Научная статья на тему 'Методический инструментарий педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов - первокурсников к образовательной среде военного вуза'

Методический инструментарий педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов - первокурсников к образовательной среде военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ КУРСАНТ-ПЕРВОКУРСНИКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВОЕННОГО ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бучнева О.А.

Актуальность проблемы обусловлена современными требованиями к военно-профессиональной подготовке иностранных военных специалистов для дружественных иностранных государств и обеспечения военно-технического сотрудничества Российской Федерации в мировом пространстве. Для решения адаптационных трудностей иностранных курсантов-первокурсников предлагается организация педагогического сопровождения по определенным направлениям. Практическое решение данной задачи находит реализацию с помощью основным форм, методов, приемов и средств педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методический инструментарий педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов - первокурсников к образовательной среде военного вуза»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№12/2015

2410-6070

руководителю занятия выявить степень удовлетворенности студентов проведенным занятием и принятыми решениями, а также услышать информацию о трудностях, которые испытали участники, об их удачах и личных достижениях.

7. Получение значения критерия достижимости в семантической бинарной шкале (достигнут, не достигнут) и подготовка рекомендаций для последующих образовательных этапов (модуль, дисциплины, учебный курс) при невыполнении этого критерия или для передачи достигнутых уровней компетенций в информационно-аналитическую систему сопровождения процессов формирования компетенций при его выполнении.

Парадигма компетентностного подхода выдвигает серьезные требования к методикам, которые должны трансформироваться из «обучения делать что-то» в «оказание помощи научиться что-то делать». Педагогический подход, определяемый постулатом «учиться тому, как учиться», означает формирование умений обучаться в рамках многообразных ситуаций и используя различные стили обучения. Другими словами, обучающиеся должны научиться осознавать, как они чему-то научились, как можно интенсифицировать собственное обучение и как применить полученные образовательные результаты в дальнейшем.

Список использованной литературы: 1. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М.: 1969 г.

© Борисова Е.В., 2015

УДК 378

О.А. Бучнева

преподаватель

Пензенский артиллерийский инженерный институт имени Главного маршала артиллерии Н.Н. Воронова г. Пенза, Российская Федерация

МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ - ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА

Аннотация

Актуальность проблемы обусловлена современными требованиями к военно-профессиональной подготовке иностранных военных специалистов для дружественных иностранных государств и обеспечения военно-технического сотрудничества Российской Федерации в мировом пространстве. Для решения адаптационных трудностей иностранных курсантов-первокурсников предлагается организация педагогического сопровождения по определенным направлениям. Практическое решение данной задачи находит реализацию с помощью основным форм, методов, приемов и средств педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников.

Ключевые слова

Педагогическое сопровождение, адаптация, иностранный курсант-первокурсники, образовательная среда военного вуза.

В настоящее время военно-профессиональная подготовка иностранных курсантов-первокурсников в российских военных вузах является основой для военно-технического сотрудничества Российской Федерации с дружественными иностранными государствами. Успешность осуществления этой подготовки во многом определяется эффективностью их адаптации к образовательной среде военного вуза.

Курсанты, обучаясь в высшем военном учебном заведении, могут быть причислены к категории студенчества, выступающей в качестве особой социально-психологической и возрастной группы (Б. Г. Ананьев). В этой связи адаптационный процесс иностранного курсанта-первокурсника, как и адаптация

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

студентов первого года обучения гражданских вузов, включает в себя: психологическую, социально-психологическую, социально-профессиональную и организационную составляющие.

Вместе с тем, образовательная среда военного вуза представляет собой особый вариант организации образовательного процесса, поскольку предполагает совмещение учебно-воспитательной и служебно-функциональной деятельности, что накладывает отпечаток на протекание адаптации иностранных курсантов-первокурсников.

В образовательной среде военного вуза курсантами осуществляются следующие виды деятельности: учебная (усвоение знаний, умений, навыков), служебная (боевая подготовка, несение службы наряда, работа на технике, хозяйственные работы), общественная (общественная работа, организованный досуг), бытовая (самообслуживание, неорганизованный досуг).

В зависимости от видов деятельности в образовательной среде военного вуза и учитывая многоаспектный характер адаптации иностранных курсантов-первокурсников, мы выделяем следующие виды адаптации: психофизиологическую, социально-психологическую социокультурную, учебная, служебно-функциональную, культурно-бытовую.

В связи с этим одним из условий эффективного решения проблемы адаптации иностранных курсантов будет являться организация педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников.

Под педагогическим сопровождением нами понимается такая система взаимодействия субъектов образовательной деятельности (преподавателей, командиров подразделений, заместителей командиров батальонов и рот по работе с личным составом, курсантов и т.д.), которая направлена на создание условий для успешной адаптации иностранных курсантов-первокурсников к образовательной среде военного вуза.

Направления соответствуют видам адаптации иностранных курсантов-первокурсников: психофизиологической, социокультурной, социально-психологической, учебной, служебно-функциональной, культурно - бытовой.

Направления педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников находят свое практическое применение в конкретных формах, методах, приемах и средствах. Так, к основным формам организации педагогического сопровождения мы относим виды учебных занятий, консультаций, научно-исследовательскую работу. Исходя из темы нашей статьи считаем целесообразным использование методов групповой и индивидуальной работы, включая интерактивные, а также средства, обуславливающие взаимодействие субъектов педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов - первокурсников.

Вслед за О. Ю. Ефремовым под формами организации педагогического сопровождения мы понимаем определенный порядок, режим взаимодействия всех субъектов, а также организацию процесса, отражающую условия образовательной среды военного вуза. При этом формы педагогического сопровождения определяют не только состав и специфику деятельности субъектов, но и структуру место и продолжительность занятий [1, с.634].

Поскольку педагогическое сопровождение адаптации иностранных курсантов-первокурсников протекает в условиях образовательной среды военного вуза, то представляется актуальной классификация форм педагогического процесса, разработанная И. И. Грачёвым, О. Н. Пономаревой в работе «Дидактический арсенал преподавателя военного вуза»:

• аудиторные: лекция, семинар, лабораторная работа, практическое занятие, групповая работа, групповое упражнение, тактико-специальное занятие, консультация, зачёт, экзамен;

• внеаудиторные: самостоятельная работа, реферат, доклад, сообщение, курсовая работа (проект, задача), дипломная работа, командно-штабные, тактические (тактико-специальные) учения, командно-штабные и военно-специальные игры и др. формы;

• дополнительные: военно-научное общество, научно-практическая конференция, профессиональные конкурсы, олимпиада по предметам и др. формы [2].

В свою очередь, мы выделяем следующие формы организации педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников:

• аудиторные (лекция, семинар, лабораторная работа, практическое занятие, групповая работа, групповое упражнение);

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№12/2015

ISSN 2410-6070

• внеаудиторные (самостоятельная работа, реферат, доклад, сообщение, информирование личного состава);

• дополнительные занятия (военно-научное общество, научно-практическая конференция, тренинговые занятия, художественная самодеятельность, спортивные соревнования, посещение музеев, выставок, театров, экскурсии по историческим местам, вечера дружбы, вечера вопросов и ответов, тематические вечера, патронаж).

Методы педагогического сопровождения направлены на обеспечение взаимодействия субъектов педагогического сопровождения, при ведущей и направляющей роли сопровождающих, как руководителей и организаторов данного процесса.

Так, вслед за А. В. Белошицким, О. А. Воскрекасенко, И. Ф. Исаевым М. В. Петровской, Ю. Ф. Семоненко, С. В. Сергеевой, В. А. Сластёниным, А. Г. Терещенко, И. Ю. Устиновым к методам педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов первокурсников мы относим: рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работу с книгой, пример, убеждение, упражнение, объяснение, создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдение, иллюстрации, демонстрации, наставление, соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение, ролевые игры, психогимнастика, аутотренинг, творческая визуализация, музыкотерапия, проективный рисунок, специальная диагностика, устный и письменный опрос, самопроверка.

Общеизвестно, что приемы не имеют самостоятельной педагогической задачи, поскольку подчиняются целям используемого конкретного метода. Как один и тоже прием может быть применен в разных методах, так и наоборот, один и тот же метод может включать различные приемы.

Под средствами педагогического сопровождения мы понимаем объекты, используемые в создании специальных условий и ситуаций. Так к средствам педагогического сопровождения мы относим специально разработанные материальные и идеальные объекты, которые используются в процессе педагогического сопровождения для обеспечения успешной адаптации иностранных курсантов-первокурсников. В качестве таких целесообразно использовать: словесные (речь преподавателя, куратора, командира); учебную литературу и пособия (книги, наглядные пособия, информационные материалы); аудиовизуальные, компьютерные и мультимедиа, дидактические материалы (учебно-методические материалы учебных дисциплин) и других средств [1, с.628].

Таким образом, организация педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников облегчает протекание адаптации, выступая одним из условий эффективной военно-профессиональной подготовки будущих иностранных военных специалистов.

Список использованной литературы:

1. Военная педагогика: учеб. / под ред. О. Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2008. 640 с.

2. Грачёв И. И., Пономарёва О. Н. Дидактический арсенал преподавателя военного вуза / Сб. статей Х Международной НПК «Молодёжь. Образование. Наука». Пенза: ПАИИ, 2015. С. 14 -17.

© Бучнева О.А., 2015

УДК 378

О. А. Бучнева

Преподаватель, Пензенский артиллерийский инженерный институт имени Главного маршала артиллерии Н.Н. Воронова Г. Пенза, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ - ПЕРВОКУСНИКОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА

Аннотация

В статье рассмотрены основные трудности социокультурной адаптации иностранных курсантов-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.