Научная статья на тему 'Методический подход к определению стадии жизненного цикла компании'

Методический подход к определению стадии жизненного цикла компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1808
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРЕДПРИЯТИЯ / COMPANY LIFE CYCLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назаренко Светлана Сергеевна

Проведен анализ существующих подходов по определению стадии жизненного цикла предприятия, выявлены их основные недостатки, а также рассмотрены актуальные проблемы тестирования модели жизненного цикла предприятия на российском рынке. Предложена методика по определению стадии жизненного цикла предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL APPROACH FOR IDENTIFYING COMPANY LIFE CYCLE STAGE

The article presents analysis of existing procedures for identifying company life cycle stage, identifies their drawbacks, and describes the main actual problems of testing company life cycle model in Russia. The author shows own approach for defining company life cycle stage.

Текст научной работы на тему «Методический подход к определению стадии жизненного цикла компании»

Красноглазов Андрей Юрьевич, канд. юрид. наук, доц., зав. кафедрой, an-drkra@yandex. ru, Россия, Калуга, Калужский филиал Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана

APPROACHES TO DETERMINING THE EFFECTIVENESS OF A MODERN TAX SYSTEM

A.J. Krasnoglazov

The article studies the problem points in the operation of the tax system of Russia, reveals its differences from the Western models of taxation, examines the contradictions in the method of determining the tax base used in countries with a developed market economy. The author analyzes problems of tax administration, of the reasons of small effectiveness of the tax system of Russia, the absence of comprehensive reform of the domestic tax system.

Key words: tax system, taxation, contradictions, market economy, efficiency.

Krasnoglazov Andrey Jurievich, candidate of jurisprudence science, docent, manager of department, andrkra@yandex.ru, Russia, Kaluga, Kaluga Branch of Bauman Moscow State Technical University

УДК 658.14.01, 336.64

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА КОМПАНИИ

С.С. Назаренко

Проведен анализ существующих подходов по определению стадии жизненного цикла предприятия, выявлены их основные недостатки, а также рассмотрены актуальные проблемы тестирования модели жизненного цикла предприятия на российском рынке. Предложена методика по определению стадии жизненного цикла предприятия.

Ключевые слова: жизненный цикл предприятия.

Жизненный цикл (ЖЦ) компании состоит из стадий (или фаз), которые представляют собой периоды, проживаемые фирмой в рамках однотипных ценностных установок и фиксирующие в первую очередь специфику управленческих задач в определенный период функционирования компании. Длительность ЖЦ компании зависит от типа отрасли и продукта, типа производства, состояния ресурсов и профессионализма управления [1]. Корректируя указанные факторы, можно изменить длительность ЖЦ конкретной компании.

В настоящий момент не существует единого мнения относительно количества стадий жизненного цикла компании. В результате авторского анализа выделены четыре основные стадии, присущие абсолютному большинству компаний: зарождение, рост, зрелость, спад. При классификации стадий финансового цикла некоторые авторы, наряду с вышеуказанными тремя стадиями, выделяют стадию возрождения компании как один из важных с точки зрения инвестиционной активности этапов. Однако, на

взгляд автора, значения показателей, характеризующие данную стадию, схожи со значениями стадии зарождения.

При определении стадии ЖЦ компании можно столкнуться с рядом проблем. Во-первых, процесс определения текущей стадии жизненного цикла затруднен тем, что компания может уже существовать на рынке несколько лет, и поэтому она может находиться не на первой спирали своего развития. Вполне вероятно, что бизнес уже прошел одно или несколько преобразований. Данная проблема нивелируется при проведении динамического анализа развития компании. Во-вторых, сложность в определении стадии для дифференцированного бизнеса может быть связана с тем, что для разных бизнес-единиц определялись различные стратегии, или у разных бизнес-единиц может быть разное поведение на рынке и различные партнерские отношения.

В-третьих, существуют трудности тестирования модели жизненного цикла на развивающемся российском рынке из-за неестественного появления некоторых российских компаний (последствия приватизации, высокая роль государства и т.п.), а также из-за особенностей ведения финансовой отчетности и низкой степени доступности информации. Российская практика ведения финансовой отчетности основывается преимущественно на бухгалтерских показателях деятельности. Однако, выявление стадии ЖЦ предполагает финансовый подход к анализу деятельности. Проблема заключается в том, что бухгалтерский подход отражает контроль над текущими операциями и решениями, в то время как финансовый подход предполагает принятие стратегических решений, а также позволяет провести оценку гибкости инвестиционных и финансовых перспектив. Лишь для немногих российских компаний представляется возможным получить информацию о движении денежных средств от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, которая необходима для всесторонней и объективной оценки стадии ЖЦ.

Автором предлагается методика оценки стадии жизненного цикла, при использовании которой необходимо сделать ряд допущений.

1. Развитие компании как эволюционирующей организации стимулируется и ограничивается действием многих факторов внутренней и внешней среды. При этом цикличное развитие компании осуществляется только при отсутствии кардинальных изменений внешней и внутренней среды. Однако, в целом эти факторы на любом уровне (макро, отраслевом или уровне фирмы) являются относительно стабильными и повторяемыми в течение длительного периода времени. Допускаем, что модель жизненного цикла компании является равномерной (систематичной), и каждая стадия жизненного цикла длится более от двух до трех лет. Для проведения оценки стадии жизненного цикла необходимо провести динамический анализ за период от 6 до 7 лет.

2. В результате эмпирических исследований, проведенных рядом ученых, было установлено, что, несмотря на то, что стадии ЖЦ по своим характеристикам значительно отличаются друг от друга, они не следуют

друг за другом в детерминированной последовательности (за ростом не обязательно должна следовать стадия зрелости, а за зрелостью - спад), так как в результате кризиса или в результате вовремя предпринятых мер компания может перескочить с одного витка развития на другой.

3. В литературе приводятся рекомендуемые или теоретически приемлемые диапазоны значений некоторых показателей, характеризующих стадию ЖЦ. Однако, допустимые значения показателей могут существенно варьировать не только для предприятий разных отраслей, но и для предприятий одной отрасли. Поэтому необходимо проводить динамический анализ показателей, характеризующих стадию ЖЦ компании, то есть проводить не сравнение данного предприятия с конкурентами, а анализировать результаты деятельности компании в каждой точке своего исторического развития.

4. Методика оценки стадии должна быть универсальной, используемые для оценки показатели должны отвечать следующим требованиям: существенность (показатели должны быть максимально информативными, непротиворечивыми и давать целостное представление о стадии жизненного цикла), сопоставимость, легкость в получении данных из публичной годовой финансовой отчетности компании.

В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе существует множество финансовых и нефинансовых показателей, используемых для оценки стадии жизненного цикла компании. В таблице представлен сравнительный анализ показателей, используемых для определения стадии ЖЦ [2,3,4,5,6,7,8].

Анализ показателей, используемых для определения стадии жизненного цикла предприятия

Наименование показателей § 8 « {3 & а % £ о < X м К В.В. Бурцев С.В. Захаров я о о Я Я и 8 5 В о и ° I < * Ер « ее ^ а 8 Л £ е в о я а р .В. 8 « 53 О и И £ 9 к

Возраст компании + + +

Прирост доли рынка +

Темп роста выручки + + + + +

Рентабельность активов + +

Коэффициент инвестиций + + +

Денежный поток + +

Коэффициент дивидендных выплат + +

Коэффициент текущей ликвидности, обеспеченности запасов источниками формирования, автономии +

Прибыль + +

Текущая стоимость бизнеса, структура капитала, инвестиционный риск +

В результате анализа можно сделать вывод, что наиболее распространенными показателями для оценки стадии ЖЦ являются: возраст компании (количество полных лет либо с момента учреждения компании, либо с даты первого публичного размещения ценных бумаг на фондовом рынке (IPO) как даты роста каждой корпорации), величина активов, рост продаж, дивидендные выплаты, рентабельность активов, инвестиционные затраты, денежные потоки, прибыль.

На взгляд автора, возраст компании не является классификационным признаком, т.к. данный показатель может быть использован только на стадии рождения, на всех остальных стадиях компания может оказаться в любой момент своего исторического развития, поэтому данный показатель не может быть признан существенным. Показатель величина активов позволяет идентифицировать такие стадии, как рождение и первую стадию роста; на стадии зрелости и стадии спада величина активов может быть приблизительно одинаковая, поэтому данный показатель также не может быть признан существенным. Информация по дивидендным выплатам является не всегда доступной, а так как разрабатываемый алгоритм должен распространяться на публичные и не публичные компании, то коэффициент дивидендных выплат также не будем принимать во внимание. Таким образом, по мнению автора, для оценки стадии ЖЦ необходимо использовать следующие показатели:

1. Темп роста выручки (объема продаж) компании. Данный показатель наиболее существенен для идентификации стадии роста и возрождения из спада, зрелости. Также этот показатель был выбран потому, что данная информация в большинстве случаев является открытой. На взгляд автора, целесообразно использовать ежегодный темп роста выручки компании, скорректированный на среднеотраслевой темп роста путем вычитания из темпа роста продаж компании темп роста отрасли. Использование скорректированного темпа роста продаж позволит сгладить влияние макроэкономических колебаний (так, 5% рост компании на стадии роста в год экономического кризиса может быть лучшим показателем по сравнению с конкурентами в отрасли, в то время как 10%-ный рост на стадии спада в год экономического роста будет худшим показателем по отрасли).

2. Рентабельность активов компании (return on assets - ROA) -отношение операционной прибыли к средним совокупным активам за рассматриваемый период.

3. Рентабельность инвестиций (return on investments - ROI), которая рассчитывается как отношение чистой прибыли к инвестициям, осуществленным в компанию (подразделение). При этом под инвестициями подразумеваются не только инвестированные денежные средства (как собственные, так и заемные), но и переданные подразделению активы (оборудование, технологии, товарные знаки)

4. Темп роста экономической добавленной стоимости (economic

value added - EVA) определяется как разность между чистой операционной прибылью до вычета налогов и затратами на вложенный капитал. Данный показатель был выбран, т.к. в финансовых координатах жизненный цикл компании это линия ее жизни с точки зрения экономической, а не бухгалтерской прибыли. Показатель EVA может быть применим для любой страны вне зависимости от развитости рынка и для предприятий любой формы собственности.

5. Темп роста операционной прибыли (earnings before interest, taxes, depreciation and amortization - EBITDA) - аналитический показатель, равный объему прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений. Данный показатель показывает способность компании генерировать доходы от своих операционных активов, т.е. без учета финансовых решений.

6. Свободный денежный поток (free cash flow to the firm-FCFF) - посленалоговый денежный поток от операционной деятельности компании за вычетом чистых инвестиций в основной и оборотный капитал, доступный инвесторам (кредиторам и собственникам). Положительная величина означает, что фирма зарабатывает от эксплуатации своих активов больше, чем привлекает средств извне, и, таким образом, является источником средств для своих инвесторов. Отрицательная величина FCFF указывает на нехватку внутренних источников денежных средств и на необходимость дополнительных вложений. Необходимо отметить, что показатель свободного денежного потока более трудно фальсифицируем и тем самым более реально отражает способность компании производить прибыль, нежели чем курс акций, который основывается на бухгалтерском понимании дохода.

На взгляд автора, оценка стадии жизненного цикла компании должна осуществляться путем динамического анализа данных финансовых показателей компании за период 6-7 лет.

Необходимо отметить, что для определения стадии жизненного цикла крупных либо дифференцированных компаний, следует выявить жизненные циклы отдельных бизнес-направлений в рамках конкретных отраслей. Диверсифицированный бизнес предполагает, что бизнес-единицы находятся на разных этапах, а, следовательно, нуждаются в индивидуальных финансовых измерениях. Поэтому, использовав несколько моделей одновременно и определив стадию жизненного цикла компании и отдельных ее бизнес-направлений, бизнес-единиц, можно прийти к более четкому пониманию стадии жизненного цикла компании в целом и ее отдельных бизнес-направлений, что позволит увидеть перспективы и возможные проблемы предстоящего развития и выработать соответствующую стратегию.

На взгляд автора, перспективным направлениям дальнейшего исследования данного вопроса является разработка подхода по определению границ между стадиями, который затем должен быть апробирован на максимально большой выборке, состоящей из российских компаний различных отраслей.

Список литературы

1. Кочеткова А.И. Основы управления в условиях хаоса (неопределенности). М.: Рид Групп, 2013. 619 с.

2. Бурцев В.В. По каким показателям можно судить об успешности бизнеса: новый взгляд на проблему // Финансовый менеджмент в страховой компании. 2006. №3. С.33.

3. Захаров С.В., Никитушкина И.В., Финансирование компании на стадии роста - возможности и преимущества гибридных финансовых инструментов // Вестник Московского Университета. В.6. Экономика. 2010. №1.

4. Ивашковская И.В., Янгель Д.О. Жизненный цикл организации и агрегированный показатель роста // Корпоративные финансы. 2007. №4. С.45.

5. Черкасова В.А., Смирнова И.Н. Зависимость инвестиционной активности компании от корпоративного жизненного цикла // Корпоративные финансы. 2012. №2. С. 14-18.

6. Anthony Joseph H. and Ramesh K., “Association between Accounting Performance Measures and Stock Prices” // Journal of Accounting and Economics. 1992. рр. 203-227.

7. Dickinson Victoria. Firm Life Cycle and Future Profitability and Growth, working paper, School of Business, University of Wisconsin - Madison, November 2010.

8. Miller D., Friesen P. H. A longitudinal study of the corporate life cycle // Management Science. 1984. №30(10). рр. 1161-1183.

Назаренко Светлана Сергеевна, аспирант, svetl. nazarenko 71@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

TECHNICAL APPROACH FOR IDENTIFYING COMPANY LIFE CYCLE STAGE

S.S. Nazarenko

The article presents analysis of existing procedures for identifying company life cycle stage, identifies their drawbacks, and describes the main actual problems of testing company life cycle model in Russia. The author shows own approach for defining company life cycle stage.

Key words: company life cycle.

Nazarenko Svetlana Sergeevna, postgraduate student, svetl.nazarenko71@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.