Научная статья на тему 'Методические проблемы двухплатформенного обучения информатике в школе'

Методические проблемы двухплатформенного обучения информатике в школе Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
203
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Софронова Н. В.

В статье подняты проблемы обучения информатике в школе на основе операционных систем Windows и Linux, а также методические рекомендации по организации обучения на двухплатформенной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические проблемы двухплатформенного обучения информатике в школе»

На третьем этапе определены специализированные компетенции, необходимые выпускникам ИСТ для специализированной деятельности в этих отраслях. При этом учитывалось, что бакалавры в большей степени ориентированы на проектно-технологическую, а магистры — на аналитическую и научно-исследовательскую деятельность [8]. Специализированные компетенции определялись как конкретизация для геологии и нефтедобычи выделенных на 1-м этапе вариативных профессиональных компетенций.

Специализированные компетенции бакалавра ИСТ:

• умение проводить сбор и анализ геологической, геофизической, сейсмической, геолого-промысловой и прочей информации в отрасли, обеспечивать ее хранение в базах данных, используя базовые и специальные информационные технологии;

• умение выполнять обработку геолого-геофизических данных, выбирая для нее модель и методы, и используя базовые и специальные программные продукты;

• умение выполнять построение цифровых моделей нефтяных и нефтегазовых месторождений, используя методики и информационные технологии;

• умение использовать технологии цифрового картографирования и геоинформационных систем для решения прикладных задач.

Специализированные компетенции магистра ИСТ:

• умение совершенствовать имеющиеся и разрабатывать новые методы и средства хранения пространственной информации;

• умение совершенствовать имеющиеся и разрабатывать новые методики обработки геолого-геофизических данных;

• умение проводить исследование и разработку цифровых моделей нефтегазовых месторождений;

• умение совершенствовать средства и методы геоинформационного картографирования и технологии геоинформационных систем.

Разработанные компетенции служат основой для определения предметных знаний и умений как целей обучения по специализации и его содержания.

Список использованных источников

1. Альшанская Т. В. Моделирование содержания дисциплин по выбору в процессе подготовки специалистов по информационным технологиям в колледже: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Саратов: ВГИПА, 1998. — 28 с.

2. Бондарева Е. В. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов прикладной информатики в экономике: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Волгоград: ВГПУ, 2006. — 25 с.

3. Речнов А. В. Методические аспекты использования специализированных автоматизированных систем в процессе информационной подготовки студентов специальности «Прикладная информатика (в экономике)»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Магнитогорск: Магнитог. гос. ун-т, 2005. — 25 с.

4. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. — М., 2006. — 55 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230400 Информационные системы и технологии (квалификация (степень) «бакалавр»). — 21 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230400 Информационные системы и технологии (квалификация (степень) «магистр»). — 22 с.

7. Туренко С. К. К анализу проблемы подготовки кадров в области эксплуатации информационных систем и технологий: сб. тр. международного научно-технического семинара, посвященного 50-летию открытия Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. — Тюмень: Вектор Бук, 2005. — С. 18-25.

8. Тельнов Ю. Ф., Швей В. И. Разработка профильно-ориентированных основных образовательных программ ВПО по направлению «Прикладная информатика» // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы IX Всероссийской конф. — Саратов, 2011. — Сайт АП КИТ: http://www.it-education.ru/2011.

Н. В. Софронова

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары

Методические проблемы

ДВУХПЛАТФОРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ

В статье подняты проблемы обучения информатике в школе на основе операционных систем Windows и Ьіпих, а также методические рекомендации по организации обучения на двухплатформенной основе.

Внимание к прикладным и системным программным продуктам с открытым кодом в аспекте их использования на уроках информатики обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в России предпринимаются серьезные шаги по усилению правовой базы в области информационных технологий, запрету на использование

нелицензионного программного обеспечения. Во-вторых, школа, не имея свободных средств, заинтересована в бесплатных программных продуктах. И, наконец, общая тенденция к разнообразию в программном обеспечении, когда каждый понимает, что «привязываться» к конкретным программам и системам неразумно, через год-два появятся новые, лучше имеющихся. Поэтому вполне разумным считаем то, что многие школы переходят на обучение информатике на основе прикладных программных продуктов под Linux. Но здесь возникает ряд проблем.

Проблема 1. В школе установлен Linux, а дома — Windows. Это достаточно типичная проблема, поскольку домашний компьютер предназначен не только для работы, но и для отдыха. Как известно, игровых программ под Windows значительно больше, чем под Linux. Выход здесь достаточно простой. Во-первых, можно приобрести инсталлятор Linux на диске. Существует множество LiveCD, построенных на основе GNU/Linux, например, Knoppix. LiveCD позволяет запускать GNU/Linux непосредственно с компакт-диска, без установки на жесткий диск. Тогда ученик может сохранить Windows на своем компьютере, а для выполнения домашних заданий воспользоваться диском. Во-вторых, многие программы под Linux двухплатформенные, то есть хорошо работают и под Windows. Например, файловый менеджер Gnome-Commander является почти полным аналогом Total Commander; консольный Midnight Commander — аналог Norton Commander и FAR Manager; менеджер архивов, поддерживающий все необходимые форматы, в том числе zip, rar и 7zip; калькулятор; таблицу символов. Браузер Mozilla Firefox и почтовый клиент Mozilla Thunderdird доступны как для платформы Linux, так и для Windows. Интерфейс этих программ довольно мало чем отличаются от «стандартных для Windows» Internet Explorer и Outlook Express, однако они используют более безопасный и быстрый движок Gecko. Версия Opera для Linux абсолютно идентична версии для Windows.

Проблема 2. Привыкли к Windows, на Linux переходить не хотим. Это касается в большей степени учителей, особенно учителей-предметников, которые с трудом освоили азы компьютерной грамотности и что-то новое их просто пугает. Это действительно серьезная проблема, стереотип мышления сломать практически невозможно, поэтому и надо учеников ориентировать на другой стереотип, чтобы они и психологически и технологически были готовы переходить на новые платформы и прикладное программное обеспечение.

В этом плане надо заметить, что разработчики программного обеспечения под Linux, видимо, осознавали эту проблему. Интерфейс и рабочего стола, и офисных программ Microsoft Office и OpenOffice.org почти полностью совпадает.

OpenOffice.org (далее ООо) — это открытый проект, спонсируемый корпорацией Sun Microsystems. ООо представляет собой бесплатную свободную полную альтернативу пакета Microsoft Office, поддерживает большинство его форматов и выпускается для таких платформ, как: Windows, Linux, FreeBSD, Solaris и MacOS. ООо включает следующие компоненты:

Writer (текстовый процессор) — инструмент с богатыми возможностями для создания писем, книг, отчетов, информационных бюллетеней, брошюр и других документов. Позволяет вставлять графику и объекты от других компонентов в документы, может экспортировать файлы в HTML, XHTML, XML, PDF, а также в форматы Microsoft Word.

Calc (электронные таблицы), имеющий продвинутые средства анализа, построения диаграмм. Менеджер Сценария обеспечивает анализ по принципу «а что если». Calc осуществляет построение 2- и 3-мерных диаграмм, которые могут быть встроены в другие документы OOo. Позволяет также открывать и работать с рабочими книгами Microsoft Excel и сохранять их в формате Excel. Calc может экспортировать электронные таблицы в PDF.

Impress (презентационная графика) обеспечивает все общие средства представления мультимедиа, такие как специальные эффекты, анимация и средства рисования. Он объединен с расширенными графическими возможностями компонентов OOo Draw и Math. Демонстрация слайдов может быть сверх того расширена специальными текстовыми эффектами с Fontwork, а также звуковыми и видеоклипами. Impress совместим с форматом файлов Microsoft PowerPoint, а также может сохранять работу в многочисленных графических форматах, включая Macromedia Flash (SWF).

Base (база данных) предлагает все инструментальные средства, которые необходимы для ежедневной работы с базами данных в пределах простого интерфейса. Base обеспечивает много новых возможностей, таких как возможность анализировать и редактировать отношения из схемы представления. Base включает HSQLDB как его заданный по умолчанию механизм реляционной базы данных. Он может также использовать dBASE, Microsoft Access, MySQL или Oracle, или любую ODBC или JDBC совместимую базу данных. Base также обеспечивает поддержку поднабора ANSI-92 SQL.

Интерфейс пользователя OOo доступен более чем на 40 языках, а проект OOo предоставляет орфографические словари, словари переносов и тезауруса более чем для 70 языков и диалектов. OOo также обеспечивает поддержку сложного форматирования текста (CTL) и языков с направлением письма справа налево (RTL) (таких как хинди, иврит и арабский). Компоненты OpenOffice.org хорошо интегрированы друг с другом. Все компоненты совместно используют общий модуль проверки орфографии и другие инструменты, которые исполь-

зуются одинаково во всем наборе. Например, инструменты рисования доступные в Writer также можно обнаружить в Calc, подобные, но более развитые версии в Impress и Draw. OOo включает возможность экспорта в форматы PDF и Flash, так же как поддержку открытия и сохранения файлов во многих распространенных форматах, включая Microsoft Office, HTML, XML, WordPerfect и Lotus 12З. OOo 2.0 использует OpenDocument, XML (eXtensible Markup Language) формат файла разработанный как промышленный стандарт OASIS. Данные файлы могут легко быть разархивированы и прочитаны в любом текстовом редакторе, их структура открыта и опубликована.

Проблема З. Не для всех профессиональных программных продуктов есть версии под Linux. Действительно, при переходе на платформу Linux, у windows-пользователей могу возникнуть некоторые затруднения, связанные с отсутствие аналогов некоторых windows-программ в Linux, или при использовании специализированного профессионального программного обеспечения. Для таких случаев в дистрибутив Ubuntu Full Power Linux были интегрированы эмуляторы системы Windows.

Wine — простейший эмулятор программных интерфейсов WinAPI, позволяющий запускать большинство несложных windows-приложений, и некоторых игр, использующих кросс платформенные библиотеки OpenGL. Cedega — эмулятор Windows, практически полностью эмулирующий функции DirectX, предназначенный для запуска сложных компьютерных игр для Windows. CrossOver — эмулятор для больших сложных программных пакетов, позволяющий запускать в Linux такие программы, как Adobe Photoshop, Microsoft Office, MathCad, iTunes, Borland Delphi, пакеты 1С и многие другие. Работа эмуляторов происходит совершенно прозрачно для пользователя. Лишь в некоторых случаях возникает необходимость что-то изменить в настройках эмулятора для правильной работы программы. Например, выбрать какая версия Windows должна быть сэмулированна, или указать параметры оборудования.

Проблема 4. Под Linux мало мультимедийных программ и сред языков программирования. Это скорее заблуждение, чем проблема. В состав Ubuntu FP входят все необходимые кодеки мультимедиа для воспроизведения всех популярных форматов, таких как mp3, wma, mpeg, avi и др., а также для просмотра DVD. В дистрибутив входят сразу несколько плееров: Beep-Media-Player — полный аналог Winamp; RhythmBox — аналог Apple iTunes, позволяющий легко управлять библиотекой мультимедиа и устройствами Apple iPod; Gxine — видеопроигрыватель, на движке Xine, позволяющий также просмотр спутникового и аналогового телевидения; Totem — стандартный аудио- и видеопроигрыватель. Кроме того, в Ubuntu FP включены несколько утилит для работы с аудиофайлами: EasyTag — утилита для массового переименования и редактирования тэгов маль-тимедиа-форматов; Serpentine — утилита для записи Audio CD; звуковыжималка — утилита для сохранения звуковых потоков с Audio CD в сжатые форматы; звукозапись — аналог инструмента звукозаписи Windows.

Для работы с графикой набор инструментов не менее впечатляющий: Xaos — программа для генерирования и исследования фракталов в режиме реального времени; Xsane — программа для работы со сканерами; утилита для просмотра изображений Gthumb и менеджер фотографий F-Spot. Также достаточно крупным и сложным пакетом является Blender — инструмент 3d-моделирования и аналог 3d-Max Studio.

Языки, ставшие «стандартом» для образования в России — Pascal и Basic пришли в систему Linux не так давно, однако уже успели достаточно укорениться на этой платформе и обзавестись инструментами разработки. Свободная вариация языка Pascal — FreePascal включена в дистрибутив Ubuntu FP, так же как и консольная среда разработки для нее (аналог TurboPascal для DOS). Также в систему включена и система разработки на Object Pascal — Lazarus. Lazarus — это свободный клон Borland Delphi. Lazarus не только почти идентичен Delphi внешне, но и поддерживает импорт его компонентов. Портирование кода Delphi в Lazarus не вызывает крупных проблем, а портирование небольших расчетных программ, не использующих сеть — дело пяти минут. В финальную версию Ubuntu FP будет также включен пакет RealBasic — стопроцентный аналог Microsoft Visual Basic, полностью совместимый с ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.