Научная статья на тему 'Методический подход к оценке качества торгового обслуживания с позиции покупателя (в сфере розничной торговли)'

Методический подход к оценке качества торгового обслуживания с позиции покупателя (в сфере розничной торговли) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
553
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОКУПАТЕЛЕЙ / КАЧЕСТВО ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зажогина Оксана Николаевна, Шляхтова Людмила Михайловна

В данной статье анализируются современные методические подходы к оценке качества торгового обслуживания с позиции покупателя. Предлагается авторская система показателей оценки качества торгового обслуживания в розничной торговле с позиции покупателя, алгорит расчета интегрального показателя, методика получения и обработки результатов, интерпретация значений уровней качества торгового обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методический подход к оценке качества торгового обслуживания с позиции покупателя (в сфере розничной торговли)»

Механизм противодействия теневым экономическим явлениям в сфере

кредитно-расчетных отношений The mechanism of counteraction of shadow economic events in sphere of

credit-settlement relations

Ахремцева В.Л.,

адъюнкт кафедры экономической безопасности и управления социально-экономическими процессами, Санкт-Петербургский университет МВД России

e-mail: avl88@inbox.ru

Аннотация

В статье предлагается авторская модель механизма противодействия теневым экономическим явлениям в сфере кредитно-расчетных отношений. Раскрыты основные структурные элементы механизма, а также раскрываются направления повышения его эффективности на основе учета фактора времени при реализации управленческих решений.

Abstract

The article deals with the model of the mechanism of counteraction to shadow economic events in sphere of credit-settlement relations. The basic structural elements of the mechanism are opened, and also directions of increase of its efficiency on the basis of the account of the factor of time reveal at realisation of administrative decisions.

Ключевые слова

Теневые экономические явления, кредитно-расчетные отношения, механизм противодействия

Keywords

Shadow economic events, credit-settlement relations, the mechanism of counteraction

Г осударственной стратегией экономической безопасности,

утвержденной указом президента Российской Федерации от 29.04.1996

№ 608 [1], определено, что состояние национальной безопасности страны напрямую зависит от ее экономического потенциала и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности, а в качестве источника угроз национальной безопасности, наряду с прочими, обозначен кризис региональных финансово-банковских систем, серьезную угрозу устойчивости функционирования которых представляют теневые экономические явления. Сфера кредитно-расчетных отношений по своей сущности является системообразующей, с одной стороны, обеспечивая потребности экономики во временно свободных денежных ресурсах -кредитная составляющая, а с другой стороны, представляя собой своего рода инфраструктуру, обслуживающую систему хозяйственных связей регионального и национального уровней - сфера расчетов. Так как занимаемое сферой кредитно-расчетных отношений стратегически важное положение определяется целями, задачами, функциями и взаимосвязью с другими социально-экономическими системами, то дестабилизация ситуации в обозначенной сфере выступает в качестве угрозы экономической безопасности региона и страны в целом. В данных условиях особо актуализируется задача выработки действенного механизма обеспечения экономической безопасности сферы кредитно-расчетных отношений от деструктивного воздействия теневых экономических явлений.

Декриминализация сферы кредитно-расчетных отношений подразумевает скоординированную деятельность органов управления региона, правоохранительных органов, системы кредитно-финансовых институтов, при содействии юридических и физических лиц-пользователей услуг, нацеленную на устранение детерминант и социально-экономических последствий реализации инцидентов теневых явлений. Кроме того, декриминализация предполагает создание условий, обеспечивающих устойчивость сферы кредитно-расчетных отношений к воздействию реальных и потенциальных внутренних и внешних угроз.

В качестве элементов системы обеспечения экономической

безопасности региона можно обозначить следующие:

- методологические (цель, задачи, принципы, функции, средства и методы);

- организационные (человеческие ресурсы (механизм взаимодействия), система документооборота, информационная база рисков, каналы коммуникации, организация системы внутреннего и внешнего контроля, каналы обратной связи);

- технические элементы (техника, программное обеспечение, сети и каналы связи, охранная система и проч.).

Системный подход к рассмотрению организации противодействия теневым явлениям на уровне коммерческого банка предполагает раскрытие направлений соподчинения и взаимодействия всех элементов системы обеспечения экономической безопасности (СОЭБ) как целостного механизма. Следует рассматривать СОЭБ на уровне кредитной организации в контексте ее взаимодействия с элементами внешней среды. Схема организационного построения СОЭБ приведена на рис. 1:

Надзорные и правоохранительные органы

і

си

а

>

X

I

о

Предварительный

контроль

Линейные

подразделения

А

Последующий

контроль

нарушения

процессов

Разработка политики ОЭБ (методологии анализа, оценки)

Принятие решений относительно политики ОЭБ

V

Служба внутреннего Ч Руководство

/

контроля Оценка эффективности банка

и целесообразности

V

принятой политики ОЭБ ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Правовое поле

Рис. 1. Организационное построение системы обеспечения экономической

безопасности (СОЭБ)

Разработка механизма декриминализации, как процесса управления экономической безопасностью, предполагает создание варианта взаимодействия элементов системы управления.

Нами предлагается следующий вариант модели механизма обеспечения экономической безопасности субъекта РФ (г. Санкт-Петербург) от деструктивного воздействия теневых явлений в сфере кредитно-расчетных отношений.

Субъекты воздействия: 1) органы управления экономикой региона, осуществляющие текущую управленческую деятельность, в случае возникновения ситуаций, требующих вмешательства, - федеральные органы управления экономикой; 2) органы внутренних дел, деятельность которых непосредственно нацелена на противодействие угрозам экономической безопасности [2]; 3) система кредитно-финансовых институтов

Цель: обеспечение экономической безопасности региона путем противодействия теневым явлениям в сфере кредитно-расчетных отношений.

Для достижения данной цели необходимым представляется решение следующих задач, стоящих перед субъектами управления:

- выявление и упреждение факторов внешней и внутренней среды, инициирующих возникновение и реализацию теневых явлений в сфере кредитно-расчетных отношений;

- предупреждение возникновения деструктивных последствий от реализации инцидентов теневых явлений для экономической безопасности региона;

- проработка направлений предупреждения и минимизации негативных последствий от реализации теневых явлений в сфере кредитнорасчетных отношений.

Таким образом, механизм обеспечения экономической безопасности субъекта Российской Федерации от деструктивного влияния теневых явлений в сфере кредитно-расчетных отношений можно представить в виде следующей схемы (см. Рис. 2).

Структура механизма взаимодействия ОВД и кредитных организаций в системе противодействия теневым экономическим явлениям в сфере кредитно-расчетных отношений

Цель взаимодействия:

противодействие теневым экономическим явлениям в сфере кредитно-расчетных отношений

-► органы управления экономикой региона

- П

л н

- о

И «

(в д ^ § у 3

априорное направление: недостаток ресурсов для реализации комплекса превентивных мер

апостериорное направление: реализация инцидентов теневых экономических явлений в сфере кредитно-расчетных отношений

«эксперт»

-> органы внутренних дел (подразделения, сотрудники)

система кредитно-финансовых институтов

хозяйствующие субъекты - клиентура кредитных организаций

«нарушитель»

«жертва»

«прочее»

Предмет взаимодействия: обмен ресурсами (главным образом, информационными) между ОВД и кредитными организациями, позволяющими предупредить, выявить, пресечь, расследовать, раскрыть инциденты теневых экономических явлений в сфере кредитно-расчетных отношений, установить правонарушителей и применить к ним надлежащие санкции

0 ч

ч

V!

П

с

V!

о\

01 с Я Ч О

со

Ресурсы, являющиеся предметом взаимодействия

кадровые

информационные

финансовые

временные

материально-технические

Рис. 2 Механизм противодействия теневым экономическим явлениям в сфере

кредитно-расчетных отношений

Не менее важной составляющей эффективности механизма обеспечения экономической безопасности является порядок организации взаимодействия входящих в его состав элементов, а именно - слаженность организации и своевременность использования инструментов управления

Одним из условий успешной реализации политики управления безопасностью субъекта Российской Федерации от воздействия теневых экономических явлений в сфере кредитно-расчетных отношений, на наш взгляд, является учет временных лагов. Под временным лагом понимается временной разрыв между событиями и инициирующими их действиями [3]. Возникновение временного лага при управлении экономической безопасностью региона может быть вызвано следующими обстоятельствами:

- временными затратами по сбору, обработке, обмену и распространению рабочей информации об опасностях и угрозах экономике региона;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- временными затратами субъектов управления на принятие управленческих решений на основе критерия достаточности и актуальности информации в долгосрочном периоде;

- временные затраты на приведение в действие управленческого решения всеми участниками процесса.

Наличие временных лагов ведет к эффекту запаздывания между идентификацией проблемы, поиском и разработкой решения и воплощением его в жизнь.

В процессе управления экономической безопасностью субъекта Российской Федерации от деструктивного воздействия теневых экономических явлений в сфере кредитно-расчетных отношений актуализируется задача минимизации внутреннего лага, под которым понимается промежуток времени от момента выявления опасности, ее реализации в угрозу экономической безопасности субъекта Российской Федерации в форме теневых экономических явлений в сфере кредитно-

расчетных отношений и до момента принятия мер противодействия и минимизации последствий субъектами управления.

Внутренние лаги подразделяют на лаги идентификации и лаги решения. Лаг идентификации обусловлен необходимостью выявления и оценки опасностей экономической безопасности субъекта Российской Федерации в сфере кредитно-расчетных отношений, вероятности их реализации в угрозы, форм проявления, разработки вариантов политики противодействия субъектами управления. Продолжительность лага идентификации определяется рядом факторов: степенью проработанности теоретической базы факторов деструктивного воздействия, порядком нормативно-правового регулирования процесса информационного обмена субъектов управления на стадии идентификации рисков и угроз, уровнем компетентности экспертов, степенью регламентации организационных процессов и координации субъектов управления. Лаг решения подразумевает наличие временных затрат от осознания проблемы и разработки политики противодействия теневым экономическим явлениям в сфере кредитнорасчетных отношений до принятия комплекса конкретных мер. Продолжительность лага решения определяется следующими факторами: степенью разработки механизма противодействия теневым экономическим явлениям в сфере кредитно-расчетных отношений: целей, задач, методов и средств; регламентированием порядка взаимодействия и распределения полномочий субъектов управления; адекватностью прогнозирования необходимых ресурсов (трудовых, финансовых, материально-технических, информационных, временных).

Под внешним лагом понимается промежуток времени между моментом реализации мер противодействия теневым экономическим явлениям и минимизации их последствий и моментом отклика (проявления эффекта). Внешние лаги представлены лагами воздействия и представляют собой период времени, характеризующий реальное изменение состояния экономической безопасности региона, как объекта управления, в результате

реализации комплекса мер по противодействию теневым экономическим явлениям в сфере кредитно-расчетных отношений.

На продолжительность лага воздействия оказывают влияние факторы: -степень адекватности инструментов воздействия ситуации;

- достаточность ресурсов для приведения решения в исполнение;

- компетентность субъектов управления;

- согласованность действий субъектов управления на основе рационального распределения полномочий;

Виды временных лагов, возникающие на различных этапах процесса обеспечения экономической безопасности от деструктивного воздействия теневых экономических явлений в сфере кредитно-расчетных отношений, а также факторы, влияющие на их продолжительность, раскрыты в таблице 1:

Таблица 1

Характеристика временных лагов обеспечения экономической

безопасности и факторов их продолжительности

Этапы обеспечения экономической безопасности субъекта РФ

Выявление факторов деструктивного воздействия на экономическую безопасность региона в сфере кредитнорасчетных отношений Идентификация форм реализации теневых экономических явлений в сфере кредитнорасчетных отношений (реальных угроз) Разработка политики обеспечения экономической безопасности Принятие комплекса конкретных мер Эффект от принятия мер

Виды временных лагов

Внутренний лаг Внешний лаг

Лаг идентификации Лаг решения Лаг воздействия

Факторы продолжительности

- степень проработанности теоретической базы факторов деструктивного воздействия;

- порядок нормативно-правового

регулирования процесса

информационного обмена

субъектов управления на стадии идентификации рисков и угроз;

- уровень компетентности

экспертов;

- степень регламентации

организационных процессов и координации субъектов

управления

- степень разработки механизма противодействия теневым экономическим явлениям в сфере кредитно-расчетных отношений: целей, задач, методов и средств;

- регламентирование

порядка взаимодействия и распределения

полномочий субъектов управления;

- достоверность

прогнозных оценок

необходимых ресурсов (трудовых, финансовых, материальнотехнических, информационных, временных)

- степень соответствия инструментов воздействия ситуации;

- достаточность ресурсов для приведения решения в исполнение;

- компетентность субъектов управления;

- согласованность действий субъектов управления на основе рационального распределения полномочий;

- наличие обратной связи

для корректировки

политики управления

В общем виде эффективность процесса обеспечения экономической безопасности от деструктивного воздействия теневых экономических явлений в сфере кредитно-расчетных отношений можно представить в виде следующей формулы:

^ _ УПКРО

^ОЭБ “,р 9

^ ^(тр,ф,м—тлнф.вр)

где ЭОЭБ - эффективность обеспечения экономической безопасности субъекта РФ от воздействия теневых явлений в сфере кредитно-расчетных отношений, УПКРО - уровень преступности в сфере кредитно-расчетных отношений, ЗР(тр, ф, м-т, инф, вр) - затраты ресурсов (трудовых, финансовых, материально-технических, информационных, временных).

В качестве направления оптимизация модели мы предлагаем свести уровень временных затрат процесса обеспечения экономической безопасности к минимуму (ЗРвр^-тт).

В основе повышения эффективности процесса обеспечения экономической безопасности региона от деструктивного воздействия теневых экономических явлений в сфере кредитно-расчетных отношений мы предлагаем рассмотреть минимизацию непредвиденных последствий, как в

целевых показателях, так и в ресурсных, за счет учета, прогнозирования и сокращения временных лагов.

Таким образом, нами был раскрыт механизм противодействия теневым явлениям в сфере кредитно-расчетных отношений на основе взаимодействия ОВД и системы кредитно-финансовых институтов. Кроме того, с позиций системного подходы была рассмотрена его включенность в систему обеспечения экономической безопасности региона. Также следует отметить, что эффективность функционирования системы обеспечения экономической безопасности региона напрямую зависит от учета и контроля всех рискообразующих сфер, от детальности проработки направлений и способов взаимодействия системы кредитно-финансовых институтов и правоохранительных органов, а также от оперативности и непрерывности процесса контроля за уровнем безопасности.

Список используемых источников

1. Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)// Российская газета, № 89, 14.05.1996;

2. Глазьев С.Ю. Основы обеспечения экономической безопасности страны//Российский экономический журнал. - 1997. - №1;

3. Грачев А.В., Рощупкина Ю.А. Место органов внутренних дел в системе обеспечения экономической безопасности государства // Сборник научных трудов. Выпуск 4/ Под ред. Д.э.н., проф. В.А. Плотникова, к.э.н. Т.Ю. Феофиловой. - СПб.: Изд-во ГПА, 2008;

4. Зуниров Р.Д. Приоритетные направления координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью// Законность. 2003.№ 1;

5. Литвиненко А.Н., Грачев А.В. Противодействие криминализации экономической сферы общества в системе обеспечения экономической безопасности страны: монография. СПб., 2009

[1] Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)// Российская газета, № 89, 14.05.1996

[2] Зуниров Р.Д. Приоритетные направления координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью// Законность. 2003.№ 1

[3] Экономика. Толковый словарь. - М.: ИНФРА-М, издательство «Весь мир». Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М..2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.