Научная статья на тему 'Методические подходы к оценке экономического потенциала предприятия'

Методические подходы к оценке экономического потенциала предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
773
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ / ВОЗМОЖНОСТИ / МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коровин И. В., Гуазова Д. А.

В статье рассмотрены методологические подходы к оценке экономического потенциала предприятия. Даны предложения по реализации экономического потенциала сельскохозяйственного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к оценке экономического потенциала предприятия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

И.В. КОРОВИН,

соискатель

кафедры экономической теории и коммерции, ФГОУ ВПО «Пятигорский государственный технологический университет», 357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул.40 лет Октября, 56;

Д.А. ГУАЗОВА,

соискатель кафедры экономического анализа и аудита, ФГОУ ВПО «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия»,

360030, КБР, г. Нальчик, ул. Тарчокова, 1а

В статье рассмотрены методологические подходы к оценке экономического потенциала предприятия. Даны предложения по реализации экономического потенциала сельскохозяйственного предприятия.

Ключевые слова: потенциал предприятия; возможности; методы реализации.

Коды классификатора ^ЕЬ: 1,21, 1,23.

Очевидно, что экономические возможности предприятия раскрываются только при наличии определенной хозяйственной цели. При этом только обобщающие экономические показатели, отражая цели, могут характеризовать потенциал предприятия в целом. Прибыль, рассматриваемая в качестве обобщающей стратегической хозяйственной цели, позволяет ставить конкретно вопрос об оценке экономического потенциала. Это создает основу для построения особой системы оценок экономического потенциала. Вместе с тем, не исключается постановка и любой другой хозяйственной цели, к которой также может быть применим общий механизм построения систем оценок экономического потенциала предприятия, изложенный в принципах.

В системе оптимального стратегического управления может быть дифференцировано два основных направления достижения долгосрочной цели: стратегия восстановления потенциала и стратегия диверсификации. Это означает разработку оценки потенциала, соответственно, в рамках действующей производственной программы и в рамках новой производственной программы. Два направления к цели предполагают существование двух подходов к оценке экономического потенциала предприятия, каждый их которых позволяет сформировать свою группу методов и моделей оценки [2].

Принципиальным моментом первого подхода является разработка оценки действующего экономического потенциала предприятия с позиции определенных качественных показателей, увязывающих, с одной стороны, влияющие факторы и, с другой, — прибыльность предприятий. Фактически указанные показатели также отражают уровень и состояние потенциала предприятия в отдельных аспектах хозяйственной деятельности, а в целом обусловливают значение потенциала по выбранному главному показателю — в данном случае прибыли предприятия. В рамках указанного подхода рассматривается реально работающий потенциал, направленный на реализацию производственной программы, база которой не меняется. То есть следует исходить из того, что не происходит принципиальных изменений в профиле производимой продукции, а следовательно, и в структуре материально-технической базы, используемых площадей сельскохозяйственного назначения, инфраструктуре производства. Все в основе остается прежним, однако ставится задача оценки возможностей предприятия, его способности достичь в рамках сложившихся ресурсов поставленной обобщающей цели. Учитывая характер этой цели — достичь наибольшей экономической эффективности, фактически рассматриваются максимальные возможности эволюционных преобразований, не сопряженных с глубокими, «революционными» изменениями условий сельскохозяйственного производства.

Используемый на практике экономический анализ деятельности предприятия позволяет отобрать целый ряд показателей, отражающих способность организации быть прибыльной при сложившемся направлении хозяйствования. Однако анализ хозяйственной деятельности предприятия не акцентирует внимание на функции целеполагания этих показателей, на их стратегической взаимосвязи и необходимости интеграции в единую систему.

Экономический анализ рекомендует рассматривать эти показатели как критерии оценки текущего состояния предприятия и его ресурсов с различных точек зрения, аспектов, при помощи которых параллельно и обособленно исследуется платежеспособность, производительность, финансовая устойчивость, имущественное состояние, производство, реализация и другие стороны работы и положения предприятия. Таким образом, очевидна потребность объединения указанных показателей

© И.В. Коровин, Д.А. Гуазова, 2009

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

в единую систему показателей оценки экономического потенциала в рамках первого подхода (действующей производственной программы).

Сформировать систему качественных показателей оценки экономического потенциала, характеризующих наиболее важные экономические тенденции, от которых в конечном итоге зависит прибыль предприятия, отобрав наиболее информативные из них, позволяет исследование всех факторов, влияющих на прибыль. Актуальность факторного отбора показателей оценки достаточно подробно показана при обосновании соответствующего принципа. В качестве основы для подбора факторов принимается факторное исследование прибыли, предлагаемое теорией и практикой экономического анализа с определенной и конкретной модернизацией [1].

Факторный анализ прибыли требует, прежде всего, конкретизации самого показателя прибыли, с которым будет связана совокупность качественных показателей экономического потенциала. Это является первым этапом разработки метода обобщающей оценки потенциала предприятий.

В системе финансового учета выделяется несколько показателей прибыли: прибыль от реализации продукции, прибыль от финансово-хозяйственной деятельности, балансовая прибыль, чистая прибыль и др. Каждый показатель прибыли позволяет выстроить собственную систему факторов и коэффициентов, то есть построить собственную систему оценки экономического потенциала. Однако наиболее информативным и подконтрольным управлению, на наш взгляд, является показатель прибыли, включающий в себя прибыль от продажи продукции, прочей реализации и финансовой деятельности. Значение этого показателя позволяет судить об истинной результативности предприятия, отражает не только производственную, но и финансовую сторону его работы.

Следующим, вторым этапом, является собственно факторный отбор качественных показателей оценки экономического потенциала. Его результаты сведены в табл. 1, в которой представлены факторы, влияющие на прибыль от продажи продукции, а также на прибыль от прочей реализации и финансовой деятельности, и соответствующие им коэффициенты, отобранные для сельскохозяйственных предприятий. Система коэффициентов образует искомые качественные показатели оценки экономического потенциала, которые разносторонне характеризуют его уровень и способность иметь в конечном итоге заданную прибыль.

Таблица 1

Интегрированные факторы и качественные показатели (коэффициенты) экономического потенциала сельскохозяйственного предприятия

Показатель прибыла Факторы, влияющие на показатель прибыли Качественные показатели экономического потенциала (показатели, отражающие влияние факторов и определяющие уровень прибыли)

Прибыль от про- реализационные цены на продукцию к= Индекс реализованной продукции

дажи продукции Индекс реализационной цены

объем реализации продукции К2 = Постоянные расходы

Переменные расходы

цены на материальные ресурсы и К3 = Индекс цен на материальные ресурсы

тарифы Индекс реализационных цен

уровень затрат материальных и тру- К4 = Индекс производительности труда

довых ресурсов Индекс фондовооруженности труда

К5 = Индекс производительности труда

Индекс заработной платы

Прибыль от про- структура имущества К6 = Оборотные средства

чет реализации и финансовой деятельности Внеоборотные средства

обеспеченность собственными оборотными средствами где О — денежные средства и краткосрочные финансовые вложения; Еа — дебиторская задолженность и прочие активы; 2 — запасы и затраты; Зк — краткосрочные кредиты и заемные средства; Кп — кредиторская задолженность и прочие пассивы.

К1 — коэффициент ценовой эластичности спроса;

К2 — показатель производственного левериджа;

К6 — коэффициент соотношения мобильных и иммобильных средств;

К7 — коэффициент текущей ликвидности.

Как показывает практика, решающее значение для эффективности сельскохозяйственных предприятий имеет влияние такого фактора как цены на произведенную продукцию. Негативное влияние этого фактора часто наблюдается в случаях, когда имеет место монополия перерабатывающих предприятий, обусловливающая колебание рыночных цен на продукцию сельхозпроизводителей вокруг монопольных (как правило заниженных) цен, а не цен производства. Степень подверженности предприятия влиянию цен на товарном рынке непосредственно отражает показатель ценовой

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА... 145

эластичности спроса. В экономической теории для определения ценовой эластичности принято использовать следующую формулу:

я,=%де,

° %Ар

где %AQ — изменение объема спроса, в процентах;

%Ар — изменение рыночной цены, в процентах.

Косвенным показателем объема спроса может служить объем реализации продукции (в денежном выражении), то есть объем продукции, нашедшей своего покупателя. В результате, модернизировав общепринятую формулу, получаем следующую расчетную модель коэффициента эластичности спроса и показателя экономического потенциала предприятия К.

Индекс реализованной продукции

К1 = --------------------------

Индекс реализационной цены

Если показатель К1< 1, то имеет место низкая эластичность спроса. При значении показателя К1>1 спрос считается эластичным. Если спрос эластичен, то при понижении цен общий доход возрастает, а при росте цен происходит сокращение общего уровня доходов. И наоборот, при низкой эластичности спроса колебания в уровне доходов прямо пропорциональны росту и сокращению цен. Высокий уровень эластичности спроса необходим для сохранения прибыли (выручки) при снижении цен, поэтому данный показатель непосредственно отражает возможности предприятия реагировать на негативное воздействие ценового фактора на прибыль.

Реальным противодействием политики монополий и резкому колебанию цен в условиях меняющейся конъюнктуры, а в конечном счете резервом повышения прибыли может оказаться увеличение предприятием объемов реализации продукции и, соответственно, объемов производства. При увеличении выпуска продукции полная удельная себестоимость должна быстро и значительно снизиться. В данном случае возможности предприятия к увеличению производства продукции и прибыльности зависят от того, насколько рационально распределены его ресурсы. Этот момент находит отражение в структуре себестоимости продукции. В частности, известно, что основными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы. Соотношение между ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной на предприятии. Эта взаимосвязь характеризуется категорией производственного или операционного левериджа, что позволяет использовать его в качестве показателя экономического потенциала предприятия. В упрощенной интерпретации данный коэффициент (К2) может быть рассчитан следующим образом.

где ЕС — постоянные расходы (заработная плата административного персонала, арендная плата, амортизация (при условии, что она начисляется линейным или ускоренным методом), расходы на охрану, ремонт, поддержание оборудования в рабочем состоянии, страховые взносы и др.);

УС — переменные расходы (основные материальные затраты, заработная плата производственных рабочих и др.).

По существу, уровень данного показателя определяет величину производственного риска, ассоциируемого с предприятием. Чем меньше значение производственного левериджа, тем больше запас финансовой прочности и возможностей для увеличение объемов реализации и прибыли. Предприятия с высоким уровнем постоянных расходов несут больший риск убытка при неблагоприятном развитии рыночной ситуации. Однако эта зависимость имеет вероятностный характер, поэтому найти оптимальное сочетание постоянных и переменных расходов нелегко [3].

Во многом возможность влияния сельскохозяйственных предприятий на себестоимость продукции и, соответственно, прибыль, ограничивается значительным ростом цен на энергоносители, топливо и в целом на материальные ресурсы (корма, минеральные удобрения, семена и т. д.). Подверженность прибыли предприятия влиянию такого фактора как цены на материальные ресурсы может быть исследована при помощи показателя экономического потенциала К3:

Индекс цен на материальные ресурсы

КЗ = ------------------------------

Индекс цен на продукцию предприятия

Опережающий рост цен на материальные ресурсы приводит к росту материалоемкости продукции предприятия, к повышению себестоимости, что в конечном счете приводит к снижению прибыли.

Другим резервом снижения себестоимости и еще одним фактором, определяющим показатель прибыли, принято считать уровень затрат материальных и трудовых ресурсов. Выступая в качестве фактора более высокого порядка, он обобщает действие целого ряда факторов, самым непосредственным образом определяющих эффективность сельскохозяйственного производства. Подразумевается, что снижение уровня затрат, вызванного более рациональным использованием ресурсов, и в первую очередь, трудовых, в сочетании с производственными возможностями является основным механизмом повышения качества продукции, урожайности культур, продуктивности животных, а в

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

целом — роста фондоотдачи основных производственных фондов. Необходимым условием последнего является превышение темпов роста производительности труда над темпами роста фондовооруженности труда.

Таким образом, получаем следующий показатель экономического потенциала предприятия

(К,):

Индекс производительности труда

К4 =

Индекс фондовооруженности труда

Предполагается, что при К4 > 1 предприятие в состоянии управлять уровнем затрат материальных и трудовых ресурсов. Вместе с тем, возможности влияния предприятия на использование своих трудовых ресурсов, уровень производительности труда необходимо также рассматривать в тесной связи с оплатой труда. Только при условии, что темпы роста производительности труда опережают темп роста оплаты труда создаются условия для расширенного, прибыльного производства. Поэтому в систему показателей экономического потенциала следует ввести коэффициент (К5), отобранный с позиции фактора уровня затрат материальных и трудовых ресурсов:

Индекс производительности труда

К5 =

Индекс заработной платы

Рост заработной платы при снижении или отставании производительности неминуемо приведет к росту затрат и снижению показателей прибыльности, существенно ограничит возможности управлять уровнем себестоимости продукции и прибылью.

Положительные финансовые результаты могут быть получены от операций, связанных с движением имущества предприятия (продажа незадействованных в производстве основных средств и запасов, сдачи имущества в аренду и т. п.) [4]. В этой связи можно сказать, что прибыль зависит от мобильности структуры имущества и обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами. Эти факторы отражают взаимосвязь между потенциалом и прибылью предприятия от реализационных операций, не связанных с реализацией продукции, работ и услуг. Оценить экономический потенциал с точки зрения мобильности структуры имущества можно при помощи коэффициента соотношения мобильных (оборотных) и иммобилизационных (внеоборотных) средств (К6):

^ Оборотные средства

Внеоборотные средства

Превышение индекса иммобилизованных средств над мобильными средствами определяет тенденцию к замедлению оборачиваемости всей совокупности активов, увеличивает собственную потребность в запасах сырья, материалах и в денежных ресурсах, что не позволяет свободно маневрировать этими средствами, в том числе осуществлять продажу части оборотных активов для повышения прибыли, способствует росту неликвидных активов, которые сложно реализовать в случае необходимости.

Оценить обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами, а следовательно, возможность получения прибыли путем реализации ликвидных ресурсов позволяет коэффициент текущей ликвидности (К7). Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия) показывает платежные возможности предприятия, оцениваемые при условии не только своевременных расчетов с дебиторами и благоприятной реализации готовой продукции, но и продажи в случае нужды прочих элементов материальных оборотных средств:

к^я2Т^Г'

■’к+пп

где Б — денежные средства и краткосрочные финансовые вложения;

Я — расчеты (дебиторская задолженность) и прочие активы;

2 — запасы и затраты;

3К — краткосрочные кредиты и заемные средства;

ЯП — расчеты (кредиторская задолженность) и прочие пассивы.

Показатель текущей ликвидности отражает, таким образом, возможность предприятия при необходимости провести продажу части материальных активов без риска потери своей платежеспособности. Как показывает практика, нормальным значением данного показателя для сельскохозяйственных предприятий можно считать кт £1,5 .

Конкретизация показателей требуется, по нашему мнению, при наличии ярко выраженной специализации, которая в условиях рынка сглаживается и приводит в основном к универсальному характеру производственных программ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимов О.Ю. Малый средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. М.: Финансы и статистика, 2004.

2. АндреевГ.И. Основы управления предприятием. М.: Финансы и статистика, 2008.

3. Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике. М.: Финансы и статистика, 2007.

4. МисаковВ.С. Теория и практика анализа конкурентоспособности фирмы. М.: Финансы и статистика. 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.