Научная статья на тему 'Методика и практика планирования налоговых поступлений в территориальных налоговых органах'

Методика и практика планирования налоговых поступлений в территориальных налоговых органах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / TAX PLANNING / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / TAX REVENUES / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ РЕГИОНА / TAX INCOME OF THE REGION / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / TAX AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Улыбина Лариса Витальевна, Большова Лилия Алексеевна

Рассматриваются вопросы государственного налогового планирования, методические подходы к планированию налоговых поступлений и механизм реализации этого процесса в территориальных налоговых органах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of tax revenues planning by regional tax authorities

The article deals with the issues of state tax planning, approaches to tax planning and its implementation by regional tax authorities.

Текст научной работы на тему «Методика и практика планирования налоговых поступлений в территориальных налоговых органах»

2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 г. // Рос. газ. 2014. 5 дек.

3. Новая декларация по НДС: общие вопросы (Косульникова М.) // Налоговый учет для бухгалтера. 2015. № 2. С. 16-24.

4. Официальный сайт ФНС России. URL: http://www.nalog.ru.

5. Тотальный контроль (Пономарева О.) // Практическая бухгалтерия. 2015. № 8. С. 72-74.

СОРОКИНА Елена Владимировна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: eva_urist21@ mail.ru

БЕЛОГОРСКАЯ Алла Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: ANchief@mail.ru

SOROKINA, Elena Vladimirovna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: eva_urist21@mail.ru

BELOGORSKAYA, Alla Nikolaevna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of World Economics and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: ANchief@mail.ru

УДК 336.22

МЕТОДИКА И ПРАКТИКА ПЛАНИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ

Л.В. Улыбина, Л.А. Большова

Рассматриваются вопросы государственного налогового планирования, методические подходы к планированию налоговых поступлений и механизм реализации этого процесса в территориальных налоговых органах.

Ключевые слова: налоговое планирование; налоговые поступления; налоговые доходы региона; налоговые органы.

L.V. Ulibina, L.A. Bolshova. METHODS OF TAX REVENUES PLANNING BY REGIONAL TAX AUTHORITIES

The article deals with the issues of state tax planning, approaches to tax planning and its implementation by regional tax authorities.

Keywords: tax planning; tax revenues; tax income of the region; tax authorities.

Прирост налоговых доходов местных, региональных и федерального бюджетов выступает сегодня основной задачей налоговых реформ. Россия является весьма разнородной относительно экономических потенциалов субъектов, входящих в ее состав, что охарактеризовано в первую очередь историческими факторами и большой территориальной разбросанностью. Вследствие этого у федерального центра появляется необходимость в механизме, дающем возможность оценить, с одной стороны, уровень бюджетной обеспеченности региона, с другой - его налоговый потенциал. Поэтому перед налоговыми органами встает основательная проблема результативного планирования налоговых поступлений в бюд-

жетную систему РФ и его улучшения. В значительной мере именно в пределах налогового контроля постоянно совершается исполнение государственных интересов в налоговой сфере, что, безусловно, порождает повышенный интерес к исследованию функционирования его своеобразного механизма. Таким образом, нормальное исполнение данных функций органами налогового контроля без проведения комплексного финансово-экономического анализа налогового планирования и прогнозирования налоговых поступлений в бюджетную систему страны не представляется возможным.

Одним из основополагающих направлений деятельности налоговой системы России является создание благоприятной среды, способст-

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Рис. 1. Схема реализации основных задач налогового планирования

вующей повышению эффективности производственных процессов, снижению выраженности диспропорциональных экономических явлений и как следствие - росту уровня жизни населения. Очевидно, что совершенствование методологического обеспечения, используемого в задачах бюджетно-налогового планирования и прогнозирования, считается непременным условием успешности такой деятельности.

В целом процесс государственного налогового планирования представляет собой определенный алгоритм последовательных действий (рис. 1).

Одним из приоритетных направлений государственного налогового планирования является достоверное прогнозирование объема налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Необходимое условие решения этой задачи - наличие значительного массива информации о конкретных субъектах налогообложения, которой в первую очередь обладают территориальные налоговые органы. Структурное содержание массива данных, используемого налоговыми органами при налоговом планировании, представлено на рис. 2.

На наш взгляд, содержание механизма планирования налоговых поступлений территориальными налоговыми органами может быть дифференцировано по следующим актуальным направлениям:

1. Оценка существующих позитивных и негативных проявлений во взаимоотношениях налоговых субъектов с налоговыми органами, анализ превалирующих в этих взаимоотношениях тенденций; изучение группового состава

множества налогоплательщиков с точки зрения динамики изменения его структурных и качественных характеристик, в том числе платежеспособности.

2. Выявление и анализ бюджетно-налоговых факторов (налоговая система в целом и ее отдельные элементы), оказывающих влияние на состояние финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.

3. Вероятностное моделирование возникновения нежелательных финансово-экономических и бюджетно-налоговых ситуаций, конфликтов между целями налоговых субъектов и целями налоговой системы; создание комплексных практических подходов к минимизации их последствий.

Для иллюстрации особенностей планирования налоговых поступлений территориальными налоговыми органами рассмотрим работу Управления Федеральной налоговой службы РФ по Чувашской Республике.

Прогнозирование и планирование налоговых поступлений на региональном уровне основано на взаимодействии территориальных налоговых органов с прочими государственными структурами. Существующая схема такого взаимодействия в исследуемом регионе представлена на рис. 3.

Аккумуляция статистическо-налоговой информации и аналитических материалов, необходимых для дальнейшего планирования налоговых доходов консолидированного бюджета, производится Министерством финансов Чувашской Республики, как правило, в самом начале процесса расчета контингентного со-

Структура информационного обеспечения планирования налоговых поступлений в деятельности территориальных налоговых органов

Налоговый кодекс Российской Федерации

Нормативно-правовая база / Законы о бюджетах на планируемый год

\

Показатели социально-экономического развития региона

Статистическая отчетность территориальных налоговых органов

Аналитические материалы о налоговых поступлениях

Законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты органов местного самоуправления по вопросам налогового регулирования

Социально-экономические показатели развития региона

Налоговый паспорт субъекта Федерации

Отчеты о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей (форма № 1-НМ, НОМ)

Отчеты о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям (форма № 4-НМ, НОМ)

Отчеты о контрольной работе (форма № 2-НК, НМ)

Отчеты о налоговой базе и структуре начислений по налогам и сборам (формы № 1-НДС, 5-П, 5-НП,5-МН и т.д.)

Обобщенные данные материалов налоговых проверок

Рис. 2. Структура информационного обеспечения налоговых органов в целях планирования налоговых поступлений

става налогов. На основании этих данных составляются отчеты, содержащие сведения о задолженности по налоговым платежам, уплате налоговых санкций и прочие, необходимые для дальнейшего прогнозирования налоговых поступлений. Указанные расчеты производятся параллельно как по республике в целом, так и по сведениям, предоставленным каждой из территориальных налоговых инспекций. В дальнейшем на основании имеющейся динамики налоговых поступлений и отмеченных выше данных производится расчет прогнозного объема поступлений в бюджет с его разбивкой по группам налогоплательщиков - физическим и юридическим лицам.

В налоговых органах показатели социаль-

но-экономического развития используются для формирования комплексного документа, применяемого для прогнозирования и планирования налоговых доходов и налоговых поступлений в бюджетную систему. Таким документом является Налоговый паспорт региона, находящий широкое применение в практике налогового администрирования УФНС по Чувашской Республике. Форма Налогового паспорта была адаптирована и применяется в деятельности Управления с 2004 г., причем формы Налогового паспорта ведутся как в целом по республике, так и в разрезе муниципальных образований.

Методика планирования и прогнозирования налоговых поступлений может состоять из ряда этапов. Первоначально производится

Рис. 3. Схема организационного взаимодействия государственных структур Чувашской Республики в процессе прогнозиро вания и планирования налоговых поступлений

комплексный анализ динамики изменения основных показателей, отражающих уровень социально-экономического развития и состояние налоговой базы, на основании данных которого строится прогнозный план поступлений налогов и сборов по наличествующим поступлениям. При этом разработка указанного плана осуществляется с учетом связанных с порядком исчисления и сроками уплаты особенностей отдельных налогов. Предполагаемая к поступлению сумма налогов и сборов корректируется в соответствии с величиной планируемого коэффициента их собираемости, которая оценочно намечается с учетом ее значений за предыдущие периоды.

Планируемый размер налоговых поступлений суммируется с планируемыми же дополнительными поступлениями будущего периода, к числу которых относятся: недоимки прошлых периодов, контрольные налоговые поступления, штрафы, пени и т.п. Составленный квартальный план разбивается помесячно в соответствии со сроками уплаты налогов и сборов.

Следующим этапом данной работы явяется предоставление разработанного поуровневого плана поступлений налогов и сборов на визирование начальнику отдела и на утверждение начальнику территориального налогового органа, после чего утвержденный и завизированный соответствующим образом экземпляр плана в срок до 20-го числа месяца, предшествующего периоду, на который план составляется, направляется в Управление ФНС России по Чувашской Республике.

Вопросами налогового планирования в Управлении ФНС России по Чувашской Республике занимается аналитический отдел. Отдел осуществляет учет и анализ налоговых платежей, рассчитывает плановые показатели сбора налогов, обобщает сведения о поступлении налогов и сборов и задолженности по ним в бюджетную систему РФ в информационном бюллетене.

В целях планирования налоговых поступлений отдел осуществляет ряд мероприятий (рис. 4).

Мероприятия УФНС России по Чувашской Республике, осуществляемые в целях качественного и предельно точного прогнозирования поступления налогов и сборов в бюджет

На основе данных территориальных инспекций о работе с основными налогоплательщиками осуществляется формирование ежедневного отчета о фактических поступлениях доходов в бюджетную систему РФ для проведения мер по улучшению складывающейся ситуации

Рис. 4. Мероприятия УФНС России по Чувашской Республике, осуществляемые в целях прогнозирования поступления налогов и сборов в бюджет

Рассчитанные таким образом индикативные показатели налоговых поступлений берутся за основу плановых заданий для выполнения. Кроме того, они могут корректироваться на предполагаемый уровень инфляции и уровень собираемости налогов.

По окончании отчетного периода происходит сравнение индикативных показателей с фактическими поступлениями налогов, и при выявлении серьезных расхождений проводится расследование их причин.

На этапе современности большая часть регионов России, в числе которых Чувашская Республика, - дотационные. Для них получить объективный прогноз налоговых доходов - задача особой актуальности.

Мы предполагаем, что в основе формирования системы налогового планирования и прогно-

зирования должен быть заложен принцип, в котором будут минимальные потери и выпадающие доходы регионального бюджета. Неотъемлемая часть системы планирования налоговых доходов регионального бюджета Чувашской Республики - это оценка таких сведений, как налоговая база, уровень налогового потенциала, уровень собираемости налогов и сборов, мониторинг налоговых платежей крупнейших и основных налогоплательщиков, мониторинг основных финансовых потоков и их соответствие товарно-материальным потокам, уровень налоговой нагрузки, инвентаризация налоговых льгот.

Кроме того, чтобы повысить результативность системы планирования налоговых доходов, нужно внедрить совокупность мероприятий по следующим функциональным направлениям:

1. Развитие информационно-аналитического обеспечения. В этой сфере, главным образом, должна быть образована четкая система, которая не допустит дублирования взаимообмена потоками информации между структурными подразделениями налоговой системы. Считается рациональным создать информационные базы данных в регионе, отражающие изменения макроэкономических показателей, совместимых с существующей налоговой и бухгалтерской отчетностью. Это даст возможность субъектам регионального планирования налоговых доходов бюджета координировать предпринимаемые комплексные меры с истинными возможностями налогоплательщиков, а также с необходимыми объемами финансовых средств бюджетополучателей.

2. Использование новых методов системы планирования налоговых доходов. Возможный вариант при краткосрочном планировании - это метод экспертных оценок, известный как метод «Дельфи». Это метод коллективных экспертных оценок, которые основаны на выявлении согласованной оценки группы специалистов путем их опроса, который проходит в несколько туров. На сегодняшний день метод «Дельфи» приобрел широкую популярность, и его считают одним из наиболее квалифицированных методов экспертного прогнозирования. В рамках данного метода применительно к бюджетному планированию группа экспертов высказывает свое обоснованное мнение о планируемых налоговых поступлениях. Оценки экспертов следует применять как дополнение к результатам, которые получены более «требовательными» методами.

Все более современным становится поиск новых форм и методов расчета прогнозных показателей доходной части бюджета. Вследствие этого появляется возможность представить новый алгоритм расчетов по отдельным видам налогов, процесс реализации которого подразумевает:

- проведение анализа состава налогоплательщиков-организаций, чтобы выделить из них:

1) фиксированную группу (осуществление деятельности ее участниками в течение всего разбираемого периода);

2) изменяющуюся группу (включает компании вновь основанные, прекращавшие свою деятельность, «иммигрировавшие», если на каждого налогоплательщика получается, к примеру, более 1% общих поступлений);

- осуществление поквартального анализа поступлений в бюджет от фиксированной

группы налогоплательщиков с ликвидацией влияния относительно случайных факторов (к примеру, не учитывая крупнейшие - более 5% общих поступлений - результаты контрольных действий налоговых органов);

- определение перспектив пополнения бюджета меняющейся группой налогоплательщиков (для привлечения соответственных структурных подразделений этих организаций);

- отслеживание темпов изменения поступлений налогов, базы которых наиболее чувствительны к изменению условий работы организаций - это налог на прибыль и налог на доходы физических лиц (в целом и в разрезе крупнейших предприятий);

- расчет ожидаемых поступлений в бюджет согласно показанным выше зависимостям, учитывая предполагаемые потери бюджета.

Рассматривая неопределенную экономическую ситуацию, рекомендуется поквартально уточнять прогнозы налоговых поступлений, руководствуясь актуальной информацией. При уточнении нужно применять метод приведения (сходных условий), к примеру, в теории «распространить» воздействие кризисных явлений на квартальные поступления, применить к последним коэффициент потерь бюджета.

Предложенный алгоритм расчетов является очень простым, оперативным, с возможностью реализации с минимальным привлечением используемой информации.

Список литературы

1. Вылкова Е.С. Налоговое планирование: учебник для магистров. М.: Юрайт, 2011. 637 с.

2. Налоговый менеджмент: учебник / Т.Я. Силь-вестрова [и др.]; науч. ред. Т.Я. Сильвестрова. Чебоксары, 2013. 320 с.

3. Прогнозирование и планирование в налогообложении: учебник / И.И. Бабленкова [и др.]; науч. ред. И.И. Бабленкова. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. 351 с.

4. Улыбина Л.В. Планирование налоговых поступлений в деятельности налоговых органов// Развитие финансовой системы России в условиях модернизации экономики: сб. науч. ст. / отв. ред. Н.В. Волкова. Чебоксары: филиал СПбГЭУ в г. Чебоксары, 2014. 142 с.

5. Улыбина Л.В., Клочков А.С. Методика планирования налоговых поступлений на уровне региона // Состояние и перспективы развития государства и общества в условиях модернизации: диалог науки и практики: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (28 янв. 2015 г.): в 2-х ч. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2015. Ч. 1. С. 337-341.

УЛЫБИНА Лариса Витальевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: 13.larisa@mail.ru

БОЛЬШОВА Лилия Алексеевна - старший преподаватель кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: lab345355@yandex.ru

ULYBINA, Larisa Vitalyevna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of World Economics and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: 13.larisa@mail.ru

BOLSHOVA, Lilia Alexeevna - Senior Teacher of the Department of World Economics and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: lab345355@yandex.ru

УДК 336.225

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ

Я.Г. Шипеев

Исходя из опыта российских исследователей-экономистов и правоведов, сделана попытка дать определение понятию «налоговое регулирование».

Ключевые слова: налог и регулирование; экономический термин; эффективный инструмент; персональные расходы.

Ya.G. Shipeev. ECONOMIC CONTENT OF TAX REGULATION

As a matter of experience the Russian researchers-economists and jurists, attempt to give definition to the concept «tax regulation» is made.

Keywords: tax and regulation; economic term; effective tool; personal expenses.

Налоги, а тем более в условиях политики невмешательства государства в рыночные процессы, являются эффективным инструментом государственного регулирования как экономики в целом, так и отдельных ее секторов. Объективно налоги являются основным источником государственных доходов, а с позиции общества - обязательными персональными расходами. Государство с помощью системы налогов и сборов императивно устанавливает макроэкономические и микроэкономические пропорции текущего и будущего распределения и перераспределения экономических благ в обществе, в связи с чем на современном этапе реализации налоговой политики актуально использование такого экономического термина, как налоговое регулирование.

Однозначного понимания содержания и сущности налогового регулирования на сегодня ни у практиков, ни у теоретиков не существует. Например, А.В. Красюков увязывает налоговое регулирование с государственным нормативным регулированием налоговых отношений [5]. Такого же мнения придержива-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ются авторы В.И. Лазарев [6], Е.С. Зайцева [4]. Т.Я. Сильвестрова и ряд других авторов трактуют налоговое регулирование «... и как систему экономических мер оперативного вмешательства в ход выполнения налоговой части бюджета», определяя конечную цель налогового регулирования как «уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующего субъекта, граждан» [10].

Б.Х. Алиев [1], И.А. Майбуров [7] и другие оперируют такими категориями, как: «налоговая политика», «налоговый механизм», «налоговое администрирование», «планирование» и «прогнозирование», «налоговый менеджмент», «налоговая стратегия», «налоговый контроль» и др. На наш взгляд, данные категории входят в содержание налогового регулирования.

Разбирая данное понятие, заметим, что складывается оно как совокупность двух категорий: налог и регулирование.

Неоднозначность понимания исследователями категории «налоги» подтверждается тем, что до сих пор ученые дискутируют по вопросам содержания налога и его функций, а теперь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.