Научная статья на тему 'Методические подходы к оценке компетенций и видов профессиональной деятельности'

Методические подходы к оценке компетенций и видов профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / EDUCATIONAL OUTCOMES / СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ СЕРВИС / SOCIAL SERVICE / ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROFESSIONAL ACTIVITIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КЕЙС / INTERDISCIPLINARY CASE STUDY / EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинчук Владимир Ильич, Толикина Елена Анатольевна

В рамках компетентностного подхода в образовании в статье рассмотрена методика оценки современных образовательных результатов компетенций и видов профессиональной деятельности на примере направления «Сервис» (профиль Социальный сервис). Определена взаимосвязь указанных образовательных результатов между собой, а также в рамках соответствующих профессиональных задач. Рассмотрены объекты профессиональной деятельности бакалавра в области сервиса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. Обозначены методические вопросы, связанные с оценкой компетенций в рамках конкретной дисциплины и видов профессиональной деятельности в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы. Предложено оценочное средство, позволяющее совместить оценку знаний, умений и опыта сразу по целому ряду дисциплин междисциплинарный кейс, и приведена методическая разработка такого кейса по одному из видов деятельности в рамках направления «Сервис».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвинчук Владимир Ильич, Толикина Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical approaches to assessment of competences and professional activities

In the framework of the competency approach in education, the article considers methods of assessment of educational outcomes competences and types of professional activity on the example of a direction "Service" profile (Social service). We defined the relationship of specified educational outcomes between and within the respective professional tasks. We considered the objects of professional activity of the bachelor in service in accordance with Federal state educational standard of higher education. We marked methodological issues related to the assessment of competences within a specific discipline and professional activities in the framework of development of the basic professional educational programmes. The proposed evaluation tool that allows combining the assessment of knowledge, skills and experience from across a number of disciplines a multidisciplinary case study, and the methodological development of thiscase one of the activities under the direction of "Service."

Текст научной работы на тему «Методические подходы к оценке компетенций и видов профессиональной деятельности»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.146

Литвинчук Владимир Ильич

кандидат политических наук

Толикина Елена Анатольевна

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, г. Княгинино

Konsul-vilit@rambler.ru, Alenkat2506@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНЦИЙ И ВИДОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В рамках компетентностного подхода в образовании в статье рассмотрена методика оценки современных образовательных результатов - компетенций и видов профессиональной деятельности на примере направления «Сервис» (профиль - Социальный сервис). Определена взаимосвязь указанных образовательных результатов между собой, а также в рамках соответствующих профессиональных задач. Рассмотрены объекты профессиональной деятельности бакалавра в области сервиса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. Обозначены методические вопросы, связанные с оценкой компетенций в рамках конкретной дисциплины и видов профессиональной деятельности в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы. Предложено оценочное средство, позволяющее совместить оценку знаний, умений и опыта сразу по целому ряду дисциплин - междисциплинарный кейс, и приведена методическая разработка такого кейса по одному из видов деятельности в рамках направления «Сервис».

Ключевые слова: компетенция, образовательный результат, социальный сервис, виды профессиональной деятельности, сервисная деятельность, профессиональный стандарт, междисциплинарный кейс.

Современное российское общество ставит перед системой образования качественно новые цели. Сегодня результаты освоения основной профессиональной образовательной программы определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. готовностью осуществлять деятельность на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности. Это подтверждают работы многих исследований [1; 3; 4; 5; 7].

Именно компетенции являются сегодня основным образовательным результатом, который важно не только сформировать, но и объективно оценить. В данной статье мы предлагаем рассмотреть методические подходы к оценке образовательных результатов на примере направления 43.03.01 «Сервис» (профиль - Социальный сервис).

В результате освоения основной профессиональной образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции [9]. Согласно ФГОС ВО по данному направлению, «при разработке программы бакалавриата все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, включаются в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата» [8]. Остановимся на профессиональных компетенциях и обратим внимание на то, что выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам профессиональной деятельности. Данные виды деятельности прописаны в Профессиональном стандарте «Специалист

по социальной работе» [6], и ни одна основная образовательная программа не может быть реализована без выполнения требований соответствующего профстандарта. Так, виды профессиональной деятельности становятся еще одним образовательным результатом, определенным профессиональным стандартом и требованиями работодателей к современным специалистам. Вполне закономерно возникает множество методических вопросов: какие оценочные средства, позволяющие оценить сформированность компетенции, выбрать; какое количество оценочных средств будет оптимальным и каковы должны быть критерии оценки?

Виды деятельности, также как и компетенции, должны быть не только сформированы, но и оценены. И здесь вновь возникают вопросы оценки образовательного результата, ведь в рамках одного вида деятельности предусмотрено формирование сразу нескольких профессиональных компетенций, изучение целого ряда дисциплин и решение нескольких профессиональных задач.

Бакалавр по направлению подготовки 43.03.01 «Сервис» в соответствии с ФГОС ВО готовится к организационно-управленческой, производственно-технологической, сервисной видам профессиональной деятельности. Эти виды профессиональной деятельности являются востребованными работодателями, участвующими в учебном процессе по данному направлению.

В рамках организационно-управленческой деятельности выпускники направления 43.03.01 «Сервис» «должны обладать следующими профессиональными компетенциями: готовностью к организации контактной зоны предприятия сервиса (ПК-1); готовностью к планированию производственно-хозяйственной деятельности предприятия

© Литвинчук В.И., Толикина Е.А., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

91

МЛЕ>О)ф14Б1(е(С{Л(ОН1)А1Х^11ЫОкБ)(1им1Ке:')С)БА.(НТ1>1Б|ии и видов профессиональной деятельности

сервиса в зависимости от изменения конъюнктуры рынка и спроса потребителей, в том числе с учетом социальной политики государства (ПК-2)» [9]. Производственно-технологическая деятельность предусматривает владение следующими компетенциями: «готовностью к применению современных сервисных технологий в процессе предоставления услуг, соответствующих требованиям потребителей (ПК-6); готовностью к разработке процесса предоставления услуг, в том числе в соответствии с требованиями потребителя, на основе новейших информационных и коммуникационных технологий (ПК-7)» [9]. В рамках сервисной деятельности выпускник должен владеть «способностью к диверсификации сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями (ПК-8); способностью выделять и учитывать основные психологические особенности потребителя в процессе сервисной деятельности (ПК-9); готовностью к проведению экспертизы и (или) диагностики объектов сервиса (ПК-10); готовностью к работе в контактной зоне с потребителем, консультированию, согласованию вида, формы и объема процесса сервиса (ПК-11); готовностью к осуществлению контроля качества процесса сервиса, параметров технологических процессов, используемых ресурсов (ПК-12)» [9].

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает процессы сервиса, обеспечивающие предоставление услуг потребителю в системе согласованных условий и клиентурных отношений. Выпускник по направлению «Сервис» (профиль Социальный сервис) может осуществлять профессиональную деятельность в учреждениях любых форм собственности, специализирующихся на оказании социальных услуг, профессиональных и общественных организациях. Выпускники по данному направлению также могут осуществлять профессиональную деятельность в высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку и (или) переподготовку специалистов по данному направлению.

Объектами профессиональной деятельности в области сервиса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования являются: «потребители (индивидуальные или корпоративные клиенты), их потребности; запросы потребителей (потребности клиентов - потребителей услуг); процессы сервиса; методы диагностики, моделирования и разработки материальных и нематериальных объектов сервиса; материальные и нематериальные системы процессов сервиса, информационные системы и технологии; процессы предоставления услуг в соответствии с потребностями потребителей и формирования клиентурных отношений; технологии формирования, продвижения и реализации

услуг в соответствии с потребностями потребителей; средства труда, правовые, нормативные и учетные документы; информационные системы и технологии; первичные трудовые коллективы» [8].

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению 43.03.01 «Сервис» «заключительным и обязательным этапом подготовки студентов является итоговая государственная аттестация» [2; 8]. Государственная итоговая аттестация по направлению «Сервис» осуществляется с целью установления уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям ФГОС ВО по соответствующему направлению. Обращаем внимание, что профессиональные задачи определяются в соответствии с видами деятельности. Получается, что «на выходе» мы должны получить специалиста, владеющего основными видами профессиональной деятельности, прежде всего.

В соответствии с видами деятельности обучающийся по направлению подготовки «Сервис» «должен решать следующие профессиональные задачи:

1. Организационно-управленческая деятельность:

- участие в планировании деятельности предприятия сервиса;

- участие в организации контактной зоны для обслуживания потребителей;

- участие в организационно-управленческой деятельности предприятия сервиса, формировании клиентурных отношений;

- выбор оптимальных процессов сервиса, соответствующего запросам потребителя, организация процесса предоставления услуги потребителю, в том числе с учетом социальной политики государства, развитие клиентурных отношений;

- оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение деятельности предприятия сервиса.

2. Производственно-технологическая деятельность:

- выбор материалов, специального оборудования и средств с учетом процесса сервиса;

- разработка процесса сервиса, соответствующего запросам потребителя; внедрение и использование информационных систем и технологий с учетом процесса сервиса;

- мониторинг и контроль качества процесса сервиса и обслуживания.

3. Сервисная деятельность:

- проведение экспертизы и (или) диагностики объектов сервиса; выбор необходимых методов и средств процесса сервиса;

- обобщение необходимого варианта процесса сервиса, выбора ресурсов и средств с учетом требований потребителя;

92

Вестник КГУ ^ 2018

- предоставление услуги потребителю, в том числе с учетом социальной политики государства, развитие клиентурных отношений» [6].

Оценочные средства уровня сформированно-сти компетенций прописаны в фондах оценочных средств по дисциплине и по образовательной программе в целом. Заметим, что фонды оценочных средств должны быть согласованы с работодателем. Выбор оценочного средства в рамках формирования компетенции по отдельной дисциплине должен определяться, прежде всего, формулировкой формируемой компетенции и соответствующей профессиональной задачей и быть направленным на практическую деятельность бакалавра в рамках дисциплины. Это означает, что реализация образовательного процесса подготовки бакалавров должна обеспечивать достижение новых образовательных результатов, сформулированных на основе синтеза компетенций и трудовых действий.

На наш взгляд, наиболее эффективным средством оценки в рамках данных требований является кейс (ситуационная задача). Кейс-задание должно быть построено так, чтобы его решение было направлено на проверку сформированности профессиональных компетенций, необходимых для осуществления трудовых действий в соответствии с профессиональным стандартом социального работника. В структуре кейса необходимо выделить три следующие части: организационно-методическую, содержательную и критериально-оценочную. Раскроем структурные компоненты кейс-задания и основные этапы его конструирования как оценочного средства. На первом этапе конструирования кейс-задания начинается построение организационно-методической части оценочного средства. Прежде всего, указывается раздел учебной дисциплины, при изучении которого формируются конкретные компетенции и соответствующие трудовые действия. На основе выделенных компетенций и трудовых действий формулируются образовательные результаты, подлежащие оценке с помощью кейс-задания. Далее разрабатывается сам кейс, задания к нему, указывается базис решения (что должен знать и уметь студент в рамках дисциплины, какими навыками владеть, чтобы выполнить данное задание). При необходимости к заданию дается приложение, в котором обучающийся может получить дополнительную информацию. На основе выделенных компетенций и трудового действия формулируется образовательный результат. На втором этапе формулируется текст кейса, в котором дается описание профессионально значимой ситуации. Важным моментом в конструировании кейс-задания для оценки образовательных результатов является формулировка вопросов (задач), требующих соответствующей реакции испытуемого (ответов или решения). Как правило, формулируются от 2 до 5 вопросов. В зависимости

от содержания и трудности вопросов определяется минимальное время для решения кейса.

Обязательным этапом при разработке ситуационной задачи является отбор критериев оценки кейса, соответствующих компетенции(-ям) (не ЗУН) и поставленным профессиональным задачам.

Вопрос об оценке компетентностного результата ставится сравнительно недавно, но все же на него в отечественной дидактике больше ответов, чем вопросов. А вот как оценить виды профессиональной деятельности? Вопрос однозначно еще нерешенный. Сложность заключается в том, что в рамках одного вида деятельности предусмотрено изучение целого ряда дисциплин и решение нескольких профессиональных задач. Мы предлагаем в качестве оценочного средства видов деятельности использовать междисциплинарный кейс - ситуационную задачу, позволяющую использовать знания, умения и опыт в рамках нескольких дисциплин. Отметим, что каждому виду деятельности должен соответствовать отдельный междисциплинарный кейс и рассмотрим методику его составления на примере сервисной деятельности по направлению 43.03.01 «Сервис» (профиль -Социальный сервис) в соответствии с профстан-дартом «Социальный работник».

В структуре междисциплинарного кейса необходимо также выделить три следующие части: организационно-методическую, содержательную и критериально-оценочную. На первом этапе конструирования междисциплинарного кейса определяются учебные дисциплины, направленные на формирование выбранного вида деятельности, формулируются образовательные результаты. Далее группой преподавателей соответствующих дисциплин разрабатывается текст междисциплинарного кейса - описание профессионально значимой ситуации, задания к нему. Вопросы и задания должны быть сформулированы таким образом, чтобы можно было применить знания и умения по всем указанным дисциплинам. При необходимости к заданию дается приложение, содержащее дополнительную информацию. На третьем этапе разработки междисциплинарного кейса определяются критерии его оценки. Оценивать решение междисциплинарного кейса должна также группа преподавателей, задействованных в формировании вида профессиональной деятельности, и работодатели по направлению.

Рассмотрим сервисную деятельность, как один из видов деятельности, определенный профессиональным стандартом и отраженный в основной профессиональной образовательной программе. К данной области профессиональной деятельности относятся: процессы сервиса, обеспечивающие предоставление услуг потребителю в системе согласованных условий и клиентурных отношений, а объектами сервисной деятельности являются

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

93

ЯРО)о1»Б(е((1И(О П1АДДЬ(НОКЕ)ОеНМ'}О)БП.еН11Е1ий и видов профессиональной деятельности

процессы сервиса, методы диагностики, моделирования и разработки материальных и нематериальных объектов сервиса.

В рамках сервисной деятельности посредством ряда дисциплин и практики, входящих в ОПОП по направлению, должны быть сформированы профессиональные компетенции, определяемые профессиональными задачами (табл. 1).

Для оценки сервисного вида деятельности студентам предлагается междисциплинарный кейс. К примеру, ситуационная задача может быть следующей: В отдел социальной защиты населения одного из районов г. Енисейск обратились жители, которые просят принять меры в отношении своих соседей. Супруги, имеющие четверых детей (двое - несовершеннолетние), злоупотребляют алкоголем. Отец находится на пенсии, мать - без-

Отражение требований Ф

работная. Деньги, которые зарабатывает старшая 18-летняя дочь, отбирают родители. Кроме того, она испытывает физическое и психическое насилие со стороны отца. Вопросы и задания: 1. Определите основную проблему и сопутствующие социальные проблемы. 2. Определите законодательную базу, используемую специалистом по социальной работе в данном случае. 3. Какие учреждения и специалисты должны быть задействованы в решении этой проблемы? 4. Предложите Ваш вариант оказания помощи семье специалистом социальной службы.

Такой кейс позволит проследить знания, умения, опыт в рамках сразу нескольких дисциплин, оценить результат выполнения поставленных профессиональных задач, что в целом покажет уровень сформированности вида профессиональной деятельности (табл. 2).

Таблица 1

>С по видам деятельности

Профессиональные задачи Профессиональные компетенции Дисциплины, практики

Предоставление услуги потребителю, в том числе с учетом социальной политики государства, развитие клиентурных отношений [6] ПК-8 способностью к диверсификации сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями Сервисология Пенсионное обеспечение Производственная практика

Выбор необходимых методов и средств процесса сервиса [6] ПК-9 способностью выделять и учитывать основные психологические особенности потребителя в процессе сервисной деятельности Психодиагностика Основы предпринимательской деятельности Психологический практикум Социальная защита населения Девиантология Производственная практика

Проведение экспертизы и (или) диагностики объектов сервиса [6] ПК-10 готовностью к проведению экспертизы и (или) диагностики объектов сервиса Метрология, стандартизация и сертификация Бухгалтерский учет на предприятиях сервиса Анализ деятельности производственных систем Маркетинг в сервисе Производственная практика

Обобщение необходимого варианта процесса сервиса, выбора ресурсов и средств с учетом требований потребителя [6] ПК-11 готовностью к работе в контактной зоне с потребителем, консультированию, согласованию вида, формы и объема процесса сервиса Психодиагностика Занятость населения и ее регулирование Пенсионное обеспечение Социальная геронтология Стандарты сервиса Социальный сервис в учреждениях культуры и спорта Русский язык и культура речи Речевая коммуникация в сфере сервиса Производственная практика

Проведение экспертизы и (или) диагностики объектов сервиса [6] ПК-12 готовностью к осуществлению контроля качества процесса сервиса, параметров технологических процессов, используемых ресурсов Информационные технологии в сервисе Метрология, стандартизация и сертификация Анализ деятельности производственных систем Правовое обеспечение сервисной деятельности Производственная практика

Таблица 2

Критерии оценивания междисциплинарного кейса

Уровень Показатели

Продвинутый Междисциплинарный кейс решен правильно. Студент показал высокий уровень решения конкретных профессиональных задач и продемонстрировал сформированность необходимых компетенций.

Базовый Междисциплинарный кейс решен правильно. Студент справился с решением конкретных профессиональных задач и продемонстрировал сформированность необходимых компетенций, однако были допущены ошибки.

Начальный Междисциплинарный кейс решен частично. Студент справился только с частью профессиональных задач, были допущены ошибки.

Не сформирован Междисциплинарный кейс не решен. Студент не владеет навыками решения профессиональных задач и демонстрирует несформированность необходимых компетенций.

94

Вестник КГУ 2018

Так, посредством междисциплинарного кейса происходит оценка вида сервисной деятельности в рамках рассматриваемого направления. Данное оценочное средство, на наш взгляд, является универсальным и может стать инструментарием для оценки любого вида деятельности в рамках разных направлений как высшего, так и среднего профессионального образования. Конкретная ситуационная направленность кейсов позволяет выполнить и требования ФГОС ВО к оценке образовательных результатов и проверить соответствие будущего специалиста профессиональному стандарту и требованиям современных работодателей.

Библиографический список

1. Жданкина И.Ю., Смирнов А.Н., Шамин Е.А. Предпосылки и факторы, влияющие на конкурентоспособность образовательных услуг организаций высшего образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. -2014. - № 4 (30). - С. 113-119.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 19.10.2017).

3. Зверева И.А., Жданкина И.Ю. Состояние рынка образовательных услуг на региональном уровне: основные тенденции и показатели развития // Вестник НГИЭИ. - 2016. - № 1 (56). - С. 55-64.

4. Зверева И.А., Шамин А.Е., Касимова Ж.В. Профессиональная подготовка кадров для АПК -одно из направлений инновационного развития отрасли // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2010. - № 8. - С. 89-91.

5. Кулагина О.В., Енина К.И. Формирование маркетинговой концепции рынка образовательных услуг в высших учебных заведениях // Вестник НГИЭИ. - 2016. - № 1 (56). - С. 65-72.

6. Профессиональный стандарт «Специалист по социальной работе». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: Ы1р://япрофессионал.рф/полный-профстандарт-№-3/ (дата обращения: 24.10.2017).

7. Ромашкин В.В., Сираждинов Р.Ж., Сибиря-ев А.С. Процесс подготовки квалифицированных кадров для государственной гражданской службы: актуальные проблемы и пути их решения // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2015. - № 9. - С. 207-212.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 43.03.01 «Сервис» (профиль Социальный сервис). [Электронный ресурс]. - Режим досту-

па: http://fgosvo.ru/news/5/146 (дата обращения: 21.10.2017).

9. Электронная информационно-образовательная среда Нижегородского государственного инженерно-экономического университета. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ngiei.mcdir.ru (дата обращения: 21.10.2017).

References

1. ZHdankina I.YU., Smirnov A.N., SHamin E.A. Predposylki i faktory, vliyayushchie na konkurentosposobnost' obrazovatel'nyh uslug organizacij vysshego obrazovaniya // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. -2014. - № 4 (30). - S. 113-119.

2. Zakon Rossijskoj Federacii «Ob obrazovanii» ot 29.12.2012 N 273-FZ. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174 (data obrashcheniya: 19.10.2017).

3. Zvereva I.A., ZHdankina I.YU. Sostoyanie rynka obrazovatel'nyh uslug na regional'nom urovne: osnovnye tendencii i pokazateli razvitiya // Vestnik NGIEHI. - 2016. - № 1 (56). - S. 55-64.

4. Zvereva I.A., SHamin A.E., Kasimova ZH.V. Professional'naya podgotovka kadrov dlya APK -odno iz napravlenij innovacionnogo razvitiya otrasli // EHkonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij. - 2010. - № 8. -S. 89-91.

5. Kulagina O.V, Enina K.I. Formirovanie marketingovoj koncepcii rynka obrazovatel'nyh uslug v vysshih uchebnyh zavedeniyah // Vestnik NGIEHI. -2016. - № 1 (56). - S. 65-72.

6. Professional'nyj standart «Specialist po social'noj rabote». [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://yaprofessional.rf/polnyj-profstandart-№-3/ (data obrashcheniya: 24.10.2017).

7. Romashkin V.V., Sirazhdinov R.ZH., Sibiryaev A.S. Process podgotovki kvalificirovannyh kadrov dlya gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby: aktual'nye problemy i puti ih resheniya // Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya). - 2015. - № 9. - S. 207-212.

8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu 43.03.01 «Servis» (profil' Social'nyj servis). [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://fgosvo. ru/news/5/146 (data obrashcheniya: 21.10.2017).

9. EHlektronnaya informacionno-obrazovatel'naya sreda Nizhegorodskogo gosudarstvennogo inzhenerno-ehkonomicheskogo universiteta. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://ngiei.mcdir.ru (data obrashcheniya: 21.10.2017).

Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.