Научная статья на тему 'Методика диагностики эмоционального выгорания у будущих психологов МЧС России'

Методика диагностики эмоционального выгорания у будущих психологов МЧС России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1112
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПСИХОЛОГИ МЧС / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / СТРЕССОГЕННЫЕ СИТУАЦИИ / EMOTIONAL BURNING OUT / PSYCHOLOGISTS OF MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA / EMOTIONAL TENSION / SRESSFUL SITUATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Светлана Петровна

В статье рассматриваются проблемы эмоционального выгорания и психокоррекции эмоционального выгорания в процессе профессиональной подготовки психологов для МЧС России. Приводятся данные по уровню сформированности эмоционального выгорания у студентов третьего курса. Рассматриваются результаты психокоррекции эмоционального выгорания у студентов третьего курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванова Светлана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIAGNOSTICS` METHODOLOGY OF EMOTIONAL BURNING OUT OF FUTURE PCYCHOLOGISTS OF MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA

The article analyzes the problems of emotional burning out and its psychological correction in process of professional training of psychologists for Ministry of Emergency Situations of Russia. The data on level of emotional burning out formation of the third year students are shown. The results of psychological correction of the third year students` emotional burning out are scrutinized.

Текст научной работы на тему «Методика диагностики эмоционального выгорания у будущих психологов МЧС России»

ром которого является спорт высоких достижений.

Установлено, что уровень дистресса тесно связан с особенностями высшей нервной деятельности и свойствами нервной системы. Так, в группе спортсменов с высокими показателями дистресса отмечается повышение уровня тревожности и эмоциональной неустойчивости. Следует отметить, что данные характеристики являются также одним из показателей общей стрессоустойчивости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахмеджанов, Э.Р. Психологические тесты / Э.Р. Ахмеджанов. - М. : Лист, 1996. - 320 с.

2. Дементий, Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. - 2004. - № 3. - С. 20-25.

3. Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - С. 1223.

4. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2008. - 352 с.

5. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. - СПб. : Питер, 2008. - 256 с.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ МЧС РОССИИ

Светлана Петровна Иванова, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы эмоционального выгорания и психокоррекции эмоционального выгорания в процессе профессиональной подготовки психологов для МЧС России. Приводятся данные по уровню сформированности эмоционального выгорания у студентов третьего курса. Рассматриваются результаты психокоррекции эмоционального выгорания у студентов третьего курса.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание; психологи МЧС; эмоциональное напряжение; стрессогенные ситуации.

THE DIAGNOSTICS' METHODOLOGY OF EMOTIONAL BURNING OUT OF FUTURE PCYCHOLOGISTS OF MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF

RUSSIA

Svetlana Petrovna Ivanova, candidate of psychological sciences, senior lecturer,

The St.-Petersburg University GPS of the Ministry of Emergency Measures of Russia

Annotation

The article analyzes the problems of emotional burning out and its psychological correction in process of professional training of psychologists for Ministry of Emergency Situations of Russia. The data on level of emotional burning out formation of the third year students are shown. The results of psychological correction of the third year students' emotional burning out are scrutinized.

Key words: emotional burning out; psychologists of Ministry of Emergency Situations of Russia; emotional tension; sressful situations.

Работа психолога МЧС России может быть отнесена к числу профессий, связанных с повышенным риском, и характеризуется одним из высоких уровней профессионального стресса, поэтому для данной категории специалистов особенно острой является проблема опасности эмоционального выгорания и профессиональной деформации.

В связи с этим, одной из приоритетных задач психологии является исследование «эмоционального выгорания» среди профессионалов разных областей труда, а также разработка программ по их предупреждению и коррекции.

В процессе профессиональной подготовки психологов для МЧС России необходимо учитывать специфику будущей деятельности этих специалистов, связанную с воздействием множества негативных психотравмирующих факторов, создающих риск развития эмоционального выгорания личности.

Характерными для «выгорающих» ситуаций являются эмоциональные перегрузки. Состояние психической напряженности является одним из показателей синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, они вызывают ощущения дискомфорта, тревоги, фрустрации, пессимистические настроения (Т.Н. Мартынова, О.П. Бусовикова, Н.И. Наенко, 1976).

Как показывают результаты исследований, на развитие «выгорания» влияют многие факторы, но большинство исследователей считают, что возраст, пол, стаж работы и другие социально-демографические характеристики не связаны прямо с профессиональным «выгоранием».

Для определения ранговой структуры факторов, вызывающих эмоциональное выгорание у будущих психологов МЧС России, был проведен опрос специалистов-психологов. Всего в опросе приняли участие 37 респондентов. Результаты опроса представлены в таблице 1.

В Санкт-Петербургском Университете ГПС МЧС России (СПб УГПС МЧС России) осуществляется обучение студентов по специальности 030301.65 «Психология» по специализации «Безопасность в чрезвычайных ситуациях (ЧС)».

С целью выявления проблемных вопросов и определения направлений работы по психологическому сопровождению профессиональной подготовки будущих психологов МЧС России нами был проведен ряд эмпирических исследований личностных особенностей студентов.

Методика позволяет определить степень сформированности каждой фазы эмоционального выгорания, степень выраженности отдельных симптомов, доминирующие симптомы в каждой фазе. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.

Таблица 1

Ранговая структура факторов, вызывающих «эмоциональное выгорание»

у психологов МЧС России

Значимость (ранговое место) Факторы Ранговый показатель, %

1 Направленная организация профессиональной деятельности 18,0

2 Конфликты, трудности в решении сложных социальных задач 17,2

3 Индивидуальный тип реагирования на стрессогенные ситуации 14,7

4 Уровень мотивации к профессиональной деятельности 13,5

5 Направленность личности 12,3

6 Удовлетворенность социально-психологическим климатом в коллективе 10,8

7 Повышенная ответственность 7,5

8 Хроническая психоэмоциональная напряженность 7,0

Как показали проведенные исследования, при эмоциональном выгорании налицо все три фазы стресса:

1) нервное (тревожное) напряжение — его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность;

2) резистенция, то есть сопротивление - человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

3) истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

В первых сериях исследовательского этапа принимали участие студенты-психологи 3 курса - 22 человека. Целью этого этапа было установить действительную картину уровня сформированности синдрома «эмоционального выгорания».

Перед вторым этапом - формирующим - была поставлена цель: обеспечить уменьшение уровня сформированности синдрома «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» второй фазы «эмоционального выгорания» - «Резистен-ции».

Пилотажное исследование синдрома выгорания среди студентов подтвердило актуальность исследования этой проблемы, получено представление о структуре изучаемого явления.

Таблица 2

Уровень сформированности эмоционального выгорания

у студентов 3 ку рса в 2007 году, в % (п=22)

Не сложившаяся фаза Фаза в стадии формирования Сложившаяся фаза

Напряжение 92 9 9

Резистенция 9 37 54

Истощение 68,2 27,3 4,5

Полученные данные, представленные в таблице 2, показывают, что к середине третьего года обучения (март 2007 года) у 54% студентов 3 курса сформирована 2 фаза развития стресса - «Резистенция», у 37% - «Резистенция» в стадии формирования, и только у 9% студентов эта фаза не сложилась.

Сложившаяся фаза «Истощение» выявлена у 4,5% респондентов, в стадии формирования фаза «Истощение» - у 27,3% опрошенных, у 68,2% студентов эта фаза отсутствует.

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что проблема «эмоционального выгорания» актуальна для студентов уже на третьем курсе обучения. Это свидетельствует о необходимости изучения факторов, влияющих на формирование синдрома "эмоционального выгорания", проведения профилактики и психокоррекции эмоционального и психического состояния студентов.

Таким образом, профессиональная квалификация психологов должна включать в себя умения, навыки применения методов психогигиены, психосамокоррекции для профилактики эмоционального выгорания, т.к., иначе, при возрастании вероятности развития неблагоприятных психических состояний осуществление эффективной профессиональной деятельности затрудняется, может возникнуть профессиональная деформация.

Развитию профессионала, трудовому обучению и воспитанию специалиста были посвящены исследования многих ученых. Е.А.Климовым в основу решения этой проблемы было положено суждение о зависимости построения дифференцированного подхода к воспитанию будущего специалиста от выявленных в нем сильных и слабых сторон с целью коррекции слабых аспектов.

В период обучения в вузе у студента не только накапливаются знания, навыки, умения, но и происходит формирование сложных психических систем регуляции поведения. В период вузовского этапа развития личности программой высшего образования предусматривается применение определенных психолого-педагогических методов и приемов обучения с целью воздействия на личность, её психологическое содержание.

Для реализации цели второго этапа (уменьшение уровня сформированности синдрома «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» второй фазы «эмоционального выгорания» - «Резистенции») со студентами 3 курса были проведены тренинг (36 часов), беседы, консультации для обеспечения применения методов психогигиены не только в период проведения тренингов, но и в последующем.

Стратегическая цель - психокоррекция эмоционального выгорания - определила задачи тренинга: усвоение приемов психогигиены, интериоризация осуществления рефлексии своего психического состояния, формирование навыков и привычки применения методов психологической разгрузки, развитие навыков общения до уровня коммуникативной компетентности, развитие групповой сплоченности.

Интериоризация как производство внутреннего плана сознания не означает прямого переноса внешнего во внутреннее. В процессе перехода внешнего во внутреннее происходят драматические трансформации, и внешнее получает черты того агента, который это внешнее интериоризирует.

Рефлексию в традициях отечественной психологии описывают как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Процесс рефлексии, разворачивающийся в контексте совместной деятельности (чем тренинг, безусловно, является), трактуется как осознание субъектом того, как в действительности его воспринимают и оценивают другие.

Цели и задачи определили блоки применяемых методик, алгоритм их применения и технологию проводимого тренинга. Тренинг проводят 2 ведущих тренера (ведут тренинг поочередно) и 2 помогающих. Организуется пространство - помещение должно быть проветрено, освещено, стулья расставлены в кружок.

Первый этап тренинга - организационный. Начинается с приветствия - все здороваются, проводится игра «Здравствуй, это я!». Затем устанавливаются внутренние правила работы группы (согласие выражает каждый словами «да, я согласен» - по кругу), заключается договор на совместную работу (согласие - по кругу). Затем проводится тестирование блок тестов до и после тренинга и ежедневные - в начале занятия и в конце.

После каждой работы, игры, выполнения задания осуществляется контроль состояния участников тренинга, акцентируется внимание на осуществление рефлексии каждым участником тренинга (все высказываются по кругу).

Второй этап тренинга - содержательный. Состоит из блоков теории и практики. Теоретические блоки очень короткие - 5-10 минут, в них объясняется смысл, значение, цель, правила, способы проведения практических блоков занятия.

В тренинге теоретические и практические блоки предусмотрены по следующим темам: целеполагание, коммуникация, психогигиена.

Целеполагание - в этой части занятия участники тренинга вначале формулируют свои цели на данный тренинг. Ведущий тренер отслеживает, чтобы студенты не отклонялись от поставленной задачи, когда все проговорят свои цели, определить общую, которая соотносится и объединяет цели участников, всем будет интересна.

Психогигиена - в этой части участникам предлагаются способы психологической разгрузки и психосаморегуляции: «Команда «стоп!», «Отхлопывание», «Самокат», аутотренинг, «Контроль дыхания», «Состояние «здесь и сейчас», «Снятие напряжения водные процедуры», «Рюкзачок», «Пламя», метод «Свертывание пространства» Кучера, «Улыбка у «Зеркала», «Болванчик» и т.д.

После каждой практической работы, игры, выполнения задания проводится обсуждение, которым руководит тренер - по кругу все проговаривают, что увидели, что чувствовали, какие выводы.

В заключительной части подводятся общие итоги - что нового узнали, увидели в себе, как изменилось состояние, проверяется достижение целей, поставленных в начале тренинга. Затем проводится заключительное тестирование и прощание - позитивное состояние закрепляется пожеланиями друг другу.

В процессе применения тренинговых технологий студентами были усвоены методы психологической разгрузки, которые применялись ими в периоды между тренингами под контролем преподавателей. В результате у студентов улучшились показатели по первому симптому («Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование») (рис. 1) и на 13% уменьшился уровень развития второй фазы выгорания («Резистен-

Примечание: ряд 1 - до тренинга; ряд 2 - после тренинга

Рис. 1. Динамика сформированности первого симптома «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» второй фазы эмоционального выгорания («Резистенция») у студентов 3 курса до и после проведения тренинга, в %

Повторное тестирование после проведения тренинга показало, что уменьшился показатель симптома «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование». В первом исследовании он составил 1,91 балла, а во втором - 1,82 балла. Причем, число студентов с признаками формирования симптома (16) не увеличилось (72,7% как в первом, так и во втором тестировании), и у 14 человек (46%) во втором исследовании можно отметить уменьшение показателей сложившегося симптома.

В результате тестирования уже в мае 2007 года обнаружено, что и на 13% уменьшился уровень развития второй фазы выгорания 2 фазы стресса - «Резистен-ции». Несколько возросли показатели, относящиеся к симптому «Эмоциональная отстраненность». Можно полагать, что развитие этого симптома выступает как компенсаторный механизм, связанный с достаточно высоким уровнем выраженности симптома «депрессия и тревога».

В повторном тестировании у сотрудников МЧС обнаруживается некоторое уменьшение симптоматики синдрома эмоционального выгорания, в первую очередь, за счет отчетливой выраженности симптома «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» и фазы «Резистенция».

Проведенное исследование показало, что формирование профессионально важных и личностных качеств у будущего субъекта профессиональной деятельности в стенах вуза пойдет успешнее при наличии психологического сопровождения в виде тренингов и рабочего контроля сферы целеполагания студентов. Таким образом, можно сделать вывод, что методика диагностики эмоционального выгорания у будущих психологов показала высокую эффективность. Применение данной методики позволяет обеспечить положительную динамику профилактики эмоционального выгорания и способствует сохранению здоровья и профессионального долголетия будущих психологов МЧС России.

ЛИТЕРАТУРА

1. 1. Китаев-Смык, Л. А. Выгорание персонала. Выгорание личности. Вы-

горание души // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. - 2007. - № 4. - С. 2-

21.

2. 2. Китаев-Смык, Л.А. Стресс и психологическая экология // Природа. -1989. - № 7. - С. 98-105.

3. 3. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е.А. Климов. -

М. : Изд-во Московского гос. ун-та, 1995. -224 с.

4. 4. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального

стресса // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -2001. - № 11. - С. 2-16.

5. 5. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М. :

Меж-дународный гуманитарный фонд "Знание", 1996. - 308 с.

6. 6. Мартынова, Т.Н. Исследование формирования синдрома эмоциональ-

ного выгорания в профессиональной деятельности социальных работников / Т.Н. Мар-тыно-ва, О.П. Бусовикова // Сибирская психология сегодня. Вып. 2 : сб. науч. тр. -Кемерово : Кузбассвузиздат, 2003. - 410 с.

7. 7. Марьин, М.И. Психологическое обеспечение оперативно-служебной

дея-тельности ОВД и работа с кадрами / М.И. Марьин, Ю.Г. Касперович // Психопеда-гоги-ка в правоохранительных органах. - 2006. - № 1 (25). - С. 3-8.

8. 8. Мушастая, Н.В. Синдром выгорания в профессиях, связанных с экс-

тремальными ситуациями // Наука и знание : материалы ХХХШ науч. конф. студ. и молодых ученых вузов южного федерального округа. - Краснодар, 2006. - С. 175-176.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ - ПСИХОЛОГОВ К МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

Светлана Султановна Киржинова, Директор,

Ейский филиал Адыгейского государственного университета,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Султан Меджидович Ахметов, доктор педагогических наук, профессор, Ректор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

(КГУФКСТ), г. Краснодар

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, обосновывающие значение знания иностранных языков для эффективности профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов, приводятся структура и содержание иноязычной компетентности, а также модель организации их языковой подготовки.

Ключевые слова: иностранные языки, профессиональная деятельность, компетентность.

THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFECTIVE FUTURE PEDAGOGUES-PSYCOLOGISTS' PREPERATION FOR INTERNATIONAL PROFESSIONAL

INTERACTION

Svetlana Sultanovna Kirzhinova, Director,

The Eisk branch of Adygejsk State University,

Sultan Medzhidovich Ahmetov, doctor of pedagogical sciences, professor, Rector,

The Kuban State University of Physical Training, Sports and Tourism,

Krasnodar

Annotation

The article presents the study results justifying the importance of the foreign languages knowing for future pedagogues - psychologists, the structure and content of foreign language competence is shown together with organization of their linguistic skill’s model.

Key words: foreign languages, professional activity, competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.