Научная статья на тему 'Методика исследования спонтанной речи говорящего в состоянии стресса'

Методика исследования спонтанной речи говорящего в состоянии стресса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1147
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗВУЧАЩАЯ РЕЧЬ / СПОНТАННАЯ РЕЧЬ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / АКЦЕНТУАЦИЯ И СИТУАЦИИ ЗВУЧАНИЯ РЕЧИ / SOUNDING SPEECH / SPONTANEOUS SPEECH / RESEARCH METHODS / ACCENTUATION AND SITUATIONS OF SOUNDING SPEECH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жабин Д. В.

В настоящей статье описывается методика исследования спонтанной речи говорящего в состоянии стресса c возможностью характеристики эмоционального состояния, а также психической акцентуации говорящего по формальным признакам его речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Жабин Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A new approach to studying spontaneous speech produced under stress

The paper discusses a new approach to studying various characteristics of spontaneous speech produced under stress. The method proposed in the article could be used for analysing the speaker's emotional state and personality accentuation.

Текст научной работы на тему «Методика исследования спонтанной речи говорящего в состоянии стресса»

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СПОНТАННОЙ РЕЧИ ГОВОРЯЩЕГО В СОСТОЯНИИ СТРЕССА

Д.В. Жабин

Кафедра немецкой филологии Воронежский государственный университет Университетская пл., 1, Воронеж, Россия, 394006

В настоящей статье описывается методика исследования спонтанной речи говорящего в состоянии стресса c возможностью характеристики эмоционального состояния, а также психической акцентуации говорящего по формальным признакам его речи.

Ключевые слова: звучащая речь, спонтанная речь, методы исследования, акцентуация и ситуации звучания речи.

В настоящее время звучащая речь все чаще привлекает к себе интерес исследователей. При этом основной проблемой и задачей является разработка механизма исследования звучащего материала. В этой области системный подход находится в стадии формирования. При этом мы наблюдаем большой временной разрыв между исследованием сегментного и супрасегментного уровней. Возможность системного подхода к анализу ритмико-интонационных параметров звучащей речи позволяет развитие исследовательских методик звучащего материала в направлении от формальных признаков к характеристике стиля речи и эмоционального состояния говорящего. Исследования звучащей речи приобретают междисциплинарный характер [3. С. 217—222].

С целью исследования спонтанной русской речи говорящего в состоянии эмоциональной напряженности нами был осуществлен эксперимент. Исходным пунктом явилось определение стрессовой ситуации. Стресс в психологии и психиатрии понимается как сильная неблагоприятная для организма психологическая и физиологическая реакция на воздействие экстремальных факторов, воспринимаемых человеком как угроза его благополучию. В качестве стрессовой ситуации рассматривалось судебное следствие по уголовным делам.

Перед проведением эксперимента нам было разрешено председателем суда: 1) рассмотрение ряда уголовных дел с целью составления прогноза и выбора наиболее стрессовой ситуации на судебном следствии; 2) установление контакта в отдельности с потерпевшими и обвиняемыми в рамках одного уголовного дела; 3) беседа врача-психиатра с испытуемыми с целью составления психического статуса и выявления наличия стрессового состояния говорящего.

Психиатрами также был определен тип психической акцентуации личности испытуемых (далее по тексту — ТАЛ): психастенический ТАЛ (5 чел.), эмоционально-неустойчивый ТАЛ (4 чел.), шизоидный ТАЛ (3 чел.), истероидный ТАЛ (5 чел.), астенический ТАЛ (3 чел.), эксплозивный ТАЛ (1 чел.). Под акцентуацией личности, вслед за К. Леонгардом, мы понимаем чрезмерную выраженность

отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями [1. С. 392].

Эти данные необходимы для дальнейшей классификации испытуемых не только по степени эмоциональной напряженности их речи, но и по группам в зависимости от их ТАЛ. На основе лингвистического анализа с определенной долей достоверности можно дать оценку эмоциональному состоянию говорящего (отклонение от нормы, тревожность, напряженность, наличие и тип эмоций), психофизиологическому состоянию (ненормативность, наличие патологии), также установить пограничные критерии для определения стрессового расстройства для того или иного ТАЛ.

При попытке анализа спонтанной речи говорящего в стрессовом состоянии мы обращали свое внимание в первую очередь на напряженность речи, а не на ее эмоциональную сторону [3. С. 217—222]. Формальные признаки спонтанной речи могут свидетельствовать о степени напряженности, которая может быть соотнесена с конкретными эмоциями говорящего. Следовательно, у различных ТАЛ наблюдается различная степень напряженности речи.

Исходя из понимания терминов «стресс» и «эмоциональная напряженность» в психиатрии и психологии, будем рассматривать их как тождественные [4].

При анализе ситуации, вызванной психологическими стрессорами, перед нами стояла задача выявить признаки стрессового напряжения говорящего. Перед проведением эксперимента с аудиторами был проведен дополнительный эксперимент с целью выяснить ориентиры аудиторов при оценке эмоциональной напряженности речи. Для этого были подобраны три текста, отличающиеся друг от друга эмоциональным настроем [3. С. 185—186]. Отобранные тексты были начитаны по методу контрадикции [4]. Характеристики этих текстов можно представить в следующей таблице:

Таблица

Характеристики напряженности текстов

Степень напряженности Тексты

1 2 3

Напряженность по содержанию + + -

Напряженность по форме - + +

Приведенная таблица показывает, что мы имеем различные комбинации формальных и содержательных признаков. Аудиторы (7 чел.) получили установку прослушать отрывки из романов (С. Шелдон); установить, какой из текстов, прочитанных диктором, является наиболее напряженным. При этом характер и критерий напряженности не уточнялся. Большинство аудиторов отметили второй текст (напряженный и по форме, и по содержанию). Вторым по напряженности аудиторы отметили текст № 3 (ненапряженный по содержанию). Третьим был отмечен первый текст, напряженный только по содержательным признакам.

Таким образом, аудиторы отдали приоритет формальным признакам перед содержательными при оценке напряженности речи. Полученный результат свидетельствует о ведущей роли формальных признаков устного высказывания при восприятии.

Индикатором напряженности речи при восприятии служат, прежде всего, формальные средства звучащей речи, причем эти средства находятся в отношении комплементарности с семантическим наполнением фразы и сигнализируют о степени напряженности речи. Важно заметить, что состояние эмоциональной напряженности передается комплексом формальных признаков звучащей речи на уровне темпа, ритмических параметров, пауз, речевых сбоев (ошибки, оговорки).

Главными критериями проведения эксперимента явились использование неотобранных популяций и добровольность участия. Разрешение на аудиозапись предоставлялось с согласия председательствующего судьи, а также согласно части 5 статьи 241 «О гласности» УПК РФ. Исследование проводилось в одно и то же время с целью получения естественного объективного материала спонтанной звучащей речи.

Экспериментальное исследование спонтанной речи было обусловлено психолингвистическим характером исследуемого явления. Описание изменения формальных признаков звучащей речи делает возможным получение объективных результатов, имеющих лингвистический смысл, на основе метода аудитивного анализа. Задачами эксперимента являлись: получить материал, отражающий речь в состоянии стресса (в естественных условиях); разработать механизм оценки степени напряженности речи; провести анализ формальных средств звучащей речи на уровне темпа, ритма, пауз, сбоев (обмолвок); определить функции этих средств при передаче напряженности речи; в результате исследования дать психолингвистическое описание речи в состоянии стресса.

Каждому эксперту-аудитору предлагалось прослушать текст допроса обвиняемого/потерпевшего и определить степень напряженности речи говорящего. Звучащий материал был проанализирован аудитором-фонетистом, перед которым была поставлена задача обозначить паузы и выделить ударные слоги. Данные аудиторов были распределены в соответствии с ТАЛ испытуемых.

Проведение аудитивного анализа экспериментального материала носило индивидуальный характер. Аудиторы-эксперты пользовались апробированной ранее в предыдущей работе схемой, разработанной при Научно-методическом фонетическом центре под руководством доктора филологических наук, профессора Ве-личковой Л.В. (ВГУ). Звучащие тексты допросов потерпевших и обвиняемых были записаны на CD-диски, транскрибированы и розданы свободным аудиторам, которые получили следующую инструкцию для выполнения основной части эксперимента: 1) прослушать текст на диске; 2) в предложенном варианте выделить те части текста, которые свидетельствуют о явном изменении состояния говорящего; 3) обозначить напряженность речи знаком «+» (в зависимости от степени «+ +», «+ + +») и отсутствие напряженности знаком «0».

Исходя из установленного задания, аудиторы имели свободу действий в стратегии на маркировку по объему высказывания при оценке напряженности речи. Все аудиторы оценивали каждую отдельную реплику говорящего вне зависимости от ее объема (общее число реплик — 2082).

Отобранный экспериментальный материал был предложен для аудитивного анализа экспертам — носителям русского языка (возрастная категория — от 23

до 60 лет). Аудиторы специально были представлены разными по социальному статусу группами: врачи, экономисты, музыканты, инженеры, программисты, школьные учителя и т.д.

В итоге эксперимента нами был представлен механизм, при помощи которого мы смогли описать систему, заключающую в себе объем высказывания говорящего. Анализ результатов исследования формальных признаков спонтанной речи позволяет заключить, что:

— у всех представленных ТАЛ наблюдается увеличение количества реплик с возрастанием степени напряженности в речи относительно данных со средней степенью напряженности; резкое уменьшение количества реплик характерно для речи с максимальной степенью напряженности;

— увеличение количества частотных ритмических групп (РГ) в речи со средней степенью напряженности наблюдается у испытуемых с психастеническим, шизоидным, истероидным и эксплозивным ТАЛ; у испытуемых с астеническими и эмоционально-неустойчивыми психическими характеристиками количество частотных РГ является приблизительно одинаковым в речи с минимальной и средней степенью напряженности;

— практически для всех ТАЛ является закономерным отсутствие частотных РГ в речи говорящих с максимальной степенью напряженности;

— с возрастанием степени напряженности наблюдается увеличение темпа речи у испытуемых с психастеническим, эмоционально-неустойчивым, истероид-ным, астеническим и эксплозивным ТАЛ. Обратное явление наблюдалось при анализе темпа речи у испытуемых с шизоидным ТАЛ;

— у экстравертированных личностей (с психастеническим, истероидным и эксплозивным ТАЛ) ударный слог имеет тенденцию к размещению от конечной к центральной позиции в РГ. У интровертированных личностей (с шизоидным и астеническим ТАЛ) ударный слог имеет тенденцию к размещению от центральной к конечной позиции в РГ. Константной (предпоследняя в РГ) является позиция ударного слога с возрастанием напряженности речи у испытуемых с эмоционально-неустойчивыми психическими характеристиками;

— протяженность РГ в слогах, определенная на основе максимально частотных РГ, с возрастанием степени эмоциональной напряженности в преобладающем большинстве случаев уменьшается;

— для всех представленных ТАЛ характерно увеличение количества повторов, фальш-стартов и пауз — хезитаций в речи, характеризующейся средней степенью эмоциональной напряженности.

В ходе эксперимента удалось в речи говорящих в стрессовой ситуации проследить и выявить изменения конфигураций ритмических групп, параметров темпа речи, протяженность ритмической группы и позицию ударного слога в ней. Настоящее исследование представляет выводы по анализу экспрессивных средств звучащей русской речи, расширяя наше представление об экспрессивных функциях ритмических параметров и темпа речи. Проведенный эксперимент в целом свидетельствует о возможности характеристики эмоционального состояния говорящего по формальным признакам его речи, а также дает информацию о процессе восприятия речи.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Балабанова Л.М. Судебная патопсихология: вопросы определения нормы и отклонений. Учебное пособие. — Донецк: Сталкер, 1998.

[2] Жабин Д.В. Формальные признаки спонтанной речи говорящего в ситуации стресса: Дисс. ... канд. филол. наук. — Воронеж, 2006.

[3] Жабин Д.В. О необходимости междисциплинарного подхода к понятию «эмоция» // Вестник Воронежского госуниверситета. Серия «Гуманитарные науки». — 2005. — № 2. — С. 217—222.

[4] Потапова Р.К., Потапов В.В. Язык, речь, личность. Монография. — М.: Яз. славян. культуры, 2006.

[5] Селье Г. Стресс без дистресса. Монография / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1979.

A NEW APPROACH TO STUDYING SPONTANEOUS SPEECH PRODUCED UNDER STRESS

D. Zhabin

German Philology Department Voronezh State University

Universitetskaya pl., 1, Voronezh, Russia, 394006

The paper discusses a new approach to studying various characteristics of spontaneous speech produced under stress. The method proposed in the article could be used for analysing the speaker’s emotional state and personality accentuation.

Key words: sounding speech, spontaneous speech, research methods, accentuation and situations of sounding speech.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.