Научная статья на тему 'Методические подходы к формированию организационно-экономического механизма управления качеством на предприятиях хлебопекарной отрасли'

Методические подходы к формированию организационно-экономического механизма управления качеством на предприятиях хлебопекарной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
668
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гупанова Ю. Е.

В статье исследованы вопросы формирования механизма управления качеством на предприятиях хлебопекарной отрасли на основе применения комплексного подхода к управлению. Сформулированы предложения по проектированию системы управления качеством, предложен механизм управления качеством продукции хлебопекарной отрасли Приморского края, разработана комплексная целевая программа повышения качества хлебобулочной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical approaches to formation of the organizational economic mechanism of quality management at the enterprises of baking industry

The areas of development of quality management mechanism at the enterprises of baking branch are investigated on the basis of the complex approach to management. The offers establishing the quality management system are formulated, the mechanism of product quality management of baking branch in Primorsky region is offered, and the complex quality improvement program of bakery production is developed.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к формированию организационно-экономического механизма управления качеством на предприятиях хлебопекарной отрасли»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (63) 2008

УДК 338.009.02

Ю. Е. ГУПАНОВА

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ОТРАСЛИ________________

В статье исследованы вопросы формирования механизма управления качеством на предприятиях хлебопекарной отрасли на основе применения комплексного подхода к управлению. Сформулированы предложения по проектированию системы управления качеством, предложен механизм управления качеством продукции хлебопекарной отрасли Приморского края, разработана комплексная целевая программа повышения качества хлебобулочной продукции.

В настоящее время высокое качество продукции является одним из главных факторов успеха предприятий пищевых отраслей, обеспечения их конкурентоспособности и экономической эффективности. Высокий уровень качества российских товаров должен стать условием выхода страны на мировой рынок, ее присоединения к ведущим международным организациям. Выполнение российскими производителями требований международных стандартов к качеству продукции и управлению им позволит компаниям стать равноправными партнерами в мировом товарообороте.

Действующие в настоящее время методические, нормативные документы и рекомендации не разрешают всех организационно-экономических проблем развития хлебопекарной отрасли в соответствии с ее спецификой, сложившимися производственными отношениями и особенностями формирования качественного рынка хлебобулочной продукции. Многочисленные публикации по данной проблематике отражают лишь отдельные аспекты организации и развития отраслей хлебобулочного производства [1,

2, 3], недостаточное внимание уделено реализации системного, комплексного подхода в современных условиях. А высокий уровень качества хлебобулочной продукции невозможно обеспечить ценой единичных, разовых усилий отдельных исполнителей, подразделений, руководителей. В данной отрасли необходим системный, комплексный подход к решению проблем качества, который на практике доказал свои преимущества. Важным условием его реализации является наличие адекватного механизма действия системы управления качеством.

Поэтому исследование данной проблемы и выработка практических рекомендаций по разработке и обоснованию организационно-экономического механизма управления качеством хлебобулочной продукции отвечают современным требованиям науки и практики.

Целью настоящего исследования явилась разработка методических подходов и рекомендаций по повышению качества хлебобулочной продукции на основе системного подхода к формированию организационно-экономического механизма управления качеством, обеспечивающего эффективность предпринимаемых мер.

В соответствии с целью исследования анализ качества хлебобулочной продукции проводился автором по данным двух основных предприятий хлебопекарной промышленности Приморского края: ОАО «Владхлеб» и ООО «Хлебный дом», занимающих порядка 81 % всего производства хлеба и хлебобулочных изделий в г. Владивостоке и около 30 % краевого производства (по состоянию на конец 2005 г.), в то время как доли предприятий других городов, работающих в данной отрасли, составляют не более 10 % краевого производства [4].

В качестве методологической основы исследования выступили методы анализа достигнутого уровня качества и инструменты управления качеством, а также принципы системного подхода к формированию организационно-экономического механизма управления качеством продукции. Теоретической и практической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления и повышения качества хлебобулочной продукции, нормативные документы по изучаемой проблеме, а также информационно-статистические данные исследуемых предприятий (акты на брак за 2001 — 2005 гг., объемы реализации хлебобулочной продукции за тот же период, нормативнотехническая документация по вопросам контроля и регулирования производства хлебобулочных изделий, данные анкетирования работников по вопросам практики управления качеством на исследуемых предприятиях), собранные и проанализированные автором в ноябре 2005 г. — январе 2006 г.

Анализ экономических показателей и общего уровня дефектности продукции исследуемых пред-

20000

о

*Ф1 2002 200Б 2001 2002

№раод

№ L Данаиака потерь отбрш хлябобулочв»! продукции да 2)001-ИЮйгт.

приятий свидетельствует о том, что в целом уровень дефектности в объеме реализации невелик, но при этом он не имеет однозначной тенденции к снижению (это видно из графика на рис. 1). Построенная линия тренда к графику потерь от брака указывает на снижение уровня потерь в динамике. Однако сама ломаная прямая потерь носит скачкообразный характер.

Для выявления причин, оказывающих влияние на динамику уровня дефектности, автором был проведен анализ влияния различных факторов на качество хлебобулочной продукции и частоту появления дефектов.

Из всех факторов, влияющих на качество хлебобулочной продукции, были выявлены следующие основные: уровень материально-технической базы, качество труда работников, уровень организации производства, качество сырья и уровень контроля качества. Исследования показали, что существуют определенные проблемы в этой области, а именно необходимость повышения уровня прогрессивности материально-технической базы, улучшения технической готовности технологического оборудования, инструментов, повышения качества труда работников и более эффективного стимулирования их за высококачественное выполнение работ. Необходимо усиление контроля качества сырья, материалов, технологии производства и обеспечение всестороннего контроля качества продукции на каждом этапе производственного процесса [5].

Проведенный анализ факторов позволил выявить следующие закономерности управления качеством, представляющие устойчивые, систематически повторяющиеся причинно-следственные связи между явлениями [6].

1. Соответствие качества продукции техническому уровню производства и состоянию материальнотехнической базы. Совершенствование качества продукции тесно взаимосвязано с повышением технического уровня производства, модернизацией оборудования, внедрением новых технологий и укреплением материально-технической базы в целом.

2. Зависимость качества продукции от уровня организации производства и связанного с ним качества выполнения работ. В настоящее время данный фактор играет столь же существенную роль, что и технический. Чем лучше и эффективнее организован технологический процесс, обеспечена его бесперебойность, тем выше будет качество выполнения работ и меньше дефектов и брака на предприятии.

3. Обеспечение непрерывности и комплексности контроля качества во всех направлениях — входной контроль сырья, контроль хода технологического процесса производства, контроль готовой продукции, контроль обращения продукции после выпуска ее из производства. Чем выше частота и комплексность контроля, тем выше качество продукции [5].

Указанные закономерности следует учитывать при формировании общей методологии управления качеством и формулировании принципов управления качеством продукции. При этом главным звеном общей методологии управления качеством является система управления, которая строится на основе общих экономических законов и закономерностей управления во взаимосвязи с принципами, методами и закономерностями управления качеством, сформулированными по результатам анализа факторов, влияющих на качество определенной продукции. В свою очередь, модель разработанной системы управления качеством определяет содержание организационноэкономического механизма управления качеством продукции.

Исследования отдельных авторов по данной проблеме показывают, что проектирование и создание систем управления качеством целесообразно осуществлять в 5 этапов [7]:

1) анализ достигнутого уровня качества продукции и управления им;

2) определение целей и задач управления качеством;

3) выявление функций управления качеством;

4) проектирование систем управления качеством;

5) формирование организационно-экономического механизма действия системы управления качеством.

В целом автор согласен с указанными выше этапами проектирования систем управления качеством и формирования организационно-экономического механизма управления им. Необходимо лишь уточнить, что на третьем этапе помимо выделения из общей системы управления производством функций, касающихся управления качеством, важное значение имеет идентификация бизнес-процессов, относящихся к системе управления качеством. Данный подэтап играет важную роль в реализации принципа процессного и системного подходов, в соответствии с которыми организация должна определить процессы, необходимые для создания ценностей, оценить их взаимосвязи, обеспечить управление ими. Выделение бизнес-процессов важно еще и потому, что они обеспечивают взаимосвязь функций управления с этапами жизненного цикла продукции, а также способствуют созданию необходимых условий для осуществления эффективного управления качеством посредством приобщения к ним определенных функций управления производством.

Также важно заметить, что системы управления качеством обладают специфическими особенностями, которые отличают их от других систем управления, так как они создаются не для выполнения отдельных функций управления, а для решения комплекса задач, связанных с выполнением контрольно-аналитических, социально-экономических, правовых и других функций управления качеством. Поэтому в управлении качеством важен комплексный подход, охватывающий не только функции управления качеством, но и межфункциональные проблемы, связанные с качеством технической документации, планированием, материальным и моральным стимулированием, правовым регулированием качества и т.д.

В связи с этим совершенствование управления качеством должно осуществляться по пути использования систем комплексного управления качеством продукции, функционирующих в соответствии с комплексными целевыми программами управления, составленными для решения определенных проблем, и ориентированных на современные методы и

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (63) 2008

принципы управления качеством. Такие системы призваны комплексно воздействовать на все элементы и факторы, влияющие на качество продукции, быть гибкими при перестройке для решения различных задач и устойчивыми к воздействию помех в управлении и обеспечивать тесную взаимосвязь требований к качеству продукции со всей производственно-хозяйственной деятельностью предприятия

[7]. На основе изложенного, предлагается использовать следующую модель системы комплексного управления качеством хлебобулочной продукции, ориентированную на объекты управления и бизнес-процессы, что соответствует современной парадигме управления (рис. 2).

Предлагаемая схема комплексного подхода к управлению качеством хлебобулочной продукции предполагает выделение пяти системообразующих элементов.

1. Основными функциями управления качеством являются: планирование и стимулирование качества; учет и анализ качества; оценка качества продукции; контроль качества; регулирование качества продукции.

2. В качестве уровней управления в исследуемой отрасли рассматриваются: рабочее место; участок; цех; предприятие; группа предприятий (корпорация); регион (отрасль).

3. Факторы, определяющие качество, выступают объектом управления и выявляются на основе анализа уровня дефектности и причин брака. На исследуемых предприятиях хлебопекарной отрасли выделены следующие основные факторы, влияющие на качество продукции, требующие первоочередного регулирования: уровень материально-технической базы; качество труда работников; уровень организации производства; качество сырья; уровень контроля качества.

4. Бизнес-процессы являются важным системообразующим элементом, отражающим процессный подход к управлению качеством. Как отмечалось ранее, для его реализации необходимо деление бизнес-процессов на:

— основные (базовые) — в соответствии с этапами жизненного цикла продукции;

— вспомогательные (обеспечивающие);

— организационные (процессы управления).

5. Труд, средства труда, предметы труда и технологические процессы в данной схеме рассматриваются в качестве традиционных объектов управления, высокий уровень которых обеспечивает достижение требуемого уровня качества продукции.

Представленная схема комплексного подхода к управлению качеством продукции обеспечивает тесную связь и взаимодействие всех элементов системы на всех уровнях управления и в комплексе охватывает все процессы и объекты управления качеством.

Для приведения в действие и обеспечения стабильного функционирования системы управления качеством необходимо создать механизм действия этой системы, способный воплотить требования экономических законов и закономерностей развития качества в практику управления качеством продукции.

В экономической литературе под механизмом, понимается совокупность методов и средств воздействия на экономические процессы, их регулирования

[8]. Применительно к системному управлению качеством такой механизм рассматривают как совокупность организационных, экономических и правовых компонентов и звеньев, обеспечивающих согласованное функционирование всех элементов системы управления качеством для достижения целей управления [2]. По своему содержанию организационно-экономический механизм управления качеством (ОЭМУК) представляет собой совокупность взаимосвязанных организационных, экономических, административноправовых и других рычагов и методов целенаправленного воздействия на объект управления для обеспечения надежного функционирования системы управления качеством.

Имеющиеся работы по данному вопросу направлены в основном на проектирование систем управления качеством как совокупности управляющей и управляемой подсистем [3, 9] и не отражают комплексных системных подходов к формированию ОЭМУК. В работах других авторов, формулирующих подходы к формированию механизма управления качеством [2], не отражена взаимосвязь с общей методологией управления качеством продукции. Важный вывод, полученный автором в результате анализа данной литературы, заключается в том, что механизм управления качеством следует рассматривать в неразрывной связи с системой менеджмента качества, в которой данный механизм будет являться центральным звеном. Кроме этого, необходимо добавить, что, в соответствии с [10], организационно-экономический механизм управления нужно рассматривать как целенаправленный процесс решения частных задач функционирования системы управления на основе устойчивой совокупности методов, норм и правил формирования и регулирования отношений элементов организационной структуры. На основе всего вышеиз-

ложенного предлагается следующая графическая модель ОЭМУК, разработанная для исследуемых предприятий хлебопекарной отрасли (рис. 3).

В основе данного механизма лежит общая методология управления качеством продукции, предполагающая учет сформулированных закономерностей управления качеством, принципов и методов управления качеством, отражающих специфику хлебопекарной отрасли, и тесно взаимосвязанная с системой управления качеством продукции, модель которой представлена на рис. 2.

Центром механизма управления качеством является орган управления качеством, который осуществляет планирование, контроль, учет качества продукции и другие функции управления им, опираясь на принципы управления качеством, методы контроля и анализа качества на основе стандартов (ГОСТ, ОСТ, СТП, ИСО 9000) и другой нормативно-технической документации. Важнейшими элементами ОЭМУК являются экономические и правовые рычаги и стимулы, которые воздействуют на объект управления и обеспечивают систематический контроль, учет, анализ и соответствующее регулирование качества. Основу функционирования ОЭМУК составляет нацеленность системы управления на конечные результаты, приемку и сдачу готовой продукции на склад или непосредственно заказчику. Такой ОЭМУК обеспечивает надежное воздействие на систему управления — приведение ее в действие и обеспечение эффективного функционирования по достижению конечных результатов с наименьшими затратами ресурсов.

Основными элементами механизма управления качеством являются специфические принципы управления качеством, методы планирования и стимулирования повышения качества продукции, комплексные

целевые программы и органы управления качеством, обеспечивающие использование экономических законов и закономерностей в практике управления качеством.

Ключевую основу действия механизма управления качеством составляет увязка целей и задач системы управления качеством с методами, средствами достижения целей и управленческими ресурсами, которые являются элементами механизма управления. Такая увязка достигается установлением соответствия общей стратегии деятельности предприятия системе и элементам механизма управления качеством.

В качестве методологической базы системы и механизма управления качеством выступают научнотехническая документация, экономические законы, закономерности управления качеством, принципы, методы управления производственным процессом, а также административные, правовые и экономические рычаги управления и стимулы.

Важнейшим элементом в составе механизма управления качеством является орган управления качеством продукции, которым может быть служба или отдел управления качеством, призванный осуществлять весь комплекс мероприятий по управлению им. Структура служб управления качеством должна формироваться на основе выделения из общей системы управления производством функций, присущих управлению качеством и нацеленных на достижение требуемого уровня качества с минимальными издержками.

Для приведение в действие ОЭМУК и реализации комплексного целевого подхода к управлению качеством предлагается использовать комплексную целевую программу повышения качества хлебобулочной продукции, разработанную автором для хлебозавода № 1, входящего в состав ОАО «Владхлеб», в

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (63) 2008

ІЯ програми аншісві шчкаы ыс&йужииой іцюлуяцшш

№ шли по дерену целей Содоржл II ИЄ мнроп ри Я'Г ИЯ ГЕЭ yripa №№Н и ю ка честиом Сроки Ис гюлми’гали Фи на і-с міро на ы ие Примечание

начало окончание

1 ■ипомеям прсццгщи 0L0L06 ¿0.12.08 СЖ Средам првдіфіїпіі крвдп- (Ж -аухба

1.1 Поаыияение ка честна сирин, ма из риала а 01,01.06 зо.12.об ОС С6 ОС С6 — отдел с тбжен ИЯ ИСбЫ'ЛЭ

1.1.1 Ппаи темпа качєстпа технологической дежу маню пи и 01,01.06 iJ.12.L6 ОС С6

1.1.1.1 Стимули рипам ие и ход м о га контроля качестпа сырья 0101.06 30.12.06 ОСС6, ОТиЗ СТ:и:Э -отдел труда и за работной платы

1.1.1.1.1 ОпрЄДЄ№1М и Є МЕЙТОДОГЬ стимули ропа 11 и я и ход но га контроля качагтнасырья и необходимых на эта pezryprcm 0101.06 30.12.06 ОСС6, по ПО - планопый отдел

1.1.2 Улучшения уело пий хранения и: тра і с: порти рп аки с ы рин 0101.06 30.12.06 ОС С6

1.1.2.1 Стимули pzina ы ие гЕхгтапіц и коп на ейблюдезмие нормативныхтрейбонаыий гс хранению и тра і-сп орт ирзшэн ию сырья 0101.06 30.12.06 ОС С6

1.1.2.1.1 Внедрение методики комплексной опенки госта пщ икоп с ы р ип 0101.06 30.12.06 СК,ОСС6

ЕР 1 ■ cid шелишват улулпевн KP -конечнUй результат

которой цели, задачи, средства их достижения и ресурсы тесно увязываются с помощью комплексных целевых программ и их инструментария — дерева целей. Фрагмент комплексной целевой программы повышения качества хлебобулочной продукции приведен в табл. 1.

Планирование мероприятий по повышению качества с помощью комплексных целевых программ позволит увязать цели, задачи, функции управления с ресурсами и конечными результатами на всех уровнях управления и стадиях жизненного цикла продукции, что тем самым будет способствовать росту эффективности функционирования механизма управления качеством. Дальнейшее совершенствование систем управления качеством необходимо осуществлять в тесной связи с требованиями стандартов ИСО 9000, конъюнктурой рынка и уровнем развития производственного, научно-технического и кадрового потенциала организации.

Таким образом, автором сформулированы методические подходы к формированию и реализации механизма управления качеством на предприятиях хлебопекарной отрасли Приморского края, которые позволят реализовать комплексный системный подход к управлению качеством и обеспечат эффективность и согласованность предпринимаемых на предприятиях мер в данном направлении.

Библиографический список

1. Магомедов М.Д. Управление качеством в отраслях пищевой промышленности / М.Д. Магомедов, А.В. Рыбин. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. — 192 с.

2. Мишин В.М. Управление качеством / В.М. Мишин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 463 с.

3. Никифоров А.Д. Управление качеством: Учебное пособие для вузов / А.Д. Никифоров. — М.: Дрофа, 2004. — 720 с.

4. Промышленность Приморского края (статистический сборник). — Владивосток: Приморскстат, 2005. — 105 с.

5. Гупанова Ю.Е. Анализ факторов, влияющих на качество продукции, и выявление закономерностей управления им / Ю.Е. Гупанова // Научные труды Дальрыбвтуза. 2006. — Вып. 18. — С. 229-236.

6. Львов Д.С. Качество и эффективность производства / Д.С. Львов. — М.: «Знание», 1974. — 64 с.

7. Шевченко Д.К. Организация и управление качеством: Монография / Д.К. Шевченко, В.В. Груздев. — Владивосток: Даль-рыбвтуз, 1998. — 221 с.

8. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 480 с.

9. Чупилин А.И. Управление качеством: Учебное пособие / А.И. Чупилин. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. — 156 с.

10. Хазан М.Г. Организационно-экономический механизм развития в системе управления предприятием / М.Г. Хазан // Проблемы теории и практики управления. — 2006. — № 2. — С. 96-103.

ГУПАНОВА Юлия Евгеньевна, аспирант кафедры «Менеджмент организации».

Статья поступила в редакцию 16.10.06 г.

© Ю. Е. Гупанова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.