ведущий канал восприятия, тип мышления и др.); уровень мотивации достижения; направленность субъективного контроля; уровень интроверсии - экстраверсии; степень эмоциональной устойчивости; уровень самоконтроля. Экспериментально доказано, что эффективность дистанционного повышения квалификации мастеров электрических сетей достоверно выше, если в каждом конкретном случае учитываются перечисленные психологические характеристики при выборе индивидуальной траектории обучения на электронном

обучающем портале (сайте). Важно отметить, что для разных профессий перечень значимых психологических характеристик будет отличаться, однако можно предположить, что для близких профессий внутри одной отрасли (сельскохозяйственное производство) некоторые качества окажутся общими. Именно от выраженности этих качеств зависят продолжительность и сложность дистанционных курсов, формы дистанционных занятий и электронные средства предъявления материалов. При обучении, опосредованном компьютерными технологиями, все эти детали должны разрабатываться заранее и учитываться в готовом электронном обучающем продукте (например, обучающем сайте или портале). В то время как при традиционном (очном) обучении подобные организационные вопросы (как учить?) решаются в процессе непосредственного взаимодействия преподавателя с обучающимися лицом к лицу [9,10,11].

ВЫВОДЫ

В ближайшем будущем представляется возможным и целесообразным внедрять и использовать комбинированную форму повышения квалификации специалистов АПК по программам энергосбережения различных уровней сложности, которые будут сочетать элементы очного и дистанционного обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Попов В.Д., Судаченко В.Н., Шимченко Н.И. Опыт Ленинградской области по энергосбережению в сельскохозяйственном производстве // ФГНУ «Росинформагротех». Москва. 2007.- 52с.

2. Эрк А.Ф., Судаченко В.Н., Размук В.А., Ковалева О.В. Результаты энергетического обследования сельхозпредприятий // Технологии и технические средства механизированного производства продукции растениеводства и животноводства / ИАЭП. - СПб, 2014. - № 85. - С.100-105.

3. Бровцин В.Н., А.Ф. Эрк А.Ф., Ковалева О.В. Анализ энергоэффективности предприятий молочного направления // Технологии и технические средства механизированного производства продукции растениеводства и животноводства / ИАЭП. - СПб, 2014. - № 85. - С.95-99.

4. Эрк А.Ф., Размук В.А., Ефимова А.Н. Выбор типа энергосберегающих ламп для помещений сельскохозяйственного производства // Технологии и технические средства механизированного производства продукции растениеводства и животноводства / ИАЭП. - СПб, 2014. - № 85. - С.105-112.

5. Эрк А.Ф., Размук В.А. Автоматизированная система стабилизации температуры воздуха в помещении для откорма телят с применением частотных регуляторов // Технологии и технические средства механизированного производства продукции растениеводства и животноводства / ИАЭП. - СПб, 2015. - № 86. - С.162-167.

6. Бровцин В.Н., Эрк А.Ф. Обоснование оптимальных параметров преобразователей энергии солнца и ветра в электрическую // Технологии и технические средства механизированного производства продукции растениеводства и животноводства / ИАЭП. - СПб, 2014. - № 85. - С.82-94.

7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.

8. Дуленкова Е.А., Кудрешова О.М., Третьяков В.П. Дистанционное обучение мастеров в энергетическом комплексе // Служба кадров и персонал. - 2013. - № 1. - С.71-77.

9. Дуленкова Е.А. Дизайн дистанционного обучения в системе повышения квалификации специалистов-энергетиков с учетом психологических особенностей пользователей // Открытое и дистанционное образование. - 2015. - № 3(59). - С.28-33.

10. Дуленкова Е.А. Психологическое обеспечение дистанционного профессионального обучения мастеров электрических сетей: Автореф. дис. канд. пс. н. СПб., 2015. - 25 с.

11. Ракутько С.А. Обучение энергосбережению: компетентностный подход. Благовещенск, 2010. - 120 с.

УДК 631.152

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ В СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИИ МОЛОЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

А.Ф. ЭРК, канд. техн. наук; ВН. СУДАЧЕНКО, канд. техн. наук; Е.И. БУГРИМОВА

В 2007-2014 гг. сотрудниками института проведены энергетические обследования 52 сельхозпредприятий молочного направления Ленинградской области. Основные потребители энергоресурсов сельхозпредприятий - фермы крупного рогатого скота, состоящие из скотных дворов, телятников, родильных отделений, бойни, доильных залов. Тепловая энергия используется для технологических нужд только доильных залов и родильных отделений. Источником тепла являются локальные электрокотельные; в редких случаях используется теплообменники (7%), в основном, собственного производства для утилизации тепла животных. Наибольшее количество энергоресурсов расходуется на освещение (30-40%). В основных производственных зданиях растениеводческого сектора производства используются энергоресурсы только на освещение и работу электроприводов технологического оборудования. Это сооружения для сушки и очистки зерна, заготовки кормов и сена, зернохранилища, овощехранилища, корнеплодохранилища, склады и т.п. Во вспомогательных цехах (мастерских, гаражах, системах водоснабжения и т.п. ) комфортные условия для работы персонала обеспечиваются, в основном, за счет использования локальных электрообогревателей. В результате получены усредненные значения годового потребления энергоресурсов за 2007-2013 г.г.: электроэнергия 43 - 60 %;моторное топливо 20 - 32 %;газ до 1,5 %;тепловая энергия 1,5-3 %. Наиболее затратным энергоносителем является электрическая энергия. Наибольший расход электроэнергии в хозяйствах на электроосвещение (30-40%) и нагрев воды на технологические нужды. Доля тепловой энергии, полученной от централизованных источников, значительно меньше, что связано, в основном, с использованием электроэнергии на обогрев административных и производственных зданий и сооружений. Затраты на моторное топливо, в основном дизельное, сопоставимы с затратами на потребленную электроэнергию. Потребление газа не существенно (до 5%). В целях повышения энергоэффективности производства предложены мероприятия, позволяющие рационально использовать электроэнергию и тем самым снизить затраты на ее закупку, как самого дорогого энергоносителя. Рассчитан темп снижения энергоемкости с ростом производства. Установлено, что доля финансовых затрат на оплату энергоресурсов в себестоимости производства продукции с ростом производства не растет, а несколько снижается. Полученные результаты послужат основой для разработки программ энергосбережения и повышения энергоэффективности производства на сельхозпредприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.