Научная статья на тему 'Методический подход к оценке социальных инновационных проектов'

Методический подход к оценке социальных инновационных проектов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2123
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Социальные инновации / методика оценки социальных инноваций / критерии оценки социальных инноваций / социальные инновационные проекты / социальные инновационные программы / Social innovation / methods of assessing social innovation / evaluation criteria of social innovations / social innovation projects / social innovation program

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мухачева Светлана Витальевна

Ввиду возрастающего интереса к социальным инновациям, как к одному из инструментов сглаживания последствий неравенства населения, разработке и внедрению разнородных социальных инновационных проектов и программ, возникает необходимость в их анализе и оценке. В статье предложена методика сравнительного анализа социальных инновационных проектов, в которой использованы количественные и качественные показатели, что позволило создать предпосылки к оценке социальных инноваций с большей долей объективности. Обоснована необходимость обращения к субъективным оценкам целевой аудитории конкретного социального инновационного проекта с помощью опросов непосредственных участников проекта. Разработан индекс, позволяющий сопоставлять конкретные социальные инновационные проекты и программы, а также отслеживать в динамике корректировку уже реализующихся социальных инновационных проектов на основе ряда критериев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Мухачева Светлана Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical approach to evaluating social innovation projects

In view of the growing interest in social innovation as a tool for mitigating inequality, development and implementation of heterogeneous social innovation projects and programmes, there is a need in their analysis and evaluation. In article the technique of comparative analysis of social innovation projects, using quantitative and qualitative indicators, thereby creating the preconditions for the evaluation of social innovations with a greater degree of objectivity. The necessity of recourse to subjective assessments of the target audience specifi c social innovation project by means of interviews with direct participants of the project. The index was developed, which allows to compare a specifi c social innovation projects and programmes and also to monitor the dynamics of the adjustment of already implemented social innovation projects on the basis of several criteria.

Текст научной работы на тему «Методический подход к оценке социальных инновационных проектов»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

С.В. Мухачева

В настоящее время сформировался обширный комплекс проблем социально-экономического характера, требующих оперативного решения и сглаживания последствий их проявления, поэтому особо значимую роль приобретают социальные инновации1, 2 как инструмент государственной социальной политики. Ввиду ограниченности ресурсов, необходимости повышения эффективности расходования бюджетных средств, органы государственной власти и управления не могут в одностороннем порядке эффективно решать возникающие проблемы. Поэтому, назрела необходимость развития института частно-государственного партнёрства при реализации социальных инновационных проектов и программ.

В настоящее время разработка и реализация социальных инновационных проектов и программ становится все более актуальной задачей, поскольку в российском обществе сохраняется комплекс проблем в социальной сфере в целом и, в частности, сохраняется высокое неравенство населения (табл. 1)3, 4, снижается уровень социального доверия в обществе.

Таблица 1. Распределение общего объема денежных доходов населения в Российской Федерации, в %.

Показатели год Д, % 2013 к 1990

1990 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013

Денежные доходы - всего, % 100 100 100 100 100 100 100 100

в том числе по 20-% группам населения

первая (с наименьшими доходами) 9,8 6,1 5,8 5,4 5,2 5,2 5,2 5,2 -4,6

вторая 14,9 10,7 10,4 10,1 9,8 9,9 9,8 9,8 -5,1

третья 18,8 15,2 15,1 15,1 14,8 14,9 14,9 14,9 -3,9

четвертая 23,8 21,7 21,9 22,7 22,5 22,6 22,5 22,5 -1,3

пятая (с наибольшими доходами) 32,7 46,3 46,8 46,7 47,7 47,4 47,6 47,6 14,9

41

В сложившихся условиях органам государственной власти необходимо стимулировать, а на первых этапах реализации проектов, еще и создавать «государственный заказ»5 на социально ориентированные проекты, как основного источника преодоления разобщенности в российском обществе. Однако, ввиду ограниченности ресурсов, необходимости повышения эффективности расходования бюджетных средств, органы государственной власти и управления не могут в одностороннем порядке эффективно решать возникающие проблемы и минимизировать последствия социального неравенства. Поэтому, можно говорить о необходимости развития института частно-государственного партнёрства при реализации социальных инновационных проектов и программ.

Тем не менее, для выявления наиболее эффективных и успешных практик реализации социальных инноваций необходимо разработать четкий алгоритм определения наиболее успешных социальных инновационных проектов и программ, основанный на сочетании количественных и качественных показателей.

Осознание необходимости внедрения инноваций в экономическую жизнь общества обуславливает появление инновационных проектов различного характера6. Возникает потребность сопоставления различных инновационных предложений, определения уровня их эффективности и оптимального сочетания используемых ресурсов7.

В то же время, большинство существующих методик оценки инновационных проектов направлены преимущественно на отбор маркетинговых, организационных и технологических инновационных проектов. Можно говорить о фактическом отсутствии методик, определяющих эффективность социальных инновационных проектов, что связано со сложностью определения оказываемого ими эффекта и разграничением затрат на социально ориентированные инновационные проекты и традиционные социальные целевые программы.

Поэтому цель проводимого исследования заключается в определении методологического подхода, учитывающего субъективность оценок социальных инновационных проектов, на основе которого можно проводить оценку их внедрения в сочетании с отдельными количественными показателями.

1. Существующие подходы к оценке социальных инновационных проектов

Такие авторы как В. Горохов и М. Декер8 ставят вопрос о системном подходе в рассмотрении уже существующих и будущих инноваций, необходимости учитывать при их внедрении не только экономический, но и социальный эффект. В своих исследованиях авторы отдают приоритет исследованию социальных рисков технологических инноваций, а социальные инновации упоминаются кратко. В целом можно заключить, что методики оценки внедрения социальных инновационных проектов находятся

42

в настоящее время на стадии формирования, что связано с недостаточной разработанностью данного понятия в науке.

Исходя из необходимости конкретизации методологических и методических основ оценки внедрения социальных инноваций отметим, что в настоящее время они реализуются в форме социальных инновационных проектов, определяемых, по нашему мнению, как практическая реализация комплекса действий, направленного на улучшение социальной и экономической ситуации, посредством обобщения и дополнения опыта социальной политики с учётом выявленных взаимосвязей между группами показателей.

На сегодняшний день для проведения оценки реализуемых проектов и их мониторинга применяется два подхода к оценке проектов: количественный и качественный.

Преимуществами количественной оценки являются: конкретность результатов оценки; высокая степень объективности и непредвзятости анализа. Среди недостатков применения количественных критериев оценки можно назвать: наличие существенных затруднений или невозможность количественных измерений некоторых показателей, характеризующих инновационный проект; необходимость тщательной разработки критериев оценки и соответствующего инструментария исследования; сложность и трудоемкость вычислений.

Преимуществами качественной оценки является возможность проведения анализа в условиях невозможности точных количественных изменений. В частности, при анализе социальной сферы невозможна четкая количественная оценка оказываемого эффекта, реализуемых проектов, ввиду чего, необходимо проводить качественный анализ социальных проектов и программ. Среди недостатков данного метода можно назвать наличие существенной доли предвзятости при анализе и его субъективности. Там не менее данный подход позволяет в наибольшей мере оценить эффект от реализации социальных инновационных проектов и программ.

Поэтому для оценки социальных инновационных проектов наиболее приемлемым является метод, основанный на расчёте показателей, выводимых из данных опросов.

Для проведения качественной оценки необходима разработка и систематизация критериев, характеризующих социальный инновационный проект. Необходимо отметить, что в области социально-гуманитарных наук преимущественно анализируются инновации в социальной сфере. Так, в настоящее время расширяется практика разработки и внедрения инновационных проектов в образовании. А.М. Бахтызин выделяет пять критериев: новизна; наличие инициируемых и контролируемых изменений, происходящих на основе рационально-волевого действия; оптимальность (рациональное и эффективное соотношение затраченных сил и средств с достигнутыми результатами); высокая результативность (определенная

43

устойчивость положительных результатов); возможность творческого применения инновационного проекта (программы) в массовом опыте9.

С целью разработки эффективной методики оценки социальных инновационных проектов и программ должен быть сформирован четкий и исчерпывающий перечень критериев. В общем понимании, критерий - это признак, на основании которого производится оценка10, признак истинности или ложности положения. В качестве критериев оценки социальных инновационных проектов можно выделить ряд их характеристик на основе общей теории инноваций.

Для проверки эффективности инновационного проекта в образовательной деятельности Г.Р. Гарафутдинова11 предложила следующие критерии: 1) системности; 2) результативности; 3) надежности; 4) интенсивности; и 5) инновационности.

Е.В. Лобанова, Г.А. Шабанов12 выделяют следующие критерии оценки качества педагогических инновационных проектов: масштаб изменений, характер нововведений (адаптивная, новаторская или модифицирующая комбинация), область нововведений и степень влияния.

Согласно системе оценки качества педагогических инновационных проектов С.А. Новоселова и С.С. Сыманюк13, он должен отвечать критериям территориальной новизны, полезности, воспроизводимости, отсутствия побочных отрицательных эффектов, дополнительного положительного эффекта и реализации инновации на уровне конкретного учреждения образования.

Таким образом, в настоящее время происходит постепенная смена приоритетов в оценке инновационных проектов с количественного на качественный аспект. Поэтому считаем целесообразным выделить следующие критерии социальных инновационных проектов и программ: степень новизны проекта; степень диффузии результатов проекта; новизна и актуальность проекта; практическая значимость проекта; квалификация команды и уровень реализации социального инновационного проекта (программы); масштаб внедрения проекта; масштаб возможности реализации результатов проекта; востребованность продолжения проекта.

2. Предлагаемые изменения в методическом подходе к оценке социальных инновационных проектов

Данные критерии позволят провести оценку социального инновационного проекта или программы. Однако, на наш взгляд, данный перечень необходимо дополнить следующими критериями: удовлетворённость участием в проекте, воздействие на социально-психологический климат целевой аудитории, социальную сплочённость и эффект синергии.

В целях проведения оценки эффективности социального инновационного проекта применяется метод опроса (анкетирование) участников проекта, позволяющий дать числовую оценку удовлетворённости той или иной сферой общественной жизни, на улучшение которой направлен про-

44

ект. Большая значимость данного метода определяется, во-первых, организационными преимуществами; во-вторых, относительной дешевизной; в-третьих, универсальностью информации. Проводимый опрос можно признать надёжным способом получения информации при достижении близкого к стопроцентному уровню возврата анкет. На наш взгляд, необходимо проводить анкетирование непосредственных участников проектов один раз в год в течение всего срока его реализации.

Данные социологического исследования, которые будут получены в результате проведения опроса, представляют собой числовые величины, пригодные для выводов о характере и сущности анализируемого социального проекта. На основе полученных данных опросов осуществляется расчёт индекса результативности социального инновационного проекта.

В настоящее время отсутствуют методики оценки социальных инновационных проектов, позволяющих сравнивать практики, реализуемые как органами государственной власти и управления, так и частные социальные инновационные проекты. Использование предложенного ниже алгоритма позволит проводить оценку и сравнение проектов на основе результатов исследования и получить наглядное представление об их реализации, что может оказать помощь при формировании политики по их активизации.

Основными категориями пользователей, получаемой информации будут:

- профильные подразделения органов государственной власти и управления;

- ученые, занимающиеся изучением социальных инновационных проектов;

- организации (в т.ч. и общественные), курирующие вопросы развития института социальных инновационных проектов;

- частные инициативные группы;

- инвесторы.

На наш взгляд, анкетирование должно осуществляться специалистами, имеющими опыт проведения опросов населения, поскольку данный алгоритм предполагает опрос непосредственных участников проекта, за счет заказчиков (органов государственной власти и управления, частных заказчиков и институтов, курирующих развитие социальных инновационных проектов и программ) и предоставляется им в форме научноисследовательской работы на основе договора.

3. Методика, предлагаемая для оценки социальных инновационных проектов

1 этап. Определение системы критериев, для расчёта индекса результативности социальных инновационных проектов.

Ввиду фактического отсутствия методик, позволяющих оценить социальный инновационный проект, на данном этапе преследовалась цель определения критериев, позволяющих на основе доступных и относительно объективных и измеримых данных, разработать четкую и простую

45

методику, применимую к оценке данных проектов с наибольшей степенью полноты анализа.

На основе анализа существующих подходов к определению инноваций в социальной сфере (А.М. Бахтызина, Г.Р. Гарафутдиновой, Е.В. Лобановой, С.А. Новоселова, Э.Э. Сыманюка, Г.А. Шабанова и др.) целесообразно выделить следующие критерии социальных инновационных проектов и программ:

- степень новизны проекта (принципиально новая социальная практика или новая для данной территории);

- актуальность проекта (нацеленность на решение существующей в обществе проблемы, его практическая значимость (применимость проекта, возможность реализации);

- масштаб внедрения проекта (степень влияния на социальноэкономические процессы территории, на которой реализуется социальны инновационный проект);

- востребованность продолжения проекта (необходимость в дальнейшей реализации социальной инновационной практики).

- удовлетворённость индивидов участием в проекте (степень удовлетворения потребностей участников проекта),

- воздействие на социально-психологический климат целевой аудитории (влияние на социальное самочувствие населения)

- влияние проекта на социальную сплочённость (влияние на взаимодействие индивидов в социуме);

- эффект синергии (комплексность влияния в ходе проведения социальной политики).

2 этап. Анкетирование.

На данном этапе проводится выборочный опрос участников на основе следующих вопросов, позволяющий дать числовую оценку удовлетворённости той или иной сферой общественной жизни, на улучшение которой направлен проект:

Вопрос Варианты ответа

До участия в данном проекте, 1. Нет

сталкивались ли вы ранее с 2. Скорее нет

аналогичными проектами? 3. Отчасти

4. Скорее да

5. Да

Оцените, пожалуйста, какое 1. Сильное позитивное влияние

влияние проект оказал на вашу 2. Выше среднего позитивное влияние

жизнь? 3. Среднее позитивное влияние

4. Ниже среднего позитивное влияние

5. Негативно повлиял

46

Вопрос Варианты ответа

Оцените, пожалуйста, какова, по Вашему мнению, степень влияния результатов реализации проекта в целом на ситуацию в городе? 1. Существенно повлиял на ситуацию в городе 2. Повлиял на ситуацию в городе 3. Существенно повлиял на ситуацию в отдельном секторе городской жизни 4. Повлиял на ситуацию в отдельном секторе городской жизни 5. Не повлиял на ситуацию в городе

Были ли Вы удовлетворены участием в проекте? 1. Да 2. Скорее да 3. Отчасти 4. Скорее нет 5. Нет

Какова, по вашему мнению, степень воздействия, оказываемая проектом на ваше социальное самочувствие? 1. Сильное позитивное влияние 2. Выше среднего позитивное влияние 3. Среднее позитивное влияние 4. Ниже среднего позитивное влияние 5. Негативно повлиял

Как вы считаете, смогли ли Вы ощутить сопричастность, единство меду вами и другими участниками проекта? 1. Да 2. Скорее да 3. Отчасти 4. Скорее нет 5. Нет

Есть ли у Вас потребность в продолжении реализации проекта? 1. Да 2. Скорее да 3. Отчасти 4. Скорее нет 5. Нет

Воспринимаете ли вы проект как комплексный и согласованный с 1. Да 2. Скорее да

социальной политикой органов городской власти? 3. Отчасти 4. Скорее нет 5. Нет

С целью формирования репрезентативной выборки предполагается провести опрос 5 % от общего количества лиц, участвующих в проекте, половозрастную структуру необходимо определять для каждого социального проекта индивидуально, в зависимости от его направленности и целевой аудитории. Большая значимость данного метода определяется,

47

во-первых, организационными преимуществами; во-вторых, относительной дешевизной; в-третьих, универсальностью информации. Проводимый опрос можно признать надёжным способом получения информации при достижении близкого к стопроцентному уровню возврата анкет. Необходимо проводить анкетирование непосредственных участников проектов один раз в год в течение всего срока его реализации.

3 этап. Экспертный опрос.

Эксперты проставляют значение каждого из критериев на основе собственного профессионального опыта и видения проблемы. В качестве экспертов выступят 2 работника сферы образования и науки, а также 2 представителя органов государственной власти и управления, 2 представителя общественных организаций и 2 работника в сфере социальной защиты населения. В опросе примут участие 8 человек.

4 этап. Расчет весовых критериев.

На основе данных экспертного опроса методом среднего арифметического определяются весовые коэффициенты значимости каждого критерия (к), который может принимать значения от 0 до 1, суммарно весовые коэффициенты критерия в сумме должны образовывать единицу.

5 этап. Приведение результатов анкетирования к сопоставимому виду.

Полученные в результате анкетирования данные анализируются и, в

целях приведения значений к сопоставимому виду, по каждому критерию используется средний балл ответа на вопрос (ji). и умножаются на веса значимости показателей ответов (к). На основании проведенной оценки с учётом весовых коэффициентов будут определены показатели оценки каждого критерия.

In =S j х ki,

i=1

где ji - балл ответа, используемого для оценки критерия (от 1 до 5); к - вес значимости ответа (от 0 до 1).

6 этап. Расчет индекса результативности социального инновационного проекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведение расчётов индекса результативности социального инновационного проекта (I) представляет собой сумму оценок каждого критерия

(I.) (П - 1 ... 8).

I = £ L,

n=1

где I. - оценка каждого критерия.

48

Индекс может принимать значения от 0 до 5, что позволит выделить следующие уровни эффективности социальных инновационных проектов и программ:

от 0 до 1 - низкий уровень;

от 1 до 2 - ниже среднего;

от 2 до 3 - средний;

от 3 до 4 - выше среднего;

от 4 до 5 - высокий уровень эффективности социальных инновационных проектов и программ.

7 этап. Проведение сравнения социальных инновационных проектов.

На данном этапе проводится сравнительный анализ реализуемых социальных инновационных проектов.

Заключение

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что социальные инновации приобретают все большую значимость при проведении государственной социальной политики, однако, ввиду повышения эффективности расходования бюджетных средств и стимулирования развития института государственно-частного партнерства необходимо использовать единую методику оценки социальных инновационных проектов и программ.

Целесообразно выделить следующие критерии последних: степень новизны проекта; степень диффузии результатов проекта; новизна и актуальность проекта; практическая значимость проекта; квалификация команды и уровень реализации социального инновационного проекта (программы); масштаб внедрения; масштаб возможности реализации результатов проекта; востребованность продолжения проекта; удовлетворённость участием в проекте; воздействие на социально-психологический климат целевой аудитории; социальную сплочённость и эффект синергии.

Поскольку основное действие инновационных проектов в социальной сфере направлено на улучшение социально-экономического положения населения на определенной территории, то, на наш взгляд, необходимо обратится к субъективным оценкам целевой аудитории социального инновационного проекта предварительно оценив индикаторы действия социально ориентированных инновационных проектов (исходя из задач и целей, которых необходимо достичь в рамках реализации программ).

Разработанный индекс позволит сопоставлять конкретные социальные инновационные проекты и программы, а также отслеживать в динамике корректировку уже реализующихся социальных инновационных проектов.

49

Примечания

1 Howaldt J., Schwarz M. Social Innovation: Concepts, Research Fields and International Trends. IMA/ZLW & IfU - RWTH Aachen University. Aachen, Germany. 2010.

2 Mumford M.D., Moertl P Cases of social Innovation: Lessons from two innovations in the 20th century // Creativity Research Journal. 2003. №15.

3 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Стат. сб. М.: Росстат, 2014, 900 с.

Regiony Rossii. Sotsialno-ekonomicheskie pokazateli. 2014: Stat. sb. M.: Rosstat, 2014, 900 s.

4 Российский статистический ежегодник. 2004: Стат.сб. - М.: Росстат, 2004. 725 с. Rossiisky statistichesky ezhegodnik. 2004: Stat.sb. M.: Rosstat, 2004, 725 s.

5 Кузьмин И.В. Государственная научно-техническая политика и результаты инновационной деятельности в регионе // Проблемы развития территории. 2015. № 2 (76).

Kuzmin I.V. Gosudarstvennaya nauchno-tehnicheskaya politika i rezultatyi innovatsi-onnoy deyatelnosti v regione // Problemyi razvitiya territorii. 2015. № 2 (76).

6 Теребова С.В., Кузьмин И.В. Седьмая рамочная программа ЕС: возможности для российских академических учреждений // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. №1 (31).

Terebova S.V, Kuzmin I.V. Sedmaya ramochnaya programma ES: vozmozhnosti dlya rossiyskih akademicheskih uchrezhdeniy // Ekonomicheskie i sotsialnyie peremenyi: faktyi, tendentsii, prognoz. 2014. №1 (31).

7 Кузьмин И.В. Инструменты международного сотрудничества в инновационной деятельности // Проблемы развития территории. - 2014. - № 4. - C. 97-109. Kuzmin I. V Instrumentyi mezhdunarodnogo sotrudnichestva v innovatsionnoy deyatelnosti // Problemyi razvitiya territorii. 2014. № 4.

8 Горохов В. Г., Декер М. Оценка социальных рисков технологических инноваций (обзор научной конференции в Берлине) // Вопросы философии. 2011. № 10. Gorohov V G., Deker M. Otsenka sotsialnyih riskov tehnologicheskih innovatsiy (obzor nauchnoy konferentsii v Berline) // Voprosyi filosofii. 2011. № 10.

9 Бахтызин А.М. Инновационные процессы в современном образовании: сущность проблемы перспективы // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 4.

Bahtyizin A.M. Innovatsionnyie protsessyi v sovremennom obrazovanii: suschnost problemyi perspektivyi // Psihopedagogika v pravoohranitelnyih organah. 2008. № 4.

10 Кураков Л.П., Кураков В.Л., Кураков А.Л. Экономика и управление, финансы и право. М.: Вуз и школа, 2004. 1288 с.

Kurakov L.P., Kurakov V.L., Kurakov A.L. Ekonomika i upravlenie, finansyi i pravo. M.: Vuz i shkola, 2004. 1288 s.

11 Гарафутдинова Г.Р. Критерии оценки эффективности инновационнообразовательной деятельности вуза при подготовке студентов по направлению «эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» // Современ-

50

12

13

ные проблемы науки и образования [Электронный ресурс]. 2014. №2. http://www. uecs.ru/uecs64-642014/item/2854-2014-04-14-07-13-44.

Garafutdinova G.R. Kriterii otsenki effektivnosti innovatsionno-obrazovatelnoy deyatelnosti vuza pri podgotovke studentov po napravleniyu «ekspluatatsiya transportno-tehnologicheskih mashin i kompleksov» // Sovremennyie problemyi nauki i obrazovaniya [Elektrounyiy resurs]. 2014. №2. http://www.uecs.ru/uecs64-642014/ item/2854-2014-04-14-07-13-44.

Лобанова Е.В. Шабанов Г.А. Становление вузов как центров инноваций требует разработки современных критериев оценки инновационной деятельности // Высшее образование сегодня. 2010. № 5.

Lobanova E.V Shabanov G.A. Stanovlenie vuzov kak tsentrov innovatsiy trebuet raz-rabotki sovremennyih kriteriev otsenki innovatsionnoy deyatelnosti // Vyisshee obra-zovanie segodnya. 2010. № 5.

Новоселов С.А., Сыманюк Э.Э. Система оценки качества педагогических инноваций // Образование и наука. 2009. № 5.

Novoselov S.A., Symanjuk Je.Je. Sistema ocenki kachestva pedagogicheskih inno-vacij // Obrazovanie i nauka. 2009. № 5.

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.