т
Методические особенности определения объема услуг операторов спутниковой связи
Ключевые слова: спутниковая связь; измерители объема услуг; натуральный измеритель; условно-натуральный измеритель; раздельный учет; себестоимость услуг.
Рассмотрены значение и виды измерителей объема услуг, роль и области применения натуральных, условнонатуральных, трудовых и стоимостных измерителей в планово-аналитической работе телекоммуникационных компаний. Обоснована возможность и необходимость применения условно-натурального измерителя объема услуг операторов спутниковой связи с учетом особенности построения сетей и технологии создания потребительных стоимостей. Показана необходимость использования условно-натурального измерителя для определения себестоимости услуг в рамках раздельного учета доходов и расходов, проведение которого необходимо для установления тарифов на регулируемые услуги спутниковой связи. Сформулированы требования к показателям, используемым в качестве базы приведения услуг, сходных по своему физическому содержанию, но отличающиеся по потребительским свойства и качественным характеристикам. Показано, что такие показатели должны быть установлены отдельно по земному, космическому и наземному сегментам сети спутниковой связи. Для земного и наземного сегментов в качестве основы приведения для оценки объема услуг в условно-натуральных единицах могут быть приняты такие натуральные показатели, как ширина полосы частот в Мегагерцах или скорость информационного потока, выраженная в Мегабитах в секунду. При определении общего объема услуг по космическому сегменту рассмотрены такие характеристики космических аппаратов, как дата запуска, срок активного существования спутника, используемый диапазон частот, ширина полосы частот в Мегагерцах и количество транспондеров. В качестве натурального показателя для приведения из рассмотренных параметров рекомендуется принимать показатель "общее количество транспондеров космических аппаратов", определяющий общую производственную мощность оператора спутниковой связи. При этом основой приведения отдельных транспондеров, организованных на разных космических аппаратах, в разных частотных диапазонах (С, Ки и др.) и имеющих разную полосу частот, предлагается принимать транспондер Ки-диапазона шириной полосы пропускания 54 МГц. Предложен методический подход к определению совокупного объема услуг при использовании не полной, а части емкости транспондера космического аппарата. Приведен пример определения объема услуг космического сегмента ФГУП "Космическая связь" с учетом действующей космической группировки в условно-натуральных единицах и обосновано расхождение между фактическими и расчетными данными в количестве транспондеров.
Голубицкая Е.А.,
Главный научный сотрудник НИЛ-21 НИЧ МТУСИ,
Gelena. [email protected]
Оказанный потребителям объем услуг — важнейший показатель производственно-коммерческой деятельности любой компании. Именно объем услуг отражает конечные результаты работы оператора и характеризует степень удовлетворения производственных, общественных и личньх потребностей в передаче различного рода информации. На основе данного показателя определяются необходимые производственные ресурсы — численность работников, объем основных и оборотных средств, материальных и других видов затрат. Он же, в конечном итоге, определяет объем получаемых предприятием доходов, на его основе оценивается конечный результат деятельности компании по показателям прибыли и рентабельности. Таким образом, значение показателя объема услуг состоит в том, что он, с одной стороны, является исходной базой для планирования всей производственной программы организаций связи и характеризует эффективность их деятельности, а с другой, — служит индикатором выполнения социально-производст-
T-Comm #3-2014
венной миссии связи по удовлетворению спроса на услуги и средства передачи и распределения информации.
С учетом важности и многогранности аспектов использования показателя "объем услуг" в планово-экономической деятельности операторов связи для его определения применяется система натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителей, имеющих определенные сферы1 практической реализации исходя из их особенностей, достоинств и плановоаналитических возможностей [2-4].
Натуральные показатели объема услуг характеризуют объем в физических единицах их оказания потребителям, то есть отражают физическую (потребительную) сущность услуг. Именно они не только характеризуют общий объем производства конкретных видов услуг, созданных за определенный промежуток времени, но и отражают производственную мощность компании. На их основе может быть дана оценка уровня потребления услуг каждого вида и степень удовлетворения спроса со стороны абонентов и пользователей различных категорий. По показателям объема услуг в натуральном выражении определяется доля оператора на соответствующем товарном рынке, которая характеризует их конкурентные позиции в рыночной среде.
Еще одним важным аспектом практического применения натуральных измерителей объема услуг является система ценообразования, важнейшей задачей которой является установление тарифов (цен) для реализации созданных потребительных ей на рынке. Оптимальность тарифов с точки зрения максимизации доходов и прибыли компании, во многом определяется уровнем себестоимости, залаженной в тариф, количественное значение которой рассчитывается по данным раздельного учета доходов и расходов оператора. При его осуществлении возникает серьезная методическая трудность по формированию перечня услуг, отвечающего требованиям раздельного учета расходов в части определения себестоимости услуг по участкам сети и видам оборудования [1].
Ярким примером тому может служить номенклатура услуг ведущего отечественного оператора спутниковой связи — ФГУП "Космическая связь" (ГП КС). Согласно Регламенту ГП КС "Оказание услуг связи" [5] перечень основных услуг содержит около 20 наименований. С учетом необходимости по требованию заказчика использования различных участков сети и видов оборудования (космических аппаратов, земных станций спутниковой связи, ВОЛС, УБДТ, оборудования соединения, сжатия, шифрования), число модификаций основных услуг
51
У
увеличивается в десятки раз. При этом, с учетом технологии производства, законченная услуга, проходя отдельные участки сети, может иметь различные единицы измерения, например, мегабиты и мегагерцы, а такие параметры услуг, как скорость информационного потока или занимаемая полоса частот может отличаться в десятки и даже сотни раз.
Поэтому в дополнение к натуральному измерителю в практической деятельности предприятий и их структурных единицах применяется условно-натуральный измеритель объема продукции и услуг [6-8].
Условно-натуральный измеритель позволяет соизмерить натуральные показатели услуг связи, близкие по своему физическому содержанию, но имеющие различную потребительную ценность для пользователя и неодинаковые затраты на создание.
При определении объема услуг в условнонатуральных единицах одна из разновидностей услуг рассматриваемой группы принимается за основу приведения, а все другие приводятся к единому измерителю с использованием соответствующих коэффициентов приведения. При выборе такого показателя следует, прежде всего, учитывать физическое содержание услуги; сходство и различия услуг по характеру создаваемого потребительского эффекта, а также технологические особенности производственных процессов по оказанию услуг, которые формируют их потребительские свойства и качественные характеристики. Это, по сути, три критерия, на которые следует опираться при выборе базы приведения различных показателей объема услуг.
О сложности этой проблемы свидетельствуют данные нижеприведенной таблицы, построенной на основе Регламента ГП КС [5]. Рассмотрим представленные в таблицах характеристики спутников с точки зрения возможности и целесообразности их использования в качестве базы приведения.
Временные параметры "Дата запуска" и "Срок активного существования" следует рассматривать как качественные характеристики, которые определяют технологический ресурс космических аппаратов, но непосредственного влияния на объем оказываемых услуг не оказывают.
Диапазон частот. Применяемые диапазоны С (от англ. Сотргот1$е) и Ки (от немецкого Кигг) относятся к группе сантиметровых диапазонов. Первый из рассматриваемых диапазонов использует частотный спектр от 3,4 до 8 ГГц, а второй от 10,7 до 18 ГГц, то есть они различаются не только длинами волн, но и шириной частотного спектра, который отличается в сравниваемых диапазонах почти в 2 раза.
52
Существуют и другие различия, которые описываются как количественными, так и качественными характеристиками. В первую очередь следует учитывать связь частотных параметров диапазонов с диаметром антенны. Эффективность (коэффициент усиления, ЕИИМ) антенны пропорциональна числу длин волн, укладывающихся в ее поперечнике. И, поскольку, частота и длина волны — обратные величины, при одинаковой эффективности размер антенны уменьшается с увеличением частоты. Если для приема в диапазоне С требуется антенна диаметром 2,4-4,5 м, то для диапазона Ки ее размер уменьшается до 0,6-1,5 м.
Аналогичные рассуждения справедливы и в отношении мощности передающих устройств земных станций: она в диапазоне Ки в большинстве случаев меньше, чем в диапазоне С.
В настоящее время частотный ресурс С-ди-апазона практически полностью задействован и используется преимущественно для организации магистральных каналов и корпоративных сетей. В Ки-диапазоне работают практически все классические УБДТ-сети, многие операторы которых предоставляют интернет-доступ, все сети непосредственного телевизионного и радиовещания и большое количество корпоративных сетей.
Из вышесказанного следует, что используемый диапазон влияет как на номенклатуру оказываемых услуг и их потребительские свойства, так и на себестоимость их оказания. Но в качестве базы приведения различных потребительных стоимостей его использовать невозможно, поскольку сравниваемые диапазоны различаются качественными характеристика-
ми, количественная оценка которых достаточно проблематична.
Параметр "Ширина полосы частот", выраженная в мегагерцах, характеризует тот частотный ресурс, который имеет соответствующий транспондер для передачи различного рода информации. Соответственно, чем шире полоса, тем больше каналов определенной пропускной способности можно организовать и тем больше услуг конкретного вида может быть предоставлено потребителям.
Рассматриваемый параметр однозначно определяется в количественном выражении по конкретным космическим аппаратам, а в целом по предприятию его нетрудно определить путем арифметического сложения известных значений полос частот.
Для того чтобы измеритель услуг выполнял свои функции при определении общего объема их оказания, а также при установлении тарифов на услуги конкретного вида, необходимо, чтобы он был понятен не только производителю услуг, но и потребителям. С этой точки зрения показатель "Ширина полосы частот", выраженная в мегагерцах, в достаточной степени отвечает поставленному требованию.
Потребители с учетом вида услуг и характера передаваемой информации указывают в Заявке на предоставление спутникового ТВ канала частоту на прием и передачу, а в Заявке на оказание услуг спутниковой связи — пропускную способность канала, определяемую либо полосой пропускаемых частот, либо информационной скоростью. То есть потребители (вещатели, операторы УБДТ-сетей и др.) осведомлены о единицах измерения услуг доступа к ко-
Таблица 1
Спутниковая группировка отечественных космических аппаратов ГП КС
Т-Сотт #3-2014
т
смическому сегменту и их потребительских свойствах, что делает возможным использование натурального измерителя ширины полосы частот в 1 МГц.
Важной характеристикой космического сегмента является количество транспондеров. Из таблицы видно, что количество транспондеров различается по типам космических аппаратов, частотным диапазонам и ширине полосы частот. И хотя арифметическая сумма значений всей совокупности транспондеров отражает общую мощность космического сегмента, но вследствие существенных различий в характеристиках транспондеров, определяющих их потребительские свойства, более корректным является определение их общего числа в приведенных единицах на основе условно-натурального измерителя. В этом случае в качестве базы приведения должен быть выбран транспондер с наиболее типичным частотным диапазоном, количество которых доминирует в общем числе транспондеров.
В нашем случае таким транспондером является транспондер Ки-диапазона шириной полосы пропускания 54 МГц, поскольку общее их количество на всех космических аппаратах ФГУП "Космическая связь" составляет 80 единиц или 48,2% от общего количества транспондеров (80:166^ 100), то есть почти половина.
Коэффициенты приведения для всех диапазонов, отличных от Ки-диапазона шириной полосы пропускания 54 МГц, для которого рассчитываются следующим образом:
• для транспондеров С-диапазона с полосой пропускания 36 МГц коэффициент приведения равен
• для транспондеров С-диапазона с полосой пропускания 40 МГц коэффициент приведения равен
для транспондеров С-диапазона с полосой пропускания 76 МГц коэффициент приведения равен
для транспондеров Ки-диапазона с полосой пропускания 36 МГц коэффициент приведения равен
Тогда общее число транспондеров в условно-натуральных единицах составит:
^усл.-нат Я1 ^рив.1 Я2 ^рив.2 Я/ ^рив./
+ Я,/ к™ п = 80 + 22 • 0,67 + 50 • 0,74 +
ш прив.п ' '
+4 • 1,41 + 10^0,67 = 144,1условных транспондеров.
Данное значение показателей меньше, чем фактическое суммарное число транспондеров ФГУП "Космическая связь" (166 транспондеров), но оно отражает усредненные возможности предприятия по предоставлению потребителям услуг связи с использованием полной емкости транспондера космического аппарата и, следовательно, может применяться для определения средней себестоимости услуги данного вида в рамках раздельного учета.
Следует также иметь в виду, что при оказании конкретных услуг в определенных случаях заявителю требуется полоса частот меньше той, которая обеспечивается в условиях полного использования транспондера. При использовании заказчиком части емкости транспондера, объем услуг определяется по результатам частотно-энергетического расчета пропорционально занимаемой полосе частот (в процентном выражении от полной емкости транс-
пондера). Соответственно, этот подход применим и в отношении себестоимости услуг с использованием части емкости транспондера, которая будет равна произведению себестоимости услуги связи с полной емкостью транспондера и коэффициента, учитывающего долю занимаемого ресурса транспондера для оказания данной услуги.
Рассмотренный подход определения объема услуг в условно-натуральных единицах также может быть использован, если возникает необходимость определения себестоимости оказания услуг доступа к космическому сегменту по конкретным космическим аппаратам или частотным диапазонам. При этом в каждом из двух упомянутых случаях необходимо выбрать и обосновать показатель, принимаемый за базу, используемую для расчета коэффициентов приведения.
Литература
1. Голубицкая ЕА. Тарифы связи: проблемы и решения для стран СНГ // Вестник связи, 2013, №11. С.18-21.
2. Голубицкая ЕА. Экономика связи: учебник для вузов. - М.: ИРИАС, 2006. - 488 с.
3. Пястолов СМ. Экономический анализ деятельности предприятий. — М.: Академический проект, 2004. — 576 с.
4. Харченко Т.В. Статистика: Учебник. — М.: Дашков и К., 2007. — 336 с.
5. www.rcc.ru.
6. www.economicаn.r'u/v_fin.php?id=2.
7. www.dic.academic.ru/dic.net/dic_economic-law/8667.
8. wwwbibliofond.m/v'ew.aepx?id=492997.
Methodological peculiarities of determination of the scope of services of operators of a satellite communication
Golubitskaya E., MTUCI, Gelena. [email protected]
Abstract
Considered the meaning and types of gauges volume of communication services, the role and scope of natural meters in the planning and analytical work, the necessity of application of semi-natural meter volume of services to determine their cost within the framework of separate accounting of income and expenses. Given the example of determination of the scope of a particular type of satellite communication services on the basis of the semi-natural mater.
Keywords: satellite communication; measures of services volume; natural meter; semi-natural meter; separate accounting; cost services.
References
1. Golubitskaya EA Tariffs of telecommunication: problems and solutions for CIS countries / Vestnik svyazi, No11, pp. 18-21.
2. GolubHskaya EA. The economy of telecommunication: tutorial for high schools. Moscow, 2006. 448 p.
3. Piastolov S.M. Economic analysis of activity of the enterprises. M.oscowt, 2004. 576 p.
4. Kharchenko T.V. Statistics: tutorial. Moscow, 2007. 336 p.
5. www.rcc.ru.
6. www.economican.ru/v_fin.php?id=2.
7. www.dic.academic.ru/dic.nst/dic_economic-law/8667.
8. wwwbibliofond.ru/viewaspx?id=492997.
T-Comm #3-2014
S3