an image-building constituent of the destination. The authors hold that Moscow-region artisantry is unique due its relative abundance and the recognized brand. The authors come to a conclusion on the significance of folk arts and crafts for a sustainable regional/territorial development based on their job creation contribution; tourist offer promotion and tourist-oriented infrastructure development entailing creating new employment opportunities, souvenir production, tax liabilities etc. The authors insist that museum-initiated arts-and-crafts market-driven production be coordinated and further developed. In the article, the authors suggest creating a coordinating artisantry committee and provide a calculation of the performance targets of Moscow region tourism development with due regard to the progressive growth of folk arts and crafts.
Keywords: fold arts and crafts; artisantry; arts and crafts museums; coordinated interaction in tourism, cultural tourism
References
1. Il’kevich, S.V., and Sakharchuk, E.S. Ekonomicheskie aspekty ustoichivogo razvitiia turizma v regionakh Rossiiskoi Federatsii [Economic aspects of sustainable tourism development in the regions of the Russian Federation]. Vestnik assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. Vol 8. 2014. №2. pp. 4-17.
2. Minaev, V.A., Platonova, N.A. and Pogrebova, E.S. Metodika analiza kachestva regional’noi infrastructury industrii turizma i turisticheskogo servisa [Tourist-industry and tourist-service regional infrastructure quality analysis methodology]. Vestnik assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. Vol. 8. 2014. №2. pp. 38-47.
3. Fedulin A.A., Sakharchuk E.S. and Ilkevich S. V. Moscow Regional Education Cluster in Tourism and Services: A New Sustainable Development Paradigm // WORLD APPLIED SCIENCES JOURNAL Issue 30 (Management, Economics, Technology & Tourism), 14: p. 243-246.
4. Kortunov V.V., Chudinov V.A., and Sokolova E. Y. Tourism as a Way of Expanding Human Existence/WORLD APPLIED SCIENCES JOURNAL Issue 30 (Management, Economics, Technology & Tourism), 14: p. 124127.
5. Kortunov V.V., Ananyeva T.N., Platonova N.A. and Chudaykina G.M. Fundamentals of Professional Ethics for Travel Service Employees/WORLD APPLIED SCIENCES JOURNAL Issue 30 (Management, Economics, Technology & Tourism), 14: p. 167-170.
6. Kharitonova T. V. and Chkhikvadze N.A. Research of Competence-Based Tourism Educational System’s Conformity with Requirements of a Modern Business-Society/WORLD APPLIED SCIENCES JOURNAL Issue 30 (Management, Economics, Technology & Tourism), 14: p. 85-88.
7. Sakharchuk E.S. Analysis of Practice Centered Aspects of Educational Programs in the Sphere of Tourism and Hospitality/World Applied Sciences Journal 27 (Education, Law, Economics, Language and Communication): p. 305-308, 2013.
УДК 379.854
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МАРШРУТА ПУТЕШЕСТВИЯ ДЛЯ АВТОТУРИСТОВ
Ермаков Александр Станиславович, кандидат технических наук, доцент, [email protected], ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация
Развитие автотуризма в России предполагает формирование всех видов его обеспечения, в том числе и по выбору туристских маршрутов для автотуристов. В статье представ-
39
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...
лен алгоритм выбора туристского маршрута с учетом нескольких факторов и критериев его оценки. Автотуристы принимают решение о предстоящем путешествии в несколько стадий: от изучения информации о новых аттракциях до формирования предпочтения посещения каких-либо определенных объектов. Поэтому важно не только представить информацию о характеристиках туристских ресурсов посещаемого региона, но и сведения по всем видам сервиса как автотуриста, так и автомобиля (автокемпера) как в местах посещения, так и в пути следования. Для поиска рационального варианта туристского маршрута в системе предусматриваются нескольких частных критериев: протяженность маршрута; время прохождения с учетом пропускной способности; степень обеспечения сервисными услугами; наличие дополнительных аттракций по пути следования; уровень безопасности и др. Путь к единому критерию оптимизации предлагается выстраивать через обобщение и использование некоторой функции совокупности свойств исследуемого маршрута. Дая выбора рационального варианта маршрута с учетом нескольких критериев предлагается использование функции Харрингтона и шкалы желательности. По обобщенному интегральному показателю определяется рациональный вариант туристского маршрута. В основе построения обобщенной функции лежит идея преобразования натуральных значений частных критериев качества Y. в безразмерную шкалу желательности или предпочтительности. Каждый частный критерий Y. имеет свой физический смысл и размерность. Чтобы объединить различные критерии, прежде всего, приходится ввести для каждого из них безразмерную шкалу. Наиболее простым решением является преобразование значений критериев через их соответствие единичному отрезку. Разработанная методика представляет интерес для профессиональных участников туристской индустрии, вузовских преподавателей, занимающихся вопросами разработки маршрутов автотуризма.
Ключевые слова: автотуризм, туристский маршрут, функция Харрингтона
Введение. Рост числа автомобилей в личном пользовании, урбанизация, увеличение темпа жизни и занятости населения в крупных городах нашей страны, — все это и многое другое вызывает необходимость в развитии доступного отдыха для автовладельцев. Во многих странах Европы автомобильный туризм для определенной части населения является стилем жизни [3; 4]. Автомобильный туризм — это путешествия людей в страны или местности, отличные от их постоянного места жительства, в которых основных средством передвижения выступает частный или арендованный автомобиль или автокемпер (автодом). В России автомобильный туризм также набирает свою популярность. Если в самом начале этого века россияне воспринимали автопутешествия как экзотику, то с ростом благосостояния появился спрос на качество и разнообразные услуги автотуризма. Постепенно он приобрел черты туристской отрасли. На активное развитие внутреннего автотуризма в Российской Федерации влияет наличие и доступность всех видов его обеспечения. Одним из наиболее важных факторов, влияющих на принятие
решения, является информация о туристском маршруте. Автотуризм по большей части относится к самодеятельному виду туризма, и каждый его участник принимает самостоятельное решение о маршруте путешествия. Однако в нашей стране, поскольку автотуризм находится в стадии начального развития, автотурист не имеет достаточно сведений для рационального выбора туристского маршрута. Случайно выбранный маршрут путешествия автотуриста может существенно снизить позитивное впечатление от путешествия или не позволит его пройти при наличии неучтенных негативных факторов.
Потребитель автотуризма принимает решение о предстоящем путешествии в несколько стадий: от получения информации о новых аттракциях до формирования предпочтения посещения каких-либо определенных объектов. Поэтому важно не только представить информацию о характеристиках туристских ресурсов посещаемого региона, но и сведения по всем видам сервиса как для автотуриста, так и для автомобиля (автокемпера), как в местах посещения, так и в пути следования.
40 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №3
Методика формирования маршрута путешествия для автотуристов
Одним из таких информационных документов является маршрутный лист автотуриста. Наличие данного документа (или плана поездки) является одним из необходимых для получения визы для автотуристов, планирующих выезд на автомобиле (автокемпе-ре) в Шенгенскую зону Европы.
Туристский маршрут для путешествия автотуриста может быть представлен в виде маршрутного листа (рис. 1). Однако сведений о туристском маршруте в нем недостаточно для учета всех факторов при формировании маршрута.
Маршрутный лист
Автотурист________________________
(фамилия, имя, отчество)
Дата выезда_______________________
Дата возвращения__________________
Автомобиль марки__________________
Регистрационный №_________________
Дата при- бытия (коли- чество ночей) Стра- на пре- быва- ния, город Отель пре- быва- ния Адрес отеля, номер теле- фона, элек- трон- ная почта Перегон между отелями (в км), краткий перечень объектов посещения При- меча- ние
Рис. 1. Маршрутный лист автотуриста
Рис. 2. Блок-схема алгоритма формирования туристского маршрута
Основная часть. Алгоритм формирования маршрута автотуриста предполагает выполнение нескольких этапов (рис. 2). Идея маршрута возникает на основании знакомства потребителя с популярными среди других автолюбителей формами, видами и местами туризма и аттракциями туристских ресурсов. Потребности туристов требуют изучения (исследования) туристских ресурсов, предполагаемых объектов посещения. Источниками информации могут быть сайты общественных организаций и объединений, частных и государственных предприятий и государственных (региональных) органов управления в сфере сервиса и туризма. Наиболее достоверная информация об объектах посещения, средствах размещения, предприятиях питания, трассах дорог и т. п. может быть доступна на специализированных региональных туристских информационных центрах (ТИЦ). Кроме сведений об объектах посещения (их координат, аттракций, получаемых от их посещения, параметров предоставления сервисных услуг и т. п.), автотурист должен иметь представление о трассах дорог и их участках (протяженность, пропускная способность, состояние покрытия, оплата проезда и др.) и сервисных пунктах (расположение, параметры, условия) на них.
Некоторые поисковые системы (google, yandex и др.) и специализированные сайты [1] предоставляют автотуристу возможность получения информации о маршруте в виде изображения его на карте, а также данных о протяженности и продолжительности (без учета/с учетом пропускной способности дорог по маршруту следования). Желательно на специализированных сайтах для автотуристов предусмотреть через учет различных факторов формирование рациональных туристских маршрутов. Результаты такого формирования предлагаются туристу через интерактивное общение с ним.
Для поиска рационального варианта туристского маршрута в системе должно быть предусмотрено определение нескольких частных критериев [5; 6]:
Y1 — протяженность маршрута;
Y2 — время прохождения с учетом пропускной способности;
Y3 — степень обеспечения сервисными услугами;
41
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...
Y4 — наличие дополнительных аттракций по пути следования; Y5 — уровень безопасности и др. Научный инструментарий. Путь к единому критерию оптимизации может лежать через обобщение и использование некоторой функции совокупности свойств исследуемого маршрута. Одним из наиболее удобных способов построения обобщенного показателя качества туристского маршрута та через комбинирование исходных частных критериев. Для нахождения их значений применяем шкалу желательности (табл. 1), которая устанавливает соответствие между физическими и психологическими параметрами. Обобщенная функция желательности Харрингтона, представляющая среднее геометрическое желательностей отдельных нормированных показателей оптимизации R. имеет вид
является функция желательности Харрингтона. В основе построения этой обобщенной функции лежит идея преобразования натуральных значений частных критериев качества Y в безразмерную шкалу желательности n S = nn Ri, (2) У-1
или предпочтительности. Каждый частный критерий Y. имеет свой физический смысл и размерность. Чтобы объединить различные критерии, прежде всего, приходится ввести для каждого из них безразмерную шкалу. Наиболее простым решением является преобразование значений критериев через их соответствие единичному отрезку [0, 1]. Для этого необходимо нормировать частные критерии качества Y по формуле Е. Харрингтона [2]: Ri = e~(\y°\)mj ,0<R.<1, (1) где т. — положительная константа 0<ш|<М«», представляющая собой вес частных факторов; у0 — линейная функция от Y, определяемая по формуле 2Y (ymax\ ymim\ y°-ZY Y Yi > y°- 1 J ymax_ ymm J при у. = ymin; у0 = 1 при утшс. После построения безразмерной шка- где S — обобщенная желательность (значение интегрального показателя качества) по туристскому маршруту. Если хотя бы один относительный критерий Y будет равен нулю, то обобщенный показатель S также будет равен нулю. Если показатель S = 0, то данный вариант туристского маршрута не рассматривается. Максимальное значение обобщенного показателя S возможно для идеального варианта маршрута. При малых относительных значениях критериев Y происходит существенное изменение обобщенного показателя, означающее, что при оценке критерия по шкале желательно «плохо» и особенно «очень плохо», туристский маршрут получает низкую оценку. Определив наиболее рациональные параметры туристского маршрута, производят формирование документационного его обеспечения. Для туристской фирмы туристский маршрут будет окончательно сформирован и может быть рекомендован для реализации в автотуризме, когда маршрут будет апробирован.
лы для каждого критерия необходимо определить правило нахождения обобщенного показателя качества туристского маршру- Основные выводы Предложенная методика формирования туристского маршрута для автотуризма по-
Таблица 1
Стандартные отметки по шкале желательности
Желательность Отметки по шкале желательности
Очень хорошо 1,0-0,80
Хорошо 0,80-0,63
Удовлетворительно 0,63-0,37
Плохо 0,37-0,20
Очень плохо 0,20-0,0
42
научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №3
Методика формирования маршрута путешествия для автотуристов
зволяет комплексно его оценить и предложить потребителю наиболее рациональный его вариант. На основе методики возможно построение маршрутов автотуризма в Российской Федерации. Профессионально раз-
работанные автомаршруты могут стать основой для формирования российской системы автосервисных зон, предполагающих развитие поддерживающей инфраструктуры.
Литература
1. Ермаков А.С., Корнеев А.А., Черепанов Д.А. Анализ требований, предъявляемых к средствам размещения автотуристов // Сервис plus. Том 8. 2014. №2.
2. Азгольдов Г.Г., Райхман Э.П. О квалиметрии. М.: Изд-во стандартов, 1972. 172 с.
3. Илькевич С.В., Сахарчук Е.С. Экономические аспекты устойчивого развития туризма в регионах Российской Федерации // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Том 8. 2014. №2.
4. Минаев В.А., Платонова Н.А., Погребова Е.С. Методика анализа качества региональной инфраструктуры индустрии туризма и туристического сервиса // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Том 8. 2014. №2.
5. Korneev А.А., Rudneva M.Y., Sokolova E.Y. Analysis of European Experience of Motoring Tourists’ Camps Creation // World applied sciences journal Issue 30 (Management, Economics, Technology & Tourism), 14: P. 323-326, 2014.
6. Ermakov A.S., Sakharchuk E.S. Development of a Mathematical Model for Optimization of Transport Routes for Autotourists // World Applied Sciences Journal 27 (Education, Law, Economics, Language and Communication): P. 474-477, 2013.
AUTOTOURISM ITINERARY DEVELOPMENT METHODOLOGY
Ermakov Aleksandr Stanislavovich, Candidate of Engineering, Associate Professor, [email protected],
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
Autotourism development in Russia presupposes provision of its comprehensive support, including autotourism itinerary development. The article presents an algorithm for itinerary selection as factored by a number of evaluation criteria. Itinerary selection is a multistage process and encompasses activities from collecting data on attractions to making a preference-informed decision. Therefore, the author regards it as important that the data available on the characteristics of the tourist resources of a targeted region be supplemented by information on autotourism services on route and on site. The optimal itinerary selection process is based on a few criteria: mileage, road time as determined by the trafficability of the route, service supply index, en-route additional attractions, safety infex, etc. for the purposes of a multi-cretiria-based itinerary selection, the author suggests that Harrington’s desirability function and the desirability scale be used. The complex/summarized integrated index serves to indicate the optimal itinerary. The methodology proposed by the author can be applied by professional participants of the tourist industry, and HE faculty engaged in research in autotourism itinerary development.
Keywords: autotourism, itinerary, Harrington’s desirability function
References
1. Ermakov, A.S., Korneev, A.A., and Cherepanov, D.A. Analiz trebovanii pred’’iavliaemykh k sredstvam razmeshcheniia actoturistov [Trailering accommodation requirements: analysis of specifications]. Servis Plus [Service Plus]. Vol. 8. 2014. №2.
2. Azgol’dov, G.G., and Raikhman, E.P. O kvalimetrii [On qualimentry]. Moscow: Izdatel’stvo standartov Publ., 1972. 172 p.
3. Il’kevich, S.V., and Sakharchuk, E.S. Ekonomicheskie aspekty ustoichivogo razvitiia turizma v regionakh
43
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...
Rossiiskoi Federatsii [Economic aspects of sustainable tourism development in the regions of the Russian Federation]. Vestnik assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. Vol 8. 2014. №2. pp. 4-17.
4. Minaev, V.A., Platonova, N.A., and Pogrebova, E.S. Metodika analiza kachestva regional’noi infrastructury industrii turizma i turisticheskogo servisa [Tourist-industry and tourist-service regional infrastructure quality analysis methodology]. Vestnik assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. Vol. 8. 2014. №2.
5. Korneev A.A., Rudneva M.Y., Sokolova E.Y. Analysis of European Experience of Motoring Tourists’ Camps Creation // World applied sciences journal Issue 30 (Management, Economics, Technology & Tourism), 14: p. 323-326, 2014.
6. Ermakov A.S., Sakharchuk E.S. Development of a Mathematical Model for Optimization of Transport Routes for Autotourists. // World Applied Sciences Journal 27 (Education, Law, Economics, Language and Communication): p. 474-477, 2013.
УДК 338.46
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОСТИ И ДОСТУПНОСТИ УСЛУГ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СЕРВИСНЫХ ПРОСТРАНСТВ СОВРЕМЕННЫХ ГОРОДОВ (НА ПРИМЕРЕ СФЕРЫ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ГОРОДСКОМ ПОСЕЛЕНИИ МЫТИЩИ)
Харитонова Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, [email protected], Кривошеева Татьяна Михайловна, кандидат экономических наук, доцент,
Казакова Светлана Алексеевна,
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
Проблемы развития сферы бытового обслуживания населения, глобальное реформирование которой осуществлялось в конце 1990-х — начале 2000-х годов, не утратили своей актуальности и сегодня. Это объясняется следующими обстоятельствами. На начальном этапе реформирования необходимо было вывести предприятия бытового обслуживания населения из полутеневого сектора и обеспечить условия для их рентабельного функционирования в формирующихся рыночных условиях. На современном этапе основные проблемы сферы бытового обслуживания населения в большей степени связаны с качественными его характеристиками. Бытовое обслуживание населения формирует сервисное пространство современных городов, обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности людей, что, в свою очередь, рассматривается во всем мире как один из важнейших показателей качества жизни населения. Вопросам обеспечения необходимого уровня сервиса на предприятиях бытового обслуживания населения и посвящены материалы данной статьи. Рабочая гипотеза заключается в определении нового формата развития объектов бытового обслуживания населения, базирующихся на принципах комплексности и максимальной доступности. Таким форматом призвана стать сеть мини-домов быта, расположенных в различных по своей функциональной направленности микрорайонах (зонах) города. Основные выводы, сделанные авторами, базируются на результатах маркетингового исследования рынка бытовых услуг городского поселения Мытищи, проведенного при их непосредственном участии. Итогом проведенных исследований является предложенная авторами концепция развития сети мини-домов быта в современных городских поселениях. Ядро рассмотренной в статье концепции составляют основные направления развития мини-домов быта: формирование предпринимательской среды, приоритетное выделение ресурсов, содействие в информационном обеспечении, а также механизмы их реализации.
44 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №3