Научная статья на тему 'Методические приемы формирования познавательной компетентности школьников на уроках математики'

Методические приемы формирования познавательной компетентности школьников на уроках математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорова В. В.

В статье автор описывает ряд методических приемов, способствующих осуществлению продуктивной учебной деятельности школьников на уроках математики, что в свою очередь является средством формирования познавательной компетентности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические приемы формирования познавательной компетентности школьников на уроках математики»

3. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Профессиональное образование. - 2006. - № 2. -С.18-21.

4. Кустов В.Н. Развитие коммуникативной компетентности менеджеров коммерческих организаций по оптовым продажам: автореф. дисс. ... канд. психолог, наук / В.Н. Кустов. - М., 2007. - 22 с.

5. Перелыгина Е.А., Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов-руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. д.ф.-м.н., проф. Е.Я. Когана. - Самара: Учебная литература, Издательский дом «Федоров», 2006. - 176 с.

6. Савотина Н.А. Проблемы формирования будущего специалиста // Педагогика. - 1997. - № 1.

7. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях // Серия: О чем спорят в языковой педагогике. - М.: Еврошкола, 2004. - 236 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

© Сидорова В.В.*

Хотьковская средняя общеобразовательная школа № 5, г. Хотьково

В статье автор описывает ряд методических приемов, способствующих осуществлению продуктивной учебной деятельности школьников на уроках математики, что в свою очередь является средством формирования познавательной компетентности обучающихся.

В проекте современной модели образования на период до 2020 года качественным предлагается считать то образование, которое соответствует требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

В связи с этим особую ценность приобретают те знания и умения, которые будут востребованы в реальной жизни на перспективу. Темпы происходящих перемен в обществе требуют постоянного пополнения знаний, повышения своей квалификации. Экономическая и политическая свобода, мировоззренческий плюрализм заставляют принимать самостоятельные решения, и важно, чтобы каждый был способен сделать это сознательно и грамотно. Сегодня с

* Учитель математики, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

резким ростом всех видов информации в обществе каждое новое поколение сталкивается с обстановкой, которая требует учитывать быструю смену «набора» знаний. В соответствии с этим стандарты второго поколения определяют главный компонент современной модели общего образования - ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. Сегодня ЗУНы (знания, умения, навыки) не являются основной целью, а становятся лишь средством и базой для развития личности школьников, формирования ключевых и предметных компетенций.

Как показывают современные исследования, многие выпускники, обладающие хорошим запасом знаний по математике, не всегда способны эффективно применять математические методы в решении прикладных задач, испытывают затруднения в осуществлении связей с законами других наук, обладают стереотипностью восприятия информации.

Это может объясняться различными причинами, например: стандартизация методов решения задач, несоответствие их содержания современной действительности или абстрактность условий, формализм теоретических положений, не подкрепленные практическим применением и т.д.

Одним из путей решения этих проблем является создание условий для формирования познавательной компетентности школьников, использование в процессе обучения математики задач, требующих активной самостоятельной деятельности и креативности мышления. Конфуций говорил: «Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете». Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения в их применении, а поэтому в организации учебных занятий необходимо отдавать приоритет педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.

Формирование познавательной компетентности школьников на уроках математики - это процесс, направленный на приобретение личностью специальных качеств, обусловленных опытом данной деятельности. У учащихся в области математики - это, прежде всего, мыслительная деятельность. Постепенное формирование у учащихся качеств (ясность и точность мысли, критичность мышления, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, способность к преодолению трудностей и т.д.), которые лежат в основе математической деятельности, является важнейшим средством формирования познавательной компетентности.

Дидактическими условиями формирования учебно-познавательной компетентности является уточнение целей, принципов отбора содержания обучения и использование комплекса методов, форм и средств обучения, способствующих формированию ценностного отношения учащихся к знаниям, умениям и опыту собственной деятельности.

В соответствии с классификацией уровней сформированное™ учебнопознавательной компетентности на основе учебной деятельности, предлагаемыми В.П. Беспалько, выделяют следующие:

1. Репродуктивный уровень. Деятельность по узнаванию (ученический уровень). Обеспечивает только такое качество знаний, как правильность, т.е. правильное выполнение аналогичных заданий, не требующих трансформации полученных знаний, пересказа текста, формулировки правил, теорем и т.д. без собственных комментариев.

2. Репродуктивный уровень. Деятельность по решению типовых задач (алгоритмический уровень). Обеспечивает такое качество знаний, как полнота и действенность, т.е. ученик может перечислить все ведущие элементы знаний, дать определение каждому из них, охарактеризовать основные их признаки, а также выполнить задания по теме с применением полученных знаний и умений.

3. Творческо-поисковый уровень. Деятельность по поиску решения. Обеспечивает опору учащихся на свой жизненный опыт, работу воображения и активное мышление. Позволяет ученику создать оригинальный речевой продукт, в той или иной мере отражающий индивидуальные склонности и способности.

4. Эвристический (исследовательский) уровень. Деятельность, связанная с выбором действия. Обеспечивает выполнение таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение и выделение главного, обобщение. Перед учеником возникает проблемная ситуация, требующая нахождения путей овладения новыми методами и приемами поиска информации.

Принцип разноуровневости компетентностей позволяет расположить задачи внутри каждой темы в соответствии с учебно-познавательными возможностями школьников, определяющих уровни познавательной деятельности.

Анализ теории обучения математике (Л. С. Атанасян, А.В. Погорелов (по содержанию математических умений); В.А. Швец (по умениям решать задачи); З.И. Слепкань (по умениям доказывать утверждения); Л. Ларсон, В.Н. Осинская (по формированию общих и специальных умственных действий и приемов мыслительной деятельности); И.Ф. Шарыгин, В.Г. Дорофеев (по проблеме создания систем творческих задач и упражнений) и др.), опыт педагогов - коллег и результаты собственной педагогической деятельности привели к следующему выводу: для развития познавательной компетентности школьников целесообразно использовать методы проблемного обучения, проектной деятельности, эвристического обучения и другие.

Качество и эффективность урока математики зависит от многих факторов, и, в первую очередь, от правильной организации деятельности учащихся на уроке. Рассмотрим лишь некоторые эффективные подходы.

Практическое и прикладное значение математики состоит в первую очередь в умении поставить задачу, найти или построить математическую модель, описывающую данную практическую ситуацию, а затем в умении

найти решение. Работа над задачами не должна сводиться к «натаскиванию» учащихся на решение задач сначала одного вида, затем другого. Главная цель - научить детей осознанно устанавливать определенные связи между данными и искомым в разных жизненных ситуациях. Это можно достичь систематическим включением в уроки задач с практическим содержанием, «ибо при изучении наук примеры полезнее правил» (И. Ньютон). В школьных учебниках круг таких задач ограничен, поэтому задачи можно придумывать самим (как коллективно, так и индивидуально), используя при этом информацию из других учебных дисциплин или жизненный опыт.

В математическом обучении важно, чтобы задача выступала не только в качестве иллюстрации теории, а рассматривалась как самостоятельный объект, как средство развития исследовательской и эвристической деятельности. Этому способствует такая форма работы, как «урок одной задачи», когда одна и та же задача решается различными способами. При такой работе формируется логическое мышление, систематизируются знания. Выполняя преобразования условия задачи, учащиеся не только овладевают основными методами, но и учатся планировать поиск решения, используя известные приемы познавательной деятельности - наблюдение, сравнение, анализ, обобщение.

В целях актуализации знаний и практических умений обучающихся, повышения мотивации к работе с электронными моделями необходимо вводить элемент соревновательности (например, конкурс «На лучшую анимацию текстовой задачи»), а впоследствии данный продукт обязательно использовать на уроках. Ведь как сказал Гете: «Приобретать познания еще недостаточно для человека, надо уметь отдавать их в рост».

Действенным методическим приемом является «поток вопросов». Его суть заключается в поощрении заданных вопросов по теме. При изучении нового понятия ученики должны сформулировать вопросы так, чтобы новое понятие превратилось в известное. В процессе такой работы вырабатывается умение формулировать и задавать вопросы, корректно вести учебный диалог.

Развитие познавательного интереса, любви к изучаемому предмету способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера. Решение проблемы (установление закономерностей, способов действия, правил, вывод новой формулы и т.д.) приносит эмоциональное удовлетворение и гораздо прочнее закрепляется в памяти, чем знания, преподнесенные в готовом виде [1].

Набор задач «по готовым чертежам» - «геометрия на клетчатой бумаге» - на построение и вычисление, выполненных на бумаге в клетку требуют применения геометрических знаний в необычной ситуации, что позволяет проверить готовность ученика использовать полученные знания для решения нестандартных и исследовательских задач [2].

Описанный выше ряд методических приемов, направленных на формирование познавательной компетентности школьников, способствует по-

вышению качественного уровня математического образования, что подтверждается достигнутыми успехами учеников, как в школе, так и в ВУЗе.

Список литературы:

1. Паченкова М. Активизация учебной работы на уроках математики [Текст] / М. Паченкова. - М.: Чистые пруды, 2009. - С. 6-7: ил. - Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 7.

2. Смирнова И. Геометрия на клетчатой бумаге / И. Смирнова, В. Смирнов. - М.: Чистые пруды, 2009. - С. 3: ил. - Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 27.

3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. - М. Народное образование, 2005.

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА

© Степанов А.П.*

Казанский филиал Российской международной академии туризма, г. Казань

Статья раскрывает особенности современной информационно-компьютерной подготовки менеджеров сферы социально-культурного сервиса (далее сокращённо - СКС) и туризма, недостатки существующих учебных программ информационно-компьютерной подготовки в вузах гуманитарного профиля, возможности совершенствования процесса информационно-компьютерной подготовки специалистов в условиях повышения потребностей работодателей сферы СКС и туризма в профессионалах с высоким уровнем информационной компетенции.

Дисциплины информационно-компьютерного блока занимают особое место в общепрофессиональной подготовке студентов-гуманитариев, выполняя несколько основных функций. Во-первых, способствуют освоению обучаемыми языка машин, развитию навыков успешного взаимодействия с компьютером. Во-вторых, расширяют информационно-технический кругозор студентов. В-третьих, обеспечивают движение «в ногу со временем» в плане приобщения студентов к информационным и коммуникационным технологиям и эффективного использования обучаемыми новых технологий в личных и профессиональных целях.

* Доцент кафедры Общегуманитарных и естественно-научных дисциплин, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.