Научная статья на тему 'Методика формирования индивидуальной программы социокультурной реабилитации инвалидов'

Методика формирования индивидуальной программы социокультурной реабилитации инвалидов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1912
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИД / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ / ТЕХНОЛОГИЯ / INVALID / INDIVIDUAL PROGRAM OF REHABILITATION / SOCIOCULTURAL REHABILITATION OF INVALIDS / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Никифорова Татьяна Юрьевна, Гулин Александр Владимирович

В статье освещаются методологические вопросы, связанные с разработкой индивидуальной программы социокультурной реабилитации инвалидов. Особое внимание уделяется обеспечению инвалидов адекватными средствами культуры, искусства, творческой деятельности и другим, учитывающим их интересы и потребности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF FORMING OF INDIVIDUAL PROGRAM OF SOCIOCULTURAL REHABILITATION OF INVALIDS

The article is devoted to the methodological questions related to development of the individual program of sociocultural rehabilitation of invalids. The special attention is spared to providing of invalids adequate facilities by facilities of culture, art, to creative activity and other, taking into account of its interests and necessities.

Текст научной работы на тему «Методика формирования индивидуальной программы социокультурной реабилитации инвалидов»

УДК 612.017

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

© Т.Ю. Никифорова, А.В. Гулин

Ключевые слова: инвалид; индивидуальная программа реабилитации; социокультурная реабилитация инвалидов; технология.

В статье освещаются методологические вопросы, связанные с разработкой индивидуальной программы социокультурной реабилитации инвалидов. Особое внимание уделяется обеспечению инвалидов адекватными средствами культуры, искусства, творческой деятельности и другим, учитывающим их интересы и потребности.

В последние годы мероприятия по социокультурной реабилитации инвалидов становятся неотъемлемым компонентом программы реабилитации лиц с ограниченными возможностями.

Привлекает внимание тот факт, что традиционная государственная политика в отношении инвалидов и инвалидности, ориентированная, в основном, на медицинское обслуживание, удовлетворение материальных и бытовых нужд инвалидов, уже к концу 80-х гг. XX в. утрачивает свою эффективность. Постепенно становится очевидным, что рассматривать проблемы инвалидов необходимо в аспекте восстановления нарушенных связей индивидуума и социума, удовлетворения потребности в социальном развитии личности и интеграции инвалидов в общество [1].

Использование средств культуры и искусства способствует не только реабилитации инвалидов, но ускорению их социальной интеграции и возрастанию их трудовой активности. Поэтому одна из основных задач социокультурной реабилитации состоит в том, чтобы выявить, какие виды деятельности интересуют инвалидов, и по возможности организовать их реализацию. Важно и то обстоятельство, что социокультурная реабилитация способствует расширению творческого потенциала инвалида.

Следует отметить, что отдельные регионы уже уделяют этой проблеме должное внимание. Только в Москве, согласно Стратегии повышения качества жизни инвалидов на период до 2020 г., на реализацию мероприятий по социокультурной реабилитации инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности за период с 2007 по 2009 г. выделено более 200 млн рублей.

Социокультурная реабилитация инвалидов (СКРИ) представляет собой комплекс мероприятий и условий, позволяющих им адаптироваться в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой; находить и использовать нужную для практической деятельности и развлечений информацию; адекватно участвовать в ситуациях общения и пользования доступными средствами массовой информации, книгами; ухаживать за собой и, в конечном итоге, расширять

свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь [2].

Особенность определения показанных инвалиду мер социокультурной реабилитации заключается в том, что в его основе лежит не медицинский, а прежде всего социальный и психологический факторы. Последние же, в свою очередь, предусматривают уровень социальной адаптации инвалида в общественной среде, его культурные интересы, духовные ценности, склонность к творческой деятельности, коммуникативность и др.

Значимость же медицинского фактора, учитывающего характер и степень нарушенных функций, имеет место при выборе лишь отдельных видов социокультурной деятельности. При этом целенаправленное занятие в этом направлении будет способствовать восстановлению или компенсации соответствующих функций.

Согласно опыту зарубежных стран и отечественной практики, определенная категория больных граждан нуждается не только в медицинских услугах, но и в мерах социально-психологической поддержки. Осуществление такой поддержки возможно через комплексную реабилитацию за счет направленных на адаптацию медицинских, социально-психологических и социаль-но-средовых мер, с учетом индивидуального состояния больного и социальной ситуации, в которой он находится [3].

Для обеспечения наиболее полной реабилитации инвалидов с позиции медицинского, профессионального и социального аспектов, а также реализации права инвалидов на участие в культурной жизни общества средствами государственной политики требуется создание для них в этой сфере равных возможностей с остальными гражданами. При этом заслуживает внимания необходимость решения следующих аспектов этой проблемы:

- разработать концепцию социокультурной реабилитации инвалидов в Российской Федерации;

- определить организационно-функциональные и правовые основы и перспективы развития социокультурной реабилитации инвалидов в стране;

- разработать стандарты услуг в сфере социокультурной реабилитации, а также типовые модели и современные технологии ее практического осуществления;

- создать условия для научно-методического и информационного обеспечения социокультурной реабилитации инвалидов, разработать соответствующую систему профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

- разработать стандарты, устанавливающие требования по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

К современному и принципиально новому явлению в реабилитации инвалидов относят слияние социокультурных технологий с технологиями коррекционнокомпенсаторной работы, что способствует формированию у них специальных социально-адаптивных знаний, навыков и умений. В результате у инвалидов значительно повышается эффективность социального развития и утверждения в обществе [4].

В основе процесса социокультурной реабилитации лежат различные культурно-досуговые мероприятия (информационно-образовательные, развивающие

и т. п.), которые направлены на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения.

Согласно закону «О социальной защите инвалидов в РФ», индивидуальная программа реабилитации инвалидов (ИПР) является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм [5]. В этой связи раскроем предпосылки разработки ИПР.

Обращает на себя внимание и тот факт, что процесс формирования индивидуальной программы социокультурной реабилитации имеет, как и в целом ИПР, этапы диагностики реабилитационного потенциала инвалида и особенности составления программы реабилитации. Для проведения и реализации основных положений разрабатываемой программы требуется учитывать следующие методологические принципы:

1) оценку общего уровня социальной адаптации инвалида и его потребности в мерах восстановления при ее нарушении;

2) диагностику предметной сферы социокультурных интересов инвалида;

3) учет показанных для инвалида условий и характера деятельности в связи выявленной патологией.

Выбор ряда целей в реабилитационном процессе связан с большим временным диапазоном (на протяжении десятка лет) решаемых задач, их ориентацией на определенный тип инвалидности и свойственные ему медицинские факторы (нарушения опорно-двигательного аппарата, органические заболевания, сенсорные дефекты, умственная отсталость и др.), а также с возможными альтернативами решений [4].

Необходимо определение предпочтительной формы реализации культурных потребностей инвалида (пассивные или активные формы, индивидуальные или групповые занятия в специализированной группе для инвалидов или в группе совместно со здоровыми лицами, услуги в учреждении или на дому и др.), специфи-

ческих средств, этапов и дозирования коррекционной помощи [2].

При рассмотрении конкретной социокультурной технологии неотъемлемым компонентом является анализ ситуации, характеризующий образ жизни инвалидов, свойственные им идеалы и нормы поведения, духовные ценности, культурно-досуговые интересы и предпочтения. При этом целесообразно ориентироваться на достижение положительного результата реабилитации, обусловленного отбором технологии по признаку преобладания одного или нескольких доминирующих методов и приемов.

В процессе разработки индивидуальной программы СКРИ специалисты бюро медико-социальной экспертизы знакомят инвалида с перечнем близко расположенных к месту его постоянного проживания реабилитационных учреждений социальной защиты населения и культуры, с содержанием, условиями и режимом проводимых в них занятиях.

Практическая реализация различных технологий СКРИ в значительной степени зависит от психологической мотивации участников реабилитационного процесса. Поскольку само инвалидизирующее заболевание определяет необходимость адаптации к нему и повышает требования к имеющимся ресурсам, то активизация их в процессе реабилитационных мероприятий создает реальный потенциал для успешной адаптации к заболеванию и к ситуации инвалидности в целом [3].

Определение психологической позиции инвалида позволит специалисту по реабилитации лучше понимать мотивы его побуждения и особенности собственного взаимодействия в условиях творческой мастерской, студии, спортивного зала, на репетиции, во время прогулок, экскурсий и т. д. Тем не менее, активность участников процесса реабилитации проявляется не только за счет изменений личных установок, но и за счет изменений в окружающей среде, способствующей развитию личности и желанию активно в ней существовать [1].

Применение технологий СКРИ должно быть подчинено требованию педагогической управляемости, дающему реабилитологу предпосылку осуществлять целеполагание и проектирование реабилитационного процесса, поэтапную диагностику, а также варьировать средства и методы коррекции.

Возможность использования своего художественного и интеллектуального потенциала для инвалидов определяется такими видами деятельности, как занятия музыкой, литературой, театром, пластическими видами искусств, живописью и ваянием. Задачи обеспечения необходимых условий для свободного доступа инвалидов к культурно-зрелищным учреждениям и спортивным сооружениям должны быть возложены на местные органы государственной власти и управления [2].

Следует отметить своеобразную уникальность социокультурных технологий, заключающуюся в их многоцелевом характере, т. е. СКРИ должна осуществляться в комплексе с другими видами реабилитации.

Использование технологий СКРИ в работе учреждений культуры, спорта, реабилитационных центров и реабилитационных отделений играет огромную роль для лиц с ограниченными возможностями в сфере трудоустройства, семейного досуга, компьютерных технологий.

В качестве подтверждения и гаранта достижения определенных стандартов, заложенных в индивидуальных программах реабилитации, выступает критерий медико-социальной и психологической эффективности технологий СКРИ.

Таким образом, проведение социокультурной реабилитации подразумевает предварительное выявление творческих способностей, умений, навыков, природных качеств личности с последующей их реализацией в культурной деятельности. В этом случае инвалид получает всестороннее развитие, особенно личностных качеств, что тем самым обусловливает его социальную защищенность и максимальную интеграцию в общество.

ЛИТЕРАТУРА

1. Никифорова Т.Ю., Левашов Р.В. Технологии социокультурной реабилитации // Медико-социальные проблемы современной России: сб. науч. статей. М.: Финпол, 2009. Вып. 4. С. 220-224.

2. Социокультурная реабилитация инвалидов: метод. рекомендации / под общ. ред. В.И. Ламакина. М., 2002. 144 с.

3. Морозова Е.В. Роль и значение психологической реабилитации личности в экспертно-реабилитационном процессе // Медикосоциальная экспертиза и реабилитация. 2010. № 1. С. 54-56.

4. Андреева О.С., Лаврова Д.И. Теоретические основы медико-социальной реабилитации инвалидов / ЦБНТИ Минтруда России. М., 1997. Вып. 18.

5. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный Закон РФ от 24.11.95 г. № 181-ФЗ.

Поступила в редакцию 16 ноября 2011 г.

Nikiforova T.Yu., Gulin A.V. METHODOLOGY OF FORMING OF INDIVIDUAL PROGRAM OF SOCIOCULTURAL REHABILITATION OF INVALIDS

The article is devoted to the methodological questions related to development of the individual program of sociocultural rehabilitation of invalids. The special attention is spared to providing of invalids adequate facilities by facilities of culture, art, to creative activity and other, taking into account of its interests and necessities.

Key words: invalid; individual program of rehabilitation; sociocultural rehabilitation of invalids; technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.