Научная статья на тему 'Методические подходы к оценке налоговой нагрузки'

Методические подходы к оценке налоговой нагрузки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
322
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернова М.В.

Стремление к уменьшению налоговых обязательств является вполне понятным желанием собственника и руководителя в бизнесе любого масштаба. В статье дана краткая характеристика некоторых способов оптимизации налоговых платежей в рамках действующих систем налогообложения. Предложена система коэффициентов, характеризующих уровень налоговой нагрузки и эффективности налогового планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к оценке налоговой нагрузки»



МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ

М.В. ЧЕРНОВА,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Стремление куменьшению налоговых обязательств является вполне понятным желанием собственника и руководителя в бизнесе любого масштаба. В статье дана краткая характеристика некоторых способов оптимизации налоговых платежей в рамках действующих систем налогообложения. Предложена система коэффициентов, характеризующих уровень налоговой нагрузки и эффективности налогового планирования.

Ключевые слова: налог, планирование, оптимизация, налогообложение

Стремление к уменьшению налоговых обязательств является вполне понятным желанием собственника и руководителя в любом бизнесе. Применяемые способы минимизации налогообложения можно разделить на две группы: законные и незаконные. Законные способы снижения налогов представляют собой различные варианты оптимизации налогообложения (разработку налоговой политики, налоговое планирование, составление налогового календаря). Под оптимизацией налогообложения понимается уменьшение налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий, включающих использование льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. К ним относится, в частности, квалифицированная организация дел по уплате налогов, что исключает или снижает случаи необоснованной переплаты налогов и начисления налоговых санкций. Под незаконными способами минимизации налогов понимается криминальное уклонение от их уплаты. Это способы уменьшения налоговых платежей, при которых налогоплательщик умышленно с нарушением действующего

законодательства снижает размер налоговых обязательств.

Налоговое планирование является важным направлением оптимизации налоговых обязательств. Можно выделить общие и специальные способы налогового планирования. Общие способы распространяются на все юридические лица. К ним относятся:

• определение места государственной регистрации юридического лица;

• выборсистемыналогообложения(табл. 1);

• установление организационно-правовой формы хозяйствования (табл. 2);

• разработка учетной политики для целей налогообложения;

• использование льгот и освобождений. Специальные способы применяются в отношении отдельных сделок, заключаемых организацией, и включают:

• выбор формы договорных отношений (договор купли-продажи или комиссии, трудовой договор или договор подряда);

• дробление хозяйственной операции на составные части (например, разделение реконструкции здания на модернизацию и капитальный ремонт);

• перенос момента возникновения налогового обязательства на будущее (более позднее подписание актов выполненных работ, получение авансов неденежными средствами);

• сокращение объекта налогообложения (списание имущества, переоценка имущества).

Таблица 2

Сравнение условий налогообложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Таблица 1

Системы налогообложения в Российской Федерации

Общая система налогообложения Специальные налоговые режимы

Упрощенная система налогообложения Система налогообложения в виде ЕНВД для определенных видов деятельности Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Налог на добавленную стоимость Единый социальный налог Налог на прибыль Налог на имущество организаций Единый налог Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ Единый налог на вмененный ДОХОД Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ Единый сельскохозяйственный налог Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ

Акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, государственная пошлина, налог на пользование водными биологическими ресурсами и объектами животного мира, транспортный налог, земельный налог

Налогообложение Юридическое лицо Индивидуальный предприниматель

Общая система налогообложения

Налог на добавленную стоимость + +

Единый социальный налог в отношении выплат в пользу физических лиц + +

Акцизы + +

Налог на имущество организаций + -

Налог на имущество физических лиц - +

Налог на прибыль + -

Единый социальный налог с разницы между доходами и расходами - +

Налог на доходы физических лиц - +

Упрощенная система налогообложения

Единый налог + +

Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в отношении выплат наемным работникам + +

Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в виде фиксированного платежа - +

Единый налог на вмененный доход

Единый налог на вмененный доход + +

Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в отношении выплат наемным работникам + +

Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в виде фиксированного платежа - +

При применении общей системы налогообложения налоговое планирование осуществляется в разрезе каждого налога (табл. 3). При этом следует учитывать взаимосвязи между налогами. Например, уменьшение величины единого социального налога приводит к росту налога на прибыль, поскольку сумма затрат уменьшается.

Одним из наиболее эффективных и простых способов оптимизации налогообложения д ля фирм малого и среднего бизнеса является переход на упрощенную систему налогообложения (табл. 4). Для многих из них стоит проблема выбора варианта упрощенной системы с объектом налогообложения «доходы» или «доходы за вычетом расходов». Предложим простое решение этого вопроса с помощью формул.

ЕН = Доходы х 6 %, где ЕН — сумма единого налога при упрощенной системе налогообложения;

ЕН = (Доходы — Расходы) х 15 %;

Доходы х 6 % = (Доходы — Расходы) х 15 %;

0,15 х Расходы = 0,09 х Доходы;

Расходы = Доходы х 0,6.

Если прибыль составляет более 40 % выручки, то фирме выгоднее выбирать упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы» и платить единый налог по ставке 6%. Как правило, такой вариант подходит организациям, оказывающим услуги (аренда, юридические и консалтинговые услуги), поскольку расходы при таких видах деятельности незначительны. При этом реальная величина единого налога будет даже ниже 6 % дохода, так как его сумма уменьшается на суммы страховых взносов в Пенсионный фонд и выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. Выбор упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «доходы — расходы» выгоднее предприятиям со значительной долей материальных и других затрат.

В ходе налогового планирования необходимо оценить уровень налоговой нагрузки в организации. Предлагаем применять для этого систему показателей.

^ллвгообло-феКие

27 (156) - 2009

Таблица 3

Некоторые способы оптимизации налоговых платежей

с н о

2

Ее

(Б §

1С о ч

Л В

¡5

Л

ас

■г.

к

Л =

с

ас

я

= -

§ 5

ы

с в н

В Л В

Выбор системы налогообложения при регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя)

Использование права на освобождение от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС по ст. 145 НК РФ Контроль за налоговыми вычетами по НДС (своевременность поставки и оприходования материальных ценностей, оформление счетов-фактур) Выбор поставщиков — плательщиков НДС Реализация товаров (работ, услуг) в режиме экспорта

Выбор метода начисления амортизации по основным средствам в учетной политике Выбор срока полезного использования по амортизируемому имуществу

Применение повышающих коэффициентов к норме амортизации по имуществу, используемому в условиях агрессивной среды или приобретенному по договорам лизинга

Приобретение основных средств стоимостью до 20 ООО руб., разукрупнение объекта основных средств, разделениедоговора купли-продажи основного средства на договор купли-продажи и договор оказания информационно-консультационных услуг Использование лизинговых схем приобретения основных средств

Выбор метода оценки материально-производственных запасов при их списании в учетной политике Заключение договоров с особым порядком перехода прав собственности на товары (результаты работ) к покупателю

Создание резервов по сомнительным долгам Формирование продажной цены товаров с учетом положений ст. 40 НК РФ

Выбор между кассовым методом и методом начисления при исчислении налога на прибыль Выбор способа уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль: с начала года до окончания квартала (полугодия, 9 месяцев) или с начала года до окончания каждого месяца

Стимулирование работников путем выплат по основаниям, не уменьшающим налогооблагаемую прибыль

Реализация права на применение регрессивной шкалы единого социального налога Оплата расходов за счет средств Фонда социального страхования (путевок)

Использование договоров гражданско-правового характера (в части ЕСН в ФСС)

Проведение инвентаризации имущества, выявление и списание неиспользуемых объектов основных средств

Приобретение основных средств стоимостью до 20 ООО руб., разукрупнение объекта основных средств, разделениедоговора купли-продажи основного средства на договор купли-продажи и договор оказания информационно-консультационных услуг (транспортных услуг) Продление нормативного срока строительства

Таблица 4

Сравнительная характеристика вариантов упрощенной системы налогообложения

Признак Упрощенная система налогообложения

Объект налогообложения Доходы Доходы, уменьшенные на величину расходов

Ставка налога 6% 15%

Страховые взносы в Пенсионный фонд Уменьшают сумму единого налога, но не более чем на50 %

Минимальный налог Уплачивается в размере 1 % доходов, в случае если эта величина составит больше чем сумма единого налога

Состав расходов Определен гл. 26 НК РФ* (перечень закрытый)

* Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

Общий коэффициент налоговой нагрузки может быть рассчитан как за год, так и за каждый месяц. При расчете коэффициента помесячно следует иметь в виду, что в марте, июне, сентябре, декабре должен иметь место относительный скачок значения коэффициента. Это связано с начислением налогов, отчетным периодом по которым является квартал, полугодие, 9 месяцев или год (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог). Общий ко- Сумма налогов, исчислен-эффициент _ ных за отчетный период ^ _ налоговой Выручка с НДС за отчетный ' нагрузки период

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате анализа и обобщения практических данных, полученных автором по ряду организаций г. Ярославля и Ярославской области, можно предложить следующие критериальные значения общего коэффициента налоговой нагрузки. Если общий коэффициент налоговой нагрузки составляет от 20 до 25 %, это означает, что система налогового планирования на предприятии работает эффективно. Фирме следует проводить регулярный анализ изменений в законодательстве, чтобы своевременно вносить корректировки в налоговую политику и снижать налоговые риски. Если общий коэффициент налоговой нагрузки составляет от 25 до 40%, это означает, что система налогового планирования работает недостаточно эффективно. Организации можно рекомендовать привлечь налогового консультанта, чтобы выявить слабые места в системе бухгалтерского учета и разработать

^ллагообла^еКие

27 (156) - 2009

способы оптимизации налогообложения. В таком случае ситуацию можно улучшить и за счет внутренних резервов, т. е. опросив работников бухгалтерии, выяснив их идеи и предложения. Если общий коэффициент налоговой нагрузки составляет от 40 до 70 %, организация нуждается в серьезном пересмотре используемой системы налогообложения и рассмотрении альтернативных вариантов. Следует провести анализ законодательства с привлечением специалистов. Если общий коэффициент налоговой нагрузки составляет более 70 %, т. е. фирма более 70 % выручки отдает государству в виде налогов, то такой бизнес целесообразнее ликвидировать.

Общий коэффициент налоговой нагрузки может быть детализирован. После проведения выездной проверки налоговыми органами для оценки эффективности работы бухгалтерии могут быть использованы показатели (2) и (3). При расчете коэффициента (3) в сумму начисленных за отчетный период налогов следует включать не только суммы, исчисленные организацией, но и суммы доначисленные налоговыми органами в этом периоде в результате камеральных и выездных проверок, включая штрафы и пени1:

Коэффициент налогообложения до налоговой проверки

Коэффициент налогообложения по результатам налоговой проверки

Сумма налогов, исчисленных за период организацией

самостоятельно х 100;

Выручка с НДС за период

(2)

Сумма налогов, исчисленных за период с учетом доначислений, выполненных налоговыми органами в ходе

_проверки_х 100. (3)

Выручка с НДС за период

Коэффициент налоговой экономии

Сумма налогов, начисленных при существующей системе налогообложения

Планируемая сумма налогов, начисленных после применения схемы

Выручка с НДС

оптимизации xjqq (4)

Уровень налоговой нагрузки и эффективность налогового планирования можно оценивать также с помощью следующих показателей:

Коэффициент эффективности налогообло-

Чистая прибыль

Общая сумма налоговых платежей

-х 100. (5)

Чем выше значение коэффициента эффективности налогообложения, тем лучше для фирмы. Данный показатель увеличивается, если в результате налогового планирования организация платит меньше налогов. Так же можно рассчитать частные показатели, характеризующие долю налоговых платежей, например в цене продукции, в затратах, в прибыли:

По коэффициенту налогообложения, по результатам налоговой проверки можно оценивать эффективность работы бухгалтерской службы и использовать его для определения размера материального поощрения работников бухгалтерии.

Эффективность того или иного варианта оптимизации налоговых платежей можно оценивать с помощью коэффициента налоговой экономии. Он характеризует выгоду, которая будет получена в результате применения разработанной в ходе налогового планирования схемы:

Коэффициент налогообложения цены

Коэффициент налогообложения прибыли

Коэффициент налогообложения затрат

Сумма налогов, входящих в цену продукции (НДС, акцизы) Цена продукции

Сумма налоговых платежей, уплачиваемых из прибыли Сумма прибыли до налогообложения

х 100:

(6)

■х 100; (7)

Сумма налогов, включаемых в себестоимость продукции

(работ, услуг) за период х ^00 Себестоимость продукции (работ, услуг) за период

(8)

Принцип расчета частных показателей (6,7,8) одинаковый: соотношение части и целого. Следовательно, чем меньше показатель, тем лучше для компании, тем меньшую часть цены или прибыли фирма передает в бюджет и тем больше остается в ее распоряжении.

В отдельную группу можно выделить показатели эффективности использования налоговых льгот:

1 См.: Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика. / Под ред. к. ю. н. A.B. Брызгалина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2006.304с; Экономический анализ: учебникдлявузов/Подред. Л.Т. Гиляровской. 2-е изд., доп. М.: ЮНИТИ, 2004.

Коэффициент льготного на- = логообложения

Налоговая экономия в результате использования

налоговой льготы Сумма налогов без учета налоговой льготы

х 100. (9)

Чем ближе значение коэффициента льготного налогообложения (9) к единице, тем лучше. Если данный показатель низок, то, возможно, целесообразно отказаться от применения налоговой льготы. Эффективность использования льготы слишком мала, а риск привлечения внимания налоговых органов высок, что может повлечь проведение более тщательных проверок:

Коэффициент Налоговая экономия в эффективное- _ результатеиспользования ^^

ти льготиро- _льготы_ '

вания Выручка с НДС

Чем выше значение коэффициента эффективности льготирования, тем лучше. Если год от года данный показатель снижается, то, возможно, следует пересмотреть применение льготы.

Анализ предложенных коэффициентов — один из способов определить привлекательность того или иного варианта налогообложения или налоговой схемы. Расчет этих показателей можно принимать во внимание как при анализе результатов деятельности предприятия, так и в ходе планирования.

Список литературы

1. НалоговыйкодексРоссийскойФедерации(частьпервая): Федеральныйзаконот31.07.1998№ 146-ФЗ.

2. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика. / Под ред. к. ю. н. А. В. Брызгалина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2006. 304 с.

3. Экономический анализ: учебник для вузов / Под ред. Л. Т. Гиляровской. 2-е изд., доп. М.: ЮНИТИ, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.