Методика диагностики ценностных ориентаций (мдцо) Method of diagnostic value orientations Текст научной статьи по специальности «Психология»

Научная статья на тему 'Методика диагностики ценностных ориентаций (мдцо)' по специальности 'Психология' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 15.21.69 — Методы психологического исследования. Математическая психология
  • ВАК РФ: 19.00.01; 05.13.17
  • УДK: 159.9.07;159.9.07::51-7
  • Указанные автором: УДК: 159.9.072

Статистика по статье
  • 4587
    читатели
  • 3663
    скачивания
  • 10
    в избранном
  • 2
    соц.сети

Ключевые слова
  • ЦЕННОСТИ
  • ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
  • ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ТЕСТОВ
  • VALUES
  • VALUE ORIENTATIONS
  • TECHNOLOGY DEVELOPMENT TESTS

Аннотация
научной статьи
по психологии, автор научной работы — Пахомова Екатерина Вячеславовна

Представлены результаты разработки методики диагностики ценностных ориентаций (МДЦО). Методика соответствует требованиям, предъявляемым к психодиагностическому инструментарию: определены надежность по внутренней согласованности, содержательная валидность, конструктная валидность. Методика удобна в применении и обработке

Abstract 2011 year, VAK speciality — 19.00.01;05.13.17, author — Pahomova Ekaterina Vyacheslavovna

The article describes the results of the value orientations development. The test meets all required psychometric criteria: internal consistency as well as content and construct validity are estimated. This test is easy in administering and scoring and can be used in a work of practical psychologists and in scientific researches

Научная статья по специальности "Методы психологического исследования. Математическая психология" из научного журнала "Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология", Пахомова Екатерина Вячеславовна

 
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по психологии , автор научной работы — Пахомова Екатерина Вячеславовна

Текст
научной работы
на тему "Методика диагностики ценностных ориентаций (мдцо)". Научная статья по специальности "Методы психологического исследования. Математическая психология"

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ (МДІІО)
© Е. В. Пахомова
Пахомова
Екатерина Вячеславовна
аспирант кафедры психологической диагностики и консультирования Южно-У ральский государственный университет dep.psytets@mail.ru
Прелставлены результаты разработки метолики лиа-тностики ценностных ориентаций (МАиО). Метолика соответствует требованиям, прелъявляемым к психо-лиатносгическому инструментарию: опрелелены надежность по внутренней согласованности, солержательная валилность, конструктная валилность. Метолика улобна в применении и обработке.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, технология разработки тестов.
Ценностные ориентации являются важной частью человеческой личности. Они служат эталоном для оценки большинства жизненных ситуаций. Изучение ценностных ориентаций сопряжено с рядом трудностей, обусловленных недостатками и ограничениями существующих методов диагностики. Основные сложности связаны с фактором социальной желательности, ограниченным перечнем ценностей, подлежащих диагностике, влиянием актуального состояния испытуемого, трудоемкостью обработки и сложностью применения статистических методов, а также ограниченностью конкретной концепции, в рамках которой создавалась та или иная методика. Разработка надежной, валидной и удобной в применении методики диагностики ценностных ориентаций является актуальным запросом психологической практики.
Что же такое ценностные ориентации и чем они отличаются от ценностей?
Теоретический и эмпирический материалы позволяют выделить следующие ключевые моменты в исследовании ценностей и ценностных ориентаций.
1. Традиционно употребляются два термина — «ценности» и «ценностные ориентации». Ценности существуют в культуре и являются образующими социальной жизни общества. Некоторые ценности принимаются человеком и становятся его личными ценностями. Ценностные ориентации, в свою очередь, выражают субъективное отношение к тем или иным ценностям, то есть отражают направленность личности на те или иные цели. Отметим, что некоторые авторы придерживаются точки зрения, согласно которой «ценности» и «ценностные ориентации» являются взаимозаменяемыми [7].
2. Ценностные ориентации являются интегральным образованием и определяют отношение человека к миру и себе [2, 8, 1111, 14]. Ценность является единственной мерой сопоставления мотивов и служит основой для выбора [4].
3. Ценности имеют когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты [17].
4. Можно выделить 4 вида ценностных ориентаций (диспозиционная концепция В. Я. Ядова) [8]: ценности-идеалы — «я хочу», ценности-нормы — «я должен», ценности-цели — «то, к чему стремлюсь»и ценности-средства — «то, как достигаю»— поведенческий уровень.
5. В основе ценностей лежат биологические и социальные потребности [2]. При вхождении в социальное пространство, культуру человек вынужден адаптироваться к требованиям среды и в зависимости от нее изменять свою систему ценностей [1].
6. В различные моменты жизни человека и общества на первый план выходят разные ценности. Жизненный путь человека подразумевает переоценку ценностей, что обычно сопровождается кризисом, приводящим к перестройке отношений человека с миром [5, 8, 10].
7. Ценности образуют определенную структуру [8, 11, 17]. Почти все существующие классификации указывают на сложные взаимосвязи между ценностями в структуре личности.
Современные исследователи А. В. Капцов и Л. В. Карпушина дают следующее определение: «ценностные ориентации — это относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов поведения и являющиеся относительно независимыми от наличных ситуаций» [8].
Основой теоретического концепта методики послужили работы по изучению ценностных ориентаций М. Рокича, Ш. Шварца и В. Билски, М. С. Яницкого, Д. А. Леонтьева, А. В. Капцова и Л. В. Карпушиной.
На первом этапе работы перед нами стояла задача выбора критериев для изучения ценностных ориентаций, которые в дальнейшем стали шкалами методики. За основу были взяты оси измерения, предложенные Ш. Шварцем и В. Билски:
1. «Открытость к изменениям»— «Консерватизм».
2. «Акцент на себя»— «Акцент на других» [2].
В качестве третьей шкалы была использована ось «Сохранение индивидуальности»— «Ориентация на группу (социальные ценности)», которая имеет сходство со шкалой «Индивидуализм-Коллективизм» в работах Триандеса [7].
ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ШКАЛ
Биполярная ось «Открытость к изменениям» — «Консерватизм» была выделена в ходе эмпирических исследований Ш. Шварцем и В. Билски [18]. Эта шкала (типы ценностей — «стимуляция», «самостоятельность») характеризуется потребностью в разнообразных и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности. Характеризуется стремлением к новизне, склонностью к авантюризму. Консерватизму свойственна ригидность в смене установок, ориентация на традицию и преемственность, защита стабильности и неизменности общества.
Шкала «Акцент на себя»— «Акцент на других «соответствует биполярной оси «Самовозвышение» — «Самотрансцендентность», выделенной в ходе исследований Ш. Шварцем и В. Билски. «Самовозвышение» включает в себя ценности власти и достижений. Это иллюстрирует отношение человека к социальному статусу. Главным интересом акцентированного на себе человека является собственное благополучие и доминирование (жажда власти, влияния, славы, известности), которое может выражаться в стремлении получить интересующие ресурсы, а также проявляться через эгоизм. Для людей, акцентированных на других, характерно понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы [18]. Схожие результаты были получены в исследовании «аксиологической направленности личности»с помощью факторного анализа, проведенного Л. В. Карпушиной и А. В. Капцовым. В ходе этих исследований было выявлено, что направленность может быть гуманистической и прагматической. Гуманистическая направленность (ценности развития себя, духовное удовлетворение, креативность, социальные контакты), по мнению этих исследователей, указывает на важность для личности всего, что связано с человеком (в общем смысле) и гармонизацией отношений с другими людьми — усовершенствование и преобразование действительности, духовными идеалами. Прагматическая направленность характеризует человека с точки зрения получения практического результата независимо от других людей, а иногда и в ущерб другим людям (крайние случаи: достижение целей любыми путями, материальное благополучие за счет других, сохранение индивидуальности как эгоизм, высокое социальное положение ради возможности влияния и контроля над другими) [6].
В качестве третьей шкалы была использована ось «Сохранение индивидуальности» — «Ориентация на группу (социальные ценности)», которая имеет сходство со шкалой «Индивидуализм» — «Коллективизм» в работах Триандеса [7]. Она показывает то, на какие ценности, прежде всего, ориентируется человек — собственные или ценности группы. Другими
словами, этот параметр отражает зависимость человека от мнения группы.
Ценности и ценностные ориентации могут по-разному проявляться на разных уровнях и в разных сферах. Этот факт был отражен в подшкалах разработанной методики. Начало изучению ценностей с позиции ценностных компонентов было положено еще М. Рокичем. Он выделял когнитивный, эмоциональный и поведенческийю компоненты:
1. Когнитивный — знания и представления о ценностях.
2. Эмоциональный — выражает личное отношение к ценностям.
3. Поведенческий — проявление ценностей на уровне конкретных поступков.
Диагностика ценностей внутри каждой из сфер жизнедеятельности положена в основу опросника И. Г. Сенина [13]. Он исходил из положения о том, что человеку приходится выполнять различные функции в определенных жизненных сферах. Наиболее типичными сферами он считал следующие: профессиональная жизнь, обучение и образование, семейная жизнь, общественная жизнь и увлечения. Эта традиция была продолжена в Морфологическом тесте жизненных ценностей (МТЖЦ) В. Ф. Сопова и Л. В. Карпушиной [8]. Мы посчитали нужным обратиться к работам А. Адлера, который выделял три основные сферы, в которых происходит реализация человека [15]:
1. Профессиональное развитие — карьера.
2. Отношения с близкими — семья.
3. Саморазвитие — личность.
После определения теоретической модели работа над тестом состояла из следующих этапов [3]: создание материала (тестовых вопросов) и его экспертная оценка.
На первом этапе достигается содержательная валидность — то есть то, насколько содержание теста в действительности отражает конструкт, на измерение которого он направлен.
С целью изучения согласованности мнений экспертов для каждой шкалы были рассчитаны коэффициенты конкордации Кендалла. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Оценка статистической согласованности мнений экспертов
Шкала Коэффициент конкордации Кендалла Количество пунктов
Открытость к изменениям - Консерватизм 0,72 46
Акцент на себя - Акцент на других 0,64 38
Сохранение индивидуальности - Ориентация на группу 0,69 41
В результате было отобрано 126 пунктов, что составило 45% от первоначального объема (278 пунктов). Далее были определены инструкции, разработаны бланки и определена форма проведения. Следующим этапом было проведение пилотажного исследования, целью которого являлось уточнение инструкций, шкал, форм предъявления стимульного матери-
ала, требований и ограничений применения методики. На этом этапе был проведен отбор пунктов, формирующих однородные шкалы.
Группа пилотажного исследования состояла из 30 человек в возрасте от 20 до 34 лет (15 мужчин и 15 женщин). После проведения пилотажного исследования осталось 83 пункта методики из 126, что составило 31% от первоначального объема, формирующие гомогенные шкалы. Для проверки внутренней согласованности пунктов применялся коэффициент альфа Кронбаха. Так как методика является гетерогенной, подсчеты были выполнены отдельно для каждой шкалы. Пункты методики сравнивались со средними баллами по шкале. В итоге были отобраны пункты, наиболее согласованные между собой.
В результате пилотажного исследования были оптимизированы инструкции методики, требования к проведению, бланки ответов, созданы электронные ключи для обработки данных. Среднее время выполнения методики составляет около 20-25 минут. Методика представлена в приложении.
После этого методика была проведена на испытуемых выборки стандартизации и последующая статистическая проверка корреляционных связей показателями создаваемой методики и данными, полученными с помощью методик С. Шварца для изучения ценностей личности и Теста личностных ценностей (ТЛЦ) Л. В. Карпушиной и А. В. Капцова, то есть проведено изучение конструктной валидности. Выборка стандартизации — 130 человек, из них 71 девушка и 59 юношей. Средний возраст испытуемых составил 20,42 года. Выборка являлась довольно однородной, и некоторые связи между показателями методик могут быть объяснены именно характерными для нее особенностями. Для подтверждения или опровержения большинства гипотез, выдвинутых в ходе анализа, необходимо проведение аналогичных исследований на других, по возможности контрастных, группах. Матрицы интеркорреляций приведены в приложении (табл. 1).
Среди наиболее значимых корреляций с методикой Шварца-Билски можно выделить показатели по шкале «Открытость к изменениям» — «Консерватизм», которые имеют ожидаемую положительную корреляцию с ценностным типом «Традиция»и отрицательные корреляции с ценностными типами «Стимуляция»и «Самостоятельность». Это показывает достоверность диагностики заложенного в теоретическую основу конструкта. Интересным является факт, что значимые корреляции шкалы с ценностными типами присутствуют не на всех уровнях проявления. Это свидетельствует о сложности и многомерности изучаемого конструкта, различиях проявления в жизненных сферах человека.
Например, связь полюса «Консерватизм» с ценностным типом «Традиция» прослеживается на когнитивном уровне, но отсутствует на эмоциональном и поведенческом. Вероятнее всего, это говорит о том, что молодые люди (выборка стандартизации) признают существование и важность определенных традиций и ритуалов, но не принимают их на эмоциональном уровне и не руководствуются ими в поведении. Показатели по шкале «Акцент на себя»— «Акцент на других»имеют высокую ожидаемую
положительную корреляцию с ценностным типом «Доброта», которая остается значимой на когнитивном и эмоциональном уровне, в сфере личности и семьи. Это говорит о том, что респонденты, получившие высокие баллы по этой шкале, действительно склонны к сохранению благополучия людей, с которыми они находится в близких контактах (полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь) [7].
Анализ связей с дополнительными шкалами методики показал наличие связи между ценностным типом «Власть»и полюсом «Акцент на себя»в сфере личности и профессиональной деятельности и отсутствие таковой в сфере семейной жизни. Возможно, это вызвано специфическими особенностями выборки, на которые указывалось ранее, или тем фактом, что семейная жизнь в современном мире предполагает необходимость равноправия, сотрудничества с партнером. Ценностный тип «Достижение» не связан ни с одной дополнительной шкалой, хотя и предполагается в теоретическом конструкте. Вероятно, этот аспект методики нуждается в дополнительной разработке, создании дополнительных вопросов.
Шкала «Сохранение индивидуальности»— «Ориентация на группу»не рассматривалась в теории Ш. Шварца и В. Билски, но корреляционный анализ показал наличие логичных связей между шкалами двух методик. Это связи между полюсом шкалы «Ориентация на группу»и ценностными типами «Комформность»и «Традиции». Особенно сильны эти связи на эмоциональном и поведенческом уровнях. Интересны связи полюса «Ориентация на группу»и ценностных типов «Безопасность»и «Достижение». Это объяснимо тем, что ориентация на группу обеспечивает безопасность личности со стороны группы. Итак, все основные шкалы разрабатываемой методики имеют значимые связи с ценностными типами, выделенными с помощью методики Ш. Шварца. Отсутствие взаимосвязи между полюсом «Акцент на других» и такими ценностными типами, как «Достижение», «Власть», указывает на недоработанность шкалы «Акцент на себя» — «Акцент на других»и необходимость введения в нее новых вопросов. Наибольшее количество связей имеет шкала «Открытость к изменениям»— «Консерватизм (эмоциональный уровень)».
Было проведено исследование конструктной валидности с помощью Теста личностных ценностей (ТЛЦ) А. В. Капцова и Л. В. Карпушиной. Матрица интеркорреляций приведена в приложении (табл. 2).
Нами была выдвинута гипотеза о том, что показатели шкал методики Теста личностных ценностей (ТЛЦ) связаны с показателями шкал методики диагностики ценностных ориентаций (МДЦО). Прежде всего, полюс «Акцент на себя» должен быть связан с прагматической направленностью, полюс «Акцент на других» — с гуманистической направленностью, а также должны коррелировать результаты по шкалам «Сохранение индивидуальности» обеих методик. Исследования показали, что ожидаемые связи существуют лишь на уровне тенденций или проявляются на отдельных уровнях или шкалах. Это может быть объяснено различным пониманием теоретического конструкта создателями методик, сложностью и многомерностью изучаемого феномена или несовершенством создаваемой методики.
На эмоциональном уровне существует связь между полюсом «Открытость к изменениям» и «Саморазвитие». Это подтверждает тривиальную истину о том, что открытым к изменениям людям нравится развиваться и самосовершенствоваться. Также на эмоциональном уровне существуют связи полюса «Открытость к изменениям» с высокими показателями по шкалам «Духовная удовлетворенность», «Креативность», «Взаимоотношения», «Гуманистическая направленность». Значит, открытые к изменениям люди стремятся делать то, что интересно, и то, что приносит внутреннее удовлетворение. Очень логична связь со шкалой «Креативность», эта шкала как раз показывает способность человека избегать стереотипов, вносить разнообразие в свою жизнь [6].
В целом наличие большого количества корреляций между различными шкалами методик свидетельствует о направленности на изучение схожего феномена, что может служить доказательством конкурентной валидности создаваемой методики.
Для оценки гомогенности или внутренней согласованности пунктов теста основных шкал методики был использован коэффициент альфа Крон-баха. Выборка для оценки надежности составила 130 человек. Результаты приведены в таблице 2.
Таблица 2
Согласованность пунктов шкал методики диагностики ценностных ориентаций
Шкала Коэффициент альфа Кронбаха Количество пунктов
Открытость к изменениям - Консерватизм 0,76 27
Акцент на себя - Акцент на других 0,74 25
Сохранение индивидуальности - Ориентация на группу 0,78 28
Шкала социальной желательности 0,72 10
Таким образом, все шкалы методики обладают приемлемой надежностью (выше 0,7).
Выводы
Таким образом, создание методики является весьма трудоемким процессом. При этом огромную роль играет теоретическая модель, заложенная в основу методики. Особенно это актуально при исследовании такого сложного феномена, как ценностные ориентации. Отсутствие однозначного определения и содержания этого феномена в значительной мере затрудняет его диагностику. Нами предложена и апробирована методика диагностики ценностных ориентаций (МДЦО). За основу были взяты теоретическая концепция Ш. Шварца и В. Билски, а также представления М. Рокича. В созданной методике изучается соотношение проявления ценностных ориентаций в различных сферах (личность, семья, профессиональная деятельность) и на разных уровнях (когнитивный, эмоциональный и поведенческий). Исследование психометрических показателей методики выявило высокую потенциальную надежность и валидность методики, а также показало направления дальнейшей работы в совершенствовании шкал.
Перспективой дальнейших исследований методики являются доработка шкал (введение новых пунктов), исследование с помощью методики различий в контрастных группах испытуемых, дифференцированных по социальным признакам и возрастным, половым особенностям, создание эквивалентной формы, исследование прогностических возможностей методики. После доработки методики будет возможно проведение факторного анализа с целью выявления дополнительных шкал методики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анисимов, О. С. Цели и ценности в сущностном определении и построении программ жизнедеятельности (теория и практика) // Мир психологии. — 2008. — № 4. — С. 178—189.
2. Батурин, Н. А. Оценочная функция психики. — М. : Изд-во «Ин-т психологии РАН», 1997. — 306 с.
3. Батурин, Н. А. Технология разработки тестов: часть I / Н. А. Батурин,
Н. Н. Мельникова // Вестник ЮУрГУ. — 2009. — Вып. 6. — С. 4—14.
4. Василюк, Ф. Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева,
B. Г. Щур. — М. : Смысл, 1997. — С. 284—314.
5. Журавлева, Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. — М. : ИП РАН, 2006. — 335 с.
6. Капцов,А. В. Аксиологическая направленность личности. Руководство по применению теста: методическое пособие. — Самара : Самар, гуманит. акад., 2005. — 32 с.
7. Карандашев, Н. К. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. — СПб. : Речь, 2004. — 69 с.
8. Карпушина, Л. В. Психология ценностей российской молодежи : монография / Л. В. Карпушина, А. В. Капцов. — Самара : Изд-во СНЦ РАН, 2009. — 252 с.
9. Кирилова, Н. А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. — 2000. — № 4. —
C. 29—37.
10. Климов, Е. А. Идеалы культуры и становление субъекта профессиональной деятельности // Психологический журнал. — 2005. — Т. 26. — № 3. — С. 94—101.
11. Леонтьев, Д. А. Психология смысла. Природа, стремление и динамика смысловой реальности. — М. : Смысл, 2003. — 487 с.
12. Низовских, Н. А. Жизненные принципы и ценностные ориентации студенческих групп // Вопросы психологии. — 2008. — № 5. — С. 73—82.
13. Сенин, И. Г. Психодиагностика ценностно-ориентационной сферы личности как метод социально-психологического исследования : автореф. дис.... канд. психол. наук. — Ярославль, 2000. — 24 с.
14. Сутужко, В. В. Ценностные ориентации как основа оценивания / В.В. Су-тужко // Вестник ТГУ. — 2009. — № 1. — С. 177—183.
15. Хъелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб. : Питер, 2007. — 607 с.
16. Furr,R. Michael. Psychometrics: An introduction / R. Michael Furr, Verne R. Bacharach. — LA. : Sage Publications, 2008. — 349 p.
17. Rokeach,M. The nature of human values. — N.Y.: Free Press, 1973. — 341 p.
18. Schwarts, S. H. Towards a theory of the universal structure and content of values: Extention and cross-cultural replications / S. H. Schwartz, W. Bilsky // Journal of Personality and Social Psychology. — 1990. — № 3. — P. 878—891.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методика диагностики ценностных ориентаций (МДЦО)
Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной шкале. Используйте специальный бланк для ответов.
1. В этой жизни, прежде всего, нужно думать о себе, а уже потом об окружающих
2. Работа в коллективе хороша лишь тем, что можно переложить ответственность на других
3. Для меня важны хорошие взаимоотношения с коллегами, ощущение общности, психологической близости
4. Для меня очень важно попасть в «струю компании», влиться в корпоративную культуру.
5. Если в целях построения карьеры мне нужно будет уехать в другой город (страну), то я сделаю это, каким бы горьким не было расставание с Родиной
6. Если меня что-то не устраивает в моих отношениях с партнером (супругой) — я предпочитаю прямо это высказать, не задумываясь, что он при этом думает или чувствует.
7. Мне безразлично, что думают окружающие о моей супруге (девушке).
8. Если человек работает в какой-либо организации, он обязан соблюдать принятые там нормы и правила
9. Обычно я сильно переживаю, если с кем-то из моих знакомых происходит несчастье.
10. При построении карьеры разумнее руководствоваться правилом «Око за око и зуб за зуб», чем «Подставь вторую щеку».
11. Мне нравятся современные динамичные люди
12. Я предпочитаю прислушиваться к себе, чем к рекомендациям окружающих.
13. Я с удовольствием и довольно часто посещаю различные семинары, круглые столы и т. п.
14. Я сильно раздражаюсь, когда кто-либо из домашних берет без спроса мои вещи.
15. Я считаю необходимым помогать другим людям.
16. У меня вызывают раздражение люди, которые, вместо того чтобы работать, постоянно посещают курсы самообразования.
17. Я никогда не помогаю нуждающимся людям, так как считаю, что они сами виновны в своем положении.
18. Я думаю, что жизнь — это одна большая авантюра, в которой важно чувствовать ветер перемен.
19. Я согласен с выражением: «Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое “я”, посвятив себя другому».
20. Если кто-то из коллег просит «подменить», я обычно соглашаюсь.
21. Заманчивые предложения быстрого построения карьеры обычно таят в себе подвох. Нужно очень хорошо подумать, прежде чем согласиться на что-то подобное.
22. Я согласен с утверждением: «Споткнувшись на служебной лестнице, подставь ногу, чтобы сохранить равновесие».
23. Я считаю, что поддерживать хорошие отношения с коллегами не является необходимостью.
24. Я довольно осторожный человек и предпочитаю руководствоваться правилом: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
25. Я был бы доволен безопасной, спокойной работой, без больших претензий, но и без риска с моей стороны.
26. В моей работе мне требуется положительная обратная связь (одобрение).
27. В своей работе я следую четкому алгоритму.
28. Если я замечаю перемены в настроении кого-то из моих знакомых, сразу начинаю думать каким образом я могу быть к этому причастен.
29. Социальная справедливость важнее моего собственного благополучия.
30. Обычно я отказываюсь от работы «ради общего блага», так как это редко приносит материальное вознаграждение и не доставляет удовольствия.
31. Я очень редко обновляю обстановку у себя дома.
32. Я считаю, что нельзя вступать в интимные отношения с человеком, с которым вы знакомы лишь пару дней.
33. Обычно я стараюсь мало говорить о себе, так как считаю это нескромным.
34. Для того, что бы достигнуть чего-то стоящего в карьере, нужно постоянно прибегать к принципиально новым решениям.
35. Все новое вызывает у меня интерес.
36. Если меня раздражают высказывания какого-либо человека («крепкие словечки», непристойные анекдоты, просто рассуждения на далекие от меня темы) я скорее промолчу, чем выскажу свое неудовольствие.
37. Если с кем-то из моих коллег случается несчастье я считаю необходимым оказать ему посильную помощь (навестить в больнице, перевести денежные средства и т. п.).
38. Создание брака выгодно для мужчины, так как женатые лучше питаются и дольше живут.
39. В решении семейных дел я обычно пытаюсь до конца отстаивать свое мнение.
40. Для меня важно, чтобы моя семейная жизнь была не хуже, чем у большинства моих знакомых.
41. Мне нравятся родители, которые постоянно используют новые методы для обучения и развития своих детей.
42. Обычно я сильно переживаю даже из-за небольших ссор и размолвок с окружающими.
43. Обычно я внимательно выслушиваю других людей, даже если их мнение отличается от моего, и стараюсь понять их точку зрения.
44. В ситуации неизвестности я скорее испытываю тревогу, чем любопытство.
45. Возвращаясь из дальней поездки, я предпочту приобрести одну хорошую вещь для себя, чем кучу маленьких подарков для своих родственников.
46. Если бы Вы собрались со своим супругом (супругой) отдохнуть за рубежом, но в последний момент он не смог получить визу, то скорее всего Вы останетесь с ним.
47. Жизнь научила меня хорошо подумать, прежде чем кому-то помочь.
48. Мне нравится вносить изменения в свою работу.
49. Мне нравятся люди, независимые от коллектива.
50. Мнение друзей о моей второй половине имеет для меня большое значение.
51. Под разными предлогами мне обычно удается увильнуть от выполнения «общественно-полезной работы» — типа субботников и т. п.
52. Справедливо говорят «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих».
53. Работая над каким-либо проектом, я бы предпочел сделать все в одиночку, чем обсуждать с коллективом.
54. Современные тенденции в области семейной жизни («гражданский брак», однополые браки, частые разводы и т. п.) вызывают у меня неприятие.
55. Я следую традициям, принятым в моей семье.
56. Я считаю, что на работе люди всегда должны придерживаться правил. Даже когда начальство не контролирует.
57. Мне не раз приходилось отказываться от развлечений или важных мероприятий ради того, чтобы соблюсти семейные традиции.
58. Мне нравится работа, в которой результат зависит только от моих усилий.
59. Я считаю, что люди в браке должны быть одного социального уровня.
60. Мне нравиться проводить время в большой компании. Например, встретиться с друзьями, принять участие в каком-нибудь общественном мероприятии.
61. Большинство людей общаются с другими только потому, что друзья могут оказаться полезными.
62. В работе я обычно полагаюсь только на себя. Для меня важно быть независимым.
63. Периодически (не реже 1 раза в неделю) я посещаю интернет-сайты, посвященные моей профессии, покупаю специальную литературу.
64. Работа в команде всегда продуктивнее, так как люди имеют возможность обсуждать, дополнять друг друга.
65. Только помогая другим, можно добиться настоящего общественного и профессионального признания.
66. Я одобряю родителей, которые полностью посвящают себя детям, забывая о собственных интересах.
67. Я очень переживаю, если возникают проблемы в отношениях с коллегами.
68. Я полон энтузиазма, когда на работе передо мной ставят новые задачи взамен старым.
69. Я помню даты рождения всех близких и большинства не очень близких родственников и обычно всех поздравляю.
70. Я предпочел бы устроить свою свадьбу согласно обычаям моего народа.
71. Я считаю, что большинство работодателей с пренебрежением относятся к людям, которые часто меняют место работы.
72. Я считаю, что каждый, в первую очередь, думает о своих интересах.
73. Я согласен с мнением, что прогресс современного общества не привел ни к чему, кроме экологических проблем.
74. Я регулярно (не реже 1 раза в год) посещаю различные курсы, способствующие моему развитию.
75. Случалось, что я покупал вещи не потому, что они мне действительно нужны, а потому, что они были у всех моих знакомых.
76. При выборе профессии я прежде всего ориентировался на те, которые являются признанными в обществе.
77. Прежде чем сделать что-то, я стараюсь оценить какую максимальную выгоду я могу из этого извлечь.
78. Отпуск я предпочитаю проводить в разных местах.
79. Меня захватывают ситуации, где приходится действовать по-новому.
80. Для меня очень важно иметь единомышленников в своем увлечении.
81. В людях мне больше нравится отзывчивость, чем рассудительность.
82. В семейной жизни нельзя растворяться в партнере. Главное сохранить индивидуальность.
83. Думаю, люди должны принимать меня таким, какой я есть. А если им не нравится — могут со мной и не общаться.
84. Если ваше мнение расходится с мнением домочадцев, Вы продолжаете на нем настаивать.
85. Если кто-то из моих коллег переживает значительные трудности, мне сложно сосредоточиться на выполнении своей работы.
86. Мне нравится идея менять место работы каждые 3-4 года. Этого времени достаточно, чтобы реализовать свои возможности в одной компании.
87. На работе действует утверждение: «Правила существуют, для того, чтобы их нарушать»
88. Что касается отношений с коллегами, то «худой мир» точно лучше «доброй ссоры».
89. Я предпочту поработать сверхурочно, чем ссориться с начальником или выглядеть в его глазах некомпетентно.
90. Я согласен с выражением «В семье все общее: вещи, радости, печали и др.».
91. Я согласен с утверждением: «Стабильность имеет свойство превращаться в застой».
92. Я стараюсь быть добрым и внимательным с каждым человеком.
Таблица 1
Матрица интеркорреляций показателей шкал методики диагностики ценностных ориентаций с показателями методики Ш. Шварца
£. О А. 0. Й1. Л Ав. А. к.
О.-Е. .133 .295* -.1+7 -.113 тЗ 37 -.430 -,24( -.133 -.229 -.032
О.-Е.(йй) .213* .123 .1(3 -.100 -.255 -.189 ,02 0 -.1 (( .1(7
О.-Е. (уй) ,255' ,133 ,297 ,325 -.412 -,400 -.1 (+ -,23 9 -,0 9( .21 ('
О.-Е. (їй) -.023 ,027 -,0(3 -,051 -,242 -,275 -.1 (0 -.121 339 -,07(
О.-Е. (В) -,07( ,211* 1—< -,15( -,2 ВБ -,433 -.232 -.131 -.137 -,073
О.-Е. (Я) -,07+ -,0+ + -,1і 7 -,071 -Д+ + -.12 і -,0(( -.117 -.129 -,003
О.-Е. (її) .011 ,033 ,033 ,03+ -.071 -.1++ -.032 ,0(7 .0+7 .12 (
А£ - Аа. ,212 ,33В .2 51 .137 -.093 -.075 -.092 -.01+ -.173 ,083
А£ - Аі^йй) .1*1 .271 ,332 -.07 ( -,05( -.205 -.035 12ЕЗ -.012
Аі-Аафй) ,21? ,224 .2 55 .211 .073 ,058 .033 ,0 ( ( -.0 93 .213
А£ - Аі^їй) .102 ,179 .013 .0+3 -.0+9 -,19( -.035 -.0(9 -.0+0 ,005
АИ-А^в) ,10( ,229 ,331 .199 -.037 -.012 -.035 -.070 -,22Е ,003
АИ-АїДО ,09( ,221 .051 ,122 -.021 -.10 ( -.0+5 -.021 -.1+2 .131
Ай- Аі^її) .1*9 .137 ,324 " ,093 -.183 -.131 -,21В -.0(2 -.2(0 ' -,02(
НЕ -1 А ,242 ,2(2' ,2Е0 " .12+ -.075 -.003 -.025 .19 ( .033 .191
НЕ-1 А(йй) .001 ,057 ,032 -.0+7 -.0+ + .10+ ,055 .121 ,18( ,023
ЙЕ -1 АЦв) ,2В 2 ,2Е2 " .277 ,133 .0+7 ,093 ,05( ,214' ,0(9 .2(0'
ЙЕ-іК(їй) ,2(В ,275 ,345 .1“ -.101 -.177 -.170 ,093 -.133 .1+9
НЕ-1 Айіі .095 ,151 ,197 -.030 -.110 -.1(0 -.030 ,13 5 .025 ,18(
Я 1 1—1 > В .023 .100 .030 -.022 -.013 .019 .159 .314 ,1++
ЙЕ-іК(її) ,30 0 ,2(3 ,299 ,1(2 -.013 ,039 -.110 І13 ( -.0 ++ .115
Ш .1» ,212' .357 .112 -.10 і -.13+ -.195 -,080 -,302 -.0(9
* — р < 0,05
** — р < 0,01
К. — Комформность
Т. — Традиции
Д. — Доброта
У.— Универсализм
См. — Самостоятельность
Ст. — Стимуляция
Г. — Гедонизм
Дж. — Достижения
В. — Власть
Б. — Безопасноть
О.-К. — Открытость к изменениям — Консерватизм
О.—К (кк) — Открытость к изменениям — Консерватизм (когнитивный компонент) О.-К. (эк) — Открытость к изменениям — Консерватизм (эмоциональный компонент)
О.-К. (пк) — Открытость к изменениям — Консерватизм (поведенческий компонент)
О.-К. (л) — Открытость к изменениям — Консерватизм (личность)
О.-К. (с) — Открытость к изменениям — Консерватизм (семья)
О.-К. (пд) — Открытость к изменениям — Консерватизм (карьера, профессиональная деятельность)
Ас. - Ад. — Акцент на себя — Акцент на других
Ас. - Ад.(кк) — Акцент на себя — Акцент на других (когнитивный компонент) Ас. - Ад.(эк) — Акцент на себя — Акцент на других (эмоциональный компонент) Ас. - Ад.(пк) — Акцент на себя — Акцент на других (поведенческий компонент) Ас. - Ад.(л) — Акцент на себя — Акцент на других (личность)
Ас. - Ад.(с) — Акцент на себя — Акцент на других (семья)
Ас. - Ад.(пд) — Акцент на себя — Акцент на других (карьера, профессиональная деятельность)
СИ - ОГ — Сохранение индивидуальности — Ориентация на группу СИ - ОГ (кк) — Ориентация на группу (когнитивный компонент)
СИ - ОГ (эк) — Ориентация на группу (эмоциональный компонент)
СИ - ОГ (пк) — Ориентация на группу (поведенческий компонент)
СИ - ОГ (л) — Сохранение индивидуальности — Ориентация на группу (личность)
СИ - ОГ (с) — Сохранение индивидуальности — Ориентация на группу (семья) СИ - ОГ (пд) — Сохранение индивидуальности — Ориентация на группу (карьера, профессиональная деятельность)
СЖ — Шкала социальной желательности
Таблица 2
Матрица интеркорреляций показателей шкал методики диагностики ценностных ориентаций (МДЦО) с показателями шкал личностных ценностей методики А. В. Капцова и Л. В. Карпушиной «Тест личностных ценностей» (ТЛЦ)
0 ёаёй Н. АО. Е. А I . А I А НЕ. Д . II.
О.-Е.*** -№ -,146 -,1й м Д5 ■да -Дй ,024
О.-Ё.(ее) Д81 ,140 ,Ш1 £22 £42 ,2*' £89 ,1В ,130 ,155
0-ВД) -,24*' -.205' -.2Я" -,292" -,ШС -£87 £51 -,150 -,29()" -,098
О.-Е.ГШ -£97 -,112 -,166 -£46 -£23 -£70 -£54 ■,138 -,135 -,083
О.-Е.п -Эя -]025 -]И5 -ЛИ ш £61 3»1 "10+ -]101 ]№1
о.-вд -.АТО -,123 -,1й> -,139 -,110 -£82 -,Ш0 ■£64 -,154 -,145
О.-Е. Гї її п178 ,156 ,092 £97 ,Л4' 296" ,2**" ,ш ,3.60 ,305"
АІ -М. ЗОИ ]177 Зої -£86 -£46 -,170 ]00& ]147 -,ш
Ж £32 -£13 ,097 ,146 -,154 -£64 ,211 £17 £77 -,130
м. -а^до 5 ж ,155 лк ,103 -£3б £5Э ,298" ,074
Ж -А&цё) ли да -да £61 ^5+ -,0+3
-АіЦе) ,2??' ,131 ,2ТЄ" ^00 £62 £88 -,189 ,135 ,2»' ,006
Ж -А&Й £18 £73 ,133 £45 -,156 -£73 -,119 £16 £98 -,131
-АіЦЇЇ) £34 -£29 ,096 лі62 -,100 -.255' ■£16 £79 -,163
НЕ-І А ли $1 ,015 ,3(17 №.. № ДО ,150 ,15й
НЕ-І Аґееї -£50 -£61 -.136 /)54 ,3*5 -£13 -£04 -,127 -£71 ,076
НЕ-І ,1+5 ,164 ,13+ ,ЗЙ ,221 ,1й ,155 Л® ,1» ,1^5
НЕ-Ї А(їе) ,2а' ,164 ,154 ,214 £97 ,186 -£10 ,133 ли' ,125
НЕ-І £2) -,016 лій8 .262' ■£46 £52
НЕ—І АДО Л15 ,0# ли Ж ,КІ 455 ,115
НЕ-Ї А(її) ,137 £60 ,074 .299" ,209' £15 -£90 ■£15 ,155 ,068
НЕ £86 .219' ,175 -ли £27 -192 £64 ,179 -,06С
Примечания:
* — р < 0,05 ** — p < 0,01
*** — Названия шкал методики соответствуют аналогичным в таблице 1
С. — Саморазвитие
Д.у. — Духовная удовлетворенность
К. — Креативность
В. — Взаимоотношения
П. — Престиж
Д. — Достижения
МБ. — Материальное благополучие СИ. — Сохранение индивидуальности ПН. — Прагматическая направленность ГН. — Гуманистическая направленность

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх