Научная статья на тему 'Методическое обоснование использования информационно-коммуникационных технологий в развитии литературных способностей школьников'

Методическое обоснование использования информационно-коммуникационных технологий в развитии литературных способностей школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1739
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИА / ИНТЕРНЕТ / ГИПЕРТЕКСТ / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ЛИТЕРАТУРНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ВООБРАЖЕНИЕ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / РЕЧЕВЫЕ СПОСОБНОСТИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / MULTIMEDIA / INTERNET / HYPERTEXT / PRESENTATION / LITERARY ABILITIES / IMAGINATION / CRITICAL THINKING / VOCALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Юлия Вениаминовна

Рассматривается актуальная проблема методически обоснованного включения информационно-коммуникационных технологий в преподавание литературы в школе. Доказывается их эффективность для развития воображения, критического и словесно-образного мышления, речевых способностей школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodologic Support for the Use of Information Technologies in Order to Develop Literary Abilities of Schoolchildren

The article deals with the problem of accompanying applications of information technologies (IT) with adequate methodology in teaching literature in secondary school. It provides vindication of the IT efficiency for the development of imagination, critical and visual thinking, vocality of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Методическое обоснование использования информационно-коммуникационных технологий в развитии литературных способностей школьников»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

Ю. В. Иванова (средняя общеобразовательная школа № 35, г. Саранск)

Рассматривается актуальная проблема методически обоснованного включения информационно-коммуникационных технологий в преподавание литературы в школе. Доказывается их эффективность для развития воображения, критического и словесно-образного мышления, речевых способностей школьников.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии; мультимедиа; Интернет; гипертекст; презентация; литературные способности; воображение; критическое мышление; речевые способности.

Активное проникновение информационных технологий во все сферы жизни общества, в том числе в область образования, — реальность нашего времени. Соприкосновение с компьютером как основным средством информационнокоммуникационных технологий в обучении оказывает воздействие практически на все психические явления личности школьника, к важнейшим из которых в системе литературного образования относятся восприятие, мышление, воображение, способности. Как отмечает Г. К. Селевко, «богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, с творческими лабораториями великих людей, с мировым уровнем науки, техники, культуры и общественного сознания» [6, с. 116].

В настоящее время внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс признается главным фактором успешного повышения уровня образованности человека, а компьютер — одним из основных средств приобретения, обмена и трансляции информации и знаний.

Исследователи отмечают, что применение информационно-коммуникационных технологий благоприятствует развитию интеллектуального компонента творческих способностей учащихся, который включает в себя «способность к анализу, выделению главного и второстепен-

ного, способности к систематизации и классификации, ассоциативность мышления, способность генерировать идеи и выдвигать гипотезы, критичность мышления, развитую рефлексию; устойчивость внимания, способность к его распределению и переключению, развитое воображение» [2, с. 32].

Вместе с тем информатизация образования предполагает не только активное использование новых технических средств, но и изменения в самом процессе обучения, направленном на всестороннее развитие личности обучаемого. На сегодняшний день не сложилось единой дидактической системы, раскрывающей сущность процесса информатизации, не предложено унифицированных методик и методических принципов их применения в обучении. Поэтому проблемы информатизации образования и использования информационно-коммуникационных технологий в обучении привлекают внимание исследователей самых различных научных областей: философов, педагогов, психологов, методистов и др.

Целями внедрения информационнокоммуникационных технологий в литературное образование в школе, на наш взгляд, выступают развитие творческого потенциала учащихся; адаптирован-ность обучения на основе учета индивидуальных особенностей школьников; выявление, формирование и развитие склонностей и способностей учащихся к литературе как учебному предмету; повышение доступности современных научных (литературоведческих, искусство© Иванова Ю. В., 2010

111!111Й1И1!Ш № 4,

ведческих) знаний как основы формирования и развития их литературных способностей. Последние представляют собой сложное образование, включающее читательские и литературно-творческие способности, развивающиеся одновременно в двух видах деятельности: читательской и литературно-творческой [4, с. 3].

К положительным результатам внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс преподавания литературы следует отнести повышение привлекательности урока, формирование у учащихся положительной мотивации и интереса к предмету. Не менее важна предоставляемая педагогу возможность оперативного доступа к разноплановой информации, накопления, хранения, обмена и распространения собственных творческих продуктов; увеличения доли самостоятельности обучаемых за счет использования современных форм уроков. Разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается учащийся (слушание, говорение, рассматривание, чтение), — одно из важнейших условий комплексного развития его способностей. Применение информационнокоммуникационных технологий соответствует основным требованиям, которые предъявляются к деятельности, развивающей литературные способности учащихся. Среди указанных требований — создание позитивного эмоционального настроя при выполнении учебно-развивающей деятельности, корректировка, индивидуализация уровня трудности заданий, творческий характер развивающей деятельности в целом.

В настоящее время одной из наиболее перспективных технологий для школьного литературного образования считается интернет-технология, так как Всемирная сеть располагает уникальными возможностями для всестороннего развития личности обучаемого на основе диалога с наукой, культурой, обществом, миром. Предоставляя разнообразную информацию (текстовую, графическую, аудио- и видеоматериалы), Интернет становится необыкновенно привлекательным средством обучения и

развития учащихся. Он обеспечивает доступ к различным категориям информации, востребованной учащимися и учителями: научной, справочной, образовательной, познавательной, — которые могут стать основой для организации работы по формированию и развитию литературных способностей школьников.

Психологи, отмечая, что Интернет — это культурный феномен, в процессе взаимодействия с которым происходит формирование высших психических функций человека, в то же время обращают внимание на необходимость выявления, оценки и корректировки возможных негативных психологических последствий для обучающегося при соприкосновении с интернет-ресурсами. Применительно к эстетическому, литературному образованию обеспокоенность у исследователей вызывает тот факт, что продукты новых информационных технологий, «существенно меняя менталитет, сознание, психологию восприятия человека, активно вытесняют традиционную Культуру, культуру Книги и классического искусства из актуальнейшего пространства современной цивилизации» [1, с. 47]. Чрезмерное увлечение компьютерами и Интернетом может привести к компьютерной гипермотивированности, интернет-зависимости.

Учитывая основные негативные последствия взаимодействия ребенка с Интернетом (широкое распространение различной информации сомнительного содержания; угрожающие психическому или физическому здоровью человека информационные воздействия; угрозу социальной и личностной дезадаптации; наличие неточных данных, неподходящей для детей информации, а также нежелательное ее использование), учитель сегодня должен взять на себя роль наставника, воспитывающего информационную культуру и информационную грамотность школьника с целью сведения к минимуму пагубного влияния на его психику и здоровье продуктов информационных технологий.

Накопленный современной отечественной методикой преподавания опыт показывает, что при обучении литерату-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ре с применением информационных технологий, в частности Интернета, используются как традиционные методы (беседа, рассказ, объяснение, самостоятельное изучение, сопровождаемое наглядным показом на компьютере), так и различные новые формы организации учебной деятельности учащихся: проектные методы, групповое и дистанционное обучение и т. д. [8].

Формирование и совершенствование навыков пользования электронными библиотеками, справочниками, энциклопедиями, находящимися в сети Интернет, увеличение доли самостоятельности в поиске и использовании нужной информации содействуют вооружению школьников интеллектуально-речевыми умениями, развитию у них литературных способностей, стимулируют активное участие в коммуникативной деятельности и глубокое освоение литературы как искусства слова. Литературно ориентированные сайты предлагают тексты художественных произведений, критические материалы, сведения по теории литературы, дают возможность участия в форумах, дистанционных олимпиадах и конференциях, что формирует способности общего и собственно литературного характера: коммуникативные, творческие, аналитические, критические и т. д. Виртуальный мир компьютера помогает преодолеть односторонний поход к изучению литературы, когда она изолируется от других видов искусств, а форма при анализе произведения обосабливается от содержания. Эффективность использования иллюстративного материала, находящегося на различных серверах, возрастает, если учитель не просто демонстрирует его на уроке, а привлекает учащихся к работе с этими ресурсами. Большую методическую помощь способны оказать виртуальные экскурсии по литературным местам и домам-музеям.

Обращение к текстам сайтов актуально и при анализе поэтических произведений. Так, благодаря использованию графических средств (выделения цветом, другим шрифтом и т. п.) во много раз интенсивнее становится работа по нахождению изобразительно-вырази-

тельных средств и определению их роли в тексте. Кроме того, количество текстов не ограничивается возможностями ученика принести их на урок, а значит, может быть любым. Наличие в сети словарей также окажет помощь при анализе поэтического текста, поскольку позволяет учащемуся быстро вспомнить и узнать содержание термина или способ определения размера, а учителю — эффективно и оперативно провести словарную работу, обогащая словарный запас ребенка, стимулируя развитие у него речевых способностей.

Среди множества видов информационно-коммуникационных технологий ведущей в школьном литературном образовании стала технология мультимедиа (англ. multimedia — многокомпонентная среда), позволяющая интегрировать традиционные статические и динамические элементы в один продукт. Наиболее востребованными из таких продуктов на уроках литературы являются презентации, учебные пособия, энциклопедии. Слайдовая презентация — это тематически и логически обоснованная демонстрация информационных объектов на экране или мониторе. Основная задача урока с ее использованием та же, что и урока традиционного, — объяснение нового материала. Однако урок с компьютерной поддержкой дает возможность привлечения большего количества иллюстративных средств разных типов. Школьными программами предусмотрены темы, ориентированные на изучение литературы во взаимодействии со смежными видами искусств: изобразительным, сценическим, музыкальным и т. д. Богатые возможности в этом плане предоставляет урок-презентация, включающая отрывки художественных произведений, репродукции тематически близких картин, иллюстрации, фотографии, сцены из спектаклей и кинофильмов, музыкальные фрагменты и т. д. В одном медиапродукте может быть размещена обширная информация, позволяющая рассматривать творчество писателя в широком культурном контексте и формировать литературные способности школьников на культурологическом материале.

11111111111* № 4,

Мультимедиа сегодня «надо рассматривать как новый, не существовавший прежде инструмент в работе учителя, позволяющий создать наглядные и более информационно насыщенные уроки» [5, с. 68]. Дидактически обоснованное использование технологии мультимедиа в образовательном процессе с привлечением изобразительного, звукового рядов активизирует образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый учителем материал. При этом формируется более чуткое отношение школьников к слову, звуку, цвету, своим и чужим переживаниям, развиваются поэтическое восприятие предметов и явлений, наблюдательность, память, творческое воображение и мышление, эмоциональность как компоненты литературных способностей.

Технология гипертекста востребована при работе с текстами художественной литературы, находящимися в сети Интернет, а также при создании собственных электронных продуктов. Эта технология позволяет быстро осуществлять переход от раздела к разделу, а также внутри него, что обеспечивается гиперссылками, каждая из которых определяет маршрут движения. Результатом объединения возможностей первой и второй технологий является гипермедийный продукт, электронное издание. Создание учащимися таких продуктов соответствует общепризнанной мысли Б. М. Теплова о том, что способности формируются в деятельности [7, с. 14—15].

Жизнь предлагает новые пути приобщения учащихся к словесному искусству, один из которых заключается в целенаправленном и системном применении информационно-коммуникационных технологий в литературном образовании. Исследователями отмечается, что «в условиях резкого ослабления авторитета литературы в мире в целом визуальные искусства выходят на первый план» [3, с. 25—26]. Визуальный ряд как дополнение ряда словесного, предлагаемый мультимедийными учебниками, различными СБ и сетью Интернет, позволяет, учитывая некоторые психологические особенности восприятия школьников,

сосредоточить их внимание на изучаемом предмете и удерживать его в течение всего урока. Подкрепление восприятия художественного текста воздействием визуального ряда, способствуя активизации читательского интереса, ведет к повышению эффективности обучения.

Таким образом, целенаправленное и системное применение информационнокоммуникационных технологий на уроках литературы экономит учебное время, способствует лучшему представлению учебного материала; повышает мотивацию детей к обучению, возбуждает у них интерес к литературе, стимулирует и развивает потребность в анализе и самовыражении, позволяет окунуться в мир словесного искусства, содействует развитию литературных способностей школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Быгчков, В. В. Виртуальная реальность в пространстве эстетического опыта / В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская // Вопр. философии. — 2006. — № 11. — С. 47—59.

2. Войцеховская, М. Ф. Развитие интеллектуального компонента творческих способностей учащихся на основе использования информационных технологий в педагогическом процессе : дис. ... канд. пед. наук / М. Ф. Войцеховская. — Благовещенск, 2005. — 189 с.

3. Гутов, А. О словесном и визуальном в обучении / А. Гутов // Лит. в шк. — 2007. — №9. — С. 25—26.

4. Корсунский, Е. А. Развитие литературных способностей школьников / Е. А. Корсунский. — Л. : ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1985. — 90 с.

5. Салихов, И. Ш. Педагогические условия применения новых информационных технологий в развитии творческих способностей старшеклассников (на примере преподавания физики в школе) : дис. ... канд. пед. наук / И. Ш. Салихов. — Казань, 2007. — 147 с.

6. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации / Г. К. Селев-ко. — М. : Народное образование, 1998. — 256 с.

7. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. — М. : Изд-во АПН СССР, 1961. — 536 с.

8.Храмцова, С. В. Информационно-коммуникационные технологии на уроках литературы [Электронный ресурс] / С. В. Храмцова. — Режим доступа: http://pedsovet.org/component/ ор^оп,сот_т^ее^азк,у1е'^тк/1тк_1ё,4791/ Йет1^5461172.

Поступила 21.12.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.