Научная статья на тему 'Методические подходы к исследованию феномена успешности российских организаций'

Методические подходы к исследованию феномена успешности российских организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
300
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕШНОСТЬ / SUCCESS / ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / COMPETITIVE ENVIRONMENT / ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / FINANCIAL INDICES / БАЗА ДАННЫХ / DATABASE / SUCCESSFULNESS / PARTIES CONCERNED

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Милёхина О.В., Адова И.Б.

Успешность компаний рассматривается как стратегическое преимущество, обеспечивающее выживание в условиях растущей конкуренции. В статье предложено организовать системную работу всех заинтересованных сторон в двух основных направлениях, связанных с формированием системных метрик и оценкой результатов текущей деятельности относительно предыдущих периодов и позиций конкурентов на пространстве информационного континуума организации, а также локализацией стратегических областей бизнеса, определения ключевых факторов успеха, выбора управленческих решений по подготовке и реализации стратегий, ведущих к успеху. Осуществлен анализ литературных источников по проблемам, связанным с успешностью и результативностью деятельности социально-экономических систем, который показал различную семантику понятия в словарных статьях и бизнес-обороте. Показано, что успех, с одной стороны, это статическая характеристика компании, степень достижения целей, а с другой внешнее и внутреннее признание компании, делающее ее привлекательной для партнеров по бизнесу, инвесторов и иных заинтересованных сторон, а также удовлетворенность ее сотрудников, обеспечивающая продуктивное поведение, ориентированное на результат. При этом долгосрочный успех отождествляется с понятием успешности как динамической характеристики результативной деятельности компании. Для обоснования системы метрик успешности публичных компаний охарактеризованы финансово-бухгалтерский, статистический, управленческий и корпоративный методические подходы, осуществлена оценка их практической применимости с точки зрения формирования метрик, предложен прототип эмпирической базы данных количественных и качественных показателей успешных публичных компаний. Проверена гипотеза о соблюдении золотого правила экономики, которая показала, что согласно данным публичной отчетности 90 компаний, успешных по версии рейтингового агентства «Эксперт РА», для большей части организаций (67,8%) правило не выполняется. Анализ качественных показателей для всего сформированного массива также дает неоднозначные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological approaches to the study of the phenomenon of Russian enterprises success

Importance We consider the success of companies as a strategic advantage for survival in increasing competitive conditions. Objectives We propose to organize a systematic cooperation of all interested parties in two main directions, related to the formation of system metrics and evaluation of the results of ongoing activities in comparison with the prior periods and positions of competitors in the space continuum of information of the organization, and localization of the strategic areas of the business, identifying key success factors, the choice of managerial decisions on the preparation and implementation of strategies leading to success. Methods To justify the success metrics system of public companies, we have characterized the financial and accounting, statistical, managerial, and corporate methodological approaches; we have assessed their applicability in terms of metrics formation, and we propose a prototype of an empirical database of quantitative and qualitative indicators of successful public companies. Results We have analyzed literature sources on the issues related to the success and impact of socio-economic systems. The analysis showed the different semantics of the dictionary entries and business turnover. It also showed that the success, on the one hand, is a static characteristic of the company, the degree of attainment of the objectives and, on the other hand, it is external and internal company's recognition, making it attractive for business partners, investors and other interested parties, as well as the satisfaction of its staff, providing productive result-oriented behavior. The long-term success is equated with the concept of success as the dynamic characteristics of the productive activities of the company. The tested hypothesis on the observance of the golden rule of the economy has shown that according to public reporting of 90 companies, successful by Expert RA rating agency, the rule fails for most of the organizations (67.8%). The analysis of quality indicators for the entire array formed also gives mixed results.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к исследованию феномена успешности российских организаций»

Методы анализа

УДК 658.012.1:334.758.4

методические подходы к исследованию феномена успешности российских организаций

О.В. МИЛЁХИНА,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической информатики E-mail: olga.milekhina@gmail.com Новосибирский государственный технический университет

И.Б. АДОВА, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и управления E-mail: adovaib@sibmail.ru Сибирская академия финансов и банковского дела

Успешность компаний рассматривается как стратегическое преимущество, обеспечивающее выживание в условиях растущей конкуренции. В статье предложено организовать системную работу всех заинтересованных сторон в двух основных направлениях, связанных с формированием системных метрик и оценкой результатов текущей деятельности относительно предыдущих периодов и позиций конкурентов на пространстве информационного континуума организации, а также локализацией стратегических областей бизнеса, определения ключевых факторов успеха, выбора управленческих решений по подготовке и реализации стратегий, ведущих к успеху. Осуществлен анализ литературных источников по проблемам, связанным с успешностью и результативностью деятельности социально-экономических систем, который показал различную семантику понятия в словарных статьях и бизнес-обороте. Показано, что успех, с одной стороны, это статическая характеристика компании, степень достижения целей, а с другой — внешнее и внутреннее признание компании, делающее ее привлекательной для партнеров по бизнесу, инвесторов и иных заинтересованных сторон, а также удовлет-

воренность ее сотрудников, обеспечивающая продуктивное поведение, ориентированное на результат. При этом долгосрочный успех отождествляется с понятием успешности как динамической характеристики результативной деятельности компании. Для обоснования системы метрик успешности публичных компаний охарактеризованы финансово-бухгалтерский, статистический, управленческий и корпоративный методические подходы, осуществлена оценка их практической применимости с точки зрения формирования метрик, предложен прототип эмпирической базы данных количественных и качественных показателей успешных публичных компаний. Проверена гипотеза о соблюдении золотого правила экономики, которая показала, что согласно данным публичной отчетности 90 компаний, успешных по версии рейтингового агентства «Эксперт РА», для большей части организаций (67,8%) правило не выполняется. Анализ качественных показателей для всего сформированного массива также дает неоднозначные результаты.

Ключевые слова: успешность, заинтересованные стороны, конкурентная среда, финансовые показатели, база данных

Успешность как научный феномен широко исследуется более ста лет. Рассматривая процесс успешного развития публичных компаний в России, необходимо опираться на факторы, определяющие развитие этих социально-экономических систем, и задавать вектор результативного управления с учетом жестких временных рамок, истории и традиций организации [9, 15, 22, 23]. Организационные изменения в широком смысле слова обусловлены глобальными изменениями, связанными с инновациями, международной экономической интеграцией, созреванием рынков в развитых странах и трансформацией политических режимов. При этом внедрение технологических, организационных, маркетинговых и прочих инноваций направлено в первую очередь не столько на достижение процветания организации в текущем периоде, сколько на ее выживание в условиях растущей конкуренции [4]. В этом контексте принципиальное значение приобретает постановка системной работы всех заинтересованных сторон (стейкхолдеров) в двух основных направлениях.

Первое направление связано с формированием системных метрик и с оценкой результатов текущей деятельности в разрезе динамики внутренних и внешних показателей относительно предыдущих периодов и позиций конкурентов на пространстве информационного континуума организации. В контексте органического подхода к развитию социально-экономических систем недостаточно установить закономерности функционирования элементов целостной системы с точки зрения отдельных функциональных компонентов (финансово-экономических, стратегических, маркетинговых, производственных, логистических и др.), важно знать характер функциональных связей между элементами социально-экономической системы, понимать, как в результате их взаимодействия возникают интегральные характеристики организации [8, 14]. В этом смысле отсутствие единого информационного пространства и низкий уровень информационной прозрачности российских компаний чрезвычайно затрудняют применение инструментария результативного менеджмента и делают крайне затруднительным процесс привлечения инвестиций, необходимых для внедрения различных инноваций [7, 12].

Во втором направлении следует определить стратегические области бизнеса, локализовать ключевые факторы успеха, выработать обоснованные управленческие решения по подготовке и

реализации стратегий, ведущих к успеху. Попутно возникают вопросы: как, в каких категориях определить понятия «успех» и «успешность», а также по каким критериям оценивать успешную деятельность компании?

Анализ литературных источников по проблемам, связанным с успешностью и результативностью деятельности социально-экономических систем, показал, что в словарных статьях и бизнес-обороте определения и семантика понятия «успех» носят разнообразный характер:

— удачное достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо [13];

— удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели, признание такой удачи со стороны окружающих, общественное одобрение достижений, удача, внимание общества, признание достоинств, победа, счастье [19];

— постепенная реализация достойной цели, движение, импульс, достижение, процесс, который требует времени, применение знаний на практике, конкатенация прошлых побед и достижений, необходимость, обеспечивающая продуктивное поведение индивида [20];

— достижение поставленной цели [17];

— синоним долговечности организации, ключевые факторы успешности которой носят нематериальный характер. В основе успеха лежит человеческий фактор, обеспечивающий компании чувствительность к среде, сплоченность команды, терпимость к нестандартности и нестандартным людям, консерватизм в области управления финансовыми потоками [16];

— внутренняя душевная гармония, счастье, самореализация и полное раскрытие потенциала индивида, осмысленность, занятие самым любимым делом [2];

— благополучность, спорость, удачливость, добычливость, счастливая звезда, харизма, фарт, везуха, пруха [21];

Таким образом, можно говорить о двойственном содержании понятия «успех» относительно деятельности компании. С одной стороны, это статическая характеристика компании, степень достижения целей. А с другой стороны, внешнее признание компании, делающее ее привлекательной для партнеров по бизнесу, инвесторов и иных заинтересованных сторон, внутренняя удовлетворенность ее сотруд-

ников, обеспечивающая продуктивное поведение (в том числе производительность труда, качество продукции, скорость, безошибочность трудовых действий и др. [1, 5]), ориентированность на результат. При этом долгосрочный успех рационально отождествить с понятием успешности — некоторой динамической характеристикой результативной деятельности компании.

Успешность бизнеса зависит от динамики и прогнозируемости состояния внешней среды и внутренних факторов, прежде всего — кадровой политики собственников и топ-менеджеров, которая, согласно выводам отдельных исследователей, «использует мозги людей, а не только их время, обеспечивает общность целей, сильные связи между работниками, преемственность поколений, привлечение из внешнего мира творческих, инициативных, ответственных людей» [21]. При этом регламентация по типовым функциям соседствует с творческим хаосом по нетиповым, допускается общее право на ошибки и просчеты, конкуренция с внешним миром сочетается с сильной кооперацией внутри компании, контроль в компании воспринимается как способ коррекции хода процессов (не как способ наказания), сочетается со свободой и самоконтролем.

Можно заключить, что понятие успеха является классической лингвистической переменной, семантика которой зависит от «модели мира» индивида (группы), производящего оценку: для «малиновых пиджаков» — это удача, «пруха», для представителей бизнеса — это результативность в достижении целей. По мнению авторов, для корпоративного управления в экономике знаний успех компании обеспечивается участием сотрудников в достижении стратегических целей на основе приятия видения перспектив развития социально-экономической системы через повышение информированности сотрудников. В этом контексте успех компании можно определить как признание достоинств (удачи) со стороны заинтересованных сторон (стейкхолде-ров), общественное одобрение, обеспечивающие долговечность компании на рынке.

С точки зрения постановки системной работы всех заинтересованных сторон целесообразно сформировать некоторую систему метрик (измеримых показателей) успешности публичных компаний. Методически можно ориентироваться на структуризацию показателей в рамках следующих подходов: финансово-бухгалтерского, статистического,

управленческого и корпоративного. В контексте возможности оценки успешности публичных компаний в России указанные подходы опираются на типовую технологию работы с данными.

Источником информации в финансово-бухгалтерском подходе является финансовая отчетность публичных компаний. К несомненным достоинствам подхода можно отнести публичность (доступность) информации и унифицированность расчетов, основанную на применении единой технологии конечного множества вариантов расчетов. Сложность применения подхода состоит в том, что подготовка отчетности осуществляется для множества целей и разных стейкхолдеров — банков, фискальных органов, иных внешних заинтересованных сторон (например, для представления информации на сайте). К явным недостаткам подхода можно отнести:

— отсутствие возможности личного наблюдения внешними пользователями (заинтересованными сторонами);

— незавершенность конвергенции российских стандартов бухгалтерского учета в международные стандарты финансовой отчетности;

— ограниченность применения — систематизация данных возможна только для публичных компаний или для специалистов самой компании с соответствующим режимом доступа;

— парадокс недоступности — несмотря на то, что компания позиционирует себя как публичная, фактически отсутствует в свободном доступе ее финансовая отчетность, либо она предоставляется со значительным запаздыванием;

— «игра в прятки» — фактическое отсутствие типовых форм публичной нефинансовой отчетности (в частности, по корпоративной социальной ответственности она носит рекомендательный характер) обусловливает затрудненный интернет-поиск подобного рода информации;

— ограниченность возможности аналитических группировок без создания специальных аналитических баз данных.

Источником информации при статистическом подходе являются базы данных и показателей, формируемых Федеральной службой государственной статистики. В данном случае используются обработанные данные финансовой отчетности, представленные компаниями в органы статистики. Обработка данных Росстатом по известной методике и их представление в типовой форме обусловливают достоинства и недостатки подхода.

К достоинствам можно отнести доступность информации, оперативность ее обновления, а также возможность построения аналитических таблиц и графиков. Однако при этом отчеты и инфорграфика могут быть сгенерированы по заранее заданным запросам, что приводит к отсутствию персонификации. В части недостатков также можно говорить об ограниченной достоверности и запаздывании с актуализацией информации.

Источником информации при применении управленческого подхода является первичная информация о деятельности компании как результат личных наблюдений менеджеров и замеров параметров бизнес-процессов. В числе достоинств можно назвать возможность включения в систему показателей качественных оценок успешности бизнес-процессов, а также оперативность сбора информации, ее обработки и принятия упреждающих (корректирующих) управленческих решений, хотя введение показателей успешности повышает информационную нагрузку на специалистов компании (так называемый белый шум). К недостаткам можно отнести отсутствие унифицированной системы показателей и ограниченность доступа внешних заинтересованных сторон к данным управленческого учета и отчетности, что, безусловно, ограничивает восприятие «лоскутком» бизнес-ситуации, либо мозаикой ситуации, сложенной из доступной информации через призму функционала рабочего места. Из-за указанных недостатков возникают проблемы сравнимости результатов деятельности компании или группы компаний в динамике и сводимости к одной системе показателей. В развитие управленческого подхода для публичных компаний актуален корпоративный подход, который наряду с традиционной управленческой информацией позволяет открыто предоставлять заинтересованным сторонам не только финансовую, но и прочую информацию, формализованную в виде количественных и качественных показателей.

Систематизация признаков финансово-бухгалтерского, статистического, управленческого и корпоративного подходов представлена в таблице.

В силу того, что поле проводимых исследований ограничено исключительно публичными компаниями, использование управленческого и корпоративного подходов не представляется возможным, а для внешней оценки успешности рационально сконцентрироваться на взаимодополняющем сочетании

финансово-бухгалтерского и статистического подходов. При этом использование специализированого инструментария обработки данных — онтологий, семантических полей, технологий контент-анализа, технологий облачных вычислений, кластеризации, прототипирования, прочих технологий, обеспечивающих сбор, обработку, анализ и хранение информации в базах данных и знаний — значительно повысит результативность анализа.

Соглашаясь с утверждением В.В. Маковеевой о том, что успешность деятельности компании играет значительную роль в организации сетевых взаимодействий [6], следует отметить, что системная работа, направленная на достижение успеха, невозможна без организации соответствующего информационного обеспечения, позволяющего не только анализировать динамику внутренних показателей деятельности компании, но и осуществлять мониторинг показателей деятельности конкурентов и стратегических партнеров. Если первая компонента (внутреннее информационное обеспечение процесса мониторинга успеха) в большинстве компаний реализована в виде корпоративных информационных систем [1, 10, 11, 18], то единой эмпирической базы данных, включающей показатели деятельности успешных компаний, в России на текущий момент не существует. Формирование подобного внешнего информационного обеспечения является отдельной задачей, решение которой требует создания информационного пула российских публичных компаний и некоторого множества проектных решений технического характера, обеспечивающих возможность получения релевантной и пертинентной информации.

В целом требования к показателям успеха могут быть сформулированы в следующем виде:

— постоянство — показатели должны формироваться на перспективу (минимум на 3-5 лет с поквартальной разбивкой), что позволит затем производить ретроспективный анализ результатов деятельности организации, а также трендовый и иные виды предикативного бизнес-анализа в контексте достижения стратегического успеха бизнеса;

— измеримость — возможность измерения показателя в виде абсолютных, относительных и удельных величин. Следует заметить, что часть показателей будет носить статический, а часть — динамический характер. Во избежание зашумления необходимо проводить семантический анализ показателей на предмет локализации неизменяющихся

-go IS

ш

ш

О

>

=п

>

со

CD О О О г ш О

Е.Ш

-о О ш 3>

CD

СО СО

Сравнительная характеристика методических подходов к исследованию феномена успешности организаций

'со

CD

з I

ю о

Область сравнения Финансово-бухгалтерский подход Статистический подход Управленческий подход Корпоративный подход

Основные пользователи информации Внешние заинтересованные стороны Внутренние заинтересованные стороны Внешние и внутренние заинтересованные стороны

Основные цели Информирование внешних заинтересованных сторон о финансовом состоянии и финансовых результатах организации, налоговых обязательствах Информирование внешних заинтересованных сторон о финансовых и прочих показателях деятельности организации Обеспечение информационной поддержкой процесса принятия управленческих решений оперативного, тактического и стратегического уровней управления организацией Информирование внешних и внутренних заинтересованных сторон о финансовых и прочих показателях деятельности корпорации и организаций, входящих в нее; обеспечение информационной поддержкой процессов корпоративного управления

Обязательность Требуется по законодательству Применяется по решению руководства организации Применяется по решению лиц, принимающих решения в корпорации

Теоретическая база Теории финансово-экономического анализа и бухгалтерского учета Общая теория статистики, теория вероятности и математическая статистика, эконометрика Теории принятия управленческих решений Теории принятия управленческих решений, теория корпоративного управления

Методы Методы финансово-экономического анализа: вертикальный, горизонтальный, коэффициентный, факторный и др. Корреляционный анализ, регрессионный анализ, кластерный анализ, дис-криминантный анализ, факторный анализ и др. Методы экономического анализа и бизнес-анализа: сравнения, индексный, коэффициентный, элиминирования и др.; методы стратегического анализа: SWOT, PESTEL, SNW и др. Вероятностные методы анализа рисков, Self Assessment, рейтинг, рэнкинг, Data mining, Visual mining, Text mining и др.

Основной объект анализа Организация как хозяйствующий субъект, идентифицируемый по видам хозяйственной деятельности и др. общероссийским классификаторам Центры ответственности внутри организации, виды продукции, бизнес-про-цессы и процедуры, проекты Центры ответственности внутри корпорации и организаций, входящих в нее, виды продукции, бизнес-процессы, проекты в контексте взаимодействия внешних заинтересованных сторон

Сроки сбора, анализа, обработки и систематизации информации, частота формализации документов Периодически в соответствии с законодательством через несколько месяцев (недель) Перманентно, согласно внутренним регламентам организации, сразу по окончании отчетного периода; при обнаружении отклонения от целевых показателей; по запросу в соответствии с потребностями руководства организации Перманентно, согласно внутренним регламентам корпорации, сразу по окончании отчетного периода; при обнаружении отклонения от целевых показателей; по запросу лиц, принимающих решения, в соответствии с потребностями фактических и потенциальных заинтересованных сторон

Характер информации Ретроспективный характер Ретроспективный и прогнозный харакге 3

Границы ответственности В соответствии с российским законодательством Внутриорганизационная, определяется регламентами в рамках системы внутреннего контроля, в регламентах бизнес-процессов и процедур, локальных актах и т.п. Внутрикорпоративная, определяется корпоративными стандартами с ориентацией на международные нормы

гъ

0

о»

а Ж

1

Si

N) -J

ГЪ

О

ч

Л

а

а $

п

s

«

о =

:= =

s =

Й &

о =

I

и =

:=

о =

о Ч

Ü £

S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«

о =

:= =

•J о

ff =

и =

=

н U

I

и

, £ <5 1=

0 3S u а s -

щ ft

1 2

©

vi?

-

= =

о =

§

ft и ■С

я

Ч

О

& а

5. я

й к

д о

S я

8 н л о

^ 8

2 I

о

и я

S3 а

Е л

Я Я Я

9 <3

Й Я

я л

о X

л а

о я

S °

й ^

я ^

^ л л

i л

0 Я

х -

а

Л

£

1

s Я Я л Л о я

Л о

<и £

U

Я « о о

л Ч " &

л

XI

w ^

Я Я

о <и

^ N

« Я

X л U <и Я SX

л Я

в

Is

§ 2 § я

о £

л

X

й X

^ Р-

X ■г

О

Я s

« н 9 5

гЛ X S X

<а Я о <и ю о

0 ?

d

и £

л л л

X

1 I

л

X

о

<и л

о о Я о

о

О =Я Я и

ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

« W

г-

а к

я Я

И Я я и

^ о

я а

Ч X

Л н

s £

а о

Я л

5 я

6 л

и а

U

Я

S о.

л ^

m 2

« о

L' ¿н

s о

л ^

IS «

& §

О В

2

Л I

я о Я

N ^

S

о h

к =

S

.a

л я

о

X

о &

я

<и Я

0

а я

X

1 I

о

,, s ° Я 2 л

^ I

о о

Я Я

* л

и &

н н

S

я я л л о я л

8 л

л н

н &

о я

Й u

Л м

a 3

Й «

X СО

U л

Я Л

h и

X ■г

о о о

и я

Ь о й « Я л

& Ч л

X

a

a ^ я ^

PQ ^

s Я Я

л

^

I

л о S h о о я

(статических) показателей, а для динамических — выстраивать тренды как минимум по 15 точкам согласно заложенному временному периоду (например, один квартал);

— достоверность — значения измеренных показателей должны быть основаны на достоверных данных, полученных из бухгалтерской или релевантной управленческой и корпоративной отчетности, подтвержденной независимой оценкой;

— пригодность для контроля — показатели должны согласовываться с общей системой управления в организации, включая комплаенс-контроль соответствия нормативным и иным внутренним и внешним регламентам;

— комплексность — показатели должны отражать разные аспекты (финансовые, маркетинговые, социальные и др.) деятельности компании, предоставляющей публичную отчетность;

— адаптируемость — показатели должны иметь способность к адаптации к особенностям деятельности конкретной компании и быть согласованными с измеримыми факторами внешней среды;

— доступность — показатели должны повышать уровень информированности всех заинтересованных сторон, в том числе стейкхолдеров.

С точки зрения организации внешнего информационного обеспечения авторами была поставлена и решена задача формирования прототипа базы данных российских публичных компаний. Существует множество рейтингов финансовой успешности компаний, таких как рейтинги Forbes, «РБК», «Финанс» и др. В ходе исследования в качестве базового был выбран рейтинг ТОР-400, который представляет наиболее репрезентативный список ведущих российских компаний. Ежегодно рейтинговое агентство «Эксперт

_D__U t I I [ П и гЭ|Л T L hl\

Наименование предприятия 0тр|слемя принадлежность к'яГТИТЛТ шс pvo Собственный хазшал. тьнг руб. Быручыза □редадлсшн год, нж руо. Выручу утр руб. Првбж продай прещу год чти

Нашчио гада Ha швец года Итого за год НаЕгшапода Нашиещгода Итого за год

ASTOWU иаиуиссгроение 126781000 132846000 6065000 11921000 32385000 20464000 137630 175073 416301

ТЮЛ машиностроение 302438559 3J33M695 10866136 257356612 273867676 16511044 98780 128037 103844

'Камений кабель" иашност роение - - - 15911 24084 -

Группа 0M3 машин остроенне 12760)19 11300734 -1460045 1406957 1466527 S9570 22664 27772 22034

PKK "3«epms" и п. С П, Королёва мэауиосгроенле 26806423 36017683 9211259 3424518 4555133 1130615 22817 20539 2012

'| \v-jri-i г }"! кашинягтро&ж 58848231 57743540 -11MW1 27S5949 344S944 1949010 103SS 16508 2:40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВПК "НПО машиностроения" наган rpoereie 47753131 55072307 7314176 27742882 29272129 1529247 14025 14857 1445

ЦКБШТЧбш" чашинктрой-г^ 166Ш53 16670227 64174 4615749 4922580 306831 13703 14138 S60

Газпром нефтякм н нефтегазоеа промышленность 10683483000 12649618000 1966135003 8150475GG0 9685553000 153507800» 3597054 4637090 1161832

Нефтяная компания "ЛУКойл" нефтяная и ¡ьефтегаокд проиышенносп. 889296197 11Я2371977 193075080 426609438 619204589 192595151 2615050 3275016 7016131!

Нефтяная компания "Роснефть" нефт?кая н нефтегаэоьн п£к>чы1№енность 1923957В31 2095338752 171380921 916506539 1119357310 202850771 1373146 1858036 252360:

Сургутнефтегаз нфшя и кфтегаяеая промышленность 1389535048 1653382215 263847167 1313249952 1547080752 233830800 615714 787854 14954

Татнефть нефтякая HI ьефтегаюеая пооиьюенность 314310773 461927697 147616924 264762343 327297447 62535104 468032 615867 _

НоеаТЭК нефтя1йа н нефтегазсбйй промышленность 188386637 249991152 61604545 104843529 144557225 39713696 117024 176064 36918С

РуссНефхь нефтякз и кефтегщоба npOHhJlL^HHOCIb 269586464 262581565 -70WS99 34759Ш 30936381 -3822791 13907J 160(03 1705*

Краснояроэдефтепродукт оио&м lopccfins 2598445 3317239 718794 494640 602073 107433 10083 15132 353

Рис. 1. Прототип эмпирической базы данных успешных публичных компаний в России (компьютерное отображение)

РА» составляет рейтинг 400 крупнейших компаний России по объему реализации продукции (без учета экономического потенциала). Основная цель рейтинга — выявление наиболее крупных компаний российской экономики на основе результатов их деятельности, анализа роли крупного бизнеса в экономическом развитии России, его структуры и основных тенденций развития.

Для формирования эмпирической базы данных (внешнего информационного обеспечения) был осуществлен выбор 90 российских компаний, входящих в рейтинг «Эксперт-400». Выделение указанного подмножества было осуществлено согласно следующей технологии выбора: список четырехсот крупнейших компаний был разделен на три равных сегмента (по 133 компании), в каждом из которых были отобраны тридцать компаний, удовлетворяющих следующим условиям:

— компания должна существовать более трех

лет;

— организационно-правовая форма — открытое акционерное общество. Выбор обусловлен ст. 92 «Обязательное опубликование обществом информации» Федерального закона «Об акционерных обществах», которая гласит, что открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать информацию в средствах массовой информации,

доступных для всех акционеров данного общества1. Другими словами, информация компаний должна быть открытой и достоверной.

Созданный прототип эмпирической базы данных (рис. 1) позволяет отобразить количественные и качественные показатели текущего и предыдущих периодов предприятий определенной отраслевой принадлежности в следующих разрезах:

— финансовые показатели деятельности согласно представленной публичной отчетности, такие как капитал, выручка, прибыль и др.;

— общие качественные характеристики: миссия, кадровая политика, наличие функциональных регламентов;

— характеристики в области поиска, вознаграждения, оценки и развития персонала;

— характеристики социально ориентированных отношений и их формализация;

— наличие интранета и др.

Помимо этого прототип включает информацию официальных веб-сайтов публичных компаний, в том числе прямые гиперссылки на перечни документов, относящихся к данной компании.

1 Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ.

С практической точки зрения отраслевая кластеризация позволит более полно удовлетворить потребности внешних и внутренних заинтересованных сторон в информации, а также оказать поддержку процессам проактивного управления организацией. Появляется возможность не только внутреннего оценивания результатов деятельности компании за определенный период, но и внешнего — через призму достижений конкурентов в отрасли, либо самостоятельно выбранной эталонной организации. Например, в контексте решения стратегических задач возможно:

— позиционирование организации относительно результатов деятельности отраслевых успешных компаний;

— поддержка формирования стратегии развития, в том числе планирования осуществления технологических, организационных и маркетинговых инноваций на основе изучения и внедрения отраслевых успешных практик;

— мониторинг (согласно законодательству публичная отчетность должна представляться не реже четырех раз в год) и корректировка стратегических решений относительно достигнутых квартальных результатов деятельности;

— более точное прогнозирование на основе трендов за предыдущие периоды.

Вместе с тем полноценное применение кластерного анализа в значительной мере затруднено возможной недостоверностью информации, представленной на официальных сайтах, и неполнотой информации, что является нарушением фундаментальных требований, предъявляемых к данным для проведения кластерного анализа. Вопреки требованиям Федерального закона «Об акционерных обществах» за 19 лет, к сожалению, не сформирована культура представления информации. Она фрагментарна, а в некоторых случаях попросту отсутствует. Эмпирически установлено, что градиент полноты информации направлен в сторону Москвы. В дальнейшем предполагается работа в направлении оценки достоверности и организации полноты информации и дальнейшего проведения кластерного анализа.

Сформированный прототип позволяет решать разнообразные задачи, ориентированные на применение существующего инструментария финансового анализа, например, оценить, насколько подтверждается успешность развития положительными темпами роста основных финансовых показателей, представ-

ленных в публичной отчетности компаний. Например, в пилотном исследовании (без использования специального инструментария оценки темповых значений показателей) авторами проведена работа с выстроенной системой количественных показателей для проверки гипотезы о соблюдении успешными организациями так называемого золотого правила экономики, согласно которому темпы роста прибыли должны превышать темпы роста выручки и темпы роста активов организации. Именно это в первую очередь свидетельствует об успешной деловой активности и устойчивом генерировании прибыли организации в анализируемом периоде [3].

Выводы в некоторой степени оказались неожиданными. В нарушение Федерального закона «Об акционерных обществах» шестая часть компаний только частично отразила данные о результатах финансово-хозяйственной деятельности. В большинстве включенных в выборку организаций (61 из 90) правило не выполняется. Только в 14 организациях (15,6% успешных, по версии «Эксперт РА», организаций) правило выполняется (рис. 2).

Анализ качественных показателей 90 организаций также дает неоднозначные результаты и позволяет сделать выводы о необходимости дальнейших исследований в этом направлении.

Таким образом, формирование прототипа информационного пула успешных российских компаний предоставляет возможность решения поисковых исследовательских задач. Например, авторами разрабатывается гипотеза о том, что устойчиво развивающиеся организации имеют более прозрачные формальные институты управления персоналом, что дает им возможность успешно преодолевать сопротивление инновациям.

ШШППП1 Золотое правило выполняется I IЗолотое правило не выполняется Отсутствуют исходные данные

Рис. 2. Результаты проверки гипотезы о соблюдении золотого правила экономики (от общего числа организаций, вошедших в выборку), %

С практической точки зрения развитие прототипа эмпирической базы данных позволит получить разнообразные выгоды и преимущества, обеспечивающие реализацию продуктивного трудового поведения персонала на всех уровнях управления организацией:

— сотрудникам организации информация о стратегических целях и задачах организации позволит достигать локальных целей в своей области, способствует формированию согласованной картины бизнеса, окажет побуждающее воздействие на сотрудников разных подразделений к более тесному сотрудничеству, развитию диалога между менеджерами и рядовыми работниками, что обеспечит общественное одобрение, успех и долговечность компании на рынке;

— руководителям организации предоставление систематизированной информации позволит последовательно корректировать стратегию по мере ее реализации, что обеспечит большую вероятность достижения целей, расширит зону видимости в отношении текущих и будущих показателей работы, позволит заранее предвидеть проблемы, которые могут повлиять на достижение конечных целей и долгосрочный успех.

Систематизация опыта успешных российских компаний, выстраивание системы метрик, оценка результатов их текущей деятельности в разрезе динамики внутренних и внешних показателей дают возможность применения лучших практик каждой организацией и локализации вектора ее стратегического развития, направленного на достижение устойчивого успеха и выживания в турбулентной конкурентной среде.

Список литературы

1. Адова И.Б. Контрольно-аналитические процедуры, применяемые в процессе аудита системы вознаграждения персонала акционерного общества // Сибирская финансовая школа. 2009. № 1. С. 121-129.

2. Андреев А. Что такое успех? URL: http://www. worldmagik.ru/statja/105/1.

3. Владимирова Т.А., Кожухова Т.Г., Когай Т.О., БарановМ. В. Индикаторы достижения финансовых целей коммерческой организации: методический аспект // Сибирская финансовая школа. 2012. № 4. С.38-44.

4. ДафтР., МерфиДж., УилмоттХ. Организационная теория и дизайн. СПб: Питер, 2013, 639 с.

5. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. М.: Академический проект, 2005, 847 с.

6. Маковеева В.В. Сетевое взаимодействие — ключевой фактор развития интеграции образования, науки и бизнеса. URL: http://sun.tsu.ru/ mminfo/000063105/354/image/354-163.pdf.

7. Милёхина О.В. Проблемы оптимизации бизнес-процессов в организации // Сибирская финансовая школа. 2012. № 3. С. 111-114.

8. Милёхина О.В., Адова И.Б. Факторы успешной адаптации персонала к организационным изменениям // Сибирская финансовая школа. 2013. № 4. С. 84-94.

9. Милёхина О.В., Захарова Е.Я. Латеральное мышление как фактор успешности работы. URL: http://urlid.ru/c2kt.

10. Милёхина О.В., Захарова Е.Я., Титова В. А. Информационные системы: теоретические предпосылки к построению. Новосибирск: НГТУ, 2013. 286 с.

11. Милёхина О.В., Клочков Г.А., Заика М.М. О подходах к построению корпоративной системы управления знаниями // Вызовы современного мира. Новосибирск: НГУЭиУ «НИНХ», 2013. С. 492-497.

12. Миронова Ю.М. Проблемы информационной прозрачности российских компаний. URL: http://econ-plus.ru/node/245.

13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1992. 660 с.

14. О'Коннор Дж., Макдермотт И. Искусство системного мышления / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2013. 251 с.

15. Романюк Д.М. Акмеологические факторы успешности развития организации // Научный потенциал: работы молодых ученых. URL: http:// cyberleninka.ru/artide/n/akmeologicheskie-faktory-uspeshnosti-razvitiya-organizatsii.

16. Словарь русских синонимов. URL: http:// jeck.ru/tools/SynonymsDictionary.

17. Словарь терминов по антикризисному управлению. URL: http://eup.ru/Documents/2006-07-15/41F12-12.asp.

18. СтрельцоваН.Т., ЗаикаМ.М. Формирование корпоративной системы управления знаниями и компетенциями на основе взаимодействия организации со стейкхолдерами // Сибирская финансовая школа. 2012. № 5. С. 65-73.

19. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. URL: http://ushakovdictionary.ru.

20. Что такое успех. URL: http://www.newtomor-row.ru/uspeh/chto_takoe_uspeh.php.

21. Что такое успех организации. URL: http:// www.strategy.com.ua/Articles/Content?Id=334.

22. Robbins S., Stephen P. Organization Theory: Structure Design and Application. Prentice-Hall: Engle-wood Cliffs, 1987.

23. Wheantley M.J. Leadership and the New Science: Learning about Organization. San Francisco: Berrett-Koehler Publishers, 1992.

Economic analysis: theory and practice Methods of analysis

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF THE PHENOMENON OF RUSSIAN ENTERPRISES SUCCESS

Ol'ga V. MILEKHINA, Irina B. ADOVA

Abstract

Importance We consider the success of companies as a strategic advantage for survival in increasing competitive conditions.

Objectives We propose to organize a systematic cooperation of all interested parties in two main directions, related to the formation of system metrics and evaluation of the results of ongoing activities in comparison with the prior periods and positions of competitors in the space continuum of information of the organization, and localization of the strategic areas of the business, identifying key success factors, the choice of managerial decisions on the preparation and implementation of strategies leading to success. Methods To justify the success metrics system of public companies, we have characterized the financial and accounting, statistical, managerial, and corporate methodological approaches; we have assessed their applicability in terms of metrics formation, and we propose a prototype of an empirical database of quantitative and qualitative indicators of successful public companies.

Results We have analyzed literature sources on the issues related to the success and impact of socio-economic systems. The analysis showed the different semantics of the dictionary entries and business turnover. It also showed that the success, on the one hand, is a static characteristic of the company, the degree of attainment of the objectives and, on the other hand, it is external and internal company's recognition, making it attractive for business partners, investors and other

interested parties, as well as the satisfaction of its staff, providing productive result-oriented behavior. The long-term success is equated with the concept of success as the dynamic characteristics of the productive activities of the company. The tested hypothesis on the observance of the golden rule of the economy has shown that according to public reporting of 90 companies, successful by Expert RA rating agency, the rule fails for most of the organizations (67.8%). The analysis of quality indicators for the entire array formed also gives mixed results.

Keywords: success, successfulness, parties concerned, competitive environment, financial indices, database

References

1. Adova I.B. Kontrol'no-analiticheskie protse-dury, primenyaemye v protsesse audita sistemy vozna-grazhdeniya personala aktsionernogo obshchestva [Controlling analytical procedures in auditing of the rewarding system of a joint stock company's personnel]. Sibirskaya finansovaya shkola — Siberian financial school, 2009, no. 1, pp. 121-129.

2. Andreev A. Chto takoe uspekh? [What does success mean?]. Available at: http://www.worldmagik. ru/statja/105/1. (In Russ.)

3. Vladimirova T.A., Kozhukhova T.G., Kogai T.O., Baranov M.V. Indikatory dostizheniya finan-sovykh tselei kommercheskoi organizatsii: metod-icheskii aspekt [Indicators of meeting financial targets of a commercial organization: a methodological aspect].

Sibirskaya fmansovaya shkola — Siberian financial school, 2012, no. 4, pp. 38-44.

4. Daft R.L., Murphy J., Willmott H. Organizat-sionnaya teoriya i dizain [Organization Theory and Design]. St. Petersburg, Piter Publ., 2013, 639 p.

5. Dushkov B.A., Korolev A.V., Smirnov B.A. Psikhologiya truda, professional'noi, informatsion-noi i organizatsionnoi deyatel'nosti [Psychology of work, professional, informational and organizational performance]. Moscow, Akademicheskii proekt Publ., 2005, 847 p.

6. Makoveeva V.V. Setevoe vzaimodeistvie — kly-uchevoi faktor razvitiya integratsii obrazovaniya, nauki i biznesa [Network interaction: the key factor of education, science and business integration]. Available at: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/354/image/354-163.pdf. (In Russ.)

7. Milekhina O.V. Problemy optimizatsii biznes-protsessov v organizatsii [The problems of business process reengineering]. Sibirskaya finansovaya shkola — Siberian financial school, 2012, no. 3, pp.111-114.

8. Milekhina O.V., Adova I.B. Faktory uspeshnoi adaptatsii personala k organizatsionnym izmeneniyam [Factors of successful personnel adaptation to organizational changes]. Sibirskaya finansovaya shkola — Siberian financial school, 2013, no. 4, pp. 84-94.

9. Milekhina O.V., Zakharova E.Ya. Lateral'noe myshlenie kakfaktor uspeshnosti raboty [Lateral thinking as a factor of ensuring the activity success]. Available at: http://urlid.ru/c2kt. (In Russ.)

10. Milekhina O.V., Zakharova E.Ya., Titova V.A. Informatsionnye sistemy: teoreticheskie predposylki k postroeniyu [Information systems: a theoretical background to build]. Novosibirsk, NSTU Publ., 2013, 286 p.

11. Milekhina O.V., Klochkov G.A., Zaika M.M.

O podkhodakh k postroeniyu korporativnoi sistemy upravleniya znaniyami. V kn.: Vyzovy sovremennogo mira [Approaches to the corporate system of knowledge management. In: Challenges of the modern world]. Novosibirsk, NSUEM Publ., 2013, pp. 492-497.

12. Mironova Yu.M. Problemy informatsionnoi prozrachnosti rossiiskikh kompanii [The problems of information transparency of Russian public enterprises]. Available at: http://econ-plus.ru/node/245. (In Russ.)

13. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyi slovar ' russkogo yazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. Moscow, Az" Publ., 1992, 660 p.

14. O'Connor J., McDermott I. Iskusstvo sis-temnogo myshleniya [The Art of Systems Thinking]. Moscow, Al'pina Pablisher Publ., 2013, 251 p.

15. Romanyuk D.M. Akmeologicheskie faktory uspeshnosti razvitiya organizatsii. Nauchnyipotentsial: raboty molodykh uchenykh [Acmeological factors of success]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/ n/akmeologicheskie-faktory-uspeshnosti-razvitiya-organizatsii. (In Russ.)

16. Slovar' russkikh sinonimov [Dictionary of Russian synonyms]. Available at: http://jeck.ru/tools/ SynonymsDictionary. (In Russ.)

17. Slovar' terminov po antikrizisnomu uprav-leniyu [Anti-crisis management glossary]. Available at: http://eup.ru/Documents/2006-07-15/41F12-12.asp. (In Russ.)

18. Strel'tsova N.T., Zaika M.M. Formirovanie korporativnoi sistemy upravleniya znaniyami i kompe-tentsiyami na osnove vzaimodeistviya organizatsii so steikkholderami [Building a corporate knowledge and competence management system by collaborating with stakeholders]. Sibirskaya fmansovaya shkola — Siberian financial school, 2012, no. 5, pp. 65-73.

19. Ushakov D.N. Tolkovyi slovar' russkogo yazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. Available at: http://ushakovdictionary.ru. (In Russ.)

20. Chto takoe uspekh [What does success mean?]. Available at: http://www.newtomorrow.ru/uspeh/chto_ takoe_uspeh.php. (In Russ.)

21. Chto takoe uspekh organizatsii [What does success of organization mean?]. Available at: http://www. strategy.com.ua/Articles/Content?Id=334. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Robbins S., Stephen P. Organization Theory: Structure Design and Application. Prentice-Hall, Eng-lewood Cliffs, 1987.

23. Wheantley M.J. Leadership and the New Science: Learning about Organization. San Francisco, Berrett-Koehler Publishers, 1992.

Ol'ga V. MILEKHINA

Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, Russian Federation olga.milekhina@gmail.com

Irina B. ADOVA

Siberian Academy of Finance and Banking, Novosibirsk, Russian Federation adovaib@sibmail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.