Научная статья на тему 'Методика обследования спроса на автобусы особо малой вместимости на примере г. Иркутска'

Методика обследования спроса на автобусы особо малой вместимости на примере г. Иркутска Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
464
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / PASSENGER TRANSPORTATION / ГОРОДСКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ / URBAN PASSENGER TRANSPORT / ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕВОЗКАМИ ПАССАЖИРОВ / ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF PASSENGER TRANSPORTATION / СТРУКТУРА ПАРКА АВТОБУСОВ / BUS FLEET STRUCTURE / ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ / ROLLING STOCK

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Яценко Светлана Анатольевна

Представлена адаптированная методика обследования пассажиропотоков с учетом применения на городских автобусных маршрутах подвижного состава особо малой вместимости. Рассмотрены задачи, общая схема, сопутствующая необходимая документация и этапы проведения исследования на примере репрезентативной выборки. Разработанная методика позволяет перевозчикам повысить качество обслуживания пассажиров за счет подбора рационального состава парка автобусов с учетом транспортного спроса, а так же определять для городского регулярного маршрута возможность и/или целесообразность использования подвижного состава особо малой вместимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Яценко Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS TO RESEARCH DEMAND FOR MINIBUSES ON THE EXAMPLE OF IRKUTSK

An adapted methodology for the study of passenger traffic flows taking into account the use of ultra small-capacity rolling stock on the city bus routes is presented. Consideration is given to the problems, general scheme, accompanying necessary documentation and research stages on the example of a representative sampling. The developed methods will allow transportation carriers to improve the quality of passenger service by choosing the rational composition of the bus fleet based on the traffic demand. It will also enable to determine the possibility and/or feasibility to use the rolling stock of ultra-small capacity on city regular routes.

Текст научной работы на тему «Методика обследования спроса на автобусы особо малой вместимости на примере г. Иркутска»

4. Bojko A.V., Jan'kov O.S., Markov A.S. Prichiny ot-lichija harakteristik sceplenija jelastichnoj shiny s plos-koj i cilindricheskoj opornoj poverhnost'ju [The reasons for differences between the characteristics of the elastic tire traction with a flat and cylindrical bearing surface]. Sb. nauch. trudov studentov i prepodavatelej instituta AMiT IRNITU "Aviamashinostroenie i transport Sibiri -2015" [Aircraft Engineering and Transport in Siberia 2015: Collection of scientific works of students and teachers of the Institute of Aircraft Engineering of Irkutsk national research technical university]. Irkutsk, IrGTU Publ., 2015, pp. 34-38.

5. Kul'ko P.A., Ushakov K.V. Gosudarstvennyj tehnich-eskij osmotr. Problemy i reshenija [State technical inspection. Problems and solutions]. Avtotransportnoe predprijatie - Motor transportation enterprise, 2005, no. 9, pp. 15-19.

6. Petrov M.A. Rabota avtomobil'nogo kolesa v tormoz-nom rezhime [Automobile wheel operation in the brake mode]. Omsk, Zap.- Sib. kn. izd-vo Publ., 1973, 224 p.

7. Fedotov A.I. Dinamicheskij metod diagnostiki pnevmaticheskogo tormoznogo privoda avtomo-bilej [Dynamic method of motor car air brake control diagnostics]. Irkutsk, IRNITU Publ., 2015, 514 p.

УДК 656.13

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ СПРОСА НА АВТОБУСЫ ОСОБО МАЛОЙ ВМЕСТИМОСТИ НА ПРИМЕРЕ г. ИРКУТСКА

© С.А. Яценко1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Представлена адаптированная методика обследования пассажиропотоков с учетом применения на городских автобусных маршрутах подвижного состава особо малой вместимости. Рассмотрены задачи, общая схема, сопутствующая необходимая документация и этапы проведения исследования на примере репрезентативной выборки. Разработанная методика позволяет перевозчикам повысить качество обслуживания пассажиров за счет подбора рационального состава парка автобусов с учетом транспортного спроса, а так же определять для городского регулярного маршрута возможность и/или целесообразность использования подвижного состава особо малой вместимости.

Ключевые слова: пассажирские перевозки; городской пассажирский транспорт; организация и управление перевозками пассажиров; структура парка автобусов; подвижной состав.

METHODS TO RESEARCH DEMAND FOR MINIBUSES ON THE EXAMPLE OF IRKUTSK S.A. Yatsenko

Irkutsk National Research Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

An adapted methodology for the study of passenger traffic flows taking into account the use of ultra small-capacity rolling stock on the city bus routes is presented. Consideration is given to the problems, general scheme, accompanying necessary documentation and research stages on the example of a representative sampling. The developed methods will allow transportation carriers to improve the quality of passenger service by choosing the rational composition of the bus fleet based on the traffic demand. It will also enable to determine the possibility and/or feasibility to use the rolling stock of ultra-small capacity on city regular routes.

Keywords: passenger transportation; urban passenger transport; organization and management of passenger transportation; bus fleet structure; rolling stock.

Перевозка пассажиров общественным транспортом - это крупнейшая социально-экономическая проблема, стоящая особенно остро в крупных городах. Увеличившийся в последние годы парк легковых автомобилей у граждан не только не решил эту проблему, но и обострил ее. В настоящее время перевозка пассажиров в круп-

ных городах выполняется муниципальными предприятиями (автобусным и городским электрическим транспортом), а также частными, которые освоили большую долю этого сектора рынка. При этом они используют всевозможные марки и модели автобусов, иногда мало приспособленные не только к особым условиям этого вида обслуживания

1

Яценко Светлана Анатольевна, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, e-mail: sv_lana2005@mail.ru

Yatsenko Svetlana, Associate Professor of the Department of Transport Management and Logistics, e-mail: sv_lana2005@mail.ru

населения, но часто и просто к перевозкам пассажиров. Пассажирские перевозки в крупных городах имеют свою специфику в зависимости от видов используемого общественного транспорта, уличных проездов, ширины проезжей части и т.п. [1, 2].

В г. Иркутске автобусные перевозки организованы так, что на одном маршруте может работать подвижной состав разной вместимости, принадлежащий нескольким перевозчикам, а некоторые микрорайоны обслуживаются только автобусами особо малой и малой вместимости. Наличие таких нюансов привело к необходимости изучения этой ситуации с точки зрения жителей города, пользующихся общественным транспортом.

Особую практическую ценность представляет разработка методики, позволяющей осуществлять расчет потребного количества подвижного состава разной вместимости на одном городском маршруте, которая дает возможность повышать качество обслуживания пассажиров.

Для адаптации методики обследования пассажиропотока в условиях применения автобусов особо малой вместимости были проведены исследования в соответствии с документом «Методические рекомендации по проведению обследования и определения степени использования общественного транспорта» от 14 февраля 2002 г. NОР-09-23/692. Минимальный объем выборки, обеспечивающий ее достаточную репрезентативность по доле в генеральной совокупности, определялся по формуле

Рп = 0 2 - к))/ А2,

где Рп - минимальный объем репрезентативной выборки (объем перевозок пассажиров или численность населения, подлежащее обследованию); ^ - кратность ошибки репрезентативности выборки; w(1-w) - степень вариации распределения; А - предельно допустимая ошибка репрезентативности выборки.

Сущность выборочных обследований пассажиропотоков заключается в том, что обследуется не вся генеральная сово-

купность, а только лишь ее определенная, обоснованная расчетами часть. Выявленные для этой части характеристики распространяются на соответствующую генеральную совокупность [3].

Целью исследования являлось определение закономерности в формировании спроса пассажиров на автобусы особо малой вместимости. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи.

1. Скорректировать методику проведения обследования с применением автобусов особо малого класса, обосновать формы учетных таблиц по каждому рейсу, обороту, автобусу и дню работы.

2. Провести исследования закономерностей распределения пассажиропотоков по маршрутной транспортной сети г. Иркутска с применением автобусов особо малой вместимости. Результаты таких исследований, позволяют разрешать следующие вопросы:

- анализировать распределение количества пассажиров на перегоне по каждому рейсу, обороту, автобусу и дню недели;

- рассчитывать коэффициенты использования вместимости по каждому рейсу, обороту, автобусу и дню недели, а также в целом за все время обследования;

- строить графики зависимости количества пассажиров от номера перегона, раздельно по рейсам, оборотам, маршрутам, дням недели (рабочие и выходные), а также в целом;

- выявлять зависимости средней дальности поездки от длины маршрута;

- выявлять зависимости скорости сообщения от длины маршрута.

Методика обследования спроса на автобусы особо малой вместимости предусматривает расчеты по счетно-табличному методу. Подготовка к проведению обследования должна включать следующие основные этапы.

1. Установить перечень маршрутов, на которых используются микроавтобусы. Выявить среди них наиболее характерные для маршрутной транспортной сети. Со-

брать информацию о каждом из этих маршрутов (начальный, все промежуточные и конечный пункты, расстояние между ними, длину маршрута, количество микроавтобусов, их марки, количество оборотов и рейсов, продолжительность рейса и оборота и т.д.).

2. Установить дни недели и даты проведения исследований. Согласовать их с городской администрацией или ассоциацией перевозчиков.

3. Определить (с учетом количества обследуемых маршрутов) марки автобусов; режим и сменность их работы; количество учетчиков и других лиц, требующихся для проведения обследования, контроля и обработки материалов.

4. Разработать специальные таблицы для обработки и анализа материалов исследования.

5. До начала обследования провести инструктаж для учетчиков с разбором примеров заполнения первичной документации.

Обследование счетно-табличным методом заключается в регистрации входящих и выходящих пассажиров на каждой остановке маршрута учетчиком, находящимся внутри подвижного состава. Учетчики должны располагаться по одному человеку у каждой активной двери. Количество учетчиков зависело от числа активных дверей транспортного средства. Также учетчики должны фиксировать наполнение салона на перегонах между остановками. Для результатов обследования были подготовлены специальные формы таблиц, которые затем использовались в качестве полевой первичной документации для ввода исходных данных в программу обработки.

Обследование пассажиропотоков по данной методике проводилось во время полного рабочего дня автобуса, с начала выхода на линию до окончания смены на маршруте, в течение пяти будних и одного выходного дня (суббота), на 34-х маршрутах города, где применялись автобусы особо малой вместимости (см. таблицу). Марки автобусов, принимавшие участие в обследовании: ГАЗ 3221, Hyundai GRACE, KIA

PREGIO, KIA Besta, TOYOTA HAICE, KIA TOPIK, SangYong ISTANA; HYUNDAI County, HYUNDAI CHORUS, ASIA COMBI AM-825.

Распределение исследуемых

маршру /тов по дням недели

День недели Номер маршрута

вторник пятница суббота 2, 2с, 3, 4, 4к, 6, 8, 9, 13, 14, 15, 16, 17, 18с, 21, 23, 27, 28, 28р

понедельник среда четверг 30, 32, 42, 44, 45, 48, 53, 60, 66, 79, 83, 85, 91, 92, 95, 97, 150

Закрепление учетчиков по маршрутам проводилось каждый день. Их работа осуществлялась в две смены: 1-я смена -6:00-15:00; 2-я смена - 15:00-23:00. На одной транспортной единице работало 2-3 учетчика в две-три смены.

В связи с тем, что обследование начиналось в 6:00, была договоренность с водителями транспортных средств (частных перевозчиков) забирать учетчиков индивидуально по каждому маршруту с начальных (конечных) остановок или с места жительства учетчика. Всего в обследовании принимало участие 142 человека. Учетчиками являлись студенты 1-5 курсов транспортных специальностей Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ).

Перед учетчиками ставились определенные условия для пресечения возможности недобросовестной работы водителей микроавтобусов, которые были заинтересованы в занижении объемов перевозок, влияющих на их доходы. В частности, условия содержали следующие пункты:

- ни при каких обстоятельствах не входить в сговор с водителями микроавтобусов;

- не уходить из автобуса во время рейсов;

- четко и правильно заполнять первичную документацию о количестве входящих и выходящих пассажиров.

Для контроля этих условий на каж-

дый маршрут назначались менеджеры (студенты 4, 5 курсов), которые сами участвовали в обследовании и при этом контролировали свою группу учетчиков. Менеджеров контролировали доценты кафедры менеджмента и логистики на автомобильном транспорте ИРНИТУ. Кроме этого, в каждом листе первичной документации была предусмотрена подпись водителя и подпись учетчика за каждый обследованный рейс. В дни обследования проводился контроль количества автобусов, работающих на обследуемых маршрутах. В обязанности менеджера входило:

- организация работы бригады (контроль, решение спорных вопросов, выборочная проверка таблиц обследования, указание на недостатки заполнения таблиц);

- организация выхода учетчиков по времени, стыковка смен;

- ответственность за выдачу и сбор документов со всех учетчиков в течение всего периода обследования;

- проверка правильности оформления документации;

- ввод данных в компьютерную программу.

Необходимая документация на одну бригаду включала пакет следующих документов.

1. Титульный лист маршрута.

2. Таблица перегонов в прямом направлении в зависимости от количества рейсов.

3. Таблица перегонов в обратном направлении в зависимости от количества рейсов.

4. Регистрационные таблицы.

Менеджеры бригады подчинялись

непосредственно руководителю обследования, учетчики - менеджеру бригады или руководителю обследования (при спорных ситуациях).

Порядок работы менеджера бригады заключался в следующем.

1. Закрепление за маршрутом учетчиков (в зависимости от места жительства студента).

2. Получение документации.

3. Выдача документации учетчикам.

4. Распределение между подчиненными времени (смены) и автобусов.

5. Согласование с учетчиками: времени, места сбора и сдачи документации.

6. Обработка первичной документации.

Общая схема обследования пассажиропотоков, осваиваемых автобусами особо малой вместимости, представлена на рис. 1.

Для обработки материалов обследования была разработана специальная компьютерная программа в среде MS Excel. Интерфейс программы обработки результатов исследования представлен на рис. 2.

Ввод исходных данных в программу и расчет технико-эксплуатационных значений осуществлялся в определенной последовательности.

1. Ввод исходных данных.

1.1. Номер маршрута, дата и день недели (прохождения обследования).

1.2. Марка автобуса.

1.3. Номинальная вместимость автобуса.

1.4. Время начала и время окончания работы автобуса на маршруте.

1.5. Стоимость проезда в автобусе по маршруту (тариф).

1.6. Количество перегонов в прямом и обратном направлениях (в кольцевых заполняется общее количество перегонов).

1.7. Количество рейсов в каждом из направлений за сутки (в кольцевых заполняется количество оборотов).

1.8. Количество входящих и выходящих пассажиров по каждому перегону.

2. Расчетные значения.

2.1. Длина маршрута в прямом и обратном направлении (для кольцевых -длина оборота) осуществляется прямым суммированием длины каждого перегона маршрута.

2.2. Средняя длина перегонов по маршруту.

2.3. Число пассажиров, перевезенных за рейс в прямом или обратном направлении.

Рис. 1. Общая схема методики обследования пассажиропотоков маршрутов с использованием автобусов особо малой вместимости

Ггршер расчета маршрута [Режим совместимости! - Microsott Excel

I Huipbr

а ■ ( кмкими«.»

1 1 1 1 > I ■ 1 1:4; •!•»:• ä ■ ! т и I

Рассчетнью данные

Длина маршрута, км прям. 15,34 обр. 16,48 всего 31.82

2 Пробег с пассажирами, км прям. 76,70 обр. 82,38 всего 159.08

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средняя длина перегона, км прям. 0,61 обр. 0.66 всего 0.64,

Таблица 1 • 18.04.06. вторник 1-ый автобус

Показатели 1 оборот 2 оборот 3 оборот 4 оборот 5 оборот Итого

кмо Ч-шр otfiil^iir:« врмвр. «ММ* кно ip шр нрш* к«о DfUflp oipjuip. IM» прлапр. о4р.»*пр юга

1 Ерем ядмин •.«■и ■ДЛИ 1.1M.1I им.» ШШ UM* 1W-1ÜI 1L41U UJHJ* алия 1Ш

2 Объем перевозок, пасс 18 7 25 18 14 3 2 13 19 32 17 21 38 13 17 30 79 78 157

) Пзсстрооборот, пзсш 147.7 49.0 196,7 128,1 120,4 2415 123,7 131.1 254,7 116.6 169.6 286.2 95Л 148.4 244,2 611.8 618.5 1230,3

1 Выручка, руб 144 56 20о 144 112 256 104 152 256 136 168 304 104 136 240 632 624 1256

5 Дальность поездки пасс.,км 8.2 7.0 7 3 7,1 8.6 7,8 95 6.9 8.0 6J 8.1 75 7,4 8,7 8,1 7,74 7,93 7,84

( Козф. сменности U1 2.43 1.95 2.07 L92 2.00 15« Iii 1Ä 2.14 2,03 2.08 2.04 из 1.98 1.61 1,78 1,69

Г Статич. козф. исполм 171 ел 0.« 0.(2 IS2 0,57 059 058 058 05? 0,74 0.65 0.46 0,63 054 0.59 0,53 0,56

1 Динтчтф. исполт 0.69 022 0,45 0,60 ОЛ' 056 058 058 058 054 0,75 0,65 0.45 0,66 055 0.57 0,55 0,56

S Скорость сообщения, км/ч 26 29 28 22 27 25 25 22 24 24 и 23 26 24 25 25 25 25

Ю Время рейса, ч u 0« 1.13 0,6« 0.60 U8 0,62 0.72 U9 ОД 0.72 US 0.60 0,67 Ц7 0.62 0,65 1,27

Я Время поездки пасс., ч 0,31 0,24 0.28 0,32 0,32 0,32 0,38 0,31 0,34 0,28 0,36 0.32 0i9 0,36 0.33 0.31 0,32 0,32

12 Коэф. неравно длине маршр. 2.09 1,63 1,47 1,42 1.58 1,64

Козф. нерав по часам суток U1

Рис. 2. Пример фрагмента интерфейса программы по обработке результатов исследования

2.4. Длина поездки пассажира в одном направлении.

2.5. Коэффициент сменности пассажиров на маршруте за рейс.

2.6. Статический коэффициент наполнения автобуса за рейс (либо оборот).

2.7. Динамический коэффициент наполнения автобуса.

2.8. Средняя скорость сообщения.

2.9. Время рейса.

2.10. Время поездки пассажира в одном направлении.

По результатам расчета выводились средние и итоговые технико-эксплуатационные показатели за каждый рейс, оборот, день недели, в целом по автобусу, в

целом по маршруту, в целом по дням обследования на каждом из маршрутов.

Результаты расчетов по приведенной выше методике позволят перевозчикам:

- повысить качество обслуживания пассажиров;

- определять для городского регулярного маршрута возможность и (или) целесообразность использования подвижного состава особо малой вместимости;

- подбирать рациональный состав парка автобусов с учетом транспортного спроса.

Статья поступила 01.02.2016 г.

Библиографический список

1. Тарханова Н.В. Анализ факторов, оказывающих влияние на объем транспортных услуг // Вестник ИрГТУ. 2015. № 6 (101). С. 134-137.

2. Фадеев Д.С., Моисеева М.А. Определение тарифа на перевозку пассажиров городским общественным транспортом в городе Иркутске // Вестник

ИрГТУ. 2015. № 12 (107). С. 287-295. 3. Михайлов А.Ю., Левашев А.Г., Шаров М.И. Современные методы оценки качества организации дорожного движения в городах. Иркутск, 2015. 218 с. Деп. в ВИНИТИ РАН 31.03.2015, № 64-В2015.

References

1. Tarkhanova N.V. Analiz faktorov, okazyvaiushchikh vliianie na ob"em transportnykh uslug [Analysis of factors influencing the ampint of transportation service]. Vestnik IrGTU - Proceedings of Irkutsk State Technical University, 2015, no. 6 (101), pp. 134-137.

2. Fadeev D.S., Moiseeva M.A. Opredelenie tarifa na perevozku passazhirov gorodskim obshchestvennym transportom v gorode Irkutske [Determining rate for passenger transportation by citythe carriage of passen-

gers public transport in the city of Irkutsk]. Vestnik IrGTU - Proceedings of Irkutsk State Technical University, 2015, no. 12 (107), pp. 287-295. 3. Mikhailov A.Iu., Levashev A.G., Sharov M.I. Sov-remennye metody otsenki kachestva organizatsii dorozhnogo dvizheniia v gorodakh [Modern methods of urban traffic organization quality evaluation], rukopis' deponirovana v VINITI RAN 31.03.2015, no. 64-V2015. Irkutsk, 2015, 218 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.