Научная статья на тему 'Методические принципы создания учебного пособия «Изобразительное искусство» (для студентов-иностранцев)'

Методические принципы создания учебного пособия «Изобразительное искусство» (для студентов-иностранцев) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
503
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русистика
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варава С. В.

В статье анализируется материал учебного пособия по русскому языку для иностранных студентов, обучающихся на направлениях художественного и изобразительного творчества. Пособие создано на кафедре Харьковского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические принципы создания учебного пособия «Изобразительное искусство» (для студентов-иностранцев)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

(ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ)

С.В. Варава

Харьковский национальный университет имени В,Н. Каразина Харьков, Украина

В статье анализируется материал учебного пособия по русскому языку для иностранных студентов, обучающихся на направлениях художественного и изобразительного творчества. Пособие создано на кафедре Харьковского университета.

Актуальность учебного пособия «Изобразительное искусство» [1] связана с тем, что в последние годы вырос у иностранных граждан интерес к получению образования по специальностям «Изобразительное искусство», «Дизайн», «Реставрация произведений искусства», «Архитектура», но при этом на сегодняшний день нет учебных пособий для студентов данной категории на начальном этапе обучения ни в Украине, ни в России. Автором обобщен опыт работы в Центре международного образования Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина со студентами-иностранцами, продолжающими после подготовительного факультета обучение в Харьковской государственной академии дизайна и искусств, Харьковской академии городского хозяйства, Харьковском государственном техническом университете строительства и архитектуры, а также некоторых других вузов «художественного» профиля.

Учебное пособие «Изобразительное искусство» создано в соответствии с Программой дисциплины «Изобразительное искусство», утвержденной Министерством образования и науки Украины в качестве стандартной [2]. Данное пособие предназначено для иностранных студентов подготовительных факультетов высших учебных заведений. Основной целью пособия является ознакомление студентов с наиболее важными темами курсов «Рисунок» и «Живопись», которые изучаются на первом курсе художественных вузов, и формирование у студентов основ терминосистемы, необходимой им для занятий на первом курсе вузов.

Учебное пособие может быть также использовано для работы с иностранными студентами на I—II курсах вузов.

Первая часть учебного пособия состоит из трех разделов и включает 17 лексических тем.

Вводная часть знакомит студентов с основными видами изобразительного искусства, видами и способами создания рисунка, сюжетом и композицией рисунка, а также основными инструментами и материалами художника. Раздел П, посвященный предмету изображения и его внешним признакам, содержит информацию о форме предметов и ее особенностях и разновидностях, о пропорциях, о положении предмета в пространстве, повороте и удаленности, об освещенности, светлоте и светотени. Раздел Ш, посвященный цвету, знакомит студентов с основными, производными цветами и цветами третьего ряда, а также с основными классификациями цветов (хроматические и ахроматические, сближенные и контрастные, теплые и холодные цвета), способами соединения различных цветов и с цветовым кругом.

Строгий отбор лексических тем и лексического минимума обеспечивают универсальность предлагаемого курса, т.е. он будет полезен студентам различных факультетов художественных вузов (специализации — живопись, графика, дизайн, скульптура, архитектура, реставрация произведений искусства и искусствоведение), так как в своей основе он содержит базовую терминосистему, необходимую для обучения на I курсе вузов.

Приложение к учебному пособию содержит краткий толковый словарь основных художественных терминов, представленных в пособии, а также словарь новых слов с указанием номера урока и переводом на английский и китайский языки.

Структура каждого урока содержит следующий набор основных стандартных блоков.

1. Список новых слов в алфавитном порядке (перевод этих слов на английский и китайский языки приводится в Приложении в конце учебника); при этом новые глаголы вводятся с демонстрацией видовых пар, показано глагольное управление, спряжение глаголов, которые имеют чередования в своей основе при изменении по лицам; отдельно приводятся отглагольные существительные.

2. Предтекстовые упражнения, основной целью которых является введение новой лексики, что помогает снять трудности у студентов при чтении нового текста. В этом блоке предлагаются лексические и лексико-грамматические задания типа: согласовать прилагательные с существительными; образовать однокоренные прилагательные от существительных; образовать форму множественного числа существительных; выбрать необходимое по смыслу однокоренное слово из списка и вставить его в предложение в нужной форме; определить глагольное управление (т.е. поставить вопрос к зависимому слову); написать слова в необходимом падеже, составить предложения по модели (с использованием новых глаголов).

3. Основной текст урока.

4. Задания к тексту. С помощью заданий этого блока проверяется степень понимания текста студентами. Здесь предлагаются задания типа вставить необходимый по смыслу глагол; закончить предложение; ответить на вопрос; разбить текст на смысловые части и составить план текста. При выполнении этих заданий студенты опираются на текст урока.

5. Самостоятельная работа. Этот блок включает упражнения, направленные на комплексную проверку знания новой грамматики урока и понимания текста урока.

Главное внимание при работе с данным пособием уделяется изучению лексики. Этим объясняется преобладание в пособии лексических и лексико-грамматических, а не чисто грамматических упражнений (которые в пособии представлены сравнительно в небольшом количестве). Это связано с тем, что, как уже отмечалось, основным итогом работы должно стать формирование у студентов основ терминосистемы изобразительного искусства, что поможет им в дальнейшем успешно включиться в учебный процесс в вузах. Работе с грамматикой большое внимание уделяется во втором учебном пособии, дополняющем пособие «Изобразительное искусство» [3].

Лексический минимум, сформированный у студентов к окончанию подготовительного факультета, должен обеспечивать успешное участие студентов в дальнейшем учебном процессе. Студенты должны уметь слушать и конспектировать лекции по специальным предметам, читать учебники и литературу по специальности без словаря, переводить тексты по специальности со словарем, вести беседу-диалог по специальности, готовить выступления на семинарских занятиях, составлять рефераты на русском языке.

В связи с этим объектом текущего контроля при изучении курса «Изобразительное искусство» должна выступать речевая деятельность студентов и большое внимание должно уделяться проверке знания терминологии и определению основных понятий. Прочность полученных теоретических знаний студентов и уровень владения новой лексикой проверяется во время письменных контрольных работ. Для проведения текущих контрольных работ целесообразно использовать задания тестового типа, а также задания, направленные на проверку знания определений основных понятий (ответить на вопрос; закончить предложение и т.п.), и задания, направленные на проверку умения использовать новые глаголы, знание глагольного управления, отглагольных существительных, в связи с тем, что глагол является основным организующим центром русского предложения (вставить необходимый по смыслу глагол; слова, данные в скобках, поставить в необходимом падеже; трансформировать глагольные словосочетания в именные или наоборот и т.п.).

К окончанию подготовительного факультета студенты должны знать минимум терминологии, т.е, овладеть некоторым набором терминов и на основе этого владеть языком изучаемой дисциплины как средством получения учебной информации. Студенты должны уметь оперировать терминами; читать учебнонаучные тексты по предмету, понимать их содержание, отдельные факты, положения, логические и причинно-следственные связи между ними; понимать

на слух основное содержание и отдельные факты и связи между ними в учебной лекции по предмету; отвечать на вопросы по изученной теме, передавать содержание прочитанного или прослушанного учебного текста с опорой на план, схемы и т.д.; строить собственные высказывания по теме с опорой на план, схемы, наглядность и т.п.; конспектировать учебно-научные тексты, предъявляемые в устной или письменной форме.

В дальнейшем представляется необходимым создание второй части учебного пособия «Изобразительное искусство», а также видится перспективным и интересным создание общего словаря художественных терминов, который, кроме лексического толкования слов, содержал бы и необходимые грамматические пометы. Кроме того, подобный словарь может быть расширен с учетом лексики, которая будет изучаться студентами на продвинутом этапе.

В качестве примера приведем урок 4, включающий рассмотренные виды упражнений и заданий.

УРОК 4

Предтекстовые упражнения

1. Прочитайте, напишите и переведите на родной язык новые слова и словосочетания:

акварель (ж.р.), гуашь (ж.р.), инструмент, кисть (ж.р.), кошка, краска, лй ния, материй, мольберт, мягкий, палитра, прозрачность (ж.р.), прозрадный, птсВ ца, резйкка, свефху, свойство, слой, собака, специальный, твердый, тонкий, холст, цвет (.мн.ч. — цветй);

водяная краска, живьТе объекты, прозранная крйка, прост® карандаш, цветные карандаш^ цветная бумага, ста! бывйь I что? где? для чего?

исшйьзовать I исправлять I что? чем?

исправить II

наносйхь II что? куда? чем? как?

нанесли

проводить П что? (лйкию) где? чем?

провестЫ

Запомните спряжение глаголов:

использовать нсв — я использую, ты исшйьзуешь, он/она испойьзует, мы используем, вы используете, они используют; испйиьзовал, -а, -и;

исправить св — я исправлю, ты исправишь, он/она исправит, мы исправим, вы исправите, они испрйят; исправил, -а, -и;

наносить нсв — я нанош$ ты наносишь, он/она нан<йит, мы наносим, вы наносите, они наносят; наносй, -а, -и;

проводить нсв — я провожД ты проводишь, он/она проводит, мы прово! дим, вы проводите, они проводят; проводйл, -а, -и;

-подставка; разводйтьП развестЫ раскрашивать I раскрасить П сманивать I смешать I

что? где? чем? (краску ВОДОЙ) что? чем?

что? где?

провестйсв — я проведу ты проведешь, он/она проведет, мы проведем, вы проведете, они проведут; провел, провел^ провели;

разводйъ нсв — я развожу^ ты разводишь, он/она разв<йит, мы разводим, вы развейте, они развбдят; разводил, -а, -и;

развестй св — я разведи ты разведешь, он/она разведет, мы разведем, вы разведете, они разведут; развел, развел^ развели;

раскрасить св — я раскрашу, ты раскрасишь, он/она раскрасит, мы раскра1 сим, вы раскрасите, они раскрасят; раскрасил, -а, -и.

Запомните отглагольные существительные!

использовать — использование исправлять — исправление нанести:— нанесение

провести — проведёте раскрашивать — раскрашивание смешивать — смйпивание

2. Напишите данные существительные во множественном числе.

Инструмент, кисть, краска, линия, материал, резинка, слой, цвет, холст.

3. Подберите прилагательные к существительным.

Важный, твердый, тонкий, прозрачный, главный, мягкий, непрозрачный, разный, белый, правильный, небольшой, специальный.

Инструмент, карандаши, линия, слой, свойство, резинка, краска, кисти, бумага, изображение, доска, станок-подставка.

4. Поставьте вопросы к выделенным словам.

Использовать разные инструменты, использовать карандаши для раскрашивания рисунка, рисовать дом, рисовать простым карандашом, делать работу, проводить линию, провести линию на бумаге, провести линию карандашом, раскрашивать рисунок, раскрасить рисунок цветными карандашами, развести краску, развести гуашь на палитре, разводить краску водой, исправить ошибку гуашью, нанести краску, наносить краску на бумагу, наносить краску прозрачным слоем, смешивать цвета, смешать краски на палитре, доска для смешивания красок.

5. Трансформируйте глагольные словосочетания в именные.

Использовать разные материалы, провести линию, раскрашивать рисунок, смешивать краски.

6. Слова, данные в скобках, поставьте в нужном падеже.

1. Живописец использует ... (кисть и краски) для работы.

2. Студент нарисовал красивое здание ... (простой карандаш).

3. Мы провели ... (тонкая линия) твердым карандашом.

4. Цветные карандаши используют для ... (раскрашивание).

5. Краску разводят ... (вода).

6. Художник нанес краску ... (прозрачный слой).

7. ... (мольберт) находится холст.

8. Краски смешивают ... (палитра).

9. Ребенок раскрашивает рисунок ... (цветные карандаши).

10. Преподаватель исправил ... (ошибка) в контрольной работе.

что (И.п.) бывает какое (И.п.)

Линии бывают горизонтальные и вертикальные.__________

7. Составьте предложения по модели.

Модель: Рисунки — большие и маленькие.

Рисунки бывают большие и маленькие.

1. Карандаши — простые и цветные.

2. Простые карандаши — твердые и мягкие.

3. Цветные карандаши — только мягкие.

4. Краски — прозрачные и непрозрачные.

5. Изображения — правильные и неправильные.

6. Бумага — белая и цветная.

7. Краска — прозрачная и непрозрачная.

что (И.п.) бывает каким (Т.п.)

Линии бывают горизонтальными и вертикальными.

8. Предложения, составленные в упражнении 7, измените по модели. Модель: Рисунки — большие и маленькие.

Рисунки бывают большими и маленькими.

надо = нужно = необходимо

можно ф нельзя

трудно Ф легко > + инфинитив

хорошо ф плохо

Краску нужно разводить водой, у

9. Прочитайте предложения. Назовите инфинитив глаголов.

1. Твердым карандашом можно провести тонкую линию.

2. Цветные карандаши можно использовать для раскрашивания рисунка.

3. Гуашью можно рисовать на белой и на цветной бумаге.

4. Гуашью легко исправить ошибку.

5. Краски нужно разводить на палитре.

6. Твердым карандашом хорошо рисовать дом, памятник.

7. Мягким карандашом хорошо рисовать живые объекты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Нельзя изобразить одновременно несколько событий на одном листе бумаги.

9. В рисунке не нужно изображать лишние предметы.

_

Краску разводят водой.

Комментарий. В русском языке есть предложения, которые не имеют субъекта. В таких предложениях предикат может иметь форму третьего лица множественного числа настоящего времени глагола.______________________________________________

10. Прочитайте предложения. Назовите предикаты.

1. Акварель наносят на бумагу прозрачным слоем.

2. Акварель разводят водой.

3. Гуашь тоже разводят водой.

4. Разные краски смешивают на палитре.

5. Рисунок часто начинают простым карандашом.

6. Цветные карандаши используют для раскрашивания рисунка.

11. Ответьте на вопросы.

1. Что художник купил в магазине?

2. Какие карандаши есть у художника?

3. Какую резинку вы купили?

4. Какую линию преподаватель провел на доске?

5. Какие живые объекты вы знаете?

Текст

Материалы и инструменты художника

Художники используют разные инструменты и материалы в своей работе: бумагу, карандаши, резинки, краски, кисти, палитру, мольберт и другие.

Карандаши бывают простые и цветные. Простой карандаш — очень важный инструмент художника. Часто художник начинает работу простым карандашом. Простые карандаши бывают твердые и мягкие. Твердым карандашом можно провести тонкую линию. Им хорошо рисовать дом, памятник. Мягким карандашом хорошо рисовать живые объекты (кошек, собак, птиц). Цветные карандаши всегда очень мягкие. Их можно использовать для раскрашивания рисунка.

Краски тоже бывают разные. Акварель — это водяная краска. Ее разводят водой и наносят на бумагу прозрачным слоем. Главное свойство акварели — прозрачность.

Гуашь — это непрозрачная краска. Ее тоже разводят водой. Гуашью можно рисовать на белой и на цветной бумаге. Этой краской легко исправить ошибку — на неправильное изображение нужно нанести сверху новый слой.

Различные краски художник смешивает на палитре. Палитра — это небольшая тонкая доска для смешивания красок.

Мольберт — это специальный станок-подставка художника. На нем находится бумага или холст.

Задания к тексту

12. Подберите возможно большее количество согласованных определений к словам: карандаш, краска.

13. Вместо точек вставьте необходимый по смыслу глагол. Используйте глаголы: смешивать, проводить, нанести, использовать, бывать, разводить, рисовать.

1. Карандашом можно ... разные линии.

2. Этот художник ... не только акварель, но и гуашь в своей работе.

3. Краски ... прозрачные и непрозрачные.

4. Мягким карандашом хорошо ... животных.

5. Акварель ... водой.

6. На неправильное изображение можно ... сверху новый слой краски.

7. На палитре художник ... разные краски.

14. Закончите предложения. Используйте информацию текста.

1. В своей работе художник использует ....

2. Часто художник начинает работу ....

3. Карандаши бывают....

4. Простые карандаши бывают ... .

5. Твердым карандашом можно провести ....

6. Цветные карандаши всегда очень ....

7. Главное свойство акварели — ....

15. а) Сравните акварель и гуашь, используя информацию, данную

в таблице: что общее и что различное у этих красок?

АКВАРЕЛЬ ГУАШЬ

Прозрачная краска Непрозрачная краска

Краску разводят водой Краску разводят водой

Можно рисовать на белой бумаге Можно рисовать на белой и цветной бумаге

Нельзя исправить ошибку на бумаге Можно исправить ошибку: на неправильное изображение нужно нанести сверху новый слой

б) Ответьте на вопросы.

1. Почему акварелью рисуют только на белой бумаге?

2. Почему гуашью можно рисовать на белой и на цветной бумаге?

3. Почему акварелью нельзя исправить ошибку на бумаге?

4. Почему гуашью можно исправить ошибку на бумаге?

16. Ответьте на вопросы. Используйте информацию текста.

1. Какие материалы и инструменты использует художник в своей работе?

2. Что хорошо рисовать твердым карандашом?

3. Что хорошо рисовать мягким карандашом?

4. Для чего используют цветные карандаши?

5. Что такое акварель?

6. Как используют акварель?

7. Что такое гуашь?

8. Как можно исправить ошибку гуашью?

9. Где художник смешивает краски?

10. Что такое палитра?

11. Что такое мольберт?

12. Что находится на мольберте?

17. Разделите текст на смысловые части. Составьте сложный план текста.

18. Расскажите текст. Используйте план текста.

Самостоятельная работа

19. Согласуйте данные прилагательные с существительными.

1. .. карандаши простой, цветной, твердый, мягкий

2. .. краска белый, черный, желтый, красный, синий, зеленый

3. .. краски прозрачный, непрозрачный, водяной

4. . .. резинка новый, мягкий, белый, хороший

5. .. линия тонкий, горизонтальный, вертикальный

20. Прочитайте предложения. Поставьте вопросы к выделенным словам.

1. Художники используют разные кисти и краски.

2. Студент провел тонкую линию карандашом.

3. Мягким карандашом хорошо рисовать животных.

4. Акварель разводят водой.

5. Краски смешивают на палитре.

6. Твердым карандашом хорошо рисовать разные здания.

7. На уроке мы рисовали человека.

21. Слова, данные в скобках, поставьте в необходимом падеже.

1. Художник может исправить ошибку ... (гуашь).

2. Акварель наносят на бумагу ... (прозрачный слой).

3. Студент провел линию ... (простой карандаш).

4. Мы всегда разводим гуашь и акварель ... (вода).

5. Студентка раскрашивает рисунок ... (красный карандаш).

6. Художник часто начинает работу ... (простой карандаш).

7. Я нарисовал собаку ... (мягкий карандаш).

22. Выберите глагол нужного вида и напишите его в нужной форме.

1. Художник ... краски и получил новый цвет. Художники обычно ... краски на палитре, (смешивать — смешать)

2. Акварель всегда ... водой. Студент ... акварель водой и нанес ее на бумагу, (разводить — развести)

3. Художник ... ошибку и закончит картину. Гуашью хорошо ... ошибки, (исправлять — исправить)

4. Преподаватель черчения объясняет новый материал и ... на доске разные линии. Когда я ... все линии, я дал другу линейку и карандаш. (проводить — провести)

5. Дети любят ... рисунки цветными карандашами. Ребенок ... рисунок и начал читать книгу, (раскрашивать — раскрасить)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Обычно акварель ... на бумагу прозрачным слоем. Когда я разведу краску водой, я ... ее на бумагу, (наносить — нанести)

23. Закончите предложения. Используйте слова, данные справа.

1. Карандаши бывают ....

2. Простые карандаши бывают ....

3. Краски бывают ....

4. Цветные карандаши бывают ....

прозрачные и непрозрачные простые и цветные только мягкие твердые и мягкие

5. Акварель — это ....

6. Гуашь — это....

7. Палитра — это ...

8. Мольберт — это ... .

специальный станок-подставка художника непрозрачная краска прозрачная водяная краска небольшая доска для смешивания красок

24. Выберите необходимые по смыслу слова. Используйте однокоренные слова, данные справа.

1. Когда художник пишет картину краской, он использует .... Акварель — это ... краска.

2. ... — главное свойство акварели. Краски бывают ... и ... .

3. Я хочу ... этот рисунок. Художники используют разные ....

4. Наша будущая ... — художник. Когда художник пишет картину, он использует ... инструменты и материалы.

5. Этот художник любит красный ... .Он рисует ... карандашами.

вода, водяной

прозрачный, непрозрачный, прозрачность краска, раскрасить

специальный,

альность

цвет, цветной

специ-

25. Расскажите о материалах и инструментах художника с опорой на схему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.