Научная статья на тему 'Методика анализа исполнения региональных и местных бюджетов'

Методика анализа исполнения региональных и местных бюджетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2656
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зырянова Т.В., Даниленко Н.И., Даниленко Д.Н.

Анализ движения финансовых ресурсов, их планирование позволят формировать информацию оперативного и стратегического направлений и дает возможность организации аналитических процедур и разработки рекомендаций по совершенствованию бюджетного процесса. Важнейший элемент бюджетного процесса экономический анализ бюджетных показателей, их обоснованности структуры, динамики, других параметров. Финансовое состояние региона и муниципального образования является неотъемлемой частью системы индикаторов его социально-экономического положения. Нельзя судить об уровне развития территории, не зная состояния финансовой сферы, так как именно она является базой проведения в жизнь любых социально-экономических программ и проектов. Только в процессе анализа исполнения бюджета возможно оценить эффективность произведенных расходов и дать оценку выполнения доходной части. Анализ необходимо проводить на всех этапах бюджетного процесса при формировании, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика анализа исполнения региональных и местных бюджетов»

(/Кетофшсл аЯллсс^а

МЕТОДИКА АНАЛИЗА ИСПОЛНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Т. В. ЗЫРЯНОВА, доктор экономических наук, профессор Уральской академии государственной службы НИ. ДАНИЛЕНКО, руководитель отделения управления Федерального казначейства г. Магнитогорска, заслуженный экономист России ДН. ДАНИЛЕНКО, ведущий специалист отдела

Исследования в области формирования и использования средств бюджетов являются весьма актуальными направлениями финансовой науки. Анализ движения финансовых ресурсов, их планирование с этих позиций позволяют формировать информацию оперативного и стратегического направлений и дают возможность организации аналитических процедур и разработки рекомендаций по совершенствованию бюджетного процесса.

Важнейший элемент бюджетного процесса — экономический анализ бюджетных показателей, их обоснованности структуры, динамики и других параметров.

Финансовое состояние региона и муниципального образования является неотъемлемой частью системы индикаторов его социально-экономического положения. Нельзя судить об уровне развития территории, не зная состояния финансовой сферы, так как именно она является базой проведения в жизнь любых социально-экономических программ и проектов. Только в процессе анализа исполнения бюджета возможно оценить эффективность произведенных расходов и дать оценку выполнению доходной части.

Анализ необходимо проводить на всех этапах бюджетного процесса — при формировании, рассмотрении, утверждении и исполнении.

В зависимости от поставленных задач избирается та или иная методика анализа. Методика экономического анализа бюджетных показателей определяет этапы анализа и приемы аналитической обработки информации.

Материалы экономического анализа показателей при формировании и исполнении бюджета оформляются в виде пояснительной записки к проекту или к отчету об исполнении бюджета. Этот документ вместе с тем является своеобразным отчетом в работе соответствующего финансового органа, бюджетного учреждения, так как свидетельствует о мерах, принятых для исполнения бюджета по доходам и расходам, выявления резервов, мероприятиях по укреплению бюджетной и финансовой дисциплины.

Этапы анализа можно представить соответствующим образом (см. рисунок).

Необходимо выделить основополагающие принципы, которыми руководствуются при проведении аналитической работы на каждом уровне бюджета. Анализ должен быть:

2

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВОРЪЯ ъ •ИРАКЖЯХА

Свод показателей

Аналитическая обработка

Сравнение Установление отклонений

Подведение итогов анализа, основные выводы

Разработка практических предложений

Схема этапов проведения анализа исполнения бюджета

— конкретным, т. е. основываться на изучении всего спектра показателей, всесторонне характеризующих определенное явление, процесс, тенденцию;

— системным, т. е. представлять собой систему аналитической работы, по срокам, охвату вопросов, формам, приемам взаимосвязи изучаемых бюджетных показателей;

— оперативным, т. е. по результатам анализа должна осуществляться разработка рекомендаций, на основе которых можно оперативно повлиять на степень реальности бюджетных показателей, уровень их фактического исполнения;

— объективным, что обеспечивается обоснованным подбором анализируемой информации, таким перечнем показателей, который способен всесторонне и объективно характеризовать всю совокупность причин, факторов, определяющих выявленную динамику, тенденции.

Каждое направление анализа имеет свои особенности. Законодатели при рассмотрении бюджета приоритетно изучают соблюдение: законодательства при расчете бюджетных показателей; социальных, гарантированных государством нормативов по расходам и доходам; принципов бюджетного федерализма при установлении взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации, а внутри последних — с местными бюджетами; финансового обеспечения установленных экономическими и социальными прогнозами темпов и пропорций развития различных отраслей хозяйства; целого ряда других положений и показателей.

В бюджетных организациях большое внимание уделяется: анализу показателей по сети, штатам,

контингентам; соблюдению стандартов, норм и нормативов; другим вопросам.

Органы федерального казначейства в приоритетном порядке анализируют объем мобилизации и обоснованность распределения поступающих доходов по уровням бюджетов; полноту, правильность и целевое использование бюджетных средств; своевременность поступления доходов и движения расходов по счетам; другие вопросы.

Методика экономического анализа бюджетных показателей при исполнении бюджета условно может быть разделена на общую и частную. Элементами общей методики являются: определение задач анализа; подбор и предварительная проверка достоверности и правильности анализируемых показателей; использование:

— приема сравнения как основного при определении уровня исполнения и динамики бюджетных показателей; применение утвержденных или уточненных данных в качестве базы для сравнения и оценки показателей;

— приема разложения отклонений от установленных назначений по факторам, различно повлиявшим на результаты исполнения бюджета по доходам или расходам; широкое применение наряду с абсолютными относительных и средних показателей, а также сводных величин;

— аналитических группировок и построение таблиц, позволяющих судить о результатах исполнения бюджета; и др.

Практическое применение частной методики определяется: этапом бюджетного процесса; уровнем бюджета; видом доходов или направлением расходов; структурой, проводящей анализ; количеством и качеством данных, которые обеспечат наиболее полную информацию по анализируемому вопросу, способами их проверки; видами необходимых группировок и расчетов, аналитических таблиц; предположительными выводами, которые могут последовать по результатам анализа. Каждый из элементов методики анализа имеет важное значение, но конкретность и действенность выводов экономического анализа зависят прежде всего от их комплексного применения. Дополняя друг друга, различные приемы анализа способствуют раскрытию сложных связей и зависимостей, возникающих между соответствующими показателями в процессе формирования и исполнения бюджета по доходам и расходам. К примеру, увеличение

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ШОРЪЯ ъ -пр/гкж-гг&г

з

(уменьшение) поступлений по налогам может быть вызвано различными причинами, в частности изменениями в законодательстве. Возникает аналитическая задача выявления факторов, повлиявших на изменение налоговых поступлений, и оценки их значимости.

По нашему мнению, целесообразно рассмотреть их в форме универсальных таблиц, которые можно применять к любому уровню бюджета (табл. 1-3).

Важной составляющей исполнения бюджета является анализ факторов, повлиявших на формирование налогооблагаемой базы по отдельным видам налогов, отраженной в табл. 4.

Однако следует иметь в виду, что при государственном налоговом планировании сложно учесть все особенности формирования налогооблагаемой базы. Это приводит к погрешностям в определении реальных сумм налоговых поступлений в бюджет и более доступно при налоговом планировании на уровне хозяйствующих субъектов.

Анализ собираемости налоговых

Таким образом, экономический анализявляется неотъемлемой частью бюджетного процесса на всех стадиях «движения» бюджетных показателей.

Различия в целях анализа и в его информационном обеспечении приводят к тому, что единой комплексной методики оценки территориального и местного бюджетов на настоящий момент не существует. Местные органы управления ограничиваются лишь экономическим анализом базовых бюджетных показателей (доходов и расходов), оценивая абсолютные показатели бюджета, сопоставляя доли налоговых и неналоговых поступлений, финансовой помощи и кредиторской задолженности в общем объеме доходов бюджета, а также доли различных видов расходов бюджета в его совокупных расходах.

При анализе исполнения расходной части бюджета подводятся итоги исполнения бюджета в целом, а также по видам расходов, по отдельным разделам, видам бюджетных учреждений, статьям

Таблица 1

неналоговых доходов по бюджету ;ту) на 01.01.2005, тыс.руб.

Виды налогов и сборов За 2003 г. За 2004 г. Прирост

Факт за 2003 г. Недоимка на 01.01.2004. % собираемости Факт за 2004 г. Недоимка на 01.01.2005. % собираемости Прирост поступлений за 2004 г. % собираемости

Таблица 2

Расчет снижения (повышения) доходов бюджета (консолидированного бюджета) на 01.01.2005, тыс.руб.

Наименование администрации Численность живущих на территории 2004 г. Поступило собственных доходов Снижение (повышение) доходов на число живущих, руб.

Факт на 01.01.2005 Факт на 01.01.2004 Отклонение на одного живущего за год

Всего На одного живущего Всего На одного живущего

Таблица 3

Движение недоимки по крупным налогоплательщикам

Предприятия Недоимка

На 01.01. 2005 г. На 01.01.2004 г. Прирост

Консолидированный бюджет Бюджет Консолидированный бюджет Бюджет Консолидированный бюджет Бюджет

Таблица 4

Анализ основных факторов, влияющих на фактическое поступление налогов

Виды доходов При формировании бюджета При исполнении бюджета Отклонение(+)

Налогооблагаемая база (прибыль, фонд оплаты .труда и т.д.) Ставка налога Норматив зачисления Налогооблагаемая база (прибыль, фонд оплаты труда и т.д.) Ставка налога Норматив зачисления Налогооблагаемая база (прибыль, фонд оплаты труда и т.д.) Ставка налога Норматив зачисления

4

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВ07>ъя ъ -ПРЖЖгсъ*

14Сета$мсл лисыи^сг 14 (47) - 2005

Таблица 5

Анализ исполнения показателей по оплате труда раздела «Образование»

Формирование бюджета Исполнение бюджета Отклонение

Количество учащихся, чел. Наполняемость, чел. Число классов Число педагогических ставок 1 Расходы по оплате труда педагогических работников Число учащихся, чел. Наполняемость, чел. Число классов Число педагогических ставок Расходы по оплате труда педагогических работников Число учащихся, чел. Наполняемость, чел. Число классов Число педагогических ставок Расходы по оплате труда педагогических работников

Таблица 6

Анализ исполнения прочих показателей раздела «Образование»

Формирование бюджета Исполнение бюджета Отклонение

Электроэнергия Теплоснабжение Водоснабжение Всего расходов Электроэнергия Теплоснабжение Водоснабжение Всего расходов Электроэнергия Теплоснабжение Водоснабжение Всего расходов

У * Ь со « Сумма Гкал Сумма Сумма 3" * Н со Сумма Гкал Сумма "¡к Сумма з- * Н 03 Сумма Гкал Сумма "к Сумма

затрат. Выясняются возможности более экономного использования ассигнований, проверяется целевой характер расходования бюджетных средств, оценивается степень удовлетворения потребностей учреждений в средствах. Резервы снижения и эффективного расходования средств можно рассмотреть, в частности, по разделу «Образование» (табл. 5, 6).

При этом важно определить, существует ли зависимость между определенными видами (статьями) расходов бюджета и его доходами (например, собственными доходами или объемом финансовой помощи из вышестоящего бюджета).

Эти подходы к анализу бюджета, на наш взгляд, можно дополнить методом оценки реакции расходов бюджета на изменение его доходов.

Результатом такого анализа является определение приоритетных статей расходования бюджетных средств. К приоритетным сферам расходования средств бюджета определенной территории относятся такие виды расходов, которые увеличиваются большими темпами, чем увеличиваются доходы бюджета, или продолжают расти при падении доходов.

Такого рода зависимость можно оценить, используя показатель дуговой логарифмической эластичности. Допустим, что реакция изменения расходов (по статьям) бюджета на изменение его доходов в двух ближайших состояниях (два ближайших года) одинакова.

Так, если в момент времени состояние бюджета описывается расходами (по определенной

статье) Рх и доходами Др а в момент времени /2 — расходами Р2 и доходами Д2, тогда

ЕД{Р)= ,

Ьп(Дг/ДУ

где ЕД (Р) — эластичность расходов по доходам.

По данной формуле можно рассчитать меру реагирования расходов (по статьям) территориального или местного бюджета на изменение его доходов. Данные за различные временные периоды необходимо пересчитать в сопоставимых ценах с помощью индекса потребительских цен.

На основе полученных результатов можно выделить различные состояния рассматриваемой модели.

1. Доходы бюджета увеличиваются.

1.1. ЕД{Р) > 1 — высоко значимое бюджетное направление расходов: темп роста расходов больше темпа роста доходов. В этом случае можно говорить о приоритетности данного направления расходования средств бюджета.

1.2. О < ЕД(Р) < 1 — низко значимое направление расходов: расходы на данное направление растут, но меньшими темпами, чем растут доходы.

1.3. ЕД (Р) = 1 — значимое для бюджета направление расходов: стабильный рост расходов в зависимости от роста доходов.

1.4. ЕД (Р) < 0 — незначимое направление: уменьшение расходов при росте доходов бюджета. Это свидетельствует о том, что данный вид расходов не является для бюджета приоритетным, и за счет

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръя ъ ЪР^ХЖЪЪА

5

лНллиуа,

14 (47)-2005

этих расходов происходило увеличение расходов на другие направления.

2. Доходы бюджета уменьшаются.

2.1. ЕД (Р) < О — высоко значимое бюджетное направление расходов: доходы бюджета уменьшаются, а его расходы, тем не менее, растут, это свидетельствует о приоритетности данной статьи расходов.

2.2. О < ЕД (Р) < I - значимое бюджетное направление расходов: расходы уменьшаются меньшими темпами, чем снижаются доходы, что свидетельствует о попытках сохранить объемы финансирования поданной статье.

2.3. ЕД(Р)= I - низко значимое направление расходов: расходы бюджета падают такими же темпами как и доходы.

2.4. ЕД (Р) — I - незначимое направление: расходы бюджета падают более быстрыми темпами, чем уменьшаются его доходы, т.е. данное направление расходования средств не является для бюджета приоритетным.

Предложенная методика анализа является достаточно простой. Результаты анализа дают возможность сопоставить запланированные направления региональной социально-экономической политики и их действительную реализацию.

В Издательском доме «Финансы и Кредит» вышла в свет монография доктора экономических наук профессора кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного технического университета - УПИ Илышева Анатолия Михайловича и доктора экономических наук, профессора кафедры менеджмента Челябинского института Российского торгово-экономического университета Лаврентьевой Ирины Викторовны «Стратегия включения репродуктивного труда в экономику России». В ней впервые в научной литературе представлены на высоком теоретико-методологическом и прикладном уровне результаты многолетних исследований авторов по комплексной проблеме государственно-общественной и экономико-правовой легитимизации домашнего репродуктивного труда по воспитанию детей - будущего человеческого капитала страны. Предлагается не на словах, а на деле признать репродуктивный труд общественно-полезным: оплачивать его как труд (а не в форме унижающих человеческое достоинство мизерных пособий), организовать статистический учет производимых в домашнем репродуктивном секторе затрат и достигаемых результатов, отражать репродукционные затраты на национальных счетах, реализовать систему мер по оказанию всесторонней поддержки репродуктивным работникам, разработать долговременную стратегию перехода от суженного к простому, а затем и к расширенному воспроизводству человеческого капитала страны. Книга A.M. Илышева и И.В. Лаврентьевой насыщена богатым фактологическим и статистическим материалом, тщательно выполненными расчетами, она хорошо иллюстрирована. Ориентировочная цена книги объемом 23 п.л. (с учетом затрат на пересылку наложенным платежом) - 150 руб. Заказ можно направить по электронной почте: lamia@mail.ru либо astra@chicomm.chel.su, либо intelectaudit@r66.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: mso7>7& тс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.