3. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Профессиональное образование. - 2006. - № 2. -С.18-21.
4. Кустов В.Н. Развитие коммуникативной компетентности менеджеров коммерческих организаций по оптовым продажам: автореф. дисс. ... канд. психолог, наук / В.Н. Кустов. - М., 2007. - 22 с.
5. Перелыгина Е.А., Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов-руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. д.ф.-м.н., проф. Е.Я. Когана. - Самара: Учебная литература, Издательский дом «Федоров», 2006. - 176 с.
6. Савотина Н.А. Проблемы формирования будущего специалиста // Педагогика. - 1997. - № 1.
7. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях // Серия: О чем спорят в языковой педагогике. - М.: Еврошкола, 2004. - 236 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
© Сидорова В.В.*
Хотьковская средняя общеобразовательная школа № 5, г. Хотьково
В статье автор описывает ряд методических приемов, способствующих осуществлению продуктивной учебной деятельности школьников на уроках математики, что в свою очередь является средством формирования познавательной компетентности обучающихся.
В проекте современной модели образования на период до 2020 года качественным предлагается считать то образование, которое соответствует требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
В связи с этим особую ценность приобретают те знания и умения, которые будут востребованы в реальной жизни на перспективу. Темпы происходящих перемен в обществе требуют постоянного пополнения знаний, повышения своей квалификации. Экономическая и политическая свобода, мировоззренческий плюрализм заставляют принимать самостоятельные решения, и важно, чтобы каждый был способен сделать это сознательно и грамотно. Сегодня с
* Учитель математики, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
резким ростом всех видов информации в обществе каждое новое поколение сталкивается с обстановкой, которая требует учитывать быструю смену «набора» знаний. В соответствии с этим стандарты второго поколения определяют главный компонент современной модели общего образования - ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. Сегодня ЗУНы (знания, умения, навыки) не являются основной целью, а становятся лишь средством и базой для развития личности школьников, формирования ключевых и предметных компетенций.
Как показывают современные исследования, многие выпускники, обладающие хорошим запасом знаний по математике, не всегда способны эффективно применять математические методы в решении прикладных задач, испытывают затруднения в осуществлении связей с законами других наук, обладают стереотипностью восприятия информации.
Это может объясняться различными причинами, например: стандартизация методов решения задач, несоответствие их содержания современной действительности или абстрактность условий, формализм теоретических положений, не подкрепленные практическим применением и т.д.
Одним из путей решения этих проблем является создание условий для формирования познавательной компетентности школьников, использование в процессе обучения математики задач, требующих активной самостоятельной деятельности и креативности мышления. Конфуций говорил: «Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете». Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения в их применении, а поэтому в организации учебных занятий необходимо отдавать приоритет педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.
Формирование познавательной компетентности школьников на уроках математики - это процесс, направленный на приобретение личностью специальных качеств, обусловленных опытом данной деятельности. У учащихся в области математики - это, прежде всего, мыслительная деятельность. Постепенное формирование у учащихся качеств (ясность и точность мысли, критичность мышления, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, способность к преодолению трудностей и т.д.), которые лежат в основе математической деятельности, является важнейшим средством формирования познавательной компетентности.
Дидактическими условиями формирования учебно-познавательной компетентности является уточнение целей, принципов отбора содержания обучения и использование комплекса методов, форм и средств обучения, способствующих формированию ценностного отношения учащихся к знаниям, умениям и опыту собственной деятельности.
В соответствии с классификацией уровней сформированное™ учебнопознавательной компетентности на основе учебной деятельности, предлагаемыми В.П. Беспалько, выделяют следующие:
1. Репродуктивный уровень. Деятельность по узнаванию (ученический уровень). Обеспечивает только такое качество знаний, как правильность, т.е. правильное выполнение аналогичных заданий, не требующих трансформации полученных знаний, пересказа текста, формулировки правил, теорем и т.д. без собственных комментариев.
2. Репродуктивный уровень. Деятельность по решению типовых задач (алгоритмический уровень). Обеспечивает такое качество знаний, как полнота и действенность, т.е. ученик может перечислить все ведущие элементы знаний, дать определение каждому из них, охарактеризовать основные их признаки, а также выполнить задания по теме с применением полученных знаний и умений.
3. Творческо-поисковый уровень. Деятельность по поиску решения. Обеспечивает опору учащихся на свой жизненный опыт, работу воображения и активное мышление. Позволяет ученику создать оригинальный речевой продукт, в той или иной мере отражающий индивидуальные склонности и способности.
4. Эвристический (исследовательский) уровень. Деятельность, связанная с выбором действия. Обеспечивает выполнение таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение и выделение главного, обобщение. Перед учеником возникает проблемная ситуация, требующая нахождения путей овладения новыми методами и приемами поиска информации.
Принцип разноуровневости компетентностей позволяет расположить задачи внутри каждой темы в соответствии с учебно-познавательными возможностями школьников, определяющих уровни познавательной деятельности.
Анализ теории обучения математике (Л. С. Атанасян, А.В. Погорелов (по содержанию математических умений); В.А. Швец (по умениям решать задачи); З.И. Слепкань (по умениям доказывать утверждения); Л. Ларсон, В.Н. Осинская (по формированию общих и специальных умственных действий и приемов мыслительной деятельности); И.Ф. Шарыгин, В.Г. Дорофеев (по проблеме создания систем творческих задач и упражнений) и др.), опыт педагогов - коллег и результаты собственной педагогической деятельности привели к следующему выводу: для развития познавательной компетентности школьников целесообразно использовать методы проблемного обучения, проектной деятельности, эвристического обучения и другие.
Качество и эффективность урока математики зависит от многих факторов, и, в первую очередь, от правильной организации деятельности учащихся на уроке. Рассмотрим лишь некоторые эффективные подходы.
Практическое и прикладное значение математики состоит в первую очередь в умении поставить задачу, найти или построить математическую модель, описывающую данную практическую ситуацию, а затем в умении
найти решение. Работа над задачами не должна сводиться к «натаскиванию» учащихся на решение задач сначала одного вида, затем другого. Главная цель - научить детей осознанно устанавливать определенные связи между данными и искомым в разных жизненных ситуациях. Это можно достичь систематическим включением в уроки задач с практическим содержанием, «ибо при изучении наук примеры полезнее правил» (И. Ньютон). В школьных учебниках круг таких задач ограничен, поэтому задачи можно придумывать самим (как коллективно, так и индивидуально), используя при этом информацию из других учебных дисциплин или жизненный опыт.
В математическом обучении важно, чтобы задача выступала не только в качестве иллюстрации теории, а рассматривалась как самостоятельный объект, как средство развития исследовательской и эвристической деятельности. Этому способствует такая форма работы, как «урок одной задачи», когда одна и та же задача решается различными способами. При такой работе формируется логическое мышление, систематизируются знания. Выполняя преобразования условия задачи, учащиеся не только овладевают основными методами, но и учатся планировать поиск решения, используя известные приемы познавательной деятельности - наблюдение, сравнение, анализ, обобщение.
В целях актуализации знаний и практических умений обучающихся, повышения мотивации к работе с электронными моделями необходимо вводить элемент соревновательности (например, конкурс «На лучшую анимацию текстовой задачи»), а впоследствии данный продукт обязательно использовать на уроках. Ведь как сказал Гете: «Приобретать познания еще недостаточно для человека, надо уметь отдавать их в рост».
Действенным методическим приемом является «поток вопросов». Его суть заключается в поощрении заданных вопросов по теме. При изучении нового понятия ученики должны сформулировать вопросы так, чтобы новое понятие превратилось в известное. В процессе такой работы вырабатывается умение формулировать и задавать вопросы, корректно вести учебный диалог.
Развитие познавательного интереса, любви к изучаемому предмету способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера. Решение проблемы (установление закономерностей, способов действия, правил, вывод новой формулы и т.д.) приносит эмоциональное удовлетворение и гораздо прочнее закрепляется в памяти, чем знания, преподнесенные в готовом виде [1].
Набор задач «по готовым чертежам» - «геометрия на клетчатой бумаге» - на построение и вычисление, выполненных на бумаге в клетку требуют применения геометрических знаний в необычной ситуации, что позволяет проверить готовность ученика использовать полученные знания для решения нестандартных и исследовательских задач [2].
Описанный выше ряд методических приемов, направленных на формирование познавательной компетентности школьников, способствует по-
вышению качественного уровня математического образования, что подтверждается достигнутыми успехами учеников, как в школе, так и в ВУЗе.
Список литературы:
1. Паченкова М. Активизация учебной работы на уроках математики [Текст] / М. Паченкова. - М.: Чистые пруды, 2009. - С. 6-7: ил. - Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 7.
2. Смирнова И. Геометрия на клетчатой бумаге / И. Смирнова, В. Смирнов. - М.: Чистые пруды, 2009. - С. 3: ил. - Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 27.
3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. - М. Народное образование, 2005.
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА
© Степанов А.П.*
Казанский филиал Российской международной академии туризма, г. Казань
Статья раскрывает особенности современной информационно-компьютерной подготовки менеджеров сферы социально-культурного сервиса (далее сокращённо - СКС) и туризма, недостатки существующих учебных программ информационно-компьютерной подготовки в вузах гуманитарного профиля, возможности совершенствования процесса информационно-компьютерной подготовки специалистов в условиях повышения потребностей работодателей сферы СКС и туризма в профессионалах с высоким уровнем информационной компетенции.
Дисциплины информационно-компьютерного блока занимают особое место в общепрофессиональной подготовке студентов-гуманитариев, выполняя несколько основных функций. Во-первых, способствуют освоению обучаемыми языка машин, развитию навыков успешного взаимодействия с компьютером. Во-вторых, расширяют информационно-технический кругозор студентов. В-третьих, обеспечивают движение «в ногу со временем» в плане приобщения студентов к информационным и коммуникационным технологиям и эффективного использования обучаемыми новых технологий в личных и профессиональных целях.
* Доцент кафедры Общегуманитарных и естественно-научных дисциплин, кандидат педагогических наук.