Научная статья на тему 'Методические приёмы и способы организации процесса обучения в техническом вузе с учётом индивидуально-психологических особенностей обучающихся на занятиях по иностранному языку'

Методические приёмы и способы организации процесса обучения в техническом вузе с учётом индивидуально-психологических особенностей обучающихся на занятиях по иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
894
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ / АУДИТОРНАЯ РАБОТА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / INDIVIDUAL AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS / TEACHING METHODS / PRACTICAL WORK / INDEPENDENT WORK / FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заостровская Ирина Анатольевна, Заостровская Наталья Анатольевна

Актуальность данной работы состоит в том, что необходимо должным образом организовать самостоятельную работу и работу на аудиторных занятиях по дисциплине «Иностранный язык» с учётом индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Цель работы выявить наиболее эффективные методические приёмы для самостоятельной работы и работы на аудиторных занятиях по дисциплине «Иностранный язык» с учётом индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Методы исследования анализ методической литературы по вопросам организации самостоятельной работы и работы на аудиторных занятиях по дисциплине «Иностранный язык» с учётом индивидуально-психологических особенностей обучающихся и выявление наиболее эффективных методов для работы по данной дисциплине. Рассмотрены общие сведения об индивидуально-психологических особенностях обучающихся в вузе, приведены примеры методических приёмов и способов организации процесса обучения на аудиторных занятиях по иностранному языку, а также во время самостоятельной работы по данной дисциплине. В ходе работы были сделаны следующие выводы: при хорошо организованной самостоятельной работе и работе на аудиторных занятиях по дисциплине «Иностранный язык» с учётом индивидуально-психологических особенностей обучающихся существенно повысится эффективность овладения иностранным языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заостровская Ирина Анатольевна, Заостровская Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING METHODS AND WAYS OF LEARNING PROCESS ORGANIZING IN A TECHNICAL INSTITUTE TAKING INTO CONSIDERATION INDIVIDUAL AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS AT FOREIGN LANGUAGE CLASSES

The urgency of the discussed issue is that it is necessary to organize independent work and practical work at foreign language classes properly taking into consideration individual and psychological characteristics of students. The main aim of the study is to reveal the most effective teaching methods for independent work and practical work at foreign language classes taking into consideration individual and psychological characteristics of students. The methods used in the study are analysis of teaching literature on the issues of organizing independent work and practical work at foreign language classes taking into consideration individual and psychological characteristics of students and revealing the most effective methods to work on this subject. General information of individual and psychological characteristics of the institute students is considered, the examples of teaching methods and ways of learning process organizing at foreign language practical classes as well as during independent work on this subject are given. During this work we have got the following results: having well organized independent work and practical work at foreign language classes taking into consideration individual and psychological characteristics of students the efficiency of foreign language learning will be much improved.

Текст научной работы на тему «Методические приёмы и способы организации процесса обучения в техническом вузе с учётом индивидуально-психологических особенностей обучающихся на занятиях по иностранному языку»

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 811.111

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ И СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ С УЧЁТОМ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ

ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

TEACHING METHODS AND WAYS OF LEARNING PROCESS ORGANIZING IN A TECHNICAL INSTITUTE TAKING INTO CONSIDERATION INDIVIDUAL AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS AT FOREIGN LANGUAGE CLASSES

Заостровская Ирина Анатольевна,

старший преподаватель,email: zao2002@rambler.ru Zaostrovskaya Irina A., Senior Lecturer Заостровская Наталья Анатольевна, старший преподаватель, email: NZaostrovskaya@rambler.ru Zaostrovskaya Natalia A., Senior Lecturer

Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачёва, 650000, Россия, г. Кемерово, ул. Весенняя, 28

T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, 28 street Vesennyaya, Kemerovo, 650000, Russsian Federation

Аннотация: Актуальность данной работы состоит в том, что необходимо должным образом организовать самостоятельную работу и работу на аудиторных занятиях по дисциплине «Иностранный язык» с учётом индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Цель работы - выявить наиболее эффективные методические приёмы для самостоятельной работы и работы на аудиторных занятиях по дисциплине «Иностранный язык» с учётом индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Методы исследования - анализ методической литературы по вопросам организации самостоятельной работы и работы на аудиторных занятиях по дисциплине «Иностранный язык» с учётом индивидуально-психологических особенностей обучающихся и выявление наиболее эффективных методов для работы по данной дисциплине. Рассмотрены общие сведения об индивидуально-психологических особенностях обучающихся в вузе, приведены примеры методических приёмов и способов организации процесса обучения на аудиторных занятиях по иностранному языку, а также во время самостоятельной работы по данной дисциплине. В ходе работы были сделаны следующие выводы: при хорошо организованной самостоятельной работе и работе на аудиторных занятиях по дисциплине «Иностранный язык» с учётом индивидуально-психологических особенностей обучающихся существенно повысится эффективность овладения иностранным языком.

Abstract: The urgency of the discussed issue is that it is necessary to organize independent work and practical work at foreign language classes properly taking into consideration individual and psychological characteristics of students. The main aim of the study is to reveal the most effective teaching methods for independent work and practical work at foreign language classes taking into consideration individual and psychological characteristics of students. The methods used in the study are analysis of teaching literature on the issues of organizing independent work and practical work at foreign language classes taking into consideration individual and psychological characteristics of students and revealing the most effective methods to work on this subject. General information of individual and psychological characteristics of the institute students is considered, the examples of teaching methods and ways of learning process organizing at foreign language practical classes as well as during independent work on this subject are given. During this work we have got the following results: having well organized independent work and practical work at foreign language classes taking into consideration individual and psychological characteristics of students the efficiency of foreign language learning will be much improved.

Ключевые слова:индивидуально-психологические особенности обучающихся, методические приёмы, аудиторная работа, самостоятельная работа, иностранный язык.

Key words: individual and psychological characteristics of students, teaching methods, practical work, independent work, foreign language.

В нашей работе мы рассмотрим индивидуально-психологические особенности обучающихся, которые необходимо учитывать преподавателю, а также методические приёмы, которые могут быть использованы для лучшего усвоения материала на занятиях по иностранному языку.

По нашему мнению, современному педагогу следует учитывать индивидуально-

психологические особенности обучающихся, применять дифференцированный подход, быть гибким и уметь адаптироваться согласно существующим тенденциям обучения, находясь в постоянном методическом поиске. Объективной характеристикой результатов работы преподавателя является показатель качества успеваемости, позволяющий формально выявить уровень обученности студента. Каждый студент имеет свой вектор развития, и необходимо учитывать психологический фактор восприятия им той или иной информации. Преподаватель должен обратить внимание на когнитивный стиль студента, с уважением отнестись к его особенностям и построить комфортный процесс обучения. Таким образом, процесс обучения индивидуализируется, согласуясь с линией психического развития каждого конкретного студента и раскрывая его познавательные особенности.

Когнитивный стиль - термин, используемый в когнитивной психологии для обозначения устойчивых характеристик того, как различные люди думают, воспринимают и запоминают информацию, или предпочтительного для них способа решения проблем [1].

Именно характеристиками когнитивных стилей учащихся обусловлена успешность в обучении. Преподаватель, как и любой студент, обладает своим когнитивным стилем и в соответствии с ним ведёт преподавание, применяя те или иные методы и приёмы. Осуществляя личностный подход в преподавании, необходимо учитывать совпадение или возможный диссонанс когнитивных стилей каждого студента и преподавателя. Технология индивидуализации на основе учёта когнитивных стилей студента и преподавателя призвана обеспечить максимальный психологический комфорт для обучающихся и в конечном итоге привести к самореализации каждого студента.

В работе преподавателя по иностранному языку можно применять такой вид текущего контроля как индивидуальная проверка домашних заданий. Также есть такой вид работы как индивидуальное семестровое задание. Студенты самостоятельно находят аутентичный текст, соответствующий их профессиональным интересам, выполняют письменный перевод этого текста, выписывают и учат незнакомые слова, готовят пересказ. Иногда студенты готовят сообщения, презентации и составляют задания для групповой работы. В процессе

подготовки таких заданий у студентов повышается мотивация, появляется возможность проявить творческие способности, подбирая тот вид работы, который будет интересен именно им.

Существует много различных методических приёмов, которые можно и нужно применять в процессе обучения, но не все из них оказываются эффективными, а некоторые и вовсе не работают, когда речь заходит о конкретной группе студентов. Наша задача - как можно быстрее увидеть личностные особенности обучающихся и подобрать для них соответствующие методы.

Мы считаем целесообразным использовать следующие методические приёмы для лучшего усвоения нового грамматического материала и для эффективного запоминания лексики:

- во время объяснения новой темы мы стараемся излагать одну и ту же мысль разными словами, чтобы студент смог выбрать наиболее понятный для него вариант, который ему легче запомнить;

- каждое новое правило необходимо подкреплять примерами, так как «сухая теория» очень плохо усваивается;

- при изучении нового грамматического материала мы сначала применяем линейный метод (например, изучаем формы и перевод глагола), а затем рассматриваем этот материал по спирали, то есть возвращаемся несколько раз к той же теме на более сложном уровне (например, изучаем использование этого глагола в качестве основного, вспомогательного или модального в разных временах);

- учитывая, что у современных обучающихся больше развита аудиовизуальная память, а не моторная, очень эффективным считается аудиовизуальный метод, достоинством которого являются аутентичность и наглядность. Используя этот метод, преподавателю будет легче удержать внимание студентов и повысить мотивацию к изучению иностранного языка. Для лучшего результата необходимо каждому из обучающихся дать задание, чтобы они не просто пассивно слушали и смотрели. Например, можно озвучить иностранный обучающий фильм по ролям;

- для лучшего запоминания грамматических времён (которых в английском языке насчитывается 12 только в действительном залоге) мы составляем таблицы, которые обучающиеся должны просматривать, а лучше проговаривать содержимое таблиц каждый день в течение нескольких минут. Это не очень сложное задание, которое способствует автоматическому воспроизведению материала (форм английского глагола) в дальнейшем;

- для лучшего усвоения нового законспектированного материала мы советуем прочитывать

этот материал в тот же день вечером, когда обучающиеся ещё помнят его содержание, могут понять сложные моменты и установить взаимосвязи. Если обучающиеся будут читать этот материал на несколько дней позже, то он будет восприниматься как новый, который будет сложнее систематизировать и запомнить;

- для запоминания связного текста необходимо разделить его на логические части (при этом работает «эффект края», когда лучше запоминается начало и конец), затем можно озаглавить каждую часть, выписать ключевые слова и фразы, а затем попробовать пересказать весь текст (обязательно вслух);

- для лучшего запоминания новой лексики рекомендуется: анализировать значение слов в контексте, использовать визуальный словарь, самостоятельно придумывать контекст с данными словами, индивидуализировать (например, рассказать о себе или о своём быте, используя новую лексику), учить нужные слова (например, если дана тема «Моя будущая профессия», то обучающийся на специальности «Информационные системы и технологии» должен выбрать слова, касающиеся компьютерных устройств, а обучающийся на специальности «Технология машиностроения» должен подобрать слова, связанные с деталями машин).

Все вышеперечисленные методические приёмы рекомендуется использовать во время аудиторных занятий.

В настоящее время в системе вузовского образования иностранному языку отводится мизерное количество часов, которое трудно компенсировать применением передовых методик. Немецкие методисты из Гёте-института были поражены, узнав, что за 170 часов аудиторной подготовки (в течение двух лет) примерная программа для неязыковых вузов предполагает достижения студентами уровня владения иностранным языком В1. С их точки зрения достижение данного уровня Общеевропейских компетенций по иностранному языку требует не менее 400-600 часов аудиторных занятий [2, 60].

Одним из основных условий эффективности овладения иноязычной речевой деятельностью студентами является организация их самостоятельной работы, формирование самообразовательной компетенции [3, 104].

Далее мы хотели бы предложить 5 способов выучить иностранный язык, которые учащиеся могут применять во время самостоятельного изучения иностранного языка. Данные способы описаны в статье Марии Пименовой «5 способов выучить иностранный язык, которые точно работают!»:

- необходимо организовать процесс изучения иностранного языка так, чтобы он был непрерывный, то есть учащиеся не должны отвлекаться во время занятия;

- для запоминания новой лексики полезно придумывать ассоциативный ряд или даже использовать язык жестов;

- необходимо создать так называемый «информационный голод». По мнению российского лингвиста Николая Замяткина для создания информационного вакуума целесообразно отказаться от просмотра телевизора, общения в социальных сетях, прочтения рекламных заметок. Таким образом, мозг учащегося освобождает энергию для получения новых знаний;

- для лучшего запоминания лексики или связного текста необходимо повторять материал перед сном, так как в этом случае работает эффект торможения умственной деятельности, то есть мозг продолжает перерабатывать информацию во сне;

- необходимо использовать разнообразный контент для изучения иностранного языка, например, знакомиться с информацией по разным дисциплинам на иностранном языке [4].

В качестве упражнения для запоминания слов можно предложить следующее:

- расширение синонимического и антонимического рядов. Суть этого способа заключается в ведении тетради синонимов и антонимов, в которую надо постоянно добавлять новые слова, по мере их изучения. Необходимо подбирать синонимы и антонимы к услышанным или к увиденным словам, время от времени повторять их [5, 94].

- сгруппируйте слова в отдельные списки, например, отдельно существительные и отдельно прилагательные. Также очень эффективным является использование карточек со словами: напишите иностранные слова на одной стороне карточки, а перевод на другой. Далее необходимо регулярно просматривать карточки и откладывать карточки со словами, которые вы уже хорошо запомнили. Такие карточки можно носить с собой для того, чтобы использовать каждую свободную минуту для изучения иностранного языка;

- если слово трудно запоминается, то повторяйте его с разными вариациями - громко и тихо, нараспев и скороговоркой, сопровождая жестикуляцией и с необычным акцентом. Вариации не только тонизируют память, но и создают разнообразие ассоциаций.

К сожалению, после завершения изучения ка-кой-либо темы, обучающиеся начинают забывать лексику, которую недавно выучили. Для того чтобы пополнить свой словарный запас и перевести его в долговременную память, необходимо повторять новую лексику. По статистике слово надо встретить не менее 70 раз, чтобы его прочно запомнить. Рекомендуется повторять лексический материал со следующей периодичностью: через час, через неделю, через месяц, через полгода и через год.

Если выученные слова не повторять в течение нескольких дней, то спустя какое-то время память

сможет воспроизвести не более 10% информации [5, 94].

Научно доказано, что мы лучше заучим иностранные слова, если будем пользоваться не одним, а тремя или четырьмя органами нервной системы, то есть читать, произносить вслух, слушать, как произносим слова сами или как произносят их другие, писать на доске или в тетради.

Известно, что у людей в разной степени развиты виды образной памяти (зрительной, слуховой, двигательной и другие). Учитывая это, преподаватель использует многочисленные методические приёмы на занятиях. Закрепление материала происходит во время самостоятельной работы, поэтому студенты должны сами проанализировать, какой вид памяти у них лучше развит. У каждого ведущее положение занимает абстрактно-логическая память, которая выражается в виде запечатления и сохранения мысли, обозначенной словами. У подавляющего большинства людей присутствует смешанный вид памяти с преобладанием того или иного вида. Если студент лучше запоминает материал при чтении про себя, то есть для него важна графическая форма слова, а не звук, если учащийся хорошо запоминает порядок расположения слов в списке, в словаре, то у этого студента преобладает зрительная память. Если студенту легче заучивать слова при произнесении их вслух, то значит, у него больше развита слуховая память. Он лучше чувствует слова, когда произносит их шёпотом или громко. Однако у такого студента может оказаться много орфографических ошибок. Если же у учащегося хорошая моторная память, то звуковые и зрительные образы не имеют особого значения. Для него гораздо важнее двигательные образы и образы, связанные с записями. Можно сделать вывод, что самой благоприятной для изучения языка является смешанная память. Если студент считает, что он обладает одним видом памяти, что бывает крайне редко, то он должен тренировать слабые стороны памяти. Необходимо развить «чувство цели», так как хорошая память обеспечивается волевым и целеустремлённым отношением к запоминаемому материалу.

Для эффективного запоминания материала необходимо выполнять по крайней мере два условия:

- систематически тренировать свою память -писать, читать и произносить вслух. Учить новый материал не менее двух раз в неделю;

- повторять выученный материал через неделю или 10 дней. Важно, чтобы между повторениями были паузы.

На данной момент возникла острая необходимость учитывать тот факт, что современные обучающиеся очень мало используют письменную речь, так как любой материал можно сфотографировать или скопировать в электронном виде. Поэтому очень трудно добиться от обучающихся

выполнения домашнего задания в письменной форме. Как следствие, обучающиеся очень часто знают, как звучит слово, но не знают, как его написать. Учитывая эту особенность, мы стараемся как можно больше писать во время аудиторных занятий.

Необходимо помнить, что, даже если какие-то методы хорошо работают в одной группе, то это не значит, что вы получите такой же результат в другой. В каждой группе может сложиться свой микроклимат, который также необходимо принимать во внимание.

Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определённым кругом логических операций и т.д. При некотором снижении этого уровня возможна компенсация за счёт повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности [6].

В неязыковом вузе иностранный язык воспринимается как инструмент в будущей профессиональной деятельности. Цели обучения соотносятся с основной целью профессионального образования: «подготовка высококвалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности» [7, 5].

Процесс обучения - это сложное и многогранное, но вместе с тем, целостное и единое явление в ходе которого решаются задачи развития и воспитания [8, 347].

У каждого студента складываются определённые ожидания от обучения в вузе. И следует заметить, что мотивация обучения и получения профессии напрямую связана с эффективностью процесса обучения [9, 351].

Реалии современной жизни таковы, что выпускник школы по любому направлению подготовки должен быть готов к регулярной самостоятельной профессиональной образовательной деятельности. Динамичное изменение рынка труда, появление новых информационных технологий, накопление огромных баз данных требуют не просто знаний, а именно способности реагировать на вновь возникающие профессиональные риски, оперировать большими массивами информации, «уходить» в смежные отрасли и т.д. [10, 13].

Активное участие России в жизни мирового

сообщества, появление различных международных научных проектов и программ объективно выдвигает свободное владение и практическое применение, как в повседневной, так и в профессиональной деятельности хотя бы одним иностранным языком в приоритетное направление совершенствования образования современного специалиста [11, 26].

Учитывая индивидуальные особенности мышления, памяти, внимания и восприятия, мы понимаем, что не достигнем одинаковых результатов в конце курса обучения, но надо стараться, чтобы каждый обучающийся осуществлял прогресс относительно самого себя.

Самостоятельная работа предполагает ориентацию учебного процесса на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов и переход к индивидуализированному обучению с учётом потребностей и возможностей каждой личности [12, 44].

Учитывая интересы современных студентов, целесообразно использовать следующий метод: авторы популярного курса «How to Teach English with Technology» предлагают применять задания с текстовыми сообщениями (смс) на английском языке между членами учебной группы [13, 157].

Для повышения эффективности выполнения самостоятельной работы, крайне важна самооцен-

ка как «один из столпов автономии и самостоятельности ученика» [14, 12].

Существуют аутентичные учебники с теоретическим материалом и упражнениями по каждому разделу. Для осуществления самоконтроля они содержат ключи. Одним из таких учебников является «English Grammar in Use» Реймонда Мёрфи. В предисловии автор пишет, что этот учебник разработан в том числе и для самостоятельных занятий без помощи преподавателя. В данном учебнике присутствует индивидуализированный подход. Учащийся может выбрать тот раздел, в котором у него есть затруднения. Далее предлагается изучить теоретический материал с примерами на левой странице раздела, а потом выполнить упражнения на правой странице. Затем учащийся может проверить ответы по ключам. Если ответы неправильные, то необходимо изучить левую страницу раздела ещё раз. Данный учебник можно использовать и как грамматический справочник, без выполнения упражнений [15, 8].

При хорошо организованной самостоятельной работе и профессионально проведённых занятиях с учётом индивидуально-психологических особенностей обучающихся преподаватель будет отмечать успехи студентов, которые будут учиться с удовольствием, получая положительные эмоции от процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/KorHHTHBHbm стиль

2. Кукина, Н.М. Проблемы мотивации в преподавании иностранных языков для взрослых // Теоретические и практические аспекты лингвообразования: прикладная лингвистика и обучение иностранному языку в вузе / Сборник научных статей / под ред. JT.C. Зникиной. - Кемерово : ГУ КузГТУ, 2009. - С. 59-63.

3. Гричин, C.B. Организация самостоятельной работы студентов в преподавании иностранного языка / C.B. Гричин, О.В. Ульянова // Профессиональное лингвообразование: обучение иностранному языку в вузе и прикладная лингвистика / Сборник научных статей по проблемам высшей школы / под ред. JI.С.Зникиной. -Кемерово : ГУ КузГТУ, 2008. - С. 104-105.

4. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://weekend.rambler.ru/read/2015/09/04/ 5-sposobov-vyuchit-inostrannyi-iazyk-kotorvie-tochno-rabotaiut/

5. Хромова, С.Г. Способы запоминания иностранных слов / С.Г. Хромова, А. Заостровных // Психологические и педагогические аспекты мотивации изучения английского языка студентов неязыковых специальностей технических вузов / Сборник материалов регионального научно-методического семинара / под ред. Е.Ю. Кошелевой. - Томск : Томский политехнический университет, 2009. - С. 93-98.

6. [Электронный ресурс] / Режим fl0CTyna:http://www.rusnauka.C0m/4 SND 2014/Psihologia /9 158514.doc.htm

7. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведения / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, E.H. Шиянов. - М. : Школа-пресс, 1997. - 512 с.

8. Молокова, Н.В. Проблема готовности студентов к самоконтролю в процессе обучения // Актуальные проблемы социо-гуманитарного знания / Сборник научных трудов сотрудников факультета гуманитарного образования КузГТУ (к 5-летию факультета) / под ред. И.Г. Митченкова. - Кемерово : ГУ КузГТУ, 2005. - С. 347-350.

9. Ивачёва, Ю.Ю. О проблемах студенческой мотивации // Актуальные проблемы социо-гуманитарного знания / Сборник научных трудов сотрудников факультета гуманитарного образования КузГТУ (к 5-летию факультета) / под ред. И.Г. Митченкова. - Кемерово : ГУ КузГТУ, 2005. - С. 350-353.

10. Семёнова, В.Г. Самостоятельная работа студентов как важнейшая форма организации учебного процесса в рамках компетентностной модели образования // Организация самостоятельной работы студентов / Материалы докладов II Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Организация самостоятельной работы студентов» 6-9 декабря 2013 года / под ред. Р.З. Назарова. - Саратов : «Новый проект», 2013. -С. 10-15.

11. Баликаева, М.Б. Учебно-методический комплекс в процессе развития иноязычного профессионального самообразования при многоуровневом обучении в неязыковых вузах // Организация самостоятельной работы

студентов / Материалы докладов II Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Организация самостоятельной работы студентов» 6-9 декабря 2013 года / под ред. Р.З. Назарова. - Саратов : «Новый проект», 2013. - С. 26-29.

12. Исаева, А.В. Веб-квест как форма организации самостоятельной работы студентов // Организация самостоятельной работы студентов / Материалы докладов II Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Организация самостоятельной работы студентов» 6-9 декабря 2013 года / под ред. Р.З. Назарова. - Саратов : «Новый проект», 2013. - С. 44-49.

13. Dudeney, G. How to Teach English with Technology / G. Dudeney, N. Hockly. - London : Pearson Longman, 2008.- 192 p.

14. Harris, M. Self-assessment of Language Learning in Formal Settings // ELT Journal. - Oxford : Oxford University Press, 1997.-V. 51 (1).-P. 12-20.

15. Murphy, R. English Grammar in Use. A self-study reference and practice book for intermediate students with answers. - Cambridge : Cambridge University Press, 1994. - 350 p.

REFERENCES

1. [Internet resource] / Access mode:https://ru.wikipedia.org/wiki/KorHHTHBHbm стиль

2. Kukina, N.M. Problemy motivatii v prepodavanii inostrannyh yazykov dlya vzroslyh // Teoreticheskie i prak-ticheskie aspekty lingvoobrazovaniya: prikladnaya lingvistika i obuchenie inostrannomu yazyku v vuze / Sbornik nauchnyh statey / pod red. L.S. Znikinoy. - Kemerovo : GU KuzGTU, 2009. - S. 59-63.

3. Grichin, S.V. Organizatia samostoyatelnoy raboty studentov v prepodavanii inostrannogo yazyka / S.V. Grichin, O.V. Ulyanova // Professionalnoe lingvoobrazovanie: obuchenie inostrannomu yazyku v vuze i prikladnaya lingvistika / Sbornik nauchnyh statey po problemam vysshey shkoly / pod red. L.S. Znikinoy. - Kemerovo : GU KuzGTU, 2008. - S. 104-105.

4. [Internet resource] / Access mode: http://weekend.rambler.ru/read/2015/09/04/5-sposobov-vyuchit-inostrannvi-iazyk-kotoryie-tochno-rabotaiut/

5. Hromova, S.G. Sposoby zapominaniya inostrannyh slov / S.G. Hromova, A. Zaostrovnyh // Psihologicheskie i pedagogicheskie aspekty motivatii izuchenia angliyskogo yazyka studentov neyazykovyh specialnostey tehnicheskih vuzov / Sbornik materialov regionalnogo nauchno-metodicheskogo seminara / pod red. E.U. Koshelevoy. - Tomsk : Tomskiy politehnicheskiy universitet, 2009. - S. 93-98.

6. [Internet resource] / Access mode:http://www.rusnauka.com/4 SND 2014/Psihologia/9 158514.doc.htm

7. Pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov ped. ucheb. zavedeniya / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, A.I. Mischenko, E.N. Shiyanov. - M. : Shkola-press, 1997. - 512 s.

8. Molokova, N.V. Problema gotovnosti studentov k samokontrolu v processe obucheniya // Aktualnye problemy socio-gumanitarnogo znaniya / Sbornik nauchnyh trudov sotrudnikov fakulteta gumanitarnogo obrazovaniya KuzGTU (k 5-letiu fakulteta) / pod red. I.G. Mitchenkova. - Kemerovo : GU KuzGTU, 2005. - S. 347-350.

9. Ivacheva, U.U. О problemah studencheskoy motivatii // Aktualnye problemy socio-gumanitarnogo znaniya / Sbornik nauchnyh trudov sotrudnikov fakulteta gumanitarnogo obrazovaniya KuzGTU (k 5-letiu fakulteta) / pod red. I.G. Mitchenkova. - Kemerovo : GU KuzGTU, 2005. - S. 350-353.

10. Semenova, V.G. Samostoyatelnaya rabota studentov kak vazhneishaya forma organizatii uchebnogo processa v ramkah kompetentnostnoy modeli obrazovaniya // Organizatiya samostoyatelnoy raboty studentov / Materialy dokladov II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy internet-konferentii «Organizatiya samostoyatelnoy raboty studentov» 6-9 dekabrya 2013 goda / pod red. R.Z. Nazarova. - Saratov : «Noviy proekt», 2013. - S. 10-15.

11. Balikaeva, M.B. Uchebno-metodicheskiy kompleks v processe razvitiya inoyazychnogo professionalnogo sa-moobrazovaniya pri mnogourovnevom obuchenii v neyazykovyh vuzah // Organizatiya samostoyatelnoy raboty studentov / Materialy dokladov II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy internet-konferentii «Organizatiya samostoyatelnoy raboty studentov» 6-9 dekabrya 2013 goda / pod red. R.Z. Nazarova. - Saratov : «Noviy proekt», 2013. -S. 26-29.

12. Isaeva A.V. Veb-kvest kak forma organizatii samostoyatelnoy raboty studentov // Organizatiya samostoyatelnoy raboty studentov / Materialy dokladov II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy internet-konferentii «Organizatiya samostoyatelnoy raboty studentov» 6-9 dekabrya 2013 goda / pod red. R.Z. Nazarova. - Saratov : «Noviy proekt», 2013. - S. 44-49.

13. Dudeney, G. How to Teach English with Technology/ G. Dudeney, N. Hockly. - London : Pearson Longman, 2008.- 192 p.

14. Harris, M. Self-assessment of Language Learning in Formal Settings // ELT Journal. - Oxford : Oxford University Press, 1997. - V. 51 (1). - P. 12-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Murphy, R. English Grammar in Use. A self-study reference and practice book for intermediate students with answers. - Cambridge : Cambridge University Press, 1994. - 350 p.

Поступило в редакцию 17.10.2015 Received 17 0ktober2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.