Научная статья на тему 'Методическое обеспечение подготовки и повышения квалификации кадров для крупномасштабных массовых мероприятий'

Методическое обеспечение подготовки и повышения квалификации кадров для крупномасштабных массовых мероприятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВНЕВАЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРУПНОМАСШТАБНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / LEVEL AND PRACTICE-ORIENTED TRAINING / FURTHER EDUCATION IN TOURISM / LARGE-SCALE INTERNATIONAL EVENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Субботина Е. В.

В статье охарактеризованы основные подходы к формированию практико-ориентированных образовательных программ подготовки и профессиональной переподготовки кадров для крупномасштабных международных мероприятий, сформулированы особенности разработки подобных программ за счет максимального использования возможностей современных образовательных стандартов, обоснована необходимость совместного участия в разработке и реализации практико-ориентированных образовательных программ подготовки и профессиональной переподготовки кадров для крупномасштабных международных мероприятии представителей академического сообщества и работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training and Professional Development for Large-scale Popular Events: Methodological Support

The article describes the main approaches to the building of practice-oriented curricula for training and retraining of personnel for big international projects. The study establishes a procedure for drafting such programs, outlines the relevance of the cooperation in the preparation and implementation of the curricula.

Текст научной работы на тему «Методическое обеспечение подготовки и повышения квалификации кадров для крупномасштабных массовых мероприятий»

- сложившуюся ситуацию с визово - таможенным регулированием между Россией и данной страной;

- систему транспортных связей между двумя странами; сложившуюся ситуацию на внутреннем рынке в отношении продажи туров основных стран-конкурентов России по въездному туризму и др.

Литература

1. Исмаев Д.К. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации. Теория и практика деятельности туристских фирм: Учебное пособие. М.: Academia,

2004.

2. Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга: учебное пособие для вузов. М.:

2005. 479 c.

3. www.russiatourism.ru

4. www.unwto.org

УДК 378.1

Методическое обеспечение подготовки и повышения квалификации кадров для крупномасштабных массовых мероприятий

Субботина Е.В., канд. техн. наук, доцент, sovasova@rambler.ru, зам. директора Института туризма и гостеприимства (г. Москва), филиал ФГОУВПО

РГУТиС

В статье охарактеризованы основные подходы к формированию практикоориентированных образовательных программ подготовки и профессиональной переподготовки кадров для крупномасштабных международных мероприятий, сформулированы особенности разработки подобных программ за счет максимального использования возможностей современных образовательных стандартов, обоснована необходимость совместного участия в разработке и реализации практикоориентированных образовательных программ подготовки и профессиональной переподготовки кадров для крупномасштабных международных мероприятии представителей академического сообщества и работодателей.

Ключевые слова: уровневая практико-ориентированная подготовка кадров, дополнительное профессиональное туристское образование, крупномасштабные международные мероприятия.

The article describes the main approaches to the building of practice-oriented curricula for training and retraining of personnel for big international projects. The study establishes a procedure for drafting such programs, outlines the relevance of the cooperation in the preparation and implementation of the curricula.

Key Words: level and practice-oriented training, further education in tourism, large-scale international events

В настоящее время весьма актуальной является проблема формирования высокоэффективной системы профессионального туристского образования, отвечающей современным требованиям и базирующейся на долгосрочных прогнозах потребности в туристских кадрах в рамках отдельных крупномасштабных международных мероприятий на территории РФ. Для успешного решения этой задачи необходимо максимально использовать мониторинг рынка туристских услуг, а также апробировать механизм координации потребностей рынка и сферы профессионального туристского образования с целью формирования перспективного заказа на специалистов разного профиля и уровня подготовки для обеспечения организации и проведения крупномасштабных международных мероприятий, таких как Олимпийские и Паралимпийские зимние игры 2014 года, Универсиада, саммит АТЭС.

На наш взгляд, гибкий характер подготовки кадров для туристской индустрии может быть обеспечен за счет уровневой системы образования путем исключения дублирования и усиления преемственности образовательных программ разных уровней профессионального туристского образования, обеспечивающего получение практикоориентированной подготовки любого уровня квалификации в единой системе образовательных учреждений. Это позволит достичь динамичного равновесия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, быстрого реагирования на требования работодателей.

Структурированный подход к формированию профессиональных компетенций выявил общие и специальные требования к работникам туристской индустрии и позволил определить степень их значимости в разрезе уровня подготовки, направлений подготовки и отдельных профилей. С учетом потребностей в кадрах для конкретного вида крупномасштабного международного мероприятия следует выявить знания, умения и навыки, необходимые для работников с высшим или средним специальным образованием в сфере туризма, в т.ч. по отдельным циклам дисциплин. Практико-ориентированные образовательные программы и сопутствующие им документы могут стать своего рода эталонами, которые дадут возможность объективно

оценивать как результаты, так и ход образовательного процесса, а на разработанной базе можно моделировать и формировать требования к обучению по определенным запросам работодателей, в частности, для подготовки кадров для обеспечения обслуживания крупномасштабных международных мероприятий (Олимпийские и Паралимпийские зимние игры 2014 года, Универсиада, саммит АТЭС).

. Главным фактором, действующим при отборе детерминант и конструировании содержания практикоориентированных образовательных программ, являются потребности общества и конечные цели подготовки специалистов. Анализ основных детерминант профессионального обучения показывает, что все их компоненты являются либо объектами и предметами, либо процессами и явлениями. Введенные в учебный процесс, они становятся учебными элементами (дидактическими единицами). Таким образом, в общем случае под учебными элементами понимаются познаваемые объекты (предметы) и процессы (явления) действительности, введенные в учебный процесс в виде понятий, существенных признаков, взаимосвязей, законов, правил и принципов.

В основу структурирования содержания обучения на микроуровне, как и на макроуровне, заложен принцип вложения более мелких структурных единиц (учебных элементов) в более крупные. Такая структура учебных элементов позволяет гибко варьировать содержание модульной единицы и обеспечить четкое соответствие каждого учебного элемента диагностируемой цели обучения, направленной на овладение конечным практическим навыком или формирование теоретического знания.

В соответствии с профессиональными квалификационными требованиями к выпускникам на основе имеющегося учебно-методического опыта, возможностей вуза, кадрового состава преподавателей и т.д. разрабатываются профессиональные образовательные программы вуза и учебные планы специальностей (направлений) высшего профессионального туристского образования.

Полученный после составления учебного плана специальности и программ учебных дисциплин материал представляет собой большой массив учебной информации, который должен быть подвергнут логическому анализу с целью оптимального распределения аудиторных часов по учебным дисциплинам с учетом количественной значимости каждой учебной дисциплины, а также логической последовательности изучения единиц учебной информации и т.д. В учебном плане содержание представляется на двух уровнях: федеральном (на основе федеральных компонентов образовательных стандартов) и региональном (в соответствии с конечной целью обучения). В целом учебный план представляет собой блочно-модульную

образовательно-профессиональную программу. Анализ отобранного в конкретном направлении содержания обучения проводится по слоям «сверху вниз». Верхний слой соответствует отраслям и подотраслям экономики, отдельным видам производств или видам деятельности; средний слой соответствует группам профессий; нижний слой соответствует отдельным профессиям, специальностям.

Указанный подход позволяет подойти к решению проблемы создания учебнопрограммной документации для практико-ориентированного профессионального обучения не «снизу» -- на уровне одной профессии или специальности, а «сверху», на основе целостной структуры содержания профессионального образования в рамках конкретного направления.

Использование блочно-модульного подхода при структурировании содержания обучения предполагает, что результаты анализа содержания профессионального обучения на каждом рассмотренном выше слое группируются и оформляются в виде содержательно и функционально завершенных структурных элементов содержания -блоков и модулей, реализующих одну или несколько целей обучения. Национально-региональный (вузовский) компонент государственного образовательного стандарта профессионального образования отражает национальнорегиональные особенности профессиональной подготовки специалистов. Именно поэтому при подготовке специалиста большое значение должно отводиться формированию содержания дисциплин специализации, которые позволяют рассмотреть специфику туристской деятельности, в том числе и особенности подготовки кадров для обслуживания конкретных крупномасштабных международных мероприятий.

При разработке национально-регионального компонента содержания образования основное внимание должно уделяться следующим особенностям организации и проведения крупномасштабных международных мероприятий:

• географическим (географическое положение места проведения крупномасштабного международного мероприятия);

• историческим (история данного мероприятия в контексте мирового исторического процесса; его значение для развития конкретного субъекта и т.д.);

• культурологическим (проблемы исторической типологии культур и особенностей культурного развития страны и региона; вклад народов страны и региона в мировую культуру; деятели науки, культуры, искусства и их значение в национальной и мировой культуре);

• этнологическим, демографическим (этногенез народов страны и региона; народные традиции, культы, обряды, верования; влияние глобальных социальных и культурных процессов на развитие культуры регионов, демографическая ситуация);

• религиозным (особенности религиозной жизни страны и региона; мифология, культы; взаимоотношение религий страны и региона и мировых религий);

• экономическим (экономическая история страны и региона, современная экономическая ситуация);

• социально-политическим (социальная структура, организация и функционирование органов управления, политические и общественные организации).

Основной акцент должен быть сделан на туристскую специализацию крупномасштабного международного мероприятия как комплексную основу формирования национально-регионального компонента содержания

профессионального образования по туризму, поскольку именно она является одной из составляющих, определяющих профессиональную компетентность и дальнейшую востребованность будущих специалистов туристской индустрии. Важен комплексный учет всех групп особенностей конкретного крупномасштабного международного мероприятия.

Одновременно необходимо обратить внимание на востребованность практикоориентированных программ дополнительного профессионального образования для подготовки и повышения квалификации кадров, необходимых для конкретных крупномасштабных международных мероприятий. Программы дополнительного профессионального образования могут осваиваться в зависимости от целей и задач, определенных слушателем или работодателем в следующих объемах:

• «Повышение квалификации руководящих работников и специалистов по профилю профессиональной деятельности» -- в объеме от 36 до 72 часов;

• «Повышение квалификации руководящих работников и специалистов по профилю профессиональной деятельности» -- в объеме от 72 до 500 часов;

• «Профессиональная переподготовка кадров» -- в объеме свыше 500 часов.

При этом имеется ряд образовательных программ дополнительного профессионального образования (ДНО), срок освоения которых в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки для получения

дополнительной квалификации, составляет в основном не менее двух лет, выпускники которых также востребованы в туристской индустрии. Основными из них можно назвать «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», «Мастер делового администрирования», «Преподаватель высшей школы» и др.

Особенностью в данном случае является то, что работники туристской индустрии, независимо от уровня образования и занимаемой должности в целях совершенствования профессионального мастерства или карьерного роста могут осваивать образовательные программы послевузовского образования, такие как программы ДПО.

Вместе все это создает возможность формирования условий для согласования интересов, поддержания взаимодействия высшего образования и рынка труда. Одним из существенных элементов данного механизма является такой распространенный в мировой практике институт, как социальное партнерство. В сфере высшего профессионального образования под социальным партнерством следует понимать совместное динамичное сотрудничество обучающихся в образовательных учреждениях, органов управления образованием, служб труда и занятости, союзов работодателей, профсоюзов, иных общественных организаций в комплексном решении проблем подготовки специалистов по заданным параметрам, их трудоустройства и дальнейшего карьерного роста.

При создании системы разработки разноуровневых образовательных программ для подготовки и повышения квалификации кадров, предназначенных обеспечения для крупномасштабных международных мероприятий, основными регламентами являются требования работодателей к таким специалистам туристской индустрии. Общеизвестно, что качество системы высшего профессионального образования определяется ее способностью готовить профессиональные кадры, обладающие знаниями и навыками, которые адекватно соответствуют современным квалификационным требованиям любой отрасли, в т.ч. туристской индустрии. Потребности туриндустрии в специалистах нового уровня по существу определяют заказ системе высшего профессионального образования на подготовку кадров, способных эффективно выполнять возложенные на них функции.

Литература

1. Основные положения Концепции государственной политики РФ в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях (одобрена Президентом РФ В.В. Путиным 18 октября 2002 года).

2. Приказ Министерства образования и науки РФ «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ» № 40 от 15 февраля 2005 года.

3. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего образования: методическое пособие. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

4. Зимняя И.А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель). Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе». М.: ИЦПКПС,

2005.

5. Официальный сайт Всемирной Туристской Организации (UNWTO), www. world - tourism. Org

6. Колесов В. П. Ступенчатость высшего образования и Болонский процесс // Экономика образования. 2004. № 2.

УДК 331.556

Выделение перспективных районов и приоритетных отраслей, требующих

значительного притока рабочей силы в Московской области, с целью формирования рациональной системы занятости населения

Фильченков С.В., аспирант кафедры «Менеджмент», naceka@mail.ru, ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

Московская область является частью крупнейшего в России административнотерриториального комплекса Московского региона, имеющего высокоразвитый многоотраслевой промышленный, научно-технический, сельскохозяйственный и социально-экономический потенциал. Научно обоснованный подход к практическому совершенствованию системы занятости населения, создание эффективного современного механизма регулирования должен быть основан на общих принципах и приоритетах перспективного развития Московской области. В статье рассмотрены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.