Научная статья на тему 'Методика аудита эффективности использования финансовых и материальных средств муниципальных образований Нижегородской области'

Методика аудита эффективности использования финансовых и материальных средств муниципальных образований Нижегородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
694
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА / ПОЛНОМОЧИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ОРГАНОВ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / РИСК / МАТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / EFFICIENCY AUDIT / MUNICIPAL FORMATION / CONTROL ACTIONS / METHODICAL BASE / POWERS OF CONTROL BODIES / MUNICIPAL FINANCIAL CONTROL / THE MUNICIPAL BUDGET / EXECUTIVE POWER / RISK / MATERIAL MEANS / SYSTEM OF INTERNAL CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлов Сергей Николаевич

В статье рассматривается процесс аудита эффективности финансовых и материальных средств. Существующий методический аппарат мы предлагаем адаптировать на уровне муниципальных районов. Результаты внедрения Методики аудита эффективности использования муниципальных средств остались закрытыми для обсуждения и пока не получили распространения. Однако следует отметить, что в последние годы в деятельности муниципальных образований стало больше контрольных мероприятий, связанных с оценкой эффективности использования государственных средств (аудит, проверки, обследования), но этого всё равно недостаточно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE OF AUDIT OF EFFICIENCY OF USE OF FINANCIAL AND MATERIAL MEANS OF MUNICIPAL UNIONS OF THE NIZHNIY NOVGOROD REGION

In article process of audit of efficiency of financial and material means is considered. The existing methodical device, we suggest to adapt at level of municipal areas. Results of introduction of the Technique of audit of efficiency of use of municipal means remained closed for discussion and yet haven't received distribution. However it is necessary to notice that last years in activity of municipal unions became more than the control actions connected with an estimation of efficiency of use of public funds (audit, checks, inspections), but all the same it is not enough of it.

Текст научной работы на тему «Методика аудита эффективности использования финансовых и материальных средств муниципальных образований Нижегородской области»

Список литературы

1. Бобкова, Е. В. Развитие аудита производственных затрат в сельскохозяйственных организациях: Монография / Рос. гос. агр. ун-т - МСХА им. К. А. Тимирязева. Москва: РосГАУ, 2007. - 155 с.

2. Методические рекомендации по бухгалтерскому

учету затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) в

сельскохозяйственных организациях, приказ Минсельхоза России от 06.06.2003 № 792. - Справочно-правовая система «Г арант».

N. V. Mamushkina, the teacher of the chair «Bookeeping, analysis and audit» of the State Educational Institute of Higher Professional Education Nizhegorodskiy State Engi

Annotation. At the heart of effective process of formation, management and control by organization expenses application of scientifically well-founded classification lies. In given article classification of expenses, according to the purposes and problems of industrial activity of the organization is considered.

Keywords. The keywords: agricultural enterprise, net cost, control.

МЕТОДИКА АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ И МАТЕРИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

С. Н. Козлов, ст. преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» НГИЭИ

Аннотация. В статье рассматривается процесс аудита эффективности финансовых и материальных средств. Существующий методический аппарат мы предлагаем адаптировать на уровне муниципальных районов. Результаты внедрения Методики аудита эффективности использования муниципальных средств остались закрытыми для обсуждения и пока не получили распространения. Однако следует отметить, что в последние годы в деятельности муниципальных образований стало больше контрольных мероприятий, связанных с оценкой эффективности использования государственных средств (аудит, проверки, обследования), но этого всё равно недостаточно.

Ключевые слова. Аудит эффективности, муниципальные образования, контрольные мероприятия, методическая база, полномочия контрольных органов, муниципальный финансовый контроль, муниципальный бюджет, исполнительная власть, риск, материальные средства, система внутреннего контроля.

В муниципалитетах развитие аудита тормозится проблемами недостаточной методической базы, нечетким распределением полномочий контрольных органов, дефицитом квалифицированных специалистов, порожденными фрагментарным и зачастую искаженным пониманием аудита эффективности и его роли в системе и муниципального финансового контроля.

С учетом дальнейшего развития аудита эффективности как составной части реформы бюджетного процесса мы разработали Методику аудита эффективности расходования средств муниципальных бюджетов, основанную на сочетании оригинальных и традиционных методических подходов к проведению аудита. Настоящая Методика подготовлена в целях совершенствования и систематизации деятельности органов исполнительной власти муници-

пальных районов Нижегородской области, осуществляющих государственный финансовый контроль, при проведении аудита эффективности использования финансовых и материальных средств Нижегородской области (далее -финансовые и материальные средства) и устанавливает единый порядок проведения аудита эффективности использования финансовых и материальных средств [1].

Аудит эффективности использования финансовых и материальных средств является одним из видов контрольных мероприятий, осуществляемых финансово-казначейским управлением Администрации муниципального района.

Аудит эффективности использования финансовых и материальных средств включает в себя:

1) анализ и оценку объектом аудита эффективности средств муниципального бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности, затраченных на достижение результатов его деятельности;

2) анализ и оценку объектом аудита эффективности финансовых и прочих ресурсов в процессе производственной и иной деятельности, а также использования информационных систем и технологий;

3) анализ и оценку объекта аудита эффективности по выполнению поставленных перед ним задач, достижению фактических результатов по сравнению с плановыми показателями с учетом объема выделенных для этого средств бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности. В зависимости от поставленных целей аудит эффективности может включать один или несколько взаимосвязанных элементов либо иметь более специализированную направленность в рамках одного элемента.

Предметом аудита эффективности использования финансовых и материальных средств является деятель-

ность органов местного самоуправления и других объектов аудита по использованию финансовых и материальных средств для выполнения возложенных на них задач, функций или реализации программ или соглашений (например, областных целевых программ, адресных программ, инвестиционных соглашений).

Объектами аудита эффективности являются:

1. Органы муниципальной власти Нижегородской области, являющиеся главными распорядителями или распорядителями средств местных бюджетов, главными администраторами доходов муниципального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита муниципального бюджета и (или) использующие муниципальную собственность Нижегородской области.

2. Органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, использующие финансовые и материальные средства Нижегородской области для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий.

3. Бюджетные учреждения муниципальных образований Нижегородской области, использующие финансовые и материальные средства Нижегородской области.

4. Государственные унитарные предприятия муниципальных образований Нижегородской области, использующие финансовые и материальные средства Нижегородской области.

5. Иные субъекты экономической деятельности, использующие финансовые и материальные средства Нижегородской области [2].

В зависимости от предмета и объектов аудита эффективности, поставленных целей и задач аудит эффективности подразделяется на:

1) аудит эффективности, связанный с исполнением государственных функций, в частности;

2) аудит эффективности областных программ и соглашений, в реализации которых принимают участие несколько органов исполнительной власти Нижегородской области, бюджетных учреждений и иных организаций (областные целевые программы, адресные программы, ведомственные целевые программы, инвестиционные соглашения, соглашения о государственной поддержке).

Аудит эффективности использования финансовых и материальных средств проводится в три основных этапа:

- планирование аудита эффективности;

- осуществление аудита эффективности;

- подготовка отчета о результатах аудита эффективности.

Сроки проведения аудита эффективности и соотношение затрат времени между ее этапами должны зависеть от предмета, целей, масштаба, объема финансовых ресурсов и количества специалистов, занятых его проведением.

Каждый этап проведения аудита эффективности включает ряд последовательных действий, результаты которых оформляются в соответствующих документах [3].

Схема организации аудита эффективности показана на рисунке 1. Для проведения аудита эффективности в соответствии с регламентом органа муниципального финансового контроля, который утверждается в установленном законодательством порядке, формируется проверяющая группа.

Руководитель проверяющей группы должен:

1) информировать руководителей объектов аудита эффективности о темах и времени проведения аудита;

2) проводить собеседования с руководителями объектов аудита эффективности для обсуждения вопросов, возникающих в ходе проведения аудита эффективности и его результатов:

- при подготовке акта по результатам аудита эффективности следует выяснить мнение руководителя объекта аудита эффективности в отношении собранных в ходе аудита эффективности фактических данных или же получить от руководителя объекта аудита эффективности альтернативные источники данных;

- при подготовке проекта отчета о результатах аудита эффективности следует выяснить наличие у руководителя объекта аудита эффективности каких-либо возражений в отношении сделанных выводов и рекомендаций, а также получить информацию о мерах, которые объект аудита эффективности намеревается предпринять для устранения выявленных недостатков.

Отдельные члены консультативной группы, являющиеся независимыми экспертами в своей области, могут включаться в состав проверяющей группы в качестве специальных консультантов.

При проведении аудита эффективности ведется соответствующая документация, в которой отражаются принимаемые решения и результаты проделанной работы на всех этапах аудита эффективности. Документы должны подтверждать, что аудит эффективности проводился в соответствии с установленными правилами, процедурами и требованиями.

В состав документов, оформляемых при проведении аудита эффективности, входят:

- акт аудита эффективности;

- рабочие документы и материалы;

- программа проведения аудита эффективности;

- отчет и другие документы (представления, информационные письма), оформленные по результатам аудита эффективности[4].

Программа проведения аудита эффективности, акт, отчет и другие документы по результатам аудита эффек-

тивности подготавливаются и оформляются в соответствии с регламентом органа государственного финансового контроля, который утверждается в установленном законодательством порядке, а также с учетом положений настоящей Методики.

Рабочие документы представляют собой материалы, подготавливаемые и получаемые проверяющей группой в процессе проведения аудита эффективности, и составляются в ходе планирования, проведения и оформления результатов аудита эффективности.

Руководитель проверяющей группы вправе определять объем документации по каждой конкретной проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением.

После завершения аудита эффективности все документы в сброшюрованном виде должны быть скомплектованы в папки, заведенные отдельно для материалов каждой проверки, и храниться в установленном порядке[5].

В процессе аудита эффективности могут применяться следующие методы, в соответствии с которыми будет осуществляться сбор фактических данных и доказательств:

1. Анализ методов организации работы объектов аудита эффективности.

2. Анализ результатов работы объектов аудита эффективности.

3. Анализ конкретных ситуаций.

4. Анализ имеющихся данных.

Организация любого аудита эффективности использования финансовых и материальных средств муниципальных образований Нижегородской области проводится в три основных этапа: планирование аудита эффективности, осуществление аудита эффективности и подготовка отчета о результатах аудита эффективности.

Рис. 1. Организация аудита эффективности расходования средств муниципальных образований

По результатам каждого аудита эффективности использования финансовых и материальных средств муниципальных образований Нижегородской области казначейством района подготавливается отчет, в котором должны быть ясно и четко указаны:

- цели данного аудита эффективности;

- наименование объекта аудита эффективности;

- период времени, который охватывал аудит эффективности;

- краткую характеристику проверяемой сферы, программы или направления деятельности объекта аудита эффективности с указанием обязанностей и функций руководителей, имеющих отношение к показателям и результатам работы в проверяемой области;

- результаты аудита, в том числе критерии оценки эффективности, которые использовались для целей данного аудита эффективности;

- заключения и выводы, сделанные по результатам аудита эффективности;

- предложения, содержащиеся в представлениях для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, которые были направлены объектам аудита эффективности;

- позиция объекта аудита эффективности, включая ответ, содержащий запланированные объектом меры по устранению выявленных недостатков, разногласия между объектом аудита эффективности и проверяющими (при наличии), в том числе имеющиеся разногласия в отношении использованных критериев оценки эффективности, выводов и рекомендаций.

По каждой теме аудита эффективности проводятся сбор и анализ необходимой информации по всем критериям, дается оценка их значений в баллах по соответствующим шкалам и определяется общая сумма баллов. Затем

осуществляется ранжирование тем аудита эффективности в зависимости от общей суммы баллов.

Таблица 1

Ранжирование тем аудита эффективности по критериям

Тема Социально- экономическая значимость Степень рисков Оценка возможных результатов Объем расходов Предыдущие аудиты эффективности Сумма баллов

№ 1 10 6 8 2 0 26

№ 2 4 10 8 1 2 25

№ 3 10 3 4 3 4 24

и т.д.

Приведенные в таблице количественные оценки и диапазоны шкал значений критериев, используемых для выбора тем и объектов аудита эффективности, не являются исчерпывающими и безусловными. Их следует использовать в качестве основы для определения возможных тем и объектов аудита эффективности.

Рекомендуется разработать в направлениях деятельности органа финансового контроля уточненные оценки критериев в баллах и определить диапазоны шкал их значений с учетом веса каждого критерия, которые отражали бы особенности содержания контролируемой сферы в рамках каждого направления деятельности.

Список литературы

1. Митин, Б. А. Аудит эффективности проектов, программ, изобретений и открытий. Новометрия, квали-метрия и сертификация продукции и производств/Б. А. Митин, В. Б. Радин, В. В. Серебрянников. -М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. - 366 с.

2. Рябухин, С. Аудит эффективности государственного сектора экономики / С. Зябухин. - М.: Триада Лтд, 2006. - 304 с.

3. Федеральный закон РФ от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

4. Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах (постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 № 249).

5. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ach.gov.ru.

TECHNIQUE OF AUDIT OF EFFICIENCY OF USE OF FINANCIAL AND MATERIAL MEANS OF MUNICIPAL UNIONS OF THE NIZHNIY NOVGOROD REGION

S. N. Kozlov, the post-graduate student of the Nizhniy Novgorod state engineering-economic institute

Annotation. In article process of audit of efficiency of financial and material means is considered. The existing methodical device, we suggest to adapt at level of municipal areas. Results of introduction of the Technique of audit of efficiency of use of municipal means remained closed for discussion and yet haven't received distribution. However it is necessary to notice that last years in activity of municipal unions became more than the control actions connected with an estimation of efficiency of use of public funds (audit, checks, inspections), but all the same it is not enough of it.

Keywords. Efficiency audit, municipal formation, control actions, methodical base, powers of control bodies, municipal financial control, the municipal budget, executive power, risk, material means, system of internal control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.