Научная статья на тему 'Методические рекомендации по исключению несчастных случаев на маршрутах'

Методические рекомендации по исключению несчастных случаев на маршрутах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАГЕДИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ИНСТРУКТОРЫ / ТУРИЗМ / TRAGEDY / TRAINING / TRAINERS / TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубис Людмила Григорьевна

На примере трагического случая на Сямозере и действий служб, причастных к трагедии, проведен анализ причин случившегося. Даны методические рекомендации, которые могли бы исключить подобные трагедии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Guidelines for the elimination of accidents on routes

For example, the tragic incident at Syamozero services and actions involved in the tragedy, the analysis of the causes of the incident. Methodical recommendations that could avoid similar tragedies.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации по исключению несчастных случаев на маршрутах»

В результате принятия федерального закона мы получили хаос. Пытаясь создать новое из ничего, мы губим то, что нарабатывалось десятилетиями. Например, мы пытаемся разработать профстан-дарт «Инструктора по туризму» и забываем о том, что в системе образования и спорта уже несколько десятилетий успешно осуществляется подготовка инструкторов детско-юношеского туризма, статус которых в настоящее время «повис» в воздухе. Этого бы не произошло, если бы мы услышали специалистов и наделили бы соответствующим полномочиями не Минкультуры России, а Правительство в целом. Тогда было бы возможно разработать универсальный документ (например, требования к безопасности при нахождении организованных групп обучающихся в естественной природной среде), распространяющийся на все отрасли, связанные с туризмом. А так, в дополнение к хаосу в сфере туристских услуг, мы своими действиями «хаотизируем» сферу образования и спорта.

Такое ощущение, что лебедь, рак и щука тащат нас ко второму «Сямозеру» и лишь противоречивость тянущих и добросовестная, ответственная работа педагогов детского туризма пока удерживают ситуацию на месте.

УДК 796.5:614.8 (075.8)

Л. Г. Рубис

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСКЛЮЧЕНИЮ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА МАРШРУТАХ

На примере трагического случая на Сямозере и действий служб, причастных к трагедии, проведен анализ причин случившегося. Даны методические рекомендации, которые могли бы исключить подобные трагедии.

For example, the tragic incident at Syamozero services and actions involved in the tragedy, the analysis of the causes of the incident. Methodical recommendations that could avoid similar tragedies.

Ключевые слова: трагедия, обучение, инструкторы, туризм.

Keywords: tragedy; training; trainers; tourism.

18 июня 2016 г. из детского оздоровительного лагеря «Парк-Отель Сямозеро» в Карелии 47 детей и четверо взрослых отправились в плавание на двух лодках-каноэ и рафте и попали в шторм на озере. Лодки перевернулись. Дети пытались добраться до берега вплавь, однако из-за больших волн и низкой температуры воды сделать это смогли не все. Один из московских школьников, который участвовал в этом походе, смог дозвониться до спасателей, но в МЧС ему не поверили. Спасательная операция началась только через 20 часов, после того как о трагедии стало известно от одной из спасшихся девочек. От руководителей сообщений не было. Погибли 14 детей [1].

Одиннадцать детей выбросило волной на берег небольшого острова. Обессиленные ребята провели на берегу целую ночь, пока их не заметили сотрудники собачьего питомника, что находится неподалеку. Несовершеннолетние замерзали - разбудить их было очень трудно [2].

Несчастье на Сямозере. Такая грустная и трагическая история, которой могло бы не быть! Но она произошла, почему?

Директор «Информационного туристского центра» Карелии Алексей Тигунов утверждает, что у инструкторов высокий уровень подготовки и что многие из них ездят на переподготовку на курсы в Финляндию.

Однако вспомним, что до перестроечного времени инструкторов туризма в нашей стране готовили на таком высоком уровне, что приезжали к нам. В Санкт-Петербурге, например, существовали при Совете по туризму и экскурсиям Зональные курсы по подготовке инструкторских кадров, где лекции читали лучшие педагоги и специалисты города. И важно, что после прохождения курсов все слушатели обязаны были пройти учебный многодневный поход. Наши Зональные курсы считались лучшими в Союзе, поэтому на повышение квалификации учиться приезжали инструкторы и специалисты туризма не только из других городов СССР, но и специалисты из зарубежья [3].

После распада Союза спортивный туризм фактически перестал существовать. С изменением политического строя страны произошли и изменения в экономической сфере, в том числе и в индустрии туризма. На смену развитой инфраструктуре туристских баз, принадлежащих государству, пришли частные туристские фирмы, не имеющие своих основных фондов. В лучшем случае фирмы пре -

доставляют туристам, купившим путевку, групповое снаряжение для отдыха на природе.

Практически исчезла, перестала существовать сеть общественных организаций, в которых приобретались знания, умения, навыки по спортивному туризму. Кадры туристских баз укомплектовывались квалифицированными инструкторами. К сожалению, практически все школы и методики обучения и подготовки кадров по спортивному туризму, повышению квалификации исчезли вместе с СССР. Но стремление людей отдыхать на природе, проводить активный отдых не исчезло. В настоящее время люди приобретают путевки в частных фирмах и не всегда получают квалифицированное обслуживание.

Утрачены навыки работы инструкторов (гидов-проводников) с группами. Зачастую современные инструкторы, получившие недостаточную подготовку, не знают, как преодолеть сложные участки рельефа: подъем на перевалы, преодоление ледников, форсирование горных рек, сплав по порожистым рекам, поведение группы в сложных погодных условиях. Новоиспеченные гиды-проводники не всегда адекватно оценивают обстановку. Как следствие, выход неподготовленной группы, например, на бурную реку с резким подъемом воды ведет к переворотам судна и катастрофам. Несоблюдение правил поведения на лавиноопасных участках вызывает сход лавины и гибель участников.

И поскольку инструкторов квалифицированных в стране единицы, то практически всеми выпускающими организациями в туристские походы допускаются грубые нарушения закона, которые неизбежно влекут к недопустимому нарушению правил техники безопасности. Как следствие, все это приводит к игнорированию вопросов обеспечения безопасности туристов, на так называемых «спортивных турах» и в «детских лагерях», так как при подготовке менеджеров якобы «спортивного туризма» совершенно не учитывается спортивная составляющая тех или иных видов спортивного туризма, которыми будут заниматься туристы на отдыхе.

В результате это приводит к возникновению многочисленных травмоопасных ситуаций, вплоть до несчастных случаев со смертельным исходом, как это случилось на Сямозере. Подобная подмена понятий «профессиональных организаций» происходит и в спортивно-оздоровительном, и в рекреационном, и даже в «реабилитационном» туризме. Все вышеизложенное говорит о давно на-

зревшей необходимости разработки теоретических, методических и практических основ активного туризма. Закрепления за его определенными формами, видами и типами устоявшихся исторических понятий, подмены и упрощения давно сложившихся и устоявшихся методик подготовки новыми, однобоко раскрывающими функциями тех или иных дефиниций туризма [4].

Предложения по устранению несчастных случаев на туристских маршрутах:

1. При организации подобных «спортивно-оздоровительных туров», особенно со школьниками, нельзя полагаться на рекламные обещания различных туристских фирм. Прежде всего, необходимо проверить наличие у фирмы, предлагающей путешествие по маршруту с активным способом передвижения, профессионально подготовленных инструкторов-проводников с соответствующими навыками, знаниями и умениями по данному виду туризма.

2. Считаем, что вся подготовительная функция по подготовке инструкторов туризма, гидов-проводников должна осуществляться в вузах высококвалифицированными специалистами в данной области.

3. Профильным вузам разработать учебную программу для обучения специалистов-инструкторов туризма с обязательным участием на практических занятиях в загородной зоне и участием в походах 1-й категории сложности.

4. Курсы по подготовке инструкторов туризма и повышения квалификации должны проходить в соответствующих педагогических вузах без сокращения функций практической части обучения.

Выводы:

1. Индустрия активного отдыха и путешествий, так популярная среди молодежи, находится пока в начальной стадии развития, тогда как жизнь требует безотлагательного решения и активных действий.

2. Без соответствующего методического, программного обучения и жестких законов управления природным богатством страны человек может лишиться эстетических взаимоотношений с окружающей средой.

Но есть и положительные сдвиги. Например, в «Концепции развития спортивного туризма в Российской Федерации на период до 2018 года» говорится: «Считать необходимым разработку программы развития студенческого туризма в Российской Федерации с

учетом его специфики» [5]. На сегодняшний день это дополнение является очень нужным и важным для перспективы развития туризма в стране.

Примечания

1. Новости России. 2016. 22 июня. С. 1.

2. Комсомольская правда. 2016. 22 июня. С. 1.

3. Абаев В. А., Рубис Л. Г., Тарасеня Т. Ю., Шеманаев К. С. Травматизм на туристских маршрутах : учеб. пособие / Минобрнауки РФ. СПб., 2012. С. 5-10.

4. Федотов Ю. Н. Спортивно-оздоровительный туризм : учеб. / Ю. Н. Федотов, И. Е. Востоков. М. : Сов. спорт, 2008. С. 106-120.

5. Концепция развития спортивного туризма в Российской Федерации на период до 2018 года. М. : ФСТР, 2015. 46 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.