Научная статья на тему 'Методические рекомендации по формированию компетенции бакалавра лингвистики на основе эмоционально-значимых ситуаций общения'

Методические рекомендации по формированию компетенции бакалавра лингвистики на основе эмоционально-значимых ситуаций общения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ЛИНГВИСТИКА / МЕТОДИКА / РЕЧЬ / COMPETENCE / LINGUISTICS / METHODOLOGY SPEECH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева Оксана Васильевна

Методическая система формирования речевой компетенции бакалавра рассматривается в настоящей статье как объективный источник информации о формировании речевой компетенции в условиях иноязычного профессионального образования, как регулятор и интегратор в условиях современной парадигмы обучения иностранным языкам в языковом вузе; ориентир системной организации обучения общению, технолого-методологический инструмент преподавателя высшей школы, направленный на повышение качества иноязычного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьева Оксана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации по формированию компетенции бакалавра лингвистики на основе эмоционально-значимых ситуаций общения»

Методические рекомендации по формированию компетенции бакалавра лингвистики на основе эмоционально-значимых ситуаций общения Афанасьева О. В.

Афанасьева Оксана Васильевна /Afanasyeva Oxana Vasilyevna - старший преподаватель, аспирант,

кафедра иностранных языков,

Международный государственно-лингвистический университет, г. Москва

Аннотация: методическая система формирования речевой компетенции бакалавра рассматривается в настоящей статье как объективный источник информации о формировании речевой компетенции в условиях иноязычного профессионального образования, как регулятор и интегратор в условиях современной парадигмы обучения иностранным языкам в языковом вузе; ориентир системной организации обучения общению, технолого-методологический инструмент преподавателя высшей школы, направленный на повышение качества иноязычного образования.

Abstract: the methodical system of formation of speech competence Bachelor discussed in this article as an objective source of information about the formation of speech competence in a foreign language professional education, as a regulator and integrator in the modern paradigm of teaching foreign languages in language high school; Landmark education system organization communication, technological and methodological tool high school teacher, aimed at improving the quality of foreign language education.

Ключевые слова: компетенция, лингвистика, методика, речь.

Keywords: competence, linguistics, methodology speech.

Актуальность статьи. Формирование компетенции бакалавра лингвистики на основе эмоционально -значимых ситуаций общения является процессом неформального разнопланового личностного общения преподавателя со студентами и студентов между собой. Поэтому успех учебной деятельности во многом зависит от атмосферы занятия и позитивного эмоционального климата как необходимого условия интенсифицированной учебной деятельности каждого студента.

Цель статьи: исследовать методические рекомендации по формированию компетенции бакалавра лингвистики на основе эмоционально-значимых ситуаций общения.

Отбор учебного текстового материала целесообразно осуществлять, опираясь на коммуникативный подход, согласно которому источник информации служит стимулом для дальнейшего речевого общения.

Базовой единицей выступает ситуация, на основе разработанной модели и комплекса языковых упражнений и коммуникативных заданий по развитию иноязычных коммуникативных умений [Серединцева А. С.].

Ситуации способствуют закреплению лексических, грамматических структур. Практика показывает, что ситуации, близкие к реальной жизни, помогают повысить эффективность занятия, активизировать речевую деятельность студентов, повысить их интерес к языку, а главное в создании речевых ситуаций и в деятельности преподавателя - поиск. Преподавателю предоставлена возможность варьировать ситуации от группы к группе, для разных обучающихся в зависимости от их интересов и уровня обученности.

В языковом плане у студента должен иметься арсенал средств, адекватно передающих его позицию, его личностное отношение к высказываемому. Поэтому задачей преподавателя будет дать ему эти средства и научить их использовать для осуществления полноценной коммуникации.

Как известно, овладение языковым материалом не является целью, а рассматривается лишь как необходимое средство для осуществления речевой деятельности. Поэтому, если первые две серии упражнений ставили, как указывалось выше, задачу выработки навыков употребления эмоционально -экспрессивных лексических единиц, то следующая, третья серия упражнений, входящая в разработанный комплекс обучения - речевые (коммуникативные) упражнения, ставит своей целью совершенствование умений экспрессивной устной речи у студентов II курса лингвистического вуза. Эти упражнения должны направлять внимание говорящего на содержание высказывания и способствовать формированию умения реализовать свое коммуникативное намерение. Эти упражнения могут предполагать использование подсказанного мотива высказывания, обусловленного конкретной ситуацией общения.

Для отбора языкового и речевого материала по формированию компетенции бакалавра лингвистики на основе эмоционально-значимых ситуаций общения целесообразно использовать такие критерии:

- коммуникативной ценности,

- структурной завершенности,

- грамматического оформления,

- частотности и адекватности речевого материала предсказуемым коммуникативным заданиям.

В рамках обучения на базе дискуссии по представленной методике следует широко использовать опоры разных видов: содержания и смысла, словесные и изображающие, что способствует руководству содержанием высказываний студентов, а также вспомогательные средства: доска, ватман, специально

подобранные серии рисунков, изготовленные преподавателем и студентами, таблицы, схемы, мини-словарь английских идиом, а также иллюстрированные журналы, фотографии и тому подобное.

Описанная методика, на наш взгляд, делает возможным естественный переход к коммуникативной речевой деятельности, создавая соответствующее позитивное настроение у аудитории, которая является необходимым фактором снижения уровня аффективного фильтра - негативного эмоционального состояния студентов [Kramsch C.].

Для оценки уровня сформированности коммуникативно -дискуссивных умений студентов следует использовать такие критерии: 1) содержательность речи (мотивируемость, доказательность, логическая последовательность); 2) модальность; 3) ситуативность; 4) клише; 5) относительная правильность языкового оформления; 6) объем высказываний.

Следовательно, теоретическое исследование объекта обучения и практические результаты экспериментального внедрения в учебный процесс подтвердили методическую адекватность и эффективность разработанного в данном исследовании комплекса упражнений по формированию компетенции бакалавра лингвистики на основе эмоционально-значимых ситуаций общения. Предложенная методика способствует развитию коммуникативно-дискуссивных умений студентов, умения диалогического взаимодействия, что, в свою очередь, содействует развитию умений устной неподготовленной речи.

Литература

1. Кудряшова О. В. Компоненты коммуникативной компетенции при обучении письменной речи // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. - 2007. - Т. 87. - № 15. - С. 6670.

2. Кузнецов М. В. Методика развития речевых умений в процессе их комбинирования на интерактивной лекции (английский язык, языковой вуз). - Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. п. н. - М., 2011. - 26 с.

3. Серединцева А. С. Коммуникативно-ситуативное обучение студентов педагогического колледжа иностранному языку: на материале английского языка: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Серединцева Анна Сергеевна; [Место защиты: Пятигор. гос. лингвист. ун-т]. - Волгоград, 2007. -218 с.

4. Kramsch C. Context and Culture in Language Teaching. - Oxford: Oxford University Press, 1993. - 295 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.