Научная статья на тему 'Методические вопросы оценки влияния приграничного сотрудничества на предпринимательскую деятельность (на примере России и Казахстана)'

Методические вопросы оценки влияния приграничного сотрудничества на предпринимательскую деятельность (на примере России и Казахстана) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
773
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО (ПМС) / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / BORDER INTERREGIONAL COOPERATION (BIC) / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ультан Светлана Ивановна, Гаманюк Дмитрий Валерьевич

Для совершенствования приграничного сотрудничества авторами предложены методические подходы к разработке механизма регулирования приграничного сотрудничества региона на основе взаимодействия всех ветвей власти и хозяйствующих субъектов, действующих на приграничных территориях. Анализируются проблемы определения факторов, проведена оценка их влияния на развитие предпринимательства в рамках приграничного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ультан Светлана Ивановна, Гаманюк Дмитрий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical questions of the assessment of influence of border cooperation on business activity (on the example of Russia and Kazakhstan)

Authors offered methodical approaches to development of the mechanism of regulation of border cooperation in the region on the basis of interaction of all branches of the power and the managing subjects acting in border territories for improvement of border cooperation. Authors analysed problems of definition of factors and carried out an assessment of their influence on business development within border cooperation.

Текст научной работы на тему «Методические вопросы оценки влияния приграничного сотрудничества на предпринимательскую деятельность (на примере России и Казахстана)»

УДК 339.0

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И КАЗАХСТАНА)

METHODICAL QUESTIONS OF THE ASSESSMENT OF INFLUENCE OF BORDER COOPERATION ON BUSINESS ACTIVITY

(ON THE EXAMPLE OF RUSSIA AND KAZAKHSTAN)

С.И. Ультан S.I. Ultan

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского Д.В. Гаманюк D.V. Gamanyak

ОАО «Уралсиб-банк»

Для совершенствования приграничного сотрудничества авторами предложены методические подходы к разработке механизма регулирования приграничного сотрудничества региона на основе взаимодействия всех ветвей власти и хозяйствующих субъектов, действующих на приграничных территориях. Анализируются проблемы определения факторов, проведена оценка их влияния на развитие предпринимательства в рамках приграничного сотрудничества.

Authors offered methodical approaches to development of the mechanism of regulation of border cooperation in the region on the basis of interaction of all branches of the power and the managing subjects acting in border territories for improvement of border cooperation. Authors analysed problems of definition of factors and carried out an assessment of their influence on business development within border cooperation.

Ключевые слова: приграничное межрегиональное сотрудничество (ПМС), внешнеэкономическая деятельность, региональная экономика.

Key words: Border Interregional Cooperation (BIC), foreign economic activity, regional economy.

Наряду с глобализмом усиление регионализма является объективной тенденцией развития в современном мире. Прямые связи между территориальными сообществами различных государств стали нормальным явлением международной жизни не только в федеративных, но и в единых государствах, в которых регионы участвуют в международных отношениях в рамках государственной внешней политики. Неравномерное экономическое развитие как стран в целом, так и регионов внутри страны только усиливает этот процесс. Международный опыт развития бизнес-процессов в приграничных регионах и организация приграничного сотрудничества рассмотрен авторами ранее (см. [1; 2]). В результате существенно меняется взгляд на привычную роль государства, особенно в формировании механизмов воздействия на развитие экономики регионов.

Выход территориальных субъектов и регионов на международный уровень обусловил появление различных форм международного

регионализма. Это свидетельствует о том, что гармоничное сочетание интересов регионов и Центра позволяет государствам эффективно решать внешнеполитические и внешнеэкономические задачи, а также приносит ощутимые результаты в социально-экономическом развитии приграничных регионов.

Обоснование системы приоритетов и показателей развития предпринимательства в трансграничном регионе

Общепризнано, что любой регион России является компонентом системы внешнеэкономического сотрудничества и вместе с тем субъектом единого федерального государства. Поэтому построение эффективной системы регулирования процессов (в том числе и приграничного сотрудничества), происходящих на его территории, требует качественно нового характера взаимоотношений между уровнями государственной, региональной власти и местного

© С.И. Ультан, Д.В. Гаманюк, 2013

самоуправления, а также бизнес-сообществ территорий.

Влияние фактора приграничного положения на социально-экономическое развитие регионов России возросло благодаря либерализации внешнеэкономической деятельности. Однако реальный эффект от реализации конкурентных преимуществ, которыми обладают приграничные регионы, возможен только при условии учета территориального разнообразия условий, в которых реально действуют участники внешнеэкономических связей.

На современном этапе экономика регионов интегрируется на фоне глобальной интернационализации производства. В таких условиях процветание региона, отдельных территорий, их место в современном мире все в большей мере определяется такими ключевыми факторами международного разделения труда, как специализация в наиболее современных отраслях, выгодное кооперирование, повсеместная диверсификация производства и экспортная ориентация эффективных отраслей.

Оценивая роль внешнеэкономических факторов в экономическом развитии регионов России, отметим, что вопросы, связанные с развитием приграничного сотрудничества, рассматриваются в основном в контексте проблем региональной экономики постольку, поскольку приграничное сотрудничество оказывает влияние на развитие конкретных регионов [3].

Эффективные социально-экономические отношения создаются акторами, а не навязываются обществу властными структурами. Для этого необходимо найти баланс между обеспечением интересов самых широких слоев населения и высокой эффективностью экономики и управления. Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества повышает эффективность использования производственной базы, а в приграничных территориях и социальной инфраструктуры. Кроме того, приграничное сотрудничество создает условия, способствующие прекращению оттока населения из стратегически важной, в основном малонаселенной приграничной территории [4]. Полезность социально-экономического взаимодействия не может быть односторонней. Она должна быть двусторонней, чтобы не оттолкнуть от взаимодействия контрагента. Мотивы социально-экономического взаимодействия должны не просто совпадать, а взаимно дополнять друг друга.

Богатый мировой опыт развития приграничного сотрудничества свидетельствует о том, что экономическое процветание приграничных

территорий во многом предопределено проведением на государственном уровне активной региональной внешнеэкономической политики, отражающей потребности государства в целом и учитывающей специфические особенности приграничных территорий. При этом цели и стратегии форм взаимодействия, а также механизмы их осуществления не должны противоречить общенациональным социально-экономическим интересам, не должны создавать угрозы экономической безопасности страны.

Особенностью приграничного сотрудничества является то, что в результате его развития стороны из состояния, при котором каждая из них идентифицирует себя как национальное сообщество (особенно при наличии границы с высокой степенью барьерности, обусловленной культурными и языковыми причинами), переходит к различной степени интеграции экономик приграничных регионов. Таким образом, приграничное сотрудничество является существенным внешним фактором, влияющим на активизацию предпринимательской активности в приграничных территориальных сообществах, а следовательно, и развитие региональной экономики. При этом стоит учесть, что развитие двустороннего сотрудничества должно быть взаимовыгодным, направленным на достижение баланса интересов сторон -внутренних и внешних, краткосрочных и перспективных. Достижение такого баланса нередко представляет серьезную проблему, требует целенаправленных, четко мотивированных и скоординированных усилий, что связано как с внешними, так и с внутренними объективными обстоятельствами.

Наиболее важными для формирования приграничной политики государства являются оценка социально-экономических интересов сторон, определение областей взаимного интереса и сфер возможного сотрудничества и создание на их базе соответствующих институтов. Вместе с тем в настоящий момент практически неизвестно, что происходит в низовых территориальных звеньях: какие основные субъекты действуют на территории в новых условиях, каковы особенности их интересов и поведения в изменяющейся ситуации, какие процессы порождаются их взаимодействием, какие социальные регуляторы приобретают наибольшую значимость в условиях реформ, какие способы регулирования наиболее эффективны и каких социальных последствий следует ожидать [5].

Процесс развития каждого региона протекает в соответствии со сложившимися условиями и выбором приоритетных направлений

развития хозяйства, природопользования, развития финансовой, социальной сферы и многого другого. Процесс выделения видов хозяйственной деятельности, эффективных на данной территории, и размещение производительных сил происходит на основе выбора приоритетных сфер деятельности и отраслей хозяйства. Анализ процесса их размещения сложен в силу огромного количества влияющих на отраслевую структуру факторов (причем в российских условиях не всегда экономических), поэтому их анализ имеет смысл только в контексте общего анализа освоения и социальноэкономического развития территории. Анализ основных видов территориально-ориентированного поведения субъектов территориальных отношений, выявление механизмов реализации территориально-ориентированных интересов (в том числе система ценностей, свобода выбора способов и видов поведения) являются необходимыми условиями для выбора модели эффективного функционирования территориальной общности [6].

Внешнеэкономическая модель развития региона отражает систему взаимодействия национальной (региональной) экономики и мировой и представляет собой самостоятельную систему национальных экономических институтов, обеспечивающих взаимодействие экономики с мирохозяйственной сферой для решения стратегических задач развития. Разработка соответствующего организационно-экономического механизма реализации принципов регионального (в том числе и приграничного) сотрудничества не только должна быть сориентирована на соответствующие приоритеты и специфику природного, ресурсного, экономического, демографического, экологического и социального потенциалов, но и учитывать интересы всех задействованных в процессе сторон.

В целом для оценки влияния приграничного сотрудничества на развитие предпринимательства необходимо выбрать систему критериев, характеризующих весь комплекс хозяйственной деятельности региона, определить набор взаимосвязанных показателей, характеризующих условия жизни населения, уровень производственной специализации и конкурентные преимущества, развитость транспортной и социальной инфраструктуры, ресурсообеспечен-ность и экологическую безопасность.

Проблема определения факторов и оценки их влияния на развитие предпринимательства в рамках приграничного сотрудничества достаточно сложна. Причина в огромном разнообразии существующих границ и пригранич-

ных сообществ, развивающихся на основании своих внутренних закономерностей. Поэтому возникает вопрос о выборе критериев оценки эффективности влияния тех или иных процессов на регулирование приграничного сотрудничества и, как следствие, социально-экономическое развитие территории и возможности его использования для выработки механизма поддержки принятия решений по управлению экономикой приграничных территорий, который позволяет:

- учесть интересы наиболее заинтересованных субъектов;

- выделить наиболее перспективные направления развития приграничных территорий;

- увязать выбранную стратегию с комплексом оперативных мероприятий, способствующих эффективному развитию предпринимательства в территориальных приграничных сообществах.

Как правило, факторы, влияющие на развитие предпринимательства в регионе, проявляются в определенном балансе, и решающее влияние оказывает не столько один фактор, сколько их суммарный вес. В зависимости от ситуации в конкретном регионе большую или меньшую роль играют строго определенные факторы. В суммарной оценке их роль возрастает, но всё равно весьма редко положение, при котором один или два фактора имеют абсолютно подавляющее преимущество над остальными.

Объективный социально-экономический интерес региона состоит в создании для его населения благоприятных условий, включающих определенный уровень жизни и перспективы его повышения, социальную и экологическую защищенность. В связи с этим сбалансированную систему показателей составляют те из них, которые характеризуют как достигнутые результаты, так и потенциал организации, определяющий успехи в будущем.

Система показателей эффективности на практике разворачивается в довольно разнообразный набор факторов (см. табл.).

Анализ существующего положения в сфере предпринимательской деятельности в условиях приграничного региона выявляет аспекты, оказывающие наибольшее влияние на последующее его развитие. Цель анализа - учет имеющихся особенностей при планировании конкретных направлений и проектов развития регионального предпринимательства и трансграничного сотрудничества при прогнозировании перспектив на кратко- и среднесрочную перспективу.

Факторы, влияющие на развитие предпринимательства в условиях трансграничного региона

Институ- циональные Предпринима- тельские Финансовые Природно-гео- графические Социально-де- мографические Внешнеэко- номические

Законодательное регулирование предпринимательской деятельности; Законодательное регулирование инвестиционной и инновационной деятельности; Наличие региональных программ развития и поддержки предпринимательства. Наличие предприниматель-ских структур; Наличие информационных ресурсов в сфере ведения бизнеса; Научный и инновационный потенциал. Налоговый режим; Наличие льгот, преференций по платежам, тарифам; Инвестиционный климат; Возможность получения льготных кредитов. Географическое положение; Ресурсный потенциал; Природно- климатические условия. Демографическая структура населения региона; Миграционные процессы в регионе; Наличие системы обучения и переподготовки кадров. Близость государственных границ; Экспортные и импортные барьеры; Наличие развитых связей с территориальными образованиями и иностранных государств.

Составлено авторами на основе: Вардомский Л.Б., Скатерщикова Л.Е. Международная деятельность субъектов РФ и приграничное сотрудничество: экономические, правовые, политические аспекты: конспект лекций. - М.: МАКС Пресс, 2005; Малявина Д.А. Экономико-географический подход к оценке значимости приграничных регионов России. - URL: http: www.nikolaenko.ru

Для решения этой задачи выявлялись факторы, влияющие на уровень развития предпринимательской активности в приграничных регионах с помощью метода экспертной оценки путем определения трех наиболее значимых, с точки зрения каждого эксперта, из общего набора из 28 качественных показателей.

На величине любого варьирующего признака сказывается влияние многочисленных, в том числе и случайных, факторов. Между тем знание закона распределения позволяет провести достаточно полное исследование как качества исходной информации, так и причинно-следственных связей исследуемого явления или объекта методами современного статистического анализа. Для этого по данным полученной выборки были вычислены средние и частотные характеристики величин, а также вариационные параметры, например, дисперсионные характеристики.

Для обоснования выбора наиболее значимых факторов и использования ряда этапов общей схемы проводимых исследований необходимо решить следующую задачу анализа -определить, насколько вычисленные параметры эмпирических распределений (средние и дисперсионные характеристики) близки по отношению друг к другу и параметрам соответствующего известного закона теоретического распределения.

К необходимым для решения данной задачи характеристикам эмпирических рядов данных нами рассчитаны: доверительные ^интервалы для средних (р = 95 %), коэффициенты эксцесса и асимметрии, статистические ошибки для используемых при анализе величин.

Для измерения асимметрии и эксцесса используют центральные моменты распределения третьего и четвертого порядка. В качестве показателя асимметрии As служит центральный момент третьего порядка [/, отнесенный к кубу среднего квадратического отклонения S3x, т. е.

^=1А(х1 - хсред)

А п

S3 x

S3 x

(1)

При строго симметричных распределениях сумма третьих степеней отклонений вариант xi от средней арифметической хсред равна нулю и As= 0. При наличии скошенности распределения этот показатель будет иметь отрицательную либо положительную величину, которая и служит мерой асимметрии.

Показатель эксцесса, обозначаемый символом Ех, выражается формулой

х( - хсред.)4

Ex = м S4 x

-3 =

S4 x

- з. (2)

Критериальное оценивание эмпирического распределения на нормальность проводится по ^критерию Стьюдента для рассчитанных значений асимметрии и эксцесса (р = 95 %).

Таким образом, на основании оценок по асимметрии, эксцессу и результатам применения выбранных критериев делался вывод о нормальности закона распределения исследуемых величин или о сходстве выборок исходных данных.

Для всех исследуемых величин проводились расчеты оценок по статистическим кри-

териям, применимым для каждой конкретной ситуации t критерия (р < 0,01; р < 0,05);

В случае равных дисперсий - S12 = S22 и п1 Ф п2, к = п1 + п2 - 2.

Б4 =

((п1-1)Б12 + (п2-1)Б 22) ( п1 + п 2

(п1 + п2-2)

п1п2

хХ - х 2 Бё '

(3)

(4)

В случае неравенства дисперсий - Б2 ф Б и п ф п2:

к =

Б12 Б22

---------1--------

п1 п 2

п1 I I п2 +

п1 +1 п 2 +1

-2.

(5)

|х? - х2|

Б!2 Б2Г

---------1--------

п1 п 2

(6)

где K - число степеней свободы, t - стандартное значение критерия.

Следующим этапом статистического анализа было изучение вопроса о наличии и силе связей между исследуемыми величинами. С этой целью строились корреляционные матрицы на основании таблиц исходных данных. В качестве показателя силы связи использовался коэффициент корреляции Пирсона.

Е"=1 (х- х)(хк- \)

£:, (х, - х у е п=, (х, - х у

-■ (7)

Корреляционные соотношения оценивались нами при уровне значимости не ниже р = 95 %.

Полученные связи, отраженные на нижеприведенном рисунке, позволяют оценить в соответствии с экспертной оценкой значимость каждого из показателей, их группировку и взаимозависимость. Так, например, наличие нормативно-правовой базы ПМС наиболее тесно связано с формированием позитивного имиджа региона, однако инвестиционная привлекательность региона и наличие налоговых льгот и преференций имеют более высокий коэффициент тесноты взаимосвязи.

Стоит отметить, что подавляющее большинство экспертов считают совершенно незначимым для развития приграничного сотрудничества развитие на приграничной территории инновационных производств и привлечение новых технологий. Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать, что участники приграничного сотрудничества являются сторонниками развития традиционной и наиболее развитой формы приграничного сотрудничества - торговли. Развитие других форм, требующих организационных и финансовых усилий, не представляет интереса для большинства участников приграничного сотрудничества. Поэтому основной задачей региональных властей должно стать создание условий, при которых у акторов приграничного сотрудничества возникла бы мотивация к активизации и диверсификации деятельности, участию в новых проектах, а следовательно, в активизации экономических процессов в приграничных территориях и повышении уровня их социально-экономического развития.

1.0

0.9

0.8

0.7

0.6

0.5

0.4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0.3

0.2

к18 к23 к26 к20 к12 к8 к16 к2 к21 к17 к27 к4 к25 к22

к11 к5 к6 к15 к24 к19 к13 к26 к9 к3 к10 к14 к7 к1

Анализ взаимозависимости факторов, оказывающих влияние на развитие ПМС региона (составлено авторами)

Пути повышения эффективности использования потенциала предпринимательства как экономического ресурса развития приграничных территорий

Основные направления работы по развитию приграничного сотрудничества определены Президентом Российской Федерации. Они находятся на стыке внешней и внутренней политики государства, являются инструментом обеспечения национальной безопасности, повышения эффективности экономики, социально-экономического развития приграничных территорий. При этом невозможно не учитывать, что чем выше уровень либерализации экономики, тем более транспарентными должны быть границы.

Приграничное сотрудничество функционирует в условиях рассогласованности формальных и неформальных механизмов взаимодействия. Цели хозяйствующих организаций «санкционируются» и контролируются обществом и находятся в сложной зависимости от экономических, политических, социокультурных и других общественно значимых факторов. Представления об эффективности в конечном итоге складываются в каждом социуме на основе его опыта, целеполагания и социокультурных предпочтений. Социально-экономические последствия развития приграничного сотрудничества могут прямо и непосредственно проявляться в реализации целей и интересов отдельных хозяйствующих субъектов региона и его населения. Причем преимущество - у корпоративных (бизнес) интересов. И здесь основной задачей становится создание условий, стимулирующих развитие предпринимательства на приграничных российских территориях, формирование и согласование целей и интересов всех уровней экономической системы приграничного региона

В современных условиях давно назрела необходимость формирования механизма управления приграничным сотрудничеством с учетом интересов приграничных субъектов Федерации и территориальных сообществ приграничных территорий.

Эффективное взаимодействие бизнес-сообществ, расширяющиеся приграничные и межрегиональные контакты, реализация крупных совместных проектов - всё это является наглядным свидетельством последовательного роста созидательного потенциала российско-казахских отношений. Для этого необходим переход на инновационный путь развития, внедрение передовых технологий, наращивание инвестиций в человеческий капитал.

На современном этапе развития экономики регионов Российской Федерации при разработке основных направлений развития предпочтителен программный метод регулирования, в основе которого лежит комплекс мер по стимулированию отдельных отраслей и направлений развития региона. Реализация стратегии социально-экономического развития региона должна привести к переплетению внешнеэкономических и внутренних хозяйственных взаимосвязей региона, налаживанию процесса расширенного воспроизводства, на базе которого достигается экономический рост и повышается уровень жизни населения.

Таким образом, для России, с ее огромной территорией, разнообразием природных, социально-экономических, культурных и политических условий, учет территориальных факторов является неизменным условием эффективного развития регионов. Практическое осуществление приграничного сотрудничества в Российской Федерации зависит от множества факторов: положение территорий, их природноресурсный и экономический потенциал и возможности приграничных территорий, институциональное обеспечение трансграничных контактов.

Прежде всего необходим детальный анализ ключевых аспектов экономической деятельности в приграничных районах и определение приоритетных направлений развития, на которых участники приграничного сотрудничества реально могут обеспечить себе долговременные конкурентные преимущества. Это позволит наиболее рационально распределять имеющиеся в распоряжении региональных властей ресурсы и активизировать деятельность по осуществлению стратегически обоснованных и высокоэффективных проектов, таких, например, как комплексы приграничной торговли и иные формы совместной экономической деятельности.

Экономическое взаимодействие в ближайшие годы будет играть основную роль в развитии приграничного сотрудничества. В трансграничном региональном сотрудничестве у партнеров России отчетливо просматривается ориентация на наши сырьевые ресурсы. Следовательно, особое значение приобретают проблемы развития транспортной инфраструктуры, природоохранной деятельности. При этом перед российской стороной стоят серьезные задачи по обеспечению собственных национальных интересов с учетом всего комплекса потребностей и возможностей развития Омской области [3].

Приграничное сотрудничество должно способствовать сбалансированному региональному развитию. Достижение этой цели одними лишь национальными средствами представляется достаточно проблематичным. Протекающие во всех сферах экономики и общественного строительства процессы глобализации, открытие и освоение новых рынков, срастание хозяйственно-политических механизмов и управленческих структур сопредельных регионов выдвигают новые требования к формированию национальных стратегий пространственного планирования и развития [7].

Сегодня уровень трансграничного взаимодействия приграничных регионов не отвечает его потенциальным возможностям. Существующий механизм, к сожалению, привел к утрате экономических и социальных интересов в развитии приграничного сотрудничества на муниципальном уровне. Основная причина проблем - недостаточная экономическая самостоятельность, неразвитость экономических основ межрегиональных и внутрирегиональных отношений.

В результате регион не имеет ни экономической заинтересованности, ни реальных возможностей влияния на наиболее эффективные варианты развития. Поэтому необходимо продолжить развитие внешнеэкономических связей с мезоуровня (субъектов Федерации) до микроуровня (административно-территориальных единиц общественных и бизнес-структур) с целью:

- стимулировать экономический рост и рост жизненного уровня населения приграничных территорий;

- создать условия для структурной перестройки экономики и формирования условий, обеспечивающих конкурентоспособность предприятий региона, как на российском рынке, так и в рамках трансграничного взаимодействия.

Дальнейшая политика России в отношении приграничных субъектов Федерации должна опираться на следующие принципы: разумный государственный протекционизм; создание специальных гарантий; дифференцированный подход к приграничным территориям с учетом уровня развития их экономики, ресурсных и природно-климатических условий.

Следует развивать внешнеэкономическую деятельность регионов, складывающуюся из внешнеэкономической деятельности предпринимательских и иных структур, работающих на данной территории, конкурирующих и взаимодействующих в рамках существующего механизма регулирования внешнеэкономических связей.

Расширение пространства сотрудничества, повышение его уровня, непрерывное изыскание новых областей казахско-российского приграничного торгово-экономического взаимодействия должны способствовать расширению сотрудничества в следующих направлениях:

• Создание платформы сотрудничества, стимулирование его развития. Последовательное улучшение и совершенствование торгового и инвестиционного климата каждой из сторон имеет важное значение для стимулирования развития двусторонних торгово-экономических связей.

• Использование преимущества каждой стороны, расширение крупномасштабного сотрудничества. Одной из наиболее приемлемых сфер приложения капитала для зарубежных инвесторов является сектор добычи природных ресурсов. Если говорить о перспективах малого и среднего бизнеса в регионе, то его возможности скорее связаны с такими отраслями, как строительство, логистика, розничная торговля.

• Развитие переработки в приграничных районах, создание новых форм сотрудничества.

Наибольший интерес у иностранных предпринимателей и инвесторов Омская область вызывает в качестве сырьевого придатка и рынка сбыта, а не как равноправный партнёр по созданию наукоёмких, инновационных производств.

На местном уровне методами экономического и социального характера может стимулироваться привлечение иностранного капитала, активность региональных производителей-экспортеров, развитие производственных связей с зарубежными партнерами. При этом развитие ВЭС обязательно должно вносить вклад в решение проблем макроэкономической, структурной, промышленной, аграрной инвестиционной и социальной политики, а также политики рационального использования природных ресурсов и улучшения экологической среды региона.

В региональном сотрудничестве ключевую роль играют экономические связи. Легче всего наладить трансграничный торговый обмен между сопредельными или близлежащими внутренними частями различных стран. Подобные обмены обычно имеют взаимовыгодный и взаимодополняющий характер; в них, наряду с крупными корпорациями, может принять участие средний и малый бизнес. Углубление трансграничных экономических связей во многих случаях сопровождается созданием соответствующих транспортных сетей и телекоммуникационных систем. Возникая на основе локальных структур внутренних регио-

нов, они превращаются в трансграничную инфраструктуру международного геополитического региона. Однако в этом случае предприятия вынуждены организовывать свою деятельность в соответствии с уже сложившимися отношениями.

Если приграничное сотрудничество - результат объединения усилий территориальных администраций, а не расположенных в них хозяйствующих субъектов, его целью является, как правило, сохранение конкурентоспособности городов и населенных пунктов межрегионального, регионального значения путем объединения ресурсов, оптимизации выполняемых функций, использования эффекта синергии, улучшения схемы расселения, обмена информацией, адаптации к новым формам территориального разделения труда [6].

Отказ от административно-командных методов управления предполагает создание новых форм взаимодействия различных уровней управления и хозяйствующих субъектов, основанных не на прямом планировании, а на косвенном регулировании процессов развития регионов.

В определенных случаях региональные и местные органы власти оказались не готовыми к восприятию трансграничного сотрудничества как сферы, требующей от них координирующих функций и функций надзора над соблюдением требований действующего законодательства при его реализации, но никак не применения жесткого контроля и административного регулирования. Неготовность к переходу местных органов власти от выполнения функций жесткого контроля к функциям надзора и координации является, на наш взгляд, основным фактором, препятствующим развитию трансграничного сотрудничества. В современных условиях это существенно затрудняет решение актуальных социально-экономических проблем и не способствует укреплению экономического потенциала региона путем формирования производственных сетей и взаимного переплетения интересов различных субъектов. Для исправления главное - не расширение полномочий регионов, а более активное привлечение к управленческим процессам негосударственных организаций.

Кроме того, на региональном уровне исполнительная власть очень часто воспринимает трансграничное сотрудничество как обычную внешнеэкономическую деятельность и недооценивает роль трансграничного сотрудничества в развитии своего региона. Это также не способствует быстрому и эффективному привлече-

нию деловых кругов, представителей малого и среднего бизнеса, общественного сектора к продвижению трансграничного сотрудничества.

Необходимо определить организационную структуру, наиболее крупные первоочередные проекты, отрасли и сферы деятельности, в которых будет вестись разработка проектов, а также основные принципы, механизмы и источники финансирования и нормативно-правовую базу. Можно говорить о создании совета по трансграничному сотрудничеству при администрации края, но насколько он будет эффективен - пока не ясно. Для координации деятельности в сфере приграничного сотрудничества возможно создание Совета по приграничному сотрудничеству и Ассоциации приграничных муниципальных образований, которые в настоящий момент практически не фигурируют даже на информационном поле. В России накоплен большой опыт создания комиссий, подкомиссий, рабочих групп, которые так или иначе собираются, обсуждают проблемы, но особого результата пока нет.

Урегулирование вопросов приграничного сотрудничества, несомненно, является одним из наиболее масштабных катализаторов и крупномасштабных резервов активизации предпринимательской деятельности в приграничных регионах.

Чтобы стратегия развития экономики, ориентированной на мировой рынок, осуществлялась поэтапно и стабильно, целесообразно сформировать на уровне приграничных региональных правительств постоянно действующую рабочую группу, которая имела бы функции централизованного планирования и координации и стала бы правительственным органом для подготовки согласованных планов развития экономик приграничных территорий на среднесрочную перспективу. Как в России, так и в Казахстане чрезвычайно много правительственных органов, ответственных за производство, экспорт и импорт товаров, которые в силу противоречий ведомственных интересов эффективно функционировать не могут. Поэтому необходимость в таком координирующем центре очень высока.

Одним из главных факторов, препятствующих развитию трансграничного сотрудничества, является недостаточный уровень привлечения к этому процессу учреждений негосударственного общественного и бизнесового секторов.

В этой связи региональные и местные власти должны усиливать поддержку отдельных конкурентоспособных предприятий при их вы-

ходе на внешний рынок, вводить льготы в области их страхования, налогообложения, совершенствовать практику валютного регулирования, руководить предприятиями так, чтобы они смелее участвовали в международной конкуренции. Среди мер, которые рассматриваются, можно назвать создание механизма консультаций, предназначенных для разработки стратегии развития этого сотрудничества и облегчения обмена надежной информацией.

Система координации коллективных действий региональных экономических акторов по достижению ими совместно поставленных целей формируется в процессе интеграции трех видов управленческой логики: иерархической (управление политико-административными единицами), рыночной (управление хозяйствующими субъектами), социоэмоциональной (управление социальной и культурной сферами). При этом происходит смещение акцентов от регулятивного к кооперативному типу государственного управления, от централизованного -к децентрализованному самоуправлению, от административно-территориальных - к функциональным отношениям внутри регионального сообщества [9].

Основные проблемы, препятствующие развитию предпринимательства в рамках приграничного сотрудничества:

1. Отсутствие стабильной и эффективной системы правового обеспечения.

2. Отсутствие достоверной информации о состоянии и потребностях бизнеса.

3. Высокий уровень административных барьеров и ограничений.

4. Ограниченный доступ к финансовым и инвестиционным ресурсам.

5. Высокие производственные расходы предприятий.

6. Проблемы с подготовкой кадров для предпринимательства.

К сожалению, предпринимательский сектор и его общественные организации не смогли создать систему взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти, способную эффективно решать существующие проблемы.

Большинство малых предприятий, желающих участвовать в деловом сотрудничестве, не очень активны в поиске партнеров. Чтобы выбрать для себя потенциального зарубежного партнера, они в основном обращаются к неформальным источникам, где информация о предприятиях базируется на основе хороших личных отношений. При этом причины, которые мешают деловому сотрудничеству, состоят

главным образом в неспособности повысить конкурентоспособность, страхе потерять независимость и подозрении, что другая сторона может оказаться непригодной для сотрудничества. Основные практические трудности заключаются в том, что предприниматели, начавшие поиск и оценку качеств партнера за границей, не обладают нужной осведомленностью, испытывают нехватку средств и трудности в общении.

Главные барьеры, ограничивающие доступ малых предприятий к информационным в сфере ВЭД услугам, можно разделить на следующие категории:

• связанные со стоимостью;

• связанные с характером услуг;

• связанные с недостаточной информативностью;

• связанные с исполнением запросов.

Главным препятствием, ограничивающим

доступ предпринимателей к информационным услугам, является дефицит средств. По данным Европейской ассоциации территориальных сообществ, 40 % предпринимателей уверены, что внешняя консультация - дорогое удовольствие, 26 % - что консалтинг не отвечает их истинным потребностям, а еще 22 % - что консалтинговые услуги носят слишком общий характер. 17 % считают препятствием недостаточную информативность внешних консультаций. Подобного рода барьеры чаще упоминаются малыми предприятиями и предприятиями сферы услуг, в то время как большие и производственные предприятия, по-видимому, в целом не очень доверяют внешнему консультированию.

Изучив международный опыт, а также имеющиеся наработки отдельных приграничных регионов Российской Федерации, представляется целесообразным создание «информационной системы территориального мониторинга» как способа предоставления информационных услуг, направленной на помощь предпринимателям в нахождении деловых партнеров, особенно за границей. Основная ее задача -аккумулировать и распределять информацию, имеющую территориальную значимость (конъюнктурные и структурные данные, информацию о наличии и потребностях в ресурсах и технологиях, размещении производств и т. д.).

Создание системы обусловлено пониманием того, что большинство предприятий сталкивается с трудностями, пытаясь использовать возможности выхода на внешний рынок (главная трудность состоит в отсутствии информации), что в основном происходит из-за различий в законодательстве разных стран и

множества связанных с этим административных ограничений.

Информационная система территориального мониторинга предпринимательской активности представляет собой местную или региональную схему партнерства, которая предоставляет предприятиям полный набор услуг на благоприятных условиях, делая основной упор на инновациях для промышленности или в сфере промышленных услуг.

Такая система определяет, отбирает и поддерживает подающих надежды либо уже существующих предпринимателей и их проекты и мобилизует местный потенциал с позиций глобального подхода, способствует направлению общественных и частных финансовых ресурсов на инициативы, которые являются полезными ввиду своего инновационного характера и экономической ориентации и предназначены для повышения благосостояния и создания рабочих мест, а также для придания разнообразия деятельности. Кроме того, подобные инициативы также помогают выходу малых предприятий на международный рынок и обеспечивают им доступ к международному сотрудничеству. Система выполняет двойную функцию:

• помогает новым предприятиям с инновационными идеями в таких областях, как разработка новых изделий, процессы производства и вопросы сбыта;

• содействует уже существующим предприятиям в налаживании бесперебойного производства, руководства предприятием и маркетинга.

В своем простейшем варианте система содержит команду квалифицированных экспертов по развитию предпринимательства, способных лично консультировать предпринимателей или направлять их в сеть профессиональных советников, находящихся в данном регионе.

Таким образом, система предоставляет широкий спектр услуг: определение и оценка потребностей, планирование первичных предпринимательских действий, реструктуризация компании, обучение персонала, предоставление консультаций, запуск, сопровождение и руководство проектами.

Информация может поступать из различных источников: муниципальных, региональных и федеральных органов, коммерческих и общественных организаций. С помощью имеющейся базы данных можно будет в кратчайшие сроки предоставить различную информацию по предпринимателям, проектам, наличию необходимой инфраструктуры, установить дело-

вые контакты. Эта информационная система может стать предпосылкой для активизации всех заинтересованных в развитии приграничных территориальных сообществ акторов в осуществлении мероприятий, способствующих развитию предпринимательства в рамках российско-казахстанского приграничного сотрудничества:

• устранение юридических и административных препятствий, которые по-прежнему сдерживают развитие трансграничного сотрудничества, создание действительно равных условий для всех субъектов предпринимательства;

• переход от общих организационных вопросов координации и регулирования межрегиональных связей к решению практических задач приграничного сотрудничества, согласованной деятельности органов власти всех уровней и населения приграничных территорий, направленной на всестороннее развитие приграничного сотрудничества; наделение местных и региональных органов власти реальными компетенциями, которые они могли бы использовать на трансграничном уровне;

• мониторинг административных барьеров в области предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях и разработка мероприятий по дальнейшему сокращению уровня издержек малого бизнеса, связанных с их преодолением;

• обеспечение особого внимания к решению проблем приграничных регионов, распределению средств при планировании капиталовложений в объекты инфраструктуры, социально-культурной сферы и торговли;

• определение приоритетных видов и сферы предпринимательской деятельности, развитие и совершенствование инфраструктуры поддержки предпринимательства, при активном использовании кредитных механизмов;

• развитие взаимодействия в реальном секторе экономики и гуманитарной сфере на основе реализации совместных проектов, которые должны стать важной составляющей развития приграничных регионов.

• отработка механизмов финансирования совместных проектов с учетом возможностей бюджетов всех уровней и внебюджетных источников;

• разработка предложений по оптимизации методов и процедур приграничного, таможенного и других видов контроля при осуществлении приграничного сотрудничества;

• осуществление мероприятий по развитию и совершенствованию трансграничной инфраструктуры;

• развитие трансграничного сотрудничества как инструмента экономического развития приграничных территориальных сообществ путем налаживания прямых связей между мелкими и средними предприятиями, торговыми палатами, университетами, неправительственными организациями и представителями гражданского общества;

• учет взаимных интересов при реализации программ поддержки и развития приграничных территорий;

• поддержка трансграничных проектов, направленных на утверждение и укрепление терпимости, солидарности, доверия, взаимопонимания и добрососедства;

• создание соответствующих трансграничных рабочих структур;

• привлечение представителей деловых кругов, научных, общественных организаций, средств массовой информации в процессы развития приграничного сотрудничества, что позволит властям всех уровней яснее понять потребности реального сектора экономики, гуманитарной и социальной сферы, а деловым кругам и населению приграничных территорий -участвовать в осуществлении структурной перестройки экономики, реализации стратегических целей развития приграничного сотрудничества.

Деятельность информационной системы территориального мониторинга предпринимательской активности в основном сводится к следующему:

• предложение заинтересованным хозяйствующим субъектам целевой информации и обеспечение доступа к экспертизе по проектам совместного сотрудничества;

• использование регулярных международных контактов на пользу региональным предпринимателям;

• проведение консультаций по поводу предпринимательской деятельности за границей и предоставление помощи в развитии и сопровождении проектов;

• упрощение обмена информацией между предприятиями, сведение в одно целое информации о законах и опыте предпринимательства в других странах;

• выявление задач и потребностей региональных и муниципальных органов власти, а также оценка воздействия программ трансграничного сотрудничества и осуществляемых проектов на социально-экономическое развитие территориальных сообществ приграничных территорий;

Услуги, обычно предоставляемые информационной системой территориального мониторинга предпринимательской активности, можно разделить на следующие виды;

• информация о деловых партнерах, включая обзоры, опросы общественного мнения, использование различных баз данных;

• распространение информации и публикаций, в том числе информационных бюллетеней, обзоров, сотрудничество с органами массовой информации;

• обучение (подготовка и переподготовка кадров для малого и среднего бизнеса), включающее в себя создание учебных центров, найм преподавателей, разработку методик обучения, подготовку учебных материалов, трудоустройство выпускников;

• юридическая помощь, включая предоставление образцов типовых контрактов, помощь в заключении контрактов и ведение дел по апелляциям;

• консультации по менеджменту, бухгалтерии, налогообложению, логистике, человеческим ресурсам и занятости, охране труда, составлению проектов;

• технические консультации, включая исследования и разработки, внедрение новой техники, передачу технологий, вопросы интеллектуальной и промышленной собственности, защиты окружающей среды, проблемы энергетики;

• коммерческая поддержка, поиск партнеров, составление договоров о сотрудничестве, общественное содействие, обзоры состояния рынка, устный и письменный перевод;

• консультации по финансовой поддержке, включая поиск имеющихся средств и доступ к ним с упором на рисковый и начальный капитал;

• региональное развитие, включая организацию конференций или селекторных совещаний с применением видеотехники, деловых центров, ярмарок и специализированных выставок, а также создание специализированных предприятий и бизнес-групп.

Практически все выявленные проблемы так или иначе взаимосвязаны. Поэтому их решение предполагает комплексный подход, включение всех факторов предпринимательского климата в единую программу, подкрепленную законодательными новациями и действенной административной поддержке, обеспечит более устойчивое развитие предпринимательства, повысит эффективность деятельности предприятий, осуществляющих приграничное со-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

трудничество, будет способствовать дальнейшему развитию экономики Омской области.

1. Ультан С. И. Международный опыт развития бизнес-процессов в приграничных регионах // Омский экономический форум : матер. Междунар. науч.-практ. конф. 25 ноября 2011 г. - Омск, 2011. - С. 62-65.

2. Ультан С. И. Организация приграничного сотрудничества Омской области с Республикой Казахстан // Совершенствование стратегического управления корпоративными образованиями и региональная промышленная политика перехода к новой инновационной экономике: матер. Междунар. науч.-практ. конф. (Пермь, 10 нояб. 2011 г.) / Перм. гос. нац. ис-след. ун-т. - Пермь, 2011. - Т. 1. - С. 200-209.

3. Межевич Н. М. Основные направления региональной политики Российской Федерации. - URL: http://www.dvo.sut.ru/libr/histoiy/i 299mez2/index.htm.

4. Куркин С. К., Дудник С. А. Межрегиональная и приграничная кооперация российского Дальнего Востока и Китая. - URL: http// www.fecoopa.ru/kukrin.html.

5. Гребенщиков Э. Россия и АТР: политические переменные и экономические контакты // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - № 5. - С. 66.

6. Николаенко Д. В. Введение в экономику государственной независимости. - URL: http//www.nikolaenko.ru.

7. Бельдей В. А. У приграничных территорий России проблемы. - URL: http//www. ruseconomy.ru/nomer4_200110/tc.23 .Ыт1.

8. Анчишкина О. В. Государственные стратегические программы социально-экономического развития: состояние и перспективы // Проблемы прогнозирования. - 2006. - № 6.

- С. 42.

9. Основные положения концепции Федерального закона «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации» // Панорама Содружества. - 2004. - № 2. - С. 3.

10. Половинко В. С., Тимошенко О. Ю. Концепция управления по целям: сущность и ее реализация в управлении персоналом // Экономические науки. - 2007. - № 36. - С. 276281.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.