Научная статья на тему 'Методика использования материалов краеведческого альманаха «Шадринская старина» на уроках истории России в средних общеобразовательных школах г. Шадринска'

Методика использования материалов краеведческого альманаха «Шадринская старина» на уроках истории России в средних общеобразовательных школах г. Шадринска Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
краеведческая периодика / краеведческий альманах «Шадринская старина» / патриотическое воспитание / средняя общеобразовательная школа / методика преподавания истории России / история Шадринска / история Зауралья / local history periodicals / local history almanac "Shadrinsk antiquity" / patriotic education / secondary school / methods of teaching the history of Russia / the history of Shadrinsk / the history of the Trans-Urals

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чипинова Наталья Федоровна

Данная статья посвящена инновационным формам использования материалов краеведческого альманаха «Шадринская старина» в процессе изучения предмета «История России» в средней общеобразовательной школе. Данный альманах включает историко-краеведческую информацию о повседневной жизни города Шадринска в XIX – XX веках. Альманах «Шадринская старина» издается с 1993 года, в 2023 году вышел юбилейный тридцатый выпуск. В настоящей статье рассмотрены формы и методы проведения уроков с использованием краеведческих материалов альманаха «Шадринская старина» на уроках истории по темам «Первая мировая война 19141918 гг.», «Гражданская война в 1918-1921 гг.», «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.», «Тыл в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», «Блокада Ленинграда 1941-1944 гг.», «История средних общеобразовательных и специальных образовательных учреждений г. Шадринска».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodology of using the local history almanac materials “Shadrinsk antiquity” in the lessons “History of Russia” in secondary schools of Shadrinsk

This article is devoted to innovative forms of using the materials of the local history almanac “Shadrinsk antiquity” in the process of studying the subject “History of Russia” in secondary school. This almanac includes historical and local history information about the daily life Shadrinsk in the 19th 20th centuries. The almanac “Shadrinsk Antiquity” has been published since 1993, in 2023 the thirtieth anniversary issue was published. The author presents the forms and methods of teaching history using local history materials of the almanac "Shadrinsk antiquity" on the topics “World War I 1914 – 1918”, “Civil War in 1918-1921”, “The Great Patriotic War 1941-1945”, “The rear during the Great Patriotic War 1941-1945”, “The Siege of Len-ingrad 1941-1944”, “History of secondary educational and special educational institutions of Shadrinsk”.

Текст научной работы на тему «Методика использования материалов краеведческого альманаха «Шадринская старина» на уроках истории России в средних общеобразовательных школах г. Шадринска»

УДК 37.016:91 DOI: 10.52772/25420291_2023_3_105

Наталья Федоровна Чипинова г. Шадринск

Методика использования материалов краеведческого альманаха «Шадринская старина» на уроках истории России в средних общеобразовательных школах

г. Шадринска

Данная статья посвящена инновационным формам использования материалов краеведческого альманаха «Шадринская старина» в процессе изучения предмета «История России» в средней общеобразовательной школе. Данный альманах включает историко-краеведческую информацию о повседневной жизни города Шадринска в XIX - XX веках. Альманах «Шадринская старина» издается с 1993 года, в 2023 году вышел юбилейный тридцатый выпуск. В настоящей статье рассмотрены формы и методы проведения уроков с использованием краеведческих материалов альманаха «Шадринская старина» на уроках истории по темам «Первая мировая война 1914- 1918 гг.», «Гражданская война в 1918-1921 гг.», «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», «Тыл в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», «Блокада Ленинграда 1941-1944 гг.», «История средних общеобразовательных и специальных образовательных учреждений г.Шадринска».

Ключевые слова: краеведческая периодика, краеведческий альманах «Шадринская старина», патриотическое воспитание, средняя общеобразовательная школа, методика преподавания истории России, история Шадринска, история Зауралья.

Natalia Fedorovna Chipinova

Shadrinsk

The methodology of using the local history almanac materials "Shadrinsk antiquity" in the lessons "History of Russia" in secondary schools of Shadrinsk

This article is devoted to innovative forms of using the materials of the local history almanac "Shadrinsk antiquity" in the process of studying the subject "History of Russia" in secondary school. This almanac includes historical and local history information about the daily life Shadrinsk in the 19th - 20th centuries. The almanac "Shadrinsk Antiquity" has been published since 1993, in 2023 the thirtieth anniversary issue was published. The author presents the forms and methods of teaching history using local history materials of the almanac "Shadrinsk antiquity" on the topics "World War I 1914 - 1918", "Civil War in 1918-1921", "The Great Patriotic War 1941-1945", "The rear during the Great Patriotic War 1941-1945", "The Siege of Leningrad 1941-1944", "History of secondary educational and special educational institutions of Shadrinsk".

Keywords: local history periodicals, local history almanac "Shadrinsk antiquity", patriotic education, secondary school, methods of teaching the history of Russia, the history of Shadrinsk, the history of the Trans-Urals

Актуальность данной темы не вызывает сомнений. Модернизационные процессы системы образования Российской Федерации тесно связаны с изменением структуры, формы, содержания, а также средств обучения. Реформы в образовании современного общества заключаются в изменении его ориентиров. Успешность личности обучающихся вплотную зависит от умения ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, при этом опираясь лишь на воспитательный потенциал. Цель современного образования - это всестороннее развитие обучающегося - его личных качеств, способностей, формирование у него активной и жизненной творческой позиции.

В условиях обновления федеральных государственных образовательных стандартов [15], как никогда, становится актуальной проблема краеведческой деятельности в средних общеобразовательных школах, так как она позволяет активно развиваться, получать качественное образование. В качестве общетеоретических методов познания был использован дедуктивный метод, метод анализа. Научная новизна заключается в методической разработке уроков по истории России с использованием материалов краеведческого альманаха «Шадринская старина».

Объект исследования - процесс использования материалов краеведческого альманаха «Шад-ринская старина» на уроках истории России в средних общеобразовательных школах.

Цель исследования - разработать методику проведения уроков по использованию краеведческих материалов выпусков «Шадринская старина» для учителей средней общеобразовательной школы.

Опираясь на цель, объект и предмет нашего исследования, мы поставили ряд задач, которые необходимо решить в ходе исследования:

1. Изучить источниковую базу исследования.

2. Выбрать из публикаций альманаха «Шад-ринская старина» наиболее подходящие для включения в курс изучения истории в средних общеобразовательных школах темы.

3. Предложить максимально соответствующую предварительно выбранной теме форму освоения материала.

В ходе анализа научной литературы по данной проблеме нами было выявлено противоречие между:

- возможностями высокоэффективного использования краеведческой литературы (альманаха «Шадринская старина») в средних общеобразовательных школах и недостаточной методической разработанностью этого использования.

Источниковой базой нашего исследования являются: 30 выпусков краеведческого альманаха «Шадринская старина» (1993-2023), монографии С.Б. Борисова «Золотое десятилетие» Шадрин-ского краеведения» (2003) [1] и «История деятельности Шадринского общества краеведов в 19942016 гг.» (2016) [2], а также статья ВАК С. Б. Борисова и Н.Ф. Чипиновой «Педагогический потенциал Шадринского общества краеведов в 19942000 гг.» [3].

Подробнее остановимся на характеристике альманаха «Шадринская старина» - главном элементе источниковой базы нашего исследования. Краеведческий альманах «Шадринская старина» можно по праву назвать феноменом отечественной провинциальной культуры конца XX - первой четверти XXI века. Вот уже три десятилетия, начиная с 1993 года, альманах ежегодно выходит под редакцией профессора Шадринского университета, доктора культурологии С.Б. Борисова. Главную задачу альманаха его бессменный составитель и редактор всегда видел в том, чтобы краеведческие публикации о Шадринске отличались неизменно высоким уровнем научности, как это ранее делалось выдающимся уральским краеведом и лексикографом Владимиром Павловичем Бирюковым (1888-1971) на посту директора «Шадринского Научного хранилища» (1918-1931). Материалы Шадринский старины позволяют современной молодежи и педагогической общественности Урала и Зауралья прикоснуться к ценнейшему пласту отечественной истории.

Краеведческий альманах «Шадринская старина» содержит статьи и материалы, авторами которых являются как шадринцы, так и жители других населённых пунктов России (Курган, Тверь, Москва, Екатеринбург и др.) и стран ближнего зарубежья (Харьков), посвятившие свои краеведческие исследования истории Шадринска [2, с. 112].

Несмотря на то, что альманах «Шадринская старина» является уникальным краеведческим феноменом, аналоги которому в отечественном краеведении отсутствуют, альманах выходит в свет в пределах той же административной территории, что и учебные заведения, учителя школ г. Шадрин-ска не знают, каким образом можно применить содержащиеся в альманахе ценные материалы в образовательном процессе средней общеобразовательной школы.

Одной из задач нашего исследования - разработать темы и формы проведения уроков по российской истории с материалами, опубликованными в выпусках «Шадринской старины» (всего с 1993 по 2023 год на четырех с половиной тысячах страниц краеведческого альманаха было напечатано более 600 статей, посвящённых различным аспектам истории Шадринска).

В статье мы представляем вниманию современной молодежи и педагогической общественности г. Шадринска результаты методического освоения материала, а именно: краткий перечень статей

альманаха, соответствующих темам учебной программы «История России».

Из 34 уроков в курсе истории России 10 класса всего один урок (урок № 22) отдан теме «Наш край в 1920-1930-е годы», находящейся в русле локальной истории [16]. Невольно возникает вопрос: почему лишь данный период в истории родного края выделен для рассмотрения в истории России? Наша задача - расширить перечень тем из истории родного края. Для подготовки к уроку «Наш край в 1920-1930-е годы» мы рекомендуем воспользоваться материалами краеведческого альманаха «Шадринская старина».

В краеведческом альманахе «Шадринская старина» были опубликованы статья главного архивиста отдела публикаций, использования документов и информационно-поисковых систем Государственного архива в г. Шадринске Ольги Викторовны Лукиных «Шадринск в период мировой войны 1914-1918 гг.» [9] и статья сотрудника Государственного архива в г. Шадринске Светланы Александровны Марамыгиной «К 100-летию Первой Мировой войны») [10]. В этих статьях рассматриваются подвиги шадринцев, которые доблестно сражались и погибали в боях за защиту своей Родины. Насчитывалось более 170 человек, ушедших на Первую Мировую войну. Создавались Комитеты Всероссийского земского Союза по оказанию помощи больным и раненым воинам, которые осуществляли снабжение перевязочными материалами, одеждой и обмундированием, оказывали транспортировку воинов, материальную помощь семьям лиц, ушедших на войну. В статьях можно прочитать о нашем выдающемся земляке, полеводе Терентии Семеновиче Мальцеве, участнике первой мировой войны.

Из двадцать второго выпуска краеведческого альманаха «Шадринская старина» можно узнать, что в Государственном архиве в городе Шадринске хранятся документы и фотографии, являющиеся отражением военных и трудовых будней русской армии, свидетельствующие о помощи жителей г.Шадринска воинам Первой Мировой войны 1914 - 1918 гг. Данный материал мог бы стать интересным дополнением к теме «Первая мировая война», обучающиеся могли бы увидеть архивные документы и фото по данной теме [10]. Наиболее эффективной формой проведения темы «Первая мировая война 1914-1918 гг.» является круглый стол, который позволяет углубленно изучить события, факты данного периода. План круглого стола можно дополнить материалами краеведческого альманаха, в том числе конкретными темами: «Подвиги шадринцев в годы первой мировой войны 1914-1918 гг.», «Роль Комитетов Всероссийского земского Союза в годы войны», «Мальцев Т.С. -участник первой мировой войны 1914-1918 гг.», «Трудовые будни тыла в годы первой мировой войны», «Анализ архивных источников, фотодокументов о войне».

В третьем выпуске краеведческого альманаха «Шадринская старина», увидевшем свет в 1995 году, была опубликована статья доктора культурологии, председателя Шадринского общества краеведов с 1998 года Сергея Борисовича Борисова (1963 г.р.) и краеведа, Почётного гражданина г. Шадринска Леонида Петровича Осинцева (1934— 2006) «Начало кровопролития» [11], в которой содержатся ценнейшие в историческом отношении, сюжетно увлекательные страницы гражданской войны на территории Шадринска. Опираясь на статью, учитель может раскрыть политический конфликт, возникший на проходившем в здании (зале) Шадринского драмтеатра (на улице Ленина) съезд фронтовиков, который перешёл «через дорогу» в здание женской гимназии (там и сейчас находится школа № 10). Знакомство с такими сведениями, несомненно, переведёт представления школьников (учащихся) о гражданской войне из разряда абстрактной информации в живое, «личностное» знание. Заметим, что уместно использовать материалы статьи Почетного гражданина г. Шадринска, автора ряда книг о Шадринске Виктории Николаевны Иовлевой (1931 г.р.) «Брат - на брата» [8], являющейся комментарием и дополнением к вышеназванной статье С. Б. Борисова и Л. П. Осинцева и опубликованной в том же третьем выпуске альманаха. Материалы данных статей можно использовать на уроке истории в 10 классе по теме «Гражданская война как общенациональная катастрофа». Наиболее эффективной формой проведения данной темы нам представляется урок-дискуссия, ключевым вопросом которой является: «Причины изменения отношения к советской власти в течение 1917 - 1921 гг.»

Задача дискуссии рассмотреть самые острые, дискуссионные проблемы гражданской войны с использованием краеведческого материала. Тема «Гражданская война 1918 - 1922 гг.» может быть представлена сообщениями по следующим темам: «Начальные «страницы» гражданской войны на территории Шадринска, «Начало кровопролития», «Брат - на брата», «Первые коммунистические субботники», «Урал и Сибирь в годы белого и красного террора», «Причины победы красных», «Гражданская война в живописи уральских художников», «Памятники героям Гражданской войны в Шадринске», «О Руфе Ильиче Развине (1882 - 29 июня 1918)». Гражданская война - это борьба между классами внутри страны за политическую власть, это борьба между теми, кто потерял её в октябре 1917 года и теми, кто взял власть в свои руки. Это самое судьбоносное событие в истории России, не просто братоубийственная война, но и национально-освободительная. Надо помнить, что белое движение поддерживало 14 стран, вторгшихся на территорию нашей страны.

В двенадцатом выпуске краеведческого альманаха «Шадринская старина», вышедшем в свет в 2004 году, был опубликован очерк мемуарного ха-

рактера инженера, кандидата технических наук Лазаря Исааковича Фрейдгейма (1935 г.р.) «Страницы шадринской жизни военных лет: Война и эвакуация глазами ребенка» [17]. Материал может быть использован при изучении темы «Тыл в годы войны 1941-1945 гг.». Для педагогов и молодежи в данной статье ценно то, что город Шадринск предстает перед читателем «глазами» семилетнего ребенка, указаны конкретные улицы, описан быт Шадринского учительского института, будни и праздники простых жителей города.

В девятом выпуске краеведческого альманаха «Шадринская старина» (2001 г.) была опубликована статья шадринского краеведа, основателя и многолетнего руководителя музея истории школы № 4 г. Шадринска, Почётного гражданина г. Шадринска, члена Шадринского общества краеведов с 1994 года, лауреата Уральской краеведческой премии им. В.П. Бирюкова (2014) Анриетты Всеволодовны Плотниковой (1935-2017) «О пребывании ленинградского интерната «Юные патриоты» в Шадринске в 19411945 гг.» [13]. В ней рассказывается о судьбе детей из блокадного Ленинграда, эвакуированных в город Шадринск. Статья может быть использована по теме «Блокадный Ленинград». Изучение фрагментов этой статьи, несомненно « приблизит» тему далекого блокадного Ленинграда к мировосприятию жителей зауральского города. Особое эмоциональное воздействие, несомненно, произведет заключительный эпизод статьи, описывающий как поезд, везущий детей из Шадринска обратно в Ленинград, остановился среди поля ромашек и дети выбежали в поле, чтобы сорвать их. Аналогичный эпизод присутствует в снятом по сценарию Геннадия Цыферова на киностудии «Союзмультфильм» в 1967 году советском рисованном мультипликационном фильме «Паровозик из Ромашкова», который также можно продемонстрировать на уроке.

Изучение темы «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» также не должно обходиться без краеведческого материала. В «Шадринской старине» можно найти подробную информацию об истории города Шадринска, его повседневной жизни в годы войны, людях тыла (персоналиях), о культурной (театральной) жизни города.

Так, в тридцатом (юбилейном) выпуске краеведческого альманаха «Шадринская старина», датированным 2022 годом, была опубликована статья руководителя музея Шадринского финансово-экономического колледжа Разбойкиной Зои Андреевны (1947 г.р.) «Повседневная жизнь 1941-1945 гг. в воспоминаниях сотрудников и учащихся Шад-ринского финансового техникума». Статья содержит воспоминания преподавателей и выпускников Шадринского финансового техникума о том, как спасались от голода дети, собирая «в поле колоски, варили из них кашу» [14, с. 8]. В годы войны дети тыла «помогали в госпитале: стирали бинты, читали газеты, заготавливали лекарственные травы, собирали комаров на проверку малярии, копали

картошку» [14, с. 4]. Цитата из воспоминаний описывается тяжелое время в годы войны: «Мы собирали гостинцы и навещали раненых, отправляли посылки и писали письма с пожеланиями победы», «нас каждое лето отправляли в колхоз, работали до октября, в городе на пищекомбинате резали овощи, чтобы сушить для фронтовиков». Воспоминания позволяют нам сформировать образ «детей войны»: «обездоленные, голодные, чем могли помогали фронту, но именно это выработало в них те качества, которые помогут в будущей жизни: выносливость, товарищество, веру, любовь и надежду...» [14, с. 7-8]. На уроках истории можно провести параллель со специальной военной операцией. Мы видим, как происходит объединение учителей и учащихся вокруг патриотических ценностей, как школьники помогают, кто чем может: плетут маскировочные сетки, делают окопные лампы, пишут письма, вяжут носки, собирают сухпайки и многое другое. Эффективной формой закрепления материала о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. является викторина по данной теме. Цель викторины - проверка знаний обучающихся по Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг. Можно выделить основные рубрики викторины: «Сражения», «Герои», «Военачальники», «Основные даты», «Ход Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.». В рамках сопроводительного материала рекомендуется развернуть выставку (экспозицию) книг: «Шадринцы - Герои Советского Союза» (1975), «Шадринск военной поры» (19952005 - 3 тома), «Шадринские были о солдатах» (1998), «Жители Шадринска на фронтах Великой Отечественной войны» (2016), «Жители Шадрин-ского района на фронтах Великой Отечественной войны» (2017); «Преподаватели и студенты Шад-ринского пединститута на фронтах Великой Отечественной войны» (2021).

Одной из сложных для усвоения тем у обучающихся является послевоенный период. Если события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. воспринимаются учащимися ярко и образно, то период послевоенного восстановления экономики и повседневная жизнь этого периода с трудом воспринимается молодыми людьми. В этом отношении краеведческие материалы, освещающиеся повседневную жизнь Зауралья в 1945-1955 гг. представляются особенно ценными. Так, в двадцать девятом и тридцатом выпусках альманаха «Шадринская старина», датированных 2021 и 2022 годами, были опубликованы статьи сотрудника Государственного архива в г. Шадринске с 1996 по 2016 год, члена Шадринского общества краеведов с 1998 года Людмилы Алексеевны Бяковой (1955 г.р.) «Повседневная жизнь в железнодорожном районе города Шадринска в середине XX века» [5] и « Детские годы в железнодорожном районе Шадринска в середине XX века» [4]. В статье описан быт в послевоенное время: улица Станционная (ныне Архангельского), сборные «финские дома», печное

отопление, приусадебный участок (7,5 соток) и палисадник перед домом, воду набирали из колонки у водонапорной башни, бесплатный проезд у железнодорожников, увлечение женщин «вышиванием крестиком», купание на озере Смолокурка, катание на велосипедах, летние и зимние коллективные детские игры, газетные автоматы, выписывание большого количества газет и журналов, быт почтового отделения, радио, телевизор, «маёвки» (коллективные выезды на природу) и т.д. Мы узнаем, как преображался город, появлялись четырех и пятиэтажные кирпичные дома, новый железнодорожный вокзал с 1974 г., общественная баня, построена новая железнодорожная школа №32 [4; 5]. Для закрепления изученного материала по данной малособытийной теме нам представляется организованная познавательная экскурсия для обучающихся школ по железнодорожному району города Шадринска, рассказывающая на основе вышеуказанных статей Л.А. Бяковой о повседневно-бытовой жизни железнодорожного района Шадрин-ска в середине XX века.

Каждый уважающий себя гражданин Российской Федерации должен знать не только историю своей страны, но и историю своей школы, в которой он учился. Материал по истории школ города Шадринска также содержится в краеведческом альманахе « Шадринская старина». Возможным для учителей становится организация проектной работы на уроках истории, например, создание стендовых докладов, подготовка презентаций, создание выставок, организация музейных стендов об учителях и выпускниках школы. В краеведческом альманахе «Шадринская старина» можно найти информацию об истории школ №10, 15, 32 города Шадринска.

В двадцатом выпуске краеведческого альманаха «Шадринская старина» (2012 г.) была опубликована статья начальником отдела публикаций, использования документов и информационно-поисковых систем Государственного архива в г. Шадринске Ириной Сергеевной Дегтяревой (1985 г.р.) «Школы Шадринска в 1940-е гг.» [7]. В статье автором охарактеризованы несколько школ города, о существовании которых нынешние школьники и даже многие учителя не имею представления. Это шадринские начальные школы № 2, № 6, № 8. В школах была низкая успеваемость по русскому языку письменному, большое количество учащихся не успевало «по арифметике, алгебре, истории, географии и иностранным языкам.» [7, с. 67]. Задевают за живое воспоминания о школьных годах 1934-1935 гг. участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: «В те годы нечего было думать о материальной базе для трудового воспитания. Базы не было, а воспитание было» [7, с. 68].

В статье внештатного краеведа школы № 4 г. Шадринска Светланы Александровны Винтовкиной (1954 г.р.) «Повседневная жизнь школы № 10 г. Шадринска 1950-1960-х гг. в воспоминаниях учителей и выпускников» [6], опубликованной в тридца-

том выпуске краеведческого альманаха «Шадрин-ская старина» (2022 г.) мы узнаем, какой была школа №10, какие учителя в ней работали, и конечно, о том, какая насыщенная культурно-просветительская и воспитательная жизнь царила в школе. Не забыть «КВНы, концерты, слеты, трудовые десанты, новогодние вечера, тимуровскую работу». В воспоминаниях описаны кабинеты физики, географии, кинозал и богатейшая библиотека, как отмечает автор: «чего только не было в библиотеке» [6, с. 12].

Василий Константинович Перунов (1942 г.р.), шадринский педагог, краевед, долгое время работавший старшим преподавателем кафедры отечественной и всемирной истории Шадринского пединститута в статье «Из истории школы № 15 г. Шадрин-ска» [12], опубликованной в двадцатом выпуске краеведческого альманаха «Шадринская старина» (2012 г.) пишет о том, как семилетняя школа была преобразована в 1956 году в среднюю. В ней учащимися под руководством директора был разбит фруктовый сад, имелись огород, опытный участок, конюшня для скота, склад для сена. Большое внимание в школе уделялось трудовому воспитанию, социальному соревнованию, кружковой деятельности, пионерской и комсомольской организации. В статье рассказывается, что ребята создавали платные концерты и на вырученные деньги оказывали помощь нуждающимся, инвалидам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Одна из наиболее подходящих для освоения данной темы форм проведения уроков - это защита проектов. Примерный список тем: «История моей школы», «Заслуженный учитель», «Ветеран труда», «Учитель с большой буквы», «История школы в воспоминаниях выпускников», «Образовательные учреждения города Шадринска на страницах архивных документах» и другие.

Таким образом, использование материалов краеведческого альманаха «Шадринская старина»

сделает уроки по истории в школах г. Шадринска более интересными для учащихся, сведения из истории страны прочно сольются в единое целое с живой информацией о событиях, происходивших непосредственно на улицах города и в результате патриотизм из нередко формального понятия станет естественным, «прирождённым» аспектом мировоззрения учащихся. В статье представлены темы и соответствующие им формы преподавания истории России для обучающихся средних общеобразовательных школ с использованием краеведческого материала. Круглый стол по теме ««Первая мировая война 1914-1918 гг.», дискуссия по теме «Гражданская война 1918 - 1922 гг.», интеллектуальная викторина по теме «Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг.», познавательная экскурсия для обучающихся школ по теме «Повседневная жизнь в железнодорожном районе города Шадрин-ска в середине XX века », защита проектов по темам «История моей школы», «Заслуженный учитель», «Ветеран труда», «Учитель с большой буквы», «История школ в воспоминаниях выпускников», «Образовательные учреждения города Шадринска на страницах архивных документах». Выявленное нами противоречие нашло отражение в методических разработках использования краеведческой литературы (альманаха «Шадринская старина») по истории России в средних общеобразовательных школах.

«Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2023 году по теме «Краеведческий альманах «Шадринская старина» (1993-2023 гг.) как феномен отечественной провинциальной культуры» (№ 16-341 от 26.05.2023 г.)».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Борисов, С.Б. «Золотое десятилетие» Шадринского краеведения: 1994-2004 гг. / С.Б. Борисов. - Шадринск : Ис-еть, 2003. - 79 с. - Текст : непосредственный.

2. Борисов, С Б. История деятельности Шадринского общества краеведов в 1994 - 2016 гг. / С.Б. Борисов. - Шадринск : Шадринский Дом печати, 2016. - 128 с. - Текст : непосредственный.

3. Борисов, С.Б. Педагогический потенциал Шадринского общества краеведов в 1994-2018 гг. / С.Б. Борисов, Н.Ф. Чи-пинова. - Текст : непосредственный // Общество: философия, история, культура. - 2018. - № 10 (54). - С. 109-115.

4. Бякова, Л.А. Детские годы в железнодорожном районе Шадринска в середине XX века / Л.А. Бякова. - Текст : непосредственный // Шадринская старина : краевед. альм. / сост. и отв. ред. С.Б. Борисов. - Шадринск, 2022. - Вып. 30 : 2022. - С. 16-44.

5. Бякова, Л.А. Повседневная жизнь в железнодорожном районе города Шадринска в середине XX века / Л.А. Бякова. - Текст : непосредственный // Шадринская старина : краевед. альм. / сост. и отв. ред. С.Б. Борисов. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2021. - Вып. 29 : 2021. - С 3-55.

6. Винтовкина, С.А. Повседневная жизнь школы № 10 г. Шадринска 1950-1960-х гг. в воспоминаниях учителей и выпускников / С.А. Винтовкина. - Текст : непосредственный // Шадринская старина : краевед. альм. / сост. и отв. ред. С.Б. Борисов. - Шадринск, 2022. - Вып. 30 : 2022. - С. 12-15.

7. Дегтярева, И.С. Школы Шадринска в 1940-е гг. / И.С. Дегтярева. - Текст : непосредственный // Шадринская старина : краевед. альм. / сост. и отв. ред. С.Б. Борисов. - Шадринск, 2012. - Вып. 20 : 2012. - С. 67-69.

8. Иовлева, В.Н. Брат - на брата / В. Н. Иовлева. - Текст : непосредственный // Шадринская старина : краевед. альм. / отв. ред. С.Б. Борисов. - Шадринск, 1995. - [Вып. 3] : 1995. - С. 39-42.

9. Лукиных, О.В. Шадринск в период мировой войны 1914-1918 гг. / О.В. Лукиных. - Текст : непосредственный // Шадринская старина : краевед. альм. сост. и отв. ред. С.Б. Борисов. - Шадринск, 2018. - Вып. 26 : 2018. - С. 108-111.

10. Марамыгина, С.А. К 100-летию Первой мировой войны / С.А. Марамыгина. - Текст : непосредственный // Шадринская старина : краевед. альм. / сост. и отв. ред. С.Б. Борисов. - Шадринск, 2014. - Вып. 22 : 2014. - С. 136-139.

11. Начало кровопролития / публ. подготовили С.Б. Борисов и Л.П. Осинцев. - Текст : непосредственный // Шадринская старина : краевед. альм. / отв. ред. С.Б. Борисов. - Шадринск : ШГПИ, 1995. - [Вып. 3] : 1995. - С. 144-151.

12. Перунов, В.К. Из истории школы № 15 г. Шадринска / В.К. Перунов. - Текст : непосредственный // Шадринская старина : краевед. альм. / сост. и отв. ред. С.Б. Борисов. - Шадринск, 2012. - Вып. 20 : 2012. - С. 75-78.

13. Плотникова, А.В. Пребывание ленинградского интерната «Юные патриоты» в Шадринске в 1941-1945 гг. / А.В. Плотникова. - Текст : непосредственный // Шадринская старина : краевед. альм. / сост. и отв. ред. С.Б. Борисов. - Шадринск, 2001. - Вып. 9 : 2001. - С. 66-90.

14. Разбойкина, З.А. Повседневная жизнь 1941-1945 гг. в воспоминаниях сотрудников и учащихся Шадринского финансового техникума / З.А. Разбойкина. - Текст : непосредственный // Шадринская старина : краевед. альм. / сост. и отв. ред. С.Б. Борисов. - Шадринск, 2022. - Вып. 30 : 2022. - С. 4-11.

15. Реестр примерных основных общеобразовательных программ : офиц. сайт. - URL: https://fgosreestr.ru/7ysclid4nitnmnpva172698399 (дата обращения: 01.10.2023). - Текст : электронный.

16. ФГИС «Моя школа». - URL: https://resh.edu.ru/subject/3/10/ (дата обращения: 01.10.2023). - Текст : электронный.

17. Фрейдгейм, Л.И. Страницы шадринской жизни военных лет. Война и эвакуация глазами ребенка / Л.И. Фрейд-гейм. - Текст : непосредственный // Шадринская старина : краевед. альм. / сост. и отв. ред. С.Б. Борисов. - Шадринск, 2005. - Вып. 12 : 2004. - С. 20-30.

REFERENCES

1. Borisov S.B. «Zolotoe desjatiletie» Shadrinskogo kraevedenija: 1994-2004 gg. [The "Golden Decade" of Shadrinsk local History: 1994-2004]. Shadrinsk: Iset', 2003. 79 p.

2. Borisov S B. Istorija dejatel'nosti Shadrinskogo obshhestva kraevedov v 1994 - 2016 gg. [The history of the activity of the Shadrinsk Society of Local Historians in 1994 - 2016]. Shadrinsk: Shadrinskij Dom pechati, 2016. 128 p.

3. Borisov S.B., Chipinova N.F. Pedagogicheskij potencial Shadrinskogo obshhestva kraevedov v 1994-2018 gg. [Pedagogical potential of the Shadrinsk Society of Local Historians in 1994-2018]. Obshhestvo: filosofija, istorija, kul'tura [Society: philosophy, history, culture], 2018, no. 10 (54) pp. 109-115.

4. Bjakova L.A. Detskie gody v zheleznodorozhnom rajone Shadrinska v seredine XX veka [Childhood years in the railway district of Shadrinsk in the middle of the XX century]. Borisov S.B. (ed.) Shadrinskaja starina. Vyp. 30. 2022: kraeved. al'm. [Shadrinskantiquity issue 30. 2022]. Shadrinsk, 2022, pp. 16-44.

5. Bjakova L.A. Povsednevnaja zhizn' v zheleznodorozhnom rajone goroda Shadrinska v seredine XX veka [Everyday life in the railway district of Shadrinsk in the middle of the XX century]. Borisov S.B. (ed.) Shadrinskaja starina. Vyp. 29. 2021: kraeved. al'm. [Shadrinskantiquity issue 29. 2021]. Shadrinsk: Shadrinskij Dom Pechati, 2021, pp. 3-55.

6. Vintovkina S.A. Povsednevnaja zhizn' shkoly № 10 g. Shadrinska 1950-1960-h gg. v vospominanijah uchitelej i vypusknikov [Everyday life of Shadrinsk school No. 10 of the 1950s and 1960s in the memoirs of teachers and graduates]. Borisov S.B. (ed.) Shadrinskaja starina. Vyp. 30. 2022: kraeved. al'm. [Shadrinskantiquity issue 30. 2022]. Shadrinsk, 2022, pp. 12-15.

7. Degtjareva I.S. Shkoly Shadrinska v 1940-e gg. [Shadrinsk School in the 1940s]. Borisov S.B. (ed.) Shadrinskaja starina. Vyp. 20. 2012: kraeved. al'm. [Shadrinskantiquity issue 20. 2012]. Shadrinsk, 2012, pp. 67-69.

8. Iovleva V.N. Brat - na brata [Brother - on - brother]. Borisov S.B. (ed.) Shadrinskaja starina. [Vyp. 3]. 1995: kraeved. al'm. [Shadrinsk antiquity issue 3. 1995]. Shadrinsk, 1995, pp. 39-42.

9. Lukinyh O.V. Shadrinsk v period mirovoj vojny 1914-1918 gg. [Shadrinsk during the World War 1914-1918]. Borisov S.B. (ed.) Shadrinskaja starina. Vyp. 26. 2018: kraeved. al'm. [Shadrinsk antiquity issue 26. 2018]. Shadrinsk, 2018, pp. 108-111.

10. Maramygina S.A. K 100-letiju Pervoj mirovoj vojny [To the 100th anniversary of the First World War]. Borisov S.B. (ed.) Shadrinskaja starina. Vyp. 22. 2014: kraeved. al'm. [Shadrinsk antiquity issue 22. 2014]. Shadrinsk, 2014, pp. 136-139.

11. Borisov S.B. (eds.) Nachalo krovoprolitija [The beginning of bloodshed]. Borisov S.B. (ed.) Shadrinskaja starina. [Vyp. 3]. 1995: kraeved. al'm. [Shadrinsk antiquity [issue 3]. 1995]. Shadrinsk: ShGPI, 1995, pp. 144-151.

12. Perunov V.K. Iz istorii shkoly № 15 g. Shadrinska [From the history of school No. 15 in Shadrinsk]. Borisov S.B. (ed.) Shadrinskaja starina. Vyp. 20. 2012: kraeved. al'm. [Shadrinsk antiquity issue 20. 2012]. Shadrinsk, 2012, pp. 75-78.

13. Plotnikova A.V. Prebyvanie leningradskogo internata «Junye patrioty» v Shadrinske v 1941-1945 gg. [Stay of the Leningrad boarding school "Young Patriots" in Shadrinsk in 1941-1945]. Borisov S.B. (ed.) Shadrinskaja starina. Vyp. 9. 2001: kraeved. al'm. [Shadrinskantiquity issue 9. 2001]. Shadrinsk, 2001, pp. 66-90.

14. Razbojkina Z.A. Povsednevnaja zhizn' 1941-1945 gg. v vospominanijah sotrudnikov i uchashhihsja Shadrinskogo finansovogo tehnikuma [Everyday life 1941-1945 in the memoirs of employees and students of the Shadrinsk Financial College]. Borisov S.B. (ed.) Shadrinskaja starina. Vyp. 30. 2022: kraeved. al'm. [Shadrinsk antiquity issue 30. 2022]. Shadrinsk, 2022, pp. 4-11.

15. Reestr primernyh osnovnyh obshheobrazovatel'nyh programm: ofic. sajt [Register of approximate basic general education programs]. URL: https://fgosreestr.ru/7ysclid4nitnmnpva172698399 (Accessed 01.10.2023).

16. FGIS «Moja shkola» ["My school"]. URL: https://resh.edu.ru/subject/3/10/ (Accessed 01.10.2023).

17. Frejdgejm L.I. Stranicy shadrinskoj zhizni voennyh let. Vojna i jevakuacija glazami rebenka [Pages of Shadrinsk life of the war years. War and evacuation through the eyes of a child]. Borisov S.B. (ed.) Shadrinskaja starina. Vyp. 12. 2004: kraeved. al'm. [Shadrinsk antiquity issue 12. 2004]. Shadrinsk, 2005, pp. 20-30.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Н.Ф. Чипинова, доцент, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой истории и права, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: chipinovanf@mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

N.F. Chipinova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department Chair, Department of History and Law, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: chipinovanf@mail.ru.

УДК 37.016:91 DOI: 10.52772/25420291_2023_3_111

Наталья Федоровна Чипинова г. Шадринск

Методические аспекты преподавания темы «Роль женщин в российском обществе

на рубеже XX - XXI веков»

Статья посвящена методическим аспектам преподавания темы «Роль женщин в российском обществе на рубеже XX - XXI веков». В статье описана организация проведения круглого стола, как одного из инновационных форм проведения занятий по истории России для студентов педагогических вузов. Главной целью мероприятия является обсуждение роли женщин в современной России. В статье рассмотрены основные аспекты подготовки студентов к круглому столу. Проанализированы статистические данные провинциального города о женщинах, которые занимали руководящие должности, о предпринимателях, учителях, врачах. Приведены примеры женщин, достигших определенного статуса в различных сферах деятельности. Показана роль советских фильмов на сознание современной молодежи. Данные материалы статьи могут быть полезны историкам, учителям, преподавателям образовательных организаций.

Ключевые слова: круглый стол, методика, статистические данные, опрос, новые сферы деятельности женщин, советские фильмы, гендер, социальная роль женщин.

Natalia Fedorovna Chipinova

Shadrinsk

Methodological aspects of teaching the topic "The role of women in Russian society in

the 20 - 21 centuries"

The article is devoted to methodological aspects of teaching the topic "The role of women in Russian society in the 20 -21 centuries". The article describes the organization of the round table discussion as one of the innovative forms of teaching the history of Russia for pedagogical university students. The main purpose of the round table discussion is to discuss the role of women in modern Russia. The article discusses the main aspects of preparing students for the round table discussions. The author analyzes the statistical data of the provincial women who held managerial positions, about entrepreneurs, teachers and doctors. The article presents the examples of women who have achieved a certain status in various fields of activity. The author shows the role of Soviet films on the consciousness of modern youth. The materials of the article can be useful to historians and teachers.

Keywords: round table discussion, methodology, statistical data, survey, new spheres of women's activity, Soviet films, gender, social role of women.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актуальность данной темы не вызывает сомнений. Во время форума «Женщины: глобальная миссия в новой реальности» (2021) Владимир Владимирович Путин отметил, что в решении задач, которые сегодня предлагает нам «современный, динамично меняющийся мир», безусловно, все более весомую роль, играют женщины. Женщины сегодня занимают высокие руководящие должности в различных отраслях, включая бизнес, науку, медицину, право и политику. Их навыки и квалификация вносят значительный вклад в развитие не только социально-экономической, но и производственной сферы. [13] По статистике в России женщин больше, чем мужчин. Женщин на 2023 год -78 млн. 300 тыс. человек (54%), а мужчин 68 млн. 100 тыс. человек (46%) [14]. К моменту начала специальной военной операции количество мужчин и женщин в 2022 году имело такое же процентное соотношение 54 % женщин, 46% мужчин от общей численности населения [14]. В связи с последними

событиями на Украине, мы рискуем «потерять» сильную половину человечества.

Круглый стол - одна из наиболее эффективных форм проведения занятий для студентов педагогических вузов, который позволяет углубленно изучить содержание вопросов темы, высказать собственное мнение, найти пути решения обозначенной проблемы. Такая инновационная форма мероприятия со студентами поможет раскрыть различные аспекты положения современных российских женщин.

Цель исследования - рассмотреть методические аспекты преподавания темы «Роль женщин в российском обществе на рубеже XX - XXI веков».

Объект исследования - процесс организации и проведения круглого стола на тему «Роль женщин в российском обществе на рубеже XX - XXI веков.

Методы исследования: анализ, синтез, опрос, воспоминания, анкетирование, обработка статических данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.