Научная статья на тему 'Методические приемы формирования гуманистических ценностей в профессиональной подготовке студентов в ходе изучения иностранного языка на неязыковых факультетах вузах'

Методические приемы формирования гуманистических ценностей в профессиональной подготовке студентов в ходе изучения иностранного языка на неязыковых факультетах вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родченкова Е. С.

В статье рассмотрены вопросы методического решения пробуждения интереса к изучению иностранного языка у студентов, разработка методических приемов и поиск способов, которые бы сочетали в себе обучение студента знаниям и гуманистическое обогащение личности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n clause questions of the methodical decision of awakening of interest to studying foreign language at students, development of methodical receptions and search of ways which would combine training the student to knowledge and humanistic enrichment of the person are considered.

Текст научной работы на тему «Методические приемы формирования гуманистических ценностей в профессиональной подготовке студентов в ходе изучения иностранного языка на неязыковых факультетах вузах»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА НЕЯЗЫКОВЫХ

ФАКУЛЬТЕТАХ ВУЗАХ

РОДЧЕНКОВА Е.С.

В статье рассмотрены вопросы методического решения пробуждения интереса к изучению иностранного языка у студентов, разработка методических приемов и поиск способов, которые бы сочетали в себе обучение студента знаниям и гуманистическое обогащение личности.

In clause questions of the methodical decision of awakening of interest to studying foreign language at students, development of methodical receptions and search of ways which would combine training the student to knowledge and humanistic enrichment of the person are considered.

Образовательная система во всем мире переживает изменения. Традиционный способ образования исчерпал свои возможности. Социальная поляризация, спад производства, обострение вопроса межэтнического общения усугубили кризис образования. С учетом требований нового века сегодня наблюдается всеобщая тенденция сосредоточения усилий на организационных изменениях системы высшего образования. Новая образовательная модель, возникшая на месте старой, во главу угла ставит подход к человеку как к высшей ценности, как к самоцели и главному условию развития любого общества. Главной целью образования становится формирование личностных качеств человека, такие как духовность, нравственность, гуманность, верность слову, ответственность за содеянное, интеллигентность, толерантное отношение к представителям других культур, порядочность, скромность, добродушие, а также развитие его внутреннего мира.

Ценность изучения иностранного языка воплощается в гуманистическое новообразование личности лишь тогда, когда студент выходит не на изучение языковых носителей, т.е. слов, а на формирование нового уровня мышления, приобретение ценностного отношения к «другому» миру, проявление национальной терпимости и уважение человека любой национальности только на том основании, что все люди на планете принадлежат к одной расе - расе высокообразованных существ и являются высшей ценностью.

Продуманные методические решения, пробуждение интереса к изучению языка позволят задачам воспитания личности достичь своей цели, воспитать настоящих людей, истинных патриотов и интернационалистов, которые видят в человеке настоящую личность, ценят ее как высшую ценность, уважают человеческое и национальное достоинство.

Разработка методических приемов и поиск способов, которые бы сочетали в себе обучение студента знаниям и гуманистическое обогащение личности, приводят к предположению, что методика изучения иностранного языка как таковая должна носить аксиологический характер. Аксиологическая методика — система организуемых способов учебной деятельности, основным объектом которой является «человек» в его ценностном значении для жизни на Земле, а лейтмотивом — интерес и уважение к «другому человеку». Использование аксиологически интерпретированного учебного материала и сопоставления как условия изменения отношения к Человеку осуществляется следующими методами.

1. Метод этноэтической параллели (или полипараллели), который заключается в том, что сравниваются факты из культуры разных народов для того, чтобы выявить сходства и различия в культурах, выявить их специфические особенности и увидеть многообразие культур и ценностей. Так, изучение темы «Народные традиции и праздники» позволяет использовать метод этноэтической параллели. Студентам даются тексты по теме, рассказывающие о культуре и традициях разных культур. В ходе беседы используется парадигма «у них...//у нас...», позволяющая проводить сопоставления и выяв-

лять сходство или различия народов. В результате человек учиться оценивать традиции другого народа, но и смотреть с другого ракурса на традиции и обычаи собственного народа.

2. Метод «от противного», когда избираются факты полярно противоположных национальных традиций и норм и обнаруживается правомерность их в условиях стран.

3. Метод сравнительно — обобщающий, который состоит в том, что подбираются факты-проблемы, одинаково актуальные для людей разных культур и выявляется общность их проблем независимо от принадлежности к какому-либо этносу.

4. Аналитически-оценочный метод, который заключается в использовании речевых оборотов, касающихся этикета, помогает студентам лучше понять особенности национального поведения и взаимоотношений людей другого этноса. Одним из важнейших условий изучения языка является использование в речи слов и оборотов речевого этикета. Речевой этикет позволяет глубже окунуться в атмосферу изучаемого языка, позволяет понять все нюансы чужого языка и культуры.

5. Метод ролевой игры позволяет проживать национальные формы взаимоотношения людей, он представляет наглядно образ разных норм, стилей, форм социальной жизни людей других культур. Этот метод позволяет при изучении любой темы «окунуться» в мир переживаний «Другого человека».

6. Метод гуманистического акцентирования, при котором используется философский материал, посвященный теме человека. Студентам предлагается материал, рассказывающий о роли человека в жизни общества, о его назначении. Такие тексты философской направленности позволяют обучаемым лучше понять, ближе познакомиться с понятием «человек».

Если по окончании своего обучения в вузе студенты поймут, что уважение национальных интере-

сов, культуры, языка других народов, принятие Человека вне его этнической принадлежности являются основным условием укрепления межнационального согласия, то можно считать, что гуманистическое воспитание достигло своей цели.

Таким образом, изучение иностранного языка играет важную роль в формировании личности студента, выросшего в одной национальной культуре, способствует усвоению существенных фактов, норм и ценностей другой национальной культуры, содействуя реальному изменению общей гуманистической позиции и практическим отношениям к человеку - представителю другой нации и далекой страны и, одновременно, к конкретным людям, окружающей действительности.

Список литературы

1. Атутов П.Р. и др. Связь трудового обучения с основами наук: Книга для учителя / П.Р. Атутов,

Н.И. Бабкин, Ю.К. Васильев. - М.: Просвещение, 1983. - 128 с.

2. Аубакиров Е.Н. Проблема ценностей в контексте трансформационных процессов общества переходного периода. 1999. - 145с.

3. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.

4. Sandford N. What have we learned about personality? In S.Koch and D.E. Leary, A Centry of Psychology as Science. APA, 1990. - 444p.

5. Abraham, U. Mehr als Nachspielen und Vorspielen: Dramatisches Gestalten zwischen Prozeß - und Produktorientierung // LUDS. H. 4 - 1992. - S. 30-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.