Логунова Н.А., Трегулова И.П.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ В СФЕРЕ КРУИЗНОГО ТУРИЗМА
Актуализация развития наиболее перспективных видов экономической деятельности, обеспечивающих полноценное использование национального ресурсного потенциала и служащих источником экономического роста субъектов хозяйственной деятельности различных отраслей и подотраслей, предопределяет необходимость в поиске путей повышения эффективности функционирования круизного туризма, являющегося одним из самых динамично развивающихся и прибыльных видов международного бизнеса. Мировой опыт передовых туристских дестинаций свидетельствует, что круизный туризм - это уникальная сфера экономической деятельности, которая наряду с высоким экономическим потенциалом имеет ярко выраженную социальную направленность, предполагающую удовлетворение материальных и духовных потребностей людей, повышение их жизненного уровня и благосостояния. При этом достижение желаемых результатов напрямую зависит от степени использования человеческого капитала, являющегося ключевой составляющей экономики любого уровня.
Исследованиям проблем развития круизного туризма посвящены работы В. В. Жихаревой1, Н. О. Зацепиной2, О. С. Ляховской3, Ю. М. Михайловой4, Л. И. Паладича5, Н. О. Пересыпкиной6, и др. Экономические аспекты эффективного функционирования круизной индустрии рассмотрены зарубежными учеными, такими как: G. Chase7, J. G. Brida8, D. Camire9, A. Papathanassis10. Практические вопросы организации круизного бизнеса нашли свое отражение в исследованиях С. П. Шпилько11, М. Б. Биржако-ва12, И. А. Голубковой13.
Признавая высокую научную значимость работ вышеперечисленных авторов, следует отметить, что в имеющихся исследованиях недостаточно изученной остается проблема методического обеспечения оценки уровня развития круизного туризма в определенной туристской дестинации, не выявлены факторы, влияющие на эффективность использования труда работников, занятых в данной сфере, что обусловливает актуальность поведенного исследования.
Цель статьи - на основе предложенной методики оценки провести компаративный анализ уровня производительности труда работников, занятых в сфере круизного туризма.
Процесс развития круизного туризма базируется на процессе создания круизного туристского продукта, формирование, продвижение и реализацию которого обеспечивает множество предприятий и организаций. Следовательно, процесс создания круизного туристского продукта - это, прежде
всего, коллективный труд, положенный в основу любого общественного производства и состоящий из живого и овеществленного труда независимо от его конечных результатов. Помимо этого, объективной необходимостью данного процесса является наличие определенных базовых элементов, таких как: природные ресурсы, формирующие первичный потенциал кру-изного сектора и обеспечивающие его изначальное развитие; и капитала как произведенного трудом человека ресурса, состоящего из основного и оборотного капиталов, собственных и заемных источников финансирования, который «объединяет любые производительные ресурсы .... для того, чтобы с их помощью осуществлять производство будущих экономических благ ради получения прибыли»14. Именно приращение капитала создает возможность для развития круизного бизнеса и связанной с ним предпринимательской деятельности.
Следует отметить, что ресурсы, которыми обладает та или иная страна, значительно отличаются как по количественному, так и по качественному содержанию (особенно это касается первичных природных ресурсов и капитала). Так, к составным элементам природных ресурсов, необходимых для организации круизного бизнеса, относятся: наличие водного пространства; протяженность береговой линии и морских границ; физико-географические условия побережья; площадь территории; климатические и метеорологические факторы.
Все ресурсы, обеспечивающие возможность для развития круизного туризма, объединяются в систему традиционных факторов производства «труд-земля-капитал». Так, к фактору «труд» относятся как кадровые, так и частично организационно-управленческие ресурсы; к фактору «земля» -природно-климатические ресурсы и та часть туристских ресурсов, которая не является произведенной; к фактору «капитал» - все остальные ресурсы (рис. 1). При этом большая часть имеющихся ресурсов разных стран несопоставима ни по размерам, ни по качественному наполнению.
Е. А. Подсолонко, анализируя ресурсное обеспечение экономики, отмечает, что «из трех видов исходных ресурсов только один - человек и его деятельность, именуемые как «труд», могут быть рассмотрены в экономике любого уровня сложности достаточно содержательно и точно в отдельных аспектах»15.
Данное обстоятельство предопределяет необходимость в выявлении факторов, влияющих на эти отличия, и формирование соответствующих индикаторов для последующего воздействия на них через систему стратегического управления развитием круизного туризма для достижения поставленных результатов и приобретения конкурентного статуса на мировом круизном рынке.
Для изучения степени влияния отдельного фактора, а также исследования резервов роста результативности развития круизного сектора нами рекомендуется применение факторных моделей, которые служат
Рис. 1. Ресурсы, обеспечивающие развитие круизного туризма в определенной туристской дестинации
инструментом прогнозирования существующих и потенциальных проблем, и от точности, глубины и комплексности анализа которых зависят выводы и рекомендации по результатам исследования.
Необходимо отметить, что основным недостатком факторных моделей, используемых для оценки эффективности функционирования экономических систем, является их узкий подход, позволяющий измерить только результат деятельности отдельного хозяйствующего субъекта. Однако, в сложно структурированных отраслях, эффективный результат хозяйствования зависит только от совместных усилий всех заинтересованных участников, что актуализирует необходимость в разработке методики комплексной оценки их совокупного вклада в развитие отрасли.
Таким образом, для измерения результативности функционирования круизного туризма нами предлагается использовать ряд синтезирующих показателей, каждый из которых определяет характер влияния соответствующих ресурсов как на результаты деятельности предприятий и организаций круизной индустрии, так и на затраты с ними связанные. Упорядочивание абсолютных показателей достигается за счет создания пары взаимообратных относительных показателей, отражающих ресурсы -затраты - результат, основными из которых являются16:
- протяженность береговой линии территории, км (БЛ);
- число занятых в сфере круизного бизнеса, тыс. чел. (ЧРКТ);
- количество туристов, отдавших предпочтение морским путешествиям, тыс. чел. (ЧКТ);
- стоимость основных производственных фондов предприятий и организаций круизной индустрии, млн. евро (ОПФ);
- доходы от круизного туризма, млн. евро (ДКТ);
- затраты на оплату труда работников круизной индустрии, млн. евро (ЗОТ);
- прибыль предприятий и организаций круизной индустрии, млн. евро (ПК).
В результате образуются соотношения (относительные коэффициенты) между абсолютными показателями, которые по содержательным соображениям являются параметрами, оценивающими процессы развития кру-изного туризма с учетом происходящих в них изменений, и представляют собой соответствующие блоки качественных показателей, характеризующих эффективность использования имеющихся ресурсов и результативность функционирования круизной индустрии.
Учитывая, что в современных условиях экономического развития, наиболее ценным ресурсом является человек и его деятельность, в качестве основного параметра, оценивающего результативность функционирования круизного туристского комплекса, была принята эффективность (производительность) труда, которая характеризует не только результативность использования трудовых ресурсов, но и выступает индикатором перспек-
тив развития той или иной отрасли, и, согласно теории М. Портера, является «единственной разумной концепцией конкурентоспособности на национальном уровне»17.
Производительность, являясь главным показателем, определяющим долгосрочный уровень жизни в стране, от которого зависит доход на душу населения и соответственно уровень его благосостояния, требует неуклонного роста и постоянного развития экономики.
Вследствие чего, именно она послужила базой для отражения взаимосвязей между синтезирующими показателями:
ПТ =
дкт* БЛ яктяотчкт
ЧКТ ЧРКТ БЛ ДКТ ЗОТ где ПТ - производительность труда работников круизной индустрии, тыс. евро/чел.;
ДКТ
ЧКТ БЛ
доход на одного круизного туриста, тыс. евро/ чел.; размер береговой линии, приходящийся на одного работника
ЧРКТ
круизной индустрии, км/тыс. чел.; ДКТ
БЛ
ЗОТ ДКТ
ЧКТ ЗОТ
отдача береговой линии, млн. евро/км;
зарплатоемкость доходной части круизной индустрии, евро;
соотношение количества круизных туристов и затрат на оплату
труда работников круизной индустрии, чел./тыс. евро.
При наличии данных о стоимости основных производственных фондов и финансовых результатов деятельности предприятий и организаций кру-изной индустрии, представленная факторная модель может быть дополнена следующими параметрами:
ПТ =
ДКТ„ БЛ ф ДКТ з ЗОТ ^ ЧКТ ^ ПК ^ОПФ „ЧРКТ ЧКТ ЧРКТ БЛ ДКТ ЗОТ ЧРКТ ПК ОПФ
(2),
ПК
где
ЧРКТ ОПФ
рентабельность персонала, тыс. евро/чел.;
ПК
фондоемкость прибыли, полученной предприятиями и органи-
зациями круизной индустрии, евро/евро;
ЧРКТ
^^ф - соотношение количества работников круизной индустрии и
стоимости основных производственных фондов, чел./тыс. евро.
Возможности применения рекомендуемых факторных моделей в практических расчетах покажем на примере динамического развития европейского круизного рынка за 2005-2011 гг. (для проведения анализа были выбраны страны, общая доля которых занимает более 90% европейского круизного пассажиропотока, а удельный вес каждой страны в структуре формирования доходной части круизной индустрии составляет не менее 0,33% (табл. 1, 2)).
Изучая аналогичные рынки с помощью инструментарий бенчмаркинга, можно получить ответы на такие важные вопросы, как:
1. Почему, имея практически схожий ресурсный потенциал, уровень развития круизного туризма в отдельно взятой стране (регионе) значительно ниже эталонного или среднего уровня? Чем обусловлено данное отставание?
2. В чем преимущество лучших по результатам стран (регионов), и какие методы и рычаги необходимо использовать для достижения аналогичных результатов?
3. Какие факторы способствуют росту результатов, а какие тормозят развитие? Как использовать свои конкурентные преимущества для достижения поставленных целей?
Ориентируясь на передовой опыт и зная причины отставания, можно выяснить, каким образом ликвидировать разрыв, как добиться таких же или более высоких результатов, и на основе этого определить стратегические приоритеты и разработать собственную модель эффективного развития круизной индустрии с учетом национальных (региональных) особенностей туристской дестинации.
Результаты факторного анализа обозначили положительную динамику уровня производительности труда большинства европейских стран и отразили четкую тенденцию к росту эффективности использования трудовых ресурсов круизного туристского сектора (табл. 3).
Эффективнее всех свой человеческий капитал используют Швеция, Дания и Финляндия (более 160 тыс. евро на человека) за счет значительного превышения доходов круизной индустрии над численностью работников данной сферы. При этом, наибольший абсолютный прирост годового круизного дохода на одного работника был достигнут на Кипре (39,15 тыс. евро/чел.), в Нидерландах (30,16 тыс. евро/чел.) и Германии (25,13 тыс. евро/чел.), что обусловлено опережением темпов роста доходов круизной индустрии над темпом роста занятых в данной отрасли, что, в свою очередь, повлияло и на рост отдачи береговой линии и снижение зарплатоем-кости в этих странах.
Таблица 1. Исходные данные для проведения компаративного анализа уровня производительности труда работников, занятых в сфере круизного туризма в странах Европы
Страны Протяженность береговой линии18, км Количество портов19, ед. Национальные круизные туристы, тыс. чел. Прямые доходы круизной индустрии, млн. евро Прямая занятость в круизной индустрии, тыс. чел. Расходы на оплату труда работников круизной индустрии, млн. евро
2005г. 2011г. 2005г. 2011г. 2005г. 2011г. 2005г. 2011г.
Кипр 648 4 38 8 46 56 0,571 0,468 36 20
Мальта 196,8 2 8 10 93 79 1,007 0,934 65 25
Португалия 1793 29 18 41 85 195 2,002 3,422 50 114
Дания 7314 159 17 35 83 198 0,470 1,110 47 93
Швеция 3218 82 28 74 98 203 0,586 1,131 53 107
Финляндия 1250 60 16 21 621 232 4,306 1,438 371 125
Нидерланды 451 24 43 98 156 347 1,377 2,419 109 165
Норвегия 25148 79 15 30 276 500 3,446 5,217 322 388
Греция 13676 103 20 15 200 605 2,044 5,096 119 234
Франция 4853 159 233 441 536 1224 3,065 7,774 310 726
Испания 4964 105 379 703 683 1298 5,882 10,700 422 834
Германия 2389 98 639 1388 1073 2524 8,425 16,552 725 1433
Великобритания 12429 389 1071 1700 1686 2830 15,746 26,934 1457 2332
Италия 7375 311 514 923 2501 4450 25,926 42,235 1810 3043
Таблица 2. Факторы, влияющие на уровень производительности труда работников европейской круизной индустрии
ДКТ/ЧКТ БЛ/ЧРКТ ДКТ/БЛ ЗОТ/ДКТ ЧКТ/ЗОТ пт
Страны
о ^ о о о ^ о ^ о
гч гч гч гч гч гч гч гч гч гч гч гч
Кипр 1,21 7,00 1134,85 1383,57 0,07 0,09 0,78 0,36 1,06 0,40 80,42 119,57
Мальта 11,63 7,90 195,43 210,67 0,47 0,40 0,70 0,32 0,12 0,40 92,35 84,57
Португалия 4,72 4,76 895,60 523,97 0,05 0,11 0,59 0,58 0,36 0,36 42,46 56,99
Дания 4,88 5,66 15561,70 6590,94 0,01 0,03 0,57 0,47 0,36 0,38 176,60 178,43
Швеция 3,50 2,74 5491,47 2845,77 0,03 0,06 0,54 0,53 0,53 0,69 167,24 179,52
Финляндия 38,81 11,05 290,29 869,28 0,50 0,19 0,60 0,54 0,04 0,17 144,22 161,34
Нидерланды 3,63 3,54 327,52 186,44 0,35 0,77 0,70 0,48 0,39 0,59 113,29 143,45
Норвегия 18,40 2,84 7297,74 4820,51 0,01 0,02 1,17 0,78 0,05 0,45 80,09 95,84
Греция 10,00 40,33 6690,80 2683,57 0,01 0,04 0,60 0,39 0,17 0,06 97,85 118,72
Франция 2,30 2,78 1583,36 624,26 0,11 0,25 0,58 0,59 0,75 0,61 174,88 157,45
Испания 1,80 1,85 843,93 463,93 0,14 0,26 0,62 0,64 0,90 0,84 116,12 121,31
Германия 1,68 1,82 283,56 144,33 0,45 1,06 0,68 0,57 0,88 0,97 127,36 152,49
Великобритания 1,57 1,66 789,34 461,46 0,14 0,23 0,86 0,82 0,74 0,73 107,07 105,07
Италия 4,87 4,82 284,46 174,62 0,34 0,60 0,72 0,68 0,28 0,30 96,47 105,36
Таблица 3. Результаты факторного анализа производительности труда работников круизной индустрии в европейских странах
Страны Влияние факторов (+/-) Общее влияние, тыс. евро/чел.
ДКТ/ЧКТ БЛ/ЧРКТ ДКТ/БЛ зот/дкт чкт/зот
Кипр 385,43 102,10 123,47 -375,89 -195,96 39,15
Мальта -29,59 4,89 -10,18 -31,45 58,55 -7,79
Португалия 0,30 -17,74 32,38 -0,35 -0,06 14,53
Дания 28,02 -117,96 120,08 -35,26 6,94 1,83
Швеция -36,16 -63,15 72,78 -3,57 42,39 12,28
Финляндия -103,17 81,87 -77,00 -4,51 119,92 17,12
Нидерланды -2,72 -47,63 77,06 -44,73 48,17 30,16
Норвегия -67,73 -4,20 6,63 -4,96 86,00 15,75
Греция 296,80 -236,36 320,53 -167,57 -192,54 20,87
Франция 36,12 -127,81 106,78 4,85 -37,37 -17,43
Испания 2,85 -53,57 58,89 4,96 -7,94 5,19
Германия 10,56 -67,72 94,93 -26,38 13,73 25,13
Великобритания 6,15 -47,03 44,92 -5,16 -0,88 -2,00
Италия -0,88 -36,91 45,72 -5,75 6,72 8,90
Вместе с тем, социальная направленность французского правительства, ориентация на обеспечение максимальной занятости населения (прирост количества работников круизного сектора за 6 лет составил более 150%) при одновременном повышении средней заработной платы (с 3556 евро в месяц в 2005 г. до 3778 евро в 2011 г.), нивелировали положительное влияние доходной части круизной индустрии (прирост составил 128%), что отложило отпечаток и на изменение производительности труда, которая за анализируемый период снизилась на 17,43 тыс. евро/чел. Также вполне закономерна отрицательная динамика эффективности труда на Мальте, доходы круизной индустрии которой снизились более, чем на 15% при уменьшении численности работников круизного бизнеса на 7%; и в Великобритании (рост числа занятых в круизной индустрии на 12,32% опережает рост доходной части отрасли).
Контраст в уровне производительности труда по разным странам является свидетельством проводимой каждым государством туристской политики, получившей воплощение в различного рода программах и постановлениях, и теми приоритетами, которые положены в основу его экономического развития.
Безусловно, стремление к повышению интенсивности труда без принятия соответствующих социальных решений не может дать конечного позитивного результата, также как и ориентация на увеличение числа рабочих мест без количественного и качественного роста содержания труда, не приведет к повышению результативности функционирования круизной индустрии и росту конкурентоспособности круизного туристского продукта. Как известно, эффективность труда напрямую зависит от совокупности социальных факторов, мотивирующих повышение результативности трудовой деятельности, наиболее важными из которых являются: оплата труда, его содержание, возможность личностной самореализации, удовлетворенность общением с коллегами и т.п. Только взаимосвязь между количеством и качеством, экономическим и социальным, возможность одновременного развития всех структурных составляющих позволят занять высокие конкурентные позиции на мировом круизном рынке, и обеспечат устойчивое конкурентное преимущество.
Анализируя эффективность труда работников круизной индустрии, следует иметь ввиду наличие структурных отличий по уровню производительности труда в разных секторах экономики.
При этом, необходимо учитывать влияние двух факторов, обусловливающих рост или снижение результативности использования трудовых ресурсов: динамику собственно уровня производительности труда по видам экономической деятельности и изменение доли занятых работников в том или ином виде в их общей численности (табл. 4, 5). Связь между данными показателями характеризуется с помощью системы соответствующих индексов21:
I переменного _ состава (постоянного _ состава) =
' ЕТ1 ' Хто . 2>0т,
V» («г)"
1-(<1) (структурных _ сдвигов)
(4)
(5)
ЕТ1 ' ЕТ1
" Хт, ' £т0
где - индекс производительности труда;
w1 и - производительность труда работников текущего и базового периодов соответственно;
Т1 и Т0 - численность работников круизной индустрии в текущем и базовом периоде.
Таблица 4. Исходные данные для индексного анализа динамики прямой производительности труда работников европейской круизной индустрии
Виды экономической деятельности Прямое влияние круизной индустрии
Доходы, млн. евро Занятость, тыс. чел. Производительность труда, тыс. евро/чел. Индивидуальные индексы производительности труда, %
2005 г. 2011 г. 2005 г. 2011 г. 2005 г. 2011 г.
О, О; Т %
1 2 3 4 5 6 7 8
Сельское хозяйство, горная промышленность и строительство 13 18 133 171 97,74 105,26 107,69
Производство товаров краткосрочного пользования 662 1719 2438 5806 271,53 296,07 109,04
Производство товаров долговременного пользования 3590 5171 26312 30842 136,44 167,66 122,88
Продолжение табл. 4
1 2 3 4 5 6 7 8
Оптовая и розничная торговля 286 705 3584 9701 79,80 72,67 91,07
Услуги по транспортировке 1641 3492 11904 21339 137,85 163,64 118,71
Услуги гостеприимства 233 414 2421 6384 96,24 64,85 67,38
Финансовые и коммерческие услуги 944 1450 7323 12322 128,91 117,68 91,29
Бытовые услуги 203 671 2323 9487 87,39 70,73 80,94
Расходы круизных линий 754 1317 33666 56959 22,40 23,12 103,24
Всего 8326 14957 90104 153011 92,40 97,75 -
Кроме того, для отражения динамики обобщающего стоимостного показателя производительности труда работников круизной индустрии и выявления изменений уровня эффективности труда за счет индивидуальных изменений производительности в каждом секторе, а также экономию труда за счет роста его эффективности, необходимо применение специального средневзвешенного арифметического индекса, который был разработан академиком С. Г. Струмилиным (табл. 6):
К =
(6)
где - индивидуальные стоимостные индексы производительности труда по отдельным отраслям или подотраслям круизной индустрии.
Полученные данные означают, что увеличение выработки практически по всем видам экономической деятельности на 8,19%, обусловленной опережающими темпами роста объемов реализации круизных услуг над темпами роста численности работников, занятых в сфере круизного туризма, нивелировало отрицательную динамику изменения структуры занятых по секторам экономики и способствовало росту средней прямой производительности труда на 5,79%.
Таблица 5. Исходные данные для индексного анализа динамики совокупной производительности труда работников европейской круизной индустрии
Виды экономической деятельности Совокупное влияние круизной индустрии
Доходы, млн. евро Занятость, тыс. чел. Производительность труда, тыс. евро/чел. Индивидуальные индексы производитель-ности труда, %
2005 г. 2011 г. 2005 г. 2011 г. 2005 г. 2011 г.
а й, То т, % 1
Сельское хозяйство, горная промышленность и строительство 1182 2127 15762 16018 74,99 132,79 177,07
Производство товаров краткосрочного пользования 1952 4161 10190 18006 191,56 231,09 120,64
Производство товаров долговременного пользования 5997 8607 44823 53714 133,79 160,24 119,77
Оптовая и розничная торговля 757 2161 11401 28064 66,40 77,00 115,97
Услуги по транспортировке 3891 7923 57581 98273 67,57 282,32 417,79
Услуги гостеприимства 617 1231 7826 16126 78,84 12,53 15,89
Финансовые и коммерческие услуги 4041 8738 30012 61213 134,65 541,86 402,43
Бытовые услуги 647 1785 9657 24086 67,00 29,16 43,52
Всего 19084 36733 187252 315500 101,92 116,43 -
Подтверждением данного вывода является увеличение средневзвешенного арифметического индекса Струмилина на 5% за счет индивидуальных изменений производительности по каждому виду деятельности, а также экономии труда за счет роста его эффективности.
Таблица 6. Результаты индексного анализа производительности труда работников, занятых в сфере круизного туризма
Показатели Динамика уровня прямой производительности труда Динамика уровня совокупной производительности труда
Индекс переменного состава () 1,0579 1,1424
Индекс постоянного состава () 1,0819 1,1673
Индекс структурных сдвигов () 0,9778 0,9787
Взаимосвязь между индексами 1,0819 * 0,9778 = 1,0579 1,1673 * 0,9787 = 1,1424
Индекс Струмилина () 1,0500 1,1771
При этом на фоне общего роста эффективности труда работников производственного и транспортного секторов, такие отрасли нематериального производства, как торговля и предоставление финансовых и коммерческих услуг имеют тенденцию к снижению годового прямого дохода на одного работника, что компенсируется ростом совокупной производительности труда в данных секторах, предопределенным мультипликационным характером круизной индустрии.
Значительное превышение численности работников гостиничного сектора и коммунальных служб над ростом доходов по данным видам деятельности явилось, с одной стороны, итогом неэффективного использования трудовых ресурсов, а с другой - снижением влияния этих секторов на экономический уровень развития круизной индустрии.
В связи с тем, что круизные туристы большую часть времени проводят на борту судна, бытовые услуги и услуги гостеприимства включаются в основной состав круизного туристского продукта, в котором сами гостиничные и коммунальные предприятия участвуют опосредованно (только на этапах начала и завершения круиза).
Таким образом, на примере динамического развития европейского круизного рынка показаны возможности применения факторных моделей, отражающих уровень эффективности труда работников круизной индустрии, которые позволили сделать вывод о том, что контраст в уровне производительности труда по разным странам является свидетельством проводимой каждым государством туристской политики, получившей воплощение в различного рода программах и постановлениях, и теми приоритетами, которые положены в основу его экономического развития. На основе изучения структурных отличий по уровню производительности труда в разных секторах экономики установлено, что наиболее продуктивно используется человеческий капитал в транспортном и финансовом секторах, а также в организациях, предоставляющих коммерческие услуги.
Примечания
1 Жихарева В.В. Современные тенденции развития рынка круизного судоходства // Розвиток метсщв управлшня та господарювання на транспорта. - № 39 (2), 2012. -С. 153-166.
Zhihareva V.V. Sovremennye tendencii razvitija rynka kruiznogo sudohodstva // Rozvitok metodiv upravlinnja ta gospodarjuvannja na transporti. - № 39 (2), 2012. -Р. 153-166.
2 Зацетна Н.О. 1стор1я виникнення та сучасний стан крупного туризму в свт // Науковi працi кторичного факультету Запорiзького нацiонального унiверситету. -2012. - вип. XXXIV. - С. 232-234.
Zacepina N.O. Istorija viniknennja ta suchasnij stan kruiznogo turizmu v sviti // Naukovi praci istorichnogo fakul'tetu Zaporiz'kogo nacional'nogo universitetu. - 2012. - vip. XXXIV. - Р. 232-234.
3 Ляховська О.С. Кру!зний туризм в Украш // Украшська культура: минуле, сучас-не, шляхи розвитку: Зб. наук. праць: Науковi записки Рiвненського державного гуманiтарного унiверситету. - 2011. - № 17. - Т. 2. - С. 25-30.
Ljahovs'ka O.S. Kruiznij turizm v Ukraini // Ukrains'ka kul'tura: minule, suchasne, shljahi rozvitku: Zb. nauk. prac': Naukovi zapiski Rivnens'kogo derzhavnogo gumanitarnogo universitetu. - 2011. - № 17. - T. 2. - Р. 25-30.
4 Михайлова Ю. В. Холоденко А.М. Модели интеграции участников рынка круиз-ных услуг // Методи та засоби управлшня розвитком транспортних систем: Зб. наук. праць. - Одеса: ОНМУ, 2008. - № 13. - С.107-119.
Mihajlova Ju. V. Holodenko A.M. Modeli integracii uchastnikov rynka kruiznyh uslug // Metodi ta zasobi upravlinnja rozvitkom transportnih sistem: Zb. nauk. prac'. -Odesa: ONMU, 2008. - № 13. - Р.107-119.
5 Паладич Л. Морские круизы (Морской туризм). - М. : Знание, 1989. - 64 с. Paladich L. Morskie kruizy (Morskoj turizm). - M. : Znanie, 1989. - 64 р.
6 Пересипкта Н.О. Доцшьтсть нормалiзованого розвитку чорноморського крупного сегменту // Методи та засоби управлшня розвитком транспортних систем : Зб. наук. праць. - Одеса: ОНМУ, 2012. - № 19. - С. 30-40. Peresipkina N.O. Docil'nist' normalizovanogo rozvitku chornomors'kogo kruiznogo segmentu // Metodi ta zasobi upravlinnja rozvitkom transportnih sistem : Zb. nauk. prac'. - Odesa: ONMU, 2012. - № 19. - Р. 30-40.
7 Chase G., Alon I. Evaluating the economic impact of cruise tourism: a case study of Barbados // Anatolia: An International Journal of Tourism and Hospitality Research. -2002. - Vol. 13. № 1. - Р. 5-18.
8 Brida J. G., Riaco E., Zapata Agurirre S. Resident's attitudes and perceptions towards cruise tourism development: a case study of Cartage de Indias (Colombia) // Tourism and Hospitality Research. - 2011. - Vol. 11, № 3. - Р. 187-202.
9 Camire D. Rule change could alter cruise industry // The Honolulu Advertiser. -2008. - № 11. - Р. 1-2.
10 Papathanassis A. Income lighthouses at sea: The potential of cruise tourism for German destinations, TASH Fachtaqunq Kreuzfahrt, Kiel, 2011, 23 p.
11 Шпилько С., АндросоваН., Чударев Р. Морские круизы: теория и практика: учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 2012. - 147 с.
Shpil'ko S., Androsova N., Chudarev R. Morskie kruizy: teorija i praktika: ucheb. posobie. - M.: Sovetskij sport, 2012. - 147 р.
12 Биржаков М. Б., НикифоровВ.И. Индустрия туризма: перевозки. - М.: Издательский дом Герда; СПб. : Невский Фонд, 2003. - 397 с.
Birzhakov M. B., Nikiforov V.I. Industrija turizma: perevozki. - M.: Izdatel'skij dom Gerda; SPb. : Nevskij Fond, 2003. - 397 р.
13 Голубкова И.А. Факторы и закономерности структуризации глобального круиз-ного рынка // Вюник економжи транспорту i промисловоста : Зб. наук. праць. -Х.: УкрДАЗТ, 2010. - № 31. - С. 75-78.
Golubkova I.A. Faktory i zakonomernosti strukturizacii global'nogo kruiznogo rynka // Visnik ekonomiki transportu i promislovosti : Zb. nauk. prac'. - H.: UkrDAZT, 2010. -№ 31. - Р. 75-78.
14 Финансы: учеб. пособие / под ред. проф. А. М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 384 с.
Finansy: ucheb. posobie / pod red. prof. A. M. Kovalevoj. - M.: Finansy i statistika, 2005. - 384р.
15 Подсолонко Е.А. Региональная экономика: конкурентоспособность и управление компетенциями. - Симферополь: КРП «Издательство «Крымучпедгиз», 2007. - 642 с. Podsolonko E.A. Regional'naja jekonomika: konkurentosposobnost' i upravlenie kompetencijami. - Simferopol': KRP «Izdatel'stvo «Krymuchpedgiz», 2007. - 642 р.
16 Логунова Н. А. Научно-прикладной инструментарий экономико-статистического анализа развития круизного туризма // Вюник Запорiзького нащонального утверситету. - 2013. - № 3 (19). - С. 121-129.
Logunova N.A. Nauchno-prikladnoj instrumentarij jekonomiko-statisticheskogo analiza razvitija kruiznogo turizma // Visnik Zaporiz'kogo nacional'nogo universitetu. -2013. - № 3 (19). - Р. 121-129.
17 Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. -М.: Международные отношения, 1993. - 896 с.
Porter M. Mezhdunarodnaja konkurencija: konkurentnye preimushhestva stran. - M.: Mezhdunarodnye otnoshenija, 1993. - 896 р.
18 Статистика стран мира [Электронный ресурс]. URL: http://iformatsiya.ru/tabl/12-tablica-ploshhadej-stran-mira-rejting-ot-2010.html
Statistika stran mira [Jelektronnyj resurs]. URL: http://iformatsiya.ru/tabl/12-tablica-ploshhadej-stran-mira-rejting-ot-2010.html
19 Port Index. [Electronic resource]. URL:http://www.worldportsource.com/ports/index/ ITA.php
20 Contribution of Cruise Tourism to the Economies of Europe 2012 [Electronic resource]. URL: http://www.europeancruisecouncil.com/content/economic%20report.pdf
21 ЛогуноваН. А. Статистика II: пщручник. - К.: Кондор-Видавництво, 2013. - 372 с. LogunovaN. A. Statistika II: pidruchnik. - K.: Kondor-Vidavnictvo, 2013. - 372 р.