Научная статья на тему 'Методика диагностики сформированности здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста'

Методика диагностики сформированности здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3447
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / МЕТОДЫ / HEALTHKEEPING COMPETENCE / PRESCHOOL CHILDREN / METHODOLOGY OF DIAGNOSTICS / CRITERIA / INDEXES / METHODS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Андрющенко Татьяна Константиновна

В статье представлена методика диагностики сформированности здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста. Поданы критерии и показатели, по которым определяется имеющийся у дошкольников уровень сформированности здоровьесберегающей компетентности. Описаны методы, позволяющие получить необходимые для анализа данные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Андрющенко Татьяна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGY OF DIAGNOSTICS OF THE FORMED HEALTHKEEPING COMPETENCE IN PRESCHOOL CHILDREN

The article presents the methodology of diagnostics of the formed healthkeeping competence in preschool children. It gives criteria and indexes with the help of which one can define the existing level of formed healthkeeping competence in preschool children. The article describes the methods which allow getting the data needed for the analysis.

Текст научной работы на тему «Методика диагностики сформированности здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста»

УДК 372.32

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАНННОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© 2013

Т.К. Андрющенко, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой образовательного менеджмента и педагогических инноваций

Черкасский областной институт последипломного образования педагогических работников,

Черкассы (Украина)

Аннотация: в статье представлена методика диагностики сформированности здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста. Поданы критерии и показатели, по которым определяется имеющийся у дошкольников уровень сформированности здоровьесберегающей компетентности. Описаны методы, позволяющие получить необходимые для анализа данные.

Ключевые слова: здоровьесберегающая компетентность, дети дошкольного возраста, методика диагностики, критерии, показатели, методы.

На современном этапе развития общества приоритетным заданием государства является сохранение и укрепление здоровья населения страны. Особое внимание уделяется детям дошкольного возраста, поскольку в этот возрастной период закладывается фундамент дальнейшего здоровой жизни личности. Вместе с тем здоровье детей зависит не только от системной, комплексной деятельности государственных и негосударственных структур, организованных усилий педагогов и родителей, но и ответственного отношения каждого ребенка к собственному здоровью. Поэтому формирование здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста должно быть одним из важных аспектов деятельности дошкольных учебных заведений. Основополагающим моментом для указанной деятельности является диагностика исходных уровней сформи-рованности з здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста.

В последнее время активизировались исследования проблемы формирования компетентности у детей дошкольного возраста. В круг научных интересов вошли такие аспекты компетентности дошкольников: жизненная (Е. Кононко и др.), социальная (В. Кузьменко, Т. Пониманська, И. Рогальская и др.), математическая (Л. Зайцева, С. Скворцова, В. Старченко, К. Щербакова и др.), коммуникативная (А. Богуш, А. Гончаренко, О. Дзюба и др.), физическая (С. Замрозевич) и т.д. В то же время формирование здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста, разработка методики ее диагностики не были предметом специального исследования украинских ученых.

Цель статьи - презентовать методику диагностики сформированности здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста. Представить критерии и показатели, по которым определяется имеющийся у дошкольников уровень сформированности здоровьес-берегающей компетентности. Описать методы, позволяющие получить необходимые для анализа данные.

Для определения уровней сформированности здоро-вьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста нами была разработана соответствующая диагностическая методика. В ее основу легли критерии и показатели, обоснованные в наших предыдущих публикациях [1, с. 48-53]. Каждый из критериев раскрывался через систему показателей, которые отражали степень сформированности мотивационно-ценностного, когнитивно-осознаваемого и деятельностно-поведенческого компонентов здоровьесберегающей компетентности. Каждый показатель исследовался с помощью специально подобранных методов, которые представлены в таблице 1.

Выбранные нами методы, обеспечивающие получение данных, отмечались:

- адекватностью - позволяли получить данные, которые соответствовали реальному состоянию субъектов диагностирования;

- объективностью - не включали субъективное мне-

ние в анализ полученных данных, обеспечивали возможность проверки данных;

- достаточностью - обеспечивали полноту данных, необходимых для тщательного изучения состояния субъекта диагностирования.

Таблица 1 - Диагностика сформованности здоровьес-берегающей компетентности

Критерии Показатели Методы диагностики ЗЗК

Мотива-ционно-ценностный Доминантность здоровья в системе ценностей. Метод альтернативного выбора. «Что для человека самое важное?».

Интерес к факторам, которые способствуют сохранению здоровья. Наблюдение. Карта проявлений интереса к факторам, которые способствуют здоровью.

Положительная мотивация на формирование здоровьесбе-регающих жизненных навыков и соблюдения здорового образа жизни. Тест «Почему нужно быть здоровыми?».

Когнитивно-осознаваемый Знание о признаках здоровья. Метод неоконченного предложения. «Я думаю, что здоровый человек такой»

Знание об основных факторах сохранения здоровья. Беседа «Как здоровье сохранить?»

Знание и осознание правил здорового образа жизни. Практическое задание. Изготовление коллажа «Путь к здоровью».

Деятель-ностно-поведенческий Применение в повседневной деятельности жизненных навыков, обеспечивающих сохранение здоровья Наблюдение. Карта применения здоровьесберегаю-щих жизненных навыков.

Владение навыками здоровьесберегающих способов действия Практические задания.

Умение оценить собственное поведение и поведение других людей с позиции здорового образа жизни Анализ ситуаций «Правильно ли поступили?»

Формирование здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста в нашем исследовании основывается на двенадцати жизненных навыках, способствующих физическому, социальному, психическому и духовному здоровью, а именно: жизненные навыки, способствующие физическому здоровью (навыки рационального питания, двигательной активности, санитарно-гигиенические навыки, режим деятельности и отдыха); жизненные навыки, способствующие социальному здоровью (навыки эффективного общения, сочувствия, поведения в условиях давления, угроз, совместной деятельности); жизненные навыки, способствующие духовному и психическому здоровью (осознание и самооценка, анализ проблем и принятие решений, навыки самоконтроля, мотивация успеха и тренировка воли [2, с. 87-89], вошедшие и в содержание диагности-

ческой методики.

Должны отметить, что на констатирующем этапе эксперимента в начале учебного года мы проводили диагностирование детей 4-го года жизни экспериментальной группы (ЭГ) и контрольной группы (КГ), с которым будет проводиться дальнейшая работа. В конце учебного года диагностировали 6-летних детей (КГ) для того, чтобы иметь представление о реальном состоянии сформированности здоровьесберегающей компетентности у выпускников дошкольных учебных заведений, не имеющих специальной предварительной подготовки. Представляем описание методики определения уровней сформированности здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста по отдельным критериям и показателям.

Мотивационно-ценностный компонент здоровьесберегающей компетентности определялся через мотивационно-ценностный критерий.

По первому показателю указанного критерия - доминантность здоровья в системе ценностей личности - исследование проводилось с помощью метода альтернативного выбора «Что для человека самое важное?». Учитывая тот факт, что дошкольникам, особенно детям 4-го года жизни, трудно определить жизненные ценности или выстроить иерархию ценностей, нами было предложена для них возможность выбора одной ценности из представленных ниже пар. В каждой паре обязательно было подано понятие «здоровье».

1. Быть веселым или здоровым?

2. Быть здоровым или умным?

3. Быть сильным или здоровым?

4. Быть здоровым или счастливым?

5. Быть здоровым или богатым?

6. Быть всем необходимым или здоровым?

7. Быть здоровым или красивым?

8. Быть хорошим или здоровым?

Нам необходимо было определить, насколько ценным для детей является здоровье, отдают ли они предпочтение здоровью, когда речь идет о выборе. Ответы детей фиксировали в протоколах, баллы выставляли соответствии с критериями оценки ответов (см. табл. 2).

Таблица 2 - Критерии оценки ответов детей

Качество ответа ребенка Количество баллов Уровни

Ребенок отдает приоритет здоровью в 7 - 8 случаях. 4 В

Ребенок отдает приоритет здоровью в 5 - 6 случаях 3 Д

Ребенок отдает приоритет здоровью в 3 - 4 случаях. 2 С

Ребенок отдает приоритет здоровью в 1-2 случаях 1 Н

По второму показателю мотивационно-ценностного критерия - интерес к факторам, способствующим сохранению здоровья - определяли уровень сформирован-ности мотивационно-ценностного компонента здоро-вьесберегающей компетентности во время наблюдения за жизнедеятельностью детей. Результаты наблюдений были зафиксированы в «карте проявлений интереса к факторам, которые способствуют здоровью». В карте представлены двенадцать жизненных навыков, которые должны быть сформированы у детей. Согласно полученным результатам, определялись уровни сформиро-ванности данного аспекта мотивационно-ценностного компонента здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста. Уровень заинтересованности ребенком факторами сохранения здоровья определялся по частоте проявления интереса к ним в течение всего периода наблюдения. За часто проявленный интерес к конкретному жизненному навыку ребенок получал 2 балла, иногда - 1 балл, никогда - 0 баллов.

По третьему показателю мотивационно-ценностно-го критерия - положительная мотивация на формирование здоровьесберегающих жизненных навыков и соблюдение здорового образа жизни - исследовали

уровень сформированности мотивационно-ценностного компонента здоровьесберегающей компетентности с помощью теста «Почему нужно быть здоровыми?». Тест состоял из двенадцати вопросов, отражавших сущность жизненных навыков, способствующих физическому, социальному, психическому и духовному здоровью. На каждый вопрос предлагалось по три варианта ответов (а, б, в). В ответах «А» (1 балл) подавались рассуждения, основанные на внешней мотивации выполнения действия, например, «взрослые настаивают», «все хотят, чтобы их выслушали», «родители будут ругать, если сделаю что-то плохое», «иначе они не будут общаться со мной» и т.д. В ответах «Б» (2 балла) объяснение центрируются на негативном аспекте действия «трудно долго сидеть», «люди не любят, когда их не слушают», «можно нечаянно кого-то обидеть», «из-за плохого настроения может разболеться голова», «иначе мы никогда не получим результат» и т.д. В ответах «В» (3 балла) ценностный акцент делается на здоровьесберегающем компоненте. Заявленные в тесте действия мотивируются с точки зрения сохранения здоровья: «зарядка поддерживает здоровье организма», «чистота - залог здоровья», «человек, чувствуя поддержку, скорее успокаивается, тем самым сохраняет свое здоровье», «тогда у всех будет хорошее настроение и здоровье», «так можно обезопасить себя и других от лишних проблем и сохранить здоровье» и др.

По вышеупомянутым критерием и показателями были определены уровни сформированности мотива-ционно-ценностного компонента здоровьесберегающем компетентности у детей 4-го года жизни и 6-летнего возраста.

Когнитивно-осознаваемый компонент здоровьесберегающей компетентности определялся через когнитивно-осознаваемый критерий. По первому показателю указанного критерия - знание о признаках здоровья -исследование проводилось с помощью метода неоконченного предложения, относящегося к проективными методикам. «Принято считать, что проективные методики применяются не столько для диагностики реального поведения личности, сколько для поиска подходов к ее внутреннему скрытому миру - переживаниям, мыслям, состояниям. Однако названный подход позволяет получить также данные о характере целеполагания личности, об организации близких и дальних целей, способах их достижения» [3, с. 83].

Детям предлагалось продолжить мысль: «Я думаю, что здоровый человек такой...». Использованный метод позволил выявить наличие представлений детей о признаках здорового человека. Нашими исследованиями было подтверждено заключение С. Ждановой и С. Мишлановой в том, что «... дети связывают здоровье в первую очередь с хорошим самочувствием, определяют здоровье как состояние организма, например, пишут: «когда здоров, чувствуешь себя прекрасно» [4, с. 202].

Все полученные данные фиксировались в протоколе. По количеству признаков определялся уровень знаний детей (см. табл. 3).

Таблица 3 - Критерии оценки ответов детей

Качество ответа ребенка Количество баллов Уровни

Ребенок называет до 12 признаков здорового человека 4 В

Ребенок называет до 9 признаков здорового человека 3 Д

Ребенок называет до 6 признаков здорового человека 2 С

Ребенок называет до 3 признаков здорового человека 1 Н

По второму показателю когнитивно-осознаваемого критерия - знание об основных факторах сохранения здоровья - исследовали уровень сформированности когнитивно-осознаваемого компонента здоровьесбе-регающей компетентности во время беседы с детьми. Результаты беседы были зафиксированы в протоколе. Вопросы подбирались таким образом, чтобы выявить

знания детей о содержании двенадцати жизненных навыков, в основе которых заложены факторы сохранения здоровья. Ответы на вопросы оценивались по 4 - балльной системе по критериям, представленным в таблице 4.

Таблица 4 - Критерии оценки ответов детей

Количество баллов Качество ответа ребенка

3 Ответ полная. Ребенок самостоятельно приводит примеры, делает объяснение.

2 Ответ неполный. Объяснение ребенком предоставляются только после дополнительных вопросов взрослого.

1 Ответ короткий. Ребенок не может дать никаких объяснений.

0 Ответ отсутствует.

Общая сумма баллов по беседу, уровни

36-29 баллов - В - высокий уровень;

28-21 баллов - Д - достаточный уровень;

20-13 баллов - С - средний уровень;

12 и менее баллов - Н - низкий уровень.

Нам было важно определить, насколько дети осознают влияние различных аспектов образа жизни на здоровье человека, могут четко выразить свое мнение и аргументировать свое видение факторов сохранения здоровья, поскольку, как отмечает И. Левашова, «...в дошкольном детстве ребенок не готов усваивать знания в научных системах, но именно в этом возрасте закладывается отношение к миру, на которое будут накладываться приобретаемые в последующем знания» [5, с. 133].

Уровень сформированное™ когнитивно-осознаваемого компонента здоровьесберегающей компетентности по третьему показателю когнитивно-осознаваемого критерия - знание и осознание правил здорового образа жизни - определяли при создании детьми коллажа «Путь к здоровью». Дети должны были сделать коллаж из предложенных картинок, на которых изображены действия, соответствующие здоровому образу жизни: потребление пищи, полезной для здоровья; занятия физической культурой, подвижными играми, сохранение чистоты тела, помещения, изменение видов деятельности, прогулки на природе; дружеское общение; проявление сочувствия; отказ от вредных для здоровья предложений; совместные занятия с детьми; положительное отношение к себе, принятие решений; положительные эмоции; достижение цели и т.д. Критерии оценки выполнения задания представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Критерии оценки ответов детей

Количество ,, , Уровни баллов_ г

Качество ответа ребенка

Ребенок отображает до 12 признаков

здорового образа жизни. _

Ребенок отображает до 9 признаков

здорового образа жизни_

Ребенок отображает до 6 признаков здорового образа жизни

тельностно- поведенческого компонента здоровьесбере-гающей компетентности у детей дошкольного возраста. Уровень применения ребенком здоровьесберегающих жизненных навыков определялся по частоте их проявления в течение всего периода наблюдения. За часто проявленный жизненный навык ребенок получал 2 балла, иногда - 1 балл, никогда - 0 баллов.

По второму показателю деятельностно-поведенче-ского критерия - владение навыками здоровьесберегаю-щих способов действия - определяли уровень сформи-рованности деятельностно-поведенческого компонента здоровьесберегающей компетентности в процессе выполнения детьми практических заданий. Практические задания были подобраны таким образом, чтобы выявить наличие у детей жизненных навыков, способствующих сохранению физического, социального, психического и духовного здоровья. Выполнение практических заданий оценивалось по 4-балльной системе по критериям, представленным в таблице 6.

Таблица 6 - Критерии оценки ответов детей

Оценка, баллы Качество выполнения задания

3 Задание выполнено самостоятельно.

2 Задание выполнено с подсказкой.

1 Задание выполнено с помощью.

0 Задание не выполнено. Ребенок отказался.

■ А I

Ребенок отображает до 3 признаков 1 здорового образа жизни__

По вышеупомянутым критерием и показателями было определены уровни сформированности когнитивно-осознаваемого компонента здоровьесберегающей компетентности у детей 4 - го года жизни и 6 - летнего возраста.

Деятельностно-поведенческий компонент здоро-вьесберегающей компетентности определялся через

деятельностно-поведенческий критерий. По первому показателю указанного критерия - применение в повседневной деятельности жизненных навыков, обеспечивающих сохранение здоровья - исследование проводилось с помощью наблюдения за жизнедеятельностью детей. Результаты наблюдений были зафиксированы в «карте применения здоровьесберегающих жизненных навыков». В карте представлены показатели применения ребенком двенадцати здоровьесберегаю-щих жизненных навыков, которые будут формироваться у детей. Согласно полученным результатам, определялись уровни сформированности данного аспекта дея-

На этом этапе исследования мы ставили целью определить, какими навыками здоровьесберегающего способа действия обладают дети 4-го года жизни и 6-летнего возраста, а также насколько они способны аргументировать выбор варианта действия.

Уровень сформированности деятельностно-поведен-ческого компонента здоровьесберегающей компетентности по третьему показателю деятельностно-поведен-ческого критерия - умение оценить собственное поведение и поведение других людей с позиции здорового образа жизни - определяли при проведении анализа ситуаций «Правильно ли поступили?». Дети должны были, прослушав ситуацию, проанализировать ее и дать ответ «да» или «нет». За правильный ответ добавляли 1 балл, за неправильный ответ или отказ отвечать - 0 баллов. По содержанию ситуаций ответ «да» была правильной в 7 случаях, а ответ « нет» - в 5 случаях.

По деятельностно-поведенческому критерию и представленным показателям были определены уровни сформированности деятельностно-поведенческого компонента здоровьесберегающей компетентности у детей 4-го года жизни и 6-летнего возраста

Представленная методика обеспечивает возможность определить уровни сформированности отдельных компонентов здоровьесберегающей компетентности, а именно: мотивационно-ценностного, когнитивно-сознаваемого, деятельностно-поведенческого. Полученные данные позволят вычислить уровни сформированности здоровьесберегающей компетентности у дошкольников на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перспективой дальнейших научных поисков выступает получение и анализ количественных данных с внедрением представленной в данной статье методики диагностики сформированности здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андрющенко Т. К. Критерiальна основа ощнювання сформованосп здоров'язбережувально! компетентносп в дгтей дошкольного в^ / Тетяна Костянтишвна Андрющенко // Гумантарний вюник ДВНЗ «Переяслав-Хмельницький державний педагопчний ушверситет iменi Григорiя Сковороди»: зб. наук. пр. - Переяслав-Хмельницький, 2013. - Вип. 29.

2. Компетентшсний пвдхщ у сучаснш освт: свгтовий досвщ та украшсьш перспективи: бiблiотека з освгтньо!

4

В

3

Д

полггики / пщ заг. ред. О. В. Овчарук. - К.: «К.1.С.», 2004. - 112 с.

3. Джанашия А. З. Проблема изучения намерения на эмпирическом уровне // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 82 - 85.

4. Жданова С. Ю. Мишлакова С. Л. Представления

о здоровье в связи с возрастом // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 202 - 204.

5. Левашова И. И. Особенности учебно-познавательной компетенции старших дошкольников // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 133-135.

THE METHODOLOGY OF DIAGNOSTICS OF THE FORMED HEALTHKEEPING COMPETENCE IN PRESCHOOL CHILDREN

© 2013

T.K. Andriushchenko, candidate of pedagogical science, Head of the Department of Educational

Management and Pedagogical Innovations

Cherkassy oblast institute ofpostgraduate education of teachers, Cherkassy (Ukraine)

Annotation: The article presents the methodology of diagnostics of the formed healthkeeping competence in preschool children. It gives criteria and indexes with the help of which one can define the existing level of formed healthkeeping competence in preschool children. The article describes the methods which allow getting the data needed for the analysis. Keywords: healthkeeping competence, preschool children, methodology of diagnostics, criteria, indexes, methods.

УДК 37.03.(4)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

© 2013

О.В. Бялик, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики, педагогики высшей

школы и управления

Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: Статью посвящено проблеме полового воспитания учащейся молодежи. Рассмотрены и проанализированы современные подходы к половому воспитанию учащихся стран Европейского Союза; выделено наиболее характерные, по мнению автора, черты и особенности каждого из подходов относительно полового воспитания учащихся.

Ключевые слова: половое воспитание, подходы к половому воспитанию, страны Европейского Союза, Италия, Финляндия, Дания, Польша.

Процессы деформации и социальные коллизии, возникшие в среде украинского общества, обусловили глубокий демографический кризис, нестабильность супружеских отношений, снижение порога инициации половой жизни, рост брачного возраста населения, увеличение количества больных СПИДом и заболеваний, передающихся половым путем. Нестабильность брачно-семейных отношений, с которыми столкнулась Украина, имеет сложный и динамичный характер. Сложившаяся ситуация требует немедленной переоценки и укрепления позиций в социально-экономической, демографической, национальной и духовной сферах нашего государства. Современное состояние педагогической науки свидетельствует о перспективности и необходимости изучения зарубежного опыта в решении насущных педагогических проблем. Использование положительных идей образования и воспитания учащихся других стран будет способствовать совершенствованию национальной системы образования. Поэтому в современной системе образования и воспитания в Украине остро стоит вопрос разработки новых подходов к решению указанных проблем. В частности, значительное внимание следует уделить реформированию полового воспитания молодежи, созданию новых стратегий и путей решения этой проблемы, отвечающим современным требованиям. Учитывая сказанное, считаем целесообразным изучение положительного опыта отдельных стран Евросоюза в этой сфере.

Полноценный анализ теоретических и практических проблем формирования нравственных отношений учащихся разного пола, подготовки молодежи к семейной жизни невозможно реализовать без изучения работ отечественных и зарубежных педагогов (Г. Ващенка, А. Макаренка, В. Сухомлинского, И. Беха, П. Блонского, Л. Богдановича, В. Постового), психологов (М. Корольчук, В. Маценко). Проблема полового воспитания отображена в научных трудах таких украинских исследователей, как М. Боришевський, Т. Говорун, В. Кравец, А. Кузнецов, И. Мезеря, В. Постовой,

И. Трухин и др.

Актуальность данной темы рассмотрена в научных исследованиях таких зарубежных ученых, как О. Контула, Т. Нурмиаго, В. Ескридж, Г. Еттерберг, Д. Сандби и др. Однако особенности полового воспитания в зарубежных странах требуют дополнительного изучения относительно выявления положительного опыта, который может быть использован в системе полового воспитания в Украине.

Цель нашей статьи - рассмотрение и анализ современных подходов относительно полового воспитания учащейся молодежи стран Евросоюза; выявление положительного опыта, который может быть заимствован в систему образования Украины.

Перед учеными и педагогами возникает достаточно важная задача - пересмотреть воспитательную систему и, усовершенствовав, создать такую, которая способствовала бы преодолению проблем семьи и семейных отношений; разработать эффективную модель полового воспитания учащихся путём внедрения действенных программ полового воспитания. Считаем, что рассмотрение различных подходов к половому воспитанию учащейся молодежи отдельных стран Евросоюза позволит в некоторой степени решить поставленную задачу.

Существует множество подходов и моделей полового воспитания молодежи, но остановимся только на некоторых из них, наиболее часто встречающихся в современных зарубежных странах.

Рестриктивный (репрессивный) подход к половому воспитанию существует в большинстве западных стран. Так, в частности, в Италии знакомство детей с физическими признаками и проявлениями пола считается нежелательным, это касается, прежде всего, обнажения (даже маленькие дети не должны обнажать гениталии на людях). Как учителя, так и родители убеждены, что сведения о репродуктивных процессах и функциях нужно преподносить детям постепенно и достаточно осторожно, предлагая сначала объяснять новую информацию о таких процессах и их проявлениях на примерах расте-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.