Научная статья на тему 'Методика диагностирования задатков и способностей к профессиональной деятельности у студентов ФИИД'

Методика диагностирования задатков и способностей к профессиональной деятельности у студентов ФИИД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1381
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБНОСТИ / ЗАДАТКИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕСТ / ОПРОСНИК / СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / НАБЛЮДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Екатерина Валерьевна

Данная статья посвящена проблеме нахождения наиболее оптимального метода диагностирования способностей и задатков у студентов факультетов изобразительных искусств и дизайна (ФИИД). В ней проведен сравнительный анализ тестов, опросников и педагогического наблюдения. Выявлены их достоинства и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика диагностирования задатков и способностей к профессиональной деятельности у студентов ФИИД»

УДК 378.016:745

Кузнецова Екатерина Валерьевна

ассистент кафедры изобразительного искусства Дальневосточного государственного гуманитарного университета manul.1987@mail.ru Kuznetsova Ekaterina Valerivna

assistant of department of fine Arts of far eastern state university manul.1987@mail.ru

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЗАДАТКОВ

И СПОСОБНОСТЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У СТУДЕНТОВ ФИИД

METHODS OF DIAGNOSING THE INSTINCTS AND ABILITIES TO THE PROFESSION STUDENTS FIID

Аннотация: данная статья посвящена проблеме нахождения наиболее оптимального метода диагностирования способностей и задатков у студентов факультетов изобразительных искусств и дизайна (ФИИД). В ней проведен сравнительный анализ тестов, опросников и педагогического наблюдения. Выявлены их достоинства и недостатки.

Ключевые слова: способности, задатки, деятельность, тест, опросник, сигнальная система, наблюдение, педагогическое наблюдение, программа наблюдения, индивидуальный подход.

Abstract: this article deals with the problem of finding the best method of diagnosing abilities and inclinations of students Faculty of Fine Arts and Graphic Design. It made a comparative analysis of tests, questionnaires, and teacher observation. Identified their strengths and weaknesses.

Key words: ability, inclinations, activities, test, questionnaire, alarm system, surveillance, teacher observation, surveillance program, an individual approach.

Сегодня в повышении уровня выпускаемых специалистов является заинтересованным каждый ВУЗ. Немалую роль здесь играет любовь и интерес студентов к выбранной профессии. На первой ступени профессионального обучения является очень важным определить наличие у студента способностей или задатков к выбранной им деятельности.

Согласно исследованию Крутецкого В.А. «способности - это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения». [3, с. 14] Задатки же - «некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные индивидуальные различия между людьми». [3, с. 39]

Таким образом, наличие задатков и формирующихся на их основе способностей очень важны для успехов в той или иной деятельности. На

первом году обучения особенно важно определить у студентов наличие способностей и задатков, чтобы в дальнейшем избежать их разочарования в выбранной профессии связанного с неудачами и отставанием от одногруппников.

Взаимосвязь способностей и успехов в деятельности (особенно учебной), подчёркивали многие учёные: Крутецкий В.А., Платонов К.К., Рубинштейн С.Л., Теплов Б.М. и др.

Среди педагогической литературы существует немало источников, предлагающих способы диагностирования способностей и задатков. Остановимся на тестах, опросниках и педагогическом наблюдении.

Тесты получили большое распространение благодаря экономии времени связанной с их проведение и диагностикой. «Тест» (англ. test - проба, испытание), в психологии и педагогике - стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о психофизиологических и личностных характеристиках, а так же знаниях, умениях и навыках испытуемого....[7, с. 1336] Однако их результаты не всегда являются достоверными из-за стандартизации вопросов. Тест исключает учёт множества факторов таких как волнение, нестандартный подход к решению заданий, невнимательность и т.д.. Он более подходит для определения уровня владения человеком точными теоретическими знаниями, нежели диагностики задатков или способностей. В одной из своих статей профессор Дружинин В.Н. проводит исследование общих познавательных способностей и приходит к выводу, что креативность (которая является важной для студента художественной специальности) с трудом поддаётся выявлению при помощи тестов. «Креативность» (лат. сгео — творить, создавать) — способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации. Творческие способности могут проявляться в мышлении индивидов, в их трудовой деятельности, в созданных ими произведениях искусства и иных продуктах материальной и духовной культуры. [9]

Опросник - одна из разновидностей психологических тестов. «Опросники личностные предназначены для диагностики степени выраженности у индивида определённых личностных черт или других психологических характеристик, количественным выражением которых служит суммарное число ответов на пункты опросника личностного...»[8, с. 545]

В качестве опросника нами был выбран опросник авторов Зеер Э.Ф., Павловой А.М., Садовниковой Н.О., основанный на разделении типов мышления. В качестве опорного материала для его разработки, использовались данные Павлова И.П.. На основании особенностей в соотношении работы первой и второй сигнальных систем Павлов И.П. предложил классификацию человеческих типов высшей нервной деятельности, выделив художественный, мыслительный и средний типы.

Продолжая мысль указанных выше авторов «согласно И.П. Павлову, у человека имеются две «сигнальные системы действительности». Первая сигнальная система - это все внешние воздействия, кроме слов; вторая сигнальная система - речь, язык. Посредством сигнальных систем

человеческий мозг отражает окружающий мир. При этом к первой сигнальной системе относятся ощущения, восприятия представления, а ко второй -отражение действительности в понятиях, которые воплощены в словах. Обе сигнальные системы взаимопроникают, находятся в непрестанном взаимодействии». [5, с. 219] «Рассматривая с этой точки зрения особенности людей, И.П. Павлов выделил два противоположных типа и промежуточный между ними, а именно: с относительным преобладанием первой сигнальной системы - «художественный» тип, с относительным преобладанием второй сигнальной системы - «мыслительный» и с уравновешенностью сигнальных систем - «средний» тип». [5, с. 219]

При помощи указанного опросника у человека можно определить уровень развития метафоризации, образности представлений, символизации, вербализации, абстрагирования, рефлексивности и способности к ручным навыкам. И на основе результатов сделать выводы о пригодности человека к той или иной деятельности, а так же профессии. Данный опросник был проверен нами экспериментально с целью диагностики его достоверности. В качестве экспериментальных групп были взяты студенты факультета изобразительных искусств и дизайна (специальность: учитель ИЗО) и студенты института математики, физики и информационных технологий (специальность: учитель информатики). Опросник показал следующие результаты: у студентов ФИИД, в среднем, наиболее развитыми оказались метафоризация (6%), образность (6,8%) и рефлексивность (5,4%). У студентов ИМФиИТ метафоризация (5%), символизация (4,6%) и вербализация (4,7%). Наименее развиты у студентов ФИИД символизация (3%), и ручные навыки (4,5%), а у ИМФиИТ образность (3,4%) и рефлексивность (2,8%). Таким образом студенты - художники сильно тяготели к художественному типу (их показатели по данным опросника были либо слишком высокими, либо слишком низкими), а студенты информатики соответсвовали мыслительному и среднему типу (их результаты были более уравновешенны). Эти данные соответствовали ожидаемым результатам, и подтверждали качество опросника.

Далее рассмотрим педагогическое наблюдение. «Наблюдение -преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности...». [8, с. 473] «Научное наблюдение - это наблюдение осуществляемое по специально разработанной педагогической программе». [4, с. 33]

Исследователь моделирования учебного процесса Рябоштан Е.П. указывает на недостатки методов тестирования, и подчёркивает преимущества педагогического наблюдения. «Во-первых, ученик наблюдается учителем в естественной для него обстановке - на уроке, а не в ситуации, специально созданной психологом, когда школьника приглашают в отдельный кабинет и просят выполнить не привычные для него задания. Во-вторых, проявления познавательных способностей наблюдаются в процессе овладения учебным содержанием, с которым школьник работает ежедневно, на каждом уроке. В-третьих, снимается ситуация индивидуальной проверки, поскольку педагогическое наблюдение проводится знакомым учителем,

непосредственно в классе». [6] При этом наблюдение носит научный характер. Оно проводиться систематически по плану, носит конструктивный, а не оценочный характер, имеет конкретную цель и схему. Наблюдаться могут различные качества: активность - пассивность; самостоятельность -несамостоятельность; коммуникативность - замкнутость и т.д. В нашем случае учителю следует обращать внимание на вариативность решений творческих задач (например, в эскизных разработках на заданную тему), которые служат проявлением креативности ученика; на силу, непосредственность, целостность впечатлений, яркость воображения. Научное педагогическое наблюдение сопровождается созданием специальных педагогических программ, которые нашли свое отражение в работах: Поливановой Н.К., Цукерман Г.А., Якиманской И.С. и др.

Однако у наблюдения есть и свои недостатки: такая работа ставит учителя в новую профессиональную позицию - одновременно быть и предметником, и психологом; для того чтобы быть максимально точным, преподавателю нужно проводить наблюдение в большом временном отрезке; немаловажным является сбор материалов из различных источников (прежние учителя, семья), что тоже может являться затруднительным; наблюдение должно сочетаться с другими методами исследования;

Подводя итог можно сказать, что педагогическое наблюдение, хоть и является действенным методом изучения учащихся, сопровождается рядом трудностей, решение которых требует от педагога затрат лишнего времени сил. Однако, в связи с гуманизацией образования педагогическое наблюдение приобретает всё больше поклонников. Это связанно с тем, что изучив каждого ученика, найдя к нему индивидуальный, действенный подход, педагог, затративший силы вначале своего исследования, облегчает свою работу в дальнейшем.

Несмотря на удобство, тесты не всегда являются подходящей для педагога методикой. Они могут быть использованы в ситуациях, когда необходимо проверить усвоение учеником той информации, которая не допускает вариативность ответа. Для диагностики наличия таких сложных характеристик как способности и задатки, тесты не подходят. Они не всегда дают ученику возможность мыслить и рассуждать. Нередко, высокий уровень показывают студенты натренированные на тест или те кто хорош запоминает теоретическую информацию. Однако не факт, что в дальнейшем они смогут применить её на практике.

Наблюдение является более качественной методикой, но не может проводиться без соответствующих приготовлений, составления специальных программ, а так же без дополнительных методов изучения ученика. Опросник, является прекрасным её дополнением. Он помогает подтвердить выводы педагога или же заставить его сомневаться, и тем самым искать дополнительные пути проверки. К концу первого года, при систематическом, научном, контролируемом наблюдении за показателями студентов первого курса в ходе выполнения заданий по специальности, а так же за их интересами, активностью на парах и способностью регуляции своей деятельности,

преподаватель может составить определённую картину наличия у студентов необходимых задатков или способностей. При помощи диагностирования педагог может выявить те стороны учебного процесса которым необходимо уделить особое внимание. Например, при наличие у студентов задатков к цветоведенью, но отсутствии сформированных способностей он должен подобрать специальные упражнения: задания на нахождение цветовой гармонии; передачи определённых чувств и эмоций через тон, цвет и композицию картины; нестандартные решения поставленных задач; склонность к кропотливой работе или наоборот «размашистость» и т.д.

Диагностика способностей и задатков имеет большое значение, как и трудолюбие и усердие учащихся. Если человек настойчиво решил овладеть той или иной профессией и прикладывает к этому максимум усилий, то он добьётся успеха. Недостающие способности могут быть заменены другими, а старательная работа поможет подтянуть к необходимому уровню те области, в которых у данного студента не наблюдается задатков. Способные ученики, при отсутствии трудолюбия, постоянного преодоления трудностей, могут не развиться в профессиональной деятельности и в итоге в ней разочароваться.

В заключение, диагностирование наличия у студентов профессиональных способностей и соответствующих им задатков - важный момент для будущей профессиональной деятельности. Он является составляющей частью индивидуального подхода к студенту, которого так часто не хватает в учебных заведениях. Верно выявив западающие качества, мы можем подобрать методику их развития и вывести ученика на новый профессиональный уровень. А для этого нам необходим подходящий метод диагностики способностей и задатков, а лучше, как становиться ясно из статьи, совокупность взаимодополняемых методов, для более точного диагностирования.

Литература:

1. Дружинин, В.Н. Диагностика общих познавательных способностей [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psychology.ru/library/00070.shtml

2. Зеер Э.Ф. и др. Профориентология: Теория и практика: учеб.пособ.для высшей школы / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. - М.: Деловая книга, 2004.

3. Крутецкий, В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ/ В.А. Крутецкий. — М.: «Просвещение», 1980.

4. Кушнер, Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие)/ Ю.З. Кушнер. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001.

5. Лейтес, Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей/ Н.С. Лейтес //Журн. Советская педагогика. - 1974. - №1.

6. Рябоштан, Е.П. Педагогическое наблюдение: метод, позволяющий дойти до каждого // Журн. Директор школы. - 2000. - № 1 [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sch975. edusite. ru/DswMedia

7. Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики, 2004 [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic. academic. ru/dic.nsf

Literature:

1. Druzhinin, VN Diagnosis of general cognitive abilities [electronic resource]. - Mode of access: http://www.psychology.ru/library/00070.shtml

2. Zeer EF etc. Proforientologiya: Theory and Practice: ucheb.posob.dlya high school / EF Zeer, AM Pavlov, NO Sadovnikova. - M.: Business Book, 2004.

3. Krutetskiy, VA Psychology: A Textbook for Students ped. Schools / VA Krutetskiy. - M.: "Education ", 1980.

4. Kushner, YZ Methodology and methods of pedagogical research (teaching aid) / YZ Kushner. - Mogilev: Moscow State University. AA Kuleshov, 2001.

5. Leites, N. Age background intelligence / NS Leites / / Zh. Soviet pedagogy. -1974. -№1.

6. Ryaboshtan, EP Teacher observation method to reach each / / Zh. The director of the school. - 2000. - № 1 [electronic resource]. - Mode of access: http://www.sch975.edusite.ru/DswMedia/ryaboshtanpedagogicheskoen 2001.

7. Philosophy: An Encyclopedic Dictionary. - Moscow: Gardariki, 2004 [electronic resource]. - Mode of access: http://dic.academic.ru/dic.nsf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.