Научная статья на тему 'Методические рекомендации по изучению проблемных вопросов темы «Человек на войне» в преподавании дисциплины «История» на неисторических направлениях подготовки бакалавров'

Методические рекомендации по изучению проблемных вопросов темы «Человек на войне» в преподавании дисциплины «История» на неисторических направлениях подготовки бакалавров Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
374
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ / БИОГРАФИЯ ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК О ВОЙНЕ / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / FIRST WORLD WAR / THE SPIRITUAL AND MORAL VALUES / MAN OF WAR / THE BIOGRAPHY OF ARTISTS / HISTORICAL SOURCE ON THE WAR / GUIDELINES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кускова Светлана Витальевна

В статье рассматриваются содержательные и методические аспекты изучения проблемных вопросов темы «Человек на войне» в ходе изучения периода Первой мировой войны (1914-1918 гг.). Данная проблематика имеет междисциплинарный характер (литература, культурология). Рассматриваются различные методические приёмы и примеры, в наибольшей степени способствующие раскрытию сущности заявленных вопросов в ходе аудиторной и самостоятельной работы обучающихся в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Guidelines for the Study Problematic Issues of Topics “Man at War” in Teaching History on Unhistorical Bachelor Degree

The article deals with substantive and methodological aspects of the study of problematic issues theme "Man at War" during the study period of the First World War (1914-1918). These problems are interdisciplinary in character (literature, culture). Different instructional techniques and examples are mostly conducive to the disclosure of the substance of the issues in the classroom and independent work of students in high school.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации по изучению проблемных вопросов темы «Человек на войне» в преподавании дисциплины «История» на неисторических направлениях подготовки бакалавров»

УДК 94(4)"1914/19'

Кускова С. В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ ТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ» В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» НА НЕИСТОРИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

В статье рассматриваются содержательные и методические аспекты изучения проблемных вопросов темы «Человек на войне» в ходе изучения периода Первой мировой войны (1914 — 1918 гг.). Данная проблематика имеет междисциплинарный характер (литература, культурология). Рассматриваются различные методические приёмы и примеры, в наибольшей степени способствующие раскрытию сущности заявленных вопросов в ходе аудиторной и самостоятельной работы обучающихся в вузе.

Ключевые слова: Первая мировая война, духовно-нравственные ценности, человек на войне, биография деятелей культуры, исторический источник о войне, методические рекомендации.

В России с 2012 г. установлена новая памятная дата, отмечаемая 1 августа. Это День памяти российских воинов, павших в годы Первой мировой войны. 2014 г. вошёл в отечественную историю как 100-летний юбилей со дня начала Первой мировой войны, что обусловило значительный всплеск внимания исследователей, общественности к данному событию.

Особое внимание в контексте последних событий 2014 г. (события на Украине, Ближнем Востоке), отмеченных политологами как новый виток холодной войны в мире, приобретает изучение духовно-нравственных ценностей в курсе истории.

Период Первой мировой войны в этом контексте является несомненно актуальным по ряду обстоятельств. Речь может идти о ма-лоизученности указанного периода как в отечественной историографии, так и в отечественной литературе и литературоведении. Используя междисциплинарный подход и различные методические приёмы, представляется востребованным восполнить образовавшийся вакуум в формировании мировоззренческих ориентиров молодёжи, привитию интереса к изучению истории, литературы на материале литературных произведений, посвящённых проблематике «Человек на войне 1914 — 1918 гг.»

Научное изучение литературного процесса 1914 — 1918 гг. нашло отражение в монографии А. И. Иванова «Первая мировая война в русской литературе 1914 — 1918 гг.», вышедшей в 2005 г. Автор раскрывает отношение писателей к войне, тематические, жанровые особенности художественной литературы. На материале широкого спектра произведений писателей показана значимая роль литературы в сохранении духовно-нравственных ценностей. Интерес также представляют два при-

ложения, включённые в текст книги. В первом «Русские писатели и Первая мировая война (Опыт библиографического указателя)» дана информация о деятельности и основных работах деятелей культуры в период 1914— 1918 гг. Представлены 142 фамилии. Во втором приложении — ряд лубочных картинок как малоизвестных авторов, так и лубочные работы В. В. Маяковского.

Ценность данной монографии ещё и в том, что в ней приведены ранее не опубликованные полностью произведения (например, стихотворение Ф. Сологуба «Проводы рекрутов»).

Мы предполагаем, что по проблематике «Человек на войне» могут быть использованы разнообразные виды как заданий для самостоятельной работы обучающихся (подготовка сообщений, составление информационных справок, письменные ответы на проблемные вопросы), так и проведение дискуссионного обсуждения итоговых вопросов. В обзорной лекции раскрываются ключевые содержательные линии в начале изучения темы.

Изучение темы «Человек на войне» — это прежде всего возможность раскрытия процесса становления личности самих деятелей культуры, их разнопланового отношения к трагедии войны, к вопросам гражданственности, патриотизма.

По разным причинам многие факты биографий деятелей культуры серебряного века остались за страницами школьных и вузовских учебников. Всё это не способствует полному и объективному восприятию художественного творчества, гражданской позиции талантливых представителей серебряного века и актуализирует поиск эффективных методических приёмов в процессе преподавания.

200

Известно, что ряд писателей ушли добровольцами на фронт: К. Большаков, Н. Бру-ни, С. Городецкий, Н. Гумилёв, Л. Григоров,

В. Катаев, С. Кречетов (Соколов), И. Лукаш,

A. Серафимович, М. Слонимский, А. Яковлев. Были призваны в действующую армию: Н. Асеев, Д. Бедный.

Первая мировая война в России оказала радикальное воздействие не только на общественно-политическую, военную ситуацию, но и значительно изменила сферу духовной жизни общества, по сути став точкой отсчёта духовных скреп двадцатого века и этапа новейшего времени в целом.

Военная тема задала импульсы творческой деятельности М. Пришвина, И. Шмелёва, К. Тренёва. Темы русского воина и судьба России, горе матери и духовный смысл мировой войны вошли в поэзию С. Городецкого,

B. Брюсова, Ф. Сологуба, прозу А. Толстого, Ф. Степуна, Б. Тимофеева, И. Шмелёва и др.

Художественная литература о периоде Первой мировой войны представляет интерес и как важнейший исторический источник о войне. Работы А. Н. Толстого, Н. С Гумилёва, А. А. Блока, С. А. Есенина и других имеют особенную ценность — они фиксировали живые картины войны. Например, главной книгой К. Т. Паустовского стала «Повесть о жизни», в которой описана атмосфера Первой мировой войны. В годы войны сам писатель работал санитаром в санитарном поезде.

Неизученным и неосвоенным был целый пласт периодической печати, сохранившей высокохудожественные свидетельства очевидцев событий — военных корреспондентов В. Брюсова, Ф. Крюкова, А. Толстого и др. Ещё ждут исследователей публицистика, дневниковые записи, эпистолярное наследие 3. Гиппиус, Е. Замятина, Л. Андреева, М. Горького, В. Короленко. Пребывают в забвении произведения малоизвестных поэтов и прозаиков, погибших на войне или в годы революции.

Военная тема вошла в русскую литературу через призму различных литературных течений серебряного века. Это символисты (В. Брюсов, А. Блок, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, З. Гиппиус, А. Белый, В. Иванов и др.), акмеисты (Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, Г. Иванов, В. Нарбут и др.), футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, И. Северянин и др.), поэты новокрестьянской плеяды (Н. Клюев,

C. Есенин, С. Клычков и др.), а также те, чьё творчество развивалось вне всяких литературных школ (И. Бунин, М. Цветаева, М. Волошин, В. Ходасевич и др.). Среди отозвавшихся на военные события были как извест-

ные авторы, так и многочисленные поэты (Ф. Касаткин-Ростовский, Л. Столица, В. Гиляровский, Т. Щепкина-Куперник, Н. Гагарин, А. Гагарин, М. Генералов, В. Михайлова и др.) либо возвращаются в наши дни из многолетнего небытия (Н. Туроверов, Н. Агнив-цев)1.

Представляется, что небольшие по объёму (до 3-минут) сообщения обучающихся о портретах вышеназванных деятелей культуры в контексте их произведений как исторического источника периода Первой мировой войны могут быть успешно выполнены и представлены на практических занятиях.

Содержание темы «Человек на войне» аккумулирует в себе стремление поэтов и прозаиков увидеть именно в народе истоки духовно-нравственных ценностей, самобытности. В частности, именно этим может быть объяснено обращение к лубку, использование в творчестве мастеров слова фольклорных видов творчества. Так, в одном из самых первых поэтических изданий «Современная война в русской поэзии» (1914) был помещён раздел «Народное творчество», с подбором песен и частушек на военные темы. Здесь оказались и строки А. Ахматовой, 3. Гиппиус и безымянной частушечницы.

Характерной чертой русской военной поэзии, создававшейся как на фронте, так и в тылу и представляющей собой огромный массив произведений, стала сила эмоционального воздействия. Согласно христианской традиции, любая война — несчастие, явление страшное, мучительное для человеческой души. Война разрушает, сеет зло в мире и человеческой душе, но она может принести и очищение души через страдание, укрепление её. Н. С. Гумилёв в военных стихах воспевает подвиг, доблесть и славу, самопожертвование. Для поэта война — это обретение веры и осознание своего предназначения. Как и для всякого воина, необыкновенно важна для Гумилёва победа. Победа — подвиг, то, ради чего «расцветает Дух», единение людей и обретение веры и себя через реализацию своего предназначения христианина-воина, который, вооружившись верой, под защитой Слова Г осподня защищает родину1 2.

1 Поэты и писатели на фронтах Первой мировой войны. [Электронный ресурс] URL:

http: / / slideshare.net/natashagrudina/1-3979131 (дата обращения: 10.10.20М).

2 Колоколова О. А. Христианские мотивы в военных стихах сборника Н. С. Гумилева «Колчан». 2010. [Электронный ресурс]

URL:http://philolog.petrsu.ru/filolog/konf/2013/22-kolokolova.pdf (дата обращения: 10.10.2014)

201

Для организации и проведения итоговой дискуссии (или её фрагмента) могут быть использованы материалы статьи Д. Быкова3. Для обучающихся формулируется задание — с опорой на статью Быкова, письменно оформить своё личное отношение к позиции автора статьи (с чем согласен / не согласен и почему).

По мнению Д. Быкова, великих певцов войны в мире было трое: Киплинг, Гумилёв и Симонов. Далее, автор статьи считает, что отношение к Первой мировой разделило всю русскую литературу на несколько непримиримых кланов, разведя по разные стороны баррикад даже таких друзей, как Максим Горький и Леонид Андреев. Для Горького война — гибель цивилизации, её позор; для Андреева — начало великого национального проекта, шанс для России, надежда воспрянуть и объединиться. Исторически прав оказался Горький, но по-человечески понятней Андреев.

С позиций Быкова среди поэтов тоже наблюдался раскол. Сологуб, Северянин, Городецкий, Мандельштам радовались началу военных действий, видя в них обновление для страны.

Были и те, кто с самого начала войну только проклинал как дело бесчеловечное и, главное, бессмысленное. Никакие государственные соображения для таких людей попросту не существовали, кровавая правда войны была им омерзительна, себя они на фронте не мыслили и ни в какую благотворность очистительных бурь не верили. Так восприняли войну Хлебников, Эренбург, Пастернак.

Была третья категория литераторов, отлично понимавших, что война — гибель, но относившихся к этому с фаталистической покорностью: гибнем — значит, заслужили. Апокалипсис давно предсказан и честно заработан. Так воспринял войну Блок, так понимала её Ахматова, сходно — Ходасевич.

Наконец, были четвёртые — своеобразный синтез первых трёх категорий, люди с наиболее здоровой и взрослой психикой. Таких было совсем мало, из крупных поэтов — только двое. Даже фамилии у них начинались на одну букву — Гумилёв и Гликберг. Глик-берга вся Россия знала под именем Саши Чёрного. А Гумилёву куда более к лицу был бы псевдоним Белый, как отмечает Быков4.

3 Быков Д. Чёрный и Белый [Электронный ресурс].

URL:. http://www.rulife/ru/article/188 (дата

обращения: 15.10.2014).

4 Быков Д. Чёрный и Белый [Электронный ресурс].

URL:. http://www.rulife/ru/article/188/ (дата

обращения: 15.10.2014).

Д. Быков считает, что эти два воина -поистине белая и чёрная кость войны, аристократия и народ, но обоим присуще то рыцарское понимание долга, которое в России встречается крайне редко. Для Гумилёва война — акт преображения: и личного, и общероссийского.

По мнению Колоколовой, Н. С. Гумилёв в военных стихах воспевает подвиг, доблесть и славу, самопожертвование человека5. Для самого поэта война — это обретение веры и путь христианина-воина.

И в рёве человеческой толпы,

В гуденье проезжающих орудий,

В немолчном зове боевой трубы Я вдруг услышал песнь моей судьбы И побежал, куда бежали люди,

Покорно повторяя: «Буди, буди»6.

Герой идёт на войну, не сомневаясь в правильности выбранного им пути, вверяет себя высшей силе, Богу. Чувство исполнения своего предназначения даёт лирическому герою стихотворения возможность обретения внутренней ясности и гармонии.

И счастием душа обожжена С тех самых пор; веселием полна,

И ясностью, и мудростью, о Боге Со звёздами беседует она,

Глас Бога слышит в воинской тревоге И Божьими зовёт свои дороги7.

Война есть мировой пожар истории, в котором многое сгорает, ценное и бренное, многое переплавляется и обновляется к жизни. И в этом смысле она есть всё-таки начало жизни, а не смерти, хотя и смертным путём. Смерть — только рубеж, шаг в бессмертие, что является истинной наградой.

И за это знаешь так ясно,

Что в единственный, строгий час,

В час, когда, словно облак красный, Милый день уплывёт из глаз,

Свод небесный будет раздвинут Пред душою, и душу ту Белоснежные кони ринут В ослепительную высоту8.

В военных стихах Гумилёва время настоящее связано с временем прошлым, историческим, и с вечностью: человек на войне, реализуя своё предназначение, выстраивает жизнь в контексте истории, исполняя Божью

5 Колоколова О. А. Христианские мотивы в военных стихах сборника Н. С. Гумилева «Колчан». 2010 [Электронный ресурс] URL:

http://philolog.petrsu.ru/filolog/konf/2013/22-kolokolova.pdf (дата обращения: 10.10.2014)

6 Гумилев Н. С. Собр. соч.: В 10 т. Т. 3. М., 2004. С. 85.

7 Там же. С. 86.

8 Там же. С. 55.

202

волю. Он становится частью замысла Творца, то есть обретает связь с вечностью9.

Таким образом, литература 1914—

1918 гг. способствовала сохранению духовной памяти о войне, фиксации её в национальном самосознании. В литературе тех лет был сделан шаг в познании духовно-нравственных ценностей человека на войне от офицера до солдата. Именно благодаря этим важнейшим качествам уже советского воинства в годы Великой Отечественной войны будет разгромлен самый мощный в военном отношении враг — фашистская Германии.

Источники и литература

Андреев Л. Н. S.O.S.: дневник (1914 — 1919).

Письма (1917—1919). Статьи и интервью (1919). Воспоминания современников (1918—1919). М.-СПб., 1994.

Быков Д. Чёрный и Белый. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rulife/ru/ article /188 (дата обращения: 15.10.2014).

Гумилёв Н. С. Собр. соч.: В 10 т. М., 2004.

Иванов А. И. Первая мировая война в русской литературе, 1914 — 1918 гг. The First world war in the Russian literature of 1914 — 1918: монография. Тамбов, 2005.

Колоколова О. А. Христианские мотивы в «военных «стихах сборника Н. С. Гумилёва,

«Колчан». 2010. [Электронный ресурс].

URL: http://philolog.petrsu.ru/filolog/ko nf/2013/22-kolokolova.pdf (дата обращения: 10.10.2014).

Поэты и писатели на фронтах Первой мировой войны. [Электронный ресурс]. URL: http://slideshare.net/natashagrudina/1-3979131 (дата обращения: 10.10.2014).

Шацилло В. К. Последняя война царской России. М., 2010.

Кускова Светлана Витальевна, доцент кафедры отечественной истории и музеологии, кандидат педагогических наук (Псковский государственный университет, г. Псков, Россия); e-mail: svk-pskov@mail.ru

Guidelines for the Study Problematic Issues of Topics "Man at War" in Teaching History on Unhistorical

Bachelor Degree

The article deals with substantive and methodological aspects of the study of problematic issues theme "Man at War" during the study period of the First World War (1914 —1918). These problems are interdisciplinary in character (literature, culture). Different instructional techniques and examples are mostly conducive to the disclosure of the substance of the issues in the classroom and independent work of students in high school.

Key words: the First World War, the spiritual and moral values, man of war, the biography of artists, historical source on the war, guidelines.

Svetlana V. Kuskova, Associate Professor of the Department of Russian History and Museology, Candidate of Pedagogical Sciences (Pskov State University, Pskov, Russia); e-mail: svk-pskov@mail.ru

9 Колоколова О. А. Христианские мотивы в военных стихах сборника Н. С. Гумилева «Колчан». 2010 [Электронный ресурс] URL: http: / / philolog. petrsu.ru/filolog/konf/2013/22-kolokolova.pdf (дата обращения: 10.10.2014)

203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.